МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ
Образовательные возможности МФЦПК в рамках непрерывного образования взрослых
Главным звеном в цепи кризисных явлений и проблем, с которыми человечество столкнулось на пороге третьего тысячелетия, является кризис компетентности. Глобальная угроза наших дней - отставание способности человека адаптироваться к изменениям в окружающем его мире от темпов этих изменений. В сегодняшнем мире знания обновляются в среднем каждые шесть лет. Традиционное базовое формальное образование, получаемое в начале жизни, не успевает за изменениями мира, принципиально не может обеспечить человека на всю жизнь знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми ему для эффективного выполнения социальных ролей.
ЯКУШЕВА „ Принятая практически всеми передовыми странами концепция не-
Людмила Михаиловна, г г ^
рук0в0дитель мфцпк прерывного образования выдвигает образование взрослых на опре-
Тобольского многопрофильного деляющие позиции в основных направлениях социально-экономи-Ж ческого развития современного мира, в том числе и России.
Аннотация
В статье говорится о современных тенденциях в развитии системы профессионального образования, которые дают широкие возможности в построении мобильной системы непрерывного образования.
Ключевые слова:
МФЦПК, профессиональное обучение, непрерывное образование.
Формальное - Неформальное -Информальное
Образование взрослых осуществляется посредством достаточно большого количества форм.
Формальное образование преимущественно строится по возрастному признаку. Происходит в организованном и иерархически структурированном контексте, завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата, имеет определенную продолжительность по времени и основывается на государственной учебной программе, организовано формальными, преимущественно зарегистрированными, организациями.
Неформальное образование протекает вне рамок обычной системы образования.
Информальное образование - процесс освоения новых знаний, протекающий вне рамок системы образования, реализуемый в ходе общения граждан в повседневной жизни и профессиональной деятельности, в котором человек приобретает знания и навыки и получает образовательное влияние из ресурсов окружающей среды [3].
Каждая из данных форм играет разную роль в становлении личности профессионала в течение его жизни. Как ни парадоксально, наибольшее воздействие и по длительности, и по масштабу влияния на личность человека оказывает неформальное и информальное образование.
Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» основные направления образования взрослых связаны с реализацией системой непрерывного образования программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ, дополнительных общеразвивающих программ для взрослых.
К перспективным формам реализации образования взрослых принадлежат стажировка, самообразование (весьма распространенная форма на Западе и не очень популярная в России, так как самообразование до недавнего времени нельзя было подтвердить соответствующим документом), дистанционное и заочное обучение.
От общеразвивающих программ к профессиональному обучению
Многофункциональные центры, являясь структурными подразделениями профессиональных образовательных организаций, на основании принадлежащей ему лицензии, могут реализовывать не только программы профессионального обучения, но и общеразвиваю-щие и предпрофессиональные программы для взрослого населения того территориального округа, в котором они находятся.
Примеры востребованных дополнительных общеразвивающих программ для взрослых на территории Тобольска: дополнительная об-щеразвивающая программа для женщин «Марья Искусница» (курсы по обучению навыкам изготовления и оформления столового и постельного белья); дополнительная общеразви-вающая программа для женщин «Креативный ужин» (художественная резка овощей и фруктов), дополнительная общеразвивающая программа для женщин «Уютный дом» (текстильный дизайн интерьера).
Данные программы носят модульный характер, освоение различных модулей позволяет данным программам переходить в статус предпрофессиональных и профессиональных программ.
Пожилым людям Тобольского образовательного округа предложены дополнительные
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ
предпрофессиональные программы для людей третьего возраста, однако возникают сложности в их реализации, связанные с материальным положением слушателей.
Идея непрерывности образования взрослых в данном случае прослеживается путем перехода слушателей с предпрофессиональных и общеразвивающих программ на программы профессионального обучения, на основе модульного учебного плана.
В рамках дополнительного профессионального образования МФЦПК имеют возможность реализовывать не только программы профессиональной переподготовки, но и программы повышения квалификации рабочих и служащих.
Идея непрерывности образования взрослых в данном случае реализуется путем перехода слушателей с программ профессионального обучения и переподготовки на краткосрочные курсы повышения квалификации рабочих.
В Тобольском образовательном округе схему взаимодействия профессиональных образовательных программ для взрослых можно проиллюстрировать модульной программой курсов повышения квалификации рабочих по профессии «Повар», которая включает в себя пять модулей по 72 часа каждый («Современные способы приготовления и сервировки детских блюд», «Санитария и гигиена в общественном питании», «Современное оборудование в общественном питании», «Кулинария», «Калькуляция в общественном питании»). Прохождение каждого модуля подтверждается выдачей соответствующего удостоверения о повышении квалификации. Организация обучения слушателей по краткосрочной программе повышения квалификации включала в себя различные формы организации учебного процесса: дистанционное и очное обучение, различные педагогические технологии и формы контроля.
Ориентируясь на работодателя
Идеи непрерывного образования дают возможность ПОО выстроить для работодателя схему привлечения рабочих кадров из разных слоев населения - как молодежи, так и взрослых.
Привлечение молодежи осуществляется посредством широкого внедрения предпрофес-сиональных программ, обладающих высоким профориентационным эффектом. Создание учебных лабораторий на производстве стимулирует студентов СПО к профессиональной деятельности именно на предприятиях работодателя.
Предпрофессиональные программы, программы профессионального обучения и переподготовки, курсы повышения квалификации для работающего населения позволяют перенаправить квалифицированных рабочих и служащих в активно развивающиеся сферы экономики и общества.
Проблемы развития
Анализ законодательной составляющей и практики образования взрослых в рамках МФЦПК позволил выявить ряд проблем, сдерживающих развитие МФЦПК:
- недостаточную разработанность схемы реализации общеразвивающих и предпро-фессиональных программ для взрослых;
- недостаточную разработанность заочной и дистанционной форм реализации программ профессионального обучения, профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих;
- отсутствие инвестиций в общеразвивающие и пред-профессиональные программы для взрослых;
- неготовность работодателей и преподавателей ПОО к реализации краткосрочных программ повышения квалификации для рабочих;
- отсутствие системы признания для программ самообразования, неформального и информального образования.
Для решения данных проблем необходимо:
- создание межведомственной системы общеразвивающих и предпрофессиональ-ных программ для безработных и людей третьего возраста при непосредственном участии департамента труда и занятости населения;
- развитие заочной и дистанционной формы обучения взрослых;
- внедрение системы итоговой аттестации для программ самообразования, неформального и информального образования на базе МФЦПК.
На наш взгляд, данные меры будут способствовать развитию системы непрерывного образования, удовлетворяющей потребности граждан в знаниях и умениях, необходимых для профессионального роста и развития личности в период самостоятельной жизни.
Литература
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: Ьйр://минобрнауки.рф/докумен-ты/4106.
2. Модельный закон «О просветительской деятельности». Принят на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 20-15 от 7 декабря 2002 года) [Электронный ресурс]. URL: http://docs. cntd.ru/document/901865093.
3. Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: коллективная монография. - СПб: ИПК СПО, 2012. - 184 с.
Идеи непрерывного образования дают возможность образовательной организации выстроить для работодателя схему привлечения рабочих кадров из разных слоев населения - как молодежи, так и взрослых.