УДК 377
ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
С.Б. Серякова, В.В. Кравченко
В статье дается сопоставление отечественного и западноевропейского дополнительного профессионального образования, характеризуются основные направления его развития
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, бизнес-образование, профессиональная подготовка и переподготовка
Создание Европейского Союза, процессы глобализации и сотрудничества в области непрерывного образования способствуют все большим переменам в западноевропейском обществе, и главная из них - формирование единого общеевропейского пространства. Присоединение России к Болонской конвенции, а также более широкомасштабные шаги
российского руководства по сближению с Евросоюзом (вступление во Всемирную Торговую Организацию - ВТО, формирование единого пространства в экономике, культуре и т.д.) усиливают интегративные процессы во всех сферах жизни, в том числе и образовательной.
На современном этапе дополнительное профессиональное образование (ДПО) является одной из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых в России и странах Западной Европы, получившей свое развитие в соответствии с запросами современного рынка труда и учетом индивидуальных способностей и возможностей специалистов. В связи с присоединением России к Болонской
конвенции, развитие отечественного дополнительного профессионального обра-
зования нужно рассматривать в рамках интеграции с Европейским Союзом, так как вступление нашей страны в единое общеобразовательное пространство является одной из важнейших сфер сотрудничества с объединенной Европой.
Влияние глобализационных и
интеграционных процессов меняют структуру отечественного и западноевропейского
дополнительного профессионального
образования. В России основные изменения происходят как на федеральном
Серякова Светлана Брониславовна - Mill У, д-р пед. наук, профессор, e-mail:[email protected], тел. 8 (495) 607- 45-49
Кравченко Валерия Владимировна - МШУ, ст. преподаватель, тел. 8 (917) 540-75-96, e-mail: val-ll-l@hotmail. com
(законодательном), так и на региональном уровнях (ориентация на работодателя, формирование социальных партнерств, введение новых форм и методов организации учебного процесса, международный обмен и сотрудничество на федеральном и
региональном уровнях).
В 2000 г. Правительством Российской Федерации была принята «Концепция развития дополнительного профессионального
образования в Российской Федерации на 2000 -2005 годы», а в ее рамках «Программа развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2000 -2005 годы». В программе в качестве важнейшей ставится задача превращения ДПО в России в один из мощных факторов, позволяющих гражданину быть непрерывно адаптированным к изменениям в
технологической и социально-экономической сферах, влияющих на ускорение структурной перестройки производства, формирование мотивации работников к
высокопроизводительному и творческому труду, создание механизма взаимовыгодных отношений производителя и потребителя. Особое внимание уделено разработке механизмы взаимодействия образовательных учреждений, занимающихся профессиональной подготовкой и переподготовкой с реальным сектором экономики для решения конкретных производственных задач [1].
С 2000 г. в различных регионах России прошли многочисленные обсуждения в рамках законодательства места, содержания и подразделение программ дополнительного образования (ДОП) в структуре профессионального образования.
Согласно новому проекту № 121965 - 6 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ДОП будут реализовываться на всех уровнях системы профессионального образования (начального, среднего, высшего) и формироваться в
зо
соответствии с институциональными видами ДПО, т.е. повышение квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка, стажировка. Их характеризует модульность, вариативность, междисциплинарность и инновационность [2].
Одними из наиболее распространенных провайдеров ДОП являются Вузы, что способствует быстрому реагированию высшей школы на изменяющиеся запросы государства и общества, улучшению качества образования и повышению конкурентоспособности выпускников (А.С. Борейшо, К.Ю. Иванова, С.М. Страхова и др.). В их исследованиях подчеркивается тот факт, что идея внедрения дополнительных образовательных программ (ДОП) в ВУЗе для студентов старших курсов является достаточно новой по сравнению с традиционной системой подготовки
специалистов и имеет специфические особенности в мотивационном, содержательном и в реализационном плане. Основным мотивом освоения программ ДОП студентами старших курсов является дополнительный объем практических знаний и навыков в пределах основной специализации высшего профессионального образования (ВПО), которые позволяют выпускникам приступить к выполнению должностных обязанностей в организациях (предприятиях, фирмах) с минимальным временем адаптации, также дополнительной мотивацией может служить освоение новейших достижений и технологий перед окончанием ВУЗа или необходимость получения практических навыков (умений) в конкретных областях, специализациях, позволяющих выпускникам приступить к исполнению профессиональных обязанностей сразу же после окончания ВУЗа.
