УДК 338.5
Лактионова Е.А. студент магистратуры Институт цифровой экономики Югорский государственный университет Россия, г. Ханты - Мансийск ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
В процессе изучения зарубежного опыта ценообразования появляется возможность выявления его закономерностей и тенденций, использования полученных знаний при формировании ценового механизма в период развития рыночных отношений и экономики смешанного типа. Главная цель данной системы состоит в поддержании баланса спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы. Важнейшей задачей государства является обеспечение такого соотношения монополии и конкуренции, которое не приводило бы к разрушительным последствиям в экономике.
Ключевые слова: экономика, государство, ценообразование, государственное регулирование, косвенное регулирование цен, прямое регулирование цен, зарубежные страны.
Laktionova E.A.
Graduate student of the Institute of digital economy
Ugra state University Khanty - Mansiysk FEATURES OF PRICING IN FOREIGN COUNTRIES
In the process of studying the foreign experience of pricing it is possible to identify its patterns and trends, the use of knowledge in the formation of the price mechanism in the period of development of market relations and mixed economy. The main objective of this system is to maintain a balance of supply and demand, consumption and accumulation, commodity and money supply. The most important task of the state is to ensure such a ratio of monopoly and competition, which would not lead to destructive consequences in the economy.
Key words: Economics, government pricing, government regulation, indirect regulation of prices, direct price controls, foreign countries.
В развитых странах в качестве общей тактики используются определенные правила ценообразования, оформленные в виде законов, законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен. В связи с этим государством выработаны общие принципы, методы и нормативы формирования и установления цен. Наряду с принятием решений по стратегическим и тактическим вопросам государство берет на себя функции установления конкретных цен товаров (продуктов, услуг), имеющих для экономики решающее значение.
Кроме прямого установления и регулирования цен государственные органы осуществляют ценовой контроль; который проводится в основном в виде наблюдения за динамикой цен и соблюдением ценового законодательства.
Основной целью государственного регулирования цен является соблюдение в целом интересов общества, и прежде всего социально незащищенных слоев населения: обеспечение прожиточного минимума, защита интересов будущего поколения, достижение важных социальных результатов и обеспечение охраны окружающей среды, недопущение серьезного инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита бюджета страны, резкого роста цен сырья и топлива, монополизма производителей, а также создание условий для нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений научно-технического прогресса, применение передового опыта организации производства, труда и управления.
Вмешательство государства в процесс ценообразования реализуется на основе сочетания форм прямого (административного) и косвенного регулирования цен, направленного на изменение конъюнктуры, создание определенной финансовой, кредитной, валютной, таможенной, налоговой среды и установление оптимального соотношения между спросом и предложением на рынке. Степень государственного воздействия и соотношение указанных форм зависят от уровня экономического положения страны и социально-политических условий.
В США заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рыке, перерастание умеренной инфляции в галопирующую привели к необходимости модификации экономической стратегии страны. Первой реакцией государства стала попытка победить инфляцию с помощью прямого регулирования цена на основании которой был установлен централизованный контроль над ценами. Сложное экономическое положение страны, давление общественного мнения вынудили президента пойти на крайние меры. В сложившейся ситуации снижение уровня инфляции могло вызвать крайне болезненные последствия, прежде всего, увеличить масштабы безработицы. Инфляция может быть ограничена без уменьшения занятости в случае, если будет введено одновременное замораживание цен и заработной платы.
Однако выявились и негативные последствия централизованного регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничило межотраслевой перелив капиталов, тормозило инвестиционную деятельность, снизило уровень деловой активности, сдерживало рост доходов. В США отказались от прямого контроля над ценами. В настоящее врем американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования,
способствующих общему оздоровлению экономического положения в стране. Основные направления косвенного регулирования цен:
- рестрикционная кредитно - денежная политика, регулирование учетной ставки федеральной резервной системы;
- расширение федеральных закупок товаров и услуг;
- сокращение дефицита государственного бюджета;
- рациональная налоговая политика.
В результате проведения подобной государственной макроэкономической политики удалось активно влиять на изменения соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке США и определять базовые пропорции обмена и уровня цен. За последние несколько лет в стране наблюдаются беспрецедентно устойчивые и высокие темпы роста, ушла в прошлое проблема дефицита государственного бюджета, который неизменно сводится со значительным профицитом. Прямое государственное регулирование цен в настоящее время применяется лишь в высокомонополизированных отраслях, попадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Всего в США государственными органами регулируется от 5 до 10%.
Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где долгое время существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен. На протяжении длительного периода государственное регулирование цен являлось составной частью политики государства, которое частично сохранилось до настоящего времени. Из - под государственного контроля было освобождено около 90 % цен на промышленную продукцию. В настоящее время французское правительство регулирует цены на продукцию предприятий отраслей - монополистов: газ, электроэнергетику, транспорт, сельскохозяйственную продукцию. Соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги таково: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного ценообразования [3].
Регулирование цен является главным инструментом государственного воздействия на производителей сельскохозяйственной продукции, сохранения паритета в доходах фермеров и рабочих промышленности, торговли, услуг. Регулируются цены примерно на 90% сельскохозяйственной продукции. Тем самым государство оказывает косвенное воздействие на уровень и динамику розничных цен на продукты питания.
Государственной структурой, осуществляющей регулирование цен, является Департаментом по конкуренции Министерства планирования и финансов, в состав которого входят органы по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции. Всего работает около трех тысяч государственных контролеров по ценам, которые являются сотрудниками названного отдела регулирования цен, отраслевых министерств и 100 департаментов. Государственные контролеры наблюдают за соблюдением
государственной дисциплины цен, имеют право составлять акты по нарушению правил ценообразования с последующей передачей этих актов в финансовый арбитраж, который принимает решения о санкциях по отношению к нарушителям законодательства по ценам. Существует разветвленная сеть общественного контроля за качеством товаров и ценами.
Швеция. Наблюдение и контроль над ценами в стране ведет специальный орган - Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное Министерству гражданской администрации. В Швеции приняты и действуют закон о регулировании цен и закон об обязательности предоставления сведений о ценах и об условиях конкуренции.
В краткосрочном плане применяется замораживание цен - для восстановления резких дисбалансов на рынке и подавления всплесков инфляции. Закон о регулировании цен дает право государству осуществлять меры по прямому воздействию на цены либо в случае войны или опасности ее возникновения, либо при угрозе значительного общего повышения цен. Согласно закону государство имеет возможность устанавливать максимальный уровень цен для отдельных товаров, вводить порядок, при котором повышение цен допускается только после подачи предварительного уведомления об этом и обоснования размера повышения цен.
Воздействие на уровень цен осуществляется через государственную монополию и государственные предприятия (монополия на вино - водочные изделия, почтовые услуги, аптечную торговлю, виды телекоммуникационных услуг).
Важный источник средств для ценового субсидирования сельского хозяйства Швеции - таможенные ссоры на импортируемое сырье. Они устанавливаются в размере разницы между более высокими ценами внутреннего рынка и ценами внешнего рынка.
Особая сфера регулируемого государством ценообразования - цены на жилье. Учитывая их чрезвычайно высокий уровень, государство выдает жилищные субсидии и займы [4].
Дания. Система ценообразования в Дании складывается преимущественно под воздействием рыночных факторов. Государственное воздействие на формирование цен здесь весьма ограничено. Функции государства в этой области сводятся к формированию максимально благоприятных условий для свободной конкуренции частных производителей, которые самостоятельно устанавливают цены на свою продукцию исходя из таких критериев, как объемы производственных затрат, соотношение спроса и предложения.
Цены и тарифы в государственном секторе, масштабы которого невелики, устанавливаются фолькетингом (парламентом), муниципальными и государственными властями. Удельный вес устанавливаемых непосредственно государством твердых или регулируемых цен составляет около 6%.
Основным юридическим актом по ценообразованию в Дании является закон о конкуренции, принятый фолькетингом. Надзор за деятельностью монополий в области ценообразования осуществляет Совет по вопросам конкуренции, члены которого назначаются министром промышленности на четырехлетний срок. Процесс ценообразования на продукцию сельского хозяйства складываются под воздействием механизма сельскохозяйственной политики ЕС, членом которого является Дания. При этом в стране существует довольно разветвленная система государственной поддержки фермеров, предусматривающая предоставление им государственных гарантий на займы и льготные рентные условия для капитального строительства, ведения дренажных и оросительных работ, внедрения энергосберегающих систем [1].
Норвегия. Правовой основой для государственного регулирования цен в стране являются закон о контроле над ценами, прибылью и ограничением конкуренции, а также ряд королевских резолюций, издаваемых на основании этого закона. Контроль над соблюдением законодательства, регулирующего вопросы ценообразования и предпринимательства, осуществляет система органов, среди которых важнейшими являются специализированные органы ценообразования: Совет по ценам, Директор по ценам, Государственная инспекция по ценам.
