Научная статья на тему 'ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ТАРИФЫ / АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новая К.В.

В статье проанализирована государственная ценовая политика России, представлен обзор главных нормативных актов, регулирующих её. Выделены главные функции ценовой политики государства, её виды. Указан отрасли, где чаще всего применяется государственный метод ценообразования, затронута тема естественных монополий. Рассказывается о влиянии государственного регулирования цен в масштабах российской и мировой экономик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICE POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the state price policy of Russia, provides an overview of the main regulatory acts that regulate it. The main functions of the state price policy and its types are singled out. The branch where the state method of pricing is most often used is mentioned, the theme of natural monopolies is touched upon. It is told about the influence of state price regulation on the scale of the Russian and world economies.

Текст научной работы на тему «ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 338.532

Новая К.В. студент бакалавриата, 2 курс факультет ИЭФ

Ульяновский Государственный Технический Университет

Россия, г. Ульяновск ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация:

В статье проанализирована государственная ценовая политика России, представлен обзор главных нормативных актов, регулирующих её. Выделены главные функции ценовой политики государства, её виды. Указан отрасли, где чаще всего применяется государственный метод ценообразования, затронута тема естественных монополий. Рассказывается о влиянии государственного регулирования цен в масштабах российской и мировой экономик.

Ключевые слова: ценовая политика РФ, ценообразование, тарифы, «замораживание» цен, антимонопольная политика

Novaya K. V.

Bachelor student 2 year, Faculty of EEF Ulyanovsk State Technical University Russia, the city of Ulyanovsk PRICE POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract:

The article analyzes the state price policy of Russia, provides an overview of the main regulatory acts that regulate it. The main functions of the state price policy and its types are singled out. The branch where the state method of pricing is most often used is mentioned, the theme of natural monopolies is touched upon. It is told about the influence of state price regulation on the scale of the Russian and world economies.

Keywords: pricing policy of the Russian Federation, pricing, tariffs, "moratorium" of prices, antimonopolypolicy

Стратегические направления ценовой политики Российской Федерации согласно Конституции РФ находятся в ведении государства и регулируются посредством законодательных и правовых нормативных актов, в том числе указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. В современной экономике, не смотря на бурное развитие рыночных отношений, сохраняются зоны, которые не могут работать без государственного вмешательства. К ним относятся отрасли народнохозяйственного и социального значения, в том числе естественные монополии. Более того, влияние государства на систему ценообразования -ключевой элементов экономической политики. Оно способно изменить рыночное равновесие и использовать цены для балансировки интересов

участников рынка.

Ценовая политика - это практические действия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, направленные на установление, формирование и регулирование цен в национальной экономике, сфере услуг и осуществление контроля за соблюдением государственной дисциплины цен 103. Показательно, что государственная политика цен способствует развитию рыночных отношений и конкуренции, совершенствованию механизма ценообразования на единых принципах и правилах, свободному перемещению товаров и услуг, замедлению инфляции, устранению негативных экономических и социальных процессов, а также ограничивает негативные последствия монополистической деятельности отдельных предприятий. Государственные органы власти посредством разработки специальных положений, рекомендаций, направлений, методов и нормативов определяют и регулируют цены, тарифы, надбавки и наценки.

Основными документами, регламентирующими российскую ценовую политику являются:

- Указ Президента РФ от 28.02.1995г. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен и тарифов», которым признается необходимость дальнейшей либерализации цен (тарифов) и осуществление их государственного регулирования на продукцию естественных монополий;

- Постановление Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», им утверждены Перечни продукции производственного технического назначения, товаров народного потребления и услуг, а также Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок;

- Федеральным законом от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», в нем закреплено государственное регулирование цен (тарифов) продукции естественных монополий.

С помощью данных документов осуществляется контроль цен и тарифов на стратегическое сырье (газ, нефть), электро- и теплоэнергию, топливо, реализуемое населению, алмазное сырье и драгоценные камни, продукцию оборонного назначения, транспорт (перевозки пассажиров, багажа и грузов), связь, жилищно-коммунальные услуги, лекарственные средства, изделия медицинского назначения и др. 104

На государственном уровне возможно фиксировать цены следующими путями:

103 Баздникин А.С. Цены и ценообразование: учебное пособие для вузов / Баздникин А. С. - Москва: Юрайт, 2008. - С. 65.

