Научная статья на тему 'Практика информационного обеспечения управленческой деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области'

Практика информационного обеспечения управленческой деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
531
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕГЛАМЕНТ САЙТА МУЗЕЯ / РЕГЛАМЕНТ ГОСКАТАЛОГА МУЗЕЙНОГО ФОНДА РФ / STANDING ORDERS OF THE MUSEUM'S SITE / INFORMATION SUPPORT OF MANAGERIAL ACTIVITY / STANDING ORDERS OF THE STATE CATALOGUE OF THE MUSEUM FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Покровская Анна Федоровна, Кулемзин Анатолий Михайлович

В статье анализируется действующая практика информационного обеспечения управленческой деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области. Предложены авторские проекты локальных документов, регламентирующих деятельность музеев по управлению культурными ценностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Покровская Анна Федоровна, Кулемзин Анатолий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of Information Support of Administrative Activity in the State and Municipal Museums of Kemerovo Region

The article analysed actual practice of information support for the administrative activity in the state and municipal museums of Kemerovo region. The problems are: firstly, contradictions in federal laws and regulations, secondly, the same contradictions and inconsistencies with the federal document on the local level, and thirdly, deficiencies in the interpretation of certain terms of the museum. All this, combined with the weak feasance of the guiding documents at the local level, leads to defects in work of the state and municipal museums of Kemerovo region. The authors note a considerable importance to the content of the museums’ web-sites in solution of information support problem in management activities of the museums. In authors’ opinion, information activities of museums in Kemerovo region deserve such special attention at the present stage, as representation of museums in the social networks. The proposed projects’ copyrights of local documents regulating the activities of museums in the management of cultural values. A proposed project of the official web-site for the state and municipal museums of Kemerovo region and the recommendations to improve information provision of the museums can be successfully extrapolated to network of museums in other regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Практика информационного обеспечения управленческой деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области»

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 072300 "Muzeologija i ohrana objektov kul'turnogo i prirodnogo nasledija" (kvalifikacija (stepen') "bakalavr") [Federal State Educational Standard of higher education in the direction of training 072300 "Museology and Protection of Cultural and Natural Heritage" (qualification (degree) "Bachelor")]. Available at: http:// www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/97680/.

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 072300 "Muzeologija i ohrana objektov kul'turnogo i prirodnogo nasledija" (kvalifikacija (stepen') "Magistr" [Federal State Educational Standard of higher education in the direction of training 072300 "Museology and Protection of Cultural and Natural Heritage" (qualification (degree) "Master")]. Available at: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_116366 /? frame = 1.

8. Chuchalin A.I. Celi i rezul'taty osvoenija professional'nyh obrazovatel'nyh programm [Objectives and results of the development of vocational education programs]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2014, no 2, pp. 5-16.

9. Elektronnyj region [Electronic region]. Available at: http://eregion.ru.

УДК 069.6

ПРАКТИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Покровская А. Ф., аспирант, старший преподаватель кафедры музейного дела, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, заместитель директора по науке историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница» (г. Кемерово). E-mail: aspaf@mail.ru

Кулемзин А. М., доктор культурологии, профессор, член Международного совета музеев (г. Кемерово). E-mail: kulemzin41@mail.ru

В статье анализируется действующая практика информационного обеспечения управленческой деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области. Предложены авторские проекты локальных документов, регламентирующих деятельность музеев по управлению культурными ценностями.

Ключевые слова: информационное обеспечение управленческой деятельности, регламент сайта музея, регламент Госкаталога Музейного фонда РФ.

PRACTICE OF INFORMATION SUPPORT OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY IN THE STATE AND MUNICIPAL MUSEUMS OF KEMEROVO REGION

Pokrovskaya A. F., Post-graduate Student, Senior Lecturer of Chair of Museum Science, Kemerovo State University of Culture and Arts, Deputy Director for Science of Historical, Cultural and Natural Museum Preserve "Tomskaya Pisanitsa" (Kemerovo). E-mail: aspaf@mail.ru

Kulemzin A. M., Doctor of Culturology, Professor, Member of the International Council of Museums (Kemerovo). E-mail: kulemzin41@mail.ru

The article analysed actual practice of information support for the administrative activity in the state and municipal museums of Kemerovo region.

