Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВИАСТРОЕНИЯ'

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВИАСТРОЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бережливое производство / lean-технологии / авиастроение / принцип «вытянутой руки» / кайдзен / 5S / lean manufacturing / aircraft manufacturing / the "outstretched arm" principle / kaizen / 5S

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бояринцева Мария Игоревна, Рыжков Владимир Витальевич

В данной статье показано возрастание требований к качеству продукции, указана причина создания lean-технологий, обоснована актуальность внедрения концепции бережливого производства при выпуске продукции авиастроения. Представлены цели и методы бережливого производства. Рассмотрены примеры внедрения lean-технологий на Иркутском и Воронежском авиационных заводах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF APPLYING LEAN MANUFACTURING AT AIRCRAFT MANUFACTURING

This article shows the increasing requirements for product quality, indicates the reason for the creation of lean technologies, justifies the relevance of the introduction of the concept of lean manufacturing in the production of aircraft. The objectives and methods of lean production are presented. Examples of lean technologies implementation at Irkutsk and Voronezh aviation plants are considered.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВИАСТРОЕНИЯ»

УДК 651

Бояринцева Мария Игоревна, студент (email: masun4ik36@yandex.ru) Рыжков Владимир Витальевич, к.т.н., доцент (email: rizhkov-11@yandex.ru)

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХАВИАСТРОЕНИЯ

Аннотация: В данной статье показано возрастание требований к качеству продукции, указана причина создания lean-технологий, обоснована актуальность внедрения концепции бережливого производства при выпуске продукции авиастроения. Представлены цели и методы бережливого производства. Рассмотрены примеры внедрения lean-технологий на Иркутском и Воронежском авиационных заводах.

Ключевые слова: бережливое производство, lean-технологии, авиастроение, принцип «вытянутой руки», кайдзен, 5S.

В современном мире авиационная промышленность выступает в качестве наиболее концентрированной отрасли на мировом рынке. В настоящее время идет активное развитие самолетостроительных корпораций во многих государствах. Российская Федерация, согласно государственному плану «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы», поставила перед собой цель создать «высоко конкурентную авиационную промышленность и закрепить ее позиции на мировом рынке в качестве третьего производителя по объемам выпуска авиационной техники». Высокая эффективность разработки авиационной продукции и управления качеством на основе выполнения требований стандартов и методов менеджмента качества является важнейшим направлением повышения конкурентоспособности продукции и отечественных предприятий авиационной промышленности.

На начальных этапах создания стадии проектирования превратить авиастроение в конкурентоспособную экономически рациональную систему не составляет возможности. Обращаясь к истории, авиация и космонавтика всегда являлись первопроходцами научно - технического прогресса. По сей день они играют важную роль в развитии науки и техники. Каждые новаторские идеи по началу нуждаются в крупной финансовой поддержке (за которыми уже следуют остальные вложения), результат от них, если и наступает, то занимает продолжительный промежуток времени. Процесс производства и испытания летательных аппаратов (ЛА) также не предусматривает экономии денежных средств. Поэтому возникает задача сокращения расходов и ресурсов одновременно с сохранением или даже с улуч-

шением качества выпускаемой продукции. В этом случае экономия возможна за счет оптимизации технических процессов на всех этапах производства ЛА.

Одной из таких оптимизаций является концепция бережливого производства (БП), которая применяется как инструмент меры государственной поддержки российских компаний в ходе реализации Национального Проекта «Производительность труда и поддержка занятости» от 2019 года. Появление национального проекта на основе концепции БП говорит об актуальности концепции не только среди отдельных производственных предприятий, а является вектором развития всей российской экономики на несколько лет вперед [1].

Понятие бережливого производства (lean-методология) возникло на японских автомобильных заводах после Второй мировой войны. Экономика пришла в упадок, что привело к наступлению кризиса на промышленных предприятиях, а именно дефициту ресурсов. Для решения этой проблемы нужно было свести к минимуму потери и издержки на производстве. Запросы рынка также изменились. Население занималось восстановлением народного хозяйства, вследствие чего появился спрос на практичные модели машин, не требующих постоянного ремонта и дорогого обслуживания. Японским компаниям нужно было оставаться конкурентоспособными наряду с развивающимся американским автопромом.

