Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы совершенствования НДФЛ в Российской Федерации'

Проблемы и перспективы совершенствования НДФЛ в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1741
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НДФЛ / PERSONAL INCOME TAX / НАЛОГИ / TAXES / ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА / ASCENDING SCALE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дуюнова Ника Александровна

В статье анализируются проблемы и перспективы совершенствования НДФЛ в Российской Федерации. В результате исследования выявлено, что НДФЛ в России следует реформировать, в результате чего в стране может быть достигнуто улучшение демографической и социальной обстановки, а также повышена легализация доходов. Следует сказать, что, несмотря на большое количество публикаций по вопросам налогообложения доходов физических лиц, остается востребованным комплексное научное исследование НДФЛ как инструмента социальной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы совершенствования НДФЛ в Российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НДФЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дуюнова Н.А. Email: [email protected]

Дуюнова Ника Александровна — бакалавр экономических наук, кафедра учета, анализа и аудита, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Волгоград

Аннотация: в статье анализируются проблемы и перспективы совершенствования НДФЛ в Российской Федерации. В результате исследования выявлено, что НДФЛ в России следует реформировать, в результате чего в стране может быть достигнуто улучшение демографической и социальной обстановки, а также повышена легализация доходов. Следует сказать, что, несмотря на большое количество публикаций по вопросам налогообложения доходов физических лиц, остается востребованным комплексное научное исследование НДФЛ как инструмента социальной политики государства. Ключевые слова: НДФЛ, налоги, прогрессивная шкала.

PROBLEMS AND THE PROSPECTS OF IMPROVEMENT OF A PERSONAL INCOME TAX IN THE RUSSIAN FEDERATION

Duyunova N.A.

Duyunova Nika Alexandrovna— Bachelor of economic sciences, DEPARTMENT OF THE ACCOUNTING OF THE ANALYSIS AND AUDIT,

THE RUSSIAN PRESIDENTAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION,

VOLGOGRAD

Abstract: the article analyzes problems and the prospects of improvement of a personal income tax in the Russian Federation. As a result of a research it is revealed that the personal income tax in Russia should be reformed therefore in the country improvement of a demographic and social situation can be reached, and also legalization of the income is increased. It is necessary to tell that, despite a large number of publications concerning the taxation of the income of natural persons, there is demanded a complex scientific research of a personal income tax as instrument of social policy of the state. Keywords: personal income tax, taxes, ascending scale.

УДК 33/2964

Обеспечение эффективного социально-экономического развития страны, повышение качества предоставляемых услуг населению обуславливаются состоянием ее финансовых ресурсов. С точки зрения формирования бюджетов, налоги есть необходимая экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач, возлагаемых на государство, а именно: удовлетворение общественных потребностей, содержание аппарата управления, органов безопасности, обеспечения обороны, правопорядка, решение социальных проблем, регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования.

Однако становление в Российской Федерации основ социально ориентированной рыночной экономики будет затруднено без формирования налоговой системы, соответствующей лучшим зарубежным практикам, отвечающей на запросы основной части населения по реализации принципа социальной справедливости. Наиболее полно фискальная составляющая и принципы справедливости совмещены в налоге на доходы физических лиц. Именно разумная налоговая политика обложения доходов должна содействовать повышению благосостояния и развитию народа. Без решения проблемы сбора налогов и пополнения ими в необходимых объемах государственного бюджета, переход к полноценной реализации социальных обязательств государства представляется трудно неосуществимым. В условиях кризисных ситуаций в экономике, серьезно снижаются объемы поступающих налоговых доходов государства за счет снижения объемов собираемости налогов и сборов, которые оно направляет на поддержание уровня минимальных социальных потребностей российских граждан.

