Научная статья на тему 'Понятие и формально-юридические признаки сельских поселений: территория, население, правовой режим'

Понятие и формально-юридические признаки сельских поселений: территория, население, правовой режим Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7539
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьев Александр Александрович

В статье выделяются формально-юридические признаки сельского поселения: территория, население, правовой режим. На их основе определяется сущность сельского поселения как социально-правового явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept and the formal-legal characteristics of rural settlements: the territory, the population, the legal regime

The article considers the formal-legal characteristics of a rural settlement: the territory, the population, the legal regime. On their basis determined by the nature of rural settlement as a socio-legal phenomenon.

Текст научной работы на тему «Понятие и формально-юридические признаки сельских поселений: территория, население, правовой режим»

ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Афанасьев А.А.

12.3. ПОНЯТИЕ И ФОРМАЛЬНОЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ: ТЕРРИТОРИЯ, НАСЕЛЕНИЕ, ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

Афанасьев Александр Александрович, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Омская юридическая академия. Подразделение: кафедра конституционного и административного права. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье выделяются формальноюридические признаки сельского поселения: территория, население, правовой режим. На их основе определяется сущность сельского поселения как социально-правового явления.

Ключевые слова: территория, население, государство, сельское поселение, правовое регулирование, государственное управление, местное самоуправление.

THE CONCEPT AND THE FORMAL-LEGAL CHARACTERISTICS OF RURAL SETTLEMENTS: THE TERRITORY, THE POPULATION, THE LEGAL REGIME

Afanasyev Alexander Alexaderovich, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Omsk law academy. Department: constitutional and administrative law chair. E-mail: [email protected]

Annotation: The article considers the formal-legal characteristics of a rural settlement: the territory, the population, the legal regime. On their basis determined by the nature of rural settlement as a socio-legal phenomenon. Keywords: the territory, the population, the state, rural settlement, legal regulation, state government, local government.

Сельская жизнь как предмет правового регулирования представляет собой единый комплекс общественных отношений - экономических, социальных, властных, природно-экологических и историко-культурных, направленных на обеспечение жизнедеятельности, улучшение качества жизни и развитие территории проживания населения сельских поселений, условий расширенного сельскохозяйственного производства и ведения личного подсобного хозяйства, а также на повышение эффективности деятельности государственной и муниципальной власти в реализации государственной политики в отношении села. Без понимания сельского поселения как социально-правового явления невозможно говорить о правовом регулировании сельской жизни в целях устойчивого комплексного социально-экономическое развитие сельской территории России. Для определения сущности сельского поселения необходимо выделить его формально-

юридические признаки, которые в своем единстве образуют его формулу.

Сельские поселения являются частью государственной территории РФ (сельской территории), где для населения характерным является сельский образ жизни. В Словаре русского языка С.И. Ожегова под поселением понимается населенный пункт, а также вообще место, где кто-нибудь живет, обитает.1

В законодательстве Российской Федерации (далее -РФ) любая территория характеризуется специфиче-

1 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2006. С. 567.

скими пространственными критериями: 1) размеры, т.е. общая площадь; 2) протяженность с севера на юг и с востока на запад; 3) компактность, т.е. концентрированность в единое целое; 4) климатические условия; 5) населенность (численность и плотность населения, его распределение по отдельным участкам); 6) категория земель (населенных пунктов, леса, болота, сельскохозяйственные и др.); 7) свойства почвы (плодородие и др.); 8) характер недр и степень их разработки.

В Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года2 дано определение понятия "сельские территории" - территории сельских поселений и соответствующие межселенные территории. Здесь же используются следующие понятия: "межселенные территории" - территории, находящиеся вне границ поселений; "сельское поселение" - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; "сельские населенные пункты" - поселки, села, деревни, станицы, кишлаки, аулы, хутора и другие сельские населенные пункты, отнесенные независимо от количества проживающих в них людей к сельским населенным пунктам административнотерриториальным делением, установленным в субъектах РФ; в них может сезонно проживать значительное количество городских жителей.

