Научная статья на тему 'Развитие государственного финансового контроля в условиях цифровизации'

Развитие государственного финансового контроля в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2351
540
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / контроль / государственный финансовый контроль / платформенные решения / правовое регулирование. / digitalization / control / state financial control / platform solutions / information system / legal regulation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Дмитрий Сергеевич, Терехова Татьяна Борисовна

В данной статье рассмотрено значение цифровизации для экономики страны и её значение в условиях реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере. Описаны информационные системы, используемые Федеральным казначейством в рамках осуществления своей деятельности, и современная интерпретация системы контрольной деятельности. Приведён опыт платформенных решений Государственного контрольного управления города Москвы, а также перечислены некоторые проблемные вопросы в процессе формирования и функционирования информационных систем и их решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF STATE FINANCIAL CONTROL IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

This article discusses the importance of digitalization for the country’s economy and its importance in the context of exercising control powers in the financial-budgetary sphere. The information systems used by the Federal Treasury as part of their activities, and a modern interpretation of the control system are described. The experience of platform solutions of the State Audit Office of Moscow is presented, as well as some problematic issues in the process of formation and functioning of information systems and their solution.

Текст научной работы на тему «Развитие государственного финансового контроля в условиях цифровизации»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10119 ЕГОРОВ Дмитрий Сергеевич,

студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, специальность: Экономика (38.03.01) e-mail: egorow. dimka@gmail. com

Научный руководитель: ТЕРЕХОВА Татьяна Борисовна,

магистр экономики, старший преподаватель Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации e-mail: tbterehova@gmail.com

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрено значение цифровизации для экономики страны и её значение в условиях реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере. Описаны информационные системы, используемые Федеральным казначейством в рамках осуществления своей деятельности, и современная интерпретация системы контрольной деятельности. Приведён опыт платформенных решений Государственного контрольного управления города Москвы, а также перечислены некоторые проблемные вопросы в процессе формирования и функционирования информационных систем и их решение.

Ключевые слова: цифровизация, контроль, государственный финансовый контроль, платформенные решения, правовое регулирование.

EGOROV Dmitry Sergeevich,

Student Financial University under the Government of the Russian Federation

Scientific adviser: TEREKHOVA Tatyana Borisovna,

Master of Economics Senior Lecturer Department of Public Finance Financial University under the Government of the Russian Federation

THE DEVELOPMENT OF STATE FINANCIAL CONTROL IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION.

Annotation. This article discusses the importance of digitalization for the country's economy and its importance in the context of exercising control powers in the financial-budgetary sphere. The information systems used by the Federal Treasury as part of their activities, and a modern interpretation of the control system are described. The experience of platform solutions of the State Audit Office of Moscow is presented, as well as some problematic issues in the process of formation and functioning of information systems and their solution.

Key words: digitalization, control, state financial control, platform solutions, information system, legal regulation.

В настоящее время в условиях нацеленности государственной политики на усиление темпов роста цифровых экономик, развития цифровых технологий в различных сферах экономики, ставится вопрос реализации данных технологий в области государственного управления.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

Цифровизация государственного управления в значительной мере важна для прорывного развития страны и способствует оптимизации и эффективной реализации взаимодействия государства не только с гражданами в рамках предоставление государственных услуг и реализации открытости результатов деятельность государ-

ственных органов, но и взаимодействия государства с бизнесом посредством снижения административной нагрузки на бизнес. Цифровизация -это одна из форм обращения с информацией [8, с. 119]. И её характерной чертой является задействование в инновационной деятельности различных технологий.

Президент РФ в своём ежегодном послании Федеральному собранию в 2018 г. особо выделил степень важности развития цифровой экономики в Российской Федерации [2]. По словам Президента Российской Федерации, к 2024 г. Российская Федерации должна стать мировым центром хранения, обработки, передачи и обеспечения безопасности больших данных.

В 2017 г. Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 принята «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», содержащая в себе не только принципы данной стратегии, но и цели, задачи и меры по реализации государственной политики в области становления цифровой экономики и развития информационного общества в целом [4].

