Научная статья на тему 'Анализ современного состояния механизма осуществления оперативного мониторинга совершения таможенных операций'

Анализ современного состояния механизма осуществления оперативного мониторинга совершения таможенных операций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3459
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНЫЙ МОНИТОРИНГ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ПРОФИЛЬ РИСКА / OPERATIONAL MONITORING OF CUSTOMS OPERATIONS / RISK MANAGEMENT SYSTEM / RISK PROFILE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Краснова А.И., Луткова Е.Д.

Данная статья посвящена анализу основных проблем практики осуществления оперативного мониторинга совершения таможенных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Краснова А.И., Луткова Е.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF THE MECHANISM FOR OPERATIONAL MONITORING OF CUSTOMS OPERATIONS

In the paper the main problems of the current state of the mechanism for operational monitoring of customs operations are considered.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния механизма осуществления оперативного мониторинга совершения таможенных операций»

БИТ 2020 Том 4 № 2 (14) УДК 339.543.2

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МЕХАНИЗМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНОГО МОНИТОРИНГА СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

Краснова А.И., Луткова Е.Д.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF THE MECHANISM FOR OPERATIONAL MONITORING OF CUSTOMS OPERATIONS

Krasnova A.I., Lutkova E.D.

St. Petersburg named after V.B. Bobkova branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

Данная статья посвящена анализу основных проблем практики осуществления оперативного мониторинга совершения таможенных операций.

Ключевые слова: оперативный мониторинг совершения таможенных операций; система управления рисками; профиль риска.

Abstract

In the paper the main problems of the current state of the mechanism for operational monitoring of customs operations are considered.

Keywords: operational monitoring of customs operations; risk management system; risk profile.

Оперативным мониторингом совершения таможенных операций занимается центр оперативного мониторинга и управления рисками, его главной задачей является проведение мониторинга совершения таможенных операций в регионе до выпуска товаров в режиме времени, приближенном к реальному.

Применение системы оперативного мониторинга совершения таможенных операций на уровне регионального таможенного управления (далее - РТУ) и таможни регулируется приказом ФТС России и Министерства финансов Российской Федерации от 03.03.2017 № 327 «Об утверждении типовых положений об отделе координации и применения системы управления рисками -центре оперативного мониторинга и управления рисками службы организации таможенного контроля регионального таможенного управления и отделе применения системы управления рисками - центре оперативного мониторинга и управления рисками таможни».

Данный приказ разработан с целью упорядочения действий должностных лиц РТУ и таможен, ответственных за реализацию и применение системы управления рисками, в нем описаны общие положения об отделе координации и применения си-

стемы управления рисками - центре оперативного мониторинга и управления рисками, его задачи, функции, права подразделения, а так же заключительные положения [1].

Центр оперативного мониторинга и управления рисками в процессе своей деятельности использует информационные ресурсы Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО). Основными задачами подразделения являются: поддержка непрерывного функционирования централизованной системы наблюдения за процессом совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля; оценка рисков и принятие мер по их минимизации в рамках СУР; контроль за единообразием проведения таможенного контроля должностными лицами ТО; проведение оперативного мониторинга совершения таможенных операций в режиме, приближенном к реальному времени для предотвращения нарушений таможенного законодательства.

В рабочей группе по мониторингу совершения таможенных операций собраны «владельцы рисков»: представители ключевых подразделений таможенного органа, связанных с СУР. Среди них специалисты по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД), таможенной

стоимости, таможенным платежам и мерам нетарифного регулирования.

По определенным критериям и справочникам информационно-программное средство в автоматическом режиме выбирает поставки, определенные как рисковые. Владельцы рисков на своих рабочих местах получают информацию о таких рисковых поставках и обрабатывают ее.

По итогам проведенного анализа принимается решение, как необходимо отреагировать на возможное нарушение таможенного законодательства. Эффективность разработанных целевых профилей риска -очень высока. В 70-80% случаев срабатывания СУР должностные лица таможенных органов выявляют нарушения таможенного законодательства [2].

