Научная статья на тему 'Практика государственного управления в различных странах'

Практика государственного управления в различных странах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
214
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВО / ПРАВИТЕЛЬСТВО / МОНАРХИЯ / РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Киреева Д.Н.

Статья посвящена обзору практики государственного управления в различных странах. Рассматриваются различные страны, такие как США, Индия, Франция и многие другие, а так же рассматриваются тенденции развития государственного управления в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика государственного управления в различных странах»

ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

© Киреева Д.Н.1

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Статья посвящена обзору практики государственного управления в различных странах. Рассматриваются различные страны, такие как США, Индия, Франция и многие другие, а так же рассматриваются тенденции развития государственного управления в настоящее время.

Ключевые слова: государственное управление, общество, правительство, монархия, республика.

Для государственного управления в современном мире характерно повышение роли исполнительной власти, усиление государственного регулирования экономического и социального развития, демократизация избирательной системы, интеграция и глобализация. Усилия направляются по линии построения реальных обществ справедливости и равных возможностей [1]. В политике это выражается в контроле демократических парламентов над экономикой, призванной обеспечить полную занятость. Поощряется полная, в рамках демократических законов, свобода предпринимательства, приносящего прибыль и выплачивающего налоги; характерно отделение капитала как собственности от функций управления, сокращение доходов от собственности в национальном доходе, усиление роли менеджеров в управлении. В социальной сфере целью является разумная система разветвленной социальной защиты каждого, начиная с рождения [2].

Развитые страны отличаются по различным моделям хозяйствования и управления, политическим институтам, но показывают единые приемы к значимости государства в обществе. Государство повсеместно реализовыва-ет регулирование, как факторов производства, так и рынков, стоит на страже интересов страны. Это находит отражение в росте государственных расходов. Так, годовой бюджет США составил в 1840 г. 24 млн. долл. в 1947 г. -37 млрд. долл., т.е. за 100 лет бюджет увеличился в 1500 раз, хотя население выросло лишь в восемь раз. В целом развеян миф, что частный капитал справляется с управлением лучше, чем государственные органы, что он и без государства в состоянии поддерживать равновесие [3].

Великобритания - наследуемая монархия. Прерогативы королевской власти сохраняются, но имеют формальный характер. Королевская власть давно уже свои полномочия реально не использует, хотя от имени королевы назначается премьер-министр, подписываются законы, жалуются титулы пэра, распускается парламент, отправляется в отставку кабинет министров.

1 Студент (направление Государственное и муниципальное управление).

Решения по таким вопросам готовятся на других уровнях власти, королева лишь извещает об их принятии.

Парламент состоит из Палаты общин и Палаты лордов. Палата общин рассматривает законопроекты не менее чем в трех чтениях, контролирует государственные расходы. Палата лордов является высшей судебной инстанцией. Парламент может принять любой закон и любое заявление [4].

Спикер палаты обязан быть непредвзятым, не вмешиваться в межпартийные дела; его основная обязанность - председательствовать на заседаниях палаты, применять процедуру, следить, чтобы обсуждение вопросов было справедливым и были услышаны все мнения. Выделяется время, когда члены парламента задают вопросы министрам, их вызывают также на заседания комитетов.

Исполнительная власть - кабинет министров - одновременно выполняет некоторые законодательные функции. Парламент делегировал кабинету министров принятие по его поручению законодательных актов; кабинет принял таких актов больше, чем парламент. Широкие полномочия имеет премьер-министр: он назначает и освобождает от должности министров, объявляет о созыве или роспуске Палаты общин, принимает единоличное решение по вопросам текущей политики. Правительство находится под контролем судебной власти, выборных местных органов, специализированных агентств. Действия парламента и правительства подлежат освещению в прессе [5].

Франция - республика, сочетающая признаки президентской и парламентской форм правления. В центре политической системы находится президент, избираемый населением. У президента широкие полномочия: назначение главы правительства, его членов, право роспуска Национального собрания; он также является верховным главнокомандующим. Президент обеспечивает функционирование государственной власти, никем не контролируется и ни перед кем не несет ответственности.

Парламент состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Национальное собрание выбирается населением. Сенат представляет территории и избирается косвенным голосованием. Обе палаты равноправны [6].

Законодательные прерогативы парламента не абсолютны, есть ограничения в пользу нормативных актов, принимаемых правительством.

Правительство ответственно перед парламентом, который может выразить ему недоверие [7].

