Научная статья на тему 'Опыт зарубежных стран в сфере организации государственных закупок сельскохозяйственной продукции'

Опыт зарубежных стран в сфере организации государственных закупок сельскохозяйственной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
764
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PUBLIC PROCUREMENT / COMPETITIVE BIDDING / REGULATION / AGRICULTURAL PRODUCTION / ECONOMIC-LEGAL MECHANISM / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОНКУРСНЫЕ ТОРГИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чупина Ирина Павловна

В статье приведен анализ механизма государственных закупок сельскохозяйственной продукции. Исследован опыт зарубежных стран в сфере организации государственных закупок сельскохозяйственной продукции. Отмечается необходимость в формировании государственных продовольственных фондов при разных схемах реализации контрактов, позволяющих осуществлять борьбу с коррупцией со стороны сельскохозяйственных производителей и их кооперативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of foreign countries in the sphere of state procurement of agricultural products

In article the analysis of mechanism of state procurement of agricultural products. Studied the experience of foreign countries in the sphere of state procurement of agricultural products. There is a need for the formation of the state food funds in different schemes of realization of the contracts, allowing to carry out the fight against corruption on the part of agricultural producers and their cooperatives.

Текст научной работы на тему «Опыт зарубежных стран в сфере организации государственных закупок сельскохозяйственной продукции»

one party gains corresponds exactly to what the other party loses. The negotiation must represent a win-win goal for both sides, i. e. must be a variable sum because the interests are many and the satisfaction of both parties is possible with different priorities.

Negotiating activity requires taking decisions in situations of uncertainty that should be limited, so unforeseen and unpredictable urge parties to modify and update several times its position at all stages of the negotiation, which then becomes strategic, situational since the parties change and update their targets.

The strategic action is thus governed by interdependence, albeit only potential. This mutual dependence is connected to the alternatives available to the opposing party, to get the same performance, and value that is

recognized in the latter. Bargaining power, and therefore as said the dependence of counterpart, is directly proportional to the value of the benefit and inversely proportional to the number and availability of alternatives.

In conclusion, with all these premises, we can say that to be competitive in the market, a company must be able to invest in research, because research means innovation and development, and so creating value and customer satisfaction goals. Research means, however, take risks and therefore the company cannot but consider the external environment which, as we have seen, can run to his aid and in his support but also must consider the conflict of the internal environment that must then be managed via the negotiation strategy.

D OI: http://dx.doi.org/10.20534/EJEMS-17-2-107-111

Chupina Irina Pavlovna, Doctor of economic Sciences, Professor of the Ural state agricultural University E-mail: [email protected]

The experience of foreign countries in the sphere of state procurement of agricultural products

Abstract: In article the analysis of mechanism of state procurement of agricultural products. Studied the experience of foreign countries in the sphere of state procurement of agricultural products. There is a need for the formation of the state food funds in different schemes of realization of the contracts, allowing to carry out the fight against corruption on the part of agricultural producers and their cooperatives.

Keywords: public procurement, competitive bidding, regulation, agricultural production, economic-legal mechanism.

Чупина Ирина Павловна Доктор экономических наук, профессор Уральского государственного аграрного университета E-mail: [email protected]

Опыт зарубежных стран в сфере организации государственных закупок сельскохозяйственной продукции

Аннотация: В статье приведен анализ механизма государственных закупок сельскохозяйственной продукции. Исследован опыт зарубежных стран в сфере организации государственных закупок сельскохозяйственной продукции. Отмечается необходимость в формировании государственных продовольственных фондов при разных схемах реализации контрактов, позволяющих осуществлять борьбу с коррупцией со стороны сельскохозяйственных производителей и их кооперативов.

Ключевые слова: государственные закупки, конкурсные торги, правовое регулирование, сельскохозяйственная продукция, экономико-правовой механизм.

Рассматривая механизм государственных закупок сельскохозяйственной продукции, нужно отметить, что для России подходит более всего опыт тех стран, в которых сельское хозяйство находится под опекой государства. Закупая продукцию у фермеров, в основном на конкурсной основе, по минимальным ценам, государство компенсирует им возможные убытки необходимой техникой и другими материально — техническими ресурсами. У фермеров фактически нет проблем с реализацией произведенной продукции и приобретением технических средств, за исключением некоторых марок и моделей. К таким странам можно отнести, например, Канаду, Австралию и Новую Зеландию [1].

