Научная статья на тему 'Практика деятельности православных лагерей и композиция паломнических экспедиций как метод духовного воспитания в социально-культурной деятельности'

Практика деятельности православных лагерей и композиция паломнических экспедиций как метод духовного воспитания в социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ПРАВОСЛАВНЫЙ ЛАГЕРЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / SPIRITUAL UPBRINGING / PILGRIMAGE / SOCIO-CULTURAL APPROACH / ORTHODOX CAMP / PEDAGOGICAL SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожевникова Инна Юрьевна

В настоящее время идет переоценка роли и места религии в истории России, признается ее большое влияние на духовное и нравственное становление человека, поэтому необходимостью времени стала религиозная образованность граждан, знание традиций православия, национальной культуры родного края. Социально-культурный подход содержит большие возможности для реализации существенных требований к системе образования и успешно сосуществует с иными педагогическими системами и технологиями. В данной статье мы обращаемся к проектным методикам, интегративному подходу и педагогическим (воспитывающим) ситуациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nowadays there is a reassessment of the role and the place of religion in the history of Russia, it is concerned with its big influence on spiritual and moral development of the person, therefore religious erudition of citizens, as well as their knowledge of traditions of Orthodoxy and culture of the native place, became the necessity of the time. The socio-cultural approach contains greater opportunities for realisation of essential requirements to the educational system and successfully coexists with other pedagogical systems and technologies, such as project methodology, integrative approach and pedagogical (educational) situations

Текст научной работы на тему «Практика деятельности православных лагерей и композиция паломнических экспедиций как метод духовного воспитания в социально-культурной деятельности»

И.Ю. Кожевникова

ПРАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНЫХ ЛАГЕРЕЙ И КОМПОЗИЦИЯ ПАЛОМНИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ КАК МЕТОД ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время идет переоценка роли и места религии в истории России, признается ее большое влияние на духовное и нравственное становление человека, поэтому необходимостью времени стала религиозная образованность граждан, знание традиций православия, национальной культуры родного края. Социально-культурный подход содержит большие возможности для реализации существенных требований к системе образования и успешно сосуществует с иными педагогическими системами и технологиями. В данной статье мы обращаемся к проектным методикам, интегративному подходу и педагогическим (воспитывающим) ситуациям.

Ключевые слова: духовное воспитание; паломничество; социально-культурный подход; православный лагерь; педагогическая ситуация.

В наше время распространено мнение о том, что большая часть нашей молодежи дурно воспитана. Сами родители нередко жалуются на неблаговоспитанность своих детей. Недостаток доброго духовно-нравственного воспитания молодого поколения оборачивается сегодня величайшей бедой... Утрачен авторитет старших, родителей. Подорвано доверие к учителям. Все это привело к небывалому духовному кризису. В немалой степени он выражается в сломе системы воспитания, особенно воспитания духовного, патриотического, любви к Родине. В настоящее время идет переоценка роли и места религии в истории России, признается ее большое влияние на духовное и нравственное становление человека, поэтому необходимостью времени стали образованность граждан в сфере истории и практики религиозной деятельности, знание традиций православия, культуры народов нашего края. Все вышесказанное помогает предостеречь человека от духовных подмен и суррогатов массовой культуры.

Образованность сегодня начинает осознаваться обществом как владение технологиями работы с информацией, развитие навыков самообразования, целепола-гания и мотивации собственной деятельности. Поэтому перед современным образованием стоит задача создания условий и механизмов для развития исследовательской деятельности молодых людей как интенсивного пути и способа образования. На наш взгляд, социально-культурный системный подход содержит большие возможности для реализации существенных требований к системе образования XXI в.

Во-первых, он предполагает объединение содержания образования и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели, единых социальнокультурных ценностей и технологий эффективного обучения. Во-вторых, он призван обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя школу, семью и личность учащегося. В-третьих, он развивает образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.

Важно, что социально-культурный подход направляет развитие индивидуума на самоутверждение в обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами, формирует общий социально-культурный стрежень всех участников педагогического процесса.

