Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ'

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные системы / автоматизация / цифровизация / Федеральная таможенная служба / электронный документооборот / information systems / automation / digitalization / Federal Customs Service / electronic document management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов Юрий Анатольевич, Ворона Анастасия Александровна

В современных условиях автоматизация процессов ассоциируется с упрощением и ускорением. В связи с постоянным увеличением информационного потока таможенным органам приходится работать с огромным количеством данных. В статье обобщены применяемые автоматизированные информационные системы для совершения таможенных операций, а также приведены фактические данные о результатах их использования в практической деятельности ФТС России за 2018-2022 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Максимов Юрий Анатольевич, Ворона Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF USING AUTOMATIC INFORMATION SYSTEMS FOR CUSTOMS OPERATIONS

In modern conditions, process automation is associated with simplification and acceleration. Due to the constant increase in information flow, customs authorities have to work with a huge amount of data every day. The article summarizes the automated information systems used to carry out customs operations, and also provides factual data on the results of their use in the practical activities of the Federal Customs Service of Russia for 2018-2022.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ»

УДК 339.5

практика применения автоматизированных информационных систем для совершения таможенных операций

Максимов Юрий Анатольевич

Санкт-Петербургский имени В.В. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заместитель директора филиала (по научной работе), канд. техн. наук, канд. экон. наук, доцент, e-mail: maximoff2000@mail.ru

Ворона Анастасия Александровна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: anastasiya_o@mail.ru

В современных условиях автоматизация процессов ассоциируется с упрощением и ускорением. В связи с постоянным увеличением информационного потока таможенным органам приходится работать с огромным количеством данных. В статье обобщены применяемые автоматизированные информационные системы для совершения таможенных операций, а также приведены фактические данные о результатах их использования в практической деятельности ФТС России за 2018-2022 гг.

Ключевые слова: информационные системы; автоматизация; цифровизация; Федеральная таможенная служба; электронный документооборот

practice of using automatic information systems for customs operations

Maximov Yuriy A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Deputy Director (for research), Candidate of Engineering Sciences, Candidate of Economic Sciences, Docent, e-mail: max-imoff2000@mail.ru

Vorona Anastasia A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Leading Researcher of the Research Department, e-mail: anastasiya_o@ mail.ru

In modern conditions, process automation is associated with simplification and acceleration. Due to the constant increase in information flow, customs authorities have to work with a huge amount of data every day. The article summarizes the automated information systems used to carry out customs operations, and also provides factual data on the results of their use in the practical activities of the Federal Customs Service of Russia for 2018-2022

Keywords: information systems; automation; digitalization; Federal Customs Service; electronic document management

Для цитирования: Максимов Ю.А., Ворона А.А. Практика применения автоматизированных информационных систем для совершения таможенных операций // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

2023. № 3 (87). С. 62-68.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в области развития таможенной системы одним из ключевых современных направлений является использование информационных технологий, внедрение инновационных программных средств, создание информационной среды для организации и оптимизации информационного обмена как внутри, так и вне таможенной системы, формирование новых отношений и взаимодействий между таможенными органами и участниками ВЭД.

Цель статьи - обобщить практику применения автоматизированных информационных систем для совершения таможенных операций и на этой основе сделать выводы, насколько изменяется результативность и эффективность деятельности таможенных органов.

В научной литературе широко представлены основополагающие принципы использования автоматизированных информационных систем для совершения таможенных операций. Так, авторы: С.А. Агамагомедова [1] описывала развитие информационных технологий в таможенном деле, Я. Н. Елисова [2] изучала информационные технологии в современной системе логистической организации таможенного дела, А.Д. Кривонос и А.А. Ворона [3] исследовали современные информационные системы и технологии в управлении таможенным делом. Данная тема разработана учеными-теоретиками и практиками, однако существуют пробелы в части использования конкретных автоматизированных информационных систем для совершения таможенных операций.

