Для цитирования: Костоусова Ю. А., Комарова О. В. Цифровизация государственного финансового контроля:
0 институциональный анализ // Журнал экономической теории. — 2019. — Т. 16. — № 4. — С. 842-848
jf doi 10.31063/2073-6517/2019.16-4.20 Z УДК 336.1
JEL H 83, D 82, E 02
^ ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ:
1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 1
I- Ю. А. Костоусова, О. В. Комарова
Цифровизация экономики вызывает трансформацию экономических институтов и системы государственного управления. Одной из проблем управления общественными финансами выступает формирование адекватных цифровых систем государственного финансового контроля для обеспечения эффективности использования бюджетных средств. Цель исследования: изучить сущность цифровизации государственного финансового контроля на основе институциональной методоло-о гии. Основываясь на контент-анализе научных исследований и нормативно-правовых актов в облапь сти государственного финансового контроля, а также на анализе данных о реализации программы ^ цифровизации государственного управления в Российской Федерации, выделены тенденции цифро-х визации контрольной деятельности органов Федерального казначейства. В статье обосновано, > что трансформация института государственного финансового контроля в условиях цифровизации ^ должна опираться на внедрение риск-ориентированного подхода; использование новых каналов взаимодействия с обществом и получателями услуг и формирование сложных интегрированных систем, основанных на анализе Big Data. Данные рекомендации позволят обеспечить прозрачность и доступность информации об использовании общественных фондов для граждан страны, а также будут способствовать снижению нагрузки на получателей бюджетных средств и федеральные органы исполнительной власти при осуществлении контроля. В свою очередь, это позволит повысить эффективность контроля и снизить его ресурсоемкость.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, институт, цифровизация, Федеральное казначейство, трансакционные издержки, интегрированные информационные системы
О и
О
Развитие системы государственного управления и формирования государства, ориентированного на благосостояние, сопряжено с формированием адекватной системы контроля расходования общественных фондов. Трансформация системы производственных отношений в условиях научно-технического развития и развития Индустрии 4.0 оказывает воздействие и на общественный сектор экономики, вызывая необходимость внедрения не только новых технологий в сфере управления, но и изменения механизма взаимодействия экономических агентов. Так, Е. Олово-Окере и К. Томкинс (Olowo-Okere, Tomkins, 1998) доказали, что государственные системы финансового контроля постоянно эволюционируют, поэтому требуют не только исторического анализа, но и анализа проблем текущего контекста. В исследовании А. К. Левис и др. (Lewis A.C. et al., 2014) отмечается: «...вслед за изменением финансовых и производственных технологий, внедрения цифровых технологий в сферу государственного управления должны измениться
1 © Костоусова Ю. А., Комарова О. В. Текст. 2019.
и технологии финансового контроля и аудита». При этом, как отмечает И. Ц. Цыренова (2011. С. 344), отсутствие единой системы финансового контроля препятствует формированию общего информационного пространства в деятельности контрольных органов, выработке эффективной контрольной политики.
Анализ современных научных исследований в области цифровой экономики и общественного сектора позволяет выделить несколько ключевых аспектов рассмотрения государственного финансового контроля. Обзор понятий государственного финансового контроля представлен во многих российских исследованиях: Цыренова, 2011; Бусалова, Горчакова, 2018; Полещук, Баженова, 2019. Мы в своем исследовании будем опираться на определение, данное С. Е. Прокофьевым (2015. С. 3): «Государственный финансовый контроль — это совокупность действий и процессов по проверке соблюдения государственными и иными органами, а также органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового и иного связанного с ним законодательства Российской Федерации и
субъектов РФ, эффективности и результативности использования государственных финансовых и иных ресурсов». Государственный контроль в России имеет разветвленную структуру: по уровням принятия решения — федеральный и региональный, а также по компетенции государственных органов разделяется на контроль органов законодательной, исполнительной и судебной властей (Булыга, 2017. С. 12).