К информационно-программным средствам аналитической деятельности ФТС России относятся:

1. Информационно-справочная система «Малахит» (ИСС «Малахит»).

2. Комплекс программных средств «Мониторинг-Анализ» (КПС «Мониторинг-Анализ).

3. Автоматизированная информационная система «Центральный реестр субъектов ВЭД» (АИС «ЦРСВЭД»).

4. Автоматизированная информационная система «Закономерность» (АС «Закономерность»).

5. Автоматизированная система анализа данных и поддержки принятия решений (АС АДППР «Аналитика-2000»).

6. Автоматизированная подсистема выявления факторов риска в таможенном оформлении товаров и оценки потерь таможенных платежей на базе сопоставительного анализа данных России и Китая (АПС «Анализ-К»).

7. Автоматизированная система архивного хранения юридически значимых электронных таможенных документов (АС АЮД).

8. Автоматизированная система сбора форм статистической отчетности (АС «Ста-тотчетность»).

9. Автоматизированная система доступа к данным таможенной статистики внешней торговли (АСД Доступ-ТСВТ).

10. Комплекс программных средств исчисления индексов внешней торговли (КПС «Расчет индексов»).

11. Комплекс программных средств, обеспечивающих обработку неструктуриро-

ванных данных, содержащихся в таможенных документах при осуществлении таможенных процедур и таможенном контроле (КПС «Семантика»).

12. Комплекс программных средств управления загрузкой информационных массивов системы «Аналитика-2000» (КПС «Управление загрузкой»).

13. Автоматизированная информационная система оперативного сопоставительного анализа агрегированных данных ЕАИС и стран СНГ (АИС «Анализ СНГ»).

Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ) ФТС России подготовило предложения по сокращению количества информационно-программных средств, входящих в ЕАИС таможенных органов. Аналитическую работу при оперативном мониторинге должностные лица таможенных органов будут проводить при помощи лишь одной информационно-справочной системы «Малахит», другие аналогичные программы, среди которых КПС «Мониторинг-Анализ», прекратят свое существование [3].

Информационно-программные средства аналитической деятельности ФТС России применяются при оперативном мониторинге совершения таможенных операций.

К основным программным средствам для оперативного мониторинга сов решения таможенных операций относятся:

1. ИСС «Малахит».

2. КПС «Мониторинг-анализ».

ИСС «Малахит» используется в таможенных органах для оценки и анализа результативности работы таможенных органов. В ИСС «Малахит» проводится анализ по экономическим, правоохранительным, фискальным и проверочным функциям, кроме того, данная информационно-справочная система осуществляет поддержку процесса принятия управленческих решений.

ИСС «Малахит» предназначен для решения следующих задач:

а) анализа экономической и фискальной деятельности таможенных органов;

б) анализа правоохранительной и проверочной (инспекционной)деятельности таможенных органов.

КПС «Мониторинг-анализ» предназначен для оперативного просмотра, анализа и контроля результатов деятельности таможенных органов таких как: результаты таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Таблица 1

Основные функции ИСС КП «Мони- АИС Мала- торинг- ЦРСВЭД хит анализ»

Обработка, интеграция и анализ данных из различных информационных источников, входящих в состав ЦБД ЕАИС таможенных органов + + +

Мониторинг и аналитическая обработку данных с целью оперативного контроля и анализ процессов таможенного оформления товаров и транспортных средств + +

Формирование собственной БД КПС, собственных массивов данных, хранилищ данных +

Оперативное получение, учет и хранение объективной информации о деятельности субъектов ВЭД содержащихся во внутренних информационных источниках (ЕАИС таможенных органов) + +

Анализ данных статистики внешней торговли, решение аналитических задач в рамках анализа рисков +

Оперативный анализ статистических данных +

Формирование и предоставление результатов анализа, отчетов, графиков (визуализация), таблиц + + +

КПС «Мониторинг-Анализ» имеет два режима функционирования:

1. Режим подготовки и загрузки агрегированных данных. Данный режим предназначен для автоматической загрузки данных из баз данных Центральной базы данных (ЦБД) ЕАИС в собственные таблицы программного средства.

