Научная статья на тему 'Открытый метод координации как инструмент модернизации дополнительного профессионального образования'

Открытый метод координации как инструмент модернизации дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЙ МЕТОД КООРДИНАЦИИ / ВЗАИМООБУЧЕНИЕ / КЛАСТЕР / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / OPEN METHOD OF COORDINATION / MUTUAL LEARNING / CLUSTER / CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серякова С. Б., Кравченко В. В.

В статье раскрывается успешный опыт использования открытого метода координации как инструмента разработки стратегий сотрудничества и взаимной учебной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования среди стран Евросоюза. В этой связи рассматриваются основные направления модернизации отечественной системы дополнительного профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPEN METHOD OF COORDINATION AS A TOOL OF MODERNIZATION OF CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The paper reveals the successful experience of applying the open method of coordination to practice in continuing professional development in the European Union as a tool of cooperation and mutual learning activities. In this context, we consider the main trends of modernization of national system of continuing professional development

Текст научной работы на тему «Открытый метод координации как инструмент модернизации дополнительного профессионального образования»

УДК 378

ОТКРЫТЫЙ МЕТОД КООРДИНАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.Б. Серякова, В.В. Кравченко

В статье раскрывается успешный опыт использования открытого метода координации как инструмента разработки стратегий сотрудничества и взаимной учебной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования среди стран Евросоюза. В этой связи рассматриваются основные направления модернизации отечественной системы дополнительного профессионального образования

Ключевые слова: открытый метод координации, взаимообучение, кластер, дополнительное профессиональное образование, сотрудничество

На современном этапе дополнительное профессиональное образование (ДПО) является активно развивающейся системой, которая ориентируется на международный рынок труда и учитывает интеграционные процессы в образовании. В этой связи, особенно важным является изучение зарубежного опыта с целью выявления возможностей его внедрения в практику российского образования. Главным инструментом в процессе модернизации системы непрерывного профессионального образования в ведущих странах Европы является открытый метод координации (в пер. на англ. Open Method of Coordination - ОМС), миссия которого заключается в разработке стратегий сотрудничества государств-членов Евросоюза в следующих сферах: социальной

интеграции и защиты, образования, инноваций, иммиграции и экологических норм в соответствии с европейскими требованиями и рекомендациями.

Идея создания этого метода первоначально сформировалась в ходе встречи глав государств и правительств стран Европейского Союза в Лиссабоне в марте 2000, как инструмента реформирования и интеграции, в первую очередь, в образовании, опираясь на передовую практику других стран. В частности, речь идет об адаптации системы профессионального образования и обучения (ПОО) к новым требованиям обучения с точки зрения овладения необходимыми профессиональными компетенциями: повышение квалификации, открытость и прозрачность стандартов образования, обеспечение свободного доступа к образованию для всех групп граждан, с целью расширения возможностей трудоустройства и усилению их социальной активности [1].

Таким образом, данный метод, в первую очередь, предусматривает обобщение и формирование единых подходов в развитии

Серякова Светлана Брониславовна - МШУ, д-р пед. наук, профессор, тел. +7(903)584 - 01 - 04, e-mail: [email protected]

Кравченко Валерия Владимировна - МПГУ, ст. преподаватель, тел. +7(917)540-75-96, e-mail: [email protected]

системы непрерывного профессионального образования и их активизацию внутри каждого государства-члена Евросоюза.

Основополагающими функциями открытого метода координации (ОМК) являются:

• Управление. Данный метод ставит сроки выполнения задач в реформировании национальных систем образования в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе;

• Сравнение. При помощи данного метода определяются и сравниваются качественные и количественные показатели и критерии оценки мировых образцов в образовании, происходит обмен передовым опытом в рамках национальной политики и законодательства с учетом потребностей государств-членов ЕС;

• Реализация. Происходит внедрение общих Европейских принципов в национальную и региональную политику посредством определения конкретных целей и мер, учитывающих национальные и региональные различия;

• Оценка. Дает экспертную оценку и периодический мониторинг деятельности правительств и министерств образования.

Кроме указанных функций, данный метод организует взаимную учебную деятельность, которая является одним из ключевых направлений совместной работы стран Евросоюза в сфере ПОО и ДПО. Согласно М.В. Ларионовой, динамика развития образовательного сотрудничества, особенно в последние десятилетие, позволяет сделать вывод о том, что процесс взаимообучения2 и влияния через обучение на уровне Сообществ действительно реализуется в сфере образования [2].

Управление процессом взаимообучения при помощи ОМК осуществляется на разных уровнях: взаимообучение на высшем уровне Европейского Сообщества (ЕС), взаимообучение, направленное от уровня ЕС на национальный уровень и региональные уровни (обучение сверху вниз); взимообучение, направленное от уровня институтов, социальных партнеров, местных органов власти и регионов наверх - на уровень Сообщества (обучение снизу вверх) (См. рисунок.).