Государственный контроль в финансово-бюджетной сфере — это неотъемлемая составляющая системы управления государственными финансами в России, в результате которой обеспечивается обратная связь, информируется субъект управления о результатах его управляющего воздействия, выявляются нарушения и недостатки, выдаются рекомендации по их устранению. Контроль в финансово-бюджетной сфере, проводимый Федеральным казначейством и его территориальными подразделениями, реализуется посредством проведения камеральных и выездных проверок (плановых и внеплановых), обследований и санкционирования операций.
Государственные органы, уполномоченные осуществлять контроль в финансово-бюджетной сфере, отслеживают денежные потоки в экономике страны, проверяют эффективное и целевое расходование средств, предоставленных межбюджетных трансфертов (субсидий). То есть, субъектами государственного финансового контроля выступают не только государственные структуры, но также и юридические лица, индивидуальные предприниматели (Измоденов и др., 2017). Таким образом, при управлении государственными финансами регулируется состояние всей финансовой системы России.
Современный государственный финансовый контроль ориентирован на программно-целевое бюджетирование, в рамках которого, начиная с 2010 года, с учетом целей макроэкономической политики активно используются государственные программы (Карепина и др., 2019).
Очевидно, что государственный финансовый контроль с позиций институциональной теории относится к формальным экономическим институтам, признаками которого являются наличие нормативно-правовой базы, государственного аппарата, инфраструктуры и государственных программ (Комарова, 2007).
Анализ современных исследований системы государственного финансового контроля в условиях цифровизации экономики обнаружил следующие проблемы (Фомина
и др., 2018): отсутствие информационных тех- У нологий при проведении проверок и ревизий Н (автоматизации контрольных мероприятий), > устаревание технологии проведения контроль- ш ных мероприятий, отсутствие объективных О критериев оценки нарушений и выявления Н недостатков бюджетного законодательства М России, отсутствие гибкости учета потребно- 4 стей в бюджетных средствах и риска финанси- т руемых проектов. Одной из ключевых проблем к внедрения информационных технологий явля- Й ется формирование системы государственного т финансового контроля таким образом, «чтобы о контроль был эффективным инструментом И управления, а не наказания»'. ^
Указанные обстоятельства обусловили необ- 1 ходимость цифровизации деятельности орга- Я4 нов Федерального казначейства по контролю в 4 финансово-бюджетной сфере. При проведении внутреннего государственного финансового ¡2 контроля возможности цифровизации позволят снизить затраты ресурсов (например, анализировать информацию, не выходя на объект контроля), уровень погрешности в полученных результатах проверки и повысить степень объективности выявленных нарушений и недо-статков2. Именно поэтому важным аспектом развития современного государственного финансового контроля является внедрение цифровых технологий и адаптация механизмов контроля с учетом их использования: «миссия внедрения цифровых технологий в сферу государственного управления должна состоять в повышении его качества, в том числе качества государственных услуг и качества управления реализацией национальных проектов (программ) для обеспечения экономического роста страны» (Смотрицкая, Черных, 2018. С. 23).
При этом динамика внешней среды оказывает негативное воздействие на формальные институты, поскольку «органы государственного управления в силу консервативности механизма принятия государственно-политических решений и сложившегося бюрократического стиля принятия решений, ... подвержены изменениям гораздо медленнее, чем того тре-
1 Интервью руководителя УФК по Алтайскому краю В. М. Костиной «Вектор контроля» // Спецвыпуск «Российской газеты» «Регион. Богатства Сибири». — 2016.
— 22 дек., № 290 (7158).
2 Гнездилов И. С. Внутренний государственный финансовый контроль в условиях цифровизации экономики // Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее: сб. науч. ст. Всеросс. науч. конф. (17-18 октября 2018 года), в 4-х томах. — Т. 1 / Юго-Зап. гос. ун-т.