В Конституции РФ и ряде федеральных законов все населенные пункты нашего государства подразделяют на городские и сельские. Вместе с тем, в Общероссийском классификаторе объектов административнотерриториального деления ОК 019-95, введенном в действие с 1 января 1997 года3, населенные пункты разграничиваются по трем уровням: города (федерального, областного (краевого, республиканского) районного подчинения), поселки городского типа и сельские населенные пункты. При этом необходимо признать, что обычно термин "сельский" имеет территориальный акцент вне зависимости от преобладания сельскохозяйственного или связанного с ним вида деятельности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4 (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ 2003 года) понятие сельского поселения обозначает вид муниципального образования, в территориальные границы которого включены как земли населенных пунктов, так и земли иных категорий, находящиеся в границах данного муниципального образования. Межселенные территории отнесены к ведению другого муниципального образования - муниципального района. Эти территории обеспечивают решение вопросов местного значения межпоселенческого характера в целях их развития, создания привлекательности для жизни и работы. Власть муниципального района обеспечивает строительство и содержание межпоселенческих дорог, линий электропередач, газо- и водопроводов и другое.

2 Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2010 года № 2136-р // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6748.

3 См.: Постановление Госстандарта России от 31 июля 1995 года № 413 // М., ИПК Издательство стандартов, 1997 (том 3).

4 СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

1

3'2014

Пробелы в российском законодательстве

В научной литературе отмечается, что законы субъектов РФ, в полномочия которых входят вопросы административно-территориального деления (основа государственной власти), и федеральное законодательство, регулирующее территориальное устройство местного самоуправления (основа организации муниципальной власти), не дают единого подхода в классификации населенных пунктов и сельских территорий.5

Так, например, в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 июня 2003 года № 141 "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села в Республике Башкортостан до 2013 года"6 под сельской местностью понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских поселений или городских округов, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.

Законодательство большинства субъектов РФ в рамках административно-территориального устройства различают города, рабочие поселки, дачные и курортные поселки, сельские населенные пункты. Сельским населенным пунктом является село, деревня, аул, хутор и иной населенный пункт, который не отнесен к категории городских населенных пунктов, рабочих поселков, дачных и курортных поселков, и жители которых ведут сельский образ жизни. В ряде субъектов установлена градация сельских населенных пунктов в зависимости от количества проживающего населения.

К примеру, в Омской области в соответствии с ч. 2 от. 14 Закона Омской области от 15 октября 2003 года № 467-03 "Об административно-территориальном устройстве Омской области и порядке его изменения"7 населенные пункты (поселения) в Омской области подразделяются на городские (города, рабочие и дачные поселки) и сельские (села, поселки, деревни, аулы, хутора, заимки и иные) поселения. При подразделении населенных пунктов (поселений) в Омской области на виды учитываются особенности поселений, в т.ч. численность их населения, научно-

производственная специализация указанных поселений, а также их значение в системе расселения населения и административно-территориальном устройстве Омской области (ч. 1 от. 14). В соответствии со от. 1 сельским поселением признается населенный пункт (село, поселок, деревня, аул, хутор и иные), который не отнесен к категории городских поселений, а сельским округом - имеющее административный центр территориальное образование Омской области, в состав которого входят одно или несколько географически и экономически объединенных сельских поселений вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания данных поселений. В то же время отнесение населенных пунктов к категории городов в соответствии со ст.ст. 15, 16 осуществляется законом Омской области. К категории городов

5 См., напр.: Анисимов А.П. Актуальные проблемы правового режима земель населенных пунктов в Российской Федерации: Монография. М., 2010. С. 9-23; Минина Е.Л. Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий // Журнал российского права. 2009. № 12. С. 36-37.

6 Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2003. № 12(168).

7 Омский вестник. 2003. 31 октября. № 69.

