Bibliography
1. Grigorjev, S.I. Socialjnaya rabota s molodezhjyu: osnovnihe napravleniya i sovremennihe formih: ucheb. posob. dlya vuzov / S.I. Grigorjev, L.G. Guslyakova, S.N. Pavlov. - M., 2011.
2. Mangeyjm, K. Izbrannoe: sociologiya kuljturih. - M.; SPb., 2000.
3. Bokach, N.B. Kuljturnaya paradigma kak objhekt socialjno-filosofskogo analiza: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. - Volgograd, 1998.
4. Veber, M. Izbrannihe proizvedeniya. - M., 1990.
Статья поступила в редакцию 20.11.13
УДК 069:004
Rodionova D.D., Kimeeva T.I. PROBLEMS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY IN REGIONAL MUSEUMS. The urgency and importance of information and communication technologies (ICT) in museums' development is justified, the analysis results of using ICT in the activities of regional museums in the example of the Kemerovo region is presented; the positive and negative factors of inputting ICT in various areas of museum are identified, the items requiring changes in implementing ICT into museum structure are marked, and their special role in museum activity as a cultural institution is shown.
Key words: information and communication technologies, regional museum, cultural and educational environment.
Д.Д. Родионова, канд. филос. наук, доц., зав. каф. Музейного дела Кемеровского гос. университета культуры и искусств, г. Кемерово, E- mail: [email protected]; Т.И. Кимеева, канд. культурологии, доц. каф. Музейного дела Кемеровского гос. университета культуры и искусств, руководитель отдела этнографии музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского гос. университета, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ МУЗЕЯХ*
В работе обоснована актуальность и значимость информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в развитии музеев, представлены результаты анализа использования ИКТ в сфере деятельности региональных музеев на примере Кемеровской области; определены положительные и негативные факторы внедрения ИКТ в различные сферы деятельности музеев; обозначены моменты, требующие изменений в организации применения ИКТ и показана их особая роль в музее как учреждении культуры.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), региональный музей, культурно-образовательное пространство.
Современное развитие общества требует наличия во всех сферах деятельности, в том числе и функционировании музея как учреждения культуры, соответствующего информационного обеспечения. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящее время - один из функциональных инструментов формирования ценностных установок, механизмов воспитания и образования современного человека. Под информационно-коммуникационными технологиями, применяемыми в музее, понимаются современные цифровые технологии, используемые в целях создания информации по историко-культурному и природному наследию и предоставлению этой информации в различных формах (сайты, электронные каталоги) потребителю.
Развитие информационно-коммуникационных технологий в России является приоритетным направлением, о чем свидетельствует принятая в 2008 г. «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» [1]. В документе отмечается, что использование информационных и телекоммуникационных технологий будет способствовать повышению качества жизни граждан, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствованию системы государственного управления. Изучением проблемы трансформации работы музеев под влиянием информационно-коммуникационных технологий, посвящены работы таких российских авторов как Л.Я. Ноль, Е.Н. Мастеница, Н.А. Никишин и др. Относительно Кемеровской области вопросы совершенствования музейной деятельности в условиях современного информационного общества решались в исследованиях Н.А. Белоусовой и Л.З. Боголеповой.
Особенностью данной работы является комплексный анализ информационно-аналитических отчетов о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области за последние годы и исследования результатов мониторинга использования ИКТ для развития культуры в регионе.
Основываясь на результатах проведенного исследования, можно отметить, что успешная реализация музеями своей деятельности возможна при четком понимании целей, задач и перспективных направлений функционирования музейного механизма. На современном этапе развития общества на одно из первых мест выходит необходимость научиться создавать качественный информационный продукт и доносить его до потребителя. Огромную роль в этом играют несколько факторов:
• подготовка квалифицированных кадров [2, с. 74-77];
• укрепление материально-технической базы [3, с. 100-106];
• совершенствование форм и методов охранно-учетной деятельности музея [4, с. 60-66];
• освоение методов современной коммуникации [5, с. 60-65];
• внедрение новых информационно-коммуникационных технологий во всех областях музейной деятельности [6, с. 153-159].
