Научная статья на тему 'Практика применения веб-квеста в обучении английскому языку'

Практика применения веб-квеста в обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

1329
176
Поделиться
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТ / ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМА / ИНТЕРНЕТ-СТРАНИЦА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Галустян О.В.

Рассматривается практика применения веб-квеста в обучении английскому языку. Приводится структура веб-квеста, формы его выполнения, а также интернет-платформы для создания веб-квеста. Практика применения веб-квеста проиллюстрирована темой «Travelling» / «Путешествие», изучаемой студентами базового курса неязыковых специальностей. Автор приходит к выводу, что применение веб-квеста в образовательном процессе позволит совершенствовать информационную компетентность будущего профессионала, что, в свою очередь, позволит быть конкурентоспособным специалистом в быстро меняющемся информационном обществе.

WEB-QUEST IN ENGLISH LANGUAGE TEACHING

Deals with the use of WebQuest in teaching English. The structure of WebQuest, its forms, Internet-based platforms for creating WebQuest are given. The practice of using WebQuest is illustrated with the topic «Travelling» which students study at the basic course of non-linguistic specialties. The author concludes that the use of WebQuest in the educational process allows to improve the information competence of the future professional, which in its turn will allow the specialist to be competitive in a rapidly changing information society.

Текст научной работы на тему «Практика применения веб-квеста в обучении английскому языку»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВ

УДК 378

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ВЕБ-КВЕСТА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

О. В. Галустян

Институт управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета

Поступила в редакцию 10 января 2015 г.

Аннотация: рассматривается практика применения веб-квеста в обучении английскому языку. Приводится структура веб-квеста, формы его выполнения, а также интернет-платформы для создания веб-квеста. Практика применения веб-квеста проиллюстрирована темой «Travelling» / «Путешествие», изучаемой студентами базового курса неязыковых специальностей. Автор приходит к выводу, что применение веб-квеста в образовательном процессе позволит совершенствовать информационную компетентность будущего профессионала, что, в свою очередь, позволит быть конкурентоспособным специалистом в быстро меняющемся информационном обществе.

Ключевые слова: веб-квест, обучение, информационная компетентность, информационные технологии, интернет-платформа, интернет-страница.

Abstract: deals with the use ofWebQuest in teaching English. The structure ofWebQuest, its forms, Internet-based platforms for creating WebQuest are given. The practice ofusing WebQuest is illustrated with the topic «Travelling» which students study at the basic course ofnon-linguistic specialties. The author concludes that the use ofWebQuest in the educational process allows to improve the information competence of the future professional, which in its turn will allow the specialist to be competitive in a rapidly changing information society. Key words: WebQuest, training, information competence, information technology, Internet platform, Website.

Согласно Всемирному докладу ООН ОДВ 2009 «Преодоление неравенства: важная роль управления. Образование для всех», образование является правом каждого человека, катализатором развития, ускорение прогресса в направлении образования для всех является одним из вызовов, определяющих развитие в начале XXI в. [1]. По мнению российских педагогов (Д. П. Афанасьевой, О. В. Галустян, Л. Г. Кузьминой, А. А. Левицкой, М. А. Стерниной, А. В. Фёдорова), система высшего профессионального образования является важным социальным институтом, претерпевающим кризисные явления, которые негативно сказываются на всех сторонах общественной жизни, такими как политика, экономика и общество в целом [2-6]. В качестве основного фактора обновления высшего профессионального образования выступает пересмотр методов обучения с учетом международных тенденций. Современным методом обучения считается веб-квест. Разработанный в 1995 г., профессором Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США), веб-квест является методом обучения, используя который, студенты

© Галустян О. В., 2015

различных уровней принимают участие в выполнении определенного задания, в котором применяются заранее подготовленные для этого интернет-ресурсы [7-12].

Согласно Б. Доджу, структура веб-квеста должна быть представлена следующим образом:

- введение - описание главных ролей участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;

- задание - формулировка проблемной задачи, формы представления конечного результата;

- ресурсы - список информационных ресурсов;

- план работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику веб-квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы);

- оценка - описание критериев и параметров оценки веб-квеста;

- заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении работы над веб-квестом [13-15].

