Научная статья на тему 'ПРАКТИКА БАНКА РОССИИ В СФЕРЕ СТРАХОВОГО НАДЗОРА'

ПРАКТИКА БАНКА РОССИИ В СФЕРЕ СТРАХОВОГО НАДЗОРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1107
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК РОССИИ / СТРАХОВОЙ НАДЗОР / КОНТРОЛЬ / СТРАХОВАНИЕ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / СТРАХОВЩИК / УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ / BANK OF RUSSIA / INSURANCE SUPERVISION / CONTROL / INSURANCE / LICENSING / INSURER / AUTHORIZED CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Ульяна Сергеевна

Указанная статья посвящена исследованию деятельности Центробанка РФ в области страхового надзора. Автор анализирует направления деятельности Банка России в области страхового надзора, а также статистические данные, связанные с изменением участников рынка страховых услуг. Автор приходит к выводу, что страховой надзор является комплексным направлением в деятельности Банка России, одной из основных задач которого является оздоровление страхового рынка, а названные меры должны привести к укреплению стабильности и устойчивости страхового рынка России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BANK OF RUSSIA’S PRACTICE IN THE FIELD OF INSURANCE SUPERVISION

The article is devoted to the study of Bank of Russia’s activities in the field of insurance supervision. The author analyzes the Bank of Russia’s directions in the field of insurance supervision, as well as statistical data related to changes in the insurance market’s participants. The author comes to the conclusion that insurance supervision is a complex service line of the Bank of Russia,one of the main tasks of which is to improve the insurance market. Moreover, all mentioned measures should lead to strengthening the stability and sustainability of the Russian insurance market.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА БАНКА РОССИИ В СФЕРЕ СТРАХОВОГО НАДЗОРА»

г

ГшщШ

НгНЯЯЯ!

OF LEGAL RESEARCH A

УДК 347.4 DOI 10.34076/2658-512X-2020-6-64-72

Смирнова Ульяна Сергеевна (Ylianasmir@mail.ru)

ORCID: 0000-0003-0168-3635 Студентка Института бизнес-права Московского государственного юридического университета

имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Uliana S. Smirnova (Ylianasmir@mail.ru) ORCID: 0000-0003-0168-3635 Kutafin Moscow State Law University (MSAL) Business Law Institute, Student

Научный руководитель: Ситник Александр Александрович (aasitnik@msal.ru) Доцент кафедры финансового права Московского государственного юридического университета

имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Кандидат юридических наук Academic Supervisor: Sitnik Alexander Alexandrovich (aasitnik@msal.ru) Assistant professor of Finance Law Department Kutafin Moscow State Law University (MSAL) Candidate of Juridical Sciences

Практика Банка России в сфере страхового надзора The Bank of Russia's Practice in The Field of Insurance Supervision

Для цитирования: Смирнова У. С. Практика банка России в сфере страхового надзора // Уральский жунал правовых исследований. 2020. № 6. С. 64-72. DOI 10.34076/2658-512X-2020-6-64-72.

For citation: U. S. Smirnova,'Bank of Russia's practice in the field of insurance supervision', Ural Journal of Legal Research, 2020, No. 6. pp. 64-72. DOI 10.34076/2658-512X-2020-6-64-72.

Аннотация: Указанная статья посвящена исследованию деятельности Центробанка РФ в области страхового надзора. Автор анализирует направления деятельности Банка России в области страхового надзора, а также статистические данные, связанные с изменением участников рынка страховых услуг. Автор приходит к выводу, что страховой надзор является комплексным направлением в деятельности Банка России, одной из основных задач которого является оздоровление страхового рынка, а названные меры должны привести к укреплению стабильности и устойчивости страхового рынка России.

Ключевые слова: Банк России, страховой надзор, контроль, страхование, лицензирование, страховщик, уставный капитал.

Abstract: The article is devoted to the study of Bank of Russia's activities in the field of insurance supervision. The author analyzes the Bank of Russia's directions in the field of insurance supervision, as well as statistical data related to changes in the insurance market's participants. The author comes to the conclusion that insurance supervision is a complex service line of the Bank of Russia,

г

г

OF LEGAL

RESEARCH

one of the main tasks of which is to improve the insurance market. Moreover, all mentioned measures should lead to strengthening the stability and sustainability of the Russian insurance market.

Keywords: Bank of Russia, insurance supervision, control, insurance, licensing, insurer, authorized capital.

