Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ: ПЕРЕХОД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ: ПЕРЕХОД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ФИНАНСОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / STATE FINANCIAL CONTROL / DIGITAL ECONOMY / FINANCIAL OFFENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокудина Александра Петровна

В научной статье исследована система государственного финансового контроля в изменяющихся экономических условиях, а также трансформация государственного финансового контроля в условиях перехода к цифровой экономике. Рассмотрены новейшие финансовые технологий государственного финансового контроля, которые или уже реализованы на практическом уровне в Российской Федерации, или планируются к реализации в ближайшее время. Актуальность исследования заключается в том, что в связи с развитием цифровизации государственного сектора экономики, все активнее стоит вопрос разработки и практического применения различных финансовых технологий, позволяющие проводить контрольные функции органам финансового контроля. Автором выражена собственная точка зрения относительно эффективного сокращения расходов федерального бюджета с применением новых цифровых платформ, а также упрощения и прозрачности всей системы контроля и оперативности реагирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE FINANCIAL CONTROL IN A CHANGING ECONOMIC SITUATION: THE TRANSITION OF THE RUSSIAN FEDERATION TO THE DIGITAL ECONOMY

The scientific article examines the system of state financial control in changing economic conditions, as well as the transformation of state financial control in the transition to the digital economy. The latest financial technologies of state financial control, which are either already implemented at the practical level in the Russian Federation, or are planned to be implemented in the near future, are considered. The relevance of the research lies in the fact that in connection with the development of digitalization of the public sector of the economy, the issue of developing and practical application of various financial technologies that allow financial control bodies to perform control functions is becoming more and more active. The author expresses his own point of view regarding the effective reduction of Federal budget expenditures using new digital platforms, as well as simplification and transparency of the entire control system and responsiveness.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ: ПЕРЕХОД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

Государственный финансовый контроль в условиях изменяющейся экономической ситуации: переход Российской Федерации к цифровой экономике

State financial control in a changing economic situation: the transition of the Russian

Federation to the digital economy

Прокудина Александра Петровна

Студент 3 курса Факультет Институт магистратуры Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69 e-mail: approkudina@mail.ru

Prokudina Alexandra

Student 3 term Faculty of Institute of magistracy Rostov State University of Economics Rostov-on-don, Bolshaya Sadovaya str., 69 e-mail: approkudina@mail.ru

Аннотация.

В научной статье исследована система государственного финансового контроля в изменяющихся экономических условиях, а также трансформация государственного финансового контроля в условиях перехода к цифровой экономике. Рассмотрены новейшие финансовые технологий государственного финансового контроля, которые или уже реализованы на практическом уровне в Российской Федерации, или планируются к реализации в ближайшее время. Актуальность исследования заключается в том, что в связи с развитием цифровизации государственного сектора экономики, все активнее стоит вопрос разработки и практического применения различных финансовых технологий, позволяющие проводить контрольные функции органам финансового контроля. Автором выражена собственная точка зрения относительно эффективного сокращения расходов федерального бюджета с применением новых цифровых платформ, а также упрощения и прозрачности всей системы контроля и оперативности реагирования.

Annotation.

The scientific article examines the system of state financial control in changing economic conditions, as well as the transformation of state financial control in the transition to the digital economy. The latest financial technologies of state financial control, which are either already implemented at the practical level in the Russian Federation, or are planned to be implemented in the near future, are considered. The relevance of the research lies in the fact that in connection with the development of digitalization of the public sector of the economy, the issue of developing and practical application of various financial technologies that allow financial control bodies to perform control functions is becoming more and more active. The author expresses his own point of view regarding the effective reduction of Federal budget expenditures using new digital platforms, as well as simplification and transparency of the entire control system and responsiveness.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль; цифровая экономика; финансовые правонарушения, управление государственными финансами, финансовые технологии.

Key words: state financial control; digital economy; financial offenses, public Finance management, financial technologies.

Государственный финансовый контроль является неотъемлемой составляющей системы управления государственными финансами Российской Федерации. Контроль финансово-бюджетной сферы реализуется посредством проведения камеральных и выездных проверок, обследований, санкционирования операций. С помощью цифровизации экономики возможно добиться минимизации очных взаимодействий проверяющего и проверяемого в рамках государственного финансового контроля. В условиях изменяющейся экономической ситуации это позволит значительно упростить контрольные операции, а, следовательно, повысить их эффективность и увеличить оперативность реагирования. [3]

Также следует отметить, что государственный финансовый контроль обусловлен необходимостью удовлетворения государственных интересов, а именно, построения эффективного механизма контроля за

использованием фондов денежных средств. На сегодняшний день в этих целях воплощена современная информационная система «Электронный бюджет». Данная система связывает органы внутреннего контроля (Федеральное казначейство Российской Федерации) и органы внешнего контроля (Счетная палата Российской Федерации).

