Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная ценовая политика / косвенное регулирование цен / прямое регулирование цен / декларирование цен / рекомендательные цены / закупочные цены / замораживание цен / state pricing policy / indirect price regulation / direct price regulation / price declaration / recommendation prices / purchase prices / price freeze

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.А. Совин, Д.А. Кокорев, И.А. Цуканова, Е.В. Алексеева

Данная статья представляет собой сравнительный анализ практики применения мер государственного регулирования цен в Российской Федерации и других странах. Цель исследования заключается в выявлении основных подходов и эффективности данных мер в различных странах. Основное внимание будет уделено опыту Российской Федерации и других стран, включая развитые экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF APPLYING STATE PRICE REGULATION MEASURES: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

This article is a comparative analysis of the practice of applying state price regulation measures in the Russian Federation and other countries. The purpose of the study is to identify the main approaches and effectiveness of these measures in various countries. The main focus will be on the experience of the Russian Federation and other countries, including developed economies.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

И.А. Совин, студент Д.А. Кокорев, студент И.А. Цуканова, студент

Научный руководитель: Е.В. Алексеева, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-2-158-161

Аннотация. Данная статья представляет собой сравнительный анализ практики применения мер государственного регулирования цен в Российской Федерации и других странах. Цель исследования заключается в выявлении основных подходов и эффективности данных мер в различных странах. Основное внимание будет уделено опыту Российской Федерации и других стран, включая развитые экономики.

Ключевые слова: государственная ценовая политика, косвенное регулирование цен, прямое регулирование цен, декларирование цен, рекомендательные цены, закупочные цены, замораживание цен.

Проведение государством определенной ценовой политики имеет свою неотъемлемую необходимость и целесообразность. Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики возникает потребность обеспечить достижение общей экономической эффективности за счет внутренних ресурсов [1]. Основополагающие принципы государственной ценовой политики включают:

- утилитаризм - подход к управлению экономической деятельностью, основанный на принципе общественной полезности, которая представляет сумму полезно-стей для каждого члена общества;

- эгалитаризм - подход к управлению, основанный на справедливом равномерном распределении благ между всеми членами общества;

- справедливость по Роулсу - подход к управлению, основанный на справедливом распределении благ, при котором наименее обеспеченным членам общества предоставляется максимально возможная полезность от получаемых ими благ;

- согласно рыночному подходу, справедливость устанавливается самим эффективно действующим рынком.

В России государственная ценовая политика является составной частью экономической политики государства и реализу-

ется с помощью комбинации прямых и косвенных методов. Развитие рыночных отношений стимулируется и упорядочивается с целью создания условий для честной и социально направленной конкуренции, свободного и упорядоченного перемещения товаров и услуг, обеспечения безопасности и предсказуемости финансовой деятельности, защиты различных видов собственности и преодоления инфляционных процессов, а также для достижения экономической и социальной защиты населения [7].

Косвенное государственное регулирование цен осуществляется путем воздействия на факторы, влияющие на цены, такие как учетная ставка процента, налоги, дотации, доходы, валютный курс, экспортно-импортные пошлины и квоты. Методы косвенного государственного регулирования цен включают проведение государственных закупок, установление налогов и налоговых ставок, регулирование денежного обращения и кредита, регулирование государственных расходов, политику государственных инвестиций, установление норм амортизации и регулирование валютного курса.

Прямое государственное регулирование цен представляет собой административное вмешательство государственных органов в

установление цен и установление определенных правил ценообразования. Оно может осуществляться путем замораживания цен [6]. Так же можно выделить следующие: установление фиксированных цен и тарифов, которые являются обязательными для всех участников рынка; установление возможного предела роста цены за определенный период времени, как минимального, так и максимального; установление предельного норматива рентабельности, который определяет максимально допустимую прибыльность товаров и услуг; установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, чтобы предотвратить необоснованное завышение цен на этапах поставки и продажи товаров; декларирование цен, то есть предоставление информации о предполагаемом уровне цен государственным органам; установление паритетных цен, которые связывают цены на различные товары и услуги, таким образом, изменение цены на одни товары приводит к соответствующему изменению цен на другие товары; и наконец, установление рекомендательных цен, которые предлагаются как рекомендации для участников рынка [3, 5].

Введение таких механизмов регулирования цен является важной задачей государственной политики, так как позволяет предотвратить несправедливые ценовые практики и обеспечить стабильность цен на рынке. Каждый из этих механизмов имеет свои достоинства и ограничения, и выбор подходящего механизма зависит от особенностей конкретной отрасли и экономической ситуации в целом. Оптимальный вариант регулирования цен может быть найден только на основе анализа различных факторов и учета интересов всех участников рынка [4].

В качестве примера рассмотрим систему государственного регулирования цен во Франции, которая имеет долгую историю и характеризуется разнообразием экономических и финансовых инструментов. Франция - одна из немногих промышленно развитых стран, где долгое время существовала довольно жесткая система государственного регулирования цен: На про-

тяжении 40 лет, с 1947 по 1986 год, регулирование цен было частью политики «дирижизма» (государственного регулирования экономики), которая частично сохраняется и по сей день. В настоящее время около 20% цен регулируются государством. Это цены на все энергоносители, общественный транспорт, телефонию и другие товары и услуги, производимые монополиями или не имеющие выбора для потребителей (например, при пользовании автомагистралями). Кроме того, государство оказывает косвенное влияние на цены на продукты питания, поскольку 90% цен на сельскохозяйственную продукцию регулируются. Государственное регулирование цен учитывает инфляционные процессы, степень конкуренции и социальную значимость определенных товаров и услуг. В качестве конкретной меры на практике применяются ценовые обязательства между фискальными органами и ассоциациями предпринимателей. Ценовые обязательства определяются следующим образом:

- индекс цен, не превышающий 15% за пятилетний период, например, на грузовые автомобили и сельскохозяйственную технику;

- основание для повышения цен (например, обязательство улучшать потребительские свойства новых товаров);

- предельные цены на определенные товары и услуги; и другие.

