УДК 336.221
Гуляева II.Г., Невядомская А,И,
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НДФЛ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Аннотация. В данной статье рассмотрен вопрос: какова сумма НДФЛ для граждан в зарубежных странах и в России? Для ответа на данный вопрос было проведено сравнение России с другими странами по следующим критериям: процент НДФЛ и вид его начисления. Данные показатели были проведены в сравнении с такими странами, как США, Германия и Франция. На основе проведенного исследования показано, как отражается налог на доходы физических лиц для населения в нашей стране и за рубежом. В заключении сделаны выводы по всем показателям, представленным в данной статье.
Ключевые слова: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда (МРОТ), дивиденды.
Gulyaeva I.G., Nevyadomsky A.I. PRACTICE OF APPLICATION OF PIT IN RUSSIA AND ABROAD
Annotation. In this article the question is considered: what is the amount of personal income tax for citizens in foreign countries and in Russia? To answer this question, we compared Russia with other countries by the following criteria: the percentage of personal income tax and the type of its accrual. These indicators were carried out in comparison with countries such as the USA, Germany and France. On the basis of the conducted research it was shown how the tax on incomes of individuals for the population in our country and abroad is reflected. In conclusion, conclusions are drawn about all the indicators presented in this article
Key words: personal income tax (personal income tax), subsistence minimum and minimum wage (minimum wage), dividends.
Одной из самых острых проблем экономики России является нехватка финансовых ресурсов. Наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой Правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом.
Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике налогообложение населения играет если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики Через систему косвенно-
го и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов.
Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.
Высокие налоги, как правило, в слабой экономике - это существенный негативный момент, который стимулирует спад производства в целом, а также массовое устремление населения к сокрытию своих доходов, что в целом может привести к наруше-
ЭКОНОМИКА
нию целостности системы налогоооложе-ния государства. Однако в это же время высокий дефицит бюджета страны требует постоянного поиска доходных источников для пополнения доходной части бюджета при помощи увеличения прежде всего налоговых поступлений. Такая ситуация, на мой взгляд, присуща современной действительности. В этом и заключается одна из основных проблем формирования и управления оптимальным соотношением налоговых ставок и получением налоговых доходов в бюджет государства.
Если рассмотреть все налоговые поступления, среди всех налогов, которые уплачиваются, прежде всего физическими лицами, наибольшая доля приходится на налог на доходы физических лиц (НДФЛ) [ I ].
За всю историю налог на доходы физических лиц претерпел множество изменений, но фактически всегда повышенные доходы облагались повышенным налогом и устанавливался объем необлагаемого налогового минимума. Однако в 2001 году была установлена плоская шкала в форме фиксированной ставки в размере тринадцати процентов.
Впервые подоходный налог был введен в Российской империи 11 февраля 1812 года в виде налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Ставка такого налога была прогрессивной и устанавливалась в диапазоне от 1 до 10 процентов, а необлагаемый налоговый минимум дохода устанавливался в размере 500 рублей в год [2].
В советский период ставки подоходного налога периодически менялись, проводились даже эксперименты по его полной отмене. Последнее такое изменение произошло в 1984 году, когда необлагаемый налоговый минимум был установлен в размере 70 рублей, сумма этого налога стала фиксированной - она варьировалась от 25 копеек с доходов в размере 71 рубль и до 8,2 рублей при уровне заработной платы в 101 рубль и выше. А общая сумма дохода, превышающая 100 рублей, дополнительно облагалась по традиционной ставке 13% [3].
Такой уровень налога на доходы просуществовал до 1992 года, когда в России было принято новое законодательство в сфере налогов, в котором также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она изменялась от 12 % при доходе до 200 тысяч рублей. Нужно отметить, при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался - до налога в размере 124 тысяч рублей с доходов, превышающих 600 тысяч рублей. Суммы доходов более 600 тысяч рублей также дополнительно облагались налогом по ставке 40 %.
В дальнейшем ставка налога практически ежегодно корректировалась по мере роста инфляции в стране. В 2001 году впервые в России была введена так называемая плоская шкала налогообложения доходов физических лиц на уровне 13% независимо от общего объема доходов.
Таким образом, на сегодняшний день данный налог на доходы физических лиц
I полугодие 2016г.
I налоги на прибыль, доходы
■ Налоги на товары (работы, услуги)
I полугодие 2015г.
■ налоги на прибыль, доходы
алоги на товары (работы, услуги)
Рисунок 1. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
является основным видом прямых налогов, который учитывается на основе общих доходов физических лиц и исчисляется в денежной форме за отчетный финансовый год [4].