Изучение зарубежного опыта (Дж. Боуд, Дж. Равен, В.Хутмахер и др.) реализации компетентностного подхода в образовании подтолкнуло отечественных ученых к выявлению возможностей его применения. Разные классификации компетенций (общие и специальные), по мнению отечественных
исследователей (В.И. Байденко, А. А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, С.Б. Серякова и др.), являются
основой классификации и типологизации
квалификаций внутри Национальной рамки квалификаций, разработку которой
Минобразование России ведет с 2004 года.
Для развития системы ДПО на рабочем месте, наличие единой национальной рамки квалификаций позволяет соотносить
компетенции работников, приобретенные в процессе труда (на рабочем месте), с конкретным уровнем квалификации и в случае необходимости определять объем требований дальнейшего обучения для получения квалификации следующего уровня, либо новой квалификации. Это, в свою очередь, способствует, с одной стороны, повышению мотивации работников обучаться на рабочем месте, а с другой - позволяет оптимизировать расходы на непрерывное профессиональное
обучение и привести квалификации работников в соответствии с их реальными изменениями и знаниями в интересах упорядочения системы оплаты труда и стимулирования карьерного роста.
Однако, следует отметить, что
общероссийская национальная система квалификаций (НСК) и национальная рамка квалификаций (НРК), основанная на
профессиональных стандартах внутри этой системы в настоящее время применяется не везде, а только в некоторых областях промышленности.
Укрепление сотрудничества между бизнесом и образованием приводит к пересмотру классификации видов, форм и содержания в системе ДПО с целью
ориентации на потребности производства и рынка труда. Российские учебные заведения все больше ориентируются на мировой опыт ведущих зарубежных стран в плане модификации и модернизации системы подготовки кадров, а именно проектируются программы модульного и дистанционного обучения, программы бизнеса, аналогичные МВА, создается сеть корпоративных университетов, развивается социальное партнерство совместно с работодателями.
Многие исследователи выделяют бизнес-образование как более современный вариант ДПО (В.В. Багин, Г. Костина, Н.Д. Стрекалова и др.). Его целью является интеграция научно-учебно-производственных структур для предприятий и научных организаций для подбора, подготовки и переподготовки высокопрофессиональных кадров в
соответствии со стратегическими целями предприятия. Большинство учебных заведений, занимающихся таким видом образования, сотрудничают с иностранными бизнес-школами и выдают двойные дипломы. Одними из наиболее развитых провайдеров бизнес-образования считаются корпоративные учебные центры и университеты.
Корпоративный университет основан на партнерстве производственной фирмы, компании, корпорации с образовательным учреждением, в котором работники проходят обучение по программам, заказанным кадровыми службами производств (В. Шестак, В.В. Багин и др.).
Характерными особенностями
дополнительных образовательных программ в корпоративном университете считаются модульное структурирование содержания с использованием системы зачетных единиц,
самообразование (дистанционное обучение и кейс-технологии), практика на рабочем месте (стажировки, ученичество, ротационное
обучение и т.д.).
Сотрудничество в сфере труда и образования также заключается в
формировании социальных партнерств во всех регионах России. Социальное партнерство как система отношений образовательных учреждений с предприятиями, субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, позволяет повысить качество обучения, улучшить систему оценки квалификации участников, конкурентоспособность выпускников для удовлетворения нужд регионов.
Таким образом, укрепление
сотрудничества между бизнесом и
образованием в РФ, развитие ком-
петентностного подхода, ориентация на
Европейский опыт, означают изменение характера содержания образовательной деятельности и выработки единого подхода к установлению национальных стандартов знаний, умений и широких компетенций. В результате этих изменений развивается преемственность профессиональных
стандартов и образовательных программ профессионального образования в области высшего, среднего, начального и ДПО.
Современный этап развития
западноевропейского ДПО характеризуется следующими особенностями: сотрудничество на Европейском, национальном и региональном уровнях для взаимообучения стран ЕС, создание открытой среды обучения, формирование общих стратегий
трудоустройства.