— Курск: ЗАО Университетская книга, 2018. — С. 60-64.
g бует динамика внешней среды» (Большаков ™ и др., 2017. С. 67). Это приводит к тому, что ST институциональные структуры не успевают - за изменениями среды и всегда оказываются ^ в состоянии несоответствия потребностям об-^ щества, поэтому целью цифровизации госу-х дарственного финансового контроля является о опережение складывающихся экономических тенденций.
>х В этой связи отметим важные аспекты ин-2 ституциональных исследований. Во-первых, ш ключевой функцией институтов является снижение трансакционных издержек. В условиях 2 цифровизации появляются новые трансакции ° и, как следствие, новые виды трансакционных о издержек, обусловленные спецификой изме-т няющихся экономических отношений. К ним ^ относятся: продуктовая неопределенность, по-х веденческая неопределенность, удобство, эко-> номическая полезность, надежность и специ-^ фичность активов (Choi et al., 2014; Попов и др., 2018). Во-вторых, наблюдается снижение эффективности институтов, обусловленное возрастанием иррационального оптимизма и действием убывающей отдачи, в том числе программ государственного финансирования (Попов, Сухарев, 2018). Таким образом, трансформация института государственного финансового контроля в условиях цифровизации должна опираться на следующие элементы:
— внедрение риск-ориентированного подхода в системе государственного финансового контроля;
— использование новых каналов взаимодействия с обществом и получателями услуг;
— формирование сложных интегрированных систем, основанных на анализе Big Data.
Внедрение риск-ориентированного подхода обеспечивает устойчивость института государственного финансового контроля, поскольку направлено на снижение трансакционных издержек, обусловленных неопределенностью экономических процессов и специфичностью активов агентов — получателей бюджетных средств. Как отмечает Э. А. Исаев (2018. С. 44), «требуется гармонизировать подходы к осуществлению финансового контроля на всех его уровнях и разработать унифицированную модель риск-ориентированного контроля в единой иерархической системе. На каждом уровне контроля должна быть сформирована карта рисков, в которой для каждого риска будут отображаться значимость и вероятность его наступления». Гармонизация финансового контроля на всех уровнях позволит сократить общественные издержки управления бюджетными
ресурсами, будет способствовать повышению прозрачности и эффективности государственного финансового контроля, что обусловлено устойчивостью институтов при формировании единых правил взаимодействия экономических субъектов.
Использование новых каналов взаимодействия с обществом и получателями услуг, например, социальных сетей и специальных программных (или мобильных) приложений. Одним из эффектов цифровизации является активное развитие социальных медиа, формирование цифровых платформ и рынка программ специального назначения (компьютерных и мобильных приложений): государственные учреждения могут использовать каналы социальных сетей для повышения организационной эффективности, повышения операционной эффективности, расширения прав и возможностей индивидов, создания ценности для заинтересованных сторон (Vatrapu, 2013). Например, развитие системы «Правительство 2.0», основанной на развитии Web 2.0, позволяет привлекать большее количество людей к обсуждению государственных программ и проектов, а значит, формировать более точные общественные потребности, повышать экономическую эффективность расходования бюджетных ресурсов.
Формирование сложных интегрированных систем, основанных на анализе Big Data: в 2019 году количество организаций, за которые Федеральное казначейство будет осуществлять ведение учета и составление отчетности, составит 400, в 2020 году — 3000, в 2021 году — 7000 казенных учреждений '. Всемирный банк разработал требования к интегрированным информационным системам управления финансами -Financial Management Information System (FMIS)2, которые поддерживают автоматизацию и интеграцию процессов управления государственными финансами, включая формирование бюджета, исполнение (например, контроль за обязательствами, управление денежными средствами / долгом, операции с казначейством), бухгалтерский учет и отчетность. Решения FMIS могут значительно повысить эффективность и справедливость государ-
1 Албычев А. С. Актуальные вопросы создания, развития и эксплуатации ИС и инфраструктуры в Федеральном казначействе: доклад, июнь 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.roskazna.ru, свободный (дата обращения 20.08.2019).