Динамичное развитие финансового рынка в целом и рынка страховых услуг в частности обуславливают необходимость осуществления эффективного надзора за страховой деятельностью. При этом, по мнению ученых, важным представляется рассмотрение страхового надзора в качестве специфического элемента государственного регулирования, обеспечивающего эффективное развитие страхового рынка [1, с. 49-50].

Страховой надзор представляет из себя контроль за деятельностью страховых организаций со стороны уполномоченных на то органов (органов страхового надзора) за соблюдением ими законодательства в сфере страхования [2, с. 349]. Государственный надзор включает в себя разработку планов развития страхового бизнеса, анализ платежеспособности страховых организаций и их финансовой устойчивости, а значит, позволяет проводить единую государственную политику в области страхования1. Цель надзора - соблюдение субъектами страхового законодательства, предупреждение и пресечение нарушений, реализация защиты прав и законных интересов потребителей страховых услуг, повышение эффективности страхового дела в целом, и предупреждение неустойчивого финансового положения страховой организации2.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона об организации страхового дела в Российской Федерации страховой надзор осуществляется Центробанком РФ, который после кардинальных изменений в законодательстве в 2013 году, стал «мегарегулятором» финансовых рынков3.

Таким образом, в связи с изданием Приказа Банка России от 24.01.2019 г. № ОД-1414 Департамент по страховому рынку Центрального Банка Российской Федерации стал осуществлять функции контроля и надзора за соблюдением требований законодательства в страховой области субъектами страхового с 30 января 2019 года. За рамками его компетенции остается инспекционная деятельность, контроль за порядком составления и представления отчетности субъектов страхового дела, вопросы, относящиеся к полномочиям Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг и Департамента допуска и прекращения деятельности финансовых организаций, а также противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

В доктрине (на основании толкования статьи 30 Закона «Об организации страхового дела в РФ») выделяют предварительный и текущий страховой надзор. Первый представляет собой превентивную меру для недопущения к страховой деятельности лиц, не имеющих на это права. Обычно к указанному типу надзора относят выдачу лицензии. Второй вид надзора - текущий, который, как правило, проявляется в характере оценки финансового состояния страховщиков (платежеспособности и финансовой устойчивости).

1 О Концепции развития страхования в Российской Федерации: распоряжение Правительства Рос. Федер. от 25.09.2002 г. № 1361-р // «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98557/ (дата обращения: 24.10.2020).

2 Об организации страхового дела в Российской Федерации: закон Рос. Федер. от 27.11.1992 г. № 4015-1 (ред. от 02.12.2019 г.) // «КонсульатнтПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1307/ (дата обращения: 24.10.2020).

3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков: федеральный закон Российской Федерации от 23.07.2013 г. № 251-ФЗ // «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149702/ (дата обращения: 24.10.2020).

4 Об осуществлении в Банке России контроля и надзора за соблюдением требований страхового законодательства Российской Федерации субъектами страхового дела и об отмене приказа Банка России от 19.10.2017 г. № ОД-3025, приказа Банка России от 11.05.2018 г. № ОД-1182: приказ Банка России от 24.01.2019 г. № ОД-141 // Вестник Банка России. 2019. № 5.

г

Г пптаа» к

ЧИИ:1!М1 ш

ог ЬЕвт

РЕБЕПРСН

Анализ же пункта 4 статьи 30 Закона об организации страхового дела в Российской Федерации позволяет выделить четыре основных направления надзорной политики Банка России:

1) Деятельность по предоставлению, переоформлению, или прекращению лицензий, также предоставлению информации о лицензировании деятельности субъектов страховой сферы (включая ведение различных реестров субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере страхования).

Лицензия - это специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности. Без ее получения у страховой организации отсутствуют законные права на оказание страховых услуг и другую страховую деятельность. Лицензия выдается страховым организациям (в форме страховых компаний и перестраховочных компаний), обществам взаимного страхования или страховым брокерам. Срок же действия лицензии неограничен (за некоторыми исключениями). Банк России уполномочен на принятие решения об отзыве лицензии в соответствии со статьей 32.8 Закона об организации страхового дела.

