Научная статья на тему 'Содержание учебно-методического комплекта по реализации профессионального модуля в образовательном процессе СПО'

Содержание учебно-методического комплекта по реализации профессионального модуля в образовательном процессе СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
828
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФГОС / СПО / ОПОП / УМК / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / ГОСТИНИЧНЫЙ СЕР-ВИС / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / GEF / OSS / OPOP / CMD / PROFESSIONAL MODULE / HOTEL SERVICE / WORK PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баякаева А.Б.

Учебно-методический комплект совокупность нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для реали-зации профессионального модуля в соответствии с учебным планом. Основная цель соз-дания учебно-методического комплекта предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного освоения профессионального модуля. Задачами преподавателя являются оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка освоения модуля, мотивация к самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баякаева А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching kit a set of regulatory and educational-methodical documentation, training tools and control, necessary and suffi cient for the implementation of the professional module, in accordance with the curriculum. The main objective of CMO to give the student a complete set of training materials for professional self-development module (PM). The objectives of the teacher is to provide advisory services, actual and fi nal evaluation module development, motivation to self-cognitive and practical activities of student

Текст научной работы на тему «Содержание учебно-методического комплекта по реализации профессионального модуля в образовательном процессе СПО»

УДК

А.Б. БАЯКАЕВА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПО

Учебно-методический комплект - совокупность нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для реализации профессионального модуля в соответствии с учебным планом. Основная цель создания УМК -предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного освоения профессионального модуля (ПМ). Задачами преподавателя являются оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка освоения модуля, мотивация к самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся.

Ключевые слова. ФГОС, СПО, ОПОП, УМК, профессиональный модуль, гостиничный сервис, рабочая программа.

Teaching kit - a set of regulatory and educational-methodical documentation, training tools and control, necessary and sufficient for the implementation of the professional module, in accordance with the curriculum. The main objective of CMO - to give the student a complete set of training materials for professional self-development module (PM). The objectives of the teacher is to provide advisory services, actual and final evaluation module development, motivation to self-cognitive and practical activities of students.

Keywords: GEF, OSS, OPOP, CMD, professional module, hotel service, the work program.

Актуальность данной темы обусловлена реализацией федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего профессионального образования третьего поколения. В связи с чем, образовательным учреждениям СПО необходимо коренным образом пересмотреть организацию образовательного процесса, содержание профессионального образования, подходы к формированию и оценке профессиональных и общих компетенций, к организации учебной и производственной практик, разработать и в дальнейшем внедрить основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) по всем специальностям.

© Баякаева А.Б., 2017

Эффективность реализации основных профессиональных образовательных программ в значительной степени обусловлена качеством учебно-методического обеспечения, которое понимается как совокупность всех учебно-методических документов, являющихся дидактическим средством управления образовательным процессом (планирования, регулирование, анализ, контроль, оценка, коррекция).

В рамках мероприятий по реализации ФГОС на факультете среднего профессионального образования Российской международной академии туризма созданы рабочие группы из числа преподавателей, которые разрабатывают учебно-методические комплекты (УМК) по реализации профессиональных модулей по специальностям СПО 43.02.10 Туризм, 43.02.11 Гостиничный сервис.

Учебно-методический комплект - совокупность нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для реализации профессионального модуля в соответствии с учебным планом.

Основная цель создания УМК - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного освоения профессионального модуля (ПМ). Задачами преподавателя являются оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка освоения модуля, мотивация к самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся.

В общем виде модель УМК по реализации профессионального модуля выглядит следующим образом (рисунок).

Моделируя структуру и содержание учебно-методического обеспечения для реализации профессиональных модулей, рабочая группа руководствуется основными концептуальными подходами, закрепленными в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования нового поколения:

• Ориентация на результат. При этом минимальные требования к подготовке обучающихся выражаются в форме профессиональных и общих компетенций.

• Интеграция теоретического и практического компонентов в обучении, обоснованный отбор необходимых теоретических знаний в рамках каждого модуля (причем теоретические знания интегрированы в практические занятия), доминирование самостоятельного изучения теоретического материала обучающимся.

• Единство задач формирования общих и профессиональных компетенций. Данный аспект отражает один из важных этапов интеграции профессиональных и общеобразовательных дисциплин в содержании профессионального образования. Создание развивающей и практико-ориентированной среды обучения с целью формирования не только профессиональных, но и общих компетенций.

• Использование активных форм обучения (изучение конкретных случаев из практики, проекты, метод решения проблем, ролевые и деловые игры,

обучение с помощью компьютера, имитация трудовой деятельности, учебный эксперимент, групповое и индивидуальное исследование и пр.). При этом обучающиеся активно вовлекаются в образовательный процесс: они должны понимать и разделять цели и задачи программы обучения, они могут обсуждать формы и методы обучения, оценивать свою работу и работу преподавателей, брать на себя ответственность за свое обучение.