2 В пер. на англ. mutual learning

Высший уровень (Европейское сообщество) Л

Средний уровень (Национальная система образования) Л

3 / 1

Низший уровень (Региональные образовательные учреждения, социальные партнеры и т. д).

Управление процессом взаимообучения в рамках открытого метода координации.

Таким образом, открытый метод

координации на высшем уровне позволяет государствам-членам сравнивать и критически осмысливать свою политику в контексте европейского сотрудничества и учиться у других стран практике взаимного обучения. В документах Еврокомиссии особо подчеркивается, что взаимная учебная деятельность является одним из ключевых видов равноправного сотрудничества, в рамках которого политики и практики одной страны знакомятся с опытом своих коллег в других странах Европы в осуществлении реформ в тех областях, представляющих взаимный интерес и озабоченность [3].

На среднем уровне реализация взаимообучения происходит путем объединений и союзов, главной задачей которых является нахождение путей реформирования и перестройки в системе образования. Между 2009 и 2012 годами Европейская Комиссия БО ЕАС открыла 12 групп-кластеров ОМК по темам, по которым Совет по образованию считает необходимым выработку единой политики между государствами-участниками. Членами групп являются

представители министерств, ведомств ЕС и общественных организаций-партнеров в сфере образования. Каждая группа ежегодно проводит два-три заседания, организует работу в подгруппах, проводит две-три встречи в рамках программы взаимного обучения и устраивает онлайн-дискуссии. Проблемы дополнительного

профессионального образования обсуждаются в 6 группах, а именно: «Повышение квалификации учителей», «Модернизация высшего образования», «Языки и занятость», «Обучение

предпринимательству», «Информационные

технологии в образовании», «Повышение

квалификации учителей профессиональнотехнического образования», «Оценка и контроль

качества в сфере непрерывного образования взрослых» и «Финансирование обучения взрослых». Особое внимание уделяется подготовке и повышению квалификации учителей,

работающих в области ПОО. В 2006 году был создан кластер (объединение), куда вошли многие страны ЕС (Австрия, Словения, Италия, Германия и др.) [4]. При поддержке Европейского Фонда образования, СЕБЕГОР, Европейской комиссией и ее консультантами, национальными экспертными группами были разработаны общие подходы организации видов взаимного обучения

преподавателей и инструкторов, работающих в сфере непрерывного образования и обучения. Цель таких объединений состоит в обмене информацией о различных вариантах образовательной политики ЕС и продвижении реформ в национальных системах ПОО при помощи инструментов

открытого метода координации.

Следует заметить, что такие объединения (кластеры) начинают появляться и внутри

отдельной страны с привлечением социальных партнеров, бизнес-сообществ, представителей министерств и ведомств. Происходит обсуждение самых разных тем, в том числе и в образовательной сфере: модернизация высшего образования,

признание неформального и информального обучения, развитие информационно-

коммуникационных технологий, реализация компетентностного подхода, основанного на результатах обучения и внедрения национальной рамки квалификации [5]. Ив дальнейшем, такие обсуждения играют роль в координировании сотрудничества, позволяют донести проблемы в каждом конкретном случае на примере одной страны на Европейский уровень при помощи метода открытой координации.

При помощи ОМК осуществляется разработка критериев национальных систем, за которые отвечает консультативная группа и в дальнейшем соотносятся с Европейской рамкой квалификации (ЕРК). В конечном итоге, мониторинг и оценку данных критериев будет контролировать единый национальный координационный центр (НКЦ), который будет регулировать разработку единых критериев и степеней квалификации на всей территории Евросоюза.

Следует подчеркнуть, что в настоящий момент основной трудностью во внедрении единой кредитной системы зачетных единиц в ПОО - это различия в системах профессионального образования стран Евросоюза и отсутствие единого подхода к профессиональному обучению и подготовке.

Однако, как указано в Амстердамском договоре в разделе профессионального образования и подготовки кадров, рекомендации и инструменты, разработанные на Европейском уровне, могут только стимулировать, но ни в коем случае обязывать государства-членов их использовать. На практике страны Евросоюза имеют право выбора стратегий и методов, которые

они используют или реализуют их в своих национальных системах. Таким образом, идея открытого метода координации в том, что он должен помочь государствам-членам определить и развивать свою собственную политику, опираясь на успешную практику в других странах, а также учитывая рекомендации Европопейского сообщества.