The problems are: firstly, contradictions in federal laws and regulations, secondly, the same contradictions and inconsistencies with the federal document on the local level, and thirdly, deficiencies in the interpretation

of certain terms of the museum. All this, combined with the weak feasance of the guiding documents at the local level, leads to defects in work of the state and municipal museums of Kemerovo region. The authors note a considerable importance to the content of the museums' web-sites in solution of information support problem in management activities of the museums.

In authors' opinion, information activities of museums in Kemerovo region deserve such special attention at the present stage, as representation of museums in the social networks. The proposed projects' copyrights of local documents regulating the activities of museums in the management of cultural values.

A proposed project of the official web-site for the state and municipal museums of Kemerovo region and the recommendations to improve information provision of the museums can be successfully extrapolated to network of museums in other regions of the Russian Federation.

Keywords: Information support of managerial activity, standing orders of the museum's site, standing orders of the state catalogue of the Museum Fund of the Russian Federation.

Современный этап развития российского общества характеризуется повышенным вниманием к сохранению исторического и культурного наследия.

Если XIX век в России можно по праву назвать «веком становления музея», то в XX столетии в развитии музея обнаруживаются противоречивые тенденции. С одной стороны, сама необходимость существования музея в его традиционной форме ставится под сомнение, с другой стороны, в последние десятилетия XX века был замечен резкий рост интереса к музею у широкой публики, получивший название «музейного бума» [4], который во многом связан с введением новых форм и принципов работы в повседневную практику музея. В изменившихся условиях развития российской экономики в начале XXI века музеи, учитывая традиции, адаптируются к новым требованиям.

В настоящее время в сфере культуры и искусства интенсивно формируется глобальное информационное культурное пространство. Сегодня с помощью новых информационных технологий, средств связи и телекоммуникации, возможно не только получить интересующую информацию о различных музеях, выставках, экспозициях, но и виртуально посетить их в любой точке мира. В этих условиях музею необходимо реагировать на мгновенные и спонтанные изменения в мире культуры. Коммуникационная деятельность музея должна быть гибкой и адаптивной, соответствовать современной культуре. Во многих регионах России музей часто выступает как уникальный центр культуры и духовной жизни, который позволяет на базе своих экспозиций объединять различные категории посетителей.

Таким образом, музей влияет на формирование и развитие имиджа своего региона, способствуя его привлекательности и подчеркивая историко-культурную уникальность.

С середины 2000-х годов в Российской Федерации проводится бюджетная реформа, которая оказала ощутимое влияние на сферу культуры. В результате принятия ряда законов и подзаконных актов изменились организационно-правовые формы государственных учреждений культуры, что определяет сегодня условия деятельности и дальнейшего развития российских музеев. Сегодня, подобно всем другим учреждениям культуры, музеи России переживают период поиска и перемен.

Особую актуальность приобретает проблема повышения эффективности деятельности музеев за счет потенциала информационно-коммуникационных технологий, расширяющих возможности доступа практически не ограниченного круга пользователей к социокультурной информации, хранящейся в музеях.

В начале 2012 года в стране активизировалась работа по включению музейных предметов в Госкаталог Музейного фонда Российской Федерации. В последние годы в ряде субъектов Российской Федерации разработаны стандарты предоставления государственных услуг музейными учреждениями по обеспечению доступа населения к культурным ценностям, в том числе в электронном пространстве.

Однако дальнейший рост наметившихся позитивных тенденций в деятельности отечественных музеев в условиях выполнения ими государственных и муниципальных заданий Российской Федерации по сохранению и публичному пред-

ставлению культурных ценностей во многом сдерживается нерешенными проблемами информационного обеспечения управленческой деятельности.

Понятие «информационное обеспечение» включено в большое количество современных толковых, экономических и финансовых словарей. Так, «Словарь бизнес-терминов» определяет информационное обеспечение, как «информацию, найденную в ходе работ по удовлетворению информационных потребностей пользователя и представленную в виде, удобном для потребителя. В автоматизированных системах - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации и информационных массивов» [10].