Центральный банк РФ систематически осуществляет проверку соответствия деятельности страховщиков лицензионным условиям. Так, например, в 2019 году Банк Российской Федерации отозвал лицензии у двух крупнейших страховщиков РФ - «Респект» и «Национальная компания Татарстан» (НАСКО). Причина отзыва у них лицензий в разбирательствам по двум указанным компаниям стало неоднократное нарушение требований страхового законодательства в течение одного года. Например, одним из оснований для разбирательства в отношении «Респект» послужила открывшаяся в 2018 году информация о фактах задержек и отказах в выплатах дольщикам - по этой причине, Банк России и запретил компании деятельность в данной сфере. Важно отметить тот факт, что до момента привлечения к ответственности страховая компания «Респект» являлась крупнейшим участником рынка страхования гражданской ответственности застройщиков. Другая компания - НАСКО - также была одной из крупнейших в Поволжье.

В целях осуществления надзора по рассматриваемому направлению Центробанк России держит Единый государственный реестр субъектов страхового дела (ЕГРССД) - официальный перечень российских страховых организаций, и обществ взаимного страхования и страховых брокеров, размещенный на официальном веб-сайте Центрального банка Российской Федерации. В соответсвии с данными указанного реестра по состоянию на 04.04.2020, насчитывалось 246 субъектов страховой сферы, из которых 174 - страховые организации, 9 - общества взаимного страхования, 63 - брокеры. Ведение реестра осуществляется в соответствии с Указанием Банка России от 30 сентября 2014 года № 3400-У5.

Помимо этого, Банк России ведет реестр объединений субъектов страховой сферы. К ним относятся, например, Всероссийский союз страховщиков (ВСС), и Союз страховщиков Уральского региона «Белый соболь» или «Ассоциация страховых организаций Краснодарского края» (АСО). Ассоциации и союзы образуются субъектами страхового дела и страховыми агентами в целях координации своей деятельности, представления и защиты интересов, а также для достижения других не противоречащих закону целей, которые имеют некоммерческий характер. Банк России как орган страхового надзора определяет перечень документов, на основании которых сведения об объединениях субъектов страхового дела вносятся в реестр, устанавливает порядок их представления и порядок ведения данного реестра6.

5 О порядке внесения сведений о субъектах страхового дела в единый государственный реестр субъектов страхового дела: указание Банка России от 30.09.2014 г. № 3400-У (ред. от 12.11.2018 г.) // Вестник Банка России. 2014. № 110.

6 О порядке ведения реестра объединений субъектов страхового дела, в том числе сроках внесения в него сведений об объединениях субъектов страхового дела (изменений в сведения), перечне документов, на основании которых такие сведения (изменения в сведения) вносятся в реестр объединений субъектов страхового дела, и порядке их представления объединением субъектов страхового дела в Банк России: указание Банка России от 11.11.2016 г. № 4186-У (ред. от 16.11.2017 г.) // Вестник Банка России. 2017. № 1.

г

f пптаа» к ЧИИ:1!М1 м

OF LEGAL

RESEARCH

Центральный банк Российской Федерации также ведет реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка (например, СРО «Национальная финансовая ассоциация» и Ассоциация форекс-дилеров). Целью саморегулируемых организаций является развитие финансового рынка РФ, а также содействие созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы страны и обеспечения её стабильности, и реализации экономической инициативы членов СРО, защите и представлении интересов членов СРО в Банке России, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, судах, международных организациях (статья 14.2 Закона7). Банк России принимает решение о внесении сведений о некоммерческой организации в данный реестр (или об отказе в этом), своим Указанием устанавливает порядок ведения реестра членов СРО8, содержание реестра, размещает данные сведения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [3].

2) Надзор за соблюдением страхового законодательства субъектами страхового дела, стабильностью финансового положения и платежеспособностью страховщиков.

В рамках данного направления особо важным значением обладает институт кураторства, регулируемый Положением Ценробанка России от 22.12.2014 № 447-П «О кураторах страховых организаций»9. Целью назначения кураторов выступает обеспечение осуществления Центральным банком Российской Федерации функции контроля и надзора за деятельностью страховых организаций. Указанная же задача реализуется путем оценки финансовой устойчивости, а также платежеспособности (состояния капитала, и страховых резервов, и тарифов, и перестрахования и качества активов), корпоративного управления, прозрачности структуры его собственности и в целом страховой группы, в которой контролируемая организация выступает в виде головной организации или участником.