Одним из ключевых направлений совместной работы в области
профессионального образования и обучения (ПОО) и дополнительного профессионального образования является взаимная учебная
деятельность (Peer Learning Activity - PLA). В ее рамках политики и практики знакомятся с опытом своих коллег на межнациональном уровне, создают кластерные объединения нескольких стран с целью продвижения реформ в разных областях (признание видов неформального и информального обучения, развитие информационно-коммуникационных технологий (ICT), повышение квалификации преподавателей и инструкторов, работающих в сфере профессионального образования и т.д.).
Открытый метод координации (Open method of coordination - OMC) является ведущим методом взаимообучения, который сочетает в себе функции управления, сравнения, реализации и мониторинга стратегий сотрудничества в области профессиональной подготовки и
переподготовки кадров на разных уровнях: высший (Европейское сообщество, средний уровень (национальный), низший уровень (региональный).
Взаимосвязанность данных уровней позволяет разработать единые стратегии в области ПОО и ДПО на высшем уровне (ЕС) и привести их в исполнение на национальном уровне и в регионах.
Для успешной реализации данных стратегий в рамках этого метода были разработаны особые инструменты: Европейская рамка квалификаций (European Qualification Framework - EQF) и система зачетных единиц в профессиональном образовании и обучении (ПОО) (European Credit system for Vocational Education and Training - ECVET). Обе системы являются относительно новыми: с 2008 года существует Европейская рамка квалификаций (EQF), а в 2009 году была разработана Европейская система зачетных единиц (кредитов) для ПОО (ECVET).
Основная цель Европейской
квалификационной рамки - служить своего рода «катализатором» развития национальных систем квалификаций. При помощи метода открытой координации (ОМС) осуществляется разработка критериев национальных систем, за которые отвечает консультативная группа и в дальнейшем соотносятся с квалификационной рамкой ЕРК. В результате работы этого метода в рекомендации Европейского парламента прозвучала идея создания единого национального координационного центра (НКЦ), который будет регулировать разработку единых критериев и степеней квалификации на всей территории Евросоюза.
В исследовании Европейского центра развития профессионального образования и обучения (CEDEFOP) особо отмечается, что успех квалификационных структур зависит от многих факторов, в том числе от согласованности в четком определении дескрипторов квалификаций, результатов обучения, зачетных баллов (кредитов) [3]
На основе изучения многих международных документов было выявлено, что взаимодействие этих рамок с Европейской системой перевода кредитов в высшем образовании (European Credit Transfer and Accumulation System - ECTS) способствует формированию открытой среды в ДПО, которая имеет определенные характеристики: преемственность, унификация, прозрачность, мобильность, индивидуализация.
Важной особенностью современного развития ДПО в ведущих странах Западной Европы (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Финляндия, Франция, Швеция) является стратегия трудоустройства как повышение общей конкурентоспособности граждан Евросоюза.
В докладе международной организации труда (МОТ) в 2010 г. данная стратегия была названа одной из главных политических мер преодоления мирового кризиса занятости.
Решение проблем трудоустройства и трудоустраиваемости в Европе во многом зависит от укрепления сотрудничества с работодателями, т.е. координации
профессионального обучения и сферы труда. Университеты в рамках этого сотрудничества начинают играть лидирующую роль, предлагая модульные программы ДПО для студентов, тренерские (коучинговые) программы для компаний, подготовительные курсы для повышения квалификации и аккредитации профессиональных умений и навыков.
«Образование для предпринимательства», что означает инициативность, творчество, самодостаточность, становится новым направлением, на которое ориентируются современные зарубежные ВУЗы. На первый план выходит обучение ключевым навыки: умение работать в команде, сбор и анализ информации, эффективное общение в коллективе, самообучаемость, бизнес-ориентированное мышление.
Компетентностный подход как важная составляющая стратегии трудоустройства в западноевропейском ДПО ориентируется на практическую демонстрацию навыков освоения профессии. Термин «компетенция» имеет
разную трактовку за рубежом - квалификация (Франция), призвание (Германия),
профессиональная способность (Италия, Испания), знание, навык, результат обучения (Великобритания, Шотландия) и т.д. Политика ЕС в области ПОО постепенно заменяет этот термин на «результат обучения» (“learning outcome”), и в этой связи компетентностный подход постепенно переходит на результативно-деятельностный подход
(“outcome-based approach”) в ДПО как единую основу в формировании национальных квалификационных систем.