• Критериальное оценивание. Производится поэтапно в ходе реализации модуля, при этом критерии оценивания определяются заранее и доводятся до сведения студентов.

Модель УМК по реализации профессионального модуля

Так, например, в состав учебно-методического комплекса профессионального модуля ПМ. 02 Прием, размещение и выписка гостей для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис включены следующие материалы:

1. Рабочая программа профессионального модуля;

2. Планирование текущей и итоговой оценки по реализации модуля;

3. Учебное пособие для студентов с контрольно-измерительными материалами для самопроверки;

4. Методические рекомендации по выполнению практических работ, содержащие контрольную ведомость и дневник обучающегося;

5. Методические рекомендации для студентов по выполнению учебной и производственной (по профилю специальности) практик;

6. Дневник-отчет по программам практик;

7. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы;

8. Примерные темы для написания курсовых работ;

9. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ.

Согласно разработанному учебному плану по данной специальности

данный модуль усилен дополнительным объемом часов из вариативной части. Для полного овладениями профессиональными компетенциями по профессиональным модулям ПМ.01 Бронирование гостиничных услуг, ПМ.02 Прием, размещение и выписка гостей, ПМ.03 Организация обслуживания гостей в процессе проживания, ПМ.04 Продажа гостиничного продукта и ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (учебная практика) вводятся дополнительные дисциплины из вариативной части Введение в специальность, что позволят студентам лучше вникнуть в их будущую профессию, а так же подготовиться к выполнению практических работ и прохождению производственной практики.

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Прием, размещение и выписка гостей разрабатывается в соответствии с документом «Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей и учебных дисциплин начального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования Министерства образования и науки РФ».

Руководство по модулю - учебно-планирующий документ, который предназначен для преподавателей. В нем обозначены методы обучения, необходимые ресурсы, а также содержится краткий сценарий занятий по реализации модуля, включающий формы и методы текущей и итоговой оценки, и спецификация модуля, разработанная в соответствии с требованиями профессионального стандарта в сфере гостиничного сервиса.

В учебное пособие для студентов включены теоретический материал по содержанию модуля и контрольно-измерительные материалы для самопроверки и самоконтроля.

Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ предназначены для оказания помощи студентам. Они содержат задания для практических и лабораторных работ, пооперационный алгоритм выполнения работ, форму отчетности, перечень контрольных вопросов, контрольную ведомость и дневник обучающегося. В контрольной ведомости преподаватель отмечает поэтапное приобретение им практического опыта, формирование общих и профессиональных компетенций. Дневник предназначен для осуществления обучающимся самооценки и самоконтроля

освоенных умений, для фиксирования выявленных возможных затруднений, замечаний и предложений, а также для оценивания деятельности преподавателя.

С целью обеспечения эффективной самостоятельной работы студентов им предоставляются методические рекомендации в рамках реализации модуля, которые содержат задания, инструкцию к выполнению, вопросы для самоконтроля и критерии оценивания выполненной работы.

Практика является обязательным разделом ОПОП, оно обеспечивает практико-ориентированную подготовку обучающихся. В связи с переходом образования СПО на стандарты нового поколения, более 60% от всего времени обучения приходиться на практические работы, как аудиторные, так и непосредственно на базах практик. По данному модулю предусматривается как учебная, так и производственная практики. Для выполнения программы учебной и производственной практик в рамках освоения модуля составляются методические рекомендации для студентов по выполнению учебной и практической практики, в которые входят задания по практике, инструкции по прохождению практики, перечень рекомендуемой литературы. К методическим рекомендациям прилагается дневник-отчет по программам практик, который состоит из памятки для практиканта, личной карточки инструктажа по охране труда, плана выполнения заданий, листа самооценивания, чека-листа прохождения практики, листа оценивания самостоятельной деятельности практиканта, листа оценивания учебной и производственной практики руководителем практик от предприятия, характеристики-отзыва от руководителя практики с места прохождения студентом производственной практики, аттестационного листа, в котором представлены все профессиональные и общие компетенции по конкретному профессиональному модулю и уровнем их освоения (низкий, средний, высокий) и итоговой ведомости.

Таким образом, реформирование профессионального образования предполагает не только разработку обновленной модели и стандартов образования, но и соответствующее методическое обеспечение. Причем от успеха в деле оснащения образовательного процесса современными педагогическими технологиями, методиками активного обучения во многом зависит и успех проводимой реформы в целом. В этой связи представляется перспективным сделать ставку на разработку и внедрение учебно-методических комплексов по конкретным учебным дисциплинам и профессиональным модулям в соответствии с требованиями новых стандартов профессионального образования.

Литература

1. Профессиональный стандарт по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис. М., 2010.

2. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учеб. пособие. М., 2010.

3. Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации, 2010.

4. Макаров А.В., Трофимова З.П., Вязовкин В.С., Гафарова Ю.Ю. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: учебно-метод. пособие. Минск, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.