Научная статья на тему 'Деятельность православных лагерей и структура паломнических экспедиций как механизм воспитания молодежи в социально-культурной сфере'

Деятельность православных лагерей и структура паломнических экспедиций как механизм воспитания молодежи в социально-культурной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ПРАВОСЛАВНЫЙ ЛАГЕРЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / SPIRITUAL TRAINING / PILGRIMAGE / SOCIAL AND CULTURAL SPHERE / ORTHODOX CAMP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожевникова И. Ю.

В статье проанализированы научные подходы к современным проблемам и формам религиозной образованности подростков и молодежи, к изучению традиций православия, национальной культуры родного края в условиях летнего православного лагеря. Изучен педагогический потенциал и технология организации паломнической экспедиции, предложен авторский вариант проектирования последовательности воспитывающих ситуаций в ходе экспедиции, направленных на конфессионально-духовное воспитание на основе методологии социокультурного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITY OF THE ORTHODOX CAMPS AND THE STRUCTURE OF THE PILGRIM EXPEDITIONS AS THE MECHANISM OF THE YOUTH TRAINING IN THE SOCIAL AND CULTURAL SPHERE

It's analyzed in the article the scientific approaches to the modern problems and forms of religious education of teenagers and youth as well as to researching traditions of the orthodoxy, national culture of the native region in the conditions of summer orthodox camp. The author has also researched the pedagogical potential and technology of organization of the pilgrim expedition, offered the variant of projecting the sequences of educational situations during the expedition channeled off for confessional and spiritual training on the basis of the methodology of the social and cultural approach.

Текст научной работы на тему «Деятельность православных лагерей и структура паломнических экспедиций как механизм воспитания молодежи в социально-культурной сфере»

Вероятно, каменное строительство С. Ремезов возглавлял только до 1706 г., затем по болезни ног отошел от дел, объясняя в челобитной, что «обезножил». Но это вовсе не означает, что его творческая судьба завершилась. Напротив, освободилось больше времени для художественных трудов.

Так, не менее значительной гранью его творчества являлось изобразительное художество, оно проявилось уже в географических чертежах и картах, в рисунках лицевой рукописи, но наиболее полно воплотилось в его работах живописного характера. В документах сохранились лишь краткие сведения об этом. В 1696 г. «написал выносную часовню для по-ставления на реке Иртыше иорданнаго освящения воды», в 1697 г., сверх служеб, сработал, сшил и написал мастерских конных и пешим полкам седмь камчатных знамен», в 1713 г. возглавлял артель живописцев, работавших над картинами в губернаторском доме. Ссыльный шведский капитан Филипп Табберт (Страленберг) в своей книге сообщает о встречах с С. У. Ремезовым, называя его художником. В переписной книге по Тобольску за 1710 г. С. Ремезов называет себя иконни-ком. Однако подписных произведений этого мастера не известно. Но исследователи верят в успех новых открытий. В начале 2000-х гг. В.Н. Алексеев выдвинул гипотезу ремезов-ского авторства иконы «София Премудрость Слова Божия», из иконостаса Софийского собора в Тобольске [6, с. 105-126].

Удивительной кажется судьба этого служилого человека из далекой сибирской провинции, который выполнял сколь разносторонние обязанности, чтобы Сибирь была осознана частью Российского государства. Выполняя служебные поручения по «учинению чертежей уездов, сел и деревень», он оставляет атласы «всех сибирских землиц», оказавшись у «городового каменного строения», он воздвиг единственный за Уралом каменный ансамбль Тобольского кремля [1, с. 43]. В процессе выполнения картографической, архитектурной и разнообразной другой государевой службы начались и его

Библиографический список

этнографические и археологические занятия, которые нашли реализацию в его литературной деятельности.

С.У. Ремезов - личность уникальная, многогранная, продуктивная. Но весь его жизненный заряд, стимул всей его деятельности, во многом определялся глубокой патриотичностью, преданностью «государеву делу», верой в промысел Божий. Все эти качества были заложены в него дедом и отцом еще в раннем возрасте. Обладая трезвым практицизмом, С. Ремезов был наделен высокой степенью художественного таланта. Это свое чутье, изобразительный дар вносил в самые разные области выполняемой работы. Он был поистине художником, человеком органичным, творчески подходил к жизни: образовываясь через книги, он овладевал науками как ремеслом, и в то же время хранил традиции и опыт отцов. Он и новатор, и защитник привычных ценностей родной «старины». «Его новации росли большей частью из практических потребностей живого дела...фигура (С. Ремезова) отчетливо демонстрирует органичность культурной реформы (Петра), исходящей не из одной только нетерпеливой воли самодержца, но из назревших потребностей страны» [7, с. 39].