Налог на доходы физических лиц является одним из наиболее важных по объемам поступлений в федеральный бюджет. Структура налоговых доходов, как видно из рисунка 1, практически не изменилась.
В I полугодии 2016 г. сократилась доля поступлений в виде налогов, сборов и иных обязательных платежей за пользование природными ресурсами - с 22 до 17%, и выросла доля налогов на товары (работы, услуги) как реализуемых на территории РФ (с 23 до 25%), так и ввозимых на ее территорию (с 10 до 12%). Налоги на доходы, на прибыль, как и прежде, составляют 36% налоговых доходов. Однако в I полугодии 2016 г. налоги на товары (работы, услуги) в совокупности превысили поступления от подоходных налогов и составили 37% налоговых доходов.
Предложения внесены в следующий законопроект от фракции КПРФ, предлагающей введение в Российской Федерации прогрессивной шкалы налогообложения по налогу на доходы физических лиц. Так, были предложены следующие ставки:
доходы в размере до 400 тысяч рублей должны облагаться налогом по стандартной ставке 13%,
налог на доходы в сумме от 400 тысяч до 1 миллиона рублей должен исчисляться в следующем порядке: сумма дохода до 400 тысяч рублей должна облагаться налогом по стандартной ставке 13%, сумма сверх этого лимита - по ставке 30% [5],
доходы в размере свыше 1 миллиона рублей ежемесячно целесообразно облагать налогом по ставке 50%.
Третий же законопроект поступил в Государственную Думу 26 марта от депутатов С. Миронова, В Швецова, В. Гартун-га, М Емельянова и А Тарнавского Данной инициативой предлагалось ввести прогрессивную шкалу налогообложения по доходам граждан, которые превышают еже-
годно на одного человека 24 миллиона рублей. Так, были сформулированы следующие предложения в отношении доходов, облагаемых НДФЛ:
при объеме доходов до 24 миллионов рублей включительно - 13%,
• при объеме доходов свыше 24 миллионов рублей, но не более 100 миллионов рублей - 25%;
при объеме доходов свыше 100 миллионов рублей, но не более 200 миллионов рублей-35%,
* при объеме доходов свыше 200 миллионов рублей - 50%.
Приведенные примеры являются не первыми и не последними попытками отказаться от действующей плоской шкалы налогообложения доходов граждан в Российской Федерации.
Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Государственную Думу и с такой же частотой отклоняются на заседаниях.
В связи с кризисной обстановкой в стране Минфин выдвинул предложение о повышении налогов. Увеличение нагрузки должно было произойти в том числе за счет НДФЛ. Предполагалось изменение ставки с 13% до 15%.
Для того чтобы большая часть доходов активного населения не начала уходить в тень, наиболее удачным решением, по мнению Минфина, было бы одновременное с повышением ставки НДФЛ утверждение минимума, необлагаемого налогом
Но Правительство идею не поддержало. Решено не повышать ставки налога вплоть до 2018 года. Таким образом, начисление и расчет НДФЛ в 2017 году будут выполняться по прежним правилам.
9 ноября 2014 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ». Среди новшеств - повышение налоговых ставок по дивидендам Новые ставки начали действовать уже с 2015 года.
Если дивиденды получает физическое лицо - налоговый резидент РФ, то НДФЛ
до 2015 года рассчитывался по ставке 9 процентов (п 4 ст 224 ПК РФ) Однако с 1 января 2015 года дивиденды в пользу физических лиц стали облагаться по ставке 13 процентов. То есть «дивидендная» ставка НДФЛ фактически сравнилась со ставши, применяемой, например, к зарплате (п. 1 ст 224 НК РФ)
Заметим, что дивиденды по-прежнему не облагаются страховыми взносами в фонды, поскольку выплачиваются вне рамок трудовых отношений с учредителями или акционерами (письмо ФСС РФ от 17.11 2011 г. №14-03-11/08-13985) [6].
Сумму налога по-прежнему удерживает организация, выплачивающая дивиденды (п 3 ст 214 НК РФ).
Подоходный налог удерживается с лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ. Признаются плательщиками и нерезиденты, получающие доходы на территории РФ
При этом ставки налогообложения могут быть разными:
- 35% предусмотрено для полученных выигрышей, призов, в случае получения процентных доходов по банковским вкладам сверх установленных норм и в ряде других случаев;
- 30% налога облагаются доходы нерезидентов РФ,
- 15 % НДФЛ облагаются дивиденды от долевого участия в деятельности российских организаций, получаемые нерезидентами,
- 13% - прочие доходы, в том числе и выплата заработной платы.
