Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ВОЕННЫХ ВУЗОВ И ГРАЖДАНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ФГК ВОУ ВО "ЯРОСЛАВСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)'

ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ВОЕННЫХ ВУЗОВ И ГРАЖДАНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ФГК ВОУ ВО "ЯРОСЛАВСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нефедов Д. В.

Данная статья посвящена вопросу педагогического обеспечения социального партнерства военных вузов и гражданских образовательных организаций, выявлению эффективности рассматриваемого процесса. Автором изучены основные теоретико-методологи-ческие подходы к определению и становлению социального партнерства. В статье описаны особенности социального партнерства военного вуза и гражданских образовательных организаций, осуществляемого посредством реализации Программы развития. В материале представлены основные направления данной программы, учитывающие выделенные критерии и показатели: уровень развития социального партнерства и образовательной среды военного вуза, а также формирование компетентностно-ориентированного образовательного результата обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нефедов Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF SOCIAL PARTNERSHIP BETWEEN A MILITARY UNIVERSITIES AND CIVILIAN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS (BY THE EXAMPLE OF YAROSLAVL HIGHER MILITARY INSTITUTE OF THE AIR DEFENSE OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

This article focuses on pedagogical support of social partnership between a military universities and civilian educational organizations and the effectiveness of the process under consideration. The author considers the main theoretical and methodological approaches to the definition and formation of social partnership. The article describes the experience of implementing social partnership between a military university and civilian educational organizations through the implementation of a Development Program. The article presents the main directions of the implementation of this program according to the selected criteria and indicators: the level of social partnership development, the development of the educational environment of a military university and the formation of students’ competence-oriented educational result.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ВОЕННЫХ ВУЗОВ И ГРАЖДАНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ФГК ВОУ ВО "ЯРОСЛАВСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 5 (104). С. 179-189. Cherepovets State University Bulletin, 2021, no. 5 (104), pp. 179-189.

Научная статья УДК 372.881.1

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-5-104-15

Практика педагогического обеспечения социального партнерства военных вузов и гражданских образовательных организаций (на примере ФГК ВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации)

Дмитрий Вячеславович Нефедов

Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны,

Ярославль, Россия,

d_nefedov82@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5029-9376

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу педагогического обеспечения социального партнерства военных вузов и гражданских образовательных организаций, выявлению эффективности рассматриваемого процесса. Автором изучены основные теоретико-методологические подходы к определению и становлению социального партнерства. В статье описаны особенности социального партнерства военного вуза и гражданских образовательных организаций, осуществляемого посредством реализации Программы развития. В материале представлены основные направления данной программы, учитывающие выделенные критерии и показатели: уровень развития социального партнерства и образовательной среды военного вуза, а также формирование компетентностно-ориентированного образовательного результата обучающихся.

Ключевые слова: педагогическое обеспечение, социальное партнерство, эффективность социального партнерства

Для цитирования: Нефедов Д. В. Практика педагогического обеспечения социального партнерства военных вузов и гражданских образовательных организаций (на примере ФГК ВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 5 (104). С. 179-189. (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-5-104-15.

The practice of pedagogical support of social partnership between a military universities and civilian educational organizations (by the example of Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense of the Ministry of Defense of the Russian Federation)

Dmitry V. Nefedov

Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense,

Yaroslavl, Russia,

d_nefedov82@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5029-9376

1 Нефедов Д. В., 2021

ISSN 1994-0637 (print)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Нефедов Д. В. Практика педагогического обеспечения НАУКИ социального партнерства военных вузов и гражданских

образовательных организаций (на примере ФГК ВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации)

Abstract. This article focuses on pedagogical support of social partnership between a military universities and civilian educational organizations and the effectiveness of the process under consideration. The author considers the main theoretical and methodological approaches to the definition and formation of social partnership. The article describes the experience of implementing social partnership between a military university and civilian educational organizations through the implementation of a Development Program. The article presents the main directions of the implementation of this program according to the selected criteria and indicators: the level of social partnership development, the development of the educational environment of a military university and the formation of students' competence-oriented educational result.

Keywords: pedagogical support, social partnership, effectiveness of social partnership For citation: Nefedov D. V. The practice of pedagogical support of social partnership between a military universities and civilian educational organizations (by the example of Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense of the Ministry of Defense of the Russian Federation). Cherepovets State University Bulletin, 2021, no. 5 (104), pp. 179-189. https://doi.org/10.23859/ 1994-0637-2021-5-104-15.

