4. Раскрытие старшеклассникам социальных возможностей для саморазвития во внутришколь-ной общественной работе.
5. Педагогическая поддержка ученика в его самоопределении в общественной работы.
Данные условия положены нами в основу экспериментальной работы, проводимой в школах г. Вологды.
Библиографический список
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педаго-
гика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
2. Практическая психодиагностика: Методики и тесты / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 672 с.
3. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.
УДК 37.0 Л.А. МАРЧЕНКО
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ
Раскрыта сущность понятия традиция. Кратко рассмотрен опыт дореволюционных и современных православных воскресных школ. Проанализированы возможности возрождающихся и новых православных традиций в воспитании подрастающего поколения на примере школ Вологодской епархии.
Ключевые слова: воспитательные возможности, воскресная школа, традиция, православная традиция.
В новой общественно-социальной ситуации, когда под угрозой разрушения находится культура, нравственное состояние общества, с особой остротой встает проблема воспитания подрастающего поколения. Православные воскресные школы, существующие уже более пятнадцати лет, свое предназначение видят в духовно-нравственном воспитании детей, подростков и молодежи, а также в укреплении духовного здоровья нации.
Следует отметить, что деятельность воскресных школ направлена, прежде всего, на овладение информационной системой, вбирающей в себя знание традиций, обычаев, религии, языка своего народа, формирование этических норм поведения людей в обществе, культуры человеческого общения. Данные школы ориентируются на возрождение, сохранение и развитие русских православных традиций, являющихся частью
культуры нации.
В этом русле возникает необходимость остановиться на термине традиция. Понятие традиция произошло от латинского «tradition», что в переводе означает передача. В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» раскрывает категорию традиция как «преданье, все, что устно перешло от одного поколения в другое» [4, с. 425].
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и в «Большом толковом словаре современного русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова дефиниция «традиция» описана следующим образом: «Традиция - 1) то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т.п.); 2) обычай, установившийся порядок в поведении, в
быту» [8, с. 1055; 11, с. 1067].
В «Философском энциклопедическом словаре» дается такое определение: «Традиция - передача духовных ценностей от поколения к поколению; на традиции основана культурная жизнь. Традицией называется также то, что передают; в то же время все, что на традиции основано, называют традиционным» [13, с. 459].
В словаре «Культурология. XX век» понятие традиция рассматривается как «социальное и культурное наследие, передающееся из поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени» [5, с. 480].
С.М. Вишнякова трактует традицию как «1) исторически сложившиеся из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения; на традиции основана культурная жизнь; 2) обычай, установившийся порядок в поведении, быту» [3, с. 339].
В.В. Медушевский соотносит понятие традиции с понятием культура: «Традиция - семя, культура - почва сердца, которая должна быть не каменистой, но приготовленной и увлажненной, дабы семя, проросши, дало плод» [6, 164].
Традиция в «Букваре» под редакцией архимандрита Никона (Иванова) и протоиерея Николая (Лихоманова) раскрывается как «культурное, религиозное, военное, учительное наследие, предание, передающееся из поколения к поколению, обычаи, идеи, нормы поведения, духовные ценности, обряды» [2, с. 1278].
Анализ толкования данной дефиниции и специальной литературы показывают, что в качестве традиции могут выступать определенные общественные взгляды, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и в известной мере являются необходимым условием их существования. Наиболее важное место они занимают в религии.
Православные культурно-исторические традиции имеют тысячелетний опыт духовно-нравственной жизни народа. Культурно-историческая традиция устанавливает, как указывает священник Е. Шестун, «начальную границу нравственного совершенствования личности, цель которого - обожение человека, и связана в Православии со способом выражения Богооткровенной истины» [14, с. 53].
Ретроспективный анализ проблемы позволя-
ет рассмотреть, какие традиции сложились в воскресных школах в дореволюционной России. Практика церковного богослужения и изучение предметов религиозно-нравственного содержания являлись при этом определяющими факторами. Педагогический процесс неразрывно был связан с церковным годовым календарным кругом. В его основе - православные праздники и посты. Церковный год начинался 14 сентября и имел четыре фазы постепенного восхождения к вере: от поклонения Божией Матери через познание жизни Иисуса Христа и его заповедей, а далее - через духовное укрепление к достойному выполнению своей земной миссии. Фазы внутри года складывались так: от Рождества Пресвятой Богородицы до Рождества Христова, от Рождества Христова до Пасхи, от Пасхи до Святой Троицы, от Троицы до Рождества Богородицы.
