Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное образование: современная концепция'

Непрерывное профессиональное образование: современная концепция Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / ЧЕЛОВЕК / MAN / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуев Валерий Михайлович

В статье рассмотрены проблемы формирования и реализации непрерывного профессионального образования как определенного аспекта общей системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of forming and implementing continuous professional education as a certain aspect of the general system of education.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное образование: современная концепция»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Д-р экон. наук В. М. Зуев

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ

В статье рассмотрены проблемы формирования и реализации непрерывного профессионального образования как определенного аспекта общей системы образования.

Ключевые слова и словосочетания: непрерывное профессиональное образование, образовательное пространство, человек, личность.

Основные ситуационные характеристики современного социально-экономического состояния России, состав нерешенных пока еще задач, связанных с усилением динамичности общественного развития, поиском возможных его путей, показывают необходимость формирования в России экономики инновационного типа, придания этому процессу всеобщности по отношению к любому виду экономической деятельности с использованием позитивных возможностей рыночного механизма, включающего современные методы государственного регулирования.

Одним из главных условий разрешения всех этих проблем является наличие адекватного стоящим задачам человеческого фактора экономики потенциала работников, инновационно ориентированных, социально ответственных, обладающих комплексом личностных качеств (активностью, предприимчивостью, этичностью) и умеющих их реализовывать. Но для этого нужна соответствующим образом функционирующая система подготовки таких работников и их непрерывной профессионально-образовательной поддержки. Формирование такого рода поддержки требует новых подходов к осознанию ролевых функций различных субъектов и объектов процесса профессионального образования, осознания сущностных признаков построения системы реализации этого процесса, взаимосвязей ее элементов. Естественно, что такие сложнейшие социально-экономические системы создаются не сразу, не «по команде» и не к какому-то жестко заданному сроку, а последовательно и поэтапно, причем в контексте политического и социально-экономического устройства общества, тенденций его развития.

Поскольку рассматриваемая проблема весьма обширна и сложна, в настоящей статье рассмотрены лишь наиболее значимые, по нашему мнению, ее аспекты, определяющие состояние дел в данной области и пути решения поставленных задач.

Прежде всего обратимся к понятию «непрерывное профессиональное образование» как сложному социальному (равно и экономическому) явлению, формирующемуся и развивающемуся на базе переплетения духовных, экономических и других потребностей и запросов людей под воздействием внешних и внутренних мотивов и общества в целом. Правомерность такого вывода вытекает из рассмотрения хотя бы нескольких формулировок понимания самого профессионального образования в специализированной справочной литерату-

ре. Как правило, эти формулировки носят краткий характер. Практически в них характеризуется в большей мере не сущность явления, а его форма, и то в различных ее аспектах.

Образцом лапидарности (краткости, но не выразительности!) изложения рассматриваемого понятия может служить формулировка, приведенная в Новом энциклопедическом словаре: «Профессиональное образование - это овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности...»1. Все верно, но речь-то, как минимум, идет об образовании, формирующем у человека способности к труду, где овладение знаниями и навыками (потеряны, кстати, умения) далеко не исчерпывает всю многозначность и многоаспектность такого образования как системы, его содержания и результатов. При этом акцентированные конкретности приобретаемой профессии и специальности и ранее, а тем более теперь не вполне соответствуют действительности.

Примерно так же дается определение рассматриваемого понятия в словаре «Занятость, безработица, служба занятости», в соответствии с которым профессиональное образование - «1) научно обоснованный организованный процесс овладения определенными видами профессиональной деятельности; 2) результат этого процесса»2. В обоих приведенных определениях потеряно основное - человек, личность, субъект всего этого процесса.

Несколько более полным является определение рассматриваемого понятия в словаре «Профессиональное образование», где оно объясняется как «процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением знаниями, навыками и умениями по конкретным профессиям и специальностям ...Специфика профессионального образования по сравнению с общим образованием состоит в большом разнообразии профессий и специальностей, форм подготовки работников»3.