В словаре ключевых понятий и терминов «Профессиональное образование» авторы определяют информационное обеспечение как «создание информационных условий функционирования системы, обеспечение необходимой информацией, включение в систему средств поиска, получения, хранения, накопления, передачи, обработки информации, организации банков данных» [8, с. 25]. Авторы словаря подчеркивают, что создание информационного обеспечения является обязательным условием построения и функционирования автоматизированных систем управления.

Данное определение информационного обеспечения включили в свое издание и авторы словаря-справочника «Экономика и право» [12, с. 31].

Авторы учебного пособия «Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях» С. Ю. Кабашов и И. Г. Асфандиярова трактуют информационное обеспечение как совокупность информационных ресурсов и услуг, предоставляемых для решения управленческих и научно-технических задач в соответствии с этапами их выполнения [2].

В теории управления под информацией понимают совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и окружающей её среде, которая уменьшает степень неопределенности знаний о конкретном объекте [1].

Б. А. Райзберг и Л. Ш. Лозовский, авторы «Современного экономического словаря», дают следующее определение информационного обеспечения: «информация, необходимая для

управления экономическими процессами, содержащаяся в базах данных информационных систем» [9, с. 93].

Таким образом, информационное обеспечение управленческой деятельности может быть определено как предоставление субъектам управления информации в виде структурированных данных, обеспечивающее эффективность управления процессами. Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что организация информационного обеспечения управленческой деятельности направлена на решение таких задач, как определение потребности в информации, установление источников информации, организация сбора, хранения и преобразования информации в систему структурированных данных для принятия управленческих решений и достижения основных целей организации.

В традиционном информационном обеспечении выделяют следующие основные подсистемы:

- информационно-справочные фонды организации и документационное обеспечение управления, представленное в виде различных унифицированных систем управленческой документации;

- устный обмен информацией [5].

Информационно-справочные фонды, в зависимости от их содержания могут быть систематизированы следующим образом:

- материалы правового характера;

- нормативы, государственные и отраслевые стандарты, регулирующие основные производственные, информационные процессы в организации;

- справочная информация общего характера (адресные, телефонные, торговые справочники и т. д.);

- тематические справочные материалы;

- статистические данные по интересующим организацию вопросам;

- аналитическая информация по политическим, социально-экономическим, технологическим проблемам;

- прогнозы.

В настоящее время в России насчитывается более 2 тыс. музеев, в которых сосредоточено свыше 73 млн единиц хранения [13].

По официальным данным Министерства культуры Российской Федерации, в 2013 году в Сибирском Федеральном округе действуют 358 государственных и муниципальных музеев. По количеству музеев лидируют Алтайский и Красноярский края - по 56 музеев регионального и муниципального подчинения [6]. Третье место в округе занимает Кемеровская область -по данным статистического наблюдения в регионе действуют 45 государственных и муниципальных музеев [3].

В музеях Кемеровской области сосредоточено 10 % Государственного музейного фонда Сибирского федерального округа. Музейный фонд Кузбасса составляет 513 896 единиц хранения основного фонда [3, с. 11].

По административной принадлежности музейная сеть региона делится на две категории: государственные и муниципальные. Вторая категория - муниципальные музеи, то есть музеи поселений, муниципальных районов, городских округов Кемеровской области - насчитывает 42 музея. Государственная и муниципальная музейная сеть Кузбасса представлена двумя организационно-правовыми формами: автономное учреждение культуры и бюджетное учреждение культуры. Казенных музеев в Кемеровской области нет.

Среди 45 музеев 4 музея имеют статус филиала, однако самостоятельно ведут учет фондов и отчитываются по форме статистической отчетности 8-НК как самостоятельные музеи. Это музеи Мариинска, такие как: Городской краеведческий музей, «Береста Сибири», Литературно-мемориальный дом-музей В. Чивилихина. Все они являются филиалами музея-заповедника «Ма-риинск исторический». В свою очередь, музей-заповедник «Мариинск исторический» своих фондов не имеет. В 2012 году филиалом музея-заповедника «Трехречье» стал экомузей «Тазгол». Эти музеи также отчитываются как самостоятельные. Такая система учета фондов вступает в противоречие с требованиями инструкции по учету и хранению музейных ценностей, принятой в 1985 году, но действующей и в настоящее время.