В России процесс модернизации дополнительного профессионального образования идет полным ходом. Активизация процесса интеграции с Европой явилась важным стимулом в реорганизации его системы. Были внесены изменения в законодательную базу, направленные на расширение направлений и степени сложности дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной подготовки), а также их реализацию в образовательных учреждениях как в виде отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), или прохождения практики и стажировки. Дополнительное профессиональное образование, согласно статье 76 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», «направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей,

профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [6]. Это означает, что

специалистам необходимо постоянно

совершенстововаться в своей профессии или получать новые компетенции для повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Важно выделить, что главным направлением в модерниазации дополнительного

профессионального образования в России является ориентация на международный рынок труда (формирование взаимовыгодных партнерских отношений между образовательными

учреждениями и работодателями), увеличение числа проектов совместно с Европейскими организациями (ERASMUS, Leonardo Da Vinci), международное сотрудничество в области образования (совместные гранты, обмены между образовательными организациями и т.д.). Все чаще наши предприятия организовывают

международные стажировки, особенно в иностранные образовательные организации; полным ходом идет разработка национальной системы квалификаций совместно с бизнес партнерами; происходит расширение нормативной базы процедуры признания и установления эквивалентности иностранных документов об образовании.

Инициативы сотрудничества также можно наблюдать и на региональном уровне. Все чаще в разных регионах появляются территориальные кластеры, как объединение предприятий, научноисследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости

и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.

Такой союз между образованием, наукой и производством является достижением нового качества образовательного процесса в интересах социально-экономического развития регионов. Как и за рубежом, в России кластерные объединения функционируют в самых разных отраслях, в том числе и в дополнительном профессиональном образовании.

Например, в Волгограде при участии Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников в задачи деятельности образовательного кластера входит:

- интеграция педагогической науки и практики в сфере реализации программ ДПО и методической работы;

- создание современной инфрастуктуры, аудиторной и информационно-библиотечной базы, сети стажировочных площадок для осуществления персонифицированного повышения квалификации и профессионального переподготовки работников образования;

- организация стажировок и практик на площадках организаций и учреждений, входящих в кластер и т.д.[7].

По словам руководителей разных ведомств, развитие образовательного кластера подразумевает взаимодействие по приоритетным направлениям внутри образовательных учреждений региона, ведущих российских образовательных учреждений и зарубежных вузов - партнеров. Таким образом, кластерные объединения выходят на международный уровень и развивают инновации в российской системе образования, а также традиции сотрудничества и партнерства.

Однако, единственный вопрос, который остается открытым - это совместно организованная деятельность в плане взаимообучения.

По нашему мнению, кластерная система должна развиваться в рамках взаимообучения и выходить на национальный и мировой уровень, не ограничиваясь одним или несколькими регионами.

Это главное отличие открытого метода координации, который действует путем

учреждения общих стратегических целей, критериев и индикаторов для национальных образовательных систем стран Европейского Союза. Таким образом, важно не только согласованно действовать в интересах

модернизации и инновационного развития

региональной и национальной системы ДПО, но и формировать более тесные партнерские отношения с ведущими Европейскими организациями для взаимообучения, что подразумевает не только приобретение нового опыта, но и деление своим ценным опытом, наработанным в данной сфере.

Литература

1. European Commission (2002) Forum for European research on vocational education and training, Bremen URL:

http://cordis.europa.eu/documents/documentlibrary/70601531 EN6.pdf (дата обращения: 10.05.2013)

2. Ларионова, М.В. Открытый метод координации как рабочий метод управления интеграционными процессами в образовании / М.В. Ларионова // Вестник международных организаций. - 2007. - № 2(10). - с.10 -14

3. European Commission (2009) Summary Report on the Peer Learning Activity on One Step Up London, 20 - 22 April 2009, European Commission Directorate-General for Education and Culture, London URL: http://www.kslll.net/Documents/PLA 0ne%20Step%20Up% 20report April%2009.pdf (дата обращения: 10.05.2013)

4. European Trade Union Committee for Education

(2012) Activity report 2010 - 2012, URL:

http://download.eiie.org/Docs/WebDepot/2010 2012 ETUC E FINAL Activity Report EN.pdf (дата обращения: 0S.05.2013)

5. Peer learning clusters. URL: http://www.kslll.net /PeerLearning Clusters/ clusterDetails.cfm?id=9 (дата обращения 30.04.2013)

6.Федеральный закон «Об образовании в

Российской Федерации». URL:http://xn--

80abucjiibhv9a.xn--p1ai/(дата обращения 02.05.2013)

7. Образовательный кластер Волгоградского региона. URL: http://vgapkro.ru/ (дата обращения 30.04.20

Московский педагогический государственный университет

OPEN METHOD OF COORDINATION AS A TOOL OF MODERNIZATION OF CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT

S.B. Seryakova, V.V. Kravchenko

The paper reveals the successful experience of applying the open method of coordination to practice in continuing professional development in the European Union as a tool of cooperation and mutual learning activities. In this context, we consider the main trends of modernization of national system of continuing professional development

Key words: open method of coordination, mutual learning, cluster, continuing professional development, cooperation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.