Не являются исключением и объемы налоговых поступлений от налога на доходы физических лиц, которые являются абсолютно недостаточными для выравнивания социально-экономического положения различных социальных групп и, прежде всего, наиболее незащищенных слоев населения, в частности пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и

т.п. Его исчисление по плоской шкале приводит к тому, что современная налоговая политика слабо воздействует на перераспределение доходов богатых слоев населения, в пользу бедных, способствует нарастанию и без того серьезного социального неравенства в российском обществе, которое растет непрерывно на протяжении всех лет реформ.

Налоговая система Российской Федерации постоянно эволюционирует, а вместе с этим совершенствуется и механизм исчисления и взимания налога на доходы физических лиц, стараясь соответствовать направлениям эволюции бюджетно-налоговой политики. Несмотря на то, что этот налог давно существует и имеет богатую историю, он далёк от совершенства, поэтому необходимость его реформирования всегда будет остро обозначена, что также важно для улучшения системы налогообложения в целом.

Сегодня налог на доходы физических лиц регламентируется главой 23 НК РФ. Его единая ставка установлена в размере 13% [15, 121], от доходов граждан она сохраняется и в сегодняшнее время. Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день характерна для экономической обстановки переходного периода. Поэтому государство вынуждено упрощать налоговую систему, снижая, таким образом, желание граждан к уменьшению налоговых обязательств.

Но такая задача осложнена тем, что на разных этапах экономического развития для государства важнее либо экономическая эффективность, либо социальная справедливость и от этого зависит выбор действующей шкалы налогообложения налога на доходы физических лиц.

На сегодняшний день в нашей стране стоит острая проблема выполнения социальной функции НДФЛ, достижения справедливости налогообложения, а также максимизации его фискальной функции. Предусмотренная главой 23 НК РФ система налоговых вычетов во многом утратила свое экономическое обоснование, поскольку в формировании налоговой базы не учитываются такие базовые категории как прожиточный минимум, размер оплаты труда. Кроме того, существует немало проблем, препятствующих реализации права на вычеты. Именно в решении этих задач и проявляется актуальность совершенствования налога на доходы физических лиц.

Несмотря на многочисленные споры, Правительство России отказывается поддерживать предложение о введении прогрессивной шкалы налогообложения. Оно обосновывает это тем, что введение единой ставки налога на доходы физических лиц сделало круг налогоплательщиков шире и поспособствовало легализации оплаты труда многими работодателями, что увеличило поступления в российский бюджет. Кроме того, процедура уплаты налога после введения единой ставки налога на доходы физических лиц была значительно упрощена.

По последним данным, власти России в среднесрочной перспективе не намерены вводить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц. В этой связи актуализируется проблема поиска иных путей совершенствования системы подоходного налогообложения в Российской Федерации.

Инструментами, обеспечивающими прогрессивность налогообложения при плоской шкале, являются, в основном, стандартные вычеты. Именно налоговые вычеты, предоставляемые налогоплательщикам, могут выступать как способ поэтапного перехода от существующей плоской шкалы к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц. Однако, действующая система налоговых вычетов не выполняет присущей подоходному налогообложению социальной функции, не может являться действенным инструментом воздействия на уровень доходов физических лиц и рост их благосостояния, а, следовательно, нуждается в реформировании. Из-за неполной и несвоевременной индексации вычетов по НДФЛ и отмены стандартного вычета прогрессивность подоходного налогообложения за десятилетие после реформы уменьшилась.

В настоящее время все чаще обсуждается переход на прогрессивную шкалу налогообложения. Однако, по моему мнению, мгновенное увеличение налоговых ставок может привести к отрицательным последствиям, поскольку общество не готово к кардинальным изменениям, особенно если под угрозу ставится существующая стабильность. Это преобразование целесообразно начать с установления необлагаемого минимума, который будет равен прожиточному минимуму, устанавливаемому на федеральном уровне. Важно понимать, что внедрение каких-либо нововведений в налоговое законодательство должно осуществляться с учетом особенности экономики Российской Федерации и ее социальной сферы. Новая система должна обеспечивать высокий доход бюджета, а также способствовать перераспределению национального дохода в пользу наименее социально защищенных слоев граждан.

