Научная статья на тему 'Изменение модели финансового контроля в условиях цифровой трансформации'

Изменение модели финансового контроля в условиях цифровой трансформации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1465
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / РЕГУЛЯТОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАДЗОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРИПТОВАЛЮТА / БЛОКЧЕЙН / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / DIGITAL TRANSFORMATION / REGTECH / SUPTECH / CRYPTOCURRENCY / BLOCKCHAIN / FINANCIAL CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов Александр Евгеньевич

Цифровизация экономики оказывает специфическое влияние на финансовый контроль. Процесс контроля упрощается, оперативность и точность реагирования властного субъекта увеличиваются, административные расходы на осуществление контрольно-надзорной деятельности снижаются. Новые технологии позволяют выявлять и пресекать правонарушения конкретных лиц «на ранних подступах» (на этапе подготовки к реализации противоправных схем) путем анализа метаданных по всему рынку с помощью алгоритмов искусственного интеллекта. Вместе с тем с повышением эффективности контрольно-надзорной деятельности увеличивается цена ошибки несвоевременного принятия управленческого решения или недостаточной защищенности государственных информационных систем от несанкционированного доступа. В целом с ростом цифровизации наметилась тенденция к изменению модели взаимодействия между властным субъектом и подконтрольным (поднадзорным) лицом: от строго императивного воздействия «сверху вниз», post factum (на стадии последующего контроля), к проактивному сотрудничеству между субъектами контрольного правоотношения на основе регуляторных и надзорных цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозов Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODIFICATION OF THE FINANCIAL CONTROL MODEL IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION

The digitization of the economy has a specific effect on financial control. The control process becomes easier, faster, more accurate. The control costs are decreasing. New technologies make it possible to identify and suppress offenses of specific individuals at the stage of preparation for the implementation of illegal “schemes” by analyzing metadata throughout the market using artificial intelligence algorithms. At the same time, with the increase in the effectiveness of control and supervisory activities, the cost of an error in untimely management decisions or insufficient security of state information systems from unauthorized access increases. In general, with the growth of digitalization, there has been a tendency to change the model of interaction between the power subject and the controlled (supervised) person: from the strictly imperative effect “from top to bottom”, post factum (at the subsequent control stage), to proactive cooperation between the subjects of the control legal relationship based on regulatory and supervisory digital technologies.

Текст научной работы на тему «Изменение модели финансового контроля в условиях цифровой трансформации»

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Александр Евгеньевич МОРОЗОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского alex.e.morozov@gmail.com 603115, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ашхабадская, д. 4

Общие положения финансового права

ИЗМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ

ТРАНСФОРМАЦИИ1

Аннотация. Цифровизация экономики оказывает специфическое влияние на финансовый контроль. Процесс контроля упрощается, оперативность и точность реагирования властного субъекта увеличиваются, административные расходы на осуществление контрольно-надзорной деятельности снижаются. Новые технологии позволяют выявлять и пресекать правонарушения конкретных лиц «на ранних подступах» (на этапе подготовки к реализации противоправных схем) путем анализа метаданных по всему рынку с помощью алгоритмов искусственного интеллекта. Вместе с тем с повышением эффективности контрольно-надзорной деятельности увеличивается цена ошибки несвоевременного принятия управленческого решения или недостаточной защищенности государственных информационных систем от несанкционированного доступа. В целом с ростом цифро-визации наметилась тенденция к изменению модели взаимодействия между властным субъектом и подконтрольным (поднадзорным) лицом: от строго императивного воздействия «сверху вниз», post factum (на стадии последующего контроля), к проактивному сотрудничеству между субъектами контрольного правоотношения на основе регуля-торных и надзорных цифровых технологий.

Ключевые слова: цифровая трансформация, регуляторные технологии, надзорные технологии, криптовалюта, блокчейн, финансовый контроль.