2 Financial Management Information Systems (FMIS) [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org (дата обращения 20.08.2019).
ственных операций, а также имеют большой потенциал для расширения участия, прозрачности и подотчетности.
В настоящее время при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации используются пять информационных систем:
1) Единая информационная система в сфере закупок позволяет анализировать и контролировать реестры контрактов и договоров, планы и планы-графики закупок объекта контроля, обоснование закупок, правил нормирования, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, достоверности отражения в бюджетном учете поставленного товара, применения заказчиком мер ответственности в случае нарушения условий контракта'. С 1 января 2019 года система перешла на полную электронную контрактацию, что позволяет осуществлять контроль в сфере закупок в режиме реального времени.
2) Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» содержит полную информацию о бюджетном процессе и позволяет на основе анализа данных выявлять и предупреждать риски появления нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации2.
3) Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах предназначена для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг3. Благодаря сервису субъекты контрольной деятельности в режиме реального времени могут получить актуальную информацию о своих обязательствах перед бюджетами бюд-
1 Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения 20.08.2019).
2 Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» [Электронный ресурс]. URL: http://www.budget.gov.ru (дата обращения 20.08.2019).
3 Приказ Казначейства России от 12.05.2017 № 11н (ред. от 11.07.2018) «Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государ-
ственных и муниципальных платежах» (Зарегистрировано
в Минюсте России 21.07.2017 № 47500) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019) [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_220840/ (дата обращения 20.08.2019).
жетной системы Российской Федерации и сво- У евременно их исполнить. Н
4) Автоматизированная система > Федерального казначейства содержит основ- ш ные документы, позволяющие контролиро- О вать движение средств федерального бюджета, Н что позволяет заблаговременно выявить факт М нарушения бюджетного законодательства, а 4 также прогнозировать наличие нарушений в т будущем. к
5) Автоматизированная система планиро- Й вания контрольной и надзорной деятельности т федеральной службы финансово-бюджетного о надзора является внутренним информаци- И онным сервисом Федерального казначейства, ^ обеспечивает взаимодействие центрального 1 аппарата и Управлений Федерального казна- Я4 чейства в субъектах Российской Федерации4. 4
Формирование сложных интегрированных систем предполагает автоматическое выявле- ¡2 ние нарушений и применение мер реагирования, что позволило бы предотвратить потенциальные нарушения. Увеличение объема анализируемых данных в интегрированных информационных системах способствует проведению более глубокого анализа финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля 5.
Несмотря на реализуемые Федеральным казначейством мероприятия, основная проблема цифровизации государственного финансового контроля, которая заключается в большом количестве участников бюджетного процесса и большом объеме данных, подлежащих информационному представлению, еще не решена, что затрудняет процессы внедрения цифровых технологий в систему государственного управления и снижает ее гибкость по отношению к технологическому развитию экономики.
Итак, комплексное внедрение обозначенных мероприятий повысит общественную эффективность государственного финансового контроля и будет способствовать снижению
4 Информационно-аналитические системы Федерального казначейства: Информация официального сайта Федерального казначейства [Электронный ресурс]. URL: // https://roskazna.ru/gis/informacionno-analiticheskie-sistemy-federalnogo-kaznachejstva/ (дата обращения 20.08.2019).
5 Хашева З. М., Чумакова Н. А., Адамян Ж. А. Внутренний государственный финансовый контроль в условиях циф-ровизации экономики // Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов Юга России: сб. науч. тр. по материалам V Всеросс. науч.-практ. конф. / под науч. ред. проф. А. А. Тамова. — Майкоп: ЭлИТ, 2018. — С. 81-86.
g трансакционных издержек экономических должно наблюдаться снижение нагрузки на по™ агентов при осуществлении государствен- лучателей бюджетных средств и федеральные ST ных контрактов и использовании бюджетных органы исполнительной власти с точки зрения - средств. Кроме прозрачности и доступно- ведения учета и контроля.