Комментировать данную формулировку довольно сложно, поскольку в ней соединены разноплановые положения: определение специфики профессионального образования как такового и сопоставительно с общим образованием. К тому же приводимое сопоставление некорректно: общее образование не готовит работников ни по профессиям, ни по специальностям. Как и предыдущие, формулировка акцентируется на конкретизации обучения профессиям и специальностям для выполнения специализированных функций. Главный ее позитивный момент - соотношение процесса и результата образования со становлением и развитием личности.

Таким образом, в наиболее общей форме профессиональное образование должно пониматься как процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением знаниями, навыками и умениями по профессиям и специальностям для выполнения определенных видов трудовой, или, как сейчас часто трактуется, экономической, деятельности.

1 Новый энциклопедический словарь. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2001.

2 Занятость, безработица, служба занятости. - М. : Нива, 1966.

3 Профессиональное образование : словарь. - М. : Новь, 1999.

Теперь рассмотрим некоторые определения непрерывного образования (общего и профессионального), поскольку важным является осознание целей построения профессионального образования как непрерывного, сущности такого его построения.

В словаре «Профессиональное образование» дается следующее определение: «Непрерывное образование - образование, сопровождающее человека на всем протяжении его жизни. Непрерывность образования понимается как его непрекращающееся развитие, расчлененное на ряд последовательно связанных этапов, на каждом из которых создаются предпосылки для перехода на новый, более высокий уровень развития».

В этом определении, по нашему мнению, во-первых, отсутствуют такие важные моменты, как цель непрерывного образования и его мотивы для человека. Включение его в данный процесс предполагается как бы само собой разумеющимся. Во-вторых, непрерывность образования рассматривается как непрекращающееся развитие человека через призму прохождения последовательных этапов, каждый из которых создает предпосылки для перехода на более высокий уровень развития. И то и другое в основном верно, но без отнесения всего этого к субъективному началу в самом субъекте развития, т. е. без включения в этот процесс человека не как индивидуума, а как личности приведенные положения оказываются неполными. Суть дела состоит в том, что в процессе образования как целенаправленном процессе воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, основная цель и содержание которого состоит в системном овладении обучающегося социально значимым опытом человечества, происходит прежде всего развитие именно личности, «прирост» во всем спектре составляющих ее элементов, хотя это сущностное обстоятельство в последнее время в методологическом плане теряет свою значимость, замещаясь с позиций рыночных ценностей целями прагматического характера, например, значимостью развития человеческого капитала, выгодностью, прибыльностью инвестиций в образование.

В то же время положение о значимости образования в развитии личности, в том числе и ее элементов профессионально-деятельностного характера, должно стать одним из ведущих при рассмотрении любых вопросов и проблем образования.

В Энциклопедии профессионального образования1 непрерывное образование трактуется как «непрекращаемость учебной деятельности, ее продолжение после так называемого базового образования», и в связи с этим «непрерывное профессиональное образование - постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни».

В данном определении первая его часть сводит непрерывность образования к непрекращаемости учебной деятельности после получения базового образования. Здесь тоже возникает ряд вопросов. Во-первых, на каком основании и какое базовое образование прекращается из самого базового образования непрерывности? Ведь формально базовым может быть любой из уровней и общего, и профессионального образования. Во-вторых, творческое раз-

1 См.: Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. - М., 1999. - Т. 2.

витие человек может получить не только в результате учебной деятельности, но и в процессе самообразования «по интересам». И в-третьих, в данном определении, так же как и в предыдущем, образование не отнесено к его субъекту - личности, не определены цель и мотивы постоянного творческого обновления и развития профессиональных знаний, умений.

Приведем еще одно характерное, на наш взгляд, определение непрерывного образования, в соответствии с которым оно есть «единая целенаправленная и согласованная в составляющих ее частях система, которая обеспечивает возможность использования каждым человеком на протяжении всей его жизни различных образовательных учреждений, позволяющих ему рационально сочетать образование с самообразованием»1.