Некоторые авторы (О. Н. Горбатова, А. Н. Жал-дыбина, И. А. Иващенко, И. Г. Казмина, Е. Г. Конькова, Н. Г. Муравьева) выделяют следующие формы веб-квеста:

1) создание базы данных по предложенной проблеме;

2) творческое задание - написание пьесы, рассказа, стихотворения, песни, создание видеоролика;

3) журналистское расследование - изложение информации на основе предложенных фактов;

4) научное исследование - изучение различных явлений, открытий, фактов с использованием интернет-ресурсов;

5) интервью с виртуальным персонажем [1619].

Наиболее эффективными формами защиты квест-проекта по английскому языку считаем устное выступление с иллюстративным материалом на основе презентации PowerPoint или создание тематического веб-сайта.

В архитектуре WebQuest используется принцип Универсального Дизайна Обучения (Universal Design-for Learning), который направлен на организацию учебного процесса таким образом, чтобы он подходил всем студентам с разным уровнем обученности. С технологической точки зрения, создание WebQuest заключается в создании документа, содержащем гиперссылки. WebQuest может быть создан в Word, Powerpoint, Excel [12, 20-22]. Существуют бесплатные платформы, например: http://zunal.com, http:// www.jimdo.com/, которые содержат подробные пошаговые инструкции по созданию и выполнению веб-квеста.

http://zunal.com - Zunal WebQuest Maker - это отличный инструмент для преподавателей и студентов. Это основная веб-программа для создания веб-квестов в короткие сроки и без знаний HTML.

Zunal WebQuest Maker - бесплатный ресурс, и для его работы не требуется скачивать дополнительные материалы. Данный ресурс имеет более 100 шаблонов на выбор, раздел под названием WebQuest Menu в левой части сайта, где показаны задания, выполненные другими пользователями. Они распределены по различным категориям, таким как музыка, английский язык и т. д. Zunal поддерживает мобильные устройства. Это значит, что можно посмотреть веб-квесты прямо со смартфона, для чего нужно зайти на m.zunal. com.

http://www.jimdo.com/ - платформа Jimdo позволяет преподавателям и студентам создавать уникальный сайт с фотографиями и тектами. У Jimdo есть также мобильное приложение. В данный момент Jimdo доступен на 9 языках, в том числе и на русском языке.

Рассмотрим технологию создания веб-квеста по теме «Travelling» / «Путешествие», изучаемой студентами базового курса неязыковых специальностей.

1-й этап. Студентам предложена следующая ситуация: «Вы - представители Великобритании, Ир-

ландии, Германии, США, Испании, Дании, Норвегии, Греции, Мексики, Бразилии, Армении и т.д., приехавшие в Россию. Расскажите о достопримечательностях своей страны».

2-й этап. Изучение материала по следующему плану:

a. The history of travelling;

b. Means of travelling;

c. Our preferences of travelling;

d. The reasons of people's travelling;

e. Going abroad (arguments for and against);

f. Travelling round the native country (arguments for and against).

Студентам было предложено использовать следующие интернет-источники:

1. http://en.wikipedia.org/wiki/Tourism

2. http://www.city-sightseeing.com/

3. http://www.milano.city-sightseeing.it/eng/

4. http://www.viennasightseeing.at/ru/home/

5. http://www.dublinsightseeing.ie/

6. http://www.newyorksightseeing.com/

7. http://www.barcelona-tourist-guide.com/en/ attractions/barcelona-tourist-attractions.html

Затем студентам было необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Рeoрlе travel because:

a) To see other countries and continents;

b) To enjoy picturesque places;

c) For a change of scene;

d) To understand the traditions and customs;

e) To practice foreign language.

2. Modern people have a lot of ways to spend their holidays

a) Quiet holiday by the see or in the mountains;

b) Enjoy hiking or mountain skiing;

c) Admire animals going on safari.

3. They can travel by:

a) Air: speed and comfort;

b) Train: more practical and economical; Enjoy the splendid view of the country-side;

c) Sea: relax on the sun deck and enjoy the panoramic view of the sea;

d) Car: rather convenient, don't have to buy tickets.

4. My ideal place to visit is...

3-й этап. Выполнение презентации или создание интернет-страницы по теме «Travelling» / «Путешествие».

Представим несколько скриншотов интернет-страницы «Travelling in Catalonia: Barcelona» / «Путешествие по Каталонии: Барселона», созданной на бесплатном сайте jimdo студентами,изучающими английский язык на базовом курсе.