Так, в начале 2019 года Банк России провел масштабную проверку страховых компаний. Представители Центробанка России затребовали информацию о всех активах, которыми владели страховые компании к осени 2018 года, и поэтому страховые компании оказались вынуждены раскрывать данные о своих задолженностях. Эта проверка была связана с банкротством многих страховых компаний и стремлением Банка сократить количество «запущенных» банкротных дел. Вероятно, именно с данной масштабной проверкой связано уменьшение числа страховых компаний за 2019 год примерно на 100 по сравнению с 2018 годом.

И такие ситуации случались и ранее. Так, в 2018 году Агентство по страхованию вкладов требовало возбуждения уголовных дел в отношении руководителей 15 страховых компаний на стадии банкротства: «Антал-Страхование», «Росмед», «АСКО» и другие. Данные требования были обусловлены высокой задолженностью компаний. Например, у «Антал-Страхование» из-за требований 500 кредиторов образовалась задолженность в 158 миллионов рублей, а у фирмы «Дальакфес» сумма задолженности составила 100 миллионов рублей на 119 кредиторов [4].

3) Контроль за субъектами страхового дела, которые осуществляют взаимодействие с иностранными субъектами, путем выдачи им разрешений на увеличение их уставных капиталов за счет иностранных инвестиций, а также на совершение сделок по отчуждению акций (долей) и на открытие филиалов страховых организаций, использующих средства иностранных инвесторов.

7 О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка: федер. Закон Российской Федерации от 13.07.2015 г. № 223-Ф3 (ред. от 28.11.2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2018 г.) // «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182662/ (дата обращения: 24.10.2020).

8 О порядке ведения реестра членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка: указание Банка России от 26.04.2016 г. № 4004-У // Вестник Банка России. 2016. № 92.

9 О кураторах страховых организаций: положение Банка России от 22.12.2014 г. № 447-П // Вестник Банка России. 2015. № 44.

г

Г пптаа» к

ЧИИ:1!М1 ж

ог ЬЕвт

РЕБЕПРСН

Российские страховые компании нередко взаимодействуют с иностранными инвесторами. Однако, в целях увеличения уставного капитала за счет иностранных инвестиций необходимо получить разрешение от Банка России. Он рассчитывает размер (квоту) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций ежегодно по состоянию на 1 января не позднее 15 февраля текущего года, что напрямую следует из Указания Центробанка России от 22.09.2014 № 3386-У10.

Так, по данным Банка России от 14.02.2020 года [5], размер участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале всех страховых организаций составил 10,83% по состоянию на 01.01.2020 года. Таким образом, весь суммарный объем иностранных инвестиций составил 23,7 млрд. рублей при размере совокупного уставного капитала страховых организаций в 218,9 миллиардов рублей.

4) Принятие решений, которые связаны с надзором за субъектом страховой сферы, находящимся в процессе банкротства по ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»11.

В рамках данного направления Банк России утверждает порядок принятия решения о назначении временной администрации страховой организации; определяет перечень, когда такое назначения необходимо; принимает порядок утверждения Центробанком России состава временной администрации, основания его изменения; определяет этапы принятия Центробанком России решения о приостановлении полномочий органов управления страховой организации на основании ходатайства временной администрации; осуществляет другие необходимые действия, перечисленные в Положении Банка России от 16.07.2018 № 648-П12.

Таким образом, например, в 2017 году Центральный Банк Российской Федерации своим приказом назначил временную администрацию в обществе с ограниченной ответственностью Муниципальной страховой компании «СТРАЖ» имени С. Живаго13. Впоследствии Приказом Центробанка России деятельность временной администрации была прекращена, ее полномочия стал осуществлять конкурсный управляющий. По состоянию на 07 апреля 2020 года в Едином государственном реестре юридических лиц Компания находится в стадии ликвидации.

Анализ перечисленных направлений страхового надзора позволяет сделать вывод о том, что указанная деятельность является комплексной. Затрагивая же наиболее важные направления деятельности субъектов страхового рынка, надзор осуществляется систематически и включает возможность применения как дистанционных, так и контактных методов контроля.

Страховой надзор оказывает очень существенное влияние на состояние страхового рынка. Следует отметить то, что в 2020 году продолжается динамика в сторону сокращения количества страховщиков. И например, по данным на 1 января 2017 г. количество субъектов страхового дела равнялось 364. К 1 января 2018 их число составляло 309. Далее за этот же год общее количество также снизилось и на конец года составляло 275 (из них 199 страховых организаций; 64 страховых брокера, 12 обществ взаимного страхования) [6]. По данным Банка России на 31.12.2019 года, в России действовало 178 страховых организаций, 66 страховых брокеров, 11 обществ взаимного страхования (Таблица 114).