Структура музейной сети государственных и муниципальных музеев Кемеровской области характеризуется значительным типовым разно-

образием, однако на сегодняшний день не существует четкой классификации музеев Кузбасса. На наш взгляд, данная проблема является результатом отсутствия четкости в понятийно-терминологическом аппарате и недостаточной разработанности стандартов музейной деятельности.

В принятой в 2008 году «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий определено целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации [11].

Одним из основных направлений реализации этой стратегии является пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа, а также сохранение культурного наследия России, обеспечение его доступности для граждан. В соответствии со стратегией к 2015 году доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации должна составить 100 %; доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, - не менее 20 %; доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50 %, в том числе библиотечных каталогов - 100 %; доля электронных каталогов в общем объеме каталогов Музейного фонда Российской Федерации - 100 % [11].

Данные, опубликованные Институтом развития информационного общества и Министерством культуры Российской Федерации, демонстрируют существенное отставание музеев Кемеровской области от заданных показателей по формированию электронных музейных каталогов, что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности оказания музеями услуг по предоставлению населению доступа к культурным ценностям, в том числе в электронном пространстве.

Рисунок 1. Рейтинг субъектов СФО по количеству музейных предметов, информация о которых внесена в электронный каталог на 1 января 2013 года

Анализ нормативно-правовой документации, регулирующей деятельность музеев, позволяет сделать вывод о том, что формирование каталога Музейного фонда Кузбасса в настоящее время затруднено в результате того, что законодательство Кемеровской области не дает четкого определения электронного каталога Музейного фонда Кузбасса. Кроме того, в настоящее время в большинстве государственных и муниципальных музеев Кемеровской области не разработаны локальные нормативные документы, регламентирующие деятельность по использованию ИКТ [7].

В решении проблем информационного обеспечения управленческой деятельности музеев, на наш взгляд, также большое значение имеют принципы информационного наполнения официальных сайтов музеев Кемеровской области. Появление первых интернет-представительств музеев Кузбасса относится к концу 90-х годов XX века. По данным 2001 года, собственные интернет-страницы имели всего 7 музеев. Все ресурсы были выполнены непрофессионально, имели доменные имена третьего уровня и содержали общую информацию об учреждении и предоставляемых услугах. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась. Собственные официальные сайты по данным статистической отчетности за 2013 год имеет 31 из 45 музеев Кемеровской области [3].

Особого внимания заслуживает такой вид информационного обеспечения деятельности музеев Кемеровской области на современном этапе, как представительства музеев в социальных сетях. Социальные сети - явление не только уникальное для пользователей Интернета, но и важное для профессионального понимания перспектив развития Паутины на ближайшие годы, в том числе - новых способов донести до целевой аудитории информацию о своем продукте или услуге. Музеи Кузбасса в соответствии с современными требованиями начинают активно использовать социальные сети, как инструмент продвижения имиджа учреждения в Интернете. Так группы в социальных сетях ведут 9 музеев из 45. В качестве основных каналов музеи выбирают «Вкон-такте», «Одноклассники», «Instagram», Facebook, Twitter и «Живой журнал» (ЖЖ).

Преследуя цель создания и продвижения в Интернете позитивного имиджа музея, сотрудники должны мгновенно реагировать на изменения социальной среды. Основные принципы, которых следует придерживаться при ведении блога:

- подчиненность контента интересам целевой аудитории;

- качественный отбор контента официального сайта музея и электронных ресурсов близкой тематики для публикации в блоге;

- комфортность интерфейса;

- высокое качество дизайна;

- наличие функции комментирования тематических сообществ и записей в блогах постоянных читателей;

- ориентация на формирование эмпатии у целевой аудитории.

Данные о музеях Кемеровской области представлены на региональных и общероссийских сайтах по культуре. Прежде всего, это адрес учреждения, режим работы, перечень услуг.

С 2005 года действует официальный сайт «Культура Кузбасса» (http://culture.kemrsl.ru), на котором вниманию посетителя предлагается информация о культурной жизни региона. В разделе «Культурный потенциал» размещается краткая справка о каждом учреждении культуры, составленная по единой форме Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области и содержащая следующую информацию: название учреждения, адрес, контактная информация, данные о руководителе, основные проекты.