Социально-культурный подход успешно сосуществует с иными педагогическими системами и техноло-

гиями, переплетаясь с ними и взаимно обогащаясь. В данной статье мы обращаемся к проектным методикам, интегративному подходу и педагогическим (воспитывающим) ситуациям.

Признавая определяющее значение семьи и школы, следует отметить большую роль детских общественных организаций в процессе воспитания личности, становления подрастающего поколения. Сегодня

взрослым действительно гораздо сложнее устроить летний досуг детей, но все же сейчас в России устраиваются летние детские лагеря. Некоторые из них хорошо оборудованы, у них налажен быт, но часто не хватает главного - воспитания, в том числе духовнонравственного. Однако необходимо отметить, что сейчас появились такие лагеря, где данному направлению воспитательной работы уделяется первостепенное значение. Это так называемые православные летние детские лагеря.

Православный летний лагерь - не только прекрасное место отдыха, но и школа воцерковления для детей и взрослых. Более эффективному достижению воспитательных целей способствует летний лагерь, когда дети на какое-то время отрываются от привычной среды с ее укладом и отношениями и соприкасаются с иной жизнью. Вот что пишет о летних православных лагерях С.С. Куломзина: «Летний лагерь - не школа, цель лагеря - не обучать детей теоретически, а дать им пожить в сравнительно небольшой группе сверстников, вне городских условий, в общении с природой. В радостной атмосфере дружбы, доверия. Ответственности, подчиняясь известной дисциплине» [1. С. 54].

Проблема летнего отдыха детей стоит сейчас очень остро. В таких странах, как Америка, Англия, Германия вопрос о летнем отдыхе не только для детей, но и для взрослых нашел широкое распространение. В Америке существует нечто вроде лагерного движения: общественные организации, профессиональные союзы, учебные заведения, церкви, религиозные филантропические организации, десятки сотен частных предприятий организуют отдых в постоянных или передвижных лагерях. Там существуют специальные институты для подготовки инструкторов или руководителей лагерей. Сотни тысяч детей и молодых людей каждое лето оставляют удобства большого города, превращаются хотя бы на месяц в дикарей на природе. В Германии существует известное многим У^еМ Ъеше^^, объединяющее миллионы молодежи под лозунгом «вон из

города». Почти все молодежные движения - соколы, скауты, витязи и др. - организуют летние лагеря как самую существенную часть своей деятельности. Не случайно для русских послереволюционных эмигрантов летние лагеря «были действенным способом сохранять и воспитывать в детях православную веру и приобщать их к родной культуре»[2].

Программа православного миссионерского мобильного лагеря паломнической направленности включает: туристический поход - пеший, лыжный или байдарочный - к определенной цели (какому-либо святому месту); общее православное делание - сооружение Поклонного креста, трудовое послушание в монастыре, миссионерские беседы с местными жителями, общая молитва (в том числе молебны, панихиды) по пути и в святых местах. Участвуя в таком лагере, подростки приобретают опыт молитвы и созидания, навыки жизни в гармонии с природой, познают окружающий мир, глубже узнают историю и культуру своей Родины.

За последние 5 лет подобные миссионерско-паломнические лагеря были организованы в Карелии, на Кавказе, в Новгородской области, на ВладимироСуздальской земле, в Омско-Тарской епархии. Большой опыт данной деятельности имеет Российская православная церковь за рубежом.

Важно, что в мобильном миссионерском паломническом лагере подростки не соревнуются, а вместе созидают, сообща проходят путь и преодолевают трудности.

Еще одно преимущество - материальное. Мобильный лагерь не требует ежегодных затрат на поддержание материальной базы, ремонт и профилактику, стройматериалы и т.п. Основная статья расходов - приобретение палаток и спальных мешков, которых при аккуратной эксплуатации хватит на много лет.

Но главное, конечно, - это та духовная польза, которую подростки, чаще всего сами того не сознавая, получают в подобных лагерях, учась любви, терпению, послушанию, молитве и упованию на помощь Божию.