В данном случае системообразующим ядром непрерывного образования выступает совокупность различных образовательных учреждений, однако в определении опять-таки отсутствуют существенно важные элементы непрерывного образования и как процесса развития личности, и как системы его обеспечения.

Значительно более полной является, по нашему мнению, трактовка непрерывного образования, содержащаяся в словаре «Занятость, безработица, служба занятости», в соответствии с которым непрерывное образование - это «процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества; использование совокупности информационных источников (включая систему образования) для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей в саморазвитии во всех сферах деятельности».

В этой формулировке уже более четко выражена цель непрерывного образования, включая профессиональное, как постоянное развитие личности, в том числе в профессионально-трудовом аспекте, и условия реализации этой цели в виде системы соответствующих государственных и общественных институтов и совокупности информационных источников. Это преодолевает имеющееся в иных формулировках сведение непрерывного образования к деятельности системы образовательных учреждений и чрезмерной векторизации его на текущие условия и требования экономической среды.

В зарубежных странах, развивающих концепцию непрерывного профессионального образования в режиме отличий отражения конкретных условий, задач, стоящих перед обществом и производством в системе координат рыночной экономики, формируются различные модели построения такого образования. Их диапазон колеблется от понимания под непрерывным профессиональным образованием дополнительной профессиональной подготовки, постоянного повышения квалификации работающих (дополнительное образование) до полного подчинения принципу непрерывности всей системы образования в целом, всех его уровней (от общего до дополнительного профессионального). Заметим, что в США понятие «непрерывное профессиональное образование» связывается с понятием «обучающееся общество», которое

1 Даринский А. В. Непрерывное образование // Советская педагогика. - 1975. - № 1. - С. 17.

должно предоставлять равенство образовательных возможностей и свободу выбора каждому. В наиболее отчетливом виде для США можно выделить такие основные принципы непрерывного профессионального образования, как доступность обучения, его вариативность (диверсификация образовательных структур и содержания образования), преемственность содержания и форм обучения, интеграция формального и неформального образования (горизонтальная и вертикальная). Но сущность такого подхода лежит в плоскости развития не личности, а человеческого капитала, т. е. имеет прагматический, экономический характер.

Завершим рассмотрение имеющихся подходов к пониманию непрерывного образования, включая профессиональное, формулировкой ЮНЕСКО, в соответствии с которой «непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают как в рамках системы образования, так и за ее пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии как в масштабе страны, так и в масштабе мира»1.

В данной формулировке со всей четкостью определена цель непрерывного образования, в том числе профессионального, в виде развития всех сторон и способностей личности: от умения учиться до умения исполнять разнообразные гражданские и профессиональные обязанности с осуществлением этих процессов в течение всей жизни. Это существенно отличается от сугубо прагматических целей образования.

Таким образом, основная цель непрерывного профессионального образования заключается в перманентном (через всю жизнь), всестороннем развитии профессионально-образовательного потенциала личности, а мотивация к поддержанию этого процесса состоит в потребности личности (в сочетании с потребностями общества) в повышении уровня ее социумной оценки; признании со стороны коллег, общества; увеличении собственной значимости на основе возрастания степени своих возможностей, масштабов самоактуализации и самореализации в различных видах и формах деятельности, общения, в том числе в прагматическом плане - карьерном росте, размеров получаемых доходов и т. п. на основе роста культуры, образованности, профессионализма, компетентности. При этом следует иметь в виду существенное обстоятельство: непрерывное профессиональное образование отнюдь не замещает и не подменяет образование как таковое, а как бы включено в него и выступает в качестве одного из аспектов общего процесса социализации личности с усилением этого аспекта в условиях профессионально-целевого построения обучения. Такое образование должно быть действительно пожизненным процессом. Проблема заключается в его последовательности, формах, содержании, его внешней и внутренней мотивации для субъекта обучения.

1 Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М., 2002.