Используя конкурсные методы государственных закупок на электронной основе, и осуществляя строгий финансовый контроль, регулируемый соответствующим законодательством, находясь в тесном сотрудничестве на уровне межправительственных соглашений, эти страны занимают лидирующее положение в мире по применению крупномасштабных закрытых тендеров. Государственные закупки продукции осуществляются на основе созданной собственной электронной системы.

Хотя и в этих странах действуют общегосударственные рекомендации по конкурсным торгам и контрактам, в каждом штате имеются свои нормативные документы по регулированию государственных закупок. Государственные закупочные организации должны придерживаться общепринятых в мировой практике принципов (открытость и эффективность конкуренции, добросовестная отчетность, достижение высокой конкуренции производимой продукции).

Зависимость экономики Австралии и Новой Зеландии от транснациональных монополий не позволяет в полной мере реализовать механизм государственных закупок, за исключением агропродо-вольственной продукции. Но и в аграрном секторе приходится противостоять демпингу со стороны иностранных поставщиков, особенно при функционировании в условиях ВТО. Такие проявления отслеживаются правительственными агентствами, которые осуществляют контроль за тем, чтобы местным поставщикам были предоставлены справедливые возможности участия в конкурсе. Особенно это требование распространяется на штаты, где они менее освоены и их развитие ниже других территорий [2].

Исследуя опыт зарубежных стран в сфере организации государственных закупок сельскохозяйствен-

ной продукции, необходимо отметить, что довольно не простой является процедура получения статуса уполномоченного поставщика. Для этого необходимо пройти три инстанции: управление тендеров и контрактации Министерства финансов, а также администрирования содружества. Оценка поставщиков осуществляется по следующим показателям: благоприятные отзывы клиентов; соответствие товаров и услуг согласованным стандартам; критерии отраслевого развития (для информационных технологий и оргтехники); финансовая устойчивость; соответствие требованиям государственной политики; согласие с правилами статуса уполномоченного поставщика.

Только после прохождения такого своеобразного тестирования поставщик приобретает право заключения контракта с государственным покупателем, при условии его устойчивого финансового состояния. При этом его оценка производится финансовыми аналитиками правительства на основе австралийского законодательства.

Следует отметить, что изложенная процедура отбора уполномоченных поставщиков в лице аграрных корпораций может быть использована и в России. Однако для этого необходимо, на наш взгляд, соблюдать условие — подбор поставщиков целесообразно проводить из сельскохозяйственных кооперативов цивилизованного образца, как защищающих интересы аграриев.

Значительное внимание в Австралии и Новой Зеландии уделяется развитию системы экономической безопасности, которая включает следующие элементы планирования: определение конкретных целей защиты окружающей среды; перечень экологических вопросов и воздействий, связанных с выполнением подрядных работ; документацию о предпринимаемых мерах, подлежащих одобрению соответствующего ведомства и отвечающих требованиям тендерной документации; четное определение ответственности подрядчика и субподрядчиков в области охраны окружающей среды.

Закупка продукции для государственных нужд осуществляется в условиях максимальной открытости, в частности по приглашению участия в тендерах через электронную почту. На зерновом рынке Австралии действует прозрачная система отношений между производителями и потребителями, базирующихся на довольно стабильных условиях их экономического взаимодействия: зерновые брокеры за свои услуги получают только 10 долларов с тонны зерна,

примерно 20 долларов идет на транспортировку зерна, цена хранения составляет примерно 30-40 долларов за тонну. Фермеры получают около 300 долларов за тонну. На зерновом рынке в Австралии активно работают ассоциации производителей зерна в регионах и их объединениях. Управление имеет свои зернохранилища, зерновые терминалы в портах, оно покупает у фермеров пшеницу по гарантированной цене и далее самостоятельно осуществляет ее сбыт на внешнем рынке. Накопления, образующиеся в годы высокой конъюнктуры, идут на покрытие убытков, возникающих при падении цены на мировом рынке по сравнению с гарантированной. Позднее правительство Австралии приняло решение расширить рынок и улучшить конкурентную среду. В настоящее время на внутреннем рынке Австралии доминируют три крупных зерновых оператора — Grain Corp, Viterra и CBH Group. В их собственности находится большая часть из 20 зерновых экспортных портов, а также зерновых элеваторов страны [5].

