Васильева А. С. ст. преподаватель Зимина М.А. студент 5го курса Ульяновский Государственный Технический Университет Россия, г. Ульяновск МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН
Аннотация: В данной статье рассматриваются основные меры воздействия на ценообразование в стране, а именно прямое и косвенное регулирование цен.
Ключевые слова: ценовая политика, ценообразование, прямое регулирование, косвенное регулирование, цена
Ценовая политика является основным элементом системы управленческого учета. Она подразумевает не только установление цены на продукцию, товары, услуги и работы, но и процесс управления ценами в различных рыночных ситуациях. Система ценообразования организации должна иметь своей целью определение наиболее эффективным способом цены, которую покупатель готов заплатить, а также исследовать возможности реализации продукции по цене, включающей определенную прибыль. В этой связи перспективы управленческого учета связаны не только с калькулированием себестоимости изготавливаемой продукции, но и с калькулированием отпускной цены, что имеет существенное значение для завоевания лидирующих позиций в определенных сегментах экономики.
Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран.
Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики воздействует на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с ростом инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.
Государственное регулирование в области цен обычно преследует следующие цели:
1. Затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег в военный период, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг.
2. Достигнуть необходимых соотношений в развитии производства.
3. Затруднить рост заработной платы, увеличивающейся пропорционально росту цен.
4. Субсидировать производство, находящееся под контролем
государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельское хозяйство), содействовать внешнеэкономической деятельности.
5. Мобилизовать бюджетные средства, необходимые для проведения социально-экономических мероприятий.
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми - путем установления определенных правил ценообразования, так и косвенными - через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение и др.
Прямое регулирование цен представляет собой административное вмешательство государства в процесс формирования уровня, структуры и динамики цен. К методам прямого регулирования цен относят:
— установление фиксированного уровня цены, а также порядка и размера ее изменения;
— установление предельных или минимальных цен;
— установление минимальных, фиксированных или предельных коэффициентов изменения цен, нормативных уровней рентабельности, уровней снабженческо-сбытовых (оптовых), торговых надбавок и наценок;
— введение порядка декларирования цен;
— общее замораживание цен или замораживание цен на отдельные товары;
— установление рекомендательных, залоговых, гарантийных, паритетных цен.
Прямое регулирование цен государственными органами носит ограниченный характер, охватывая преимущественно цены на продукцию, товары и услуги в отраслях общественного пользования (электроэнергетика, транспорт, связь, водоснабжение, сельское хозяйство). При этом особое внимание уделяется предотвращению развития монополизма, за исключением естественной монополии, обусловленной природой реализуемого продукта или особыми правами собственника.
К косвенным методам регулирования цен относятся: регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.
Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен государством.
Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство
оказывает решающее воздействие на всю систему цен.
Государственное регулирование цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях — в периоды ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики и ослабевает по мере выхода страны из кризиса. Прямые методы контроля за ценами должны не противопоставляться косвенным, а сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования в этом случае дополняются непосредственными прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен, при помощи «замораживания» или «блокирования» их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства вмешивается в решения предприятий и фирм относительно уровня цен на продукцию.
Использованные источники:
1. Алехин Э.В., Государственное регулирование региональной экономики. Учебное пособие. Пенза 2011. - 45 с.
2. Лев М.Ю. Государственное регулирование цен в зарубежных странах: учебн. / М.Ю. Лев. - М.: Изд-во Юнити-Дана, 2009. - 423 с.
3. Рисин И., Государственное регулирование экономики: учебное пособие, КноРус, 2014, 240 стр.
4. Саввина О.В. Регулирование финансовых рынков. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 268 с.
Викторова В.В. студент 4 курса Ширяева Н.В., к. э. н. научный руководитель, доцент кафедра «Финансы и кредит» ФГБОУ ВПО УлГТУ РФ, г. Ульяновск
АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЛУКОЙЛ»
Состав оборотного капитала - это совокупность элементов, его образующих, а структура оборотного капитала представляет собой соотношение отдельных элементов в общей его сумме. Структура оборотных активов изменяется во времени. Состояние, состав и структура производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции являются важным индикатором коммерческой деятельности организации. Определение структуры и выявление тенденций изменения элементов оборотного капитала дают возможность эффективного