В настоящее время таможенные органы

используют различные информационные технологии и системы, которые нацелены на решение задач, стоящих перед таможней на разных этапах перемещения товаров. Таким образом, выделяются следующие виды информационных систем (далее - ИС):

- Единая автоматизированная информационная система таможенных органов (далее - ЕАИС ТО) является структурированной комплексной ИС, которая построена с учетом действующей в таможенных органах системы управления. При этом ЕАИС ТО должна быть задействована в работе всех подразделений таможни, которые отвечают за контроль перемещаемых товаров и получение таможенных деклараций. Кроме того, ЕАИС ТО успешно взаимодействует с другими ИС ФТС России;

- Автоматизированная информационная система внешнего доступа таможенных органов - обеспечивает защищенное информационное взаимодействие между информационно-программными системами ЕАИС ТО и внешними ИС (ИС участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД, федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), таможенных органов иностранных государств, включая и членов ЕАЭС, международных организаций и т.д.);

- Система ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов - обеспечивает выдачу квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи должностным лицам таможенных органов и серверным компонентам ЕАИС ТО. Такая система предполагает использование электронного документооборота, связанного с осуществлением автоматических регистраций деклараций и выпуска товаров. Кроме того, данная система подразумевает, что участник ВЭД оформил документы на право пользования электронной цифровой подписью [4]. СМЭВ отвечает

за взаимодействие между таможенными органами и разными ФОИВ на всех этапах перемещения товаров, а также включает сведения, полученные от участников ВЭД в процессе таможенного оформления и контроля товаров. Важной областью развития межведомственного взаимодействия является обеспечение безопасности цепи поставок товаров. Кроме того, одним из направлений применения СМЭВ считается обмен данными ФНС России [5];

- информационные системы, отвечающие за внутреннюю работу таможенных органов. Такие программы функционируют в следующих направлениях, связанных с деятельностью управления таможни: организационно-штатное устройство, кадровая политика и финансовое обеспечение;

- активное использование ИС, связанных с интернет-ресурсами, дает возможность ФОИВ получить информацию о работе таможенных органов из общедоступных источников. Помимо ФТС России другие ФОИВ размещают данные о своей деятельности в сети Интернет [6].

В табл. 1 указан перечень ИС, которые применяются ФТС России в процессе взаимодействия с ФО-ИВ и участниками ВЭД.

В связи с этим можно отметить, что каждая таможенная операция и этапы перемещения товаров предполагают применение определенных информационных систем и технологий. АИС «АИСТ-М» предназначена для автоматизации процессов совершения операций и осуществления таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. АС КТТ-2 обеспечивает контроль товаров при указании таможенной процедуры таможенного транзита при перемещении товаров. АПС «Пункт пропуска» является централизованной системой таможенного оформления и контроля в пограничных пунктах

Таблица1

Решения таможенных органов, принимаемые в автоматическом режиме Информационно-программные средства

Решения о регистрации деклараций на товары АИС «АИСТ-М»

Решения о выпуске товаров и транспортных средств

Решения о регистрации транзитных деклараций АС КТТ-2, АПС «Пункт пропуска»

Решения о выпуске транзитных деклараций

Проверка категории уровня риска участников ВЭД ИСС «Малахит», АИС «ЦРСВЭД»

Форматно-логический контроль деклараций на товары АИС «АИСТ-М»

Сверка разрешительных документов со сведениями, заявленными в декларациях на товары АИС «АИСТ-М», АПС «Электронные госуслуги»

Начисление и списание таможенных платежей и сборов АИС «АИСТ-М», АПС «Лицевые счета - ЕЛС»

Определение рисков КПС «СВР СТО»

Взаимодействие с другими органами КПС «Взаимодействие ИС», АПС «ЭПС», КПС «Учет и контроль товаров на ВХ», АС КТТ-2

Реализация технологий автоматического совершения таможенных операций [7]

пропуска, обеспечивающей интеграцию действующих программных средств. Данная ИС объединила различные программные средства (АС «ПП», АС «КТТ-2», КПС «Карнет АТА» и КПС «Портал Морской порт». ИСС «Малахит» оценивает деятельность участников ВЭД, а АИС «ЦРСВЭД» ведет учет центрального реестра субъектов ВЭД, хранит все данные об участниках.

