Научная статья на тему 'Практика применения мер административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела'

Практика применения мер административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Терентьев Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика применения мер административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела»

Р. В. Терентьев

Практика применения мер административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенногодела

Осуществление таможенными органами юрисдикционых полномочий является важной составляющей системы обеспечения национальной безопасности.

Рассмотрение вопроса о применении санкций за административные правонарушения в области таможенного дела позволяет выявить основные проблемы, связанные с юрисдикционной деятельностью таможенных органов и наметить пути совершенствования законодательной базы в данной сфере.

Таможенные органы вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, по составам правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 1 ст. 7.12, ст. 14.10, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, ст. 15.9, ст. 15.25, ст. 16.1-16.23, ст. 17.7 и 17.9, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7, ст. 19.26, ч. 2 ст. 20.23, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. При выявлении признаков иных нарушений согласно требованиям ч. 3 ст. 411 Таможенного кодекса РФ таможенные органы обязаны передать информацию об этом соответствующим государственным органам.

Таким образом, компетенция таможенных органов не ограничивается возможностью составления протоколов только по нарушениям таможенных правил (гл. 16 КоАП РФ), но также затрагивает и правонарушения в иных областях (предпринимательская деятельность, отношения в области финансов, налогов и сборов, охраны собственности и др.). Из указанных нарушений таможенные органы правомочны проводить административное расследование по правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, ст. 15.9, ст. 15.25, ст. 16.1-16.23, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, а по остальным статьям, возбуждение дел по которым отнесено к компетенции таможенных органов - возбуждать дела об АП и передавать их по подследствнности - для принятия по ним решений уполномоченными органами.

При анализе норм КоАп РФ можно видеть, что из 62 составов административных правонарушений, применяемых в области действия таможенного законодательства, наиболее массовым, а прямо говоря, применимым во всех 62 случаях, является такой вид административного взыскания, как штраф. В 4 составах возможно применение взыскания в виде предупреждения, а еще в 17 составах - конфискация

предмета административного правонарушения. Прочие виды взысканий не предусмотрены. Правда при этом следует отметить, что по всем статьям КоАП где предусмотрено административное взыскание в виде штрафа и конфискации предмета административного правонарушения, конфискация может применяться как в качестве основного, так и дополнительного наказания.

Представляется интересным провести анализ применения санкций за административные правонарушения в области таможенного дела на примере конкретного таможенного органа. Рассмотрим практику отдела административных расследований Выборгской таможни по делам об АП, возбужденным за 2007 г.1 Пробелы означают отсутствие возбужденных дел об АП и взысканий. Несовпадение суммирования наложенных взысканий и количества возбужденных дел об АП вызвано тем, что часть дел об АП была прекращена, а по части дел об АП на момент проведения анализа решения еще не были приняты.

Статья Коли- Коли- Коли- Коли- Количество

КоАП чество чество чество чество взысканий

дел об АП, возбужденных за 2007г. взыскании в виде предупреждения взысканий в виде штрафа взыскании в виде конфискации в виде штрафа и конфискации

1 2 3 4 5 6

ч. 1 ст. 7.12

ст. 14.10 13

ч. 1 ст. 15.6

ч. 2 ст. 15.7

ст. 15.8

ст. 15.9

ч. 1 ст.15.25 14 1

ч. 2 ст.15.25

ч. 3 ст.15.25

ч. 4 ст. 15.25 19 17

ч. 5 ст. 15.25 7 7

ч. 6 ст. 15.25 16 7

ч. 7 ст. 15.25

ч. 1 ст. 16.1

ч. 2 ст. 16.1 14 2 8

ч. 3 ст. 16.1 540 279 10 4

1 По данным отдела административных расследований Выборгской таможни. Данные предоставлены уполномоченным по особо важным делам отдела административ-ныхрасследований Выборгской таможни Б.В. Федченко.

