Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ БОЛЬШИХ ДАННЫХ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ'

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ БОЛЬШИХ ДАННЫХ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дун Юэцзяо

Актуализация работ с большими данными, направленными на сбор и извлечение информации о пользователях услуг из нескольких баз данных государственных и негосударственных организаций, обещают новое понимание планирования предоставления и адресности социальных услуг. Однако появление больших данных вызвало серьезные споры в социальных науках, особенно, об их эффективности и этичности использования данных о людях, а также о том, как применять знания, которые могут появиться в результате этого процесса. Несмотря на то, что существуют дебаты об этичности больших данных в сфере социального обеспечения, практические проблемы процессов в рамках больших данных, которые могут подорвать их эффективность, еще предстоит изучить. Цель данной статьи состоит в том, чтобы выявить подобные этические проблемы и внести вклад в развитие прозрачного подхода к использованию больших данных в социальной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF USING BIG DATA TECHNOLOGIES IN SOCIAL MANAGEMENT

Big data initiatives to collect and extract data on service users and service activity from multiple government and non-government databases promise new insights into social service delivery planning and targeting. However, the advent of big data has generated significant controversy in the social sciences, especially about its effectiveness and the ethical use of human data, and how to apply the knowledge that may emerge from this process. While there has been some debate about the ethics of big data in the welfare industry, the practical issues of processes within big data that could undermine its effectiveness remain to be analyzed as they are applicable in this sector. Thus, the purpose of this article is to identify such ethical issues and stimulate discussion of practical issues in order to contribute to the development of a critical, cautious, but open approach to the latest «electronic turn» of social work.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ БОЛЬШИХ ДАННЫХ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ»

УДК 316

DOI 10.23672/a8615-6520-6866-g

Дун Юэцзяо

аспирант,

социологический факультет, Государственный университет имени М.В. Ломоносова 905141222@qq.com

Dong Yuejiao

Graduate Student, Sociological Faculty, State University named after M.V. Lomonosov 905141222@qq.com

Практика применения

технологий больших данных в социальном управлении

The practice of using big data

technologies in social management

Аннотация. Актуализация работ с большими данными, направленными на сбор и извлечение информации о пользователях услуг из нескольких баз данных государственных и негосударственных организаций, обещают новое понимание планирования предоставления и адресности социальных услуг. Однако появление больших данных вызвало серьезные споры в социальных науках, особенно, об их эффективности и этичности использования данных о людях, а также о том, как применять знания, которые могут появиться в результате этого процесса. Несмотря на то, что существуют дебаты об этичности больших данных в сфере социального обеспечения, практические проблемы процессов в рамках больших данных, которые могут подорвать их эффективность, еще предстоит изучить. Цель данной статьи состоит в том, чтобы выявить подобные этические проблемы и внести вклад в развитие прозрачного подхода к использованию больших данных в социальной работе.

Ключевые слова: большие данные, технологии управления информацией, распространение информации, конфиденциальная информация.

Annotation. Big data initiatives to collect and extract data on service users and service activity from multiple government and non-government databases promise new insights into social service delivery planning and targeting. However, the advent of big data has generated significant controversy in the social sciences, especially about its effectiveness and the ethical use of human data, and how to apply the knowledge that may emerge from this process. While there has been some debate about the ethics of big data in the welfare industry, the practical issues of processes within big data that could undermine its effectiveness remain to be analyzed as they are applicable in this sector. Thus, the purpose of this article is to identify such ethical issues and stimulate discussion of practical issues in order to contribute to the development of a critical, cautious, but open approach to the latest «electronic turn» of social work.

Keywords: big data, information management technologies, information dissemination, confidential information.

Существует мнение о том, что большие данные могут предоставить гуманитарным дисциплинам новые возможности претендовать на статус количественной науки. Однако, несмотря на то, что используемые данные могут быть количественными или были определены количественно в процессе ввода в базу данных, они могут быть не такими надежными или объективными, как может показаться, и некоторые авторы приходят к выводу, что сама идея «необработанных данных» является оксюмороном [1]. Как отмечает Гришин, «данные натурализуются, а их институциональные и методологические предпосылки исключаются из обсуждения» [2]. В то же время, Гришиным высказаны серьезные этические опасения по поводу использования больших данных как, в целом, так и в информатике социального обеспечения [2]. Также, ведутся споры об этичности применения больших данных в системе социального обеспечения [3], особенно в отношении согласия на использование персональных данных и ее конфиденциальности [4].

По мнению Котова, «риторика объективности, пронизывающая большие данные, может быть очень привлекательной для политиков, поскольку они пытаются реагировать на сложный мир социальных явлений и иметь возможность прямого с ним взаимодействия» [5]. Объективность больших данных может не подвергаться сомнению по мере того, как они становятся все более распространенными в экономике, в целом, и в секторе социального обеспечения, в частности. Тем не менее, как показал анализ того, как информация генерируются, а затем отбирается, извлекается, анализируются и интерпретируются в больших данных, многие субъективные решения, присущие этим процессам, подрывают претензии на объективность. Кроме того, как уже отмечалось, эти субъективные факторы могут оставаться скрытыми от внимания при представлении результатов. Это не означает, что качественные или малые данные, подходы к пониманию и решению социальных проблем лишены тех же методологических проблем и ограничений, что и большие

данные. Наоборот, большие данные способны значительно увеличить масштабы проблем, которые могут возникнуть из-за предположений, направленных на социальные отношения.

