УДК 377.1
А.Б. БАЯКАЕВА
ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ БИНАРНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖА
Предметом исследования являются организация и проведение бинарного занятия в рамках освоения профессионального модуля ПМ.02 «Прием, размещение и выписка гостей» у студентов 2-го курса специальности 43.02.11«Гостиничный сервис». Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Чаще всего такие уроки ведут два преподавателя. Важную роль в подготовке и проведении бинарного урока играет психологическая и методическая совместимость педагогов. Ключевые слова: практика, бинарное занятие, профессиональный модуль, бинарный урок, гостиничный сервис.
The subject of research is the organization and carrying out of binary classes in the framework of professional development module PM.02 «reception, accommodation and check-out guests» of the students 2-course specialty 43.02.11 Hotel service. These classes allow you to integrate knowledge from different fields to solve a problem, provide an opportunity to apply their knowledge in practice. Most of these classes are two teachers. An important role in the preparation and conduct of the binary lesson plays a psychological and methodological teachers' compatibility.
Keywords: practice, a binary occupation, professional module binary lesson, hotel service.
Организация современного производства требует не только высокообразованных руководителей, но и специалистов, способных к творческому решению сложных задач. Реформирование экономики и производства путем внедрения достижений научно-технического прогресса должно найти отражение в процессе совершенствования методик и технологий образования.
Рассмотрим организацию учебного процесса по подготовке высококвалифицированных специалистов среднего звена на факультете среднего профессионального образования Российской международной академии туризма.
Предметом нашего исследования являются организация и проведение бинарного занятия в рамках освоения
© Баякаева А.Б., 2016
профессионального модуля ПМ.02 «Прием, размещение и выписка гостей» у студентов 2-го курса специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис».
Обозначенные в концепции модернизации российского образования и отраженные в ФГОСе цели и задачи связаны не только с совершенствованием компетенции современного специалиста, но и с улучшением взаимосвязей образовательного учреждения с рынком труда, обновлением содержания и методологии соответствующей образовательной среды.
Решению этих задач в профессиональном образовании способствуют технологии интерактивного, интегрированного, проектного, проблемного, модульного обучения. Составной частью современных педагогических технологий является форма организации
обучения. Как вид учебного занятия бинарный урок предполагает совмещение теории и практики или двух предметов. Это нетрадиционный вид урока. Цель бинарного урока - создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать студентам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.
Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Как одна из форм проекта бинарные уроки служат средством повышения мотивации изучения предмета, так как создают условия для практического применения знаний; развивают аналитические способности и изобретательность; обладают огромным воспитательным потенциалом.
Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Чаще всего такие уроки ведут два преподавателя. Важную роль в подготовке и проведении бинарного урока играет психологическая и методическая совместимость педагогов.
Какова последовательность подготовки проведения бинарных уроков? Прежде всего, это анализ фактического материала, который может служить темой бинарного урока. Затем необходимо рассмотреть, в какой степени этот материал поможет повысить мотивацию деятельности студентов. Следующий шаг - поиск наиболее рациональной формы проведения урока. Это могут быть урок-театр, урок-пресс-конференция, урок-концерт, урок-путешествие, урок-исследование, урок-заседание редколлегии и т.д. Бинарный
урок можно провести и в традиционной форме, когда изучение нового материала предваряется постановкой проблемного вопроса, фронтальным опросом изученного материала, лекцией преподавателей, сопровождаемой мультимедийной презентацией, закреплением материала в условиях учебной лаборатории или учебного полигона, проверки знаний студентов в режиме on-line.
Важным этапом подготовки бинарного урока является совместное тщательное планирование. Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования.
Опыт проведения бинарных уроков показывает, что их подготовка и проведение способствует совершенствованию профессиональных компетенций преподавателей и формированию адекватной оценки студентами значимости изучаемых дисциплин для будущей профессиональной деятельности.
Цель исследования - эффективность бинарных занятий по профессиональным модулям ПМ. 01 «Бронирование», ПМ.02 «Прием, размещение и выписка гостей», ПМ.03 «Организация обслуживания гостей во время проживания», ПМ.04 «Организация продаж гостиничного продукта» на примере профессионального модуля ПМ.02 «Прием, размещение и выписка гостей» в подготовке специалистов среднего звена по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» на факультете СПО РМАТ.
При формировании высококвалифицированного специалиста среднего звена важно, чтобы:
• студент получил комплекс знаний;
• имел возможность определить роль и место каждой дисциплины;
• мог быстро адаптироваться на производстве.