1 2 3 4 5 6

ч. 1 ст. 16.2 380 261 26 7

ч. 2 ст. 16.2 112 34

ч. 3 ст. 16.2 21 10 1

ч. 1 ст. 16.3

ч. 2 ст. 16.3

ст. 16.4 694 694

ст. 16.5 3 3

ч. 1 ст. 16.6

ч. 2 ст. 16.6

ст. 16.7 5 5

ст. 16.8

ч.1ст.16.9 6 6

ч. 2 ст. 16.9

ст. 16.10 22 22

ст. 16.11 14 9

ч. 1 ст. 16.12

ч. 2 ст. 16.12

ч. 3 ст. 16.12 17 17

ч. 1 ст. 16.13 1 1

ч. 2 ст. 16.13

ч. 3 ст. 16.13

ст. 16.14

ст. 16.15

ст. 16.16 30 27

ст. 16.17

ч. 1 ст. 16.18 524 524

ч. 2 ст. 16.18

ч. 1 ст. 16.19

ч. 2 ст. 16.19

ч. 3 ст. 16.19 2 2

ч. 4 ст. 16.19

ч. 1 ст. 16.20 2 2

ч. 2 ст. 16.20

ст. 16.21

ст. 16.22 1 1

ч. 1 ст. 16.23 11 11

ч. 2 ст. 16.23

ч. 3 ст. 16.23

ст. 17.7

ст. 17.9

1 2 3 4 5 6

ч. 1 ст. 19.4

ч. 1 ст. 19.5

ст. 19.6

ст. 19.7

ст. 19.26

ч. 2 ст. 20.23

ч. 1 ст. 20.25 11 4

2495

При проведении анализа следует учитывать, что Выборгская таможня является приграничной, при этом имеются как автомобильные, так и железнодорожные, и морские пункты пропуска через границу РФ, то есть имеется специфика приграничной таможни, которая выражается в распространенности применения 16.4 КоАП РФ - недекларирование физическими лицами иностранной валюты; ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ - невывоз транспортных средств физическими лицами; и ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ - сообщение недостоверных сведений о товаре при прибытии на таможенную территорию РФ.

Таким образом, можно видеть, что из всего разнообразия составов административных правонарушений (62), за 2007 г. Выборгской таможней использовалось только 25. При этом по возбужденным по данным статьям делам об АП, взыскания в виде предупреждения не налагалось, хотя ст. 16.10 КоАП РФ и предусматривала такой вид взыскания. Из оставшихся 24 составов административных правонарушений, все предусматривали штраф и из них 10 также предусматривали и конфискацию предмета административного правонарушения, но применена она была лишь по 4 видам из них. При этом лишь по ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ - сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников и т. д., взыскание в виде конфискации использовалось часто — 10 раз из 14 возбужденных дел об АП. По остальным же 3 составам соотношение принятых решений о наложении взыскания в виде конфискации иное:

1) ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ - 279 взысканий в виде штрафа и 14 в виде конфискации;

2) ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ - 261 взыскание в виде штрафа и 34 в виде конфискации;

3) ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ - 10 взысканий в виде штрафа и 1 в виде конфискации.

Ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ — сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, наименовании, весе и (или) объеме товара при прибытии на таможенную территорию РФ

или при убытии с таможенной территории РФ товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам. Большую часть возбужденных дел об АП занимают дела, возбужденные в связи с заявлением недостоверных сведений именно в отношении веса ввозимого в РФ товара. При этом, так как наименование товара и количество мест совпадают, выявить часть товара, которая является превышением указанного в товаросопроводительных документах веса товара, невозможно, например, ввозится 2000 мониторов весом 10000 кг. (по товаросопроводительным документам), фактически ввозятся те же 2000 мониторов, весом 12000 кг).

Ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ - недекларирование по установленной (устной, письменной, электронной) товаров и транспортных средств, подлежащих декларированию. Данный состав в своем абсолютном большинстве применяется в отношении товаров, ввозимых из-за границы в РФ физическими лицами, который они не задекларировали по установленной письменной форме, поэтому большинство дел рассматривается в таможне, при этом естественно, так как должностное лицо таможни не может наложить иное взыскание, чем штраф (конфискацию налагает суд), то налагается взыскание именно в виде штрафа. Рассмотрение дела об АП судом предусмотрено только в том случае, когда лицо, привлекаемое к ответственности, выражает свое желание рассматривать дело в суде.

В то же время следует отметить, что при применении ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ - заявление декларантом либо таможенным брокером при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности наложение взыскания в виде конфискации является исключением, а не правилом.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что основным взысканием в области административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела является штраф. Такой вид взыскания, как конфискация предмета административного правонарушения применяется реже и не по всем составам, по которым

возможно применение данного вида взыскания. Предупреждение вообще не применяется.

Приведенный анализ позволяет поставить вопрос о совершенствовании судебного порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях в области таможенного дела, так как не применение санкций в виде конфискации предмета административного правонарушения связано с несовершенством процедуры судебного рассмотрения подобных дел. Фактическое неиспользование такой санкции КоАП РФ как предупреждение свидетельствует о сложившейся практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанной во многом как с несовершенством материально-технической базы отделов, так и сложившимися традициями правоприменения сотрудниками таможенных органов. Использование всего арсенала санкций позволит таможенным органам более эффективно осуществлять превенцию административных правонарушений в области таможенного дела.

С. В. Каретникова

Соблюдение законности при производстве

дознания и неотложных следственныхдействий

таможенными органами

(на примере Северо-Западной оперативной

таможни)

Процессуальная деятельность подразделений дознания СевероЗападного региона в 2007 году значительно усложнилась после введения в действие федеральных законов от 06.06.2007 № 90-ФЗ и от 05.06.2007 № 87-ФЗ, которые существенно изменили действовавший порядок расследования преступлений органами предварительного расследования.

Вступивший в силу с 09.06.2007 Федеральный закон № 90 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», органам дознания предоставил право производить дознание не только по уголовным делам, возбужденным в отношении конкретных лиц, но и по уголовным делам, возбужденным по неочевидным преступлениям. Существенно расширились полномочия начальника подразделения дознания. Кроме того, законодатель значительно увеличил срок дознания (с 30 суток до 12 месяцев). В связи с этим фактическая нагрузка на дознавателей по расследуемым уголов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.