КПС «СВР СТО» отвечает за процесс выявления рисков. КПС «Взаимодействие ИС» представляет собой информационную систему, через которую запрашиваются данные о разрешительных документах. АПС «ЭПС» - информационная система, которая используется в рамках проведения обмена информацией между организациями. КПС «Учет и контроль товаров на ВХ» и АС КТТ-2 позволяют осуществить запрос информации о завершении процедуры таможенного транзита [7].

Желая достичь необходимого уровня баланса, таможня стремится сократить количество досмотров граждан, товаров и документов, для чего и применяет в своей деятельности специальное устройство, которое способствует принятию решений на основе системы управления рисками (далее - СУР). Можно отметить, что Российская Федерация использует передовой опыт других стран в применении СУР, в результате чего происходит непрерывная оптимизация и улучшение действующей системы. Во время таможенного контроля обязательным элементом, помимо существующих форм и способов контроля, стало использование СУР.

Кроме рассмотренных выше систем, ФТС России занимается с 2020 г. разработкой и применением на практике национальной системы прослеживае-мости товаров (далее - НСП). Также в рамках реализации данной системы была проведена работа по совершенствованию информационного взаимодействия таможенных и налоговых органов [4].

Тарифные методы подразумевают воздействие на внешнюю торговлю посредствам уплаты таможенных платежей. В настоящее время особенно активно развиваются электронные средства уплаты таможенных платежей. На сайте ФТС России работает

личный кабинет участника ВЭД, в котором можно уплатить таможенные платежи, данное средство постоянно совершенствуется и в 2019 г. значительно упростилось его использование. В результате получилось достичь 100 % выполнения планового показателя. Кроме того, чтобы упростить процесс уплаты административных штрафов, которые указаны в действующем таможенном законодательстве страны, доработана автоматизированная информационная система «Правоохрана». Также для упрощения работы сотрудников таможни создана система автоматического обмена информацией о начисленных и оплаченных суммах административных штрафов, данная программа осуществляет обмен с государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах. В целях улучшения деятельности доработан сервис «Правообладатели» АПС «Личный кабинет» в части предоставления доступа для работы в нем физических лиц, в том числе в мобильной версии сайта. Это позволило обеспечить информационное взаимодействие в режиме онлайн таможенных органов с правообладателями (их представителями), которыми являются физические лица, при выявлении контрафактных товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. В КПС «Постконтроль» реализована возможность автоматического (автоматизированного) выбора объекта таможенного контроля на основе генератора случайных чисел и ориентировок, что способствует исключению человеческого фактора при выборе объекта таможенного контроля.

В целях обеспечения безопасности товаров таможенными органами используются информационные технологии. СМЭВ применяется для обмена данными с таможенными органами и проверки разрешительных документов при перемещении товаров. Другие ИС разделяются в зависимости от направления деятельности, часть связана с оформлением товаров, с контролем товаров и уплатой таможенных платежей. При этом каждая система совершенствуется в целях повышения качества реализуемых таможенными органами функций.

2018 2019 2020 2021 2022 Рис. 1. ЭДТ, поданные участниками ВЭД за 2018-2022 гг., млн шт. [8]

Оценить эффективность применения автоматизированных информационных систем для совершения таможенных операций без участия должностных лиц таможенных органов можно с помощью отчета об исполнении основных показателей работы таможенных органов Российской Федерации за 2020-2022 гг. Например, оценить уровень циф-ровизации можно с помощью количества электронных таможенных деклараций (далее - ЭДТ) (рис.1).