На сегодняшний день одним из важных аспектов осуществления финансовой и правовой политики Российской Федерации является государственный финансовый контроль. Его задача состоит в том, чтобы эффективно распределить и использовать государственные бюджетные и муниципальные средства, разработать успешную финансовую тактику и стратегию. Также с его помощью происходит контроль соблюдения органами государственной власти, физическими и юридическими лицами требований финансового законодательства, проводится бюджетно-финансовый контроль/мониторинг, а также анализ финансового состояния государственных организаций. [4]

В текущих условиях активно протекающей социально-экономической трансформации, затрагивающей также и все сферы общественных финансов, ключевым фактором, влияющим на развитие государственного финансового контроля, является цифровая составляющая данных преобразований. Данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально -экономической деятельности, что является необходимым условием повышения конкурентоспособности страны, качества жизни граждан, обеспечения экономического роста и национального суверенитета.

Не менее важно подчеркнуть, что результативность государственного финансового контроля на всех стадиях его проведения будет зависеть от полноты сбора информации об объекте контроля и эффективности ее обработки. Соответственно, в условиях постоянно растущих объемов информации, ключевой задачей становится создание условий для анализа огромных массивов данных органами финансового контроля, что в свою очередь требует коренных преобразований существующих организационных принципов финансового контроля. [1]

В Российской Федерации множество программ развития направлены на цифровую трансформацию государственного управления, в частности финансового контроля, т.к. современные цифровые технологии позволяют добиться результативного управления федеральным бюджетом страны и повышения качества государственного финансового контроля.

Отметим, что без системной трансформации управленческих процессов, без кардинальной перестройки работы всего госаппарата масштабной отдачи от цифровизации обеспечить не получится. [2] Так, распоряжением Правительства РФ № 1632-р от 28.07.2017г., была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Паспортом национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» предусмотрено 16 задач (результатов) по созданию цифровых платформ, в частности цифровой платформы электронного правительства, платформы «цифровой профиль», платформы идентификации, платформы исполнения государственных функций и проч.

Предполагаемый объём финансирования госпрограммы по цифровой экономике на 2019-2024 годы превысит 1,8 трлн рублей, из них более 1 трлн рублей - это средства федерального бюджета. На проект «Цифровые технологии» в ближайшие шесть лет предполагается направить 450 млрд рублей, из которых 282 млрд рублей - средства федерального бюджета. Новый этап в развитии финансовых технологий основан на облачных технологиях, что откроет значительно больше возможностей для кардинальных изменений инфраструктуры и функционирования всей системы государственного финансового контроля.

Внедрение информационных технологий в экономику страны формирует ряд дополнительных задач, связанных с их контролем. В частности, наравне с быстрым ростом ГГ-решений должна обеспечиваться

кибербезопасность, что требует становлении отдельных структур и направлений деятельности контролирующих органов. Финансы представляют наибольший интерес для технологических компаний, а технологии являются крупной статьей расходов как для банков, так и для прочих организаций финансового сектора. Технологии искусственного интеллекта уже широко используются, как финансовыми компаниями, так и регуляторами по всему миру. Правительства сталкиваются с выбором: быть частью технологической революции или оставаться позади.

Рынок финтех только формируется в Российской Федерации, а в системе государственного управления переход на цифровые решения только начался. Однако при этом стоит отметить, что важной задачей является формирование институтов и методов нормативно-правовое регулирование разработки, внедрения и использования инноваций в сфере финансов. На рисунке 1 наглядно продемонстрированы отрасли с наиболее успешной реализацией цифровой трансформации, в котором лидирующие позиции занимает банковский сектор.

%

Госсектор Транспорт и логистика Нефтегазовый сектор Медиа и развлечения Телекоммуникационный сектор Ритейл и ИМСО Бан и и финансовый сектор

21 22

47

59

62

0

10

95 100

20 30 40 50 60 70 80 90 ■ %

Рисунок 1. отрасли с наиболее успешной цифровой трансформацией, %. Источник: составлено автором. [7]

Перспективным направлением практического применения финансовых технологий в рамках государственного финансового контроля является блокчейн Блокчейн, как финансовая технология - это распределенная база данных. Иными словами, хранилища данных не связанны общим процессором.