10 О порядке расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и перечнях документов, необходимых для получения разрешений Банка России на отчуждение акций (долей в уставном капитале) страховых организаций в пользу иностранных инвесторов и (или) их дочерних обществ: указание Банка России от 22.09.2014 г. № 3386-У // Вестник Банка России. 2014. № 114.

11 О несостоятельности (банкротстве): федер. закон Российской Федерации // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2002. № 43. Ст. 4190.

12 О временной администрации страховой организации: положение Банка России от 16.07.2018 г. № 648-П // Вестник Банка России. 2018. № 78.

13 О назначении временной администрации общества с ограниченной ответственностью Муниципальной страховой компании «СТРАЖ» им. С. Живаго: приказ Банка России от 17.08.2017 г. № ОД-2330 (ред. от 30.11.2017 г.) // Вестник Банка России. 2017. № 74.

14 Составлено автором работы на основе данных Официального сайта Центрального банка России.

г

OF LEGAL RESEARCH

i

Таблица 1

Динамика количества субъектов страхового дела в 2013-2019 гг.

Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Субъекты страхового 597 567 478 364 309 275 255

дела

Страховые организа- 420 404 334 256 226 199 178

ции

Страховые брокеры 165 151 134 96 71 64 66

Общества взаимного 12 12 10 12 12 12 11

страхования

Сокращение количества субъектов страховой сферы за период с 2013 по 2019 гг. на 57% в первую очередь связано с отзывом у компаний лицензий на оказание страховых услуг. Часть из них лишено лицензии принудительно из-за нарушения законодательства, а часть добровольно отказалась от ведения страховой деятельности. Однако на основании подобных данных нельзя утверждать о сужении рынка страхового дела, а можно лишь констатировать наличие процесса реформирования указанной сферы. Помимо уменьшения практически на 60% числа страховых организаций, происходит сокращение количества страховых брокеров с 165 в 2013 году до 66 к концу 2019 года. Стабильным остается число обществ взаимного страхования на протяжении всего периода.

Кроме же того, на сокращение числа страховых организаций повлияло повышение государственным органом страхового контроля минимального размера уставного капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ»15. Указанный Закон вступил в силу 1 января 2019 года. В таблице 2 собраны все данные динамики увеличения минимального размера уставного капитала страховых компаний с 2007 по 2019 гг.

Таблица 2

Динамика минимального размера уставного капитала страховых организаций за

период с 2007 года по 2019 год [7, с. 146]

Виды страхования Минимальный размер уставного капитала (в млн. руб.)

с 01.07.2007 г. с 01.01.2012 г. с 01.01.2019 г.

Страхование жизни 60 240 450

Страхование от не- 30 120 300

счастных случаев и

болезней

Медицинское страхо- 30 120 300

вание (ДМС)

Страхование имуще- 30 120 300

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ства

15 О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»: федер. закон Российской Федерации от 29.07.2018 г. № 251-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2018. № 31. Ст. 4840.

г

f пптаа»

пял-нот

OF LEGAL RESEARCH к

Страхование финан- 30 120 300

совых рисков

Страхование пред- 30 120 300

принимательских

рисков

Страхование граж- 30 120 300

данской ответствен-

ности

Перестрахование 120 480 600

Страховые медицин- - 60 120

ские организации,

осуществляющие

ОМС

В соответствии с Законом минимальный уставный капитал компаний, осуществляющих страхование жизни, возрастет до 450 млн рублей; перестрахование - до 600 млн рублей; страховых медицинских организаций, осуществляющих ОМС, - до 120 миллионов рублей; остальных компаний - до 300 млн рублей. Как видно, минимальный размер уставного капитала для некоторых страховых организаций увеличился за 12 лет в 10 раз (с 30 млн. рублей до 300 млн. руб.). В отношении же уставного капитала страховщиков, занимающихся страхованием жизни, рост произошел в 7 раз. Повышенные же требования начали действовать с 1 января 2020 года, именно к этому сроку должен был завершиться первый этап увеличения уставного капитала. Закончить формировать свои уставные капиталы необходимо к 1 января 2022 года. Центробанк России отзывает лицензию у страховщика, если величина его уставного капитала не соответствует требованиям закона. По подсчетам аналитиков рейтингового агентства «Национальные Кредитные Рейтинги», к началу 2021 года деятельность у 33 страховых компаний поставлена под угрозу, так как они не готовы ко второму этапу повышения уставного капитала [8].