2. Режим предоставления пользователям данных о таможенном оформлении товаров. Данный режим предназначен для анализа данных, подготовки отчетности, контроля за таможенным оформлением товаров и транспортных средств международной перевозки.

Исходными данными для решения задач КПС служит информация ЦБД ЕАИС таможенных органов.

Проведем сравнительный анализ основных программных средств аналитической деятельности таможенных органов путем составления сравнительной таблицы (таблица 1)для выявления основных функций программных средств.

В результате сравнения программных средств видим, что объединение всех программных средств аналитической деятельности в информационно-справочную систему «Малахит» является целесообразным, поскольку многие функции в них схожи или повторяются. Кроме того, для должностных лиц таможенных органов будет удобнее использовать одно программное средство вместо нескольких, поскольку во

всех программных средствах разный интерфейс, функции и принцип использования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует множество программных средств, которые используются при применении механизма оперативного мониторинга, но главная их функция - это оперативное получение объективной информации, оперативный анализ и контроль, в том числе деятельности таможенных органов.

В настоящее время ФТС России разрабатывает новые подходы по реализации СУР на базе современных информационных технологий с применением интеллектуального анализа данных. Ведется работа по созданию перспективной модели СУР, базирующейся на оценке уровня риска каждой товарной партии в режиме онлайн [4].

Кроме того, в настоящее время существует проект по внедрению системы оперативного видеоконтроля, которая предназначена для наблюдения за поведением досмотровых операций в онлайн-режиме. Данная система предполагает внутренний контроль за должностными лицами таможенных органов для пресечения правонарушений, в том числе связанных с коррупцией. На таможенных постах устанавливают стационарные видеокамеры, переносные крепят к форме инспектора, видеозапись с них в режиме реального времени идет в Центр оперативного мониторинга системы управления рисками.

Таблица 2

Анализ результативности применения СУР в соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности [8]»

Наименование показателя Плановое Фактическое Плановое

значение за значение значение

2019 г., % 2019 г, % 2020 г, %

Доля товарных партий, в отношении которых 5 3,5 4,8

проведен таможенный досмотр, в общем ко-

личестве товарных партий, в отношении кото-

рых подана декларация на товары, не более, % [10]

Доля нарушений таможенного законодатель- 85 87,8 86

ства и иных правонарушений, выявленных

при декларировании товаров с применением

системы управления рисками, в общем объ-

еме таких нарушений, выявленных таможен-

ными органами по результатам таможенного

контроля, не менее, %

Таблица 3

Доля нарушений таможенного законодательства выявленных с применением СУР с 2012 г. по

2024 г.

Год 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Значение 0 20 40 60 70 80 85 85 86 86 86 86 86

показателя,

не менее,

%

У = 6, Р 2912х - 12629 ,7 п -71 -1-7 _.••'

! - 0,112 1

Рис. 1. График показателей по нарушениям таможенного законодательства с применением СУР

При проведении таможенного досмотра на таможенном посту присутствие сотрудника Центра оперативного мониторинга не предусматривается и благодаря системе видеонаблюдения сотрудники Центра оперативного мониторинга могут оперативно в

онлайн-режиме провести анализ и связаться с таможенным инспектором, который проводит досмотр для более детального изучения какого-либо товара.

Запись с камер видеонаблюдения ведется непрерывно и хранится в архиве. При

возникновении спорных ситуаций, связанных с проведенным досмотром, видеозаписи можно приобщить к проверке.

Планируется концептуально изменить систему мониторинга совершения операций в таможенных органах, сосредоточив все процессы в центрах оперативного мониторинга и управления рисками, сделав систему максимально автоматизированной и ответственной за результат таможенного контроля.