Трактовка непрерывного профессионального образования как одного из аспектов общего образовательного развития человека, личности постоянно требует своего утверждения в силу необходимости противодействия постоянно возникающим тенденциям изменения социумной роли образования, встраивания профессионального образования в конкретные прагматические, в историческом плане недолговечные ситуации. Так, когда-то оно было ориентировано на подготовку кадров работников для народного хозяйства с планомерным их включением в общественный труд, что было присуще экономике СССР, при которой гипертрофированные формы получило планирование количества, качества, содержания подготовки работников с подстройкой этих показателей под жесткие, планово же определенные кадровые нужды конкретных отраслей, видов деятельности и даже предприятий по столь широкому спектру дифференцированных, предметно ориентированных профессий и специальностей, который не имел даже близкого аналога в других развитых странах, хотя при этом постоянно декларировалась необходимость приоритета личности в образовании и труде, ее свободы и права в этих сферах, а также необходимость подготовки работников широкого профиля. Вместе с тем эти декларации как то реализовались, профессиональное образование в основном давалось неплохое и формировало достаточно развитое образовательное ядро личности выпускника как работника, что давало, в том числе, возможности широкой профессиональной адаптации.

С переходом на рыночный путь развития экономики и связанный с этим механизм включения человека в профессиональное образование и трудовую деятельность (с опять-таки декларированными свободами и правами личности в этом отношении) реальные ориентиры системы профессионального образования оказались также не радужными. Последовательно проводится идея все большей конкретной ориентации его на рынок труда, что в общем является объективной необходимостью. Но рынок рынку рознь, поскольку на нем в качестве покупателей (потребителей) рабочей силы действуют группы и целые социальные слои с разноплановыми интересами. На современном российском рынке труда потребителями выступают главным образом сугубо тактически в экономическом плане ориентированные работодатели, которые заинтересованы в работниках так называемого практикоориентированного профиля с умениями действовать конкретно сразу после обучения. А это может быть достигнуто на основе сужения поля обучения будущего работника, ограничения его рамками предметного подхода, т. е. все тем же методом ориентации в обучении на конкретный вид деятельности. Но если такой подход в чем-то может быть оправдан при подготовке рабочего персонала, где круг умений конкретно действовать идет рука об руку с кругом получаемых знаний, то для современного работника, особенно современного специалиста, необходим иной состав и масштаб подготовки. К сожалению, гипертрофированная идея практи-коориентированного профессионального образования захватывает все уровни образования, всю его сферу, дезавуируя тем самым декларации и о развитии личности, и о подготовке профессионалов широкого профиля.

Таким образом, непрерывное профессиональное образование не сводится ни к деятельности системы образования учреждений, ни к последовательному прохождению человеком как личности структуры формализованных (ба-

зовых) ступеней (этапов) системы профессионального образования - от более низкого к более высокому по взаимоувязанным образовательным программам, что представляет собой того или иного рода образовательное профессиональное развитие по вертикали, ни к постоянному совершенствованию профессиональных знаний в режиме повышения квалификации, что представляет собой развитие по горизонтали. Центральной идеей непрерывного профессионального образования является перманентное развитие человека как целостной личности, субъекта различных форм и видов социумного общения, в том числе в форме трудовой профессиональной деятельности и на протяжении всей жизни.

Непрерывное профессиональное образование начинается с дошкольного и общего среднего образования, с системы обучения и воспитания на допро-фессиональном уровне, в процессе которых закладываются основы понимания трудовой деятельности вообще и предметно-профессиональной в частности, общая методология их осуществления, и далее осуществляется на разных уровнях базового профессионального образования, при обновлении и развитии имеющихся знаний, умений и навыков в режиме дополнительного образования. Кроме того, непрерывное профессиональное образование осуществляется каждым человеком в процессе своего повседневного бытия путем получения информации, знаний из окружающей социальной среды. Не будучи формализованным, этот источник знаний оказывает значительное воздействие на постоянное развитие элементов личности в профессионально-трудовом аспекте. Таким образом, можно говорить о некоем едином пространстве непрерывного профессионального образования (рисунок), в формате которого располагается совокупность множества различных формализованных и неформализованных, в разной мере дифференцированных и интегрированных траекторий движения по реализации процесса непрерывного профессионального образования, единым целевым, задающим вектором которого, наряду с развитием личности в целом, является прирост комплекса личностных качеств как субъекта профессиональной деятельности.

