Научная статья на тему 'Становление и развитие системы непрерывного образования в России'

Становление и развитие системы непрерывного образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1871
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА / FURTHER PROFESSIONAL TRAINING OF PERSONNEL / ИНФРАСТРУКТУРА САМООБРАЗОВАНИЯ / INFRASTRUCTURE OF SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петропавловская Алла Владиславовна

В статье рассматривается место дополнительного профессионального образования персонала, инфраструктуры самообразования в системе непрерывного образования. Автором предложен вариант модели непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петропавловская Алла Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the place of further professional training of personnel and infrastructure of self-education in the system of continuous education. The author puts forward a variant of continuous education model.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие системы непрерывного образования в России»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Канд. экон. наук А. В. Петропавловская

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В статье рассматривается место дополнительного профессионального образования персонала, инфраструктуры самообразования в системе непрерывного образования. Автором предложен вариант модели непрерывного образования.

Ключевые слова и словосочетания: система непрерывного образования, дополнительное профессиональное образование персонала, инфраструктура самообразования.

Понятие непрерывного образования появилось впервые в 1968 г. в материалах ЮНЕСКО. В СССР в 1986 г. в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве» появилось требование обеспечить непрерывное (на протяжении всего периода обучения) экономическое образование, а также правовую и экологическую подготовку студентов.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. содержится норма о непрерывном повышении квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. В Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» появляется принцип непрерывности и преемственности процесса образования.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 г., одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования провозглашает обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. При этом обучение трактуется как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

В законе прописано, что в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровней и направленности в течение всей жизни.

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» система образования состоит:

1) из федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных программ различных вида, уровня и направленности;

2) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей;

3) органов государственной власти различных уровней, осуществляющих управление в сфере образования;

4) организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное и профессиональное, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Общее и профессиональное образование в Российской Федерации реализуются по уровням.

Уровни общего образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее; уровни профессионального образования: среднее профессиональное, высшее образование - бакалавриат, высшее образование -специалитет, магистратура, высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению в Российской Федерации реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы. К основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы, основные программы профессионального обучения. К дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные общераз-вивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы, дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» система образования создает условия для непрерывного образования в результате реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

На рис. 1 приведена схема непрерывного образование в течение всей жизни в системе образования РФ.

В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Дошкольное образование (соответствующие программы)

Ж

Начальное общее образование ( соответствующие программы)

I

Основное общее образование (соответствующие программы)

Т

Среднее общее образование (с о отв етствующие программы)

I

Среднее профессиональное о бразование (соответствующие программы)

I

Высшее образование - бакалавриат (соответствующие программы)

I

Высшее образование - специалитет, магистратура (соответствующие программы)

I

Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (соответствующие программы)

Дополнительное образование детей: общеразвивающие программы, предпрофессиональные программы

Дополнительное образование взрослых: общеразвивающие программы

Дополнительное профессиональное образование: программы повышения квалификации, программы профес сиональной переподготовки

Рис. 1. Непрерывное образование в течение всей жизни в системе образования РФ

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Формы получения образования и формы обучения по основной об-

разовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Система образования создает условия для непрерывного образования благодаря возможности сочетания различных форм получения образования и форм обучения.

Таким образом, в рамках системы образования сочетание уровней общего и профессионального образования, профессионального обучения, реализация основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, сочетание различных форм получения образования и форм обучения в России создают возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) (рис. 2).

Рис. 2. Условия реализации непрерывного образования в рамках системы образования

По Конституции Российской Федерации обязательным является основное общее образовании. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Процесс непрерывного образования начинается с дошкольного образования и протекает в системе образования последовательно на всех обязательных уровнях и далее по выбору гражданина. Повышение квалификации работников бюджетной сферы является обязательным условием их профессиональной деятельности и осуществляется через установленные промежутки времени за счет бюджетных средств. Для работников небюджетной сферы обучение в течение жизни осуществляется в зависимости от возможности оплачивать образование за счет собственных средств или за счет средств работодателя.

Возможность продвижения по профессиональным и образовательным траекториям и многоразовых смен профессиональных и образовательных траекторий реализуется в системе непрерывного образования, которая представлена на рис. 3. Таким образом, существует возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) в системе образования в сочетании с системой обучения и дополнительного профессиональ-

ного образования персонала внебюджетных организаций и системой самообразования.

Рис. 3. Система непрерывного образования

Развитие системы непрерывного образования происходит по пути развития ее подсистем. Перед каждой из подсистем стоят свои задачи и ограничения. Синергетический эффект взаимодействия подсистем системы непрерывного образования может быть усилен путем развития мотивации граждан к получению образования, увеличения финансирования получения образования, формирования множества образовательных стратегий в рамках национальной стратегии развития трудового потенциала страны. Развитие системы непрерывного образования требует вложения ресурсов со стороны правительства, компаний, частных лиц. Очевидно, при этом возможна ситуация увеличения разрыва между имущими и неимущими гражданами в современном обществе. Это обстоятельство выступает одной из угроз современной экономики, основанной на знаниях.

Национальная система образования создает условия для непрерывного образования граждан. На реализацию этой возможности влияют процессы, происходящие не только в сфере образования, но и в других отраслях экономики и социальной сфере. Для дальнейшего развития системы непрерывного образования в России необходимо, чтобы основные изменения в системе образования не носили внутрисистемный характер, а эффект от их реализации отражался бы на жизни страны.

Список литературы

1. Горшкова Е. В. Подготовка специалистов для государственной службы как социальный заказ государства // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 6 (60).

2. Зуев В. М. Непрерывное профессиональное образование: современная концепция // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 4 (46).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.