^ сти информации об общественных финансах н^
^Е Список источников
^ Большаков С. Н., Лескова И. В., Большакова Ю. М. Цифровая экономика как составляющая технологической
ш платформы государственной политики и управления // Вопросы управления. — 2017. — № 1 (44). — С.64-70.
Булыга Р. П. Классификация и стандартизация финансового контроля и аудита в Российской Федерации // Учет.
0 Анализ. Аудит. — 2017. — № 5. — С.10-17.
^ Бусалова С. Г., Горчакова Э. Р. Внутренний государственный финансовый контроль в условиях цифровизации
^ экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2018. — № 7. — С. 34-38.
S Измоденов А. К., Франц О. Б., Шайбакова Л. Ф. Контроль, надзор и аудит в системе государственного управления
^ // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2017. — № 9 (83). — С. 97-104.
X Исаев Э. А. Контроль в финансово-бюджетной сфере. Риск-ориентированный подход, актуальные вопросы и
° перспективы // Бюджет. — 2018. — № 8 (188). — С. 11-13.
m Карепина О. И., Богославцева Л. В., Богданова О. Ю. Развитие государственного финансового контроля в контек-
^ сте программно-проектного бюджетирования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.
1 — 2019. — № 4. — С. 204-211.
Комарова О. В. Институт государственной поддержки малого предпринимательства и проблемы его развития в России. — Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. — 128 с.
Полещук Т. А., Баженова М. О. Государственный финансовый контроль: понятие и анализ основных методов // Карельский научный журнал. — 2019. — Т. 8. — № 1 (26). — С. 57-59.
Попов Е. В., Герцегова К., Семячков К. А. Инновации в институциональном моделировании долевой экономики // Журнал институциональных исследований. — 2018. — Т.10. — № 2. — С. 25-42. — DOI: 10.17835/20766297.2018.10.2.026-043.
Попов Е. В., Сухарев О. С. Цифровая экономика: «иррациональный оптимизм» управления и финансирования // Экономика. Налоги. Право. — 2018. — Т. 11. — № 2. — С. 6-17. — DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-2-6-17.
Прокофьев С. Е. Новации в сфере государственного финансового контроля, осуществляемого Казначейством России // Финансы и кредит. — 2015. — № 10 (634). — С. 2-10.
Смотрицкая И. И., Черных С. И. Современные тенденции цифровой трансформации государственного управления // Вестник ИЭ РАН. — 2018. — № 5. — С. 22-36.
Фомина Е. А., Ходковская Ю. В., Тамарова Р. Р. Государственный финансовый контроль в условиях цифровой экономики // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2018. — № 5 (143). — С. 73-75.
Цыренова И. Ц. Анализ проблем развития системы государственного финансового контроля в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. — 2011. — № (2). — С. 342-344.
Choi H. R., Cho M. J., Lee K., Hong S. G., Woo C. R. The business model for the sharing economy between SMEs. WSEAS Transaction of Business and Economies. — 2014. — No. 11(1). — Р. 625-634.
Vatrapu R. Understanding Social Business. In: Akhilesh K. (eds) Emerging Dimensions of Technology Management. — Springer, India, 2013. — DOI: https://doi.org/10.1007/978-81-322-0792-4_11.
Lewis A. C., Neiberline C., SteinhoffJ. C. Digital auditing: Modernizing the Government Financial Statement Audit Approach // Journal of Government Financial Management. — Spring 2014. — Vol. 63. — Issue 1. — P. 32-37.
Olowo-Okere E., Tomkins C. Understanding the evolution of government financial control systems // Accounting, Auditing & Accountability Journal. — 1998. — Vol. 11. — No. 3. — P. 309-331.
Информация об авторах
Костоусова Юлия Анатольевна — магистрант, Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Российская Федерация; e-mail: nevada_tan_666@mail.ru).
