Научная статья на тему 'К вопросу определения территории как объекта маркетинга территорий'

К вопросу определения территории как объекта маркетинга территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1509
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / УРОВНИ ТЕРРИТОРИЙ / ТИПЫ ТЕРРИТОРИЙ / КВАЗИТЕРРИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лобова С.В.

Статья посвящена теоретическим подходам к определению территорий как объекта территориального маркетинга, выделяются их характерные признаки. Акцент в статье сделан на типах и уровнях территорий, которые могут быть объектами различных прикладных маркетинговых исследований с целью повышения привлекательности указанных территорий. Важно своевременно определять наиболее перспективные направления развития этих территориальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу определения территории как объекта маркетинга территорий»

СТРАТЕГИЯ РАЗБИТИЯ РЕГИОНА

УДК 332.14

к вопросу определения территории как объекта маркетинга территорий

с. в. лобова,

доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики, социологии труда и управления персоналом E-mail: barnaulhome@mail. ru Алтайский государственный университет

Статья посвящена теоретическим подходам к определению территорий как объекта территориального маркетинга, выделяются их характерные признаки. Акцент в статье сделан на типах и уровнях территорий, которые могут быть объектами различных прикладных маркетинговых исследований с целью повышения привлекательности указанных территорий. Важно своевременно определять наиболее перспективные направления развития этих территориальных образований.

Ключевые слова: территориальный маркетинг, уровни территорий, типы территорий, квазитерритория.

В последнее время широкое распространение получила такая область получения и распространения знаний, как территориальный маркетинг. Дисциплины с одноименным или схожим названием введены в курсы обучения во многих высших образовательных учреждениях. Кроме того, маркетинг территорий является сферой прикладных исследований, результаты которых используются органами государственной власти и местного самоуправления с целью формирования, поддержания, развития имиджа соответствующих территорий, их привлекательности, привлечения инвестиций, а также субъектами, осуществляющими деятельность в целях разработки мероприятий по увеличению капитализации бизнеса,

сегментированию рынка и позиционированию на рынке. Таким образом, пристальное изучение научным и академическим сообществами территорий определяется необходимостью комплексного решения экономических, экологических и социальных проблем, проявляемых в них.

Под территориальным маркетингом понимается маркетинг, осуществляемый в интересах территории, ее внутренних субъектов, во внимании которых заинтересована территория. Он может быть рассмотрен как маркетинг территорий, когда в качестве объекта внимания и продвижения рассматривается территория в целом, и маркетинг на территории, изучающий маркетинговые отношения субъектов внутри территории по поводу конкретных товаров и услуг [5].

В маркетинге территорий собственно территории рассматриваются не как географические единицы, а как своего рода товар, обладающий определенной стоимостью, которая чем выше — тем лучше для территориального развития. Иными словами, территориальный маркетинг — это деятельность, позволяющая в систематизированном виде разработать комплекс мероприятий в рамках территориальной политики с привлечением основных маркетинговых технологий, инструментов и стратегий. Этот комплекс направлен на наиболее

эффективное и выгодное для территории использование имеющихся и дополнительное привлечение необходимых ресурсов с целью повышения качества жизни и конкурентоспособности территории во внешней среде.

На первый взгляд может показаться, что понятие «территория» является простым, чуть ли не самоочевидным: этот термин широко используется во многих современных общественных науках. Между тем следует отметить, что до сих пор не выработано общепринятого мнения, что же такое территория как объект маркетинга. О сущности этого понятия можно сказать словами крупнейшего отечественного геоурбаниста Г. М. Лаппо (хотя он использовал эту фразу применительно к городу), что это «удивительное явление, характеризующееся чрезвычайной многогранностью. Это интеграл человеческой деятельности, сложнейший социально-экономический организм... многослойное историко-культурное образование, воплощение синтеза искусств, арена знаменательных событий» [3]. Подобная характеристика территории, безусловно, существенна с точки зрения практико-прикладных исследований.

Как показывает даже самый поверхностный анализ суждений ученых из разных областей знаний, в понятие «территория» они вкладывают свое отношение, свой смысл, что, безусловно, не может не приводить к недопониманию, к искажениям истины в толковании некоторых обстоятельств, связанных с управлением территориальными образованиями.