Осуществляя в целом становление и развитие личности, в конкретном виде для каждого человека непрерывное профессиональное образование, в силу своей сущности выступая процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, одновременно и целенаправленно является процессом развития способностей в области трудовой, профессиональной деятельности, повышения степени возможностей для самоактуализации и самореализации на основе перманентного получения, обновления, развития и прироста профессиональных знаний, умений, навыков, выступающих гарантией социальной защищенности его как работника в динамично меняющейся экономической среде. В отношении общества в целом непрерывное профессиональное образование выступает условием расширенного количественного и особенно качественного воспроизводства его трудового, профессионально-образовательного и культурно-интеллектуального потенциала - основного общественного богатства, фактора устойчивого инновационного развития национальной экономики, повышения ее эффективности и мировой конкурентоспособности в условиях современной глобализации, ускорения социального прогресса страны.

н о о л

к &

л д

К й

й и

н о

р т

Н й

й о. й

О о

л

ю о

о и о о

я

я и и н о ю И

к

о

к н Й И «

к к

и

И

0 Й

3 я н я ^ 3 к к о ^

К

о К

Я ®

1 ю

Я ^ £

и о К

л л

и &

и

Докторантура

Аспирантура

Магистратура

Бакалавриат

Среднее профессиональное

Начальное профессиональное

Общее среднее

й й £ §

Е § I

и з л

н о о "Щи

а а о 9 ю К § Я

и

Й Р на ни Й я чи ун ол ни

п

« Еа о а

оп нн к на

Й СП

и ся в

2

ь т с о н ь л е т

«

е

д

«

он ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ел

^ й М

он ло еи чс

а к ре

е

етн

и

*

Я §

рп н

п ч е и ол

н в

Л

р

е

рп е еН

ве оф

с фо

ео ер р

р

б о

Непрерывное профессиональное образование как последовательное обновление и прирост знаний, умений, навыков по горизонтали системы образования в рамках полученного базового уровня (дополнительное образование)

Рис. Схема пространства непрерывного профессионального образования

Для реализации этих целей необходим ряд условий, определяемых общими для системы образования принципами государственной образовательной политики. Но для непрерывного профессионального образования эти общие условия имеют свою специфику, определяемую назначением и характером такого построения образования. К их числу относятся:

- демократичность - открытость профессионального образования и равная доступность каждого к различным его уровням, формам, способам его получения;

- постоянное поддержание обществом, государством, работодателем моральной и материальной мотивации человека как личности, как работника к профессиональному образованию на различных его уровнях и этапах:

- по возможности более полная, осуществляемая различными способами преемственность в содержании, технологиях и результатах обучения на различных уровнях и этапах образования во всем профессионально-образовательном пространстве;

- возможность получения (пополнения, развития, обновления) имеющихся профессиональных знаний, умений, навыков по широкому спектру учебных программ, отдельным темам, курсам, блокам, модулям в различных формах на основе современных информационных технологий;

- диверсифицированное предоставление профессиональных знаний, умений, навыков на базе образовательных структур различного вида и типа по организации образовательного процесса, по организационно-правовым формам деятельности;

- профориентационное сопровождение всех желающих по системе непрерывного профессионального образования.

Приведенные условия реализации миссии непрерывного профессионального образования каждое само по себе и в своем комплексе представляют собой сложную, многоаспектную и многофакторную социумную конструкцию, отдельные элементы которой системно взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом речь идет и о том, чтобы каким-то образом вписать непрерывное профессиональное образование в механизм функционирования целостной системы образования, не подменяя этот механизм, а лишь акцентируя конкретные его элементы на реализацию идеи непрерывного профессионального образования и проводя в случае необходимости (и возможности) его корректировку.