областного значения могут быть отнесены крупнейшие, крупные и большие города, расположенные на территории Омской области и являющиеся экономическими и культурными центрами и имеющие развитую промышленность. В виде исключения к категории городов областного значения законом Омской области могут быть отнесены средние и малые города, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышленность и перспективу дальнейшего развития и увеличения численности населения. Отнесение населенных пунктов к категории рабочих поселков и дачных поселков осуществляется законом Омской области. К категории рабочих поселков могут быть отнесены населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты, с численностью населения не менее 3 тыс. человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 85 процентов, а также населенные пункты, на территории которых расположены высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации. В отдельных случаях к категории рабочих поселков могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 3 тыс. человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения. К категории дачных поселков могут быть отнесены населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание населения городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха. Дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения постоянно проживает в них. Поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения и являющиеся объектами служебного назначения в соответствующей отрасли экономики (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, метеостанции, полевые станы, пасеки, сторожки, контрольные пункты, казармы, кордоны и тому подобное), а также одиночные дома не составляют самостоятельные населенные пункты и подлежат включению в состав населенных пунктов, с которыми указанные поселения связаны в административном, производственном или территориальном отношениях.

Проблема отнесения населенных пунктов к городским или сельским находит отражение в юридической науке. Так А.П. Анисимов предлагает современное научное юридическое понятие населенного пункта как части территории России, имеющей наименование, сосредоточенную застройку и служащей местом проживания людей, подразделяемой на городские и сельские населённые пункты.8

Следует отметить и некоторые различия в определении указанного понятия в российской и зарубежной практике. Так, документы Всемирной торговой организации к сельским территориям относят местность вне зоны больших городов, где экономика базируется на традиционных для сельского населения занятиях, местных производствах, на использовании природных ресурсов. Данная дефиниция показывает, что в зарубежных странах в состав сельских территорий, как правило, включают и малые города (с численностью

8 Анисимов А.П. Актуальные проблемы правового режима земель населенных пунктов в Российской Федерации: Монография. М., 2010. С. 23.

2

ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Афанасьев А.А.

до 250 тыс. человек), являющиеся центрами этих территорий, в которых обычно сосредоточена значительная часть производств по переработке сельскохозяйственной продукции.

Исходя из вышеизложенного, сельская территория РФ - территория сельских поселений в границах данного вида муниципальных образований, где формируются и действуют комплекс специфических общественных отношений (сельская жизнь), направленных на обеспечение жизнедеятельности и устойчивое развитие территории проживания сельских жителей, а также межселенные территории муниципальных районов. Эта территория государства нуждается в особом внимании с целью сохранения нравственных и культурных традиций крестьянства, экономических и социальных основ России. В сельских поселениях, где сельские люди обитают, сосредоточена подавляющая часть социально-экономических проблем, в решении которых право должно проявить свою регулятивную функцию. Развитие межселенных территорий (строительство межпоселенческих дорог, прокладка линий электропередач, магистральных газо- и водопроводов и др.) важно для функционирования соответствующей инфраструктуры села с целью обеспечения её привлекательности для жизни и работы. Территория сельского поселения имеет специфические пространственные критерии (общая площадь, протяженность с севера на юг и с востока на запад, географическое положение на карте, климатические условия, населенность, особенности ландшафта, плодородие и другие свойства почвы, характер недр и степень их разработки).

В современной научной юридической литературе при рассмотрении особенностей поселений в рамках исследования местного самоуправления выделяются интегрирующие признаки не только специфического пространственного характера (относящиеся к территории муниципального образования), но и имеющие явно внепространственный характер. В первую очередь к ним относится местное население.

А.А. Уваров в местном населении видит не просто группу людей, проживающих на определенной территории, в которой важны лишь трудовые, имущественные, возрастные и иные количественные характеристики людей, а категорию социально активного волевого субъекта, имеющего свое функциональное и целевое предназначение и самостоятельно организующего свою жизнедеятельность.9

А.Н. Костюков к элементам конструкции понятия местного самоуправления относит население (обязательный коллективный субъект осуществления местного самоуправления), вопросы местного значения, касающиеся непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (объект управления), и содержание деятельности по осуществлению местного самоуправления (муниципальные правоотношения).10 К элементам конструкции понятия поселение, связанным с осуществлением местного самоуправления на сельской территории, он относит населенную территорию, сосредоточенную застройку, наличие границ и выделяет в ней конкретно для сельского поселения специфическую особенность - сферу преимущественного приложения труда - сельскохозяйственное производство. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ 2003 года учет мнения населения является од-

9 Уваров А.А. Местное самоуправление в России. М., 2006. С.