С 2018 г. стартовала национальная программа «Цифровая экономика в Российской Федерации» (далее - Программа) в рамках которой

заложен бюджет равный 1 837, 7 млрд. руб., большая часть которого финансируется из федерального бюджета, исходя из Бюджетного кодекса РФ [1] и принятыми в соответствии с ним правовыми актами. Так, Программа включает 6 федеральных проектов, в рамках которых предусматривается развитие цифровой среды государства, а именно создание необходимой информационной инфраструктуры и цифровых технологий на основе разработок РФ, обеспечение соответствующим нормативным регулированием и должным уровнем информационной безопасности, подготовка специалистов в 1Т-сфере и внедрение цифровых технологий в области государственного управления.

Особо важное внимание, среди данных федеральных проектов, стоит уделить развитию самих цифровых технологий, которые помогут развить цифровую среду государственного управления, в число которых входят такие «сквозные» технологии, как большие данные, нейротехноло-гии и искусственный интеллект, система распределённого реестра (блокчейн) и т.д. На рисунке 1 представлены объёмы финансирования и долевая составляющая перечисленных федеральных проектов.

Рисунок 1. Финансирование федеральных проектов в рамках национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации»

Тема государственного финансового контроля, как функционального элемента государственного управления, становится особо важной в условиях цифровизации экономики страны. Циф-ровизация позволяет минимизировать очное взаимодействие проверяющего и проверяемого в рамках осуществления контрольной деятельности, уполномоченными на то органами государственной власти, то есть упрощается контрольная деятельность государства, а также повышается её

эффективность и увеличивается оперативность реагирования.

Процессы цифровизации определяют тенденции развития внешнего и внутреннего государственного финансового контроля [5; 6, с. 842-848].

Федеральное казначейство, как орган внутреннего контроля, выполняет функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, а также осуществляет контроль операций объектов госу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

дарственного финансового контроля с использованием бюджетных средств.

Федеральное казначейство является оператором следующих информационных систем:

1) «Автоматизированная система Федерального казначейства» - данная информационная система создана в целях повышения эффективности взаимодействия должностных лиц Федерального казначейства в процессе осуществления его деятельности.

2) «Общероссийский официальный ресурс государственных закупок» - информационная система функционирует в целях обеспечения полной и достоверной информации о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, а также содержит информацию о контрактной системе в сфере закупок.

3) «Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах» - в системе размещена информация о платежах юридических и физических лиц за оказываемые государственными и муниципальными учреждениями государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в федеральных законах.

4) «Государственная информационная система Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях» - создана в целях обеспечения доступности и открытости данных о существующих государственных и муниципальных учреждениях.

С начала 2020 г. вступила в силу новая редакция Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (вместе с «Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»), которое регулирует контрольную деятельность Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере [3]. В рамках данной редакции Федеральное казначейство может получать постоянный доступ к государственным и информационным системам в целях реализации полномочий в области внутреннего государственного финансового контроля. Реализация данного полномочия позволит расширить количество источников информационной обеспеченности в деятельности Федерального казначейства.

В условиях увеличивающихся темпов развития цифровизации экономики и на основе данных информационных систем возможен переход к новой парадигме контроля (рисунок 2). От состязательной модели, которая отмечается большей значимостью проверок и меньшим количеством мониторинга, к партнерской, где мониторинг становится основой контрольной деятельности, а проверки сводятся к минимуму [7]. Основной принцип данной модели предупредительный и оперативный характер деятельности в целях обеспечения максимальной эффективности использования бюджетных средств.

Благодаря современным техническим возможностям по встраиванию контрольных инструментов в информационные системы органы контроля становятся частью бизнес-процессов, когда каждый шаг объектов контроля, каждый шаг должностных лиц, уполномоченных совершать какие-либо финансовые операции, сразу проходят

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

проверку в момент совершения и, тем самым, объекты контроля предупреждаются о возможном возникновении риска. Если нарушение не удаётся предотвратить, что является отрицательным моментом в рамках риск-ориентированного подхода, то в автоматизированном режиме осуществляется применение, соответствующих санкций, к

объектам контроля и в таком же режиме происходит информатизация субъектов контроля. По итогам данных операций составляются протоколы об административных нарушениях в рамках некоторых статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная мера уже реализована и сокращает трудозатраты Федерального казначейства, а также повышает бюджетную дисциплину объектов контроля.

С развитием цифровых технологий и постоянно увеличивающиеся количество данных об объектах контроля, а также данных об их деятельности, которые содержатся в информационных системах, появляются различные способы сбора и анализа данной информации. То есть, уже сейчас можно говорить о цифровых профилях объектов контроля, что позволяет оперативно выявлять нарушения и уменьшить количество проверок в разы за счёт мониторинга деятельности объектов контроля. Помимо цифрового профиля объекта контроля, реализован и цифровой профиль самого контролёра-ревизора, содержащий всю информацию о результатах его контрольной деятельности [7].

