Научная статья на тему 'К вопросу определения территории как объекта территориального маркетинга'

К вопросу определения территории как объекта территориального маркетинга Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
241
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / УРОВНИ ТЕРРИТОРИЙ / ТИПЫ ТЕРРИТОРИЙ / КВАЗИТЕРРИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Андрющенко Д.Г.

Статья посвящена теоретическим подходам к определению территорий как объекта территориального маркетинга, выделяются их характерные признаки. Акцент в статье сделан на типах и уровнях территорий, которые могут быть объектами различных прикладных маркетинговых исследований с целью повышения привлекательности указанных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу определения территории как объекта территориального маркетинга»

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ КАК ОБЪЕКТА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА

© Андрющенко Д.Г.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Статья посвящена теоретическим подходам к определению территорий как объекта территориального маркетинга, выделяются их характерные признаки. Акцент в статье сделан на типах и уровнях территорий, которые могут быть объектами различных прикладных маркетинговых исследований с целью повышения привлекательности указанных территорий.

Ключевые слова территориальный маркетинг, уровни территорий, типы территорий, квазитерритория.

В последнее время широкое распространение получила такая область получения и распространения знаний, как территориальный маркетинг. Дисциплины с одноименным или схожим названием введены в курсы обучения во многих высших образовательных учреждениях. Кроме того, маркетинг территорий является сферой прикладных исследований, результаты которых используются органами государственной власти и местного самоуправления с целью формирования, поддержания, развития имиджа соответствующих территорий, их привлекательности, привлечения инвестиций, а также субъектами, осуществляющими деятельность в целях разработки мероприятий по увеличению капитализации бизнеса, сегментированию рынка и позиционированию на рынке. Таким образом, пристальное изучение научным и академическим сообществами территорий определяется необходимостью комплексного решения экономических, экологических и социальных проблем, проявляемых в них [1].

Под территориальным маркетингом понимается маркетинг, осуществляемый в интересах территории, ее внутренних субъектов, во внимании которых заинтересована территория. Он может быть рассмотрен как маркетинг территорий, когда в качестве объекта внимания и продвижения рассматривается территория в целом, и маркетинг на территории, изучающий маркетинговые отношения субъектов внутри территории по поводу конкретных товаров и услуг [2]. В маркетинге территорий собственно территории рассматриваются не как географические единицы, а как своего рода товар, обладающий определенной стоимостью, которая чем выше - тем лучше для территориального развития. Иными словами, территориальный маркетинг - это деятельность, позволяющая в систематизированном виде разра-

* Студент кафедры Государственного и муниципального управления.

ботать комплекс мероприятий в рамках территориальной политики с привлечением основных маркетинговых технологий, инструментов и стратегий.

О сущности этого понятия можно сказать словами крупнейшего отечественного геоурбаниста Г.М. Лаппо, что это «удивительное явление, характеризующееся чрезвычайной многогранностью. Это интеграл человеческой деятельности, сложнейший социально-экономический организм многослойное историко-культурное образование, воплощение синтеза искусств, арена знаменательных событий» [3].

В географической науке термин «территория» является одним из центральных и рассматривается как часть пространства, которая в отличие от акватории (ограниченная часть водной поверхности Земли) и аэротории (часть воздушной оболочки Земли) соотносится с твердой поверхностью Земли. При этом географы-теоретики М.Д. Шарыгин и В.В. Воронин выделяют следующие научные подходы к определению термина «территория»: как синоним пространства; как субстрат жизнедеятельности людей; как естественный ресурс (природное богатство); как хозяйственный ресурс (хозяйственное освоение новых территорий); как социальный ресурс (социальный фактор функционирования социума) [4].

Гагарский М.Д., не менее известный географ, замечает, что территория характеризуется позиционностью (размерами площади, конфигурацией, взаиморасположением частей, направленностью развития), а также функцией (промышленная, транспортная, административная, рекреационная, учебная, природоохранная) [5].

Для определения территории существенен ландшафт с его рельефом и геологией, климатом, водными объектами, растительностью и животными, почвами, природными комплексами. Правоведы тоже рассматривают территорию как некоторое пространство, которое отграничено от иных пространств. В праве выделяются такие границы территорий, как государственные - для обособления страны и административные - для обособления административно-территориальных единиц: областей, республик, краев, муниципальных образований.

Но в отличие от географов, последние в качестве характеристик территории обозначают определенный для нее юридический статус и соответствующий этому статусу правовой режим [6]. Эти признаки позволяют говорить о территории, как «сфере действия законов в пространстве» [7]. Биологи и экологи рассматривают территорию в природном, естественном смысле, как среду обитания земной фауны и флоры, местонахождение естественных богатств и ресурсов, среду обитания человека и материальную основу его существования.

Занимаясь имиджем территорий, А.В. Попов предлагает под «территорией» понимать конкретное административно-территориальное образова-

ние различного иерархического ранга, в основе которого лежит территориально-общественная система соответствующего ранга [8].