Труды С. У. Ремезова:

1. Херографическая чертежная книга хранится в Гуфтоновской библиотеке Гарвардского колледжа (США) за №59-2045;

2. Служебная чертежная книга хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ, Санкт-Петербург), Эрмитажное собрание № 237;

3. Чертежная книга Сибири 1701 г. хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеке (ОР РГБ, Москва), Румянцевское собрание № 346;

4. История Сибирская хранится в Библиотеке Российской Академии наук (БАН, Санкт-Петербург), Отдел рукописей, 16.16.5.

1. Дергачева-Скоп, Е.И. Ремезовская летопись: история открытия, рукописи, издания / Е.И. Дергачева-Скоп, В.Н. Алексеев // Семен Ремезов и русская культура второй половины XVII - ХУШ веков. Тобольск, 2005.

2. Гольденберг, Л. А. Изограф земли сибирской. Жизнь и труды Семена Ремезова. Магадан, 1990.

3. Очерки русской литературы Сибири. В 2-х тт. Новосибирск: «Наука» сибирское отделение, 1982. - Т. 1.

4. Копылова, С.В. Каменное строительство в Сибири. Конец 17 - 18 в. . Новосибирск: «Наука» сибирское отделение, 1979.

5. Кириллов, В. В. Постройки Семена Ремезова в Тобольске. (Приказная палата и Дмитриевские ворота Тобольского кремля) // «Архитектурное наследство». М., 1962. - Вып. 14.

6. Алексеев, В.Н. Новонайденная икона С.У. Ремезова «София Премудрость Божия» из Тобольского Успенского Софийского собора // Семен Ремезов и русская культура второй половины XVII - XVII! веков. Тобольск, 2005.

7. Герчук, Ю.Я. На пути из Средневековья в Новое время / Ю.Я. Герчук, С.У. Ремезов // Семен Ремезов и русская культура второй половины XVII - XVII1 веков. - Тобольск, 2005.

Статья поступила в редакцию 23.06.09

УДК 371.044.4+281.9

И.Ю. Кожевникова, аспирант ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Е-mail: onir@altgaki.org

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ЛАГЕРЕЙ И СТРУКТУРА ПАЛОМНИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ КАК МЕХАНИЗМ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

В статье проанализированы научные подходы к современным проблемам и формам религиозной образованности подростков и молодежи, к изучению традиций православия, национальной культуры родного края в условиях летнего православного лагеря. Изучен педагогический потенциал и технология организации паломнической экспедиции, предложен авторский вариант проектирования последовательности воспитывающих ситуаций в ходе экспедиции, направленных на конфессионально-духовное воспитание на основе методологии социокультурного подхода.

Ключевые слова: духовное воспитание, паломничество, социально-культурный подход, православный лагерь, педагогическая ситуация.

В настоящее время идет переоценка роли и места рели- тенциал религии может быть использован системой образова-

гии в истории России, признается ее большое влияние на ду- ния при организации летнего отдыха подростков.

ховное и нравственное становление человека, поэтому необ- Образованность сегодня начинает осознаваться общест-

ходимостью времени стала образованность граждан в сфере вом как владение технологиями работы с информацией, раз-

истории и практики религиозной деятельности. Обращение к витие навыков самообразования, целеполагания и мотивации

религии помогает предостеречь человека от духовных подмен собственной деятельности. Но перед современным образова-

и суррогатов массовой культуры. Духовно-нравственный по- нием стоит не только задача создания условий и механизмов

для развития исследовательской деятельности молодых людей

как интенсивного пути и способа образования, но и задача их духовно-нравственного воспитания. На наш взгляд, социально-культурный системный подход содержит большие возможности для реализации существенных требований к системе образования XXI века.

Во-первых, он предполагает объединение содержания образования и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели, единых социально-культурных ценностей и технологий эффективного обучения. Во-вторых, он призван обеспечить естественное гармоничное духовнонравственное развитие личности, объединяя школу, семью и личность учащегося. В-третьих, он развивает образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.