Введение

Педагогическое обеспечение социального партнерства военного вуза и гражданских образовательных организаций является актуальной исследовательской проблемой1 , поскольку эффективность и востребованность высшего образования на рынке труда зависит от его доступности, которая обеспечивается посредством создания системы партнерства с различными объектами социальной сферы: государственными органами власти, бизнес-сообществом, учреждениями культуры и проч. В настоящее время система российского образования ставит перед собой задачу трансформации субъектов образования и их интеграцию в открытые социальные образова-2

тельные системы .

Данное исследование опирается на труды таких ученых, как М. А. Бакунин, В. Г. Белинский, И. В. Гессен, Н. А. Захаров, К. Д. Кавелин, П. В. Киреевский, которые рассматривали проблемы организации социального партнерства в контексте взаимоотношения власти и общества3. Кроме того, весьма актуальны для нашей работы концептуальные положения И. Е. Городецкой, Л. М. Коновалова, А. Е. Кутей-никова, М. И. Либоракиной, С. П. Перегудова, М. Г. Флямера, В. Н. Якимца, поскольку указанные авторы рассматривают социальное партнерство как механизм организации эффективного глобального диалога и поддержания стабильности в ми-ре4. Практика и опыт внедрения социального партнерства в образовательный про-

1 Михеев В. А. Основы социального партнерства: теория и политика. Москва: Экзамен, 2001. 448 с.

2 Александрова И. А. Социальное партнерство в системе социально--трудовых отношений Российской Федерации // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 14. С. 123-125.

3 Исаенко А. П. Методический подход к прогнозированию спроса на рабочую силу // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. № 18. С. 143-146.

4 Габелко Н. Е. Социальное партнерство: основной элемент и метод социального управления обществом // Территория науки. 2015. № 4. С. 100-107.

180 ISSN 1994-0637

(print)

Нефедов Д. В. Практика педагогического обеспечения ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ социального партнерства военных вузов и гражданских НАУКИ

образовательных организаций (на примере ФГК ВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации)

цесс высшего учебного заведения и условия его эффективности составляют концептуальное ядро нашего исследования, опирающегося на научные труды В. Ю. Выбор-нова, Л. Н. Глебовой1, С. А. Иванова, Н. С. Игнатьева, И. А. Левицкой, И. М. Ремо-ренко, Ю. Г. Сафоновой2. Не представляется возможным рассмотрение педагогического обеспечения без анализа его исторических этапов становления и развития. Ис-торико-педагогическую базу нашего исследования составляют работы Н. А. Селезнева, В. И. Байденко, Н. Н. Булынского, М. Б. Гузаирова, 3. Д. Жуковской, И. А. Ив-лиевой, В. П. Панасюк, А. А. Макарова, Ю. К. Чернова, А. Н. Ярыгина и Н. А. Куле-мина3, которые изучали процессы, влияющие на формирование компетенций у выпускника, посредством анализа работы организации с широкой сетью профильных учреждений образования4. Несмотря на то что рассматриваемая проблема достаточно широко исследована с теоретической и практической точек зрения, в педагогической науке существует необходимость ее дополнительного изучения в аспекте педагогического обеспечения социального партнерства военного вуза и гражданских образовательных организаций. Анализ теоретических и практических трудов по данной тематике позволил сформулировать проблему нашего исследования: каким должно быть педагогическое обеспечение, позволяющее повысить эффективность социального партнерства военного вуза и гражданских образовательных организаций? Целью работы является обоснование содержания педагогического обеспечения указанного взаимодействия.

Основная часть

Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности педагогического обеспечения социального партнерства военного вуза с гражданскими образовательными организациями предполагает несколько этапов: констатирующий этап, целью которого является определение первоначального уровня эффективности социального партнерства; формирующий этап, подразумевающий реализацию программы социального партнерства военного вуза с гражданскими образовательными организациями, и контрольный этап, подтверждающий / опровергающий эффективность такого взаимодействия.

1 Стороженко А. Ф. Программа по формированию профессиональных компетенций педагогов в создании интерактивной среды обучения «Эффективные педагогические практики использования интерактивных технологий в дошкольном образовании». ЛитРес: Самиздат, 2017. 13 с.