104 Николаева Т.Е., Воронкова Е.К., Громова Е.И. Государственное регулирование цен в Российской практике// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2011. - №1. - С.269

• разработкой и внедрением государственных прейскурантных цен;

• «замораживанием» свободных рыночных цен;

• определением цен для предприятий-монополистов и предприятий, занимающих доминирующее рыночное положение.

Влияние на цены посредством государственных мер может быть подразделено на прямое и косвенное. Прямое регулирование цен представляет собой административное вмешательство государства в процесс формирования уровня, структуры и динамики цен 105. Примерами данного метода регулирования цен являются: установление фиксированного уровня цены, порядка и размера ее изменения; установление минимальных цен; установление нормативных уровней рентабельности и торговых надбавок; введение порядка декларирования цен; установление рекомендательных цен. Этот вид регулирования цен носит отграниченный характер, охватывая преимущественно цены на продукцию, товары и услуги в отраслях общественного пользования, таких как электроэнергетика, транспорт, связь, водоснабжение, сельское хозяйство. В данном случае важное внимание уделяется предупреждению развития монополизма, исключение составляют лишь естественные монополии.

Посредством системы экономических рычагов осуществляется косвенное воздействие на процесс ценообразования, где регулируются не сами цены, а факторы, которые влияют на них. Его примером служит: действующая система налогообложения, ставка рефинансирования (или ключевая ставка Банка России), таможенные пошлины.

Главная функция контроля цен со стороны государства должна быть направлена на установление их соответствия: количества произведенной продукции; её себестоимости (затратам); формированию необходимого размера накоплений; сокращение или ликвидацию дотационности.

Степень государственного влияния на цены увеличивается в периоды кризисных ситуаций, ведь возникает необходимость быстрой перестройки экономики. По мере выхода из кризиса и стабилизации влияние государства на цены ослабевает, сокращается сфера государственного регулирования и происходит постепенное расширение сферы свободного ценообразования.

Таким образом, искусственно ограничивается рыночное равновесие и в некоторой степени устраняется монополизм. Кроме того, регулирование цен является инструментом соответствующей ценовой политики, связанной с определением рациональных внутри и межотраслевых соотношении цен.

Использованные источники:

1. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: учебное пособие для вузов / Баздникин А. С. - Москва: Юрайт, 2008. - 332 с.

2. Шевчук Д.А. Ценообразование : учеб. пособие / Д. А. Шевчук.- М. : ГроссМедиа : РОСБУХ, 2008. - 240 с.

105 Шевчук Д.А. Ценообразование : учеб. пособие / Д. А. Шевчук.- М. : ГроссМедиа : РОСБУХ, 2008. - С. 181.

3. Николаева Т.Е., Воронкова Е.К., Громова Е.И. Государственное регулирование цен в Российской практике// Бизнес в законе. Экономико -юридический журнал. - 2011. - №1. - С.267-271.

УДК 336.7

Носкевич Я. А. студент 3 курса Бенько А. Ю. студент 3 курса факультет «Банковского дела» научный руководитель: Новик Т. В.

старший преподаватель кафедра «Банковского дела» Полесский государственный университет

Беларусь, г. Пинск НЕБАНКОВСКИЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В данной работе рассмотрены некоторые небанковские кредитно-финансовые организации Республики Беларусь, а именно: лизинговые компании, страховые компании и ломбарды. Проведен анализ деятельности данных организаций на территории Республики Беларусь. Сделан вывод о развитии небанковских кредитно-финансовых организаций в стране, востребованных среди потребителей.

Небанковские кредитно-финансовые организации, лизинговые компании, страховые компании, ломбарды, лизинговый портфель.

Noskevich Y. A., Benko A. Y.

the students 3 year, faculty of "Banking " Polessky State University Belarus, Pinsk Novik T. V., senior lecturer Polessky State University Belarus, Pinsk

NON-BANK CREDIT AND FINANCIAL ORGANIZATIONS OF THE REPUBLIC OF BELARUS

In this paper, we examined some non-bank credit and financial organizations of the Republic of Belarus, namely: leasing companies, insurance companies and pawnshops. An analysis of the activities of these organizations on the territory of the Republic of Belarus was carried out. A conclusion is drawn on the development of non-bank credit and financial institutions in the country, in demand among consumers.

Non-bank credit and financial organizations, leasing companies, insurance companies, pawnshops, leasing portfolio.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.