В географической науке термин «территория» является одним из центральных и рассматривается как часть пространства, которая в отличие от акватории (ограниченная часть водной поверхности Земли) и аэротории (часть воздушной оболочки Земли) соотносится с твердой поверхностью Земли. При этом географы-теоретики М. Д. Шарыгин и В. В. Воронин выделяют следующие научные подходы к определению термина «территория»: как синоним пространства; как субстрат жизнедеятельности людей; как естественный ресурс (природное богатство); как хозяйственный ресурс (хозяйственное освоение новых территорий); как социальный ресурс (социальный фактор функционирования социума); как рекреационный ресурс; как генетический ресурс (особо охраняемые территории); как среда жизни населения [9]. М. Д. Гагарский, не менее известный географ, замечает, что территория характеризуется позиционностью (размерами площади, конфигурацией, взаиморасположением

частей, направленностью развития и т. д.), а также функцией (промышленная, транспортная, административная, рекреационная, учебная, природоохранная и др.) [2]. Для определения территории существенен ландшафт с его рельефом и геологией, климатом, водными объектами, растительностью и животными, почвами, природными комплексами.

Правоведы тоже рассматривают территорию как некоторое пространство, которое отграничено от иных пространств. В праве выделяются такие границы территорий, как государственные — для обособления страны и административные — для обособления административно-территориальных единиц: областей, республик, краев, муниципальных образований. Но в отличие от географов, последние в качестве характеристик территории обозначают определенный для нее юридический статус и соответствующий этому статусу правовой режим [1]. Эти признаки позволяют говорить о территории, как «сфере действия законов в пространстве» [10].

Биологи и экологи рассматривают территорию в природном, естественном смысле, как среду обитания земной фауны и флоры, местонахождение естественных богатств и ресурсов, среду обитания человека и материальную основу его существования.

Занимаясь имиджем территорий, А. В. Попов предлагает под «территорией» понимать конкретное административно-территориальное образование различного иерархического ранга, в основе которого лежит территориально-общественная система (ТОС) соответствующего ранга [6]. В свою очередь, территориально-общественная система — это «пространственно-временная форма организации ойкумены, в которой взаимосвязанно и взаимо-обусловленно сочетаются все сферы жизни людей, включенные в процессы общественного развития и производства. Каждая ТОС представляет собой территориальное единство всех элементов общества, тесно взаимодействующее с окружающей природной средой» [8]. Таким образом, характеристики территории включают в себя еще и социальные, и культурные компоненты.

Профессора А. Л. Гапоненко и А. П. Панкрухин, не давая конкретного определения территории, рассматривают в качестве таковой часть света или сообщество стран, страну, укрупненный район, регион, город, муниципальное образование, место, вплоть до квартиры или производственной площадки, иного локального места [4]. Пионеры концепции

маркетинга территорий на Западе — Ф. Котлер, М. Хамлин, И. Рейн, Д. Хайдер — несколько расширяют этот список и говорят, что «место (в зарубежных учебниках по маркетингу территорий термин «территория» практически не используется, западные ученые, осуществляющие исследования в этой области знаний, как правило, говорят о «месте» — авт.) — страна, геополитическое пространство; область государства; культурно, исторически или этически локализованное местоположение; город и окружающие его поселения; рынок, определяемый по различным признакам; промышленные базы и кластеры, создаваемые с их участием; социальные отношения между людьми» [11]. Нельзя не отметить, что содержательный аспект отечественных исследователей более близок к определению сущности территории. Ведь промышленные базы и кластеры, а также отношения между людьми скорее определяют характеристики территории, формируя отчасти ее привлекательность или, наоборот, непривлекательность, чем выражают ее суть.

Но наиболее понятные признаки территории как сложного полиструктурного образования представлены в Федеральном законе от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В этом нормативном акте, в частности, сказано, что местное самоуправление осуществляется в пределах территории, «отличающейся своей социально-экономической целостностью, наличием производственной и социальной инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий жизнедеятельности населения».