Паломничество тщательно продумывается и планируется заранее, разрабатывается подробный маршрут. Подготовка начинается заранее, и большое воспитательное значение имеет то, что ребята задолго до лагеря начинают трудиться вместе. Обязательной в подобных лагерях является работа профессионального инструктора.

В данном виде социально-культурной деятельности часто присутствуют элементы религиозного туризма экскурсионной направленности и паломничества. В первом случае путешествующих интересуют экскурсии с посещением монастырей, храмов, музеев и выставок. Паломников привлекает непосредственное участие в религиозных службах, культах. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломники в основном исповедуют ту религию, святым местам которой они приехали поклониться. В рамках религиозного туризма экскурсионнопознавательной направленности предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты -действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. Туристы посещают богослужения, принимают участие в крестных ходах и других религиозных мероприятиях.

Соприкосновением с историей и современной жизнью Отечества призвана стать истоковедческая экспедиция [3. С. 227], к которой тщательно готовятся. Ее главная цель - включение учащихся в активное, деятельное изучение родного края. Основной особенностью экспедиции является «погружение» участников в мир русской истории и культуры. Особое внимание уделяется архитектуре и прикладному искусству как основным составляющим среды обитания человека: миру русского города, села, православного монастыря, усадьбы и т.д.

Подготовка экспедиции состоит из нескольких элементов.

Первый элемент включает формирование маршрута и составление программы экспедиции. На данном этапе очень важно определить приоритеты: какие объекты посещать, какому пункту экспедиции уделить больше времени и т.д. Маршрут должен быть составлен на основании общей географической карты, каталогов памятников архитектуры, сведений об епархиальных святынях (местно чтимых иконах, святых источниках и т.д.).

После разработки маршрута следует составление подробной программы экспедиции; в программе должна содержаться вся информация о проводимом мероприятии: цели, задачи, формы работы, программа по дням, ожидаемые результаты, карта маршрута.

Второй элемент подготовки - набор и работа с будущими участниками экспедиции. После составления примерного списка участников можно приступить к предварительным занятиям. В рамках программы экспедиции проводятся лекции, семинары по истории и краеведению, архитектуре и искусству. При этом внимание, прежде всего, уделяется самостоятельным исследованиям участников экспедиций, которые заранее прорабатывают темы своих докладов.

Третьим элементом подготовки экспедиции является непосредственная организация экспедиции. При организации необходимо учитывать следующее: питание, проживание, проезд, гигиена.

Разработка туристского продукта, т.е. создание и организация отдыха и путешествий, является чрезвычайно сложным процессом. Он требует от специалистов, работающих в социально-культурной сфере, не только профессионализма, глубоких знаний туристских ресурсов, организационно-правовых особенностей поездок, психологии и мотивации потребителя, но и педагогических навыков в сфере духовного воспитания, содействующих духовному и нравственному становлению личности.

Единицей педагогического процесса и одновременно единицей педагогической деятельности в сфере духовного воспитания является педагогическая (воспитывающая) ситуация. В исследованиях Н.В. Бочкиной [4], В.С. Ильина [5], В.В. Серикова [6], И.А. Соловцова [7] педагогическая ситуация понимается как часть учебно-воспитательного процесса, позволяющая раскрыть жизнедеятельность человека во всей ее целостности и гармоничности, как своего рода взаимосвязь, скоординированность различных компонентов воспитательного процесса.

Как отмечает Е.А. Крюкова, педагогическая ситуация представляет собой «особый педагогический меха-

низм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие ход его жизнедеятельности, вос-требующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации» [8. С. 61].

Событийный подход к пониманию педагогической ситуации позволяет выделить две ее стороны: объективную (внешние условия бытия субъектов духовного воспитания) и субъективную (переживание ситуации субъектами духовного воспитания), что дает возможность рассматривать бытие участников педагогического процесса во всей его целостности и разносторонности.

