ствует культурным задачам Китая. Излишняя идеологизация, которая характерна для советского образования, будет тормозить распространение идей науки. Поэтому современная китайская система образования интенсивно заимствует принцип организации, а самое главное, социальную ориентацию именно западно-европейской системы образования. В Китае надеются, что только так можно вовлечь китайские массы в процесс научно-технического развития страны, от чего будет зависеть будущее китайской культуры.
Философско-методологическая гуманитарная проработка идей образования приведет, на наш взгляд, и к другой педагогической парадигме, и к новому пониманию человека и его образования.
Список литературы:
1. Лян Мэн. Натурализм в новом веке. - Нанчжо: Изд-во «Нанчжо», 2002. - 220 с. - (на кит. яз.).
2. Люй Кунь. Личная культура и массовая культура. - Цунцин: Нар. изд-во, 2001. - 380 с. - (на кит. яз.).
3. Лю Сюли. Наука и прогресс. - Шаньхай: Наука, 1999. - 198 с. - (на кит. яз.)
4. Лу Сяньнин. Коллективное познание в Китае. - Пекин: Наука, 1997. -216 с. - (на кит. яз.).
5. Лю Инцзе. Образ жизни Востока и Запада. - Пекин: Кит.академия наук, 1998. - 363 с. - (на кит. яз.).
6. Бай Чжигуа. Семейнная этика в Китае // Научные контакты. - 2002. -С. 32. - Кит. яз.
7. Лю Далинь. Религия и образование ХХ в. в Китае // Вестник университета «Фудан». - 2004. - N0 1. - С. 31. - Кит. яз.
ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ В РАМКАХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТОБОЛЬСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОКРУГА)
© Якушева Л.М.*
Тобольский многопрофильный техникум, г. Тобольск
Согласно всемирной декларации образования для всех всем людям - детям, молодежи и взрослым предоставляются возможности получения обра-
* Доцент практической психологии, кандидат психологических наук, руководитель МФЦПК.
зования, предназначенного для удовлетворения их базовых образовательных потребностей. Эти потребности охватывают как необходимый объем навыков (умение читать, писать, владение устной речью, умение считать и решать задачи), так и основное содержание обучения (знания, профессиональные навыки, ценностные установки и воззрения), которые необходимы людям для выживания, развития всех своих способностей, существования и работы в условиях соблюдения человеческого достоинства, всестороннего участия в развитии, повышения качества своей жизни, принятия всесторонне взвешенных решений и продолжения образования. Масштабы потребностей в базовом образовании и методы их удовлетворения являются различными в зависимости от конкретных стран и культур, и они неизбежно меняются с течением времени [5].
Образование взрослых осуществляется по средствам достаточно большого количества форм:
Формальное образование преимущественно строится по возрастному признаку. Происходит в организованном и иерархически структурированном контексте, завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата, имеет определенную продолжительность по времени и основывается на государственной учебной программе, организовано формальными, преимущественно зарегистрированными, организациями.
Неформальное образование протекает вне рамок обычной системы образования.
Информальное образование процесс освоения новых знаний, протекающий вне рамок системы образования, реализуемый в ходе общения граждан в повседневной жизни и профессиональной деятельности, в котором человек приобретает знания и навыки и получает образовательное влияние из ресурсов окружающей среды; протекающий вне рамок системы образования, реализуемый в ходе общения граждан в повседневной жизни и профессиональной деятельности [2].
Каждая из данных форм играет разную роль в становлении личности профессионала в течение его жизни. Как не парадоксально, наибольшее воздействие и по длительности и по масштабу влияния на личность человека оказывает неформальное и информальное образования.
Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» основные направления образования взрослых связаны с реализацией системой непрерывного образования программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ, дополнительных общеразвивающих программ для взрослых [3].
Реализация программ профессионального обучения достаточно проработанная и активно действующая схема обучения взрослых. Схема реализации дополнительных профессиональных программ - активно развивается современной системой непрерывного образования в РФ.
К перспективным формам реализации данного направления образования взрослых принадлежит СТАЖИРОВКА - производственная деятельность под руководством профессионала для приобретения опыта работы или повышения квалификации по специальности.
САМООБРАЗОВАНИЕ - приобретение знаний, умений, навыков, качеств путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя. Данная форма обучения стала особенно актуальна в современном мире, когда людям подчас не хватает времени на подбор соответствующего курса; часто человек не может найти курсов, которые соответствуют его целям, запросам по времени или месту проведения обучения [4].
Самообразование требует от обучающегося высокого уровня дисциплинированности и навыков самоорганизации процесса обучения и самоконтроля.
Эта форма не очень популярна в России, т.к. самообразование до недавнего времени нельзя было подтвердить соответствующим документом. Сейчас система сдачи квалификационного экзамена для получения соответствующего документа в России начала развиваться.
Аналогичная форма обучения взрослых на Западе весьма распространена.
Дистанционное обучение - это получение образовательных услуг без посещения образовательного учреждения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET.
Дистанционное обучение позволяет получить диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Это особенно актуально именно для России, где в последнее время остро стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов.
