Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ'

ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЫТ / США / ЯПОНИЯ / АВСТРАЛИЯ / ЦЕНА / ЗАКУПКА / БЮДЖЕТ / EXPERIENCE / USA / JAPAN / AUSTRALIA / PRICE / PURCHASE / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов С.А., Висмурадов А.А.

Любое государство как общественный институт, а также как субъект экономики, права и общественной жизни имеет огромное значение, и Россия не является исключением. С учетом богатой российской истории, большое значение имеют вопросы, связанные с осуществлением государственных закупок. В данном исследовании рассмотрен опыт осуществления государственных и муниципальных закупок наиболее в развитых странах, проведен сравнительный анализ с Россией, и обоснована возможность перенять данный опыт для России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT PRACTICES IN DEVELOPED COUNTRIES

Any state as a public institution, as well as a subject of the economy, law and public life, is of great importance, and Russia is no exception. Given the rich Russian history, issues related to public procurement are of great importance. This study examined the experience of state and municipal procurement in the most developed countries, conducted a comparative analysis with Russia, and justified the possibility of adopting this experience for Russia.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ»

ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ЗАКУПОК В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

С.А. Курбанов, канд. экон. наук, доцент А.А. Висмурадов, магистрант Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10932

Аннотация. Любое государство как общественный институт, а также как субъект экономики, права и общественной жизни имеет огромное значение, и Россия не является исключением. С учетом богатой российской истории, большое значение имеют вопросы, связанные с осуществлением государственных закупок. В данном исследовании рассмотрен опыт осуществления государственных и муниципальных закупок наиболее в развитых странах, проведен сравнительный анализ с Россией, и обоснована возможность перенять данный опыт для России.

Ключевые слова: опыт, США, Япония, Австралия, цена, закупка, бюджет.

Чтобы соответствовать постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, особенностям правовых систем и законодательством, система государственных закупок должна постоянно развиваться и совершенствоваться: решать текущие проблемы, устранять разногласия и внедрять инновации, в том числе по опыту более развитых стран.

Рассмотрим более подробно опыт осуществления государственных и муниципальных закупок в развитых странах.

В США первый закон, регламентирующий государственные закупки был принят в 1792 году. На данный момент система реализуется независимым агентством -Администрацией общих служб, которая приобретает крупные партии товара по средствам конкурсов на основе заявок министерств и ведомств. Достоинство такой системы заключается в том, что, во-первых, размещая одну крупную закупку за одни раз существенно экономятся бюджетные средства, а во-вторых, когда за закупку отвечает одно ведомство, это исключает всевозможные ошибки при размещении множества мелких закупок. Тогда как в России каждый заказчик действует самостоятельно, что влечет более крупные расходы и не исключает наличие ошибок по размещению в большей части [1, 2].

В США существует 2 основных акта, регулирующих систему государственных закупок, это «Правила закупок для федеральных нужд» и «Правила закупок для нужд обороны», которые дополняют основные правила. Вопросами регулирования в данной сфере занималось министерство финансов и обороны. Данные акты схожи с российской практикой, однако имеют ряд отличительных черт. Правила помимо основных положений о проведении закупок содержат типовые контракты, которые четко регламентированы. С поставщиком, победившим в закупке, заключается контракт именно в той форме, которая четко регламентирована в правилах. В России же, контракты не имеют четкой структуры, при заключении контракта размешается рамочный договор, который согласовывается с победителем перед подписанием.

Еще одной отличительной чертой проведения государственных закупок является то, что в России до участия в государственных торгах допускаются любые юридические, физические лица и индивидуальные предприниматели, способные исполнить государственный контракт на условиях, изложенных в конкурсной документации и в соответствии с техническим заданием. В США же к государственным закупкам допускаются только те участники, которые прошли специальную регист-

рацию в качестве поставщика для государственных нужд [3].

На основе упомянутых норм базируются закупки стран Евразийского союза. В странах ЕС государственные закупки проводятся на основе двух систем: централизованной и распределительной.

Централизованная модель схожа с моделью США, при применении такой системы создается своеобразный закупочный центр, куда стекаются закупки от подразделений.

Распределительная характерна тем, что каждая компания, министерство или департамент, для удовлетворения собственных нужд проводит закупки самостоятельно. Для этого в их структуре создаются специализированные закупочные отделы.