С позиций христианства весь год представляет собой систему событий, проживая и переживая которые человек проходит путь постепенного, поэтапного восхождения к Богу. В праздниках постигается смысл жизни, миссия человека на земле, природа рождения и смерти. Все церковные праздники имеют духовное значение и, поэтому церковный год является ритмом внутренней духовной жизни. Каждый новый год - это новое и более глубокое постижение жизненных смыслов [1].
В учебном процессе воскресных школ Закон Божий, церковно-славянский язык, церковное пение были главными предметами. С.А. Рачинс-кий обращал особое внимание на последние два, ввиду их практического значения при богослужении. Кроме того, преподавались и предметы общеобразовательные - счет, письмо, чтение. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Во многих школах существовали детские хоры, которые принимали участие в церковных службах.
В современных воскресных школах возрождаются и развиваются традиции дореволюционных школ данного типа. В основе педагогического процесса также находится церковный годовой календарный круг, а главным предметом является Закон Божий. На начало учебного года служится молебен. Молитва в начале и в конце урока, а также перед трапезой и после нее - непременное условие. Все помещения освящены. В каждом классе есть иконы и лампадки. Между уроками - чаепитие, которое способствует дружескому общению и сближает детей. На занятиях
преподаватели стремятся заставить учащихся задуматься о вечном, непреходящем, смысле жизни, их предназначении в этом мире, истинных ценностях. Окружающий мир часто предлагает совершенно иное. Анализ анкетирования, бесед, наблюдений, творческих работ учащихся позволяет их мнение выразить так: «Бог, вера в него и церковь - это те духовные «части» человека, которых не хватает многим современным подросткам. С детских лет нас приучали любить Бога. После крещения мы пошли в воскресную школу и стали петь на клиросе. Школа оберегает нас от грешных поступков, помогает разобраться в себе, в своей душе».
Взрослые и дети стремятся к добру, теплу, любви, стараются быть лучше. И именно атмосфера добра привлекает их в воскресную школу. Подтверждением тому служит анализ 52 сочинений детей, который показывает, что «в школе учат добру, быть человечными друг к другу. Школа постепенно открывала мои способности. Я не умел петь. Теперь молитвы и песнопения стали у меня звучать не хуже, чем у других. Не умел рисовать - помогли и в этом. Очень благодарен преподавателям за терпение и доброту (Максим Д.) ... В школе хорошая духовная атмосфера и добрые учителя. Они нас никогда не ругают. Здесь все приятны в общении, никто никого не обижает. Я бы хотел каждый день ходить в воскресную школу (Сергей Ц.)... Я узнал, как надо себя правильно вести и что надо всех любить, даже врагов. Мне так жалко, что эти 3 года, за которые я так полюбил Церковь, промчались быстро, и вот уже выпускной (Александр В.). За все время, которое я провел в воскресной школе, произошло много изменений в моей душе и моем сердце. Стал более добрым, спокойным, чистым и равнодушным к земному миру (Михаил Л.). Я научилась понимать не только себя, но и других, научилась принимать жизнь такой, какая она есть, и все это благодаря нашим учителям. Они не только учили, но и давали советы, помогали во всех трудностях» (Ольга К.).
Выпускники школ отмечают, что полученные знания способствуют в более осмысленной учебе в других заведениях. Воскресная школа учит переносить трудности и работать над собой. Она открывает новый мир, где есть Бог, мир который «мы можем создать своими руками и своим умом, зная, что можно делать, а что нельзя (Ирина С.). Неизвестно как бы сложилась моя судьба,
но теперь я знаю, что все будет хорошо» (Игорь А.).
Анализ творческих работ родителей также показывает благотворное влияние воскресной школы. Их мнение звучит так: «За время занятий в школе я и мои дети познакомились с совершенно новым для нас миром - миром Божиим, его законами. Благодаря беседам с учителями, мы, взрослые, возрастаем духовно вместе с нашими детьми. Чуткость, внимательность и любовь к нам и нашим детям со стороны педагогов являются поддержкой в зачастую не очень доброжелательном мире. Воскресная школа дает крепкий нравственный стержень, с которым можно преодолеть трудности».