Дистанционное образование открывает большие возможности для инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Заочное обучение - вид учёбы, который сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую - производится проверка усвоенного материала (зачётно-экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).
Говоря о возможностях многофункциональных центров в обучении взрослых, следует акцентировать внимание на цели МФЦПК.
Согласно лицензии на образовательную деятельность ПОО, структурными подразделениями которых являются МФЦПК, МФЦ могут реализо-вывать не только программы профессионального обучения, но и программы дополнительного образования.
МФЦ теоретически, используя преподавательские ресурсы ПОО, имеют возможность осуществления дополнительных программ для взрослых, направленных на формирование и развитие творческих способностей взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
МФЦ имеют возможность реализовывать дополнительные общеразви-вающие и предпрофессиональные программы для взрослого населения того территориального округа, на котором они находятся.
Согласно данным Центра перспективных проектов НИТУ «МИСИС», которые получены по результатам социологического опроса участников дополнительных общеразвивающих программ для взрослого населения в возрасте 25-64 лет, в котором приняло участие более 1600 респондентов из 57 регионов РФ, дополнительным образованием по общеразвивающим программам в 2012-2013 году была охвачена лишь десятая доля граждан в возрасте от 25 до 65 лет, планируют обучаться только 5 % опрошенных [5].
Данные того же опроса свидетельствуют о том, что при реализации ДОП для взрослых достаточно востребованы как очные так и заочные формы.
Примеры востребованных дополнительных ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ программ для взрослых на территории г. Тобольска представлены на слайде. Данные программы носят модульный характер, освоение различных модулей позволяет данным программам переходить в статус предпрофессио-нальных и профессиональных программ.
Пожилым людям Тобольского образовательного округа предложены дополнительные предпрофессиональные программы для людей третьего возраста, пока возникают сложности в их реализации, связанные с материальными затруднениями слушателей.
Идея непрерывности образования взрослых в данном случае прослеживается путем перехода слушателей с предпрофессиональных и общеразви-вающих программ на программы профессионального обучения, на основе модульного учебного плана.
В рамках ДПО МФЦ имеют возможность реализации не только программ профессиональной переподготовки, но и программ повышения квалификации рабочих и служащих.
Идея непрерывности образования взрослых в данном случае прослеживается путем перехода слушателей с программ ПО и ПП на краткосрочные курсы повышения квалификации, а далее на их основе освоение программ курсов повышения квалификации рабочих.
В Тобольском образовательном округе схема взаимодействия профессиональных образовательных программ для взрослых можно проиллюстрировать Модульной программой курсов повышения квалификации рабочих по профессии «Повар», которая представлена на слайде.
Пример успешной реализации краткосрочной программы повышения квалификации по профессии «Повар» с выдачей удостоверения о повышении квалификации представлен на слайде.
Организация обучения слушателей по краткосрочной программе повышения квалификации по профессии «Повар» включала в себя различные формы организации учебного процесса: дистанционное и очное обучение, различные педагогические технологии и формы контроля.
Идеи непрерывного образования дают возможность ПОО выстроить для РАБОТОДАТЕЛЯ схему привлечения рабочих кадров из разных слоев населения и молодежи, и взрослых. В рамках молодежной политики по-средствам общественных уроков и предпрофессиональных программ возможно профессиональное ориентирование подростков и юношей.
В рамках среднего профессионального образования посредством создания учебных лабораторий на производстве возможно формирование престижа рабочих профессий у студентов.
В рамках обучения работающего населения посредством предпрофес-сиональных программ, программ ПО и переподготовки и курсов повышения квалификации обеспечить перенаправление квалифицированных рабочих и служащих в активно развивающиеся сферы экономики и общества.
Анализируя законодательную составляющую и практику образования взрослых и МФЦПК возникает ряд проблем:
- Недостаточная разработанность схемы реализации общеразвиваю-щих и предпрофессиональных программ для взрослых.
- Отсутствие инвестиций в общеразвивающие и предпрофессиональ-ные программы для взрослых.
- Не готовность работодателей и преподавателей ПОО к реализации краткосрочных программ повышения квалификации для рабочих.
- Недостаточная разработанность заочной и дистанционной формы реализации программ профессионального обучения, профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих.
- Отсутствие системы признания для программ самообразования, неформального и информального образования.
Осуществляя поиск путей решения данных проблем, возникает идея необходимости создания:
- Создание межведомственной системы общеразвивающих и пред-профессиональных программ для безработных и людей третьего возраста, которой не возможна без поддержки со стороны Департамента труда и занятости населения.
- Развития заочной и дистанционной формы обучения взрослых.
- Внедрения системы итоговой аттестации для программ самообразования, неформального и информального образования на базе МФЦПК.
На наш взгляд данные меры, будут способствовать развитию системы непрерывного образования, удовлетворяющей потребности граждан в знаниях и умениях, необходимых для профессионального роста и развития личности в период самостоятельной жизни.
Список литературы:
1. Стратегия развития Российской федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: se.garant.ru/70379634/
3. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/.
4. Модельный закон об образовании взрослых принят на заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.kulichki.com/zak/megd/meg02395.htm.
5. Модельный закон о просветительской деятельности принят на заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901865093.