Государство определяет максимальные и минимальные уровни цен, производит замораживание цен, устанавливает порядок исчисления цен, скидок и надбавок, максимальные уровни прибыли и другие правила в области ценообразования.
Основой для установления внутренних цен в Норвегии являются мировые цены. Зависимость экономики Норвегии от внешнего рынка вынуждает правительство проводить политику защиты своей экономики, в том числе и путем наблюдения за соответствием уровней и соотношением внешних и внутренних цен. Если импорт приводит к нежелательному изменении соотношения цен на внутреннем рынке, то правительство прибегает к его ограничению.
Австрия. Государственное регулирование цен осуществляется на основе закона о ценах, закона о картелях, Государство регулирует около 10% цен (лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырье, лекарственные препараты, электроэнергия, газ, теплоснабжение). Парламент страны устанавливает цены на табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы. Министерство финансов устанавливает цены на спиртные напитки. Министерство экономики Австрии имеет право вводить регулирование цен на срок до 6 месяцев на любой товар или вид услуг. На срок до 6 месяцев оно может устанавливать цены либо когда они необоснованно завышаются одним или несколькими предприятиями, либо когда предприниматели не уменьшают цены на готовую продукцию при снижении цен на используемые для ее производства сырье и материалы. Экономическая оправданность цены при этом рассматривается с позиций интересов развития экономики в целом и
потребителей, а не фактической себестоимости продукции отдельно взятого предприятия.
Швейцария. В законодательном порядке регулируются цены почти на половину товарной продукции сельского хозяйства. Государственное регулирование охватывает цены на пищевое и кормовое зерно, сахарную свеклу, рапс, молоко. Справочные цены устанавливаются на мясо. Ограниченное регулирование цен с наблюдением за ними осуществляется по текстильным товарам, одежде, игрушкам, музыкальным инструментам. В Швейцарии контролируются цены на товары, которые защищает или субсидирует государство. Органом ценообразования в Швейцарии является Федеральное ведомство по контролю над ценами. Процесс ценообразования осуществляется здесь в соответствии с постановлением федерального правительства о защитных ценах на товары, рядом законов и постановлений по конкретным отраслям и видам продукции.
Испания. Государственное регулирование и контроль над ценами осуществляет Высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов, утвержденный Королевским декретом. Удельный вес регулируемых и устанавливаемых непосредственно государством цен составляет около 10% от общего количества потребительских цен. Механизм государственного регулирования цен предусматривает использование следующих их видов: разрешительных цен, уведомительных и местных цен.
Разрешительные цены. Государственная или частная компания, планирующая повышение цен на конкретный товар или услугу, направляет ходатайство в Высший совет по ценам и после получения разрешения от правительственной комиссии повышает цены. Они устанавливаются на соевое масло, электроэнергию, природный и сжиженный газ, бензин, керосин, дизельное топливо, нефть для производства удобрений, фармацевтические товары, страхование в сельском хозяйстве, услуги почты и телеграфа, телефонной связи, на железнодорожные, автомобильные, пассажирские и грузовые перевозки, морские пассажирские перевозки в пределах страны, воздушные перевозки пассажиров в пределах страны.
Уведомительные цены - это такие цены, повышение которых производится после уведомления Высшего совета по ценам за один месяц до его осуществления (например, на стерилизованное молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения).
Местные цены. К ним относятся цены на такие товары и услуги, как водоснабжение населения, городские пассажирские и железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев, больниц. Их повышение входит в компетенцию провинциальных комиссий по ценам [5].
В связи с вступлением страны в Общий рынок регулирование цен на многие товары, в частности на сельскохозяйственную продукцию, происходит на уровне ЕС.
Греция. Государственное регулирование в области ценообразования осуществляется как путем непосредственного определения цен и контроля за
их соблюдением, так и проведением политики цен и доходов на определенных этапах развития страны в рамках общеэкономической политики или в отдельных отраслях экономики. В настоящее время цены примерно на 20% наименований потребительских товаров и услуг регулируются государственными органами. Правовой основой регулирования цен в Греции является Кодекс рыночного регулирования. Согласно кодексу все товары и услуги, подлежащие ценовому регулированию, подразделены на две группы.