DOI: 10.17803/2311-5998.2019.59.7.022-026

А. E. MOROZOV,

Candidate of sciences (law), Associate Professor of Lobachevsky University

alex.e.morozov@gmail.com 6031154, Russia, Nizhny Novgorod, ul. Ashkhabadskaya, 4

MODIFICATION OF THE FINANCIAL CONTROL MODEL IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION

Abstract. The digitization of the economy has a specific effect on financial control. The control process becomes easier, faster, more accurate. The

© А. Е. Морозов, 2019

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-16107 мк «Исследование и обоснование выбора модели налогообложения в эпоху цифровой трансформации».

в

-тШгИШ а. е

УНИВЕРСИТЕТА Изменение модели финансового контроля имени o.e. кугафина(мгюА) в условиях цифровой трансформации

control costs are decreasing. New technologies make it possible to identify and suppress offenses of specific individuals at the stage of preparation for the implementation of illegal"schemes" by analyzing metadata throughout the market using artificial intelligence algorithms. At the same time, with the increase in the effectiveness of control and supervisory activities, the cost of an error in untimely management decisions or insufficient security of state information systems from unauthorized access increases. In general, with the growth of digitalization, there has been a tendency to change the model of interaction between the power subject and the controlled (supervised) person: from the strictly imperative effect"from top to bottom", post factum (at the subsequent control stage), to proactive cooperation between the subjects of the control legal relationship based on regulatory and supervisory digital technologies. Keywords: digital transformation, RegTech, SupTech, cryptocurrency, block-chain, financial control.

В настоящее время можно констатировать качественный рост влияния новых цифровых технологий на процесс государственного управления финансами, прежде всего на процесс осуществления контрольно-надзорных функций. Среди наиболее важных и полезных для регулирования инноваций в сфере финансового контроля следует указать использование технологий машинного обучения, обработки больших массивов неструктурированных данных, использование для закрепления информации о фактах и состояниях технологии распределенных реестров (блокчейн), открытых интерфейсов, облачных технологий, датчиков.

Преимущества использования новых цифровых технологий очевидны, вот лишь некоторые из них:

— у контрольно-надзорного органа появляется возможность прогнозирования и недопущения противоправных действий на стадии предварительного кон-

чению представителей гражданского общества в бюджетный процесс;

троля (анализ метаданных по всем участникам рынка позволяет заранее выявить признаки подготовки к противоправному деянию конкретного подкон- И

m

трольного лица и принять адекватные профилактические меры); — повышается прозрачность финансового контроля, и это способствует вовле- °

О

— сокращается риск ошибочного привлечения к ответственности за нарушения ^

в финансовой сфере, если неизменность информации о фактах и состояниях н

обеспечивается применением технологии блокчейн. И

Цифровизация контрольно-надзорной деятельности позволяет более эффек- д

тивно и оперативно собирать (путем использования датчиков, в том числе им- и

плантированных), закреплять (с применением технологии распределенных рее- ^

стров), анализировать (с помощью искусственного интеллекта) и использовать с

информацию о субъектах финансового контроля и содержании регулируемых о

общественных отношений.

Например, официальное мобильное приложение ФНС России «Мой налог» устанавливается налогоплательщиком на смартфон, заменяет кассу и отчет- права

DD □

и

>

24

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина (МГЮА)

ность, позволяет автоматически сформировать чек для контрагента с указанием начисленного налога на профессиональный доход2.

Технология распределенных реестров (более известная как «блокчейн») в экспертном сообществе рассматривается в качестве эффективного инструмента налогового администрирования, с помощью которого можно вести мониторинг цепочки формирования добавленной стоимости с целью взимания НДС и непосредственно взимать налоги3. Использование инноваций может упростить администрирование обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы государства, повысить достоверность бухгалтерской и налоговой отчетности.