Швеция реализует модель социализма с 1920-х гг. одновременно с советской моделью, имеет с ней много общего, но не подвергается остракизму за несоответствие западным ценностям. Здесь государство не национализирует средства производства, не вмешивается в дела фирм, но активно действует в социальной сфере по принципу «производство частное, а социальное развитие - для всех» (социализируется произведенная продукция, т.е. по-

Приоритетные направления государственной политики

9

требление и накопление с помощью высокого уровня налогообложения). Государственный сектор включает и местное самоуправление^]. Линия сельхозкооперативов охватывает 75 % агропромышленных продуктов. Каждый год в соглашениях между государством и фермерами закрепляются цены, процентная ставка по кредитам, акцизы, налоги, и т.п. Под опекой страны находятся среднее и высшее образование, дошкольные учреждения, биржа труда, здравоохранение, пенсионное обеспечение. На высоком уровне находятся практически бесплатные социальные услуги, почти полная занятость стали возможны потому, что расходы бюджета составляют около 70 % ВВП (инвестиции, здравоохранение, пенсионный фонд, социальное страхование и т.п.) [8].

Индия являет пример устойчивого долгосрочного роста. В 1980-е гг. ВВП увеличивался на 7 %, во второй половине 1990-х гг. - 5,7 % в среднем за год. В итоге страна вышла на питое место по объему ВВП. Не самая передовая технически страна оказалась на переднем крае технического прогресса, превратилась в один из мировых центров информационных технологий, программирования, которые тянут за собой микроэлектронику, инфраструктуру связи [9].

Основная причина успехов Индии кроется в утверждении официального мировоззрения, в государственном регулировании, разумной и предсказуемой политике. От Запада страна получает инвестиции, технологии, рынки сбыта; Россия осуществляет поставки оружия, т.е. обеспечивает военную мощь страны.

Республика Корея дала миру пример успешного развития капитализма под жестким неусыпным контролем государства. Только в условиях кризиса 1997-1998 гг. страна открыла свой рынок для иностранных компаний [10].

В стране действует государственная монополия в финансово-кредитной сфере; уста на вливаются задания и субсидии для экспорта; контролируются внутрифирменные издержки и качество продукции, особенно в экспортных отраслях; крупные сельскохозяйственные предприятия принудительно дробятся; контролируется проникновение иностранного капитала и валюты в страну.

Список литературы:

1. Воронцова Г.В., Бушман А.О. Механизмы формирования благоприятного имиджа территории / Г.В. Воронцова, А.О. Бушман // Вестник СевероКавказского гуманитарного института. - 2015. - № 1 (13). - С. 17-25.

2. Смагина О.А., Воронцова Г.В. Применение инноваций в сфере государственного управления и проблемы при их внедрении / О.А. Смагина, Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. -2015. - № 4. - С. 13-17.

3. Управление маркетингом в современных условиях / Е.Г. Попкова, А.А. Волков, А.А. Джинджолия, В.Н. Островская, Ю.А. Ерошин, Д.В. По-

ликарпов, О.В. Конина, А.А. Ардзинба, О.Е. Акимова, Т.Н. Митрахович, А.В. Водопьянов, И.В. Балалаева. - Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2008. - 256 с.

4. Воронцова Г.В. Теоретико-методологические подходы к брендингу территории / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2012. - № 3 (32). - С. 217-222.

5. Момотова О.Н., Воронцова Г.В. Стратегия диверсификации как приемлемый вариант развития региональных социально-экономических систем / О.Н. Момотова, Г.В. Воронцова // Кап! - 2011. - № 2. - С. 28-32.

6. Воронцова Г.В., Левданская Н.Е. Использование инновационных инструментов маркетинга территории / Г.В. Воронцова, Н.Е. Левданская // Наука. Инновации. Технологии. - 2013. - № 2. - С. 107-116.

7. Воронцова Г.В. Исследование понятийного аппарата маркетинга территории / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2012. - № 2 (31). - С. 195-199.

8. Воронцова Г.В. Обоснование роли стратегических маркетинговых решений как фактора устойчивого развития региона / Г.В. Воронцова // Наука-Парк. - 2011. - №4 (5). - С. 62-66.

9. Воронцова Г.В., Хакимова О.К. Антикризисное управление: диагностика кризисов в организации / Г.В. Воронцова, О.К. Хакимова // Наука-Парк. - 2015. - № 4 (34). - С. 79-83.

10. Семыкина И.В., Воронцова Г.В. О формировании организационных структур в органах государственного и муниципального управления / И.В. Семыкина, Г.В. Воронцова // В сборнике: Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом. Сборник докладов и тезисов IV (IX) международной научно-практической конференции / Под общей ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого, Е.Ф. Бобровой. - Ставрополь, 2015. - С. 165-167.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

© Кравцова А.В.1

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Исследуется роль органов местного самоуправления, рассматриваются их ключевые полномочия.

Ключевые слова местное самоуправление, полномочия, Конституция РФ.

1 Студент (направление Государственное и муниципальное управление).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.