52-53.

10 Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль права. Монография. М., 2003. С. 144.

ним из основных принципов территориальной организации местного самоуправления, прежде всего, при установлении и изменении границ, преобразовании муниципальных образований.

А.А. Саломаткин качестве элементов правового статуса населения сельских территорий в РФ выделяет: 1) наличие гражданства РФ; 2) достижение гражданином РФ возраста 18 лет и приобретение в связи с этим правосубъектности, включающей активное избирательное право; 3) наличие постоянного или преимущественного проживания в сельской местности в РФ.11 Некоторые авторы при характеристике сельского населения выделяют такие социально-психологические признаки как большую открытость в общении, более высокое значение общественного мнения, наличие социального контроля, более упрощенные формы общения и другие.11 12

В Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года дано определение понятие "сельское население" - жители, постоянно проживающие во всей совокупности сельских населенных пунктов.

На наш взгляд, понятие "местное самоуправление сельского поселения" не совпадает с понятием "население сельского поселения" и выступает по отношению к нему управляющей системой. С помощью этой системы население сельского поселения реализует свои права через: 1) использование форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления на основании ст.ст. 22-33 Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года

(референдумы, выборы, территориальное общественное самоуправление и другие формы) и 2) публичное представительство местного населения, выступающее в виде органов местного самоуправления (от. 34 Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года). В законодательстве, научной литературе при характеристике тех или иных правовых институтов понятия "народ" и "население" зачастую имеют тождественный смысл. Вместе с тем, когда речь заходит о государстве, то в большей мере используется слово "народ", а для характеристики местного самоуправления - "население" или "местное население", "сельское население" как часть народа, проживающего на определенной территории. Европейская хартия местного самоуправления, ратифицированная Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления"13, определяет местное самоуправление как право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

В соответствии со от. 1 Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленными федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность реше-

11 Саломаткин А.А. Местное самоуправление в сельских поселениях России. Вопросы теории и практики. Челябинск, 1999. С. 36.

12 См., напр.: Артамонов А.Д. и др. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века. Тамбов, 2005. С.15-16.

13 СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695.

3

3'2014

Пробелы в российском законодательстве

ние населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Основываясь на содержании ст. 3 Конституции РФ, можно сделать однозначный вывод, что народ выступает субъектом государственной власти как единое целое в масштабе всей страны. Когда речь идет о части этого целого - о населении (местном населении, сельском населении), то необходимо говорить только о власти негосударственной, власти местного самоуправления. Народ является единственным источником государственной власти и суверенитета, а потому рядом со словами "государство", "государственная власть" юридически обосновано употреблять именно этот термин. Такая позиция заслуживает, на наш взгляд, более детального закрепления на законодательном уровне.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют в муниципально-правовых отношениях ограниченную правосубъектность. В частности, они вправе участвовать в территориальном общественном самоуправлении, получать информацию о деятельности органов местного самоуправления, знакомиться с правовыми актами органов местного самоуправления, затрагивающими их права и свободы, участвовать в митингах, шествиях, пикетированиях. Вместе с тем лица без гражданства не могут участвовать в муниципальных выборах, в местном референдуме. В отдельных случаях на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно

проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане РФ.

Население сельских поселений можно выделить и по другим условиям, формам и качественным показателям жизнедеятельности людей, в современной литературе объединенным под общей дефиницией - сельский образ жизни. Кроме вышеуказанного критерия как занятие преимущественно земледельческим трудом, для него характерна исторически сложившаяся специфическая форма трудовых, бытовых и социокультурных отношений, проявляющихся в общности интересов сельчан и стереотипах социального поведения. Субъектами сельского образа жизни выступают индивиды, объединенные в сельскую социальнотерриториальную общность. Их объединяют также: специфика трудовой занятости; демографическое поведение; формы общения, обычаи и традиции; условия быта, образования и культуры; возможности внешней и внутренней коммуникации и др. Структуру сельского образа жизни составляют такие показатели, как: уровень жизни - степень удовлетворения материальных и культурных потребностей сельчан; стиль жизни - совокупность образцов повседневного поведения, присущих данной социально-демографической группе; качество жизни - уровень получаемых медицинских, бытовых, образовательных и культурных услуг, состояние социальной защищенности индивидов. Специфика сельского образа жизни проявляется в его неотделимости от экономики, в низкой расчлененности повседневной жизни, быта, личного хозяйства и участия в общественном производстве. На формирование населения сельского поселения оказывают воздейст-