На рис. 1 представлена общая информация о Барселоне.

1) Introduction.

Рис. 1. Introduction

Barcelona is a beautiful city with a great history. It is one of the main tourist centers.

На рис. 2 дана информация о главной достопримечательности Барселоны - Храме Святого Семейства.

2) Sagrada Familia by Antonio Gaudi.

The Sagrada Familia, Antoni Gaudi's unfinished masterpiece, is one of Barcelona's most popular tourist attractions. Construction on this church will continue for at least another decade, but it has already become Barcelona's most important landmark.

Рис. 2. Sagrada Familia by Antonio Gaudí

На рис. 3 предлагается информация о пешеходной busy square, with the Columbus Monument and the city's улице в центре Барселоны - Рамбле. waterfront.

3) La Rambla. На рис. 4 представлена информация о Доме Мила

La Rambla is the most famous street in Barcelona. - одной из достопримечательностей каталонской The wide boulevard connects the Plaça de Catalunya, a столицы - жилом доме, построенном архитектором

Антони Гауди для семьи Мила.

Рис. 3. La Rambla

Рис. 4. Casa Milá

4) Casa Mila.

Casa Mila, commonly known as La Pedrera is the largest civil building designed by Antoni Gaudi. The apartment block was constructed between 1906 and 1910.

На рис. 5 представлена информация о знаменитом Парке Гуэля, созданном Антонио Гауди.

5) Parc Gtiell.

Parc Gtiell is one of the world's most intriguing parks. The park's colorful main staircase and the fanciful

pavilions that were designed by Antoni Gaudi look like they belong in some fairy tale.

На рис. 6. - интересные факты о Барселоне.

6) Interesting facts about Barcelona.

The Sagrada Familia has taken longer to build than the Great Pyramids.The FC Barcelona Museum is the most visited museum of Barcelona. Barcelona has 12 abandoned metro stations - and they are haunted.

4 этап. Проведение круглого стола. После выполнения заданий по веб-квесту проводится круглый стол

Рис. 5. Parc Guell

i> I э I m w EH | о I fa» | © ЩвГ

Рис. 6. Interesting facts about Barcelona

в рамках учебного занятия, на котором студенты представляют свои доклады, обсуждают вопросы и выполняют задания, связанные с изученной темой. Студентам предлагается проиллюстрировать следующие высказывания известных людей по теме «Travelling» / «Путешествие»:

1. «A man travels the world over in search of what he needs, and returns home to find it» (Moore)./ «Человек может объездить весь мир в поисках того, что ему нужно, и найти это, вернувшись домой» (Мур).

2. «The man who goes out alone can start today; but he who travels with another must wait till that other is ready» (Thoreau). / «Человек, путешествующий один, может отправляться в путь хоть сегодня; тот, кто путешествует в компании, должен ждать, когда будут готовы его спутники« (Торье).

3. «The world is a book, and those who do not travel, read only a page» (Augustine, St.). / «Мир - это книга, и те, кто не путешествуют, читают лишь одну ее страницу» (Августин Блаженный).

Подводя итоги, следует отметить, что применение веб-квеста в образовательном процессе совершенствует информационную компетентность будущего профессионала, что, в свою очередь, позволит быть конкурентоспособным специалистом в быстро меняющемся информационном обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всемирный доклад ООН ОДВ 2009 «Преодоление неравенства : важная роль управления. Образование для всех». - Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/ book383.pdf

2. Афанасьева Д. П. Образовательный веб-квест как средство побуждения интереса учащихся к физике / Д. П. Афанасьева // Аммосов-2014 : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф., проводимой в рамках Форума научной молодежи федеральных университетов. Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. - Киров, 2014. - С. 629-633.

3. Галустян О. В. Современные образовательные технологии в организации учебного процесса / О. В. Галустян // Информатизация образования и науки. - М., 2013. - № 13 (19). - С. 24-34.

4. Кузьмина Л. Г. Иноязычная подготовка на неязыковых факультетах : динамика развития / Л. Г. Кузьмина, М. А. Стернина // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Проблемы высшего образования. - № 1. - 2010. - С. 111113.