На 1 января 2014 года в разделе «Культурный потенциал» представлено 39 из 45 государственных и муниципальных музеев. На официальном сайте Кемеровского областного краеведческого музея имеется раздел «Музеи области», где приведен список из 45 музеев с указанием почтового адреса музея, фамилии руководителя, телефона, факса и адреса электронной почты и сайта.

На страницах портала «Музеи России» на 1 января 2014 года представлена информация о 40 государственных и муниципальных музеях Кемеровской области. Из них 9 учреждений не обновляли информацию более 3 лет. Кроме статичной информации, музеи Кузбасса активно представляют новости на сайтах «Культура Кузбасса», «Музеи России», а также в разделе «Культурная жизнь регионов» на сайте Министерства культуры Российской Федерации.

Учитывая тот факт, что одной из главных причин торможения процесса формирования электронных каталогов является неразработанность локальных нормативных актов, необходимо создание и обеспечение поддержания нормативных условий использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности музеев.

На наш взгляд, в качестве таких документов могут быть предложены проекты регламента работ по внесению информации о музейных пред-

метах, находящихся в составе коллекций музея, в Госкаталог Музейного фонда Российской Федерации, и регламента по ведению официального интернет-сайта музея.

Проект регламента работ по внесению информации в Госкаталог разработан в соответствии с федеральными нормативными актами, такими как Закон о Музейном фонде и музеях в Российской Федерации, Положением о Музейном фонде, Положением о Госкаталоге, а также в соответствии с Концепцией формирования и ведения Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации [6]. Документ включает 5 разделов. В раздел «Общие положения» включено определение Госкаталога в соответствии с законодательством, а также дано определение АИС «РЕЕСТР» как периферийного компонента системы, предназначенного для установки в музеях с целью: автоматизации деятельности по ведению учета предметов и коллекций, обмена данными с Центральной информационной системой Госкаталога для последующей регистрации данных о музейных предметах/коллекциях в Госкаталоге и Музейном фонде, получения регистрационных данных от Госкаталога. В разделе «Общие положения» также определено, что реализация государственной функции по ведению Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации в музее проводится в рамках Государственного (муниципального) задания по следующим направлениям:

- Работа по выявлению, собиранию, хранению, учету и научное изучение предметов Музейного фонда Российской Федерации.

- Услуга по публикации предметов Музейного фонда (публичный показ, воспроизведение в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, в том числе в виртуальном режиме).

Также в разделе приведен перечень действий, выполняемых музеем в ходе работы с Госкаталогом.

Второй раздел документа определяет круг лиц, ответственных за работу с Госкаталогом.

Третий раздел «Виды и сроки исполнения работ по внесению сведений о музейных предметах в Госкаталог» разработан на основе унификации процессов, выполняемых при работе с Госкаталогом. В таблице 1 представлена форма характеристики процесса.

Таблица 1

Виды и сроки исполнения работ по внесению сведений о музейных предметах в Госкаталог

Наименование действия Исполнитель Сроки исполнения Документы и нормат ивные акты Результаты/ критерии

Составление описания для (количество) предметов коллекции (наименование коллекции) Хранитель коллекции Ежемесячно «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» от 17 июля 1985 года Составлено описание для запланированного количества предметов

Экспертиза описания Зав. отделом фондов/главный хранитель В течение трех дней Внутримузейная инструкция по учету и хранению музейных ценностей Ошибки есть/ нет

Исправление ошибок (при наличии таковых) Хранитель коллекции В течение трех дней после проведения экспертизы Должностная инструкция научного сотрудника отдела фондов Ошибок нет

Повторная экспертиза описания Зав. отделом фондов/главный хранитель В течение трех дней Приказ министра культуры РФ № 106 от 28.03.2012 «Об организации работ с Госкаталогом»

Передача сведений в систему Госкаталога Зав. отделом фондов/ главный хранитель В течение одного дня Концепция формирования и ведения Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации от 19 июля 2011 года Сведения внесены

Из таблицы видно, что действия по работе с Госкаталогом строго регламентируются нормативными документами федерального и локального уровня, точность соблюдения которых является гарантом качества работы. Также таблица отражает механизм взаимодействия ответственных лиц по работе с Госкаталогом.