На основе совокупности представленных данных можно сделать вывод о существовании прямой пропорциональной зависимости между увеличением минимального размера уставного капитала и уменьшением числа субъектов в страховой сфере. Как указывают в своей работе Быкова Н. Н. и Курилова А. А., «Полученное прогнозное значение подтверждает ежегодное сокращение страховых организаций. Согласно прогнозу, в 2020 году на страховом рынке России будет функционировать около 100 страховых организаций». Оценку же правильности этих прогнозов можно будет сделать в конце 2020 года.

Еще одно важное замечание: за 2019 год не произошло увеличение объема всех собранных страховых премий - итог подсчетов составил 1480 млрд. рублей. «Впервые с 2009 года рынок не вырос» [9], - отмечается в Обзоре всех ключевых показателей деятельности страховщиков за 2019 год. Так к примеру, в 2016, 2017, 2018 гг. объем страховых премий составлял 1 180,6 млрд руб., 1 278,8 млрд руб. и 1 479,5 млрд руб. соответственно.

Особым значением для надзора на страховом рынке обладает нормотворческая деятельность Банка России. Следует отметить то, что Центральный банк Российской Федерации регулярно актуализирует нормативные правовые акты в указанной области. Так, в соответствии с Планом подготовки нормативных актов Банка России в 2020 году планируется издание целого ряда новых актов, среди которых следует выделить следующие:

1) Указание Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 26.12.2017 № 622-П «О порядке раскрытия информации о лицах, под контролем либо же значительным

г

г

ог ЬЕвт

РЕБЕПРСН

влиянием которых находятся все банки-участники системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также о порядке раскрытия и представления в Банк России информации о структуре и составе акционеров (участников) негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, управляющих компаний, или микрофинансовых компаний, в том числе о лицах, под контролем которых они находятся».

2) Указание Центробанка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 07.02.2018 № 631-П «О случаях и порядке проведения Банком России проверок деятельности конкурсных управляющих страховой организации».

Внесение же указанных поправок связывается с изменением порядка документационного обмена Центробанка России и страховых организаций в части взаимодействия в электронной форме. Это также должно повлиять на эффективное взаимодействие между Центральным банком Российской Федерации и конкурсными управляющими в ходе проведения Банком России проверок их деятельности в страховых организациях.

3) Указание Центробанка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 22.12.2014 № 447-П «О кураторах страховых организаций».

Цель указанного нормативного акта - совершенствование модели риск-ориентированного надзора за субъектами страхового дела с учетом изменения отчетных документов о финансовом положении страховых организаций по Положению Банка России от 22.12.2014 № 447-П.

4) Указание Банка России «О внесении изменений в Указание Банка России от 29.11.2018 года № 4995-У «О порядке проведения анализа финансового положения страховой организации для решения вопроса об осуществлении Банком России мер по предупреждению банкротства страховой организации».

Цель же издания акта заключается в создании дополнительных требований к проведению финансового анализа страховой организации.

Таким образом, по проведенному исследованию можно сделать следующие выводы:

1. Страховой контроль представляет из себя комплексное направление деятельности Банка России, которая затрагивает наиболее важные аспекты деятельности субъектов страхового рынка. Страховой контроль осуществляется систематически и включает возможность применения как дистанционных, так и контактных методов контроля;

2. Для контроля на страховом рынке представляется значимой нормотворческая деятельность Центрального банка Российской Федерации, в связи с чем Банк России регулярно актуализирует нормативные правовые акты в данной сфере;

3. Одной из задач, стоящих перед страховым контролем на современном этапе исторического развития, является оздоровление страхового рынка. Этим же обуславливается ужесточение требований (в том числе и повышение минимального размера уставного капитала), а также сокращение количества субъектов страховой дела. Данная тенденция полностью соотносится с политикой Центробанка России, проводимой в иных секторах финансового рынка, в частности, в рамках банковской системы.

Представляется, что данные меры должны привести к укреплению стабильности и устойчивости страхового и финансового рынков в целом.

1. Файзрахманова Л. М. Особенности осуществления надзора на рынке страховых услуг // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 10. С. 47-55.