Но территория — это не пространство в целом. Являясь частью пространства, она характеризуется наличием границ. И эти границы могут быть самыми разнообразными в зависимости от вида и типа территории: административные, географические, экономические, информационные и др.

В данной статье предлагается понимать «территорию» с точки зрения синтезирующего различные подходы понятия: как часть пространства, земной поверхности, обладающая следующими признаками: 1) имеет границы (геополитические, информационные, экономические, контрактные), определяющие ее размер, конфигурацию, состав; 2) имеет природные и иные виды ресурсов; 3) формирует среду обитания человека, представляет собой субстрат жизнедеятельности человека; 4) имеет определенный юридический статус и соответствующий ему

правовой режим; 5) обладает общностью каких-либо признаков (природных, исторических и др.); 6) имеет органы управления; 7) состоит из социальных уровней: от индивида и социальных групп до сообществ людей и территориальных общностей.

Авторское видение «территории» позволяет выделить различные типы и уровни территорий, каждый из которых имеет свои особенности и требует использования специальных инструментов маркетинга для продвижения и позиционирования в рыночном пространстве.

Очевидно, что наиболее крупными территориями являются страны. Они имеют определенные географические и государственные границы, пользуются государственным суверенитетом или находятся под властью другого государства (если они являются колониями или подопечными территориями). Эти территории определим как территории первого уровня.

Глобализационные процессы и необходимость поддержания конкурентоспособности территорий корректируют экономические и информационные границы стран. Формируемые в результате различных соглашений международные организации типа Европейского союза (ЕС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Содружества Независимых Государств (СНГ), Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Всемирной торговой организации (ВТО) и им подобные также отвечают признакам территории. Но, учитывая особый статус, специфику создания таких интеграционных структур, а главное их менее устойчивые структурные образования, их можно считать квазитерриториями (от латинского quasi — якобы, как будто) первого уровня. При этом определим, что к территориям первого, второго и т. д. уровней относятся территории, выделяемые по принципу декомпозиции, членения территорий более высокого уровня на составные части, более мелкие территории, имеющие правовой или административный статус. Квазитерритории — это территории, сформированные не по принципу разделения, а наоборот — суммирования, объединения территорий соответствующих уровней. Квазитерритории могут не обладать каким-то юридическим статусом, но содержать в себе суммарные признаки составляющих их территорий.

Неоднородность страны по различным признакам, а также чрезмерная величина ее площади

обусловливают необходимость ее административно-территориального деления — членения на части, в результате чего появляются такие образования, как регионы. Они формируют второй уровень территорий.

Термин регион происходит от латинского regio («страна», «область»). Можно выделить следующие его сущностные признаки как территории. Это — часть земной поверхности со специальными физико-географическими параметрами, географическая единица, определяемая географическими рубежами, где существует система связи между хозяйственными субъектами, формируя тем самым территориально-экономический комплекс со своей структурой связи с внешней и внутренней средой.

Широко распространенным и используемым в нормативной лексике, официальных документах, да и в обычной практике является подход, в основе которого регион рассматривается как административно-территориальная единица Российской Федерации, то есть как синоним понятия субъект Федерации. С 1 марта 2008 г. наша страна насчитывает 83 субъекта Федерации, которые, как известно, состоят из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Все они, напомним, имеют унифицированное название регионы.

В настоящее время наиболее признанным считается определение региона, употребляемое в документах Европейского Союза. Считаем важным рассмотреть его подробнее, так как в нем вычленены дополнительные характеристики региона, которые будут просто необходимы, когда речь зайдет о маркетинге регионов. Согласно указанному определению регион — это территориальная общность, где есть преемственность и чье население разделяет определенные общие ценности и стремится сохранить и развить свою самобытность в целях стимулирования культурного, экономического и социального прогресса.