Воскресная школа немыслима без храма и является его частицей. Она открывает маленьким прихожанам и их родителям путь к Богу Каждый родитель, приводя ребенка в школу, понимает, как важно, чтобы сердце его раскрылось до благодатных глубин любви и послушания. Задача педагогов - помочь почувствовать ребенку живость и присутствие Бога, а это невозможно вне Церкви. Школьникам нравится убранство храма, иконы, красивое пение хора, облачение священников. В иконах запечатлены благоговейные состояния духовной сосредоточенности, тишины души и непостижимой любви и мира. Дети посещают храм, исповедуются, причащаются, участвуют в крестных ходах. Учащиеся отмечают, что поначалу было очень трудно стоять на службе, хотелось домой. Во время богослужения они ставят свечки, молятся за свою семью и близких.
Детская молитва совершается с глубоким воодушевлением, так как она проникает во все человеческое существо. Глядя на лица, мы видим изменение к лучшему: они светлеют, появляется большая открытость и доброжелательность. Школьники становятся внимательными к сверстникам, с уважением относятся к старшим. Им хочется жить и иметь радость общения с окружающим миром.
На исповедь дети приходят серьезные, сосредоточенные, говорят батюшке о своих грехах. «После исповеди всегда хочется сделать что-нибудь полезное и приятное для людей» - так написал десятилетний Антон в своем сочинении. Ваня, одиннадцати лет от роду, впервые посетивший храм, сосредоточенно выстоял всю службу и после сказал своей преподавательнице: «А Бог-то в Церкви и правда есть!».
Одна из традиций воскресных школ - певческая традиция, которая, прежде всего, связана с православным пением. Православное пение -пение церковное. С.И. Миропольский, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, К.Д. Ушинский считали, что церковное пение особенно важно для подлинного духовно-нравственного воспитания подростков. Оно настраивает детскую душу и делает ее чуткой и восприимчивой к неземной красоте церковного богослужения. Традицию церковного пения отличает естественность и величественная простота, благоговейная радость, восторг, умиление, умиротворение, смирение [7; 9; 10; 12]. В Череповецких и Вологодских школах существуют детские и юношеские хоры, которые принимают участие в богослужении, православных фестивалях, творческих встречах, которые способствуют дружбе и духовному единению.
К православным традициям также относятся: посещение службы в храме по воскресным и праздничным дням; участие школьников в литургии в качестве чтецов, алтарников, певчих; проведение праздников Рождества Христова, Пасхи, Рождества Богородицы и др. совместно с детьми, преподавателями и родителями; паломнические поездки по монастырям, где учащиеся видят живой опыт духовной жизни; крестные ходы в праздники к святым местам. В школах данного типа появляются и новые традиции, так, например, празднование Дня народного единства, которое совпадает с днем Казанской иконы Божией Матери. По указанию комиссии по религиозному воспитанию ежегодно 4 ноября в школах проводятся мероприятия для учащихся и прихожан.
Стало традицией ежегодно проводить Рождественские, Сретенские и Пасхальные балы для православной молодежи. Идея возрождения балов возникла в противовес шумным современным дискотекам. Великолепный зал, красиво одетые девушки, элегантные юноши во фраках, камерный оркестр - все это настраивает на торжественную атмосферу праздника. Готовя тематику мероприятия, подрастающее поколение прикасается к чистому источнику русской православной культуры и щедро делится этим богатством с другими.
Паломнические поездки по святым местам очень любимы детьми всех возрастов. Впечатления от них останутся на всю жизнь. В поездки берут всех. Настоятель храма Рождества Христова из Череповца протоиерей Георгий Трубицин
считает, что «с хорошими детьми никаких проблем, а плохих куда? Пусть будут еще хуже»? В каждом человеке есть хорошее, доброе семя и учителя должны прилагать усилия к тому, чтобы терния мира сего не заглушили это семя, и оно принесло добрый плод.
