Научная статья на тему 'Образовательные возможности МФЦПК в рамках непрерывного образования взрослых'

Образовательные возможности МФЦПК в рамках непрерывного образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МФЦПК / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL TRAINING / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION / MFCPK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушева Людмила Михайловна

В статье говорится о современных тенденциях в развитии системы профессионального образования, которые дают широкие возможности в построении мобильной системы непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якушева Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational opportunities of the special qualifications’ multipurpose centers in the frame of continuing education

Presentday trends in professional education development give ample opportunities in mobile system creation of continuing education. Materialization of continuing education vision and strategy for regular labour force training and also organization of the applied qualification in the Russian Federation is impossible to manage without addressing the problem of research and modular training programme.

Текст научной работы на тему «Образовательные возможности МФЦПК в рамках непрерывного образования взрослых»

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Образовательные возможности МФЦПК в рамках непрерывного образования взрослых

Главным звеном в цепи кризисных явлений и проблем, с которыми человечество столкнулось на пороге третьего тысячелетия, является кризис компетентности. Глобальная угроза наших дней - отставание способности человека адаптироваться к изменениям в окружающем его мире от темпов этих изменений. В сегодняшнем мире знания обновляются в среднем каждые шесть лет. Традиционное базовое формальное образование, получаемое в начале жизни, не успевает за изменениями мира, принципиально не может обеспечить человека на всю жизнь знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми ему для эффективного выполнения социальных ролей.

ЯКУШЕВА „ Принятая практически всеми передовыми странами концепция не-

Людмила Михаиловна, г г ^

рук0в0дитель мфцпк прерывного образования выдвигает образование взрослых на опре-

Тобольского многопрофильного деляющие позиции в основных направлениях социально-экономи-Ж ческого развития современного мира, в том числе и России.

Аннотация

В статье говорится о современных тенденциях в развитии системы профессионального образования, которые дают широкие возможности в построении мобильной системы непрерывного образования.

Ключевые слова:

МФЦПК, профессиональное обучение, непрерывное образование.

Формальное - Неформальное -Информальное

Образование взрослых осуществляется посредством достаточно большого количества форм.

Формальное образование преимущественно строится по возрастному признаку. Происходит в организованном и иерархически структурированном контексте, завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата, имеет определенную продолжительность по времени и основывается на государственной учебной программе, организовано формальными, преимущественно зарегистрированными, организациями.

Неформальное образование протекает вне рамок обычной системы образования.

Информальное образование - процесс освоения новых знаний, протекающий вне рамок системы образования, реализуемый в ходе общения граждан в повседневной жизни и профессиональной деятельности, в котором человек приобретает знания и навыки и получает образовательное влияние из ресурсов окружающей среды [3].

Каждая из данных форм играет разную роль в становлении личности профессионала в течение его жизни. Как ни парадоксально, наибольшее воздействие и по длительности, и по масштабу влияния на личность человека оказывает неформальное и информальное образование.

Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» основные направления образования взрослых связаны с реализацией системой непрерывного образования программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ, дополнительных общеразвивающих программ для взрослых.

К перспективным формам реализации образования взрослых принадлежат стажировка, самообразование (весьма распространенная форма на Западе и не очень популярная в России, так как самообразование до недавнего времени нельзя было подтвердить соответствующим документом), дистанционное и заочное обучение.

От общеразвивающих программ к профессиональному обучению

Многофункциональные центры, являясь структурными подразделениями профессиональных образовательных организаций, на основании принадлежащей ему лицензии, могут реализовывать не только программы профессионального обучения, но и общеразвиваю-щие и предпрофессиональные программы для взрослого населения того территориального округа, в котором они находятся.

Примеры востребованных дополнительных общеразвивающих программ для взрослых на территории Тобольска: дополнительная об-щеразвивающая программа для женщин «Марья Искусница» (курсы по обучению навыкам изготовления и оформления столового и постельного белья); дополнительная общеразви-вающая программа для женщин «Креативный ужин» (художественная резка овощей и фруктов), дополнительная общеразвивающая программа для женщин «Уютный дом» (текстильный дизайн интерьера).