Таким образом, большие данные не застрахованы от споров об использовании статистических рассуждений в социальных исследованиях, которые касаются как определения социального явления, так и того, как сделать его измеримым. Определение социального явления как социальной проблемы, выявление индикаторов и принятие решения о том, кто или что должно стать объектом социального взаимодействия, - сугубо политический вопрос. Большие данные имеют тенденцию усугублять дисбаланс сил в цифровую эпоху, поскольку их методы используются избранным меньшинством для принятия решений, имеющих далеко идущие последствия для большинства [7]. Эта тенденция контрастирует с коллективными подходами в секторе социального обеспечения, которые направлены на привлечение пользователей этих услуг [8; 9]. Как и в случае с небольшими данными, крайне важно, чтобы исследователи и практики культивировали понимание того, как субъективность действует в контексте больших данных, чтобы поставить под сомнение возможные ошибки при включении или исключении данных, расчетов и интерпретации. Это важное направление в развитии критической точки зрения, с которой сектор социального обеспечения может взаимодействовать с большими данными, чтобы предотвратить, например, дальнейшее

Литература:

1. Гришин Б.И. Создание и использование больших данных для управления социально-экономическим развитием / Б.И. Гришин // Экономика. Налоги. Право. 2020. № 13(2). С. 103.

2. Аганбегян А.Г. О целевой направленности региональной стратегии социально-экономического развития / А.Г. Аганбегян // Экономические стратегии. 2021. Т. 166. № 8. С. 61.

3. Оценка влияния реального сектора и непроизводственных сфер на динамику индекса деловой активности / А.А. Френкель [и др.] // Финансы: теория и практика. 2021. Т. 23. № 2. С. 117-133.

4. Смотрицкая И.И. Современные тенденции цифровой трансформации государственного управления / И.И. Смотрицкая, С.И. Черных // Вестник Института экономики РАН. 2022. № 5. С. 223.

5. Котов Б.И. О единой социально-экономической политике и стратегическом планировании / Б.И. Котов, А.А. Френкель // Экономическая политика. 2017. № 4. С. 233.

6. Тихомиров Б.И. Цифровизация социально-экономического развития: тернистый путь к новому качеству информационного общества / Б.И. Тихомиров // Экономика. Налоги. Право. 2021. Т. 12. № 4. С. 208.

ухудшение социального обеспечения нуждающейся категории граждан.

Цель этой статьи состояла в том, чтобы привлечь внимание к практическим проблемам, связанным с большими данными, в предоставлении новых идей в секторе социального обеспечения, которые связаны с процессами генерации, сбора, анализа и интерпретации информации. Анализ показал, что применение подхода больших данных в секторе социального обеспечения далеко не простое дело. Ошибки могут привести к вводящим в заблуждение информации, на которой основываются решения в отношении политики социального обеспечения, что может привести к нанесению вреда как отдельным лицам, так и населению в целом. Анализ также привлек внимание к субъективности, присущей большим данным, что контрастирует с утверждениями об их объективности. Осознание прошлых проблем с развитием информационных систем должно способствовать здоровому скептицизму в отношении применения больших данных в социальной работы, но развитие критической точки зрения не должно приводить к полному отказу от их внедрения. В этой связи уместно предположить, что критическая рефлексия может более конструктивно применяться для управления развитием больших данных, чтобы с большей вероятностью избежать серьезных ошибок и чтобы сектор социального обеспечения имел больше возможностей для улучшения качества обслуживания.

Literature:

1. Grishin B.I. Creation and use of big data for social and economic development management / B.I. Grishin // Economy. Taxes. Right. 2020. № 13 (2). P. 103.

2. Aganbegyan A.G. On the target orientation of the regional strategy for socio-economic development / A.G. Aganbegyan // Economic strategies. 2021. Vol. 166. № 8. P. 61.

3. Assessment of the impact of the real sector and non-productive spheres on the dynamics of the business activity index / A.A. Frenkel [et al.] // Finance: theory and practice. 2021. Vol. 23. № 2. P. 117-133.

4. Smotritskaya I.I. Modern trends in the digital transformation of public administration / I.I. Smotritskaya, S.I. Chernykh // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2022. № 5. P. 223.

5. Kotov B.I. On a unified socio-economic policy and strategic planning / B.I. Kotov, A.A. Frenkel // Economic policy. 2017. № 4. P. 233.

6. Tikhomirov B.I. Digitalization of socio-economic development: a thorny path to a new quality of the information society / B.I. Tikhomirov // Economics. Taxes. Law. 2021. Vol. 12. № 4. P. 208.

7. Агеев А.И. Методика цифровой экономики в части управления и контрольной деятельности в реальном секторе экономики / А.И. Агеев, В.А. Ра-дина // Экономические стратегии. 2020. № 3. С. 446.

8. Сафина ТА. Актуальность и значимость исследования процессов трансформации и цифро-визации экономики в современном мире / Т.А. Сафина // Евразийский юридический журнал. 2021. № 6(157). С. 228-229.

9. Смирнов Е.Н. К вопросу о влиянии цифровых трансформаций на регулирование международной электронной коммерции / Е.Н. Смирнов, С.В. Поспелов, Б.Д. Нуриев // Дискуссия. 2021. № 4(107). С. 21-28.

7. Ageev A.I. The methodology of the digital economy in terms of management and control activities in the real sector of the economy / A.I. Ageev, V.A. Radina // Economic strategies. 2020. № 3. P. 446.

8. Safina T.A. Relevance and significance of the study of the processes of transformation and digitali-zation of the economy in the modern world / T.A. Safina // Eurasian Legal Journal. 2021. № 6 (157). P. 228-229.

9. Smirnov E.N. On the impact of digital transformations on the regulation of international e-commerce / E.N. Smirnov, S.V. Pospelov, B.D. Nuriev // Discussion. 2021. № 4(107). P. 21-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.