2 Дахин А. Н. Педагогическое моделирование. Новосибирск: НИПКиПРО, 2005. 229 с.

3 Какушкина М. А. Реализация социально-экономических интересов общества через систему социального партнерства // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 12 (34). С. 119-123.

4 Иванов С. А., Власова Е. А. Социальное партнерство как инструмент управления стратегическим развитием муниципального образования // Новые образовательные продукты в сфере местного самоуправления / под редакцией С. Н. Юрковой. Москва: РНЦГМУ, 2003. С. 317-345.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Нефедов Д. В. Практика педагогического обеспечения НАУКИ социального партнерства военных вузов и гражданских

образовательных организаций (на примере ФГК ВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации)

Основу исследования эффективности педагогического обеспечения социального партнерства военного вуза с гражданскими образовательными организациями составили следующие диагностические методики: методика «Экспертиза образовательной среды» В. А. Ясвина (адаптированный вариант для высшего учебного заведения) и методика оценки эффективности социального партнерства вуза и гражданских образовательных организаций.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе ФГК ВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации (Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны). С 2013 по 2021 г. в исследовании приняли участие 26 представителей преподавательского состава образовательного учреждения и 53 обучающихся. В контрольную группу вошли 25 курсантов (обучающиеся по специальности

09.05.01 Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения), в экспериментальную - 28 курсантов (обучающиеся по специальности

11.05.02 Специальные радиотехнические системы).

Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны активно взаимодействует с гражданскими образовательными организациями следующих типов: кадетскими образовательными организациями, федеральными государственными образовательными организациями высшего образования и образовательными учреждениями среднего профессионального образования.

Рассмотрим результаты констатирующего эксперимента. Анализ полученных данных позволяет утверждать, что критерий устойчивости социального партнерства характеризуется наличием в структуре военного вуза и гражданских образовательных организаций от трех до пяти категорий партнеров (коэффициент 1). Масштаб взаимодействия определяется уровнем реализации социального партнерства военного вуза и гражданских образовательных организаций. В данном случае речь идет о его осуществлении на городском отраслевом уровне (коэффициент 0,1). Территориальность социального партнерства охватывает внутреннюю среду, ей соответствует коэффициент 0,5. Критерий долговременности обусловливается временным промежутком и типом взаимодействия субъектов в ходе реализации социального партнерства военного вуза и гражданских образовательных организаций. В данном случае процесс носит разовый характер и осуществляется на добровольческих началах (коэффициент 0,5).

Полученные результаты констатирующего этапа позволяют зафиксировать средний уровень развития данного процесса в Ярославском высшем военном училище противовоздушной обороны. Социальное партнерство характеризуется наличием в структуре взаимодействия от трех до пяти категорий партнеров различных типов (кадетские образовательные организации и муниципальные бюджетные образовательные организации, в рамках которых действует кадетский класс), объединенных общими целями и задачами (как стратегическими, так и оперативными). На данной ступени взаимодействия военный вуз и гражданские образовательные организации реализуют свою деятельность на областном и региональном уровнях в рамках меж-

Нефедов Д. В. Практика педагогического обеспечения ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ социального партнерства военных вузов и гражданских НАУКИ

образовательных организаций (на примере ФГК ВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации)

секторного или внутреннего сотрудничества. Социальное партнерство может осуществляться однократно на договорной основе либо на добровольческих началах.

