Научная статья на тему 'Организация и проведение бинарного занятия'

Организация и проведение бинарного занятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИНАРНОЕ ЗАНЯТИЕ / НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ / BINARY CLAS / NON-TRADITIONAL FORM OF CONDUCTING A CLASS / METHODS OF CONDUCTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Т. В., Рядовская О. Д.

Рассмотрены достоинства бинарных занятий. Описаны этапы их планирования. Произведен анализ проведенного бинарного занятия. Выявлены сложности, связанные с организацией проведения бинарных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND CONDUCTion OF BINARY class

The advantages of binary classes are considered. The planning stages are described. The analysis of the completed binary class is made. Organizational difficulties of completed binary class are revealed.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение бинарного занятия»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

УДК 378.147

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ БИНАРНОГО ЗАНЯТИЯ

Т. В. Кузнецова*, О. Д. Рядовская

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассмотрены достоинства бинарных занятий. Описаны этапы их планирования. Произведен анализ проведенного бинарного занятия. Выявлены сложности, связанные с организацией проведения бинарных занятий.

Ключевые слова: бинарное занятие, нетрадиционная форма проведения занятия, методика проведения.

ORGANIZATION AND CONDUCTION OF BINARY CLASS

T. V. Kuznetsova*, J. D. Ryadovskaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The advantages of binary classes are considered. The planning stages are described. The analysis of the completed binary class is made. Organizational difficulties of completed binary class are revealed.

Keywords: binary clas, non-traditional form of conducting a class, methods of conducting.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология - это синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного педагогического опыта.

При конструировании современного урока все чаще используются различные формы и методы организации обучения [1]. В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные занятия, основанные на междисциплинарных связях, так как предполагается использование сплава из различных педагогических технологий.

Бинарное занятие - особый тип занятия, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (курсов, дисциплин и т. д.) [2]. Такое занятие проводят два преподавателя. При подготовке занятия педагоги совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и обучающихся, но проводит каждый педагог свою часть учебного занятия автономно.

Такие занятия позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике [3], чем способствую формированию у студентов соответствующих компетенций.

Бинарные занятия интересны и студентам, и педагогам. Они сплачивают педагогический коллектив, между педагогами меняются взаимоотношения, кроме того, и у студентов, и у педагогов расширяются кругозор и сфера влияния. При этом достигается единый подход к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к студентам в процессе их учебной деятельности.

Часто технология бинарного обучения используется для чтения лекций. Лекцию могут проводить два преподавателя разных дисциплин, два преподавателя одной дисциплины, преподаватель и мастер производственного обучения.

Чтение бинарной лекции может проходить и по следующему сценарию: первый преподаватель высказывает свои мысли по какой-либо проблеме, второй слушает и по окончании выступления задает вопросы, дополняет, возражает (вопросы могут задавать и сами студенты). Затем они меняются ролями.

Эту же технологию можно использовать и для проведения практических работ, семинара, беседы и т. п.

Этапами подготовки бинарного занятия являются [4]:

- выбор темы занятия, анализ фактического материала, который может служить его темой;

- формулирование целей занятия;

- отбор содержания, формулирование основных проблем, ключевых идей занятия, понятий, смыслов;

- поиск наиболее рациональной формы занятия;

- совместное, тщательное планирование;

- написание совместного конспекта занятия;

- продумывание рисков и ограничений.

Авторами было проведено бинарное занятие по

дисциплинам «Метрология, стандартизация и сертификация» и «Выполнение работ по профессии токарь» для студентов 2 курса специальности «Технология машиностроения» Аэрокосмического колледжа.

В ходе выбора темы занятия было выявлено, что содержание тем «Комплексные системы стандартов» первой дисциплины и «Гигиена труда и производственная санитария» второй дисциплины пересекаются, так как вопросы гигиены труда и производственной санитарии отражаются в Системе стандартов безопас-

Решетневские чтения. 2018

ности труда. В итоге была сформулирована общая тема «Отражение вопросов гигиены труда и производственной санитарии в системе стандартов».

Целью бинарного занятия стало формирование знаний о способах поиска информации по вопросам гигиены труда и производственной санитарии в нормативных документах.

В качестве формы занятия была выбрана лекция-презентация. Рассказывая о системах стандартов, первый преподаватель подробно остановился на Системе стандартов безопасности труда, пояснив какие вопросы охраны труда отраженны в стандартах ГОСТ и ГОСТ Р. Далее второй преподаватель рассказал о негативных факторах производства в целом и при обработке на токарных станках.

Подготовка и проведение данного бинарного занятия показала, что несмотря на его явные достоинства, существуют объективные препятствия для его частого использования в педагогической практике.

Во-первых, нетрадиционные формы работы в процессе обучения не должны использоваться часто, чтобы не вызывать у студента ложного, неверного представления об обучении как процессе постоянного удивления и праздника. Процесс обучения - это целенаправленная и трудоемкая учебная деятельность, выполняющая определенные задачи и функции, при этом контролируемая на выходе [5].

Во-вторых, подготовка бинарного занятия занимает большое количество времени как у преподавателей, так и у студентов. Поэтому надо учитывать занятость преподавателей и возможность проконтролировать самостоятельную работу студентов задолго до проведения занятия.

В-третьих, сложно соотнести программы разных дисциплин и совместить расписание учебных занятий таким образом, чтобы нужная тема в задействованных в занятии группах совпадала по дате.

В-четвертых, существует проблема недостаточной разработанности технологии проведения бинарного занятия.

Библиографические ссылки

1. Борисова С. Н. Бинарный урок. Что такое? [Электронный ресурс]. URL: https://videouroki.net/

razrabotki/binarnyy-urok-chto-takoe.html (дата обращения: 26.08.2018).

2. Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogical_ dictionary.academic.ru/l (дата обращения: 22.08.2018).

3. Руденко С. И. Интегрированные и бинарные уроки [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok. ru/files/intieghrirovannyie-i-binarnyie-uroki.html (дата обращения: 22.08.2018).

4. Шагаева А. Технология бинарного учебного занятия [Электронный ресурс]. URL: http://www. myshared.ru/slide/737023/ (дата обращения: 26.08.2018).

5. Дьяченко Н. В. Интегрированное занятие как способ активизации познавательной деятельности в вузе // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2016. № 2 (февраль). С. 11-15. URL: http://e-koncept.ru/2016/16023.htm (дата обращения: 06.08.2018).

References

1. Borisova S. N. Binarnyy urok. Chto takoe? [Binary lesson. What is it?]. Available at: https://videouroki.net/ razrabotki/binarnyy-urok-chto-takoe.html (accessed: 26.08.2018). (In Russ.)

2. Pedagogicheskiy terminologicheskiy slovar' [Pedagogical terminological dictionary]. Available at: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/l (accessed: 22.08.2018). (In Russ.)

3. Rudenko S.I. Integrirovannye i binarnye uroki [Integrated and binary lessons]. Available at: https:// multiurok.ru/files/intieghrirovannyie-i-binarnyie-uroki. html (accessed: 22.08.2018) (In Russ.)

4. Shagaeva A. Tekhnologiya binarnogo uchebnogo zanyatiya [The technology of a binary class]. Available а£ http://www.myshared.ru/slide/737023/ (accessed: 06.08.2018). (In Russ.)

5. D'yachenko N. V. [Integrated class as a way of stimulating cognitive activity in the university] Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kontsept". 2016. № 2, P. 11-15. Available at: http://e-koncept.ru/2016/ 16023.htm (accessed: 26.08.2018). (In Russ.)

© Кузнецова Т. В., Рядовская О. Д., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.