За время учебы школьники побывали во многих монастырях и церквях Вологодской области, а также за пределами нашей епархии. У детей появляется любовь к святым местам. Они видят новый мир. По возможности в такие поездки берут и родителей. Татьяна Александровна, мама Саши отметила поездку в Кирилло-Белозерский монастырь и слова ее сына: «А ведь здесь дух другой, ни как в Череповце, давай здесь жить». Паломничество открывает историю нашей Вологодчины, удивительного края и людей, ощущение, что святость - это не сказка, это когда Бог рядом с человеком.
Для развития традиций в школах используются различные формы работы с детьми разного возраста. Так, например, в храме Рождества Христова в Череповце популярен кружок бисероп-летения. Привлеченные мастерством руководителя, добротой, открытостью, как к магниту, притягиваются самые разные люди: дети разного возраста, мамы, матушки священников и даже папы. Татьяна Валентиновна Власова и ее ученики с увлечением и радостью трудятся для благоукра-шения храма: своими руками создали икону Святых Царственных Страстотерпцев, изготовили пасхальные яички из бисера, вышили закладки для Евангелия. К Рождеству Христову и Пасхе воскресную школу всегда украшает великолепная выставка работ умельцев.
Традиционным стал выпуск газеты «Радуга». Ее редактором единогласно избран 16-летний выпускник школы Максим Зубов. В газете печатаются школьные новости, впечатления о паломнических поездках, летнем отдыхе, стихи и рассказы учащихся, небольшие сценарии праздников.
В воскресных школах Вологодской Епархии складываются и свои традиции. В праздники Рождества Христова, Пасхи проводятся литературномузыкальные композиции в самых разных аудиториях. Участники концертов и спектаклей поздравляют с этими торжественными событиями православных людей. Традиционно они проходят следующим образом: слово настоятеля храма, выступления преподавателей и учащихся, церков-
ного и детского хоров, в завершение - праздничное чаепитие.
Летними формами внеклассной работы для учащихся многих школ являются лагеря и православные экспедиции. Задача воспитателей - способствовать нравственному возрастанию детей, прививать навыки к молитве. Желающих поехать на летний отдых с каждым годом становится все больше.
Православный лагерь в Череповце на реке Андога называют православной дачей, потому что обстановка приближается к домашней, все живут как большая дружная семья. После каждой смены родители и дети с удовольствием отмечают, что, исполняя молитвенное правило, слушая Евангельское Слово и жития святых в лагере, школьники и дома стали усерднее молиться, лучше себя вести.
Православная экспедиция «Воздвижение» в Кафедральном Соборе города Вологды существует уже пять лет. В течение двадцати дней летом многие дети и подростки принимают участие в данной экспедиции на берегу Кубенского озера. Учащиеся осуществляют посильную помощь в восстановлении храма, который находится рядом с лагерем. Трудятся на расчистке территории, прибираются в церкви. Родители, приезжающие проведать детей, помогают во всех делах. С каждым годом становятся шире возможности экспедиции. Возникает интерес и со стороны светских управленческих органов. Необычна программа
- воспитание православных молодых людей на истории своего государства, на высоких духовно-нравственных ценностях. Девиз экспедиции: «Польза - народу, честь - Отечеству, слава -Богу». Выпускники школы помогают педагогическому коллективу в качестве вожатых. Коллектив молодежного хора готовит помещение к отдыху детей, трудится на разделке дров.
Старшие девочки из воскресных школ Череповца и Вологды уже пять лет посещают Воскресенский Горицкий женский монастырь. Монастырь - это уже иная ступень духовной жизни, здесь требуется послушание, терпение, сосредоточенная молитва. Далеко не каждый взрослый выдержит в монастыре. Молодые послушницы трудились на прополке и подкормке овощей, в трапезной, ходили на гору Мауру, где в часовне преподобного Кирилла Белозерского читали акафист святому. Они возвращались из обители уставшими, но довольными своими трудами и с
осознанием, что вносят посильный вклад в восстановление любимой обители. Игумения Евфа-лия с благодарностью отзывается о воспитанницах воскресных школ.