Плюсы и минусы применяемых моделей очевидны: централизованная менее затратная, но не может учитывать индивидуальные потребности разных заказчиков, при заказе товаров или услуг, распределительная в свою очередь очень гибкая, что позволяет учитывать все нюансы, однако, во много раз затратнее централизованной.

В Японии проводят тендеры трех видов:

Первый вид - открытые тендеры: организация публично объявляет о намерении провести закупку на поставку товара, выполнения работ или оказания услуг и приглашает к участию квалифицированных поставщиков, контракт заключается с поставщиком, предложившим наименьшую цену.

Второй вид - выборочные тендеры: организация объявляет о приеме заявок на допуск к участию в тендере. После анализа заявок отбираются претенденты, которые наибольшим образом подходят для выполнения соответствующего контракта, побеждает тот претендент, из выбранных заказчиком, чья предложенная цена окажется наименьшей. Такого рода тендеры проводятся, когда применение открытого тендера нецелесообразно в связи с узким кругом возможных претендентов в силу природы контракта или, когда его предмет составляет государственную тайну.

Третий вид - единоличные тендеры, или как в России называются подобные

тендеры - закупки у единственного поставщика. Заказчикам разрешается в ограниченном количестве или в порядке исключения заключить контракт с определенным поставщиком без проведения конкурсной процедуры. Такие закупки проводятся в случае, когда стоимость контракта составляет небольшую сумму, предмет контракта составляет государственную тайну или контракт заключается на территории иностранного государства.

Формально в Японии провозглашен равный доступ к тендерам как местных, так и иностранных организации. Законодательные акты не содержат требований к национальному режиму или положений о предоставлении преимуществ местным организациям или товарам, как это сделано в России. Однако система допуска к тендерам только квалифицированных организаций, заметно сокращает шансы на участие в японских тендерах иностранных организаций.

Особый интерес для изучения вызывает особенности системы государственных закупок в Австралии, в связи с ее обособленностью и удаленностью от развитых стран Европы, Америки, Японии и России. Однако, это не значит, что в такой системе отсутствует бюрократическая составляющая. В обороте существует большое количество шаблонной документации, причем как рекомендательной, так и обязательной. В зависимости от типа и предмета закупки заказчики должны в первую очередь прибегать к обязательной стандартной документации, в случае если таковой не находится обращаются к рекомендательной, но, если и среди этой базы не находится подходящих шаблонов заказчик вправе сформировать свою документацию на базе рекомендательных документов.

В Австралии очень низки уровень коррумпированности государственных закупок, во многом благодаря открытости и прозрачности процедур проведения тендеров с момента планирования до исполнения работ. В Австралии так же, как и в других странах существуют закрытые торги, в основном это торги военного назначения, которыми занимается государство.

Подытожив опыт развитых стран упомянутых выше, можно сделать вывод, что страны в основном делятся на страны с централизованной и децентрализованной системой государственных закупок.

Существует и третья система - смешанная, которая применяется в странах ЕС. Такая система содержит в себе и централизованный метод и смешанный в зависимости от вида и предмета закупки. Такая система на данный момент, считается самой успешной, так как использует преимущества централизованной и децентра-

лизованной системы, в зависимости от ситуации и исключает недостатки применения только одной из систем.

Таким образом, на основе изучения проблем системы государственных закупок в России и сравнении с государственными закупками зарубежных стран, можно сделать вывод о том, что Российская система имеет множество серьезных проблем и недостатков, которая требует детальной проработки законодательной базы и оптимизации с учетом современных требований и зарубежного опыта.

Библиографический список

1. Васильев М.И. О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения // Налоговый вестник. - 2013. - №6. - С. 15.

2. Гуляев Г.Ю. Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования // Экономика и социум. - 2016. - №5.

3. Голубева С.С. Значение, проблемы и перспективы развития антимонопольной политики в Российской Федерации // Журнал NovaUm.Ru. - 2017. - №10. - С. 140-143.

STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT PRACTICES IN DEVELOPED

COUNTRIES

S.A. Kurbanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.A. Vismuradov, Graduate Student Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. Any state as a public institution, as well as a subject of the economy, law and public life, is of great importance, and Russia is no exception. Given the rich Russian history, issues related to public procurement are of great importance. This study examined the experience of state and municipal procurement in the most developed countries, conducted a comparative analysis with Russia, andjustified the possibility of adopting this experience for Russia. Keywords: experience, USA, Japan, Australia, price, purchase, budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.