Под влиянием ИКТ музей видоизменяется, модифицируется, адаптируется к новым условиям работы. Исследования подобных изменений актуальны и своевременны, так как позволяют выявить положительные стороны и недостатки информатизации музейной деятельности, перспективы дальнейшего внедрения в музейную сферу новых информационных технологий.
В связи с тем, что понимание роли музея в обществе изменилось: он эволюционировал в своем развитии: от хранилища, собранных учеными ценностей до культурного института, который использует свои сокровища не только в исследовательских целях, но и в научно-образовательном пространстве, стимулирующему понимание и интерес к историко-культурному и природному наследию всех категорий населения.
Сегодня музейные специалисты широко используют ИКТ в своей практической работе. Опыт свидетельствует, что максимальная польза бывает только в том случае, если музейные работники четко осознают сущность проблем, стоящих перед музеем, если сформулированы цель, функции и задачи, которые должны быть решены с помощью ИКТ, если определены
требования к технологии сбора, хранения, передачи и представления информации.
Расширение деятельности по сохранению, изучению и популяризации историко-культурного наследия страны в целом и нашего региона, в частности, на основе внедрения новых информационных технологий в учебное, научное и культурно-образовательное пространство музея дает возможность создания открытого объединенного информационного ресурса для обмена материалами с различными центрами их сохранения и изучения.
Систематизация, исследование музейных материалов и введение их в широкий образовательный и научно-просветительский процесс являются актуальными в условиях повышенного интереса к историко-культурному и природному наследию, частью которого являются музейные коллекции. Максимальное раскрытие и реализация семантики, содержащейся в музейных предметах, позволяет реконструировать утраченные элементы традиционной культуры, выявить их генезис и эволюцию на определенном этапе исторического развития, что, вместе взятое, позволяет формировать более адекватную культурную политику нашего государства [4, с. 124].
Деятельность музеев в трансляции традиционной народной культуры трудно переоценить в период повышенного интереса представителей национальных меньшинств, созданных Национально-культурных центров автохтонного населения Западной Сибири к своей традиционной культуре и ставящих своей задачей ее реанимацию. Несомненно, что официальная культура способна сосуществовать с культурным многообразием, преломляться и адаптироваться в локальных местных субкультурах. Дальнейшее развитие культуры предполагает использование лучших образцов традиционной культуры [7, с. 46-47].
Еще одним видом расширения коммуникативного поля деятельности музеев является выход на координационные музейные серверы - «Музеи России» и «Музеи Сибири», что уже сделано больше частью государственных и муниципальных музеев Кемеровской области [8, с. 5].
Особую важность приобретают интерактивные системы, которые могут быть реализованы различными способами, как академическими, так и игровыми. Их цель состоит в том, чтобы новыми средствами преподнести или обыграть музейные экспонаты, представить разнообразную информацию о них в компьютерной форме. Такие системы также могут быть наполнены информацией из музейных баз, но каждая из них является уникальным продуктом, с собственным сценарием и дизайном.
В настоящее время в рамках государственного статистического наблюдения мониторинг использования ИКТ для развития культуры в регионах ведётся на основе таких показателей как: оснащенность учреждений культуры компьютерами и доступом в Интернет, а так же применением информационно-коммуникационных технологий для создания каталогов музейных фондов.
Как показал анализ, на сегодняшний день практически не стоит проблема компьютерного обеспечения музея, пусть даже самого провинциального и маленького. Вопрос зачастую стоит в нежелании использовать компьютерную технику для усовершенствования работы музея.
Так, например, основываясь на информационно-аналитическом отчете о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области за 2012 г. [8] в соответствии с формой № 8 НК из 45 музеев компьютерами оснащены 44 музея Кемеровской области, что составляет 289 единиц, в среднем это 6,4 компьютера на каждый музей. А музеев, которые не внесли музейные предметы в электронный каталог - 24 из 45. В целом, на 1 января 2013 года в электронный каталог внесено 76 585 музейных предметов. За год областная электронная база увеличилась на 11 665 единиц. В настоящее время 2 295 предметов музейного фонда Кемеровской области доступно в Интернете [8, с. 24]
На наш взгляд, важным этапом введения дополнительной аудитории в музейное пространство послужит включение музеев в сферу дистанционного образования являющееся наиболее перспективной формой для наиболее удаленных территорий Сибири. Так, в настоящее время музей-заповедник «Томская Писаница» выполняет функции методического центра по работе с электронными ресурсами для музеев Кемеровской области. Впервые в сентябре 2010 г. музей-заповедник совместно с ГОУ «Областной учебно-методический центр работников культуры и искусства» и при поддержке департамента культуры и национальной политики Кемеровской области провел семи-
нар-тренинг для специалистов музеев Кузбасса «Электронные ресурсы в музее».