До 2000 г. в отечественной региональной экономике и управлении, кроме административно-территориального, использовался еще один способ разделения страны на части — экономические районы. Следует отметить, что они не являлись субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления страны, поэтому выделение экономических районов обладало определенной условностью и в большей степени применялось в целях агрегирования информации

по субъектам Федерации. Известные ученые-реги-оноведы Г. Г. Фетисов и В. П. Орешин определяют экономические районы как крупные части территории страны, исторически сложившиеся в процессе территориального разделения труда, отличающиеся своеобразием экономико-географического положения, природных и экономических условий, специализацией и комплексностью хозяйства [7]. Сетка и состав крупных экономических районов СССР впервые были утверждены в 1961 г. и затем уточнялись в 1963, 1966 и 1982 гг. Действующее до распада Советского Союза экономико-территориальное разделение включало 11 экономических районов на территории РСФСР: Северо-Западный, Северный (с 1982 г.), Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.

В настоящее время для характеристики территориальной структуры страны вместо экономических районов используется понятие федеральных округов. Федеральные округа были созданы в 2000 г. по аналогии с военными округами и экономическими районами, но не совпадают с их количеством и составом. В момент учреждения федеральных округов их насчитывалось семь — Центральный, Южный, Северо-Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, в 2010 г. из Южного федерального округа выделился Северо-Кавказский федеральный округ. Все округа состоят преимущественно из субъектов Федерации, то есть из регионов, являясь своеобразным «куполом» для них. Поэтому федеральные округа имеют суммарные признаки формирующих их регионов. Учитывая специфический статус и следуя выбранной логике, федеральные округа — это квазитерритории второго уровня.

Регион, так же как и страна, является сложным полиструктурным образованием. Выделение регионов в качестве территорий второго уровня является лишь ступенькой в декомпозиции территорий, необходимой для настоящего пособия. По замыслу идеологов муниципальной реформы 2006 г., почти все субъекты Федерации (кроме Республики Ингушетия и Чеченской Республики) были поделены на муниципальные районы и городские округа. В свою очередь, внутри муниципальных районов выделяются городские и сельские поселения, а если местность малонаселенная, то могут образовываться межселенные территории (территории, находя-

щиеся вне границ поселений). Города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург — поделены на внутригородские территории.

Предполагается, что выделение муниципальных образований осуществлялось с учетом исторических, географических, градостроительных особенностей соответствующих территорий, численности населения, социально-экономических характеристик, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей. Все обозначенные территории — сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, межселенная территория — в соответствии с уже упоминавшимся Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объединены унифицирующим понятием «муниципальное образование» и составляют группу территорий третьего уровня. Объединяющим признаком для этих территорий является форма осуществления местного самоуправления населением: непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Под сельским поселением следует понимать один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов). По своему функциональному назначению сельское поселение соответствует сельсоветам советских времен и волостям досоветского периода. Термин «городское поселение» идентичен по своему содержанию употребляемому на практике термину «город». К городскому поселению также относятся некоторые виды поселков.

Муниципальныйрайон включает в себя несколько поселений или поселений и межселенных территорий. Здесь органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения межпоселенческого характера, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В обыденной лексике термин «муниципальный район» мало используется, наиболее распространенным тождественным ему термином является его несколько усеченное название — район, а в некоторых регионах — кожуун (Тува) и улус (Якутия).

Если городское поселение не входит в состав муниципального района, но его органы местного самоуправления имеют сходные с органами местного самоуправления муниципального района полномочия, то такое городское поселение называется городским округом. Как правило, городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или поселок районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ. Но на практике при формировании муниципальных образований в отдельных регионах имеются расхождения с этим правилом.

Внутригородская территория города федерального значения (иногда используется выражение — внутригородское муниципальное образование в городе федерального значения) — это часть территории в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Муниципальные образования городов федерального значения не являются самостоятельными объектами административного деления, входя в состав административных районов. Муниципальные образования регионов в соответствии с выбранным нами принципом формируют совокупность территорий третьего уровня.