Указанное обстоятельство актуализирует следующие направления предлагаемой реформы НДФЛ. Наиболее целесообразным на современном этапе будет некий «промежуточный» вариант реформирования налога на доходы физических лиц, сочетающий преимущества и прогрессивной и плоской шкалы налога. Суть предлагаемых преобразований сводится к следующему:

- усиление прогрессивности налогообложения доходов физических лиц за счет увеличения стандартных вычетов до величины федерального прожиточного минимума, то есть введение так называемого «необлагаемого» минимума;

- увеличение ставки налогообложения до размера 15% при сохранении плоской шкалы подоходного налогообложения.

По моему мнению, с одной стороны, данная ставка выше действующей и будет применяться к доходам, превышающим стоимость воспроизводства рабочей силы налогоплательщика и его иждивенцев, а значит, будет содействовать более справедливому перераспределению доходов, и суммы, уплачиваемые с высоких доходов, возрастут. С другой стороны, повышение ставки налога является не настолько существенным, чтобы вызывать массовое желание состоятельных налогоплательщиков начать скрывать те доходы, с которых они в настоящее время платят НДФЛ.

Отмечу, что при этом вводить в налоговое законодательство термин «необлагаемый минимум» совершенно не обязательно, поскольку это потребует разъяснения места данного понятия среди таких категорий как «налоговая льгота», «налоговый вычет» и т.д., что может повлечь неопределенность как среди налогоплательщиков, так и администраторов налога.

Список литературы / References

1. Занина О.В. Фискальная и социальная функция налога на доходы физических лиц // Наука и образование: инновации, интеграция и развитие, 2015. № 1 (2). С. 178-180.

2. Залибекова Д.З. Совершенствование механизма функционирования НДФЛ в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015. № 3-2. С. 148-149.

3. ИгнатовА.В. Справедливость налогообложения - фактор экономический // ЭКО, 2005. № 2. С. 21-38.

4. Кадушина А., Михайлова Н. Насколько посильно налоговое бремя (попытка количественного анализа). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/ (дата обращения: 03.04.2017).

5. Караваева И.В., Елицур М.Ю. Особенности применения налоговых методов социальной поддержки населения в России // Федерализм, 2012. № 3. С. 131 -141.

6. Караваева И.В. Подоходный налог как инструмент социальных преобразований в российском обществе // Вестник Института экономики РАН, 2013. № 6. С. 52-70.

7. КеримовВ.Э. Бухгалтерский учет: учебник. Москва: Дашков и К, 2014. 776 с.

8. Кирова Е.А. Налоговая нагрузка: как ее определять? // Финансы, 2009. № 4.

9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий): учебник / Н.П. Кондраков. Москва: ИНФРА-М, 2016. 584 с.

10. Корень А.В., Пономаренко А.Н. Налог на доходы физических лиц как инструмент обеспечения экономической безопасности и устойчивого развития региона // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2015. № 2 (29). С. 31-38.

11. Королева Л.П., Ермошина Т.В. Анализ влияния норматива отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты городских округов на уровень их бюджетообеспеченности и привлекательности (на примере городских округов субъектов Приволжского федерального округа РФ) // Налоги и налогообложение, 2014. № 1. С. 7-22.

12. Кузнецова И.Ю. Доминанты повышения эффективности социальной направленности налогообложения доходов физических лиц // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2007. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oad.rags.ru/vestnikrags/0506/090501/ (дата обращения 19.05.2017).

13. КучеровИ.И. Налоговое право России: курс лекций. М.: ЮрИнфор, 2012. С. 134.

14. Лапов Д.Е. Преимущества и недостатки прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц // Интернет-журнал Науковедение, 2014. № 6 (25). С. 82.

15. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп. вступ. в силу с 04.05.2017). Глава 23. С. 121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.