В целях повышения уровня взаимодействия участника ВЭД с таможенными органами, обеспечения его наиболее полной информацией о себе и расширения спектра предоставляемых информационных услуг внедрен «Личный кабинет участника ВЭД», в котором зарегистрировано свыше 203 тысяч пользователей [5].

Участник ВЭД с помощью сервисов «Личного кабинета участника ВЭД» может оперативно получать информацию от таможенных органов, в том числе в части уплаты таможенных платежей, в режиме онлайн контролировать состояние своего лицевого счета и получать сообщений от таможенных органов о ходе таможенного контроля.

Что касается эффективности применения оперативного мониторинга как части СУР на примере Южного таможенного управления, центра оперативного мониторинга и управления рисками можно отметить, что по итогам анализа за период с 01.01.2019 по 18.07.2019 разработано 1945 профилей рисков, по результатам применения которых [6]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) возбуждено 474 дела об административном правонарушении (ДАП) и 1 уголовное дело;

б) довзыскано 392,52 млн. рублей;

в) обеспечение составляет 107,64 млн. рублей.

В результате применения СУР таможенными органами за 2019 год дополнительно взыскано порядка 32,1 млрд. рублей, что на 49% превышает значение 2018 года (21,5 млрд. рублей) [7].

Оперативный мониторинг как часть системы управления рисками (далее СУР) на данный момент является основным и неотъемлемым механизмом таможенного контроля. В 2019 году сумма дополнительно начисленных платежей при помощи применения СУР возросла на 46% по сравнению с 2018 годом (с 20,17 млрд. рублей до 29,55 млрд. рублей) [8].

В части применения СУР деятельность ФТС России оценивается по комплексу показателей, утвержденных Государственной программой Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 330 (далее - Государственная программа), деятельность таможенных органов по применению СУР оценивается по следующим показателям подпрограммы № 5 «Совершенствование таможенной деятельности» [9]:

1. Доля товарных партий, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары.

2. Доля нарушений таможенного законодательства и иных правонарушений, выявленных при декларировании товаров с применением СУР, в общем объеме таких нарушений, выявленных таможенными органами по результатам таможенного контроля.

Для оценки результативности применения СУР, в том числе при помощи механизма оперативного мониторинга, проведен анализ статистических данных о доле товарных партий, в отношении которых проведен таможенный досмотр при ввозе и вывозе, и оценена эффективность принятых мер (таблица 2) [9].

Подставленные данные свидетельствуют о том, что Государственная программа выполняется в полном объеме. Доля товарных партий, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве партий не превышает поро-вого значения 5% (3,5%). Доля нарушений таможенного законодательства и иных правонарушений, выявленных при помощи СУР, выше планового значения на 2,5%, что свидетельствует об успешном выполнении данного показателя.

Согласно данным из Государственной программы «Развитие внешнеэкономической деятельности» можно проанализировать эффективность применения СУР в части нарушений таможенного законодательства (таблица 3, рис. 1).

В соответствии с линией тренда видно, что процент выявленных правонарушений с применением оперативного мониторинга как части СУР возрастает с каждым годом. Планируемые 86% в 2024 г., в сравнении с 0% в 2012.

Кроме того для оценки результативности деятельности таможенных органов и применения СУР существуют показатели, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» (далее -Постановление № 994), к которым относятся [11]:

- доля товарных партий ввозимых (вывозимых) товаров, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары;

- доля товарных партий, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо в результате которого в выпуск товаров было отказано, в общем объеме досматриваемых партий товаров.

Так же проведен анализ результатов деятельности ТО в соответствии с данными показателями (таблица 4):

Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о выполнении показателей, установленных правительством, в полном объеме. Доля товарных партий, в отношении которых проведен таможенный досмотр, не превышает 6,8% (факт. 3,5%). А доля товарных партий с выявленными нарушениями с применением СУР выше на 28,7%.