Данные программы носят модульный характер, освоение различных модулей позволяет данным программам переходить в статус предпрофессиональных и профессиональных программ.

Пожилым людям Тобольского образовательного округа предложены дополнительные

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

предпрофессиональные программы для людей третьего возраста, однако возникают сложности в их реализации, связанные с материальным положением слушателей.

Идея непрерывности образования взрослых в данном случае прослеживается путем перехода слушателей с предпрофессиональных и общеразвивающих программ на программы профессионального обучения, на основе модульного учебного плана.

В рамках дополнительного профессионального образования МФЦПК имеют возможность реализовывать не только программы профессиональной переподготовки, но и программы повышения квалификации рабочих и служащих.

Идея непрерывности образования взрослых в данном случае реализуется путем перехода слушателей с программ профессионального обучения и переподготовки на краткосрочные курсы повышения квалификации рабочих.

В Тобольском образовательном округе схему взаимодействия профессиональных образовательных программ для взрослых можно проиллюстрировать модульной программой курсов повышения квалификации рабочих по профессии «Повар», которая включает в себя пять модулей по 72 часа каждый («Современные способы приготовления и сервировки детских блюд», «Санитария и гигиена в общественном питании», «Современное оборудование в общественном питании», «Кулинария», «Калькуляция в общественном питании»). Прохождение каждого модуля подтверждается выдачей соответствующего удостоверения о повышении квалификации. Организация обучения слушателей по краткосрочной программе повышения квалификации включала в себя различные формы организации учебного процесса: дистанционное и очное обучение, различные педагогические технологии и формы контроля.

Ориентируясь на работодателя

Идеи непрерывного образования дают возможность ПОО выстроить для работодателя схему привлечения рабочих кадров из разных слоев населения - как молодежи, так и взрослых.

Привлечение молодежи осуществляется посредством широкого внедрения предпрофес-сиональных программ, обладающих высоким профориентационным эффектом. Создание учебных лабораторий на производстве стимулирует студентов СПО к профессиональной деятельности именно на предприятиях работодателя.

Предпрофессиональные программы, программы профессионального обучения и переподготовки, курсы повышения квалификации для работающего населения позволяют перенаправить квалифицированных рабочих и служащих в активно развивающиеся сферы экономики и общества.

Проблемы развития

Анализ законодательной составляющей и практики образования взрослых в рамках МФЦПК позволил выявить ряд проблем, сдерживающих развитие МФЦПК:

- недостаточную разработанность схемы реализации общеразвивающих и предпро-фессиональных программ для взрослых;

- недостаточную разработанность заочной и дистанционной форм реализации программ профессионального обучения, профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих;

- отсутствие инвестиций в общеразвивающие и пред-профессиональные программы для взрослых;

- неготовность работодателей и преподавателей ПОО к реализации краткосрочных программ повышения квалификации для рабочих;

- отсутствие системы признания для программ самообразования, неформального и информального образования.

Для решения данных проблем необходимо:

- создание межведомственной системы общеразвивающих и предпрофессиональ-ных программ для безработных и людей третьего возраста при непосредственном участии департамента труда и занятости населения;

- развитие заочной и дистанционной формы обучения взрослых;

- внедрение системы итоговой аттестации для программ самообразования, неформального и информального образования на базе МФЦПК.

На наш взгляд, данные меры будут способствовать развитию системы непрерывного образования, удовлетворяющей потребности граждан в знаниях и умениях, необходимых для профессионального роста и развития личности в период самостоятельной жизни.

Литература

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: Ьйр://минобрнауки.рф/докумен-ты/4106.

2. Модельный закон «О просветительской деятельности». Принят на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 20-15 от 7 декабря 2002 года) [Электронный ресурс]. URL: http://docs. cntd.ru/document/901865093.

3. Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: коллективная монография. - СПб: ИПК СПО, 2012. - 184 с.

Идеи непрерывного образования дают возможность образовательной организации выстроить для работодателя схему привлечения рабочих кадров из разных слоев населения - как молодежи, так и взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.