По данным Росстата, на 1 января 2010 г. в России насчитывалось 23 907 муниципальных образований. Среди них: 1 829 муниципальных районов, 512 городских округов, 236 внутригородских территорий города федерального значения: 111 муниципальных образований, городов и поселков в Санкт-Петербурге и 125 муниципальных образований в Москве, 1 739 городских поселений, 19 591 сельское поселение. Их более подробное описание можно найти в Общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований (ОКТМО). Количество муниципальных образований не является константой и может изменяться в результате процессов объединения (так называемой оптимизации численности) муниципальных образований или разделения их. Так, например, в Алтайском крае город Змеиногорск и Змеиногорский муниципальный район были объединены в единое муниципальное образование — городское поселение, в Пермском крае на базе двух поселений Красновишерского района — Вайского и Мутихинского, образовано новое муниципальное образование «Вайское сельское поселение», в Ярославской области из четырнадцати сельских поселений было образовано пять, а в Кировской области — 51 поселение Шарьинского, Буйского,

Галичского, Солигаличского, Мантуровского, Островского, Кадыйского муниципальных районов, муниципального района город Нерехта и Нерехтский район преобразовано в пятнадцать.

Необходимость координации деятельности органов местного самоуправления, осуществления административного управления на уровне региона и мониторинга социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях явилась предпосылкой формирования квазитерриторий третьего уровня — административно-управленческих округов, которые включают в себя несколько муниципальных образований (как правило, муниципальных районов, городских округов или внутригородских территорий). При этом границы административно-управленческого округа не могут пересекать границ входящих в него муниципальных образований. По своей сути управленческие округа тождественны федеральным округам, но только имеют статус регионального уровня. Так, например, на территории города Москвы выделено 10 административных округов (АО), в состав которых входит от 5 (Зеленоградский АО) до 17 (Северо-Восточный АО) районов города. На территории Свердловской области создано пять управленческих округов: Северный, Западный, Горнозаводской, Восточный и Южный. В 2009 г. было проведено зонирование также территории Алтайского края по 7 управленческим округам (Барнаульский, Заринский, Бийский, Алейский, Каменский, Славгородский, Рубцовский — названия произошли от названия городов края, которые являются центрами округов).

Отдельные муниципальные образования (главным образом, города не федерального значения) декомпозируются на отдельные участки — городские районы, которые, если посмотреть на карту города, имеют свои территориальные границы. Городское районирование имеет и исторические корни: в СССР городские районы существовали в городах с населением более 200 тыс. чел. (1 район приблизительно равнялся 100 тыс. чел.), в среднем на один город, имеющий районное деление, приходилось по 4,4 городских района.

Следует отметить, что в постсоветское время в отдельных городах, таких как Вологда, Благовещенск, Кострома, Курган, Нальчик, Новгород, Таганрог, по разным причинам отказались от районного деления, а в ряде городов (Архангельск, Владикавказ, Краснодар, Липецк, Калуга, Курск, Новороссийск, Белгород) районы были заменены городскими округами. В настоящее время, например, территория города

Красноярск в административном отношении делится на семь районов: Железнодорожный, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Свердловский, Советский и Центральный, в городе Барнаул выделяются Железнодорожный, Индустриальный, Ленинский, Октябрьский, Центральный. Городские районы не имеют статуса самостоятельного муниципального образования, но их выделение зачастую обусловливается рациональностью создания районных администраций как территориальных органов управления, которые между собой разделяют часть функций и ответственности муниципального управления. В аналогичном положении находятся и поселки в составе городских округов: имеют территориальные границы, свою администрацию, но не имеют статуса муниципального образования. Территории подобного вида образуют группу территорий четвертого уровня.

Каждый регион, каждое муниципальное образование обладает собственным инструментарием решения задач, связанных с его существованием и развитием. Одним из инструментов, законодательно закрепленным, является создание особых или специальных экономических зон (сокращенно ОЭЗ или СЭЗ) федерального уровня. Они представляют собой локальные территории с особым действующим режимом по отношению к остальным территориям. Этот режим регулирует специальное законодательство, которое охватывает следующие вопросы: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Процессы создания и функционирования СЭЗ федерального уровня в настоящее время регламентируются Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах Российской Федерации». В зависимости от вида СЭЗ могут создаваться на уровне муниципального образования (ОЭЗ туристко-рек-реационного типа) или на локальных участках, внутри муниципального образования, т. е. не могут включать в себя полностью территорию одного муниципального образования (ОЭЗ промышленно-производственного типа, портового типа, технико-внедренческого типа).