Решение рассматриваемых задач усложняется незавершившимся построением системы российского образования, которое находится еще в состоянии поиска оптимальных целей, содержания, форм и методов функционирования, что в свою очередь во многом обусловлено незавершенностью общего построения политической и социально-экономической системы российского общества.

Сложность решения задачи создания условий для осуществления процесса такого образования можно видеть, в частности, на примере первого из приведенных условий - демократичности, проявляемой прежде всего в доступности каждому различных путей реализации процесса профессионального образования, поскольку это условие, как и прочие, является одним из ведущих принципов организации образования вообще, но в реальной жизни имеет пока

больше декларативный, нежели практический, реально осуществимый характер, поскольку степень и уровень такой доступности зависят от целого ряда факторов личностного, экономического, социального, демографического, регионального характера, которые определяют индивидуальные возможности в отношении рассматриваемого принципа.

Большое, а порой и решающее значение имеет такой чисто личностный показатель, как природные способности человека, например, к получению образования в технических, гуманитарных, творческом и других видах деятельности, для обучения которым нужны соответствующие, присущие не каждому человеку психофизиологические качества его организма и социумные свойства личности. К этому показателю примыкает и такой, как развитость знаний и умений, полученных на предыдущих уровнях образования и необходимых для освоения более высокого его уровня. Это равным образом относится к условию преемственности содержания обучения на разных его уровнях.

Не менее важным фактором реализации первого условия является финансовая сторона проблемы. Постоянное отставание размеров финансирования образовательных учреждений от необходимых, развитие платности на всех этапах непрерывного профессионального образования снижают доступность к образованию целых слоев и групп населения. Меры для преодоления этих негативных обстоятельств известны достаточно хорошо: это повышение уровня доходов населения; изменение самой модели встраивания образования в рыночную экономику в части финансового его обеспечения и возвращение в образование государства как главного и преобладающего заказчика; развитие широкого спектра внебюджетных источников финансовой поддержки обучающихся в виде средств работодателя, доступных, льготных кредитно-заемных средств, благотворительных субсидий и т. д.

Изложенное показывает, что условие доступности непрерывного профессионального образования следует рассматривать как достаточно относительное с рядом ограничителей, имеющих как объективный, так и субъективный характер. Последовательное возможное снижение их числа, их значимости определяет общий вектор многосторонних действий общества, государства в решении рассматриваемой задачи.

Не менее сложным представляется создание второго условия - поддержания моральной и материальной мотивации к непрерывному профессиональному образованию. Если моральная мотивация в значительной мере исходит из жизненных целей, личностных намерений самого человека к саморазвитию как базы для повышения возможности самоактуализации, самореализации, роста своей социальной значимости, экономической самодостаточности на основе повышающейся оценки со стороны социумного окружения в силу развития личных качеств, то это само по себе уже значимый фактор, мотивирующий непрерывное повышение своего профессионально-образовательного потенциала. Но современная преобладающая ментальность общества, особенно подрастающих поколений, такова, что подобная база мотивации во многом подавляется прагматическими соображениями, иными установками и целями, приоритетом которых является приобретение разного рода материальных благ.

Естественным следствием этого в массовом сознании и поведении людей становится приоритет материального стимулирования процесса непрерывного профессионального образования на основе результативности обучения, выражающейся в финансовой результативности его труда.