Важно, что социально-культурный подход направляет развитие индивидуума на самоутверждение в обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами, формирует общий социально-культурный стрежень всех участников педагогического процесса. Он успешно сосуществует с иными педагогическими системами и технологиями, в том числе и конфессиональными, переплетаясь с ними и взаимно обогащаясь.

Признавая определяющее значение семьи и школы, следует отметить большую роль детских общественных организаций в процессе воспитания личности, в сфере досуга, становления подрастающего поколения. Сегодня взрослым действительно гораздо сложнее устроить летний досуг детей, но все же сейчас в России успешно организуют детский летний отдых. Детские оздоровительные лагеря по большей части хорошо оборудованы, там налажен быт, но часто не хватает главного - воспитания, в том числе духовно-нравственного. Однако необходимо отметить, что сейчас появились такие лагеря, где данному направлению воспитательной работы уделяется первостепенное значение. Это так называемые православные летние детские лагеря.

Православный летний лагерь - не только прекрасное место отдыха, но и школа посвящения детей и взрослых в мир православной культуры (воцерковления). Более эффективному достижению воспитательных целей способствует летний лагерь, когда дети на какое-то время отрываются от привычной среды с ее укладом и отношениями и соприкасаются с иной жизнью. Вот что пишет о летних православных лагерях С.С. Куломзина: «Летний лагерь - не школа, цель лагеря - не обучать детей теоретически, а дать им пожить в сравнительно небольшой группе сверстников, вне городских условий, в общении с природой. В радостной атмосфере дружбы, доверия, ответственности, подчиняясь известной дисциплине» [1, с. 54]. В православных летних лагерях это подчинение способствует сосредоточению на духовных чувствах, на душевных отношениях.

Проблема летнего отдыха детей актуальна и за рубежом. В таких странах, как Америка, Англия, Германия, вопрос о летнем отдыхе не только для детей, но и для взрослых, нашел широкое распространение. В Америке существует нечто вроде лагерного движения: общественные организации, профессиональные союзы, учебные заведения, церкви, религиозные филантропические организации, десятки сотен частных предприятий осуществляют задачу отдыха всех желающих в постоянных или передвижных лагерях. Там существуют специальные институты для подготовки инструкторов или руководителей лагерями. Сотни тысяч детей и молодежи каждое лето оставляют современные удобства большого города, чтобы превратиться хотя бы на месяц в «дикаря на природе». В Германии существует многим известное У^еМ bemegung, объединяющее миллионы молодежи с лозунгом - «вон из города». Почти все молодежные движения - «соколы», скауты, «витязи» и другие - организуют летние лагеря как самую существенную часть своей деятельности. Не случайно для русских послереволюционных эмигрантов летние лагеря «были действенным способом сохранять и воспитывать в детях православную веру и приобщать их к родной культуре» [2].

Православный миссионерский мобильный лагерь паломнической направленности состоит из нескольких элементов: туристический поход - пеший, лыжный или байдарочный - к определенной цели (какому-либо святому месту); общее православное делание - сооружение Поклонного креста, трудовое послушание в монастыре, миссионерские беседы с местными жителями, общая молитва (в т.ч. молебны, панихиды) по пути и в святых местах. Участвуя в таком лагере, подростки приобретают опыт молитвы и созидания, навыки жизни в гармонии с природой, познают окружающий мир, глубже узнают историю и культуру своей Родины.

За последние пять лет в России был организован целый ряд подобных миссионерско-паломнических лагерей: в Карелии, на Кавказе, в Новгородской области, на ВладимироСуздальской земле, в Омско-Тарской Епархии. Большой опыт данной деятельности имеет Российская Православная Церковь за рубежом. Важно, что в мобильном миссионерском паломническом лагере подростки не соревнуются, а вместе созидают, сообща проходят путь и преодолевают трудности. Участники мобильных паломнических лагерей имеют возможность познакомиться с различными жизненными укладами, убедиться, что православные верующие люди есть на Севере, на Кавказе, в Центральной России и за границей, и что они являются членами единой Церкви. Еще одно преимущество подобных лагерей - материальное. Мобильный лагерь не требует ежегодных затрат на поддержание материальной базы, ремонт и профилактику, стройматериалы и т.п. Основная статья расходов - приобретение палаток и спальных мешков, которых при аккуратной эксплуатации хватит на много лет.