Властный орган получает обратную связь на управленческие решения мгновенно (в режиме онлайн) и точно (без субъективных искажений), поскольку информация от подконтрольных лиц поступает в несравнимо больших, чем ранее, объемах и оценивается с помощью алгоритмов искусственного интеллекта. Это повышает возможности для профилактики и пресечения правонарушений в финансовой сфере, сокращает негативное влияние «человеческого фактора».

Вместе с тем цифровизация финансового контроля влечет не только рост возможностей и преимуществ — как для контролеров, так и для подконтрольных лиц, но и появление новых рисков.

На первом месте следует назвать такой риск, как увеличение «цены ошибки» при глобальной информатизации финансовых отношений. Уязвимость государственных информационных систем перед кибератаками, программными сбоями может привести к ущемлению и публичного, и частных интересов. Например, в октябре 2018 г. ГИБДД не смогла вынести более 5 млн штрафов из-за технической ошибки баз данных4. Есть и обратные примеры — двойного наложения штрафов на автовладельцев в результате недостатков программного обеспечения автоматических камер.

Существенно возрос риск нарушения прав субъектов персональных данных вследствие централизации данных в государственных информационных системах5.

Увеличился, в силу ускорения обмена информацией между людьми, риск социальных волнений в случае неверных управленческих решений или несвоевременного реагирования государственного аппарата на программные сбои и кибератаки.

Помимо вышеописанных рисков и преимуществ использования в контрольно-надзорной деятельности новых цифровых технологий, следует отметить тенденцию к изменению самой модели финансового контроля под воздействием диджитализации.

2 URL: https://npd.nalog.ru/app/ (дата обращения: 19.05.2019).

3 Криптовалюты и блокчейн как атрибуты новой экономики. Разработка регуляторных подходов: международный опыт, практика государств — членов ЕАЭС, перспективы для применения в Евразийском экономическом союзе : доклад. C. 49 // URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/acMntegrJ_makroec/dep_makroec_pol/SiteAssets/%D0%94%D 0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4.pdf (дата обращения: 19.05.2019).

4 URL: https://russian.rt.com/russia/news/568484-rossiyane-oshibka-avtomobilnye-shtrafy (дата обращения: 19.05.2019).

5 URL: https://www.rbc.ru/politics/15/05/2019/5cdac8469a79479a27bd4eca (дата обращения: 19.05.2019).

в

-тШгИШ а. е

УНИВЕРСИТЕТА Изменение модели финансового контроля ^S^J

имени o.e. кугафина(мгюА) в условиях цифровой трансформации

Вектор властного воздействия смещается от наказания за совершенное правонарушение на профилактику противоправного поведения, на основе сотрудничества между субъектами контрольного правоотношения, путем использования ре-гуляторных и надзорных цифровых технологий («регтех» — RegTech — Regulatory Technologies; «саптех» — SupTech — Supervisory Technologies).

Банк России как мегарегулятор уделяет особое внимание внедрению подобных технологий на финансовом рынке6.

Регуляторные технологии позволяют участнику финансового рынка проводить мониторинг транзакций, осуществлять онлайн-идентификацию клиентов, соблюдать обязательные требования, установленные законодательством или саморегулируемой организацией, если членство в ней обязательно для занятия определенным видом деятельности. Отчетность с ошибочными (искаженными, недостоверными) данными и (или) по нестандартной форме просто не может быть подготовлена и сдана регулятору обязанным лицом, использующим соответствующее программное обеспечение. Так, «регтех» начального уровня — программные средства по подготовке расчетов и деклараций, «в помощь налогоплательщику», на сайте ФНС России7, хотя их работоспособность зачастую вызывает вполне справедливые нарекания.

Надзорные технологии, «саптех», предназначены для упрощения осуществления регулятором процесса надзора: автоматизация и централизация сбора данных, выявление инсайдерской торговли и противодействие ей на основе анализа сигналов рынка и др.8

При этом адекватное регулирование общественных отношений, возникающих в сфере новых финансовых технологий, предполагает тесное взаимодействие между регулятором и поднадзорными лицами, выше охарактеризованное как сотрудничество.