Обучение в воскресной школе должно быть направлено не только на получение знаний об основах духовной жизни, но и помогать идущим этим путем. Вести правильную духовную жизнь и построить дом душевный, как указывает Владыка Максимилиан, архиепископ Вологодский и Великоустюжский, невозможно без главных основополагающих добродетелей - кротости и смирения. Приобретая смирение, воспитанники получат и мир, и радость, и покой. Спаситель сказал: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» [Мф. 11, 29]. Стремясь к приобретению добродетелей, дети не останутся и без земных благ.
Воскресная школа востребована обществом. Она обладает воспитательными возможностями в формировании личности. Сохраняя и развивая русские православные традиции, применяя различные формы внеклассной работы, школа способствует преемственности поколений, помогает обрести верный духовный путь, освоению общечеловеческих ценностей, дать такие знания, которые будут использованы во благо нашего Отечества.
Библиографический список
1. Безрукова В.С., Мороз А. Образ русской Школы. - СПб.: «САТИСЬ» , 2002. - 159 с.
2. Букварь: Наука, философия, религия. - М., 2001. - Т. 2. - 1932 с.
3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / Избранные статьи / под ред. Л.В. Беловинского. - М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004. - С. 425.
5. Культурология XX век: Словарь. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 640 с.
6. Медушевский В.В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе // Духовный собеседник. - Самара, 2001. - № 3. -
С. 164.
7. Миропольский С.И. Школа и общество: Частная Харьковская женская воскресная школа.
- СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1892. -
Воспитание национального достоинства старшеклассников в условиях клуба
106 с.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / под общей ред. Л.И. Скворцова. - 24е изд., испр. - М.: ООО Издательство «Оникс»; ООО Издательство «Мир и Образование», 2005. -1200 с.
9. Победоносцев К.П. Учение и учитель: Педагогические заметки. - М., 1901-1905. - 115 с.
10. Рачинский С.А. Заметки о сельских школах. - СПб., 1883.
11. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь
современного русского языка. - ООО «Буколика», РОО «РООССА», 2008. - 1243 с.
12. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии: Письмо третье. Берн // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. - М., 1974. - Т.
2. - С. 129-151.
13. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1999. - С. 459.
14. Шестун Е.В. Духовно-нравственное становление личности в православной традиции // Педагогика. - 2006. - №9 4. - С. 53-61.
УДК 371.4
Г.В. БОТВИНКИН
ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОИНСТВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ КЛУБА
В статье определяется сущность понятия «национальное достоинство», раскрыты особенности воспитательного пространства клубного объединения старшеклассников как наиболее эффективной среды формирования этого качества, описана модель воспитания национального достоинства в условиях клубной деятельности, обозначены условия её успешной реализации.
Ключевые слова: воспитание национального достоинства школьников, клуб старшеклассников, модель воспитания, педагогическое проектирование.
Становление глобального сообщества является актуальным процессом развития человечества. В этих условиях в российском обществе происходит постепенное принятие западного антропологического стандарта, что приводит к нивелированию ценностей отечественной культуры и их замене на западные. Следствием критического дисбаланса ценностей может стать утрата российским сообществом качества нации.
Влияние отечественных ценностей особенно значимо в возрасте юности, для которого характерно становление мировоззрения личности. В этот период необходима целенаправленная работа по воспитанию национального достоинства человека. Вместе с тем, в педагогике отсутствует четкое определение этого качества личности; проблема его формирования недостаточно разработана в теории и методике воспитания. Исследова-
ния осуществлялись либо на философско-педагогическом, концептуальном уровне (В.С. Безрукова, Е.П. Белозерцев, И.Ф. Гончаров, В.А. Мосолов, В.Н. Скворцов), либо в рамках образовательного процесса, за счет введения дополнительных дисциплин в региональный и школьный компоненты стандарта, внесения соответствующих акцентов при преподавании базовых дисциплин (Е.В. Николайкова, В.И. Порошин и др.). Вместе с тем, образовательный процесс наряду с преимуществами (всеохватность учебным процессом, классными часами и др.) имеет и слабые стороны. Так, обязательность изучения национальных ценностей может восприниматься учащимися как навязывание, поэтому воспитание национального достоинства требует более тонкого педагогического инструментария, основанного на свободе осознанного выбора.
© Г.В. Ботвинкин, 2009
89