Таким образом, характеристики территории включают в себя еще и социальные, и культурные компоненты. Профессора А.Л. Гапоненко и А.П. Пан-крухин, не давая конкретного определения территории, рассматривают в качестве таковой часть света или сообщество стран, страну, укрупненный район, регион, город, муниципальное образование, место, вплоть до квартиры или производственной площадки, иного локального места [8].

Нельзя не отметить, что содержательный аспект отечественных исследователей более близок к определению сущности территории. Ведь промышленные базы и кластеры, а также отношения между людьми скорее определяют характеристики территории, формируя отчасти ее привлекательность или, наоборот, непривлекательность, чем выражают ее суть. Но наиболее понятные признаки территории как сложного полиструктурного образования представлены в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В этом нормативном акте, в частности, сказано, что местное самоуправление осуществляется в пределах территории, «отличающейся своей социально-экономической целостностью, наличием производственной и социальной инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий жизнедеятельности населения». Но территория - это не пространство в целом. Являясь частью пространства, она характеризуется наличием границ. И эти границы могут быть самыми разнообразными в зависимости от вида и типа территории: административные, географические, экономические, информационные и др. В данной статье предлагается понимать «территорию» с точки зрения синтезирующего различные подходы понятия: как часть пространства, земной поверхности, обладающая следующими признаками:

1) имеет границы (геополитические, информационные, экономические, контрактные), определяющие ее размер, конфигурацию, состав;

2) имеет природные и иные виды ресурсов;

3) формирует среду обитания человека, представляет собой субстрат жизнедеятельности человека;

4) имеет определенный юридический статус и соответствующий ему правовой режим;

5) обладает общностью каких-либо признаков (природных, исторических и др.);

6) имеет органы управления;

Авторское видение «территории» позволяет выделить различные типы и уровни территорий, каждый из которых имеет свои особенности и требует использования специальных инструментов маркетинга для продвижения и позиционирования в рыночном пространстве. Очевидно, что наиболее крупными территориями являются страны. Они имеют определенные географи-

ческие и государственные границы, пользуются государственным суверенитетом или находятся под властью другого государства (если они являются колониями или подопечными территориями). Эти территории определим как территории первого уровня. Глобализационные процессы и необходимость поддержания конкурентоспособности территорий корректируют экономические и информационные границы стран. Квазитерритории - это территории, сформированные не по принципу разделения, а наоборот суммирования, объединения территорий соответствующих уровней. Квазитерритории могут не обладать каким-то юридическим статусом, но содержать в себе суммарные признаки составляющих их территорий. Стратегия развития региона обусловливают необходимость ее административно-территориального деления членения на части, в результате чего появляются такие образования, как регионы. Они формируют второй уровень территорий. Можно выделить следующие его сущностные признаки как территории. Это часть земной поверхности со специальными физико-географическими параметрами, географическая единица, определяемая географическими рубежами, где существует система связи между хозяйственными субъектами, формируя тем самым территориально-экономический комплекс со своей структурой связи с внешней и внутренней средой. Широко распространенным и используемым в нормативной лексике, официальных документах, да и в обычной практике является подход, в основе которого регион рассматривается как административно-территориальная единица РФ, то есть как синоним понятия субъект Федерации [9].

Регион - это территориальная общность, где есть преемственность и чье население разделяет определенные общие ценности и стремится сохранить и развить свою самобытность в целях стимулирования культурного, экономического и социального прогресса.

Следует отметить, что они не являлись субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления страны, поэтому выделение экономических районов обладало определенной условностью и в большей степени применялось в целях агрегирования информации по субъектам Федерации. Сетка и состав крупных экономических районов СССР впервые были утверждены в 1961 г. и затем уточнялись в 1963, 1966 и 1982 гг. Действующее до распада Советского Союза экономико-территориальное разделение включало 11 экономических районов на территории РСФСР: Северо-Западный, Северный (с 1982 г), Центральный, ЦентральноЧерноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. В настоящее время для характеристики территориальной структуры страны вместо экономических районов используется понятие федеральных округов. Федеральные округа были созданы в 2000 г. по аналогии с военными округами и экономическими районами, но не совпадают с их количеством и составом.

В момент учреждения федеральных округов их насчитывалось семь Центральный, Южный, Северо-Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, в 2010 г. из Южного федерального округа выделился Северо-Кавказский федеральный округ. Все округа состоят преимущественно из субъектов Федерации, то есть из регионов, являясь своеобразным «куполом» для них. Поэтому федеральные округа имеют суммарные признаки формирующих их регионов. Учитывая специфический статус и следуя выбранной логике, федеральные округа - это квазитерритории второго уровня. Регион, так же как и страна, является сложным полиструктурным образованием. Выделение регионов в качестве территорий второго уровня является лишь ступенькой в декомпозиции территорий, необходимой для настоящего пособия. По замыслу идеологов муниципальной реформы 2006 г., почти все субъекты Федерации (кроме Республики Ингушетия и Чеченской Республики) были поделены на муниципальные районы и городские округа. В свою очередь, внутри муниципальных районов выделяются городские и сельские поселения, а если местность малонаселенная, то могут образовываться межселенные территории.