Процесс духовного воспитания можно представить как цепочку событий, каждое из которых является единицей бытия (проявлением жизни) и в которых сконцентрированы отдельные проявления бытия. Ситуации духовного воспитания представляют собой образы, «слепки» жизненных проявлений, перенесенные в иную реальность (игровую, виртуальную и пр.). Если такая ситуация проектируется, конструируется и реализуется педагогом специально для достижения целей духовного воспитания, то она становится единицей деятельности педагога, в которой все ее компоненты представлены в их единстве.

Духовное воспитание соотносится со смыслом жизни, с ценностными ориентирами воспитанников, с их бытийственным самоосуществлением. Следовательно, при проектировании и конструировании ситуаций духовного воспитания следует исходить из конкретных проявлений бытия воспитанников (радость, вдохновение, труд, совесть, понимание, любовь, верность, горе, вера, страдание, страх и пр.). Чем богаче палитра проявлений бытия (событий), с которыми сталкивается и в которые оказывается включенным воспитанник, чем шире их диапазон (радость - скорбь, верность - измена, прекрасное - безобразное), тем богаче духовная жизнь ребенка, тем большие возможности открываются для становления его как «человека духовного» [9].

В православной педагогике термином «педагогическая ситуация» оперирует С.Ю. Дивногорцева [10. С. 70]. Под педагогической ситуацией она понимает материальные, психофизические, санитарно-гигие-

нические, морально-психологические и другие условия, сочетание которых порождает конкретные обстоятельства, в которых совершается воспитание.

Каждая ситуация духовного воспитания может рассматриваться как встреча. Понятие «встреча» не входит в круг традиционных понятий светской педагогики; это слово не имеет в педагогической науке статуса термина, не считается принадлежащим педагогическому тезаурусу. Тем не менее в контексте духовного воспитания оно обретает не житейский, а именно педагогический смысл. Наиболее отчетливо этот педагогический смысл выражен в православной педагогике.

Встреча («сретение») в контексте православного миропонимания - это, в первую очередь, встреча Бога и человека. Такая встреча событийно фиксируется в одноименном празднике - празднике Сретения. Поскольку духовное воспитание в православной традиции понимается как восхождение человека к Богу, всякая встреча, ведущая к этой возвышенной цели, рассматривается как событие в жизни человека.

Таким образом, духовное воспитание - это последовательность встреч на пути духовного совершенствования (позитивного духовного становления) человека; каждая встреча содержит в себе возможность перелома в духовном становлении человека, может стать той кризисной точкой, в которой произойдет переход человека с одной стадии духовного становления на другую либо изменится направление и индивидуальная траектория этого становления. Л. В. Сурова, характеризуя процесс духовного воспитания в православной педагогике, отмечает: «Живой движущийся мир и развивающаяся, “дышащая” духовная жизнь в человеке должны каждый раз вступать в новые отношения, ибо каждый раз это есть новая встреча, новые свидетельства промысла Божия». В связи с этим она так формулирует важнейшую задачу педагога: «...не противореча внутреннему развитию, организовать в определенной последовательности встречи души человека со Священным Писанием, с богослужением, с творениями святых отцов, с церковной историей и церковным искусством и, наконец, с жизнью реальной общины, с людьми. Именно организация встреч, способствующих внутреннему духовному развитию, и может считаться основой нашего педагогического процесса» [11. С. 15-16].

Композиция воспитывающих ситуаций представляет собой конструкцию из большего или меньшего количества ситуаций духовного воспитания, объединенных общей ценностью-целью, наполненных определенным культурологическим содержанием и имеющих ту или иную структуру, т. е. определенный порядок расположения ситуаций и характер их отношений между собой.

Вся композиция воспитывающих ситуаций должна быть ориентирована на одну и ту же ценность, но предполагать наряду с этим восхождение воспитанника к культуре, Другому и самому себе.

Первый шаг при проектировании композиции ситуаций духовного воспитания - выбор ведущей ценности, которая определит тему композиции.