Не удерживается налог со следующих сумм:
государственные пособия, в том числе, по безработице, беременности и родам, за исключением больничных листов, выданных по прочим основаниям;
пенсии, стипендии, алиментные выплаты,
компенсационные суммы, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск,
некоторые виды единовременной материальной помощи.
выделяемые государством средства в виде грантов, премий,
иные выплаты в соответствии со ст. 217НКРФ [6]
Необходима или нет в России прогрессивная шкала налогообложения- вопрос открытый и дискуссионный. Кроме того, на данный момент, на этапе обсуждения подобных законопроектов, необходим чёткий прогноз последствий и выстраивание схемы перехода, если аналогичная система все же будет адаптирована и введена в практику.
Положительные стороны очевидны - это и сглаживание социальных диспропорций в доходах полярных групп по этому показателю граждан России. Однако минусы также существуют: например, выведение доходов в тень или в иностранные юрисдикции, применение практики выплаты серых заработных плат в конвертах [7].
В 2017 году не только не ожидается увеличения пособий и льгот для социально незащищенных граждан, а, наоборот, планируется сократить количество выплат.
Вместе с тем представляют интерес исследования, проводимые в области изучения систем налогообложения зарубежных стран [см. напр.: 7; 8, 9 и др.]. Рассмотрим для проведения аналогии налоговые системы в других странах:
1.США
Подоходные налоги в США берут с 1913 года. Законодательство США по налогам сложно для первого восприятия.
Подоходный налог в США должны платить все его резиденты независимо оттого, где они проживают и в какой стране получают доход. При расчете налогооблагаемой базы учитывают различные виды вычетов
После оформления декларации о налогах он оплачивается в 3 адреса:
- на федеральный уровень;
- непосредственно штату, где проживает декларант;
- городу или округу (местные налоги).
Нужно отметить, что ставки налогов на
каждом уровне свои и даже могут отсутствовать.
44
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Ставки налогов федерального уровня колеблются в пределах от 10 до 39,6% и рассчитываются от уровня дохода. В зависимости от того, кто оформляет декларацию (одиночка или супружеская пара), необлагаемая база равна 9 075-18 150 долларов США. При доходе от 406 751 доллара США налог берут по ставке 39,6%.
В зависимости от штата ставка налога может варьироваться от 0 до 13%, изменяясь от года к году как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. При этом количество штатов, где налог не берут, тоже может меняться.
2. Германия
До 1990 года для расчёта налоговых ста-
вок в Германии использовались формулы многочлена (полинома), новая комбинированная модель.
В 1990 году была введена новая комбинированная модель, которая значительно облегчила расчёт налогов.
В данном случае шкала совокупного годового дохода делится на пять зон и выглядит следующим образом:
зона первая (нулевая зона): доход в этой зоне не облагается налогом.
зона вторая (линейная): начальная ставка налога составляет 14% и увеличивается линейно до 24%.
зона третья (линейная): ставка налога в данной зоне растёт так же линейно, как в
Таблица 1. Прогрессивные ставки, применяемые в США с 2014 года
Налоговая ставка Налогооблагаемый годовой доход в долларах США
для одного субъекта для супружеской пары для родителя-одиночки
10% 0 — 9 075 0 — 18 150 0—12 950
15 % 9076 — 36 900 18 151 —73 800 12 951 —49 400
25% 36901 — 89 350 73 801—148 850 49 401 — 127 550
28% 89 351—186 350 148 851—226 850 127 551—206 600
33 % 186 351—405 100 226 851—405 100 206 601—405 100
35% 405 101—406 750 405 101—457 600 405 101—432 200
39,6 % от 406 751 от 457 601 от 432 201
Изменения прогрессивных ставок представлены на рисунке 2.
для одного суоъекта для супружеской для родителя-
пары одиночки
Рисунок 2. Прогрессивные ставки в США
В1.СПШК УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УНРАВ. 1КН11Я II ПРАВА Л» 2 2017
45
предыдущей зоне, но не так круто - с 24% до 42%.
зона четвертая (фиксированная): ставка налога в этой зоне постоянна и зафиксирована на уровне 42%.
зона пятая (фиксированная): ставка налога в этой зоне тоже постоянна и равна 45%.