Это соответствует международной и зарубежной практике регулирования новых финансовых технологий, в частности в сфере создания и использования криптовалют, а также технологии распределенных реестров9, и происходит следующим образом:

«Мягкое регулирование», в виде разъяснений регулирующими органами спорных ситуаций по запросам участников рынка, превалирует над законодательным и закреплением дефиниций. m

В наиболее лояльных к новым финансовым технологиям юрисдикциях (Гер- □

л □

е

Банк России: Вопросы и направления развития регуляторных и надзорных технологий н

(RegTech и SupTech) на финансовом рынке в России : доклад для общественных консуль- я

таций. Москва. Октябрь 2018. 30 с. // URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/50667/ g Consultation_Paper_181016.pdf (дата обращения: 19.05.2019).

URL: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/el_usl (дата обращения: 19.05.2019). а

Банк России: Вопросы и направления развития регуляторных и надзорных технологий ^

(RegTech и SupTech) на финансовом рынке в России. в

Global Cryptoasset Regulatory Landscape Study // URL: https://www.ranepa.ru/images/ □

News/2019-04/19-04-2019-oesr.pdf (дата обращения: 19.05.2019) ; Криптовалюты и блок- □

чейн как атрибуты новой экономики. права

мания, Япония, Швейцария) регулирование осуществляется такими специали-

>

TOW Ii I ■ LI l/l IS

26 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ПЗШтжюы

Я в^ и мени О. Е. Кутафи на (МГЮА)

зированными органами публичной власти, регулирующими финансовый сектор, как: Федеральное управление финансового надзора (BaFIN) в Германии; Агентство по финансовым услугам (FSA) в Японии, Контрольный орган финансового рынка (FINMA) в Швейцарии. Специальное законодательство носит, как правило, рамочный характер. Правоприменение обеспечивается изданием разъяснений со стороны контрольных органов, с учетом рекомендаций, выработанных ФАТФ (FATF) для противодействия отмыванию доходов, а также ОЭСР (OECD) для предотвращения размывания налоговой базы и недобросовестной налоговой конкуренции между различными юрисдикциями (так называемый план BEPS10).

Апробация инноваций и выбор правовых средств и методов упорядочивания соответствующих общественных отношений происходят в регулятивных «песочницах» в режиме пилотных проектов.

Так, в России для апробации новых технологий допускается создание регулятивных площадок (платформа «Мастерчейн» как результат коллаборация неекольких системно значимых банков и крупных IT-компаний на базе Банка России; «регулятивные песочницы» в Московской, Калининградской, Калужской областях и в Пермском крае для «обкатки» новых технологий в своеобразном нормативно-правовом инкубаторе11).

Техническая сложность внедряемых инноваций повышает значимость саморегулируемых организаций (СРО) профессиональных финансовых посредников и IT-компаний.

Можно прогнозировать придание таким СРО функций по разработке и контролю за соблюдением этических и технических стандартов деятельности с использованием новых финансовых технологий. Определяющую роль в регулировании будет играть все-таки Банк России.

В заключение заметим, что, несмотря на внешние изменения модели финансового контроля в условиях цифровой трансформации, говорить о поддержке монетарной властью идеи децентрализации процесса управления в настоящее время не приходится.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Банк России: Вопросы и направления развития регуляторных и надзорных технологий ^едТес1п и SupTech) на финансовом рынке в России. Доклад для общественных консультаций. Москва. — Октябрь 2018. — 30 с.

10 Base erosion and profit shifting // URL: https://www.oecd.org/tax/beps (дата обращения: 19.05.2019).

11 URL: https://bits.media/v-chetyrekh-regionakh-rossii-poyavyatsya-regulyativnye-pesochnitsy-dlya-blokcheyna-i-kriptovalyut (дата обращения: 19.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.