Такую возможность и предоставляют бинарные занятия. Проведение этих занятий позволяет студентам:
• глубже ознакомиться с учебным материалом;
• максимально сблизить аудиторное обучение с практикой профессиональной деятельности;
• обеспечить междисциплинарные связи;
• развивает у студентов интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности и инициативу.
Для будущих специалистов сферы предоставления гостиничных услуг проводятся занятия по теме «Регистрация иностранных гостей в гостинице».
Основная цель занятия - обобщить, систематизировать и закрепить теоретические знания студентов, уметь применять профессиональные навыки, а также принимать оптимальные решения в профессиональной деятельности. Такая тема позволяет поставить задачу, благодаря которой можно установить связь с такими профессиональными модулями дисциплинами, как ПМ.01 «Бронирование», ПМ.02 «Организация обслуживания гостей в процессе проживания», иностранный язык, деловой иностранный язык, юриспруденция, бухгалтерский учет, менеджмент и т.д.
При подготовке будущих менеджеров гостиничных комплексов также проводится большое количество деловых игр, занятий по решению нестандартных (нетипичных) ситуаций с гостями, происходящими в службе приема и размещения отеля.
Данные занятия проводятся с целью обобщения теоретических знаний и заключаются в умении применить их в практической деятельности, находя при этом оптимальные решения.
Чтобы выполнить поставленные задачи, студенту необходимо использовать знания, полученные по всем дисциплинам, перечисленным выше, а также задействовать сообразительность, логику и мышление.
Результаты проведения бинарных занятий по профессиональному модулю ПМ.02 «Прием, размещение и выписка гостей» доказывают, что студенты в достаточном объеме усваивают основные темы, понимая при этом суть профессиональных и общих компетенций (ПК, ОК), систематизируют знания по различным дисциплинам в логической взаимосвязи, правильно ориентируются в проблемных ситуациях, находят верные пути решения.
Проведение таких занятий дает возможность формировать у студентов целостные знания, умение использовать их в практической деятельности, находить правильные решения, активизировать процесс обучения, достичь высокой активности в группе, повысить уровень усвоения материала, воспитывают чувство долга, ответственности, взаимопомощи, участия в коллективном труде, повышают эффективность обучения.
Такие занятия целесообразно проводить после изучения теоретического курса, перед проведением практики. Это дает возможность подготовить студентов к участию в производственных процессах, закрепить полученные знания и сформировать навыки их применения на практике. Если проводить такие занятия после практики, то в этом случае целью является формирование у студентов умений и навыков принимать оптимальные решения.
При формировании высококвалифицированного специалиста среднего звена важно, чтобы студент полу-
чил комплекс знаний, имел возмож- дисциплины и быстро адаптировался ность определить роль и место каждо- на предприятии. Такую возможность и го профессионального модуля (ПМ) и предоставляют бинарные занятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тимохина ТЛ. Организация приема и обслуживания туристов: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2013.352 с.
2. Наумова Г.Р. Развитие общих компетенций в профессиональной подготовке специалистов гостиничного сервиса: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2012.
УДК 37.013
М.Н. КОМАРОВ, В.Ю. КАРПОВ, И.Н. ТУЗОВ,
Ж.Ю. ЧАЙКА
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Анализируются содержание, формы и методы социального развития детей и молодежи на примере функционирования многопрофильного культурно-спортивного центра в рамках автономной некоммерческой организации по месту жительства.
Ключевые слова: социальное развитие, воспитание, доступный туризм, автономная некоммерческая организация.
Article analyzes the content, forms and methods of social development of children and young people exemplified by the multidisciplinary cultural and sports center as part of the autonomous non-profit organization at the place of residence.
Keywords: social development, education, accessible tourism, autonomous non-profit organization.
Под социальным развитием понимается процесс формирования социально значимых знаний, умений и навыков жизнедеятельности детей и молодежи в окружающей среде, содействующих удовлетворению их разнообразных потребностей, интересов и способствующих самоактуализации личности. В качестве цели социального развития при-
© Комаров М.Н., Карпов В.Ю., Тузов И.Н., Чайка Ж.Ю., 2016
нимается формирование личности ребенка, подростка, юноши (девушки), обладающего общественно и личност-но значимыми качествами и готовностью к жизнедеятельности в окружающей среде [4] в соответствии с нормами здорового образа жизни [2].
В последние годы возникли серьезные проблемы в социальном развитии детей и молодежи в связи с усилившейся разобщенностью, ростом индивидуализма, тягой к вредным привыч-