Но главное, конечно, - это та духовная польза, которую подростки, чаще всего сами того не сознавая, получают в подобных лагерях, приобретая навыки любви, терпения, послушания, молитвы и упования на помощь Божию. Паломничество тщательно продумывается и планируется заранее, разрабатывается подробный маршрут. Подготовка начинается заранее, и большое воспитательное значение имеет то, что ребята задолго до пребывания в лагере начинают трудиться вместе. Необходимым условием безопасности лагеря является участие в нем профессионального инструктора. В данном виде социально-культурной досуговой деятельности часто присутствуют элементы и религиозного туризма экскурсионной направленности, и паломничества. В первом случае путешествующих интересуют экскурсии с посещением монастырей, храмов, музеев и выставок. Паломников интересует непосредственное участие в религиозных службах. Социальнопсихологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломники в основном исповедуют ту религию, святым местам которой они приехали поклониться. Соприкосновением с историей и современной жизнью Отечества призвана стать истоковедческая экспедиция [3, с. 227], которая тщательно готовится и ставит своей главной целью включение учащихся в активное, деятельное изучение родного края. Основной особенностью экспедиции является «погружение» участников в мир русской истории и культуры. Особое внимание уделяется архитектуре и прикладному искусству как основным составляющим среды обитания человека: миру русского города, села, православного монастыря, усадьбы и т.д.

Подготовка экспедиции состоит из нескольких этапов. Первый этап включает формирование маршрута и составление плана подготовки экспедиции. На данном этапе очень важно определить приоритеты: какие объекты посещать, какому пункту экспедиции уделить больше времени и т. д. Маршрут должен быть составлен на основании общей географической карты, каталогов памятников архитектуры, сведений об епархиальных святынях (местно чтимых иконах, святых источниках и т.д.). После разработки маршрута следует составление подробной педагогической программы экспедиции, в программе должна содержаться вся информация о проводимом мероприятии: цели, задачи, формы работы, программа на каждый день, ожидаемые результаты, карта маршрута.

Второй этап подготовки - набор и работа с будущими участниками экспедиции. После составления примерного спи-

ска участников можно приступить к предварительным занятиям. В рамках программы экспедиции проводятся лекции, семинары по истории и краеведению, архитектуре и искусству. При этом внимание прежде всего уделяется самостоятельным исследованиям участников экспедиций, которые заранее прорабатывают темы своих докладов.

Третьим этапом подготовки экспедиции является непосредственная организация экспедиции. При организации необходимо учитывать следующее: питание, проживание, проезд, гигиена. Следовательно этот этап является разработкой туристского продукта, поскольку создание и организация отдыха и путешествий является чрезвычайно сложным процессом. Он требует от специалистов, работающих в социальнокультурной сфере, не только профессионализма, глубоких знаний туристских ресурсов, организационно-правовых особенностей поездок, психологии и мотивации школьников, но и педагогических навыков в сфере духовного воспитания, содействующих духовному и нравственному становлению личности.

Можно заметить, что в процессе паломнических поездок решающую педагогическую роль играет цепь воспитывающих (педагогических) ситуаций, обладающих специфическим духовно-нравственным потенциалом. В исследованиях Н.В. Бочкиной [4], В.С. Ильина [5], В.В. Серикова [6], И.А. Солов-цова [7] педагогическая ситуация понимается как своего рода взаимосвязь, скоординированность различных компонентов воспитательного процесса. Как отмечает Е.А. Крюкова, педагогическая ситуация представляет собой «особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие ход его жизнедеятельности, востре-бующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации» [8, с. 61].

Духовное воспитание соотносится со смыслом жизни, с ценностными ориентирами воспитанников, с их бытийствен-ным самоосуществлением. Следовательно, при проектировании и конструировании ситуаций духовного воспитания следует исходить из конкретных проявлений бытия воспитанников (радость, вдохновение, труд, совесть, понимание, любовь, верность, горе, вера, страдание, страх и пр.). Чем богаче палитра проявлений бытия (событий), с которыми сталкивается

и в которые оказывается включенным воспитанник, чем шире их диапазон (радость - скорбь, верность - измена, прекрасное - безобразное), тем богаче духовная жизнь ребенка, тем большие возможности открываются для становления его как «человека духовного» [9].