3. Франция
Во Франции расчет подоходного налога производит налоговая служба. Все доходы французов делятся на восемь категорий. По каждой из них имеется своя методика расчета с учетом применяемых льгот и вычетов. Налог исчисляют по прогрессивной шкале. Эта шкала уточняется каждый год. Особенность расчета подоходного налога состоит в том, что его рассчитывают на семью.
Подоходный налог во Франции берется с дохода по прогрессивной шкале (от 5,5 до 75%). Необлагаемый минимум составляет 6 011 евро в год. Максимальную ставку 75% применяют при доходе семьи в 1 ООО ООО евро.
Не так давно говорилось о том, что ставки актуального дохода во французском государстве являются несоразмерно высокими. На рисунке 3 показан график сравнения ставки подоходного налога во Франции с другими странами.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. НДФЛ на практике в России и в зарубежных странах с федеративным устройством различна. Главным отличием НДФЛ
является то, что в России существует плоская шкала налогообложения, что является неудобным для простого населения. Для обычного населения (для бедных) наибольшая ставка НДФЛ приходится в Великобритании (25%) согласно рисунку 3. А для богатых, наибольшую ставку НДФЛ начисляют во Франции - до 75%.
2. В России существуют несколько проблем реализации НДФЛ для высокого уровня жизни населения. Во-первых, это плоская шкала налогообложения, которая является предметом долгих споров и дискуссий. Существует много разных законопроектов, которые предлагают вернуться к прогрессивной шкале, как в зарубежных странах. Но, несмотря на множество предложений, Правительство отвергает данный вопрос, поэтому в ближайшем будущем не стоит ожидать смены налоговой системы вплоть до 2018 года.
Во-вторых, в 2016 году отмечается недобор по сбору НДФЛ. Это связано со снижением заработной платы граждан.
В-третьих, Правительство решило «оптимизировать» расходы путем снижения числа получателей социальных пособий и льгот.
Данная экономия на людях и решение финансовых проблем страны за их счет является непонятной мерой, ведь жизненный уровень в стране только ухудшается. В 2017 году минимальный размер оплаты труда составит лишь 77,99% прожиточного минимума. В 2016 году этот показатель составлял 53,6% прожиточного минимума.
53% 56% _
40%
для оогахых для бедных
Ж
ч* # # Ч^ ,
1 для оедных 1 для богатых
бЯ'
Рисунок 3. Сравнение ставки подоходного налога Франции с другими странами
46
B<KPO<CTIH< КИ И ИЛУ ЧIIО-Л11 А. I птичке К НИ ЖУРНАЛ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Зозуля В В Налогообложение природопользования: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Издательство "Юрайт", 2015. 257 с.
2. Лыкова Л Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО. М.: Издательство "Юрайт", 2015. 353 с.
3 Налоги и налогообложение: Учебник для СПО / Под ред. Л Я. Маршавиной, Л. А Чайковской. М.: Издательство "Юрайт", 2016. 503 с; Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для СПО / Под ред. Г Б Поляка 2-е изд., перераб и доп. М : Издательство "Юрайт", 2015. 474 с.
4. Ордынская Е.В. Организация и методика проведения налоговых проверок: Учебник и практикум для СПО / Под ред. Л С Кириной. М.: Издательство "Юрайт", 2015. 406 с.
5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. Практикум: Учебное пособие для вузов /
B.Г. Пансков, Т.А. Левочкина. М : Издательство "Юрайт", 2015. 319 с.
6 ЧерникД Г Теория и история налогообложения: бакалавриата/Д Г Черник, Ю Д. Шмелев; Под ред Д Г Черника М.: Издательство "Юрайт", 2016. 364 с
7. Степаненко Д М. Налоговое стимулирование инновационной деятельности: зарубежный опыт и российские реалии // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2010. №2-11. С. 36-46.
8. Матвеева B.C. Система налогообложения доходов физических лиц в России и опыт зарубежных стран //Материалы V Международной научно-практической конференции: Перспективы развития бухгалтерского учета, аудита, финансово-ревизионного и налогового контроля в современных условиях международной интеграции экономики. 2014.
C. 90-93.
9 Катанова A.B. НДФЛ. Практика применения в России и за рубежом // Гуманитарные научные исследования. 2015. №12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/ 12/13572 (дата обращения: 26.05.2017).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
ГУЛЯЕВА Ирина Геннадьевна, старший преподаватель кафедры муниципальной инфраструктуры. Институт открытого и дистанционного образования. Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), г. Челябинск
E-mail: [email protected]
НЕВЯДОМСКАЯ Алена Игоревна, студентка 4 курса, Институт открытого и дистанционного образования, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), г. Челябинск.
E-mail: [email protected]