В процессе опытно-экспериментальной работы нам было важно определить возможности и потенциал образовательной среды военного вуза. Полученные результаты свидетельствуют о слабом развитии многих ее компонентов: показатель «широта образовательной среды военного вуза», равный 0,8, демонстрирует недостаточный уровень развития таких форм работы, как экскурсии или путешествия пешком, обмен опытом с целью повышения профессиональных и практико-ориентированных компетенций, посещение учреждений культуры, а также малую открытость образовательной организации для профессионалов из других организаций и областей знания и ограниченный выбор образовательных микросред для профессорско-преподавательского состава и курсантов. Коэффициент «интенсивность образовательной среды военного вуза», равный 0,5, говорит о низкой степени использования интерактивных форм и методов работы в образовательном процессе военного вуза. Показатель «эмоциональность образовательной среды военного вуза» (коэффициент 0,9) демонстрирует невысокий уровень сформированности эмоционального и рационального компонентов. В данном случае критерий и его модальность обусловливаются низким качеством взаимоотношений в педагогическом коллективе. Коэффициент «когерентность образовательной среды военного вуза», равный 1, указывает на среднюю степень влияния образовательной среды на индивида. Показатели «активность образовательной среды военного вуза» и «устойчивость образовательной среды военного вуза» (1,2 и 1,5 соответственно) дают нам представление о социально-ориентированном созидательном потенциале и воздействии образовательной среды на социальную сферу человека. Средним уровнем развития характеризуется критерий «осознаваемость образовательной среды военного вуза» (коэффициент 2,38), данный факт свидетельствует о сознательном участии в образовательной среде вуза всех субъектов профессионального образования. Показатель «обобщенность образовательной среды военного вуза», равный 2,2, указывает на высокую степень координации действий и сплоченность всех участников образовательного процесса. «Мобильность образовательной среды военного вуза» (коэффициент 3,5) обусловливается высоким качеством практических и лекционных занятий, их мобильностью и гибкостью, новизной и актуальностью учебного материала, включением рефлексии, использованием исследовательских и проектных форм взаимодействия педагога и обучающихся.

Кроме того, полученные результаты говорят о необходимости организации определенных педагогических условий с целью оптимального развития компонентов образовательной среды военного вуза. Отметим, что низкие показатели некоторых из них (например, «широта» и «интенсивность») связаны непосредственно с особенностью и спецификой организации учебно-воспитательного процесса.

Итоги констатирующего эксперимента послужили основой для формирующего этапа исследования, суть которого состояла в реализации программы социального партнерства военного вуза с гражданскими образовательными организациями. Цель

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Нефедов Д. В. Практика педагогического обеспечения НАУКИ социального партнерства военных вузов и гражданских

образовательных организаций (на примере ФГК ВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации)

программы - определить приоритетные направления, инновационные технологии, формы и методы, оптимальный ресурсный фонд для обеспечения эффективного социального партнерства ФГК ВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации и гражданских образовательных организаций. Результатом реализации данной программы должна стать модернизация управленческого менеджмента образовательной среды и обеспечение педагогических условий для эффективного социального партнерства образовательных учреждений. Содержание программы предусматривает несколько направлений деятельности. Рассмотрим более подробно каждое из них.

1. Профессиональное самоопределение обучающихся в области военного образования реализуется посредством информирования (преподавательского состава, обучающихся, абитуриентов и их законных представителей) с целью формирования у сотрудников и курсантов целостного понимания федеральных государственных стандартов профессионального образования в военном вузе; структурного и содержательного компонентов военных специальностей; нормативных требований к абитуриенту в зависимости от направления подготовки и специальности; форм и условий поступления; квалификационных требований к будущему специалисту; методик и технологий работы с обучающимися военного вуза, а также условий обучения и проживания в период получения высшего профессионального образования и проч.

2. Военно-патриотическое воспитание молодежи, осуществляемое посредством реализации потенциала обучения (образовательного и воспитательного), подразумевает решение следующих задач: расширение возможностей профильного обучения в кадетских классах с целью дифференциации и индивидуализации образовательных возможностей личности; педагогическое обеспечение интегрирования содержательного компонента образования и индивидуально-типологического направления личности обучающегося; систематизация и внедрение опыта военно-профессиональной деятельности в образовательный процесс кадетского класса; создание системы контроля развития знаний, умений и навыков у обучающихся как стратегии формирования готовности к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Реализация образовательного потенциала в рамках кадетского класса осуществляется систематически с применением таких форм работы, как факультативные и элективные курсы (дисциплины военно-патриотической и военно-профессиональной направленности) с применением лекционных, практических и лабораторных занятий, дискуссий и экскурсий. Кроме того, конференции, посвященные военной тематике, научно-исследовательские и опытно-экспериментальные секции, коллективная творческая деятельность и малые формы работы (военные игры, стрельбы, тактические учения, ориентирование на местности, походы, поиски и др.) также весьма эффективны.

Реализации воспитательного потенциала способствуют интеграция пропедевтики военной службы и процесса профессионально-личностного самоопределения обучающегося; расширение форм военно-патриотического воспитания кадетов; формирование военно-патриотического мировоззрения и качеств, необходимых для освое-

Нефедов Д. В. Практика педагогического обеспечения ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ социального партнерства военных вузов и гражданских НАУКИ

образовательных организаций (на примере ФГК ВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации)

ния военной профессии; создание устойчивого позитивного представления о военной службе и ее социальной значимости для страны и мира.