Четвертый раздел «Порядок регистрации музейных предметов и коллекций в Госкаталоге» включает в себя следующие пункты:

Сведения о музейных предметах, уже включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, для регистрации в Госкаталоге подготавливают хранители коллекций согласно Перечню параметров описания объектов в составе единой информационной системы Государственного каталога Музейного фонда РФ.

Хранители вносят эти сведения в программу АИС «РЕЕСТР» (ежемесячно в соответствии с настоящим регламентом). Зав. отделом фондов музея/главный хранитель, имеющий право электронной подписи, проводит экспертизу подготов-

ленных материалов и передает сведения в Госкаталог.

Сведения о вновь принятых предметах подготавливаются ответственным за коллекцию, в которую поступил предмет, и заносятся в программу АИС «РЕЕСТР» в течение 10 дней. Подготовленные сведения он передает зав. отделом фондов/главному хранителю, который передает их в Госкаталог.

После получения Свидетельства о регистрации музейного предмета в Государственном каталоге Музейного фонда РФ зав. отделом фондов/ главный хранитель вносит номер Свидетельства в Книги поступления основного фонда и передает ответственным за коллекции для внесения этого номера в Инвентарную книгу и Инвентарную карточку на музейный предмет в течение трех дней.

Все Свидетельства о регистрации музейного предмета в Государственном каталоге Музейного фонда РФ хранятся в отделе фондов в сейфе.

В пятом разделе «Контроль исполнения работ» указано должностное лицо, на которого воз-

лагается ответственность за организацию контроля исполнения работ по внесению информации в Госкаталог.

Проект регламента ведения официального сайта музея разработан на основе методических рекомендаций по ведению официальных интернет-сайтов учреждений культуры Кемеровской области, составленных Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области в 2010 году. Документ содержит два раздела: «Общие положения» и «Регламент работ по ведению сайта». В раздел «Общие положения» включено определение официального сайта государственного/муниципального музея Кемеровской области; в качестве основного назначения сайта обозначено оперативное и полное информирование населения и организаций о деятельности музея, а также перечислены нормативно-правовые акты, определяющие информационное содержание сайта. Второй раздел «Регламент работ по ведению сайта» содержит требования к техническому сопровождению сайта и срокам размеще-

ния информации. Также в данном разделе указан круг лиц, на которых возложена ответственность за подготовку материалов к размещению в соответствующих разделах сайта, описана Процедура размещения информации на сайте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внедрение такого регламента с условием строгого соблюдения его положений будет способствовать повышению качества музейных сайтов, что, в свою очередь, привлечет внимание широкой аудитории и к самому музею. Для руководителя музея данный документ станет одним из инструментов контроля процесса предоставления доступа к культурным ценностям в электронном пространстве.

На наш взгляд, как «Регламент работ по внесению информации в Госкаталог Музейного фонда Российской Федерации», так и «Регламент по ведению официального интернет-сайта музея» могут быть взяты за основу при разработке подобных локальных нормативных актов не только в музеях Кемеровской области, но и в музеях других регионов РФ.

Литература

1. Афанасьев Э. В., Ярошенко В. Н. Эффективность информационного обеспечения управления. - М.: Экономика, 1987. - 111 с.

2. Кабашов С. Ю., Асфандиярова И. Г. Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 296 с.

3. Информационно-аналитический отчет о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области за 2013 год. - Кемерово: Примула, 2014. - 100 с.

4. Калугина Т. Немного шума из-за бума // Музей. - 2009. - № 1. - С. 37-41.

5. Мазур Л. Н. Информационное обеспечение управления: Основные тенденции развития: учеб. пособие. -Екатеринбург: УрГУ, 1999. - 188 с.

6. Министерство культуры [Электронный ресурс]: официальный сайт. - URL: http://mkrf.ru/.

7. Покровская А. Ф. Модель стандарта процессов информационного обеспечения деятельности государственных музеев Кемеровской области // Актуальные проблемы социокультурных исследований: сб. - Кемерово, 2012. - С. 172-182.

8. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999.

9. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. -М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.

10. Словарь бизнес-терминов [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/business/.

11. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - URL: http://base.garant.ru/70498122/ #block_1000#ixzz2yv4d3LIY.

12. Экономика и право: слов.-справ. / авт.-сост.: Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. - М.: Вуз и школа, 2004. - 1072 с.

13. Экспериментальная версия ежегодного доклада ВООПИК «Культурное наследие народов Российской Федерации» (Москва, 2009 год) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.voopik.ru/doc/news/v_strane/2009-11-23_01_ doklad.pdf.

References

1. Afanasiev E.V., Jaroshenko V.N. Effektivnost' informacionnogo obespechenija upravlenija. Moscow, Ekonomika Publ., 1987. 111 p.

2. Kabashov S.Y., Asfandijarova I.G. Deloproizvodstvo i arhivnoe delo v terminah i opredelenijah. Uchebnoe posobie. Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 2009. 296 p.

3. Informacionno-analiticheskij otchet o dejatel'nosti gosudarstvennyh i municipal'nyh muzeev Kemerovskoj oblasti za 2013 god. Kemerovo, Primula Publ., 2014. 100 p.

4. Kalugina T. Nemnogo shuma iz-za buma. Muzej. 2009, no 1, pp. 37-41.

5. Mazur L.N. Informacionnoe obespechenie upravlenija: Osnovnye tendencii razvitija. Uchebnoe Posobie. Ekaterinburg, UrGU Publ., 1999. 188 p.

6. Ministerstvo kul'tury: oficial'nyj sajt. Available at: http://mkrf.ru/.

7. Pokrovskaja A. F. Model' standarta processov informacionnogo obespechenija dejatel'nosti gosudarstvennyh muzeev Kemerovskoj oblasti. Aktual'nyeproblemy sociokul'turnyh issledovanij. Kemerovo, 2012, pp. 172-182.

8. Vishnjakova S.M. Professional'noe obrazovanie. Slovar'. Kljuchevye ponjatija, terminy, aktual'naja leksika. Moscow, NMC SPO Publ., 1999.

9. Rajzberg B.A., Lozovskij L.Sh., Starodubceva E.B. Sovremennyj ekonomicheskij slovar'. Moscow, INFRA-M Publ., 1999. 479 p.

10. Slovar' biznes-terminov. Available at: http://dic.academic.ru/contents.nsf/business/.

11. Strategija razvitija otrasli informacionnyh tehnologij v Rossijskoj Federacii na 2014-2020 gody i na perspektivu do 2025 goda. Sistema GARANT. Available at: http://base.garant.ru/70498122/#block_1000#ixzz2yv4d3LIY.

12. Kurakov L.P., Kurakov V.L., Kurakov A.L. Ekonomika i pravo: slovar'-spravochnik. Moscow, Vuz i shkola Publ., 2004. 1072 p.

13. Eksperimental'naja versija ezhegodnogo doklada VOOPIK "Kul'turnoe nasledie narodov Rossijskoj Federacii" (Moscow, 2009 god). Available at: http://www.voopik.ru/doc/news/v_strane/2009-11-23_01_doklad.pdf.

УДК 069:908

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СЕТИ КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Быкасова Л. В., кандидат культурологии, доцент, Сибирский государственный университет (г. Новокузнецк). E-mail: bikasova.larisa@yandex.ru

На примере работ советских и российских ученых в статье проанализированы особенности возникновения и развития сети краеведческих музеев дореволюционного периода, дано определение понятию «местный музей», предложена структура деятельности по формированию краеведческих музеев.

Ключевые слова: музей, краеведческий музей, музей местного края, провинциальный музей, родиноведческий музей, культурно-региональное наследие.

TO A QUESTION OF ESTABLISHING THE NETWORK OF LOCAL LORE MUSEUMS IN THE SECOND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURIES

Bykasova L. V., Candidate of Culturology, Docent, Siberian State University (Novokuznetsk). E-mail: bikasova.larisa @yandex.ru

The history of formation of regional local museums is a classic story of Museum development in the Russian province. There were two ways of education of the regional museums. Some of them arose as a result of the activities of institutions studying the region, for example, the museums of provincial statistical committees, district councils, local scientific societies. The other was created as independent institution-based

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.