Например, промышленные СЭЗ расположены в Республике Татарстан (ОЭЗ «Алабуга»), Магаданской (ОЭЗ Магаданской области), Липецкой (ОЭЗ «Липецк») областях, городе Тольятти (Самарская ОЭЗ). Туристские СЭЗ расположены в Алтайском (ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»), Ставропольском (ОЭЗ

Типы и уровни территорий, как объекта маркетинга

Уровень территории Тип территории

Основной Квази

Первый Страна Межстрановая экономическая, военная организация

Второй Регион Федеральный округ

Третий Муниципальное образование (сельские поселения, городские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории города федерального значения) Административно-управленческий округ

Четвертый Городской район, поселок в составе городского округа Особая экономическая зона

на Кавказских Минеральных Водах), Краснодарском (ОЭЗ «Новая Анапа») краях, Калининградской (ОЭЗ «Куршская коса») и Иркутской (ОЭЗ «Ворота Байкала») областях, республиках Алтай (ОЭЗ «Алтайская долина») и Бурятия (ОЭЗ «Байкальская гавань»). Инновационные (технико-внедренческие) СЭЗ размещены в Московской области (ОЭЗ «Дубна»), городах Зеленоград (административный округ Москвы, ОЭЗ «Зеленоград, расположенная на двух участках — промзона Алабушево и МИЭТ), Санкт-Петербург (ОЭЗ Санкт-Петербурга, расположенная на двух участках — «Нойдорф» и «Ново-Орловский»), Томск (ОЭЗ ТВТ «Томск», расположенная на двух участках — Академгородок и Томскнефтехим) и Свердловской области (ОЭЗ «Титановая долина»). Портовые СЭЗ созданы в Ульяновской области (аэропортовая ОЭЗ), Мурманской области (ОЭЗ Мурманской области) и Хабаровском крае (морские портовые ОЭЗ).

Аналогом ОЭЗ федерального уровня являются региональные зоны развития (сокращенно РЗР), статус и порядок создания которых регламентируются региональными нормативными актами (например, в Липецкой области созданы РТР агропромышленного и промышленно-производственного типов). Деятельность СЭЗ может явиться предметом особого рассмотрения, в рамках концепции настоящей статьи можно констатировать, что особые экономические зоны — это квазитерритории четвертого уровня.

Соотношение типов и уровней территорий представлено в таблице.

Подводя итог, следует отметить, что любая территория представляет собой уникальное географическое, политическое, социально-экономическое образование. И каждое из таких образований всегда находится в динамике — развивается или деградирует. Поэтому всегда важно находить, определять наиболее перспек-

тивные направления развития этих территориальных образований. Эту задачу можно решать с использованием методов и средств маркетинга.

Список литературы

1. Арутюнян Г. Г., Баглай М. В. Конституционное право: энциклопедический словарь. М.: НОРМА, 2006.

2. Гагарский М. Д. Маркетинговые подходы и инструменты самоорганизации сельской местности // Географический вестник. Научный журнал Пермского университета. 2010. № 4 (15).

3. Лаппо Г. М. Восприятие города: геоурбанистические аспекты // Известия РАН. Серия «География». 1993. № 4.

4. Общий и специальный менеджмент: учебник / общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. М.: Изд-во РАГС, 2001.

5. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий, 2-е изд., дополн. СПб: Питер, 2006.

6. Попов А. В. Имидж территориального образования: понятийно-терминологическая система проблемного поля // Имиджелогия-2008: Имидж как инструмент привлекательности и конкурентоспособности: материалы VI международного симпозиума по имиджелогии / под ред. Е. А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2008.

7. Фетисов Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление: учебник. М.: ИНФРА-М, 2006.

8. Шарыгин М. Д. Территориальное управление и планирование: учеб. пособие. Пермь: ПГУ, 2007.

9. Экономическая и социальная политическая география: учеб. пособие / В. В. Воронин, М. Д. Шарыгин. Самара: Изд-во Самарского гос. экон. ун-та, 2006.

10. KelsenH. General Theory of Law and State. N. Y., 1961.

11. Kotler P., Hamlin M.A., Rein I., Haider D. H. Marketing Asian Places. Singapore: John Wiley & Sons (Asia), 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.