Активную работу по внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность вузовских музеев на территории Кемеровской области проводит научно-методический совет вузовских музеев Кузбасса. Рассматриваемые советом вопросы включают расширения культурно-образовательных возможностей на базе музейных коллекций. Примером подобной деятельности служит Музей «Археологии, этнографии и экологии Сибири» Кемеровского государственного университета директор которого является членом совета. Расширение деятельности по сохранению, изучению и популяризации историко-культурного наследия региона происходит на основе внедрения новых информационных технологий в учебное, научное и культурно-образовательное пространство музея, создания открытого объединенного информационного ресурса для обмена с различными центрами их сохранения и изучения. Одним из результатов осуществляемых музеем проектов является постоянно обновляемый сайт музея с включенными в него виртуальными выставками.
Таким образом, становится очевидным:
• перспективы развития музеев тесно связаны с информатизацией музейной деятельности, которая способна стать мощным фактором в деле сохранения культурно-исторического наследия России и Кузбасса в частности. Она способна не только усовершенствовать отдельные аспекты деятельности музеев, но и повысить его социальный статус в целом и усилить учебновоспитательную функцию в деле подготовки специалистов в различных областях науки;
• инновационные методы работы по внедрению ИКТ в музейную деятельность, могут быть рекомендованы в практику музеев, с учетом специфики работы и профиля музея;
• создание научно-координационных советов для музеев обусловлено необходимостью решения насущных проблем, создания единого информационного поля и работы с другими структурами общества. Взаимодействие с центрами по подготовке специалистов-музееведов с региональными отделами, департаментами культуры, национальной политике, образования, науки и высшей школы представляет широкие возможности для создания совместных программ по научно-образовательной деятельности и введению данных музеев в культурное пространство региона.
Сегодня стало вполне очевидно, что музейная деятельность в условиях современности не может обойтись без внедрения информационно-коммуникационных технологий, так как на протяжении развития человеческого общества каждая историческая эпоха порождает свои особенности использования культурного наследия. На основе анализа научной литературы, представленности деятельности музеев в сети Интернет и использования ими в различных видах работы информационно-коммуникационных технологий, сделаны выводы о том, что перспективой развития данных учреждений и способна стать информатизация. Ее внедрение ведет к усовершенствованию отдельных аспектов деятельности музеев и повышению его социального статуса.
Использование информационных технологий способствует привлечению современного потребителя, предпочитающего экранный тип культуры, а не восприятие информации в виде письменного и печатного текста. В современных условиях преобладает именно такой тип потребителя, удовлетворяющего интерес к историко-культурным ценностям посредством электронных информационных технологий.
Несмотря на наличие доли негативных последствий внедрения информационно-коммуникационных технологий в музейное пространство, требования информационного века делают их неотъемлемым элементом деятельности музея, информационные технологии позволяют автоматизировать систему учета и хранения музейных коллекций, совершенствовать процессы проектирования экспозиций, облегчить доступ к ресурсам для образовательной и научной деятельности пользователей, а также оценить эффективность музейной работы. Использование информационных ресурсов имеет целый ряд положительных моментов, оно позволяет:
• освободить сотрудников музея от рутинной работы, связанной с составлением учетно-фондовой документации;
• обеспечить отбор музейных предметов при составлении тематико-экспозиционных планов для создания экспозиции;
• сделать музейную коммуникацию оперативной посредством сайтов, электронной почты;
• координировать деятельность музея с использованием электронных досок объявлений, форумов, электронных опросов и т.д.
• расширить экспозиционное пространство информацией и визуализацией за счет внедрения в музейное пространство сенсорных киосков и QR-кодов:
• обеспечить обратную связь и партнерское сотрудничество (гостевые книги, видеоконференции и др.);
• определить эффективность работы музейного учреждения.