Комарова Оксана Викторовна — кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии, Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Российская Федерация; e-mail: okkomarova@yandex.ru).
For citation: Kostousova, Y. A., & Komarova, O. V. (2019). Digitalization of the State Financial Control: Institutional Analysis. Zhurnal ekonomicheskoj Teorii [Russian Journal of Economic Theory], 16(4), 842-848
Y. A. Kostousova, O. V. Komarova
Digitalization of the State Financial Control: Institutional Analysis
The digitalization of the economy leads to economic institutions and public administration system transformation. The creation of digital systems of state financial control for providing efficient use of budget is one of the public financial management
O. A. KocmoycoBa, O.B. KoMapoBa 847
problems. The aim of scientific research is to study digitalization of state financial control based on institutional methodology. ^
The digitalization trends control activity of Federal treasure bodies has been indicated. It is based on content analysis of scientific p
research, legal general documents in the area of state financial control and analyzing data on realization of digitalization A
program for public administration in the Russian Federation. The article substantiates that the transforming institution of state ^
financial control in the conditions of digitalization should be based on introduction of risk-based approach, the use new channels w
of communication with society and recipients of services and the formation of complex integrated systems based on Big Data o
O
r> O
o
analysis. These recommendations will ensure transparency and accessibility of the information about the use of public funds for citizens and help to reduce the burden on recipients of budgetary funds and federal executive bodies in exercising control. In turn, this will increase the effectiveness of the control and reduce its' resource intensity.
Keywords: state financial control, institute, digitalization, Federal Treasury, transaction costs, integrated information systems
References St
—i
Bol'shakov, S. N., Leskova, I. V., & Bol'shakova, Yu. M. (2017). Tsifrovaya ekonomika kak sostavlyayushchaya tekhnolog- 0 icheskoy platformy gosudarstvennoy politiki i upravleniya [Digital economy as part of the technological platform of public p policy and administration]. Voprosy upravleniya [ManagementIssues], 1(44), 64-70. (In Russ) ^
Bulyga, R. P. (2017). Klassifikatsiya i standartizatsiya finansovogo kontrolya i audita v Rossiyskoy Federatsii [Classification . and Standardization of Financial Control and Audit in the Russian Federation]. Uchet. Analiz. Audit. [Accounting. Analysis. 6 Auditing], 5, 10-17. (In Russ) "z
Busalova, S. G., & Gorchakova, Je. R. (2018). Vnutrenniy gosudarstvennyy finansovyy kontrol' v usloviyakh tsifrovizatsii 4 ekonomiki [Internal state financial control in the context of the digitalization of the economy]. Vestnik Altayskoy akademii 2 ekonomiki i prava [Journal Bulletin of Altai Economics and Law Institute], 7, 34-38. (In Russ)
Izmodenov, A. K., Frants, O. B., & Shaybakova, L. F. (2017). Kontrol', nadzor i audit v sisteme gosudarstvennogo upravleniya [Control, oversight and audit in the system of governmental administration]. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki [Regional problems of transforming the economy], 9(83), 97-104. (In Russ)
Isaev, E. A. (2018). Kontrol' v finansovo-byudzhetnoy sfere. Risk-orientirovannyy podkhod, aktual'nye voprosy i per-spektivy [Control in the financial and budgetary sphere. Risk-based approach, current issues and prospects]. Zhurnal Byudzhet [Budget], 8(188), 11-13. (In Russ)
Karepina, O. I., Bogoslavtseva, & L. V., Bogdanova, O. Yu. (2019). Razvitie gosudarstvennogo finansovogo kontrolya v kontekste programmno-proektnogo byudzhetirovaniya [Development of state financial control in the context of program-project budgeting]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, social-economic and social sciences], 4, 204-211. (In Russ)
Komarova, O. V. (2007). Institut gosudarstvennoy podderzhki malogo predprinimatel'stva i problemy ego razvitiya v Rossii [The Institute of State Support for Small Business and the problems of its development in Russia]. Ekaterinburg, Russia: Izd-vo GOU VPO «Ros. gos. prof.-ped. un-t», 128. (In Russ).