В связи с участившимися природными катаклизмами, экономическим кризисом и ростом населения в большинстве стран возникает важная проблема увеличения государственных запасов зерна, включая его страховой фонд, как это уже давно практикуется в ряде зарубежных стран. Например, в странах ЕС и Китае они достигают около 20%, в Канаде - более 40%, в США объем резервного фонда зерна определяется государством в размере 12-15% от валового сбора фуражного зерна и 18-20% зерна пшеницы [4].

Из опыта США нужно отметить следующее. В США в основном централизованная система закупок. Закупки осуществляет Управление общих услуг. На основе заявок от министерств УОУ организует крупные оптовые закупки, используя конкурсные процедуры, особенно тендеры. Хранение товаров осуществляется на складах управления общих услуг и затем они перепродаются заказчикам по оптовой цене с удержанием небольшого процента, направляемого на обеспечение жизнедеятельности управления.

Важное значение придается мониторингу федеральных закупок, выполнение функций которого возможно на управлении федеральной закупочной политики. При этом координация в области политики осуществляется Советом по регулированию федеральных закупок. Законодательной основой системы государственных закупок в США являются правила закупок[3].

Основные принципы управления системой государственных закупок в США следующие: достижение

справедливости (равноправное участие подрядчиков в конкуренции на госзаказ); соблюдение честности и борьба с коррупцией при государственных закупках; экономия и эффективность (обеспечение качества товаров при их закупке, низкие цены и минимальные затраты).

К основным достоинствам американской информационной системы можно отнести следующее: обеспечивает оперативность и точность предоставления конгрессу, администрации президента, федеральным ведомствам и частному сектору данных о состоянии дел в контрактной системе на закупки продукции для государственных нужд; позволяет получить сведения по федеральным закупкам и потребности в ресурсах. Недостатки системы: неполное представление данных отдельными федеральными ведомствами; недостаточная активность использования информационных ресурсов со стороны властных органов и населения; недостаточная информационная совместимость между звеньями системы.

Если рассматривать из опыта Европейского союза, то особенности организации государственных закупок заключаются в следующем:

1) размещение госзаказов регламентируется в зависимости от объемов по трем уровням законодательства - международным, в рамках ЕС и национальным;

2) при заключении контрактов на поставки продукции для государственных и общественных нужд учитываются социальные цели, реализуемые в социальных программах (правильный выбор поставщиков, требования по условиям работы, исключение из числа поставщиков тех, которые не соответствуют законодательству, использование совокупности социальных критериев, включая экологические);

3) обязательность соблюдения целей законодательного характера.

В ЕС используются в основном две модели государственных закупок: децентрализованная и централизованная. Распределение моделей проводится в департаментах и министерствах в соответствии с необходимостью в закупках. Для централизованной модели характерно создание закупочного центра, в котором концентрируются заявки на закупки. Данная модель обеспечивает низкие цены, используя большие объемы оптовых закупок. Однако при этом утрачивается гибкость в проведении закупочных операций. В условиях ЕС используются обе модели, когда общее руководство закупками выполняет министерство финансов или экономики (планирование, контроль, регу-

лирование), а непосредственно закупками занимаются специализированные закупочные отделы. Лучшей закупочной процедурой считаются конкурсы (тендеры), которые используют большинство стран, реализуя следующие основные принципы: прозрачность, подотчетность и соблюдение процедур, открытость и эффективность конкуренции, справедливость [8].

Далее рассмотрим опыт Германии по ограничению в сфере государственных закупок. В Германии система контроля включает две инстанции: апелляционную (в форме независимого учреждения) и судебную (в форме судебного органа). Принимаемое решение о размещении госзаказа может быть оспорено в судебном исполнении, причем в ускоренном порядке рассмотрения жалоб, направляемых заказчику. Большое значение при этом имеют предложения общественной организации экспертов и ученых «Форум госзаказа», дающих свои предложения правительству. Особенно это касается двух недостатков в сложившемся механизме госзаказа: уход от дополнительных обязательств, прописанных в соответствующем положении, и проявление действий недобросовестной конкуренции, а также подкупа представителей заказчика. Для предотвращения этих проявлений в государственных учреждениях назначаются независимые лица, которые не могут быть уволены. Их работа по размещению госзаказов контролируется органами надзора и счетной палатой [6].