В первую группу входят товары и услуги, цены на которые регулирует Межминистерский комитет по ценам и доходам, который возглавляет министр национальный экономики. Этот орган регулирует цены на пшеницу, табак, изюм, тарифы на электроэнергию, общественный транспорт, связь и почтовые отправления, авиапассажирские перевозки, каботажное плавание. В состав межминистерского комитета входят министры финансов, промышленности, сельского хозяйства, торговли, некоторые другие министры (труда, здравоохранения).
Во вторую группу входят остальные товары и услуги. Цены на них регулирует Министерство торговли. Предусмотрена возможность передачи министерством своих исполнительных функций местным органам власти, которые тем не менее играют вспомогательную роль, поскольку их решения не имеют юридической силы без утверждения министром торговли.
В Японии прямое вмешательство государства в ценообразование минимально. Государство проводит курс на ограничение любых форм контроля над оптовыми и розничными ценами со стороны корпораций. Основная законодательная база, ограничивающая участие субъектов рынка и государства в ценообразование - это Антимонопольный закон. Основой ценообразования в Японии является взаимодействие спроса и предложения. Существует Бюро цен при Управлении экономического планирования, которое является правительственным органом, осуществляющим значительную деятельность в области ценообразования. В сферу его деятельности, в частности входят:
- контроль за соблюдением антимонополистического законодательства;
- изучение тенденций спроса, предложения и ценообразования;
- поддержание спроса и цен на необходимом уровне путем проведения соответствующей фискальной и финансовой политики.
Объектом пристального внимания со стороны правительства является ценообразование на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары. Без вмешательства государства разорилась бы основная часть японских фермеров, затраты которых выше, чем во многих развитых странах, из - за небольших размеров хозяйств, высокой стоимости рабочей силы, кормов. Поэтому государство применяет разнообразные методы поддержки аграрного сектора:
- вводит качественные ограничения на импорт ряда товаров сельскохозяйственного производства;
- устанавливает рекомендательные цены;
- проводит закупку в буферные запасы в периоды спада цен и распродает товары из этих запасов в периоды роста цен ( по мясным и молочным продуктам).
Австралия. В этой стране нет специальной системы регулирования цен. Контроль за ценами на хлеб, молоко, яйца осуществляется в ряде штатов специальными уполномоченными организациями, входящими в состав казначейства штатов. Уполномоченные организации регулярно пересматривают максимальный уровень цен на данные товары. На другие массовые сельскохозяйственные товары назначаются максимально гарантированные закупочные цены. Оптовые цены не могу быть повышены без предварительного уведомления (за 21 день) Управления по наблюдению за ценами, входящего в состав национального казначейства [2].
Таким образом, ни в одной стране с развитой рыночной экономикой не существует полной свободы в ценообразовании. Под контролем государства продолжают оставаться целые отрасли, имеющие особую социальную значимость. Прежде всего, речь идет о ценах продукции топливно-энергетического комплекса, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, медикаментов, тарифов транспортных (железнодорожных) и почтово-телеграфных услуг и др. В эту группу одновременно включаются основные продовольственные товары, цены которых регулируются путем жесткого регламентирования закупочных цен сельскохозяйственной продукции.
Сложившаяся в настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой система регулирования цен сельскохозяйственной продукции направлена на то, чтобы щитить интересы как потребителей, так и производителей. В большинстве государств свободное колебание цен продуктов питания допускается только в пределах определенного «коридора». При этом верхний предел защищает интересы потребителей продукции, а нижний сохраняет гарантированный минимальный доход фермеру в условиях возможного снижения закупочных цен в связи с насыщением рынка.
Дальнейшее развитие рыночных отношений в нашей стране требует проведения отбора всего рационального и эффективного, что накоплено в области теории и практики ценообразования мировым хозяйством, и творческого использования зарубежного опыта для совершенствования отечественного ценового механизма.
Использованные источники:
1. Баздникин А.С. Цены и ценообразование : учебник и практикум /А.С. Баздникин. - Москва: Юрайт, 2016. - 368 с.
2. Богомолова Л.Л. Ценообразование : учебное пособие / Л.Л. Богомолова. -Тюмень: ООО «Альфа - Принт 72», 2015. - 280 с.
3. Даудова З.А. Управление процессом ценообразования в отрасли электроэнергетики // Историческая и социально-образовательная мысль. -
2014. № 6.- С. 230-233.
4. Салимжанов, И. К. Ценообразование : учебник / И.К. Салимжанов. -Москва: Высшая школа, 2017. - 304 с.
5. Тельнова Е.А. Ценообразование - зарубежный опыт // Фармаэкономика. -
2015. № 12. С. 14 - 24.