Так, данные по оформленным ЭДТ в 2022 г. самые низкие, что связано со снижением товарооборота, обусловленного введенными санкциями. В целом за рассматриваемый временной период отмечается ежегодное увеличение объема ЭДТ, исключением является 2020 г., когда произошла пандемия коронавирусной инфекции и весь товарооборот сократился. При этом с 2018 г. по 2021 г. количество деклараций, поданных в электронной форме, выросло на 19,1 %, а показатель 2020 г. увеличился на 14,2 %.

Увеличение таможенных деклараций, поданных в электронной форме, связано также и с изменением числа участников ВЭД, которое существенно изменилось за рассматриваемый период времени (рис.2). Однако не все участники ВЭД используют электронную форму, есть и те, кто подают документы в бумажном виде. Так, в 2022 г. 0,11 % участников ВЭД при декларировании подали бумажные документы.

За рассматриваемый промежуток времени количество участников ВЭД, использующих ЭДТ, увеличилось на 2,6 %. Данный факт связан с активизацией торговли и стремлением получить выгоду. В результате чего выросли товарооборот и таможенные платежи. Однако не все участники ВЭД применяли ЭДТ при перемещении товаров. Так, 2018 г. 0,1% не оформляли ЭДТ, в 2019 г. их число сократилось до 0,09 %. Таким образом, можно отметить, что большая часть участников ВЭД активно оформляют ЭДТ, поскольку это занимает меньше времени и существенно упрощает процесс перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Во многом этому способствует создание специальных сервисов, оказывающих поддержку при заполнении декларации. Кроме того, участники ВЭД при оформлении ЭДТ зачастую пользуются услугами таможенных представителей или уполномоченных экономических операторов, которые самостоятельно осуществляют все операции, связанные с перемещением товаров.

В связи с переходом к цифровизации в рамках Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (далее - Страте-гия-2020) стало активно применяться электронное декларирование товаров. Продолжающийся процесс перехода на технологии на основе искусственного интеллекта, которые отражены в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия-2030), способствует дальнейшей результативности деятельности таможенных органов. По итогам 2022 г. в автоматическом режиме зарегистрировано более 3,4 млн ЭДТ. Применение автоматической регистрации способствует сокращению времени на обработку данных сотрудниками таможни и повышает скорость таможенного оформления (рис.3).

Одним из направлений развития таможенных органов в процессе реализации Стратегии-2020 стало создание авторегистрации деклараций, показатели которой за рассматриваемый временной промежуток выросли в 2,5 раза в 2021 г. Можно сделать вывод о повышении эффективности работы системы авторегистрации. Стоит также обратить внимание на количество автоматически выпущенных деклараций. Сотрудниками таможни в 2022 г. было автоматически выпущено более 1,2 млн ЭДТ (рис. 4).

За период 2018-2021 гг. отмечается увеличение автовыпуска ЭДТ в 4,5 раза, что свидетельствует об активном применении данной ИС в работе ФТС России. Из этого следует вывод о повышении уровня качества работы системы автоматического выпуска и активной позиции участников ВЭД по изучению вопросов декларирования.

2..

2.

2.

т1 -1 1

[ А 91 116

1

! Л

132 Э2534 г

■ У21

0

88793 1

--4-4

80000

85000

102

90000

95000

100000

Я Количество участников ВЭД,пгт.

Рис. 2. Динамика участников ВЭД, осуществляющих декларирование товаров в электронной форме

за 2018-2022 гг., чел. [81

Рис. 3. Количество автоматически зарегистрированных деклараций сотрудниками таможни

за 2018-2022 гг., шт. [8]

1,5 1

0.323

0.5

1.44

1,088

0.643

12

□ Количество автоматически выпущенных деклараций, млн шт.