В развитых странах с устойчивыми социально-экономическими процессами существует достаточно устойчивая корреляция: уровень образования -уровень заработной платы. Подобная корреляция является результатом объективных, достаточно длительных процессов формирования всего комплекса рыночных отношений по поводу стоимости рабочей силы и основана на осознаваемой необходимости (и в государственных, и в коммерческих структурах) работодателя иметь в условиях современной экономики знаний высококвалифицированного, компетентного работника, для чего следует поддерживать высокий уровень оплаты его труда, а работника - инициативно повышать ква-лификационно-компетентностный уровень в процессе непрерывного профессионально-образовательного развития в целях роста стоимости своего труда. Но приходится констатировать, что в реалиях российской экономики, российского рынка подобные соотношения и взаимоотношения по целому ряду причин пока еще не достигли необходимой зрелости и во многом искажены и формальны. В связи с этим, несмотря на кажущуюся значимость материального стимула, направленность на постоянное, непрерывное профессионально-образовательное развитие не стала еще осознанной необходимостью у значительного количества представителей подрастающего поколения и у занятого в экономике населения. На практике в различных формах эта проблема в той или иной мере решается прежде всего в крупных корпорациях, где определены и поддерживаются требования к профессионально-образовательному уровню работников определенных видов деятельности.

Наиболее сложным представляется круг проблем, связанных с формированием третьего условия реализации непрерывного профессионального образования - преемственности различных его уровней. Для решения этой задачи особенно важна преемственность целей и результатов обучения на каждом уровне по вертикали, что постоянно ведет к расстыковке образовательных программ различных уровней образования как по содержанию, так и методам обучения. Такая ситуация сложилась не сейчас, а уходит в прошлое, когда каждый уровень образования (и общего, и профессионального) был, несмотря на общественное понимание негативности такого положения, достаточно автономен не только в академическом, но и в организационно-управленческом плане.

В то же время объективно преемственность между уровнями образования не может носить абсолютный характер, а является относительной. Ведь для подготовки, например, исполнителя определенного вида операций по заданному алгоритму и организатора этой деятельности по алгоритму развития нужна соответствующая ориентировка всего учебного процесса (содержания, технологий, материального оснащения) именно на цели с конкретным конечным целевым результатом. Это вызывает необходимость рассмотрения проблемы преемственности как минимум в трех аспектах:

- каковы рамки, пути и возможности усиления преемственности содержания профессионального образования между его уровнями;

- какой элемент, какой «срез» знаний и умений, развиваемый в процессе непрерывного профессионального образования (добавим, и воспитания), может и должен быть общесистемным, сквозным по вертикали профессионального образования как непрерывного процесса получения, развития и обновления знаний, умений и навыков, необходимых для трудовой деятельности;

- каковы особенности содержания знаний, умений и навыков, развиваемых в процессе профессионального образования в рамках его осуществления по горизонтали.

В практическом плане реализация указанных задач преемственности требует совместных действий образовательных учреждений разного уровня по согласованию программ обучения на условиях прямых договорных отношений. Развитие таких отношений привело к формированию образовательных ассоциированных структур, в которые на разных условиях входят учреждения, реализующие программы различных уровней образования, создавая необходимую целостную профессионально-образовательную среду. Модели образовательных комплексов варьируются в зависимости от количества входящих в их состав образовательных учреждений, условий их включения в комплекс, полноты реализуемых ими функций по поддержанию процесса непрерывного профессионального образования.

По итогам проведенного рассмотрения вырисовываются некоторые пути дальнейшей работы по развитию непрерывного профессионального образования, заключающиеся в следующем:

- разработка научно-методических основ непрерывного профессионального образования как целостного, проходящего через всю жизнь процесса профессионально-образовательного развития личности, составляющего определенный, специфический ее аспект;

- системное формирование комплекса организационно-экономических и социальных условий реализации непрерывного профессионального образования с выделением первостепенных по важности как в общеметодологическом плане, так и с позиций приоритетности, определяемой реальной ситуацией, остротой связанных с их осуществлением социально-экономических проблем;

- сопряжение положений отдельных нормативных актов в области образования в части, касающейся непрерывного профессионального образования, таким образом, чтобы они отражали в правовом отношении его целостность и специфику назначения.

Список литературы

1. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М., 2002.

2. Лебедева Е. И., Лебедев С. А. Дополнительное образование в России: от перестройки к перезагрузке // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 3 (33).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.