Второй шаг в деятельности педагогов и будущих учителей по конструированию композиции ситуаций духовного воспитания - определение при необходимости ключевого события (по аналогии с кульминацией в музыке), представляющего собой своеобразный кризис, могущий вызвать качественные изменения в духовном становлении воспитанника; вокруг этого события будут выстраиваться все воспитывающие ситуации. Это может быть ситуация любого типа, но в ней эмоциональные переживания воспитанника должны достигать наивысшей степени интенсивности. Остальные ситуации должны быть менее сильными по своему воздействию.

Композиция воспитывающих ситуаций предполагает чередование периодов интенсивной смыслотворческой деятельности с периодами созерцания, которые представляют собой «пространство свободного духовного становления» и позволяют воспитаннику осмыслить материальные и нематериальные результаты духовной деятельности. Важность созерцания для позитивного духовного становления человека подтверждается опытом православных святых, отшельников и монахов. О том значении, которое имеет созерцание в духовном становлении, свидетельствует многовековое

существование и огромное влияние в монашестве особого «созерцательного направления» - исихазма. Несмотря на то что созерцание в православии составляет неотъемлемую часть аскетики и носит мистический характер, важность его для духовного становления человека не вызывает сомнения. Эта мысль выказывается в наше время многими философами, психологами, педагогами (Е.П. Белозерцев [12], Д.А. Леонтьев [13], Н.Е. Щуркова [14] и др.).

Необходимость чередования в рамках каждой композиции ситуаций, предполагающих интенсивную смыслотворческую деятельность воспитанников, и ситуаций спокойного созерцания привела нас к мысли о том, что в основе построения композиции ситуаций духовного воспитания лежит принцип контрастности. Это предположение, составившее одну из частных гипотез исследования, было проверено в опытноэкспериментальной работе - при конструировании и реализации педагогами под нашим руководством ком-

позиций ситуаций духовного воспитания. При этом были выявлены и другие возможности для применения данного принципа при конструировании композиции воспитывающих ситуаций.

Корректно сконструированная композиция воспитывающих ситуаций позволяет сделать духовное воспитание более результативным, расширить диапазон событий, в которые оказывается включенным воспитанник, и избежать чрезмерных нагрузок на психику последнего.

Итак, законы духовной жизни человека диктуют необходимость применения в практике духовного воспитания не только и не столько таких ситуаций, которые создают у ребенка «мажорный настрой», но и таких, в которых он сталкивается с трагическими или парадоксальными проявлениями бытия. Основой ситуаций духовного воспитания является смыслотворческая деятельность. Ситуации духовного воспитания целесообразно объединять в композиции, каждая из которых «группируется» вокруг какой-либо одной ведущей ценности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Куломзина С.С. Воспоминания о летних лагерях // Православная культура: Учеб.-метод. пособие. М.: Редакция еженедельника «Воскресная

школа», 2004. 368 с.

2. Бюллетень религиозно-педагогической работы с православной молодежью // Париж. 1938. № 2.

3. Спиридонова О.А., Денисламова И.В. Истоковедческие экспедиции // Урал. Человек. Истоки: Педагогический альманах. Екатеринбург:

Учебная книга, 2004. Кн. 1. 240 с.

4. Бочкина Н.В. Ситуация выбора - «единица» процесса формирования самостоятельности личности школьника // Формирование личности

школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации образования: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1992. Ч. 2. С. 48-58.

5. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. 144 с.

6. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М., 1999.

7. Соловцова И.А. Ситуационный подход к организации духовного воспитания школьников // Духовно-нравственное воспитание: от методоло-

гии к педагогической деятельности: Сб. науч. и метод. тр. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. С. 56-66.

8. Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа проектирование, реализация. Волгоград: Перемена, 1999.

С. 61.

9. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Пед. общество России, 2000. 117 с.

10. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: Учеб. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. 195 с.

11. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. М.: Изд-во Владимирской епархии, 1996. С. 15-16.

12. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций. СПб.: Юридический центр ПРЕСС, 2004. 704 с.

13. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.

14. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Пед. общество России, 2000. 117 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 7 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.