3. Профессиональная переподготовка обучающихся военного вуза - направление, в рамках которого осуществляются несколько образовательных программ: «Цифровой дизайн при создании личного бренда специалиста», «Разработка мобильного приложения в среде MIT App Inventor» и «Основы конфигурирования операционной системы Windows 10 для персонального использования», разработанных и утвержденных Ярославским техническим университетом.

После реализации программы развития социального партнерства нами был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы, его цель состояла в определении эффективности социального партнерства военного вуза и гражданских образовательных организаций.

Согласно полученным результатам, критерий устойчивости социального партнерства продемонстрировал положительную динамику (увеличение на 0,5). Рост показателя уровневого распространения свидетельствует о том, что социальное партнерство осуществляется на городском, отраслевом, региональном, областном и федеральном уровнях (увеличение на 1,4). Территориальность социального партнерства, захватывающая внутреннюю среду, соответствует коэффициенту 1,5, что также говорит о положительной динамике (увеличение на 1). Критерий долговременности определяется временным промежутком и типом взаимодействия субъектов в ходе реализации социального партнерства военного вуза и гражданских образовательных организаций (увеличение на 1). Полученные результаты констатирующего этапа эксперимента в рамках выявления уровня социального партнерства позволяют зафиксировать положительную динамику и существенный рост всех значений (общее увеличение показателей составляет 4,01).

В данном случае социальное партнерство характеризуется наличием в его структуре широкой сети субъектов взаимодействия различных типов и категорий для достижения общих целей и решения задач (как стратегических, так и оперативных). Образовательные организации осуществляют свою деятельность на городском, отраслевом, областном, региональном и федеральном уровнях в рамках внутреннего и межсекторного сотрудничества. Социальное партнерство базируется на долгосрочном и систематическом взаимодействии всех субъектов и закрепляется договорными обязательствами.

Качественный анализ изменений образовательной среды военного вуза осуществлялся с точки зрения изменений, произошедших за текущий период преобразований или находящихся на этапе разработки и практического воплощения. Положительной динамикой характеризуется компонент «широта образовательной среды военного вуза», преобразования которого связаны с реализацией и внедрением в педагогическую работу экскурсий и поездок курсантов в другие города. Кроме того, в рамках данного элемента среды реализуется программа постоянного двустороннего сотрудничества с отечественными вузами (стажировка). Показатель «интенсивность образовательной среды военного вуза» вырос в связи с тем, что в учебный процесс

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Нефедов Д. В. Практика педагогического обеспечения НАУКИ социального партнерства военных вузов и гражданских

образовательных организаций (на примере ФГК ВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации)

была внедрена программа с углубленным изучением педагогики и психологии. Компонент «осознаваемость образовательной среды военного вуза» также претерпел значительные изменения: на сегодняшний день разрабатывается положение о постоянном общественном объединении «Совет выпускников», оказывающем содействие развитию вуза; повысилась активность и инициативность сотрудников - многие педагоги не жалеют времени и сил для развития высшего учебного заведения, в котором они работают. Положительная динамика характерна для компонента «обобщенность образовательной среды военного вуза». Ее обусловливает тот факт, что в результате целенаправленной работы с коллективом педагоги осознанно реализуют единую образовательную стратегию, следуют ее основным ориентирам. Положительные изменения по критерию «эмоциональность образовательной среды военного вуза» связаны прежде всего с тем, что неформальная обстановка проведения советов, совещаний, оказавшая благоприятное воздействие на участников данных мероприятий (комфортные условия и свобода выражения эмоций), стала главным фактором роста данного показателя. Курсанты ощущают сопереживание и поддержку педагогов в случае своих успехов и неудач, связанных с образовательным процессом. Периодически проводятся выставки творческих работ и достижений курсантов.