При заключении договоров стороны исходят из необходимости прибыльной работы предприятия в условиях конкуренции на внутреннем и внешнем рынках. В случае грубого нарушения обязательств финансовая администрация прибегает к блокированию цен или наложению штрафов. В стране предприниматели редко обращаются в суд. Это связано с тем, что обнародование негативных аспектов деятельности компании может привести к потере клиентов. Государство придает большое значение ценам на продукты питания, жилье, медицинские услуги и другие социально значимые товары и услуги.

Швеция также имеет значительный опыт государственного регулирования. Правовой основой является Закон о регулировании цен (1956), который устанавли-

вает условия государственного вмешательства в процесс ценообразования и предусматривает замораживание цен в качестве исключительной формы. Последнее возможно по двум причинам: если существует риск войны и ее начала или если есть угроза значительного повышения цен. Замораживание цен наиболее широко применялось в 1970-1978 годах для сдерживания резкого роста инфляции. В 1980-е годы замораживание цен применялось относительно чаще. Например, в 1989 году оно стало поводом для переговоров между правительством, профсоюзами, оптовиками, промышленниками и торговыми администраторами с целью предотвратить снижение уровня жизни населения, сдержать внутренний инфляционный процесс и укрепить обменный курс шведской кроны. Влияние на уровень цен осуществляется через государственные монополии и государственные предприятия. Вино и спиртные напитки, почтовые услуги, некоторые телекоммуникационные услуги и аптеки являются государственными монополиями. Местные власти (муниципалитеты) обладают монополией на некоторые виды деятельности (водоснабжение и канализация, сбор мусора и т. д.) и имеют разумные права на установление цен. Закупочные

ственной продукции (зерно, молоко, мясо, яйца и многие другие продукты питания и сельскохозяйственное сырье) строго регулируются государством в интересах фермеров. Ежегодно правительство устанавливает уровень цен на продукты питания путем переговоров с ассоциациями сельскохозяйственных производителей, включая представителей потребителей. Национальное управление по ценам и конкуренции при Министерстве государственного управления осуществляет постоянный мониторинг и контроль цен. Во всех 23 шведских провинциях и в Стокгольме существуют структуры по мониторингу цен, в которых работают от двух до десяти сотрудников. Та или иная форма контроля цен существует в Швеции в зависимости от экономической ситуации и динамики цен.

Таким образом, в разных экономиках применяются различные практики государственного регулирования цен. Каждая страна стремится регулировать экономику в соответствии с ее собственными потребностями и условиями [2]. Это может быть связано с уровнем инфляции, уровнем развития рыночных отношений, политическими и социальными факторами, а также целями и приоритетами правительства.

цены на важнейшие виды сельскохозяй-

Библиографический список

1. Алексеева Е.В. Государственное регулирование цен в экономике Российской Федерации / Е.В. Алексеева, О.А. Серова // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Оренбург, 24 декабря 2017 года. Том Часть 1. - Оренбург: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2017. - С. 18-21.

2. Алексеева Е.В. Особенности государственного регулирования цен в России и за рубежом / Е.В. Алексеева, А.Д. Борисова, К.А. Петрухина // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Оренбург, 24 декабря 2017 года. Том Часть 1. - Оренбург: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2017. - С. 23-27.

3. Гомон И.В., Квитько Е.К. Анализ мировых цен на нефть и нефтепродукты // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 5-2 (56). - С. 111-114.

4. Косихина В.П., Мигел А.А. Неоднозначность реализации основных постулатов рынка и «Экономикса» в условиях запада и современной России // В сборнике: Современные проблемы глобальной экономики: от торжества идей либерализма к новой «старой» экономической науке. Материалы международной научной конференции. Под редакцией профессора Р.М. Нуреева, профессора М.Л. Альпидовской. - 2014. - С. 101-104.

5. Непарко М.В., Сучкова Е.И. Особенности прогноза мировых цен на нефть и нефтепродукты в России//Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 50-5. - С. 2224.

6. Петрушина О.М. Инфляционные процессы в России / О.М. Петрушина, А.О. Лютова // Направления социально-экономического развития региональной экономики, Калуга, 24 марта 2015 года. - Калуга: Эйдос, 2015. - С. 124-127.

7. Эффективная модель инновационного развития региона: политика стимулирования предпринимательства / В.К. Крутиков, Т.В. Дорожкина, Е.В. Алексеева, И.В. Кондрашова // Modern Economy Success. - 2019. - № 3. - С. 95-98.

THE PRACTICE OF APPLYING STATE PRICE REGULATION MEASURES: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

I.A. Sovin, Student D.A. Kokorev, Student I.A. Tsukanova, Student

Supervisor: E.V. Alekseeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. This article is a comparative analysis of the practice of applying state price regulation measures in the Russian Federation and other countries. The purpose of the study is to identify the main approaches and effectiveness of these measures in various countries. The main focus will be on the experience of the Russian Federation and other countries, including developed economies.

Keywords: state pricing policy, indirect price regulation, direct price regulation, price declaration, recommendation prices, purchase prices, price freeze.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.