На данном этапе развития государственного финансового контроля контролёр помогает объекту контроля совершенствовать как свою деятельность, так и её результаты. Сейчас реализуются такие мероприятия, как наказание за совершение нарушений, предотвращение нарушений, но всё идёт от нарушений. Более высокая форма помощи объектам контроля заключается в содействии достижения его целевых показателей, помочь объекту контроля быть эффективным. Благодаря цифровизации и благодаря тому, что сейчас реализован цифровой двойник объекта контроля есть возможность в построении рейтингов, которые показывают текущее состояние анализируемых объектов контроля. Система рейтин-

гов обязана показать объекту контроля на каком месте он находится, какие есть элементы, над которыми надо работать. Данные рейтинги в постоянном режиме доступны для руководителей объектов контроля и дают возможность совершенствовать свою деятельность.

Интересен опыт реализации платформенных решений в области организации внутреннего государственного финансового контроля Главного контрольного управления г. Москвы. В рамках платформенного решения участвуют такие информационные системы, как:

• «Портал поставщиков города Москвы» -закупки формата B2G;

• «Единая автоматизированная информационная система торгов» или ЕАИСТ - портал закупок г. Москвы;

• «Информационно-аналитическая система мониторинга комплексного развития города Москвы» или ИАС МКР - учёт реализации государственных программ;

• «Автоматизированная система учёта потребления ресурсов» или АСУПр -система контроля потребления и оплаты энергоресурсов, облачная бухгалтерия;

• «Автоматизированная система управления государственными финансами» или АСУ ГФ - «Электронный бюджет», контроль лимитов бюджетных обязательства;

Транспортные системы - осуществляется контроль за наземным транспортом и метро.

К данной платформе подключена, так называемая, «облачная бухгалтерия», в которой автоматически фиксируются все операции по закупке товаров, работ и услуг и имеются контрольные точки по проверке на наличие лимитов бюджетных обязательств. Взаимосвязь представленных информационных систем изображена на рисунке 3.

Рисунок 3. Платформенное решение Главного контрольного управления г. Москвы [7].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

В целях достижения эффективности с точки зрения конечного результата и расходования средств, данные системы связаны между собой посредством изначального их построения в единой архитектуре, с едиными требования для оперативной интеграции этих систем в целях обмена информации между ними и с соответствующими контрольными блоками, которые по различным направления и в постоянном режиме осуществляют мониторинг проблемных зон. К примеру, система закупок города Москвы, где связаны различные системы, которые позволяют от начала планирования, когда в ведомственной системе городской отрасли возникает потребность в определенной закупке путём формирования заявки определённым специалистом. Данная заявка автоматически попадает в систему закупок, где существует типовая, заранее подготовленная документация, которая в автоматическом режиме и по определённой логике привязывается к заявке, и происходит размещение торгов. Так как данная система связана с бухгалтерией, то и осуществляется постоянный контроль по необходимым контрольным точкам, таким как сроки, цена, оценка результата с точки зрения реализации государственных программ и так далее. Процесс закупки многократно упрощается, обеспечивается минимизация человеческого фактора, что позволяет сократить количество различных нарушений, трудовые затраты и ускорить работу органов.

В процессе функционирования платформы были выявлены некоторые проблемное вопросы в организации контрольной деятельности, а именно ведомственная разобщённость, то есть создаются информационные системы, которые находятся внутри ведомства, в закрытом формате и по собственным правилам и критериям, что не позволяет обеспечить должного взаимодействия с другими информационными системами. Сами информационные системы разобщены, они пишутся на разных языках, на разных платформах из-за чего невозможно организовать единую платформу и осуществить объединение информации, что ставит под вопрос полезность таких информационных систем для осуществления межведомственного взаимодействия и повышения эффективности контрольной деятельности.

Также, заказчики и службы, осуществляющие построение информационной системы, не уделяют должного внимания к встраиваю инструментов контроля в рамках функционирования данной системы. То есть контролёр должен принимать участие в формировании информационной системы и встраивать соответствующие контрольные точки.

Решить данные проблемы можно введением единых стандартов или методик по построению

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

информационных систем дабы привести их к единой архитектуре и обеспечить необходимое взаимодействие в целях достижения высокого уровня государственного управления.