Сложившаяся ситуация в Японии в 1950-х годах на заводе Toyota Motor дала толчок развитию новой концепции управления предприятием, которая сегодня известна, как lean - бережливое производство. Основа данной системы состоит в постоянной оптимизации рабочих процессов для устранения всевозможных видов потерь на всех этапах создания продукции для заказчика.

Внедрение инструментов БП в авиакосмической промышленности происходит неравномерно (Рис. 1) [2].

В соответствии с бережливой концепцией, различают семь видов потерь на производстве [3]:

Перепроизводство. Является одной из основных причин существенной потери ресурсов, так как возникает необходимость затрат на повторное производство, транспортировку и хранение нераспроданной продукции. При этом нет никаких гарантий на получение дохода в будущем из-за возможной невостребованности товара.

Лишние запасы. Закупка и хранение материалов в объемах больших, чем требует производство. Это приводит к недостатку мест на складских помещениях, затратам на транспортировку, финансовым расходам и возникновению дефектов в связи с неправильным хранением продукции.

Неправильная транспортировка. Затраты на логистику потребляют ресурсы предприятий и входят в стоимость готовых изделий, но не несут никакой ценности будущим покупателям.

Дефекты и брак. Расходы на исправление либо утилизацию изделий с дефектами.

Лишние этапы обработки изделий. Ненужные действия рабочих, которые занимают много времени, либо являются бесполезными для производства той или иной продукции.

Ожидание. Детали, находящиеся в режиме ожидания, требуют дополнительных затрат и оказывают влияние на производительность труда.

Неправильное кадровое управление. Нехватка ресурсов, связанных с перегруженностью сотрудников или нерациональным распределением обязанностей между ними.

Чтобы свести к минимуму все виды потерь, следует стремиться к выполнению задач, которые основываются на методологии БП:

Процент внедрения элементов БП

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рисунок 1 - Процент внедрения элементов БП

Авиастроение является той отраслью, где применение бережливого производства существенно увеличит производительность труда и сократит всевозможные виды потерь на производстве.

Рассмотрим пример внедрения 1еап-технологий на Иркутский авиационный завод - филиал корпорации «Иркут», ведущего предприятия по программе МС-21 (Рис. 2). Главной целью 1еап-технологий являлась концепция преобразования рабочих мест по всей линии сборки самолета с помощью принципа «вытянутой руки», основа которого - нахождение всех сборочных инструментов на оптимальном расстоянии от рабочего. Согласно планам, было утверждено около шестидесяти технический заданий по усовершенствованию рабочих зон на каждом участке изготовления различных деталей. Учитывали все: виды операций, количество человек, требуемых для производства, транспортировку необходимых деталей по всей территории завода, места хранения инструментов и расходных материалов, раз-

111111 ■ ■ ■ -

мещение на станциях компьютеров, поскольку МС-21 собирается по 3D модели, без помощи чертежей. В проектировочных задачах применялись кайдзен-предложения, такие как: использование механизмов, сматывающих шланги, для удобства и безопасности работы с пневмоинструментом и применение звукового сигнала при перемещении подвижных станций на большую высоту. Меньше чем за год опытного производства МС-21 было создано около семидесяти предложений об оптимизации [4].

Рисунок 2 -. Элементы БП применяемые на «Иркут»

На ПАО «ВАСО» также успешно внедряются lean - технологии. Отвечают за процесс специалисты отдела совершенствования производства (ОСП) из департамента БП. Наибольшее внимание уделено работе с кайд-зен-предложениями и системе 5S (Рис. 3). Каждый месяц сотрудники ОСП вместе со службами цеха контролируют качество выполнения требований положения [5].

На предприятии для развертывания системы «5S» используют документ «Положение по внедрению 5S», разработкой и руководством которого занимаются специалисты ОСП. Исходя из пунктов документа организовываются планы мероприятий для интеграции системы.