Poleshchuk, T. A., & Bazhenova, M. O. (2019). Gosudarstvennyy finansovyy kontrol': ponyatie i analiz osnovnykh metodov [State financial control: concept and analysis of basic methods]. Karel'skiy nauchnyy zhurnal [Karelian Research Journal], 8, 1(26), 57-59. (In Russ)
Popov, E. V., Gertsegova, K., & Semyachkov, K. A. (2018). Innovatsii v institutsional'nom modelirovanii dolevoy ekonomiki [Innovations in the institutional modelling of the sharing economy]. Zhurnal institutsional'nykh issledovaniy [Journal of institutional studies], 10(2), 25-42. DOI: 10.17835/2076-6297.2018.10.2.026-043. (In Russ)
Popov, E. V., & Sukharev, O. S. (2018). Tsifrovaya ekonomika: «irratsional'nyy optimizm» upravleniya i finansirovaniya [Digital Economy: «Irrational Optimism» of Management and Financing]. Ekonomika. Nalogi. Pravo [Economics, taxes & law], 11(2), 6-17. DOI: 10.26794/1999-849X2018-11-2-6-17. (In Russ)
Prokof'ev, S. E. (2015). Novatsii v sfere gosudarstvennogo finansovogo kontrolya, osushchestvlyaemogo kaznacheystvom Rossii [Innovation in the state financial control exercised by the russian federal treasury]. Finansy i kredit [Finance and Credit], 10(634), 2-10. (In Russ)
Smotritskaya, I. I., & Chernykh, S. I. (2018). Sovremennye tendentsii tsifrovoy transformatsii gosudarstvennogo upravleniya [Modern trends in the digital transformation of public administration]. Vestnik Ie RAN [The Bulletin of the Institute of Economics of the Russian academy of sciences], 5, 22-36. (In Russ)
Fomina, E. A., Khodkovskaya, Yu. V., & Tamarova, R. R. (2018). Gosudarstvennyy finansovyy kontrol' v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [State Financial Control in the Digital Economy]. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskiy zhurnal [Economics and Management: Research and Practice Journal], 5(143), 73-75. (In Russ)
Tsyrenova, I. Ts. (2011). Analiz problem razvitiya sistemy gosudarstvennogo finansovogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii [The analysis of problems in the state financial control system development in the Russian Federation]. Problemy ekonomiki i yuridicheskoy praktiki [Economic problems and legal practice], 2, 342-344. (In Russ)
Choi, H. R., Cho, M. J., Lee, K., Hong, S. G., & Woo, C.R. (2014). The business model for the sharing economy between SMEs. WSEAS Transaction of Business and Economics, 11(1), 625-634.
Vatrapu, R. Understanding Social Business. In: Akhilesh K. (eds) Emerging Dimensions of Technology Management. Springer, India. 2013. DOI https://doi.org/10.1007/978-81-322-0792-4_11.
Lewis, A. C., Neiberline, C., & Steinhoff, J. C. (2014). Digital auditing: Modernizing the Government Financial Statement o Audit Approach. Journal of Government Financial Management. 63 (1), 32-37.
^ Olowo-Okere, E., & Tomkins, C. (1998). Understanding the evolution of government financial control sys-2 tems. Accounting, Auditing & Accountability Journal, 11(3), 309-331.
vO
Authors
h^
s Yuliya Anatol'evna Kostousova — Master Student, Ural State University of Economics (Ekaterinburg, Russian
S Federation; e-mail: nevada_tan_666@mail.ru).
O Oksana Victorovna Komarova — PhD in Economics, Ass. Prof., Department of Political Economy, Ural State Univer-
¡^ sity of Economics (Ekaterinburg, Russian Federation; e-mail: okkomarova@yandex.ru).
О x
О ^
m
<c x
CL >