5. Кузьмина Л. Г. Иноязычное образовательное пространство вуза и основные принципы его формирования / Л. Г. Кузьмина // Вестник Воронеж. гос. техн. ун-та. - Т. 9. - № 3,2. - 2013. - С. 67-70.

6. Левицкая А. А. Роль и значение веб-квеста в современном образовании / А. А. Левицкая, А. В. Фёдоров // Школьные технологии. - 2010. - № 4. - С. 73-85.

7. Ивлева Н. В. Образовательный веб-квест как инновационная образовательная технология при обучении иностранному языку / Н. В. Ивлева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 6.

- С. 225-228.

8. Козлова Н. Д. Веб-квест «Физики в Великой Отечественной» / Н. Д. Козлова // Физика-ПС (1 сентября).

- 2011. - № 7. - С. 42.

9. Овчаренко Э. И. Использование технологии развития критического мышления и образовательной технологии «веб-квест» на уроках немецкого языка / Э. И. Овчаренко // Актуальные проблемы образования в России и за рубежом : лингвистический, методический, педагогический аспекты : материалы VII Международной научно-практической заочной конференции. - Уль -яновск, 2014. - С. 109-114.

10. Олядничук О. В. Использование веб-квеста во внеурочной деятельности / О. В. Олядничук // Гуманитарное образование : история, традиции, перспективы : сборник научных трудов. - Елец, 2014. - С. 23-25.

11. Янгелова Л. В. Образовательные web-quest по биологии / Л. В. Янгелова // Современное естественнонаучное образование : достижения и инновации : материалы VI Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции. - Красноярск, 2013.

- С. 277-278.

12. Hodges J. Newspapers plug along in quest for web answer / J. Hodges// Advertising Age. - 1996. - Т. 67, № 18. S6p.

13. Панкова Т. В. Web-quest - технология формирование медиакомпетентности будущего учителя иностранного языка / Т. В. Панкова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - № 14.

- С. 90-95.

14. Петрова Ф. А. Образовательный веб-квест как способ активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся / Ф. А. Петрова // Аммосов-2014 : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., проводимой в рамках Форума научной молодежи федеральных университетов. Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. - Киров, 2014. - С. 695-699.

15. Шурупова Н. С. Технология веб-квест как один из видов организации творческой деятельности обучающихся / Н. С. Шурупова // Образование : ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2012. - № 2. - С. 138140.

16. Горбатова О. Н. Образовательный web-quest «необыкновенные приключения» / О. Н. Горбатова // Педагогическое образование на Алтае. - 2014. - № 1.

- С. 1-3.

17. Жалдыбина А. Н. Языковая социализация школьников в процессе обучения иностранному языку с использованием технологии веб-квест / А. Н. Жалдыбина // Роль психологии и педагогики в развитии общества : сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2014. -С. 19-21.

18. Иващенко И. А. Веб-квесты в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов /

И. А. Иващенко, И. Г. Казмина, Е. Г. Конькова // Университетское образование : сб. статей XVI Междунар. науч.-метод. конф.; под ред. В. И. Волчихина, Р. М. Пе-черской. - Пенза, 2012. - С. 166-167.

19. Муравьева Н. Г. Использование веб-квест технологии для совершенствования социокультурной компетенции студентов вуза / Н. Г. Муравьева// Электронный научно-практический журнал «Культура и образование». - 2014. - № 9 (13). - С. 24.

20. Marchiori M. The quest for correct information on the web : hyper search engines / M. Marchiori // Computer

Институт управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета

Галустян О. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков E-mail: olga.galustyan@gmail.com Тел.: (8634)36-10-81

Networks and ISDN Systems. - 1997. - T 29. - № 8-13. - R 1225-1235.

21. Quinn C. N. Web quest : porting 'quest for independence' to the world wide web / C. N. Quinn, G. Ahyong // Education and Information Technologies. - 1998. - T. 3, № 1. - R. 51- 78.

22. The Use of WebQuests for Helping Students Develop Their Information Skills. - Mode of access: http:// proquest.umi.com/pqdlink?Ver=1&Exp=01-12-2018&FM T=7&DID=2523537461&RQT=309&attempt=1&cfc=1

Institute of Mаnаgement in Economic, Ecological and Social Systems of Southern Federal University

Galustyan O. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Foreign Languages Department

E-mail: olga.galustyan@gmail.com

Теl.: (8634)36-10-81