На наш взгляд, внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий повысит уровень эффективности деятельности музея или учреждения музейного типа. Однако, следует заметить, что на уровне конкретного музея реализация деятельности также может быть улучшена с помощью применения ИКТ: например, внедрения информационного менеджмента, интенсификации учета музейных предметов.
Положительные стороны информатизации деятельности музея осознаются в настоящее время всем музейным сообществом, в том числе и сотрудниками музеев Кемеровской области. Признается необходимость изменения музея как социального института, неизбежность появления новых структурных составляющих и новых взаимосвязей между его внутренними и внешними компонентами. Препятствием к активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в большинстве музеев области является:
• недостаточное развитие материально-технической базы музеев;
• недостаток квалифицированных музейных кадров;
• отсутствие четкого обоснования теоретико-методологических и организационных основ модернизации музейных учреждений, крайне ограниченное количество эффективных, отвечающих современным реалиям, моделей осуществления музейной деятельности.
По этой причине современное состояние информатизации музеев Кемеровской области и степень их доступности в Интернет не в полной мере соответствует требованиям времени. Система КАМИС имеется только в отдельных музеях - Кемеровском областном музее изобразительных искусств и Кемеровском областном краеведческом музее. В Этноэкологическом музее-заповеднике «Тюльберский городок» в качестве системы учета и хранения коллекций внедряется Электронный каталог, разработанный коллективом Музея «Археология, этнография и экология Сибири». Ряд музеев не имеют своего сайта, а информацию о выставках и других музейных мероприятиях размещают на сайтах администрации района или местного отдела культуры.
Для осуществления музейной деятельности, отвечающей требованиям современного информационного общества, и для достижения соответствия деятельности музейной отрасли уровню и направленности информационных потребностей общества в области культурного наследия имеется насущная необходимость в разработке музейной модели. Одним из вариантов такой модели может быть ее построение на основе понимания современного музея как специфической информационной системы, объектом деятельности которого является культурного наследие, а содержание деятельности есть процесс, связанный с получением, хранением, переработкой информации и передачей ее внешним и внутренним потребителям.
Стремление к инновациям в музейной сфере не должно вступать в противоречие с исторически сложившейся миссией музеев в области сохранения и использования историко-культурного наследия, с реальными потребностями населения в области музейной культуры, поскольку это несет в себе опасность снижения роли историко-культурного компонента в жизни современного общества. Поэтому наряду с инновационными информационно-коммуникационными технологиями должны сосуществовать традиционные технологии, что непременно должно быть закреплено в законодательных документах. Следует оговориться, что до сегодняшнего дня российские музеи осуществляют свою фондово-хранительскую деятельность в соответствии с Приказ Минкультуры СССР об утверждении «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» № 290 от 17 июля 1985 г. [9]. Соответственно, что данный документ не может содержать указаний по использованию электронных технологий при работе с музейными коллекциями.
Образование современных специалистов-музееведов ведется с учетом требований информационного общества. Студентами по направлению «072300 - Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и профилю подготовки «Культурный туризм и экскурсионная деятельность», «Выставочная деятельность» в рамках спецкурсов «Информационные технологии в музейной деятельности», «Комплектование, учет и хранение музейных фондов» изучаются инновационные методы работы по внедрению ИКТ в музейную деятельность, которые рекомендуются в практику музеев с учетом специфики их работы и профиля.
Создаются научно-координационные советы для музеев, что обусловлено необходимостью решения насущных проблем, создания единого информационного поля и работы с другими структурами общества. Взаимодействие с центрами по подготовке специалистов-музееведов с региональными отделами, департаментами культуры, национальной политике, образования, науки и высшей школы представляет широкие возможности для создания совместных программ по научно-образовательной деятельности и введению данных музеев в культурное пространство региона.
На наш взгляд необходима разработка единой стратегии развития музейной деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий, в условиях становления информационного общества. Музей должен ориентироваться на запросы внешних потребителей услуг с учетом внутренних интересов, стать технологически единым, конкурентоспособным в сфере информационной культуры и социального развития.