-—\-—-—I-—-—I-—-—I—

2018 2019 2020 2021 2022

Рис. 4. Количество автоматически выпущенных деклараций сотрудниками таможни

за 2018-2022 гг., шт. [8]

Кроме того, наиболее востребованными информационные технологии таможенных органов были именно в 2020 г., поскольку не требовали привлечения большого количества сотрудников. Снижение показателя в 2022 г. связано в целом со снижением количества ЭДТ по причине санкционного режима.

На протяжении 2018-2021 гг. импортная составляющая преобладала над экспортной в товарообороте Российской Федерации. Однако ситуация по автоматической регистрации для экспортируемых и импортируемых товаров существенно отличается. Несмотря на этот факт, для импортных и экспортных деклараций отмечается увеличение доли автоматически зарегистрированных ЭДТ (рис. 5).

Согласно рис. 5 следует, что до 2020 г. объем авторегистрации экспортных деклараций превышал объем импортных. Однако в 2020 г. число авторегистрации импортных ЭДТ превысило экспортные на 0,2 %. Также стоит указать, что показатели ЭДТ по импорту выросли за три года в 2,3 раза. Можно отметить определенную направленность экономики страны на импорт товаров. В 2021 г. показатели авторегистрации ЭДТ по экспорту опять стали выше, чем значения по импорту. При этом показатель

по экспорту в 2021 г. даже ниже значения 2019 г.

ФТС России активно взаимодействует с другими странами - членами ЕАЭС по вопросам ЭДТ, в результате чего увеличивается количество оформленных в разных странах деклараций. Российским таможенным органом в отношении товаров, следовавших по маршруту Наушки - Брест, осуществлен выпуск 885 ЭТД (491 вагон), по маршруту Наушки - Колядичи - 42 ЭТД (21 вагон), по маршруту Владивосток - Колядичи - 376 ЭТД (198 вагонов) [8].

При использовании системы управления рисками происходит увеличение таможенных платежей и, как следствие, пополняется федеральный бюджет, а также эффективно реализуется правоохранительная функция сотрудников таможни, следствием чего являются возбужденные дела об уголовных и административных правонарушениях (далее - АП). С помощью данных таможенной статистики можно оценить эффективность использования СУР в деятельности ФТС России по контролю таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию товаров (табл. 2).

В табл. 2 представлены показатели работы СУР, которые позволяют оценить динамику

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Доля автоматически зарегистрированных ЭДТ сотрудниками таможни по экспорту и импорту за 2018-2021 гг., % [8]

Таблица 2

Динамика контроля таможенной стоимости товаров при применении СУР за 2018-2022 гг. [8]

Основные показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Итоговые суммы довзысканных таможенных платежей и штрафов всего, млрд руб. 21,5 32 21,3 26,7 17,6

По корректировке таможенной стоимости, млрд руб. 20,3 20,6 22,92 40,09 25,85

Возвращено из федерального бюджета таможенных платежей по решениям судебных органов и ведомственного контроля, млрд руб. 1,6 0,976 1,028 1,798 -

Количество корректировок таможенной стоимости, тыс. шт. 163 183 165,4 201,0 220,3

Результаты контроля таможенной стоимости в расчете на одну ДТ, в тыс. руб. 163,54 112,57 123,8 199,4 117,3

Кол-во дел об АП, шт. 41 562 48 246 27 081 42000 41000

Кол-во уголовных дел, шт. 505 543 420 500 300

Доля результативных таможенных досмотров, % 27,8 28,2 33,8 38,3 44,9

и эффективность контроля таможенной стоимости товаров в 2018-2022 гг. По всем рассмотренным показателям деятельность таможенных органов улучшилась. Во многом это связано с реализацией положений, указанных в Стратегии-2020 и Стра-тегии-2030. При этом по отдельным показателям данные за 2021-2022 гг. не опубликованы, в связи с этим для анализа использованы сведения за 20182020 гг.