В мировой практике применяются следующие виды торгов: на поставку товаров (при закупке в основном промышленной продукции); на выполнение работ (для выполнения строительных и строительно — монтажных работ); на оказание услуг (в случаях привлечения квалифицированных специалистов — консультантов для выполнения различных проектов). Основными критериями отбора претендентов на победителя торга являются цена и качество продукции или выполнения услуг.

Зарубежный опыт электронных закупок состоит в том, что использование интернет — технологий позволяет:

- сократить время на подготовку известных документов на конкурсные торги;

- повысить численность поставщиков продукции и упростить процедуру участия в конкурсах;

- снизить потери бюджетных средств и продукции, возникающие из - за коррупции в сфере государственных закупок.

В ряде стран (Канада, Австралия, Саудовская Аравия и других) перешли на так называемую систему «электронного правительства» для более эффективного взаимодействия поставщиков, подрядчиков и непосредственно правительства. При этом деятельность «электронного правительства» осуществляется с учетом следующих факторов: развитие коммерции, включая электронную; готовность законодательства; структура экономики по формам собственности; уровень развития интернет — технологий [7].

Если исходить из отечественного опыта продовольственной безопасности страны, то неизбежно возникает необходимость в формировании государственных продовольственных фондов. В период планово — распределительной системы данная проблема решалась на основе заготовок продовольствия при использовании закупочных цен, устанавливаемых государством в одностороннем порядке.

Одной из остро насущных проблем в системе государственных закупок, характерной для большинства стран, в том числе и России, является несоответствие действий государственных чиновников, осуществляющих подбор производителей аграрных продуктов для проведения закупок, с интересами государства, что порождает коррупцию.

По опыту зарубежных стран целесообразно было бы в российскую законодательную базу включить весь известный комплекс требований:

1) оптимизация закупок для государственных нужд при минимальных расходах на данный процесс;

2) обеспечение равных условий конкуренции при заключении контракта;

3) соблюдение требований публичности;

4) выполнение требования честного и открытого бизнеса;

5) оказание помощи малым и средним предприятиям в получении правительственных заказов;

6) введение двойной системы контроля за действиями организаций планирования государственных закупок сельскохозяйственной продукции при разных схемах реализации контрактов, позволяющей осуществлять борьбу с коррупцией со стороны сельскохозяйственных производителей и их кооперативов, а также гражданских советов сельских населенных пунктов, с подключением отдела аграрной политики при Госдуме России.

Список литературы:

1. Гельбрас В. М. Импортозамещение и экспортная ориентация экономики/В. М. Гельбрас - МЭ и МО. М. -2014. -198 с.

2. Лысенко Ю. В. Открытость национальных экономических систем в аспекте финансово - экономической безопасности//Экономика и бизнес. Взгляд молодых. - 2016. - Т. 1. - № 1. - С. 53-56.

3. Чупина И. П. Системный характер продовольственной безопасности России//«Аграрный вестник Урала». - Екатеринбург, - 2016. - № 5 (147). - С. 118-122.

4. Krugman Paul R., Obstfeld Maurice. International Economics: theory and policy. New York, Addison Wesley Long-man, - 2014. Russ. ed.: Krugman Paul R., Obstfeld Maurice.

5. Mezhdunarodnaya ekonomika: teoriya i politika. 5th ed.Saint Petersburg, Piter Publ., - 2015. - 832 p.

6. Feenstra Robert C., Robert Inklaar, Marcel P. Timmer. The Next Generation of the Penn World Table. American Economic Review, Forthcoming, - 2013.

7. Pugel Thomas A., Lindert Peter H. International Economics. Boston, Irwin-McGraw Hill - 2016.

8. Vorozheikina T. The external factor of industrialization in Mexico and Brazil. World Economy and International Relations, - 2014, - No. 7, - P. 59-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.