Подводя итог, можно сказать, что система внутреннего государственного финансового контроля продолжает развиваться в сторону цифро-визации. Существуют различные цифровые технологии, использующиеся органами контроля в осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере. Актуальны и проблемные вопросы, решение которых позволит повысить эффективность и безошибочность функционирования, как действующих, так и создаваемых в будущем информационных систем.

Список литературы:

[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07. 1998 № 145-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Информационная правовая поисковая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.01.2020).

[2] Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ от 1 марта 2018 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Информационная правовая поисковая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.01.2020).

[3] Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (вместе с «Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере») (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.01.2020) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Информационная правовая поисковая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru - (Дата обращения: 09.01.2020);

[4] Указ Президента Российской Федерации от 9.05. 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Информационная правовая поисковая система. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru - (Дата обращения: 09.01.2020);

[5] Исаев Э.А. Подходы к цифровизации в финансово-бюджетной сфере» [Электронный ресурс] // Финансы. 2019. № 5 / URL: http://bujet.ru/ article/376994.php (дата обращения: 09.01.2020).

[6] Костоусова Ю.В., Комарова О.В. Цифро-визация государственного финансового контроля: институциональный анализ // Журнал экономической теории. 2019. № 4. - С. 842 - 848.

[7] Материалы IV научно-практическая конференция «Умный контроль: цифровые технологии и платформенные решения в контрольно-над-

зорной деятельности», 6-7.12.2018 г., Финансовый университет при Правительстве РФ. - М.: Фин. ун-т при Правительстве РФ, 2018 [Электронный ресурс] // URL: https://www.rea.ru (Дата обращения: 09.01.2020).

[8] Шинкарецкая Г.Г. Цифровизация - глобальный тренд мировой экономики // Образование и право. 2019. № 8. - С. 119-123.

Spisok literatury:

[1] Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 31.07. 1998 № 145-FZ // Konsul'tantPlyus [Elektronnyj resurs]: Informacionnaya pravovaya poiskovaya sistema. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 09.01.2020).

[2] Poslanie Prezidenta RF V.V. Putina Federal'nomu sobraniyu RF ot 1 marta 2018 g. // Konsul'tantPlyus [Elektronnyj resurs]: Informacionnaya pravovaya poiskovaya sistema. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 09.01.2020).

[3] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.11.2013 N 1092 «O poryadke osushchestvleniya Federal'nym kaznachejstvom polnomochij po kontrolyu v finansovo-byudzhetnoj sfere» (vmeste s «Pravilami osushchestvleniya Federal'nym kaznachejstvom polnomochij po kontrolyu v finansovo-byudzhetnoj sfere») (s izm. i dop., vstup. v silu s 03.01.2020) //

Konsul'tantPlyus [Elektronnyj resurs]:

Informacionnaya pravovaya poiskovaya sistema. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru - (Data obrashcheniya: 09.01.2020);

[4] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 9.05. 2017 g. № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody» // Konsul'tantPlyus [Elektronnyj resurs]: Informacionnaya pravovaya poiskovaya sistema. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru - (Data obrashcheniya: 09.01.2020);

[5] Isaev E.A. Podhody k cifrovizacii v finansovo-byudzhetnoj sfere» [Elektronnyj resurs] // Finansy. 2019. № 5 / URL: http://bujet.ru/article/376994.php (data obrashcheniya: 09.01.2020).

[6] Kostousova Yu.V., Komarova O.V. Cifrovizaciya gosudarstvennogo finansovogo kontrolya: institucional'nyj analiz // ZHurnal ekonomicheskoj teorii. 2019. № 4. - S. 842 - 848.

[7] Materialy IV nauchno-prakticheskaya konferenciya «Umnyj kontrol': cifrovye tekhnologii i platformennye resheniya v kontrol'no-nadzornoj deyatel'nosti», 6-7.12.2018 g., Finansovyj universitet pri Pravitel'stve RF. - M.: Fin. un-t pri Pravitel'stve RF, 2018 [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.rea.ru (data obrashcheniya: 09.01.2020).

[8] Shinkareckaya G.G. Cifrovizaciya -global'nyj trend mirovoj ekonomiki // Obrazovanie i pravo. 2019. № 8. - S. 119-123.

ЮРКОМ ПАНИ

www. law-books, ru

ч

V

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.