Внедрение кайдзен предложений принесло множество полезных идей от штата сотрудников завода. В результате, общее количество поощрительных выплат авторам 1134-х кайдзен-предложений меньше чем за год достигла около миллиона рублей. Одним из успешных кайдзен - предложений на предприятии стала замена дорогой импортной пасты на материал отечественного происхождения при производстве летательных аппаратов Sukhoi Superjet 100, который уменьшил расходы за год на 5, 5 млн. рублей. Оценить успешный процесс внедрения БП на ПАО «ВАСО» помогает произ-

водство самолета ИЛ-112, в частности - уменьшение производственных издержек и снижение себестоимости продукции [6].

Кайдзен

Рисунок 3 - Элементы БП применяемые на ПАО «ВАСО»

Таким образом, даже частичное и поэтапное применение элементов концепции lean-производства позволяет компаниям снизить затраты, повысить эффективность и улучшить качество выпускаемых изделий авиастроительного производства. Это помогает предприятиям оставаться конкурентоспособными на рынке авиационных технологий. Кроме того, благодаря вовлеченности персонала повышается производственная дисциплина.

Список литературы

1. Шкодкин, А. В. Тенденции внедрения бережливого производства / А. В. Шкодкин, В. В. Рыжков // Авиакосмические технологии (АКТ-2019): Труды XX Международной научно-технической конференции и школы молодых ученых, аспирантов и студентов, Воронеж, 24-25 октября 2019 года. Том II Тур. - Воронеж, 2019. - С. 275-281.

2. Назаревич, С. А. Проблемы и ошибки при организации производства, решаемые методологией бережливого производства / С. А. Назаревич, А. В. Винниченко // Системный анализ и логистика. - 2021. - № 4(30). - С. 49-56. - DOI 10.31799/2077-5687-2021-4-49-56.

3. Unisender: Словарь маркетолога [Электронный ресурс]: Режим доступа: World Wide Web. URL: http: //https://www.unisender.com/ru/glossary/berezhlivoe-proizvodstvo-ego-principy-i-instrumenty/#anchor-1

4. Гребенщикова, Т. Д. Практика построения бережливых производственных систем / Т. Д. Гребенщикова, В. В. Рыжков // Современные проблемы внедрения элементов бережливого производства : Международная очно-заочная научно-практическая конференция, Ульяновск, 22-30 декаб-

ря 2020 года. - Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2021. - С. 48-55.

5. Гребенщикова, Т. Д. Развитие бережливого производства на предприятиях авиастроения / Т. Д. Гребенщикова, В. В. Рыжков // Общество. Наука. Инновации (НПК-2021): сборник статей XXI Всероссийской научно-практической конференции. В 2 т., Киров, 12-30 апреля 2021 года. Том 1. - Киров: Вятский государственный университет, 2021. - С. 862-867.

6. Шкодкин, А. В. Внедрение бережливого производства на предприятиях авиакосмической отрасли / А. В. Шкодкин, В. В. Рыжков // Проблемы современных экономических, правовых и естественных наук в России -синтез наук в конкурентной экономике : Сборник статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции, Воронеж-Ганновер, 17-19 мая 2019 года / Редколлегия: С. А. Колодяжный [и др.]. -Воронеж-Ганновер: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2019. - С. 293-295.

Boyarintseva Maria Igorevna, student

(email: masun4ik36@yandex.ru )

Ryzhkov Vladimir Vitalievich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

(email: rizhkov-11@yandex.ru )

Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia

THE PRACTICE OF APPLYING LEAN MANUFACTURING

AT AIRCRAFT MANUFACTURING

Abstract: This article shows the increasing requirements for product quality, indicates the reason for the creation of lean technologies, justifies the relevance of the introduction of the concept of lean manufacturing in the production of aircraft. The objectives and methods of lean production are presented. Examples of lean technologies implementation at Irkutsk and Voronezh aviation plants are considered.

Key words: lean manufacturing, aircraft manufacturing, the "outstretched arm" principle, kaizen, 5S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.