Все обозначенные территории сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, межселенная территория в соответствии с уже упоминавшимся Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объединены унифицирующим понятием «муниципальное образование» и составляют группу территорий третьего уровня. Объединяющим признаком для этих территорий является форма осуществления местного самоуправления населением: непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Под сельским поселением следует понимать один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов). По своему функциональному назначению сельское поселение соответствует сельсоветам советских времен и волостям досоветского периода. Термин «городское поселение» идентичен по своему содержанию, употребляемому на практике термину «город» [10].

К городскому поселению также относятся некоторые виды поселков. Муниципальный район включает в себя несколько поселений или поселений и межселенных территорий. Здесь органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения межпоселенческого характера, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Если городское поселение не входит в состав муниципального района, но его органы местного самоуправления имеют сходные с органами местно-

го самоуправления муниципального района полномочия, то такое городское поселение называется городским округом. Как правило, городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению город или поселок районного значения, сельскому поселению сельсовет или сельский округ. Деятельность СЭЗ может явиться предметом особого рассмотрения, в рамках концепции настоящей статьи можно констатировать, что особые экономические зоны - это квазитерритории четвертого уровня. Подводя итог, следует отметить, что любая территория представляет собой уникальное географическое, политическое, социально-экономическое образование. И каждое из таких образований всегда находится в динамике, развивается или деградирует. Поэтому всегда важно находить, определять наиболее перспективные направления развития этих территориальных образований. Эту задачу можно решать с использованием методов и средств маркетинга.

Список литературы:

1. Момотова О.Н., Воронцова Г.В. Стратегия диверсификации как приемлемый вариант развития региональных социально-экономических систем / О.Н. Момотова, Г.В. Воронцова // - 2011. - № 2. - С. 28-32.

2. Воронцова Г.В., Ковалева А.А. Конкурентоспособность территорий / Г.В. Воронцова, А.А. Ковалева // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2015. - № 1 (13). - С. 9-16.

3. Воронцова Г.В., Дмитриева А.Б. Формирование концепции управления маркетингом территории: монография / Г.В. Воронцова, А.Б. Дмитриева. - Ставрополь: ООО Издательский дом «ТЭСЭРА», 2012. - 151 с.

4. Воронцова Г.В. Обоснование роли стратегических маркетинговых решений как фактора устойчивого развития региона / Г.В. Воронцова // Наука-Парк. - 2011. - № 4 (5). - С. 62-66.

5. Воронцова Г.В., Левданская Н.Е. Использование инновационных инструментов маркетинга территории / Г.В. Воронцова, Н.Е. Левданская // Наука. Инновации. Технологии. - 2013. - № 2. - С. 107-116.

6. Воронцова Г.В. Исследование понятийного аппарата маркетинга территории / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2012. - № 2 (31). - С. 195-199.

7. Воронцова Г.В., Бушман А.О. Механизмы формирования благоприятного имиджа территории / Г.В. Воронцова, А.О. Бушман // Вестник СевероКавказского гуманитарного института. - 2015. - № 1 (13). - С. 17-25.

8. Воронцова Г.В. Проблемы оценки маркетингового потенциала Ставропольского края и перспективные направления его развития / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2012. -№ 4. - С. 163-167.

9. Воронцова Г.В. Теоретико-методологические подходы к брендингу территории / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2012. - № 3 (32). - С. 217-222.

10. Воронцова Г.В. Формирование и регулирование регионального мясного рынка (на материалах Ставропольского края): диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Ставрополь, 2000.

СПЕЦИФИКА ГОРОДСКОГО МАРКЕТИНГА КАК СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИИ

© Байсангурова А.Н.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В статье рассматриваются ключевые направления специфики городского маркетинга, раскрывается специфика городского маркетинга и представлены основные проблемы.

Ключевые слова городской маркетинг, маркетинг региона, город.

Что касается маркетинга города оно осуществляется аналогично маркетингу в регионе, но с соответствующими особенностями городской жизни. Один из них - высокий (по отношению к сельской местности) стоимость жизни в городах - особенно в крупных. Этот показатель, наряду с предоставлением современных городских удобств и преимуществ, является одним из ведущих. Стоимость жизни в городах по всему миру, особенно важно оценить перспективы миграции и развития рынка туристических услуг. Но до тех пор, как статистическая и аналитическая работа в этом направлении является эпизодическим, фрагментированные усилия [1].

Информация и статус города. Большой массив информации о городах, есть несколько слоев, каждый из которых имеет свою специфику. Наиболее распространенные слои данных представляют собой необработанные данные, обработанные данные, статистические данные, показатели, индексы и рейтинги.

Индикаторы - это статистические данные, которые выбираются специально для любой проблемы и предложить пути ее решения. Не удивительно, что по-арабски слово «свет» означает «указатель» [2]. Индикаторы, как правило, очень общие показатели и определить четкие цели. Индикаторы - это переменные или функции от нескольких переменных, и они отражают реальные изменения, которые происходят с течением времени. Показатели состояния городов - выступления, которые характеризуют проблемы, такие

* Студент кафедры Государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.