Важным направлением в образовательной политике ЕС считается развитие процедур сертификации и аттестации компетенций сотрудников на рабочем месте.
В ряде Европейских стран сертификация и оценка профессиональных навыков
осуществляется как организованно, так и самостоятельно через систему тестирования компетенций в специально созданных центрах, либо дистанционным способом.
Во Франции за последние двадцать лет в законодательстве произошли большие изменения в сторону увеличения возможностей признания предыдущего обучения и доступа к последующему повышению квалификации через специально созданные центры оценки профессиональных навыков (centri pubblici di assessment appositamente istituiti) и центры оценки компетенций (Centres interinstitutionnels de bilans de competences). Закон 2004 года, посвященный развитию ДПО, устанавливает обязательства сторон в содействии социализации и доступу сотрудников к аттестации навыков, приобретенных
формальными и неформальными способами. Для этой цели была создана комиссия национальной системы сертификаций в
профессии (la Commission Nationale de Certification Professionnelle - CNCP), задача которой следить за обновлением национального каталога профессиональной
сертификации навыков. Цель национального каталога заключается в проверке знаний и навыков, полученных на основе опыта работы, формальным путем (рейтинг дипломов), и специализированных знаний в профессиональной области. В национальный
каталог также вошли сертификаты и дипломы, выданные организациями неформального образования, к которым относятся бизнес-
ассоциации, профсоюзы и т.д. Такие каталоги существуют во многих Европейских странах. В Испании каталог профессиональных
квалификаций позволяет проводить сравнение компетенций в рамках формального, неформального и информального обучения. Он входит в национальную систему квалификаций и профессиональной подготовки, которая основана на интеграции различных форм аттестации профессиональных навыков.
В Великобритании существуют две
раздельные формы аккредитации компетенций: оценка результатов предыдущего обучения (Accreditation of prior learning - APL) и оценка предыдущего опыта работы (APEL). Первая форма аккредитации оценивает навыки,
приобретенные в «структурированной учебной деятельности», т.е. формальным путем, хотя формы обучения могут быть как формальные, так и неформальные. Основная задача данной формы - облегчить доступ к высшему
образованию через оценку навыков и если нужно сокращение учебных модулей, необходимых для достижения квалификации. Вторая форма (Accreditation of experiential prior learning APEL) аккредитации оценивает навыки, приобретенные информальным путем, т.е. в свободное от работы время (на досуге). В Германии проводится самодиагностика профессиональных компетенций - “Profilpass” c 2001 года. Такой вид тестирования проводится самим работником совместно со специализированным центром, и оценка профессиональных компетенций фиксируется в индивидуальном портфолио кандидата. Для работников, участвующих в этом проекте, самодиагностика поможет в дальнейшем личностном профессиональном развитии и планировании дальнейшей учебы. Для работодателей - это более четкий отбор кандидатов с учетом имеющихся профессиональных навыков и компетенций. Как и в Великобритании, существует еще одна форма самостоятельной аккредитации навыков - “Qualification Pass” в которой отмечается аккредитация предыдущего опыта работы. Работники, нуждающиеся в повышении квалификации, сами находят пробелы в своих знаниях и выбирают те модули обучения, по которым могут сдать экзамен и получить квалификацию.
Таким образом, развитие системы оценки приобретенных навыков позволяет работнику самостоятельно контролировать, планировать (ставить цели и задачи) и адекватно оценивать результаты учебно-профессиональной
деятельности. Сертификация
профессиональных навыков и квалификаций, полученных как формальным, так и
неформальным путем способствует
формированию единой системы учета квалификаций в рамках европейского сообщества - Европейской рамки квалификаций и национальных квалификационных систем. С точки зрения развития дополнительного профессионального образования это означает доступность к получению образования на разных этапах жизни человека, мобильность и преемственность обучения на разных уровнях, что является необходимым условием развития карьеры для современного сотрудника.