вие погодно-климатические условия, пространственная рассредоточенность людей, цикличность трудового процесса, когда периоды больших физических напряжений сменяются относительной невостребованностью рабочей силы. Повседневное общение с природной средой способствует сохранению приверженности сельчан к устоявшимся традициям и нормам, формируя определенный консерватизм мышления и поведения.

Суммируя сказанное, население сельских поселений (сельское население) с полным основанием можно отнести к основным элементам конструкции понятия сельского поселения, определяющего его специфику. Население сельских поселений, на наш взгляд, могут характеризовать следующие признаки: 1) постоянное или преимущественное проживание на обособленной сельской территории; 2) род занятий у большей части населения связан с сельским хозяйством; 3) относительно невысокая плотность и численность населения; 4) основные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросы местного значения) сельского поселения регламентируются муниципальными правовыми актами; 5) периодически население выступает в качестве политической общности, выражающей свою волю, как по решению вопросов местного значения сельского поселения, так и по участию в осуществлении государственной власти (жители должны иметь статус избирателя, установленный законодательством); 6) устойчивое психологическое представление населения о единении в сообщество, основанное на чувствах принадлежности, сопричастности, ответственности, производственных, исторических и культурных традициях; 7) общая инфраструктура, обеспечивающая повседневные социальные и экономические потребности жителей.

В целях определения интегрирующих признаков, характеризующих сельское поселение, заслуживает внимания дефиниция "устойчивое развитие сельских территорий". В Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года устойчивое развитие сельских территорий определено следующим образом: стабильное социально-

экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель, основная цель долгосрочной

социально-экономической политики РФ.

В научной литературе под устойчивым развитием (англ. sustainable development) понимается процесс изменений, в котором использование природных ресурсов, инвестиций и ориентация научно-технического развития, развитие личности человека являются главным и обязательным, согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идёт об обеспечении качества жизни людей.

Следовательно, анализ законодательства, научных работ показывает, что при отнесении населенного пункта к определенному виду в первую очередь обращается внимание на два основных признака: территорию и население. В меньшей степени обращается внимание на специализацию деятельности большинства населения села.

4

ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Афанасьев А.А.

Важнейшим элементом в анализе понятия "сельское поселение" является действующая на данной территории власть и устанавливаемый ею на данной территории правовой режим.

Любая территория государства объективно представляет собой пространственные пределы, на которых осуществляется политическая власть.

На сельской территории России действуют обе формы политической власти - государственная власть и местное самоуправление.

Государственная власть и местное самоуправление в соответствии с Конституцией РФ являются двумя формами политической власти, которые осуществляются на соответствующих территориях.

Справедливо отмечая, что любая общность людей предполагает отношения власти - подчинения, С.Н. Бабурин определяет власть, как общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одного человека или группы лиц добивать-

~ 14

ся осуществления своей воли над другими людьми. Говоря о возможности одного человека или группы лиц добиваться осуществления своей воли над другими людьми, необходимо обратить внимание на важнейший методологический вывод, который мы находим в научных трудах А. И. Экимова о том, что любая воля имеет целенаправленный характер, а в целях, преследуемых с помощью правовых норм, находит отражение синтез интересов и ценностей.14 15

Главным показателем территории, позволяющим различать её виды, был и остаётся существующий на ней правовой режим (или механизм осуществления власти).

Понятие правового режима практически совпадает с понятием системы права, если рассматривать отношения граждан, организаций в связи с определенными объектами (режим собственности, режим природных объектов, режим службы и др.).16 17

Применительно к сельской территории как части государственной территории действует государственноправовой режим в виде административно-правового режима, отражающий специфику объекта административно-правового воздействия и используемых для этого административно-правовых средств.1

Необходимо различать действие двух видов государственно-правового регулирования (режима) на территории сельского поселения по критерию отношения к органам государственной власти РФ и субъекта РФ: государственно-правовое регулирование (режим) на федеральном уровне и государственно-правовое регулирование (режим) субъектов РФ.