Поскольку вуз стал рассматриваться большинством педагогов в качестве важнейшей сферы профессионального становления, положительная динамика отмечается по критерию «доминантность образовательной среды военного вуза». Несмотря на то что вуз не является для большинства курсантов центром социальной реализации, студенческая жизнь все-таки представляет для них одну из важнейших ценностей. Родители гордятся, что их дети учатся именно в данном образовательном учреждении, многие ради этого изменили место жительства. Компонент «когерентность образовательной среды военного вуза» остался без изменения. Показатель критерия «социальная активность образовательной среды военного вуза» вырос в связи с тем, что вуз стал методическим центром, распространяющим свой опыт работы (программы, методики) на другие образовательные организации.

Положительная динамика по такому критерию, как «мобильность образовательной среды военного вуза», обусловлена тем, что образовательный процесс получил ориентацию не только на академическую и профессиональную подготовку курсантов, но и на развитие их функциональной грамотности (лингвистической, коммуникативной, компьютерной, валеологической и т. д.), на их личностное развитие и саморазвитие. Показатель «устойчивость образовательной среды военного вуза» остался неизменным.

Все вышесказанное свидетельствует об эффективности реализованной программы развития.

Выводы

Исследование эффективности педагогического обеспечения социального партнерства военного вуза и образовательных организаций определяется рядом педагогических условий: систематизирующим и координирующим центром социального

Нефедов Д. В. Практика педагогического обеспечения ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ социального партнерства военных вузов и гражданских НАУКИ

образовательных организаций (на примере ФГК ВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации)

партнерства, направленного на осуществление взаимовыгодной образовательной и учебно-воспитательной деятельности, требующей инициативы от каждого из субъектов, выступает военный вуз; социальное партнерство является фактором развития образовательной среды его участников, обеспечивающим формирование компетент-ностно-ориентированного образовательного результата обучающихся; социальное партнерство военного вуза и гражданских образовательных организаций осуществляется посредством реализации программы, направленной на расширение сети социальных партнеров, систематизацию договорных отношений между ними и преобразование содержательного компонента образовательного и учебно-воспитательного процесса среды.

Анализ компонентов образовательной среды ФГК ВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» свидетельствует об общей положительной динамике развития социального партнерства, характеризующегося наличием в его структуре широкой сети субъектов взаимодействия различных типов и категорий для достижения общих целей и решения задач (как стратегических, так и оперативных). Образовательные организации осуществляют свою деятельность на городском, отраслевом, областном, региональном и федеральном уровнях в рамках внутреннего и межсекторного сотрудничества. Разработанная программа развития социального партнерства военного вуза и гражданских образовательных организации доказала свою эффективность.

Результаты исследования могут послужить базой для дальнейшей научной работы в данном направлении, помочь практикующим педагогам в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения, а также в ходе прохождения переподготовки в институтах повышения квалификации. Кроме того, итоги исследования легли в основу методических семинаров для педагогического коллектива общеобразовательных организаций.

Список источников

Александрова И. А. Социальное партнерство в системе социально-трудовых отношений Российской Федерации // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 14. С. 123-125.

Габелко Н. Е. Социальное партнерство: основной элемент и метод социального управления обществом // Территория науки. 2015. № 4. С. 100-107.

Дахин А. Н. Педагогическое моделирование. Новосибирск: НИПКиПРО, 2005. 229 с.

Иванов С. А., Власова Е. А. Социальное партнерство как инструмент управления стратегическим развитием муниципального образования // Новые образовательные продукты в сфере местного самоуправления / под редакцией С. Н. Юрковой. Москва: РНЦГМУ, 2003. С. 317-345.

Исаенко А. П. Методический подход к прогнозированию спроса на рабочую силу // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. № 18. С. 143-146.

Какушкина М. А. Реализация социально-экономических интересов общества через систему социального партнерства // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 12 (34). С. 119-123.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Нефедов Д. В. Практика педагогического обеспечения НАУКИ социального партнерства военных вузов и гражданских

образовательных организаций (на примере ФГК ВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации)

Левицкая И. А. Социально-образовательное партнерство в современных социокультурных условиях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 10. С. 250-253. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoobrazovatelnoe-partnerstvo-v-ovremen-nyh-sotsiokultumyh-usloviyah (дата обращения: 17.02.2021).

Михеев В. А. Основы социального партнерства: теория и политика. Москва: Экзамен, 2001. 448 с.

Стороженко А. Ф. Программа по формированию профессиональных компетенций педагогов в создании интерактивной среды обучения «Эффективные педагогические практики использования интерактивных технологий в дошкольном образовании». ЛитРес: Самиздат, 2017. 13 с.