Были выявлены общие и особенные характеристики в отечественном и западноевропейском ДПО: в законодательных актах Европы и России наблюдается сближение в плане признания дополнительного профессионального образования ведущим направлением и призванным обеспечить необходимые условия для качественной подготовки и переподготовки специалистов. В рамках тенденции «Европеизации» новые
концептуальные подходы к ДПО в международных документах побуждают Россию перенимать имеющийся зарубежный опыт и традиции в непростой для страны период ее истории. В новом проекте закона РФ закрепляются современные требования к образованию, а также происходит унификация используемых понятий в системе образования, расширяется круг субъектов, имеющих право на образовательную деятельность, прописаны нормы международного сотрудничества; развитие системы квалификаций позволяет соединить потребности рынка труда с системой образования и обучения и обществом. Западноевропейское ДПО ориентируется на общеевропейские стратегии сотрудничества в этой области, которые помогают разным странам сформировать национальные системы квалификаций, опираясь на профессиональные стандарты (умения и навыки), стандарты оценки (присуждение квалификаций) и стандарты образования (результаты обучения). В России формирование национальной системы и рамки квалификаций происходит с опорой на Европейский опыт; укреплению
сотрудничества с работодателями, как государственными, так и частными в профессиональном обучении способствует компетентностный подход, который становится ведущим в ДПО в странах Западной Европы и России. В странах Западной Европы использование компетентностного подхода служит налаживанию преемственности в
получении и развитии профессиональных навыков, помогает трудоустроить выпускников и уменьшить безработицу. В связи с переходом на компетентностный подход в образовании в России разрабатываются профессиональные стандарты с учетом связей с бизнесом.; университеты являются лидерами среди провайдеров дополнительного
профессионального образования. Внедрение дополнительных образовательных программ меняет структуру высших учебных заведений, они вступают в бизнес-партнерство с промышленными организациями, что способствует многопрофильности выпускников в пределах одного и того же направления. Организуются поэтапные, модульные и междисциплинарные программы подготовки, рассчитанные на разный контингент слушателей. В ходе сопоставительного анализа были выявлены различия в организации и содержании ДПО в странах Западной Европы и России; международное сотрудничество в сфере непрерывного профессионального образования в странах Западной Европы основано на практике взаимообучения, которая осуществляется на разных уровнях (общеевропейском, национальном и региональном) в рамках открытого метода координации, что означает равноправие в интегративных процессах взаимообучения стран-членов ЕС. В практике отечественного ДПО интеграция с Европой осуществляется на федеральном уровне, а также на региональном уровне (стажировка, международное сотрудничество, участие в Европейских проектах); в рамках открытой среды западноевропейского ДПО развивается система сертификации компетенций специалистов, которая облегчает специалисту выбор индивидуальной стратегии профессионального становления при поддержке и поощрении государства и работодателя. В современной
практике отечественного ДПО система
сертификации компетенций специалистов находится в стадии обсуждения и доработки;
7. В западноевропейских странах
существующая децентрализация повлияла на его диверсификацию видов, содержания, форм обучения и организации, что явилось
результатом деления на институциональные и внеинституциональные формы и виды. Институционализация форм и видов ДПО в России формируется в соответствии с законодательством в рамках единого (централизованного) подхода.
В дальнейшей перспективе, по нашему мнению, отечественное и западноевропейское ДПО будет развиваться в рамках поиска баланса между централизацией и децентрализацией. Страны Западной Европы движутся к выработке единого подхода в образовании и создании открытой среды обучения в ДПО. В России наблюдается противоположная тенденция -
децентрализации, характеризующаяся новыми правами к автономии учебных заведений, а также в формировании уникальной системы профессиональной подготовки и
переподготовки с учетом экономических изменений, потребностей рынка труда и конкретных запросов работодателей в каждом регионе.
Литература
1. Программа развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2000 - 2005 годы
2. Проект федерального закона "Об образовании" (Доступ из СПС "Гарант")
3. CEDEFOP (2009): The shift to learning outcomes.
Report on conceptual, political and practical developments in Europe, Luxembourg URL:
http://www.cedefop.europa.eu/EN/Files/3054_en.pdf
4. Мосичева, И.А., Шестак, В.П., Гуров, В.Н. Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения. - СГУ, 2007. - 323с
Московский педагогический государственный университет
COMPARATIVE REVIEW OF CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN RUSSIA
AND WESTERN EUROPEAN COUNTRIES
S.B. Seriakova, V.V. Kravchenko
The paper considers the comparative analysis of continuing professional education in Russia and the leading European countries. It examines vocational training system and retraining in modern conditions
Key words: continuing professional education, motivation, advanced training, company training, business education, vocational training and retraining