Признавая особый правовой статус сельской территории, а значит и специальный её правовой режим, государство в Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года при определении понятия "сельское поселение" одним из основных критериев определило наличие на данной территории местного самоуправления одного или

14 Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок. М., 2010. С. 21.

15 Экимов А.И. Право, ценности и интересы // Научные труды Российского государственного торгово-экономического университета. М., 2004. С. 314-316, 327-328.

16 Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 410.

17 См.: Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: Монография. М., 2000. С. 15; Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок. М., 2010. С. 23, 24; Костюков А.Н.

Муниципальное право как отрасль российского права. М., 2003. С. 110-130.

нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В сельском поселении местное население осуществляет политическую власть в форме местного самоуправления. На сельской территории вопросы местного значения в интересах сельского населения решаются двумя видами муниципальных образований - органами местного самоуправления сельских поселений (где люди непосредственно проживают) и органами местного самоуправления муниципального района (на межселенных территориях), в состав которого входят соответствующие сельские поселения на основе Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года. Наиболее приближённой властью является местное самоуправление сельского поселения, которая обязана решать наиболее важные вопросы жизнедеятельности селян. Основными источниками поступления в местный бюджет являются местные налоги и сборы от деятельности местного (сельского) населения, дотации и субвенции государства, финансовая поддержка муниципального района.

Действие муниципально-правового режима на сельской территории логично и оправданно ещё и с точки зрения ответственности органов местного самоуправления за управление и регламентацию местных дел. Ведь при отсутствии возможности (способности) к их осуществлению бессмысленными становятся и меры ответственности, а, в свою очередь, без ответственности реализация любых полномочий становится неуправляемой и неконтролируемой, что может привести к правовому нигилизму и хаосу.18

Таким образом, раскрывая понятие сельского поселения как социально-правого явления, наряду с характеризующими его признаками - территорией и сельским населением, необходимо выделять действующий здесь механизм осуществления власти: государственно-правовое регулирование (режим) и муниципальноправовое регулирование (режим) комплекса общественных отношений (сельской жизни), осуществляемые в интересах населения сельского поселения.

Список литературы:

1. Анисимов А.П. Актуальные проблемы правового режима земель населенных пунктов в Российской Федерации: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2010. -456 с.

2. Артамонов А.Д. и др. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века. - Тамбов: ООО "Издательство Юлис", 2005. - 384 с.

3. Афанасьев А.А. Правовое регулирование сельской жизни в Российской Федерации: Монография - Омск: Издательство ООО «Омскбланкиздат», 2012. - 308 с.

4. Бабурин С.Н. Мир империй: Территория государства и мировой порядок - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. - 829 с.

5. Бахрах Д.Н. Административное право России. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА), 2000. - 640 с.

18 Уваров А.А. Местное самоуправление в России. М., 2006. С. 11-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

3'2014

Пробелы в российском законодательстве

6. Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права: Монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. - 304 с.

7. Минина Е.Л. Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий // Журнал российского права. - 2009. - № 12.

8. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (утвержден Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 года № 413) // М., ИПК Издательство стандартов, 1997 (том 3).

9. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова - М.: ООО "А ТЕМП", 2006. - 944 с.

10. Рушайло В.Б. Административно - правовые режимы: Монография. - М.: Щит-М, 2000. - 263 с.

11. Саломаткин А.А. Местное самоуправление в сельских поселениях России. Вопросы теории и практики. - Челябинск: Законод. собр. Челяб. обл., Челяб. гос. ун-т, 1999. - 216 с.

12. Уваров А. А. Местное самоуправление в России. -М.: Норма, 2006. - 320 с.

13. Экимов А.И. Право, ценности и интересы // Научные труды Российского государственного торговоэкономического университета / Коллектив авторов. -М.: ООО Издательство "Единство", 2004.

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.