References

Aleksandrova I. A. Sotsial'noe partnerstvo v sisteme sotsial'no-trudovykh otnoshenii Rossiiskoi Federatsii [Social partnership in the system of the social-labour relations of the Russian Federation]. VestnikBuriatskogo gosudarstvennogo universiteta [The Buryat State University Bulletin], 2010, no. 14, pp. 123-125.

Gabelko N. E. Sotsial'noe partnerstvo: osnovnoi element i metod sotsial'nogo upravleniia ob-shchestvom [Social partnership: basic element and method of social management of society]. Terri-toriia nauki [Territory of science], 2015, no. 4, pp. 100-107.

Dakhin A. N. Pedagogicheskoe modelirovanie [Pedagogical modeling]. Novosibirsk: NIPKiPRO, 2005. 229 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ivanov S. A., Vlasova E. A. Sotsial'noe partnerstvo kak instrument upravleniia strategicheskim razvitiem munitsipal'nogo obrazovaniia [Social partnership as a tool for managing the strategic development of the municipality]. Novye obrazovatel'nye produkty v sfere mestnogo samoupravleniia [New educational products in the field of local self-government; ed. by S. N. Iurkova]. Moscow: RNTsGMU, 2003, pp. 317-345.

Isaenko A. P. Metodicheskii podkhod k prognozirovaniiu sprosa na rabochuiu silu [Methodological approach to labour demand forecasting]. Prioritetnye nauchnye napravleniia: ot teorii kpraktike [Scientific priorities: from theory to practice], 2015, no. 18, pp. 143-146.

Kakushkina M. A. Realizatsiia sotsial'no-ekonomicheskikh interesov obshchestva cherez sistemu sotsial'nogo partnerstva [Realization of social and economic interests of society through the system of social partnership]. Sotsial'no-ekonomicheskie iavleniia iprotsessy [Social-Economic Phenomena and Processes], 2011, no. 12 (34), pp. 119-123.

Levitskaia I. A. Sotsial'no-obrazovatel'noe partnerstvo v sovremennykh sotsiokul'turnykh uslovi-iakh [Social and educational partnership in modern socio-cultural conditions]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Topical problems of humanitarian and natural sciences], 2012, no. 10, pp. 250-253. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoobrazovatelnoe-partnerstvo-v-ovremennyh-sotsiokulturnyh-usloviyah (accessed: 17.02.2021).

Mikheev V. A. Osnovy sotsial'nogo partnerstva: teoriia i politika [The foundations of social partnership: theory and politics]. Moscow: Ekzamen, 2001. 448 p.

Novikov P. N., Pokhvoshchev V. A. Metodicheskie osnovy prognozirovaniia professional'no-kvalifikatsionnoi struktury sprosa na rabochuiu silu [Methodological foundations for forecasting the vocational and qualification structure of labor demand]. Moscow: FSZ Rossii (RUTs), 1995. 286 p.

Storozhenko A. F. Programma po formirovaniiu professional'nykh kompetentsii pedagogov v sozdanii interaktivnoi sredy obucheniia "Effektivnye pedagogicheskie praktiki ispol'zovaniia inter-aktivnykh tekhnologii v doshkol'nom obrazovanii" [The program on the formation of teachers' pro-

Нефедов Д. В. Практика педагогического обеспечения ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ социального партнерства военных вузов и гражданских НАУКИ

образовательных организаций (на примере ФГК ВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации)

fessional competencies in the development of an interactive learning environment "Effective pedagogical practices of applying interactive technologies in preschool education"]. LitRes: Samizdat, 2017. 13 p.

Сведения об авторах

Дмитрий Вячеславович Нефедов - старший преподаватель; https://orcid.org/0000-0002-5029-9376, d_nefedov82@mail.ru, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны (д. 28, пр-т Московский, 150001 г. Ярославль, Россия); Dmitry V. Nefedov - Senior Lecturer; https://orcid.org/0000-0002-5029-9376, d_nefedov82@mail.ru, Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense, (28, Moskovskiy pr., 150001 Yaroslavl, Russia).

Статья поступила в редакцию 19.04.2021; одобрена после рецензирования 17.05.2021; принята к публикации 28.05.2021.

The article was submitted 19.04.2021; Approved after reviewing 17.05.2021; Accepted for publication 28.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.