Список литературы

Таким образом, можно сделать вывод, что технологии таможенного контроля, требующие совершенствования механизма оперативного мониторинга, достаточно обширны и включают в себя множество различных технологий, а также применяются в разных отделах таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности. В данных технологиях существует ряд недостатков, требующих внимания.

Выявленные по итогам анализа проблемы предполагается решить за счет развитие научно-методических принципов совершенствования механизма осуществления оперативного мониторинга совершения таможенных операций. Формирование указанных методических основ требует решения следующих задач:

- разработка концептуальной модели механизма осуществления оперативного мониторинга совершения таможенных операций со стороны таможенных органов;

- разработка концептуальной модели механизма осуществления оперативного

мониторинга совершения таможенных операций со стороны участников ВЭД;

- разработка событийно-ориентированной модели таможенного контроля при осуществлении оперативного мониторинга совершения таможенных операций;

- разработка методики совершенствования СУР при осуществлении оперативного мониторинга совершения таможенных операций.

1. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 03.03.2017 № 327 «Об

Таблица 4

Результаты достижения значения показателей деятельности ФТС России на 2019 год [10]

Наименование показателя Плановое значение за 2019 г,% Фактическое значение 2019 г,%

Доля товарных партий ввозимых (вывозимых) товаров, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары, не более, % 6,8 3,5

Доля товарных партий, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо в результате которого в выпуск товаров было отказано, в общем объеме досматриваемых партий товаров, не менее, % 26 54,7

утверждении типовых положений об отделе координации и применения системы управления рисками - центре оперативного мониторинга и управления рисками службы организации таможенного контроля регионального таможенного управления и отделе применения системы управления рисками -центре оперативного мониторинга и управления рисками таможни». URL:

www.alta.ru/tamdoc/17pr0327/ (дата обращения 05.02.2020).

2. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Лямкина А.Ю. Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками: учебное пособие / П.Н. Афонин, Д.Н. Афонин, А.Ю. Лямкина. СПб.: РИО Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала РТА, 2016. 137 с.

3. ФТС сокращает количество собственных программных ресурсов // Официальный сайт Ассоциации «Содействие развитию внешнеэкономической деятельности». URL: www.np-srv.ru/news/fts-sokrashhaet-kolichestvo-sobstvennych-programmnych-resursov.html (дата обращения 06.02.2020).

4. Повышение эффективности СУР в ходе реформы таможенных органов обсудили на коллегии ФТС России // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: customs.ru/press/federal/document/220077 (дата обращения 05.02.2020).

5. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: customs.ru/activity/results/ito-govye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/docu-ment/175571 (дата обращения 06.02.2020).

6. О результатах работы Регионального центра оперативного мониторинга и управления рисками ЮТУ и центра оперативного мониторинга и управ-

ления рисками Новороссийской таможни // Официальный сайт Южного таможенного управления. URL: yutu.customs.ru/document/text/194947 (дата обращения 12.03.2020).

7. Проект итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 году // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: customs.ru/activity/results/ito-govye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/docu-ment/229693 (дата обращения: 15.03.2020).

8. Повышение эффективности СУР в ходе реформы таможенных органов обсудили на коллегии ФТС России 20.12.2019 // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: customs.ru/press/federal/ document/220077 (дата обращения: 16.04.2020).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 330 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.04.2020).

10. Отчет об исполнении основных показателей работы таможенных органов Российской Федерации за IV квартал 2019 года // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: customs.ru/activity/results/ svedeniya-o-vypolnenii-osnovnyx-pokazatelej-raboty-/2019-god/document/227822 (дата обращения: 18.04.2020).

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.04.2020).

Поступила в редакцию 27.04.2020

Сведения об авторах:

Краснова Анастасия Ивановна - доцент кафедры информатики и информационных таможенных технологий Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат технических наук, доцент, e-mail: tstk@spbrta.ru.

Луткова Екатерина Дмитриевна - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: tstk@spbrta.ru

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.