Термином «педагогическая ситуация» в православной педагогике оперирует С.Ю. Дивногорцева [10, с. 70]. Под педагогической ситуацией она понимает материальные, психофизические, санитарно-гигиенические, морально-

психологические и др. условия, сочетание которых порождает конкретные обстоятельства, в которых совершается воспитание. Каждая ситуация духовного конфессионального воспитания может рассматриваться как духовная встреча. Встреча («сретение») в контексте православного миропонимания - это в первую очередь встреча Бога и человека. Такая встреча событийно фиксируется в одноименном празднике - празднике Сретения. Поскольку же духовное воспитание в православной традиции понимается как восхождение человека к Богу, всякая встреча, ведущая к этой возвышенной цели, рассматривается как событие в жизни человека.

Таким образом, духовное воспитание - это последовательность встреч на пути духовного совершенствования (позитивного духовного становления) человека; каждая встреча содержит в себе возможность перелома в духовном становлении человека, может стать той кризисной точкой, в которой произойдет переход человека с одной стадии духовного становления на другую, либо изменятся направление и индивидуальная траектория этого становления. Л. В. Сурова, характеризуя процесс духовного воспитания в православной педагогике, отмечает: «Живой движущийся мир и развивающаяся, "дышащая" духовная жизнь в человеке должны каждый раз вступать в новые отношения, ибо каждый раз это есть новая встреча, новые свидетельства промысла Божия» [11, с. 15-16].

Законы духовной жизни человека диктуют необходимость применения в практике духовного воспитания не только и не столько таких ситуаций, которые создают у ребенка «мажорный настрой», но и таких, в которых он сталкивается с трагическими или парадоксальными проявлениями бытия. Основой ситуаций духовного воспитания является смыслотворческая деятельность.

Библиографический список

1. Куломзина, С.С. Воспоминания о летних лагерях / С.С. Коломзина // Православная культура: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ: специальный выпуск, посвященный летнему отдыху детей (июнь, июль, август). - М.: Редакция еженедельника «Воскресная школа», 2004.

2. Бюллетень религиозно-педагогической работы с православной молодежью // Париж. - 1938. - № 2.

3. Спиридонова, О.А. Истоковедческие экспедиции / О. А. Спиридонова, И.В. Денисламова // «Урал. Человек. Истоки»: педагогический альманах: книга 1. - Екатеринбург: учебная книга, 2004.

4. Бочкина, Н.В. Ситуация выбора - «единица» процесса формирования самостоятельности личности школьника / Н.В. Бочкина // Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации обра-зования: сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 1992. - Ч. 2.

5. Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В.С. Ильин. - М.: Педагогика, 1984.

6. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В.В. Сериков. - М., 1999.

7. Соловцова, И.А. Ситуационный подход к организации духовного воспитания школьников / И.А. Соловцова // Духовно-нравственное воспитание: от методологии к педагогической деятельности: сб. науч. и методических тр. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2005.

8. Крюкова, Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа - проектирование, реализация / Е.А. Крюкова. - Волгоград: Перемена, 1999.

9. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - М.: Пед. общество России, 2000.

10. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособ. / С.Ю. Дивногорцева. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2004.

11. Сурова, Л.В. Православная школа сегодня: книга для учащихся / Л.В. Сурова. - М.: Изд-во Владимирской епархии, 1996.

Статья поступила в редакцию 23.06.09

УДК 811.511

З.Р. Шушунова, режиссёр в Центре эстетического воспитания детей, г. Москва, E-mail: zirpar@mail.ru ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ КУЛЬТУРНО-СЕМИОТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ТЕАТРЕ

Статья актуализирует вопросы, связанные с семиозисом театра, имеющим существенное значение для изучения уникального культурносемиотического пространства, совмещающем в себе множество видов искусств. Исследования связаны с сопоставительным языковым анализом, подводящим к инварианту, применимому даже к такому сложному психолингвистическому процессу, как формирование театрального языка. Необходимость создания театром собственного профессионального языка приведёт к совершенствованию взаимодействия всех субъектов театральной среды.

Ключевые слова: код, язык, текст, «семиосфера», «вещность», семиозис.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.