В целом, музей, репрезентируя историю и культуру в современном информационном обществе, постепенно превращается в динамично развивающуюся отрасль культуры, становясь частью информационного пространства в том период, когда влияние информационно-коммуникационных технологий приобретает всеобщий характер. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в музейную деятельность способствует превращению музея в мощный фактор в деле сохранения культурно-исторического наследия и природного наследия отдельных областей и регионов России.
* Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ, номер проекта 12-01-12023
Библиографический список
1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Российская газета. -2008. - 16 февраля (№ 4591) [Э/р]. - Р/д: http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html.
2. Родионова, Д.Д. О формировании новой парадигмы подготовки музееведов / Д.Д. Родионова, А.М. Кулемзин // Вестник КемГУ. - 2012.
- № 2(50).
3. Мухамедиева, С.А. Эффективность деятельности в сфере культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2011. - № 14.
4. Кимеева, Т.И. К вопросу о формировании новых форм изучения и сохранения материального историко-культурного наследия в вузовских музеях / Т.И. Кимеева, Н.А. Белоусова // Культуры и народы Северной Азии и сопредельных территорий в контексте междисциплинарного изучения: сб. статей. - Томск, 2008.
5. Черкалин, С.Д. От кустаря одиночки к корпорации (влияние информационных технологий на различные виды деятельности музея) / / Музей и современные технологии: сб. статей. - Томск, 2006.
6. Гендина, Н.И. Проблемы вхождения музеев в единое информационное пространство (результаты регионального социологического исследования) / Н.И. Гендина, О.В. Самаковская // Доступность электронных ресурсов библиотек, музеев, архивов как актуальная проблема развития информационного общества: материалы VII всерос. научно-практич. конф. «Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов». - СПб., 2011.
7. Кимеева, Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия (конец XIX начало ХХ вв). - Кемерово, 2007.
8. Информационно-аналитический отчет о деятельности государственных и муниципальных музеев кемеровской области за 2012 год. -Кемерово, 2013.
9. Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» № 290 от 17 июля 1985 г. [Э/р].
- Р/д: awrussia.ru/bigtexts/law_2209/
Bibliography
1. Strategiya razvitiya informacionnogo obthestva v Rossiyjskoyj Federacii ot 7 fevralya 2008 g. № Pr-212 // Rossiyjskaya gazeta. - 2008. -16 fevralya (№ 4591) [Eh/r]. - R/d: http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html.
2. Rodionova, D.D. O formirovanii novoyj paradigmih podgotovki muzeevedov / D.D. Rodionova, A.M. Kulemzin // Vestnik KemGU. - 2012. -№ 2(50).
3. Mukhamedieva, S.A. Ehffektivnostj deyateljnosti v sfere kuljturih // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kuljturih i iskusstv: zhurnal teoreticheskikh i prikladnihkh issledovaniyj. - 2011. - № 14.
4. Kimeeva, T.I. K voprosu o formirovanii novihkh form izucheniya i sokhraneniya materialjnogo istoriko-kuljturnogo naslediya v vuzovskikh muzeyakh / T.I. Kimeeva, N.A. Belousova // Kuljturih i narodih Severnoyj Azii i sopredeljnihkh territoriyj v kontekste mezhdisciplinarnogo izucheniya: sb. stateyj. - Tomsk, 2008.
5. Cherkalin, S.D. Ot kustarya odinochki k korporacii (vliyanie informacionnihkh tekhnologiyj na razlichnihe vidih deyateljnosti muzeya) // Muzeyj i sovremennihe tekhnologii: sb. stateyj. - Tomsk, 2006.
6. Gendina, N.I. Problemih vkhozhdeniya muzeev v edinoe informacionnoe prostranstvo (rezuljtatih regionaljnogo sociologicheskogo issledovaniya) / N.I. Gendina, O.V. Samakovskaya // Dostupnostj ehlektronnihkh resursov bibliotek, muzeev, arkhivov kak aktualjnaya problema razvitiya informacionnogo obthestva: materialih VII vseros. nauchno-praktich. konf. «Ehlektronnihe resursih bibliotek, muzeev, arkhivov». -SPb., 2011.
7. Kimeeva, T.I. Kuljtura narodov Pritomjya kak rezuljtat mezhehtnicheskogo vzaimodeyjstviya (konec XIX nachalo KhKh vv). - Kemerovo, 2007.