Особое значение внедрение технологии блокчейна в систему государственного финансового контроля может иметь при формировании эффективной стратегии защиты информации и данных, платежей, всех переводов, базы хранения денежных средств и т.д. Благодаря практическому применению технологии блокчейн государственные и муниципальные учреждения финансово-бюджетной сферы способны:

- получить информацию о всех контрагентах и участников финансовых отношений;

- сохранять персональные данные;

- делать прозрачные государственные и муниципальные закупки в рамках контрактной системы;

- взаимодействовать с подрядчиками и исполнителями напрямую, не требуя при этом услуг посредников, что является дополнительными финансовыми издержками контрактной системы.

Важное значение среди применяемых финансовых технологий в рамках государственного финансового контроля отыгрывает Big Data. Управление большими данными (Bigdata) является одной из приоритетных задач

для любого субъекта экономических отношений, желающего оптимизировать оперативную деятельность. В связи с взрывным ростом объема информации в условиях цифровой экономики, имеющим разнородный характер данных, необходимо постоянно следовать тренду в области эффективного управления информационными потоками. Для этого, различные программные программы по управлению большими данными используются государственными органами власти, обеспечивающих контрольные функции государства в финансово-бюджетной сфере.

Также, важно разграничивать финансовые технологии, которые уже применяются Правительством РФ для обеспечения своих контрольных функций. Так, первая группа финансовых технологий - RegTech, которые применяются организациями, осуществляющими деятельность на финансовом рынке, для оптимизации процессов, связанных с выполнением регуляторных и надзорных требований [4].

К основным направлениям финансовых технологий RegTech стоит относить:

- - технологии комплаенс-контроля;

- - технологии идентификации;

- - технологии мониторинга транзакций;

- - технологии управления рисками;

- - технологии, связанные с отчетностью.

Вторая группа финансовых технологий - SupTech, внедряются в практику органов регулирования и надзора для повышения эффективности данной контролирующей деятельности. Такие финансовые технологии связаны с автоматической обработкой отчетности и иной информации, поступающей от субъектов бюджетно-финансовой сферы, с мониторингом и анализом рыночных и операционных рисков, цифровизацией регуляторных требований и т.д.

По моему мнению, процессы цифровизации государственного финансового контроля неразрывно связаны с экономической безопасностью страны, что подкрепляется «Стратегией экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года». За счет того, что цифровая экономика основывается на цифровых технологиях, она обуславливает переход к перспективному технологическому укладу и затрагивает все сферы деятельности, не ограничиваясь масштабами информационного обеспечения (от микроуровня до масштабов страны).

В этой связи, эффективное управление российской экономикой невозможно без трансформации информационных процессов, которые происходят, в частности, в контрольно -надзорной деятельности. Таким образом важно всесторонне исследовать теоретические предпосылки и практические возможности цифровизации экономики в изменяющихся реалиях и выработать новую модель системного подхода в использовании информационных технологий государственного финансового контроля в Российской Федерации [5].

Подводя итоги научного исследования статьи, можно заключить следующее: на сегодняшний день, система государственного финансового контроля кардинальным образом меняется под влиянием становления цифровизации экономики и государственного сектора, вследствие чего становится необходимы разработка и практическое применение инновационных финансовых технологий. Поскольку различные финансовые технологии для обеспечения контролирующей функции уже разработаны и активно применяются корпоративным и частным секторами, то соответственно, необходимо заимствование их разработок и опыта.

Список используемой литературы:

1. Цифровая трансформация государственного управления: мифы и реальность: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Д. Ю. Двинских, Н. Е. Дмитриева, А. Б. Жулин и др.; под общ. ред. Н. Е. Дмитриевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.

2. Костоусова Ю.А., Комарова О.В. Цифровизация государственного финансового контроля: институциональный анализ // Журнал экономической теории. - 2019. - N° 4. - С. 842-848

3. Ситник А.А. Финансовые технологии: понятие и виды // Актуальные проблемы российского права. 2019. №6 (103).

4. Татуев А.А., Овчарова Н.И., Галюта О.Н., Залевская М.А Современный финансовый контроль: вызовы, противоречия и цифровые инструменты развития // Финансы и кредит. — 2018. — Т. 24, № 12. — С. 2661 — 2677.

5. Шепелев Д.Р. Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017.

6. Черевко В.В., Шепелев Д.В. Финансовый контроль и цифровизация в Российской Федерации // Актуальные проблемы современной науки и практики. - 2020. - № 2. - С. 289-300.

7. Электронный ресурс: Digital Leader, Технологии и тренды 2030. URL: https://research.digitalleader.org/ru/trendstechnologies (дата обращения: 19.10.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.