В табл. 2 представлены итоговые суммы довзысканных таможенных платежей и штрафов. Указанный показатель имеет большое значение, поскольку показывает, насколько участники ВЭД стремилась

сократить свои расходы. В 2022 г. произошло снижение довзысканных платежей и штрафов по сравнению с предыдущими годами, что обусловлено сокращением товарооборота и количества участников ВЭД. Такая ситуация во многом зависит от введенных санкций. До 2022 г. итоговые суммы довзысканных таможенных платежей и штрафов только увеличивались, из чего можно сделать вывод, что участники ВЭД стремились занизить таможенную стоимость ввозимых на территорию России товаров. При этом в 2019 г. таможня больше всего собрала дополнительных платежей и штрафов. Полученные фактические значения свидетельствуют

об эффективности и результативности применения автоматизированных информационных систем для совершения таможенных операций в деятельности таможенных органов.

Подводя итог, можно сказать, что автоматизация распространяется на разные таможенные процедуры. С мая 2019 г. начата практическая реализация технологии автоматической регистрации транзитных деклараций. Автоматизированы все таможенные операции по выпуску ЭТД за исключением операций, связанных с определением срока транзита и места доставки, а также наложением средств таможенной идентификации. В целом технологии авторегистрации и автовыпуска декларации на товары благополучно внедрены и функционируют. В то же время имеется ряд проблемных вопросов, связанных с несоблюдением ряда критериев, являющихся причиной невыполнения алгоритмов проверки. Для решения проблемы ФТС России необходимо устранить причины их возникновения. Кроме того, ФТС России должна активно развивать и СУР как одну из наиболее важных информационных технологий. Также используется множество информационных технологий таможенного оформления и контроля, однако продолжается и активная работа в данном направлении. СМЭВ представляет собой информационную систему, которая специализируется на автоматизированном обмене электронной документацией между различными государственными органами. Для обеспечения безопасности цепи поставок товаров СМЭВ применяют при взаимодействии налоговых и таможенных органов. Стратегией-2030 определены основополагающие показатели, которые используются ФТС России для оценки качества деятельности. Дальнейшая эффективность и результативность деятельности таможенных органов во многом зависит от применяемых автоматизированных информационных систем, что безусловно приведет к совершению таможенных операций.

Библиографический список:

1. Агамагомедова С.А. Развитие информационных технологий в таможенном деле // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. № 1 (2). С. 418-432.

2. Елисова Я.Н. Информационные технологии в современной системе логистической организации таможенного дела // Экономика и государство: проблемы и перспективы развития. Российский университет транспорта (МИИТ), Российская открытая академия транспорта. 2020. С. 171-175.

3. Кривонос А.Д., Ворона А.А. Внедрение новых прогрессивных информационных технологий таможенного администрирования, автоматизация таможенного декларирования как основы цифровизации и безопасности экономики Российской Федерации // В сборнике: Сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции «Смирновские чтения - 2023». Международный банковский институт имени Анатолия Собчака. 2023. С. 83-91.

4. Бикашова А.А. Электронная таможня как средство улучшения системы электронного таможенного декларирования товаров // Сборник материалов XX Ежегодной научной конференции студентов Технологического университета. Москва, 2020. С. 323-330.

5. Башлы П.Н., Вербов, В.Ф. Цифровая трансформация таможенной службы // Вестник Российской таможенной академии. 2020. №4. С.19-24.

6. Калинина К.И., Ребрина, Т.Г. Прогрессивные технологии в таможенной сфере // Сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса. В 5-ти частях. 2020. С. 114-119.

7. Сафина В.А., Харченко, В.А. Современные информационные системы и технологии в управлении таможенным делом // Современные тенденции развития торговли и таможенного дела. Тезисы докладов и выступлений VII Международной научной конференции молодых ученых. 2021. С. 208-210.

8. Отчетность и результаты деятельности Федеральной таможенной службы. URL: https://customs.gov.ru/ activity/results

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.