8. Informacionno-analiticheskiyj otchet o deyateljnosti gosudarstvennihkh i municipaljnihkh muzeev kemerovskoyj oblasti za 2012 god. - Kemerovo, 2013.
9. Instrukcii po uchetu i khraneniyu muzeyjnihkh cennosteyj, nakhodyathikhsya v gosudarstvennihkh muzeyakh SSSR» № 290 ot 17 iyulya 1985 g. [Eh/r]. - R/d: awrussia.ru/bigtexts/law_2209/
Статья поступила в редакцию 28.10.13
УДК 008
Sycheva L.S. CULTUROLOGY AND PROGRAM-SUBJECT COMPLEXES OF DISCIPLINES. It is shown in the article that culturology is included into a program-subject complex of disciplines which is made by program sciences (sociology, economy, psychology, history) and the subject sciences, one of which is culturology (it is described by all programs of subject sciences). Culture is understood as kumatoid, or a wave which extends on «material».
Key words: culturology, culture, program-subject complex of disciplines, kumatoid, wave, reflexive transformations.
Л.С. Сычева, д-р филос. наук, проф. каф. философии Новосибирского гос. университета, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ПРОГРАММНО-ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДИСЦИПЛИН
В статье показано, что культурология входит в программно-предметный комплекс дисциплин, который составляют программные науки (к ним относятся социология, экономика, психология, история) и предметные науки, одна из которых - культурология, которая описывается по всем программам названных выше наук. Культура понимается как куматоид, или волна, которая распространяется по «материалу».
Ключевые слова: культурология, культура, программно-предметный комплекс дисциплин, куматоид, волна, рефлексивные преобразования.
Многие авторы отмечают, что в работах по культурологии приводятся более двухсот определений культуры. Это нетрудно понять, если учесть многоплановость явлений культуры, многоплановость, из-за которой, как пишет А.Я. Флиер в статье 1997 года, возникло мнение о том, что наука о культуре претендует «на статус некоей «супернауки», обобщающей все прочее гуманитарное и социально-научное знание» [1, с. 124]. Не решен также в общем виде вопрос о том, каковы особенности гуманитарных наук, каков способ бытия их объектов. Рассмотрим некоторые сложившиеся подходы к тому, что такое культура и что собой представляет культурология как наука, а затем представим культурологию как программно-предметный комплекс дисциплин. Так, классик эволюционистского направления Э. Тейлор рассматривал культуру как совокупность ее элементов - верований, традиций, искусства, обычаев и т.д. Тейлор изучал культуру как ряды усложняющихся в процессе развития элементов, например, как постепенное усложнение предметов материальной культуры (орудий труда) или эволюцию форм религиозных верований. В работе «Первобытная культура» он развивал идею прогрессивного развития культур, и противопоставлял ее «теории вырождения» графа Ж. де Местра. Тейлор не отрицал возможности регрессивных изменений в культурах в результате исторических или природных катаклизмов, но полагал, тем не менее, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур [2].
В противовес эволюционизму в конце 19 века появляется диффузионизм. Понятие «диффузия», заимствованное из физики, означает «разлитие», «растекание», «проникновение». При изучении культур диффузионистов интересовало распространение культурных явлений через контакты между народами - торговлю, переселение, завоевание. Представители этого направления считают главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, столкновение, заимствования, перенос культур. Эволюционистской идее автономного возникновения и развития культурных явлений в сходных условиях диффузионисты противопоставили идею географической определенности, в некоторых случаях даже тезис об однократном возникновении культуры и последующем распространения ее из центра зарождения [2].
Программа другого диффузиониста, Ф. Ратцеля, включала в себя «акцент на взаимовлияние культур; их изменения путем заимствования; идея о некоем одном или нескольких центрах, из которых началось развитие человечества. Основной объект исследования - предметы материальной культуры (этнографические предметы), образующие некоторую целостность в пространстве и времени (культурный круг). Ратцель отводил человеку второстепенную роль (носитель этнографических предметов) и предполагал относительную независимость культуры от него» [2, с. 36].
Создатель культурной морфологии Л. Фробениус рассматривал две формы продвижения культуры: перенос культуры без