2. Страховой надзор // Страховой бизнес: Словарь-справочник // Сост. Р. Т. Юлдашев.М.:

Библиографический список

Анкил, 2005. С. 349.

г

г

OF LEGAL

RESEARCH

3. Банк России. Официальный сайт. URL: https://cbr.ru/insurance/registers/ (дата обращения: 24.10.2020).

4. Центробанк России начал проверки страховых компаний. // Долг.рф Дата публикации: 08 февраля 2019 года // URL: https://ya№dex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fx№--c1abvl. x№--p1ai%2F№ews%2Feco№omy%2Ftse№troba№k_№achal_proverki_strakhovykh_kom-pa№iy_%2F (дата обращения: 24.10.2020).

5. Информационное сообщение Центробанка РФ от 14.02.2020 «Банк России рассчитал ра змер участия иностранного капитала в совокупных уставных капиталах кредитных и ст раховых организаций» // Вестник Банка России. 2020. № 17.

6. Годовой отчет Центробанка России за 2018 год // URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/ File/19699/ar_2018.pdf (дата обращения: 24.10.2020).

7. Быкова Н. Н., Курилова А. А. Порядок лицензирования страховой деятельности в Российской Федерации // КНЖ. 2017. №4 (21). с. 145-148. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/poryadok-litsenzirovaniya-strahovoy-deyatelnosti-v-rossii/viewer (дата обращения: 24.10.2020).

8. Екатерина Л. Лицензии пяти страховщиков оказались под угрозой. Электронный журнал «Ведомости» // URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2020/01/09/8202374itsenzii-strahovschikov-pod-ugrozoi (дата обращения: 24.10.2020).

9. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков № 4 за 2019 г. // URL: https://cbr. ru/Collection/Collection/File/27614/review_insure_19Q4.pdf (дата последнего обращения: 24.10.2020).

1. L. M. Fayzrakhmanova, Features of Supervision in the Insurance Market (2019) Actual Problems of Russian Law 10, at 47-55.

2. R. T. Iuldashev, Insurance Supervision, Insurance Business: The Dictionary, Ankil, 2005, at

3. The Bank of Russia's Official Website, https://cbr.ru/insurance/registers/ (accessed: October 24, 2020).

4. The Central Bank Has Begun Checking Insurance Companies, 2019, https://yaN°dex.ru/ turbo?text=https%3A%2F%2Fx№--c1abvl.x№--p1ai%2F№ews%2Feco№omy%2Fts-eN°trobaN°k_N°achal_proverki_strakhovykh_kompaN°iy_%2F (accessed: October 24, 2020).

5. The Bank of Russia's Information Message Dated 02.14.2020, "the Bank of Russia Has Calculated the Size Foreign Capital Participation in the Total Authorized Capital of Credit and Insurance Organizations", (2020) Bank of Russia Bulletin 17.

6. Bank of Russia's Annual Report 2018. https://www.cbr.ru/CollectioN2/CollectioN2/File/19699/ ar_2018.pdf (accessed: October 24, 2020).

7. N. N. Bykova, A. A. Kurilova The Procedure for Licensing Insurance Activities in Russia, (2017) Karelian scientific journal 4(21), at 145-148, https://cyberleninka.ru/article/n/pory-adok-litsenzirovaniya-strahovoy-deyatelnosti-v-rossii (accessed: October 24, 2020).

8. E. Litova, Five Insurers's Licenses Have Been Threatened, Electronic Journal Vedomosti, https:// www.vedomosti.rn/fiN2aN2ce/articles/2020/01/09/8202374itseN2zii-strahovschikov-pod-ugro-zoi (accessed: 24 October, 2020).

9. 2019 Review of Key Performance Indicators of Insurers' Activity 4, https://cbr.ru/CollectioN2/ Collectio№/File/27614/review_i№sure_19Q4.pdf (accessed: October 24, 2020).

References

349.

г

[•J

OF LEGAL RESEARCH

i

УДК 342.33

DOI 10.34076/2658-512X-2020-6-73-86

Фомин Владислав Игоревич (bests75@mail.ru) ORCID: 0000-0002-1456-2704 Студент Института государственного и международного права Уральского государственного юридического университета

Vladislav I. Fomin ORCID: 0000-0002-1456-2704 Institute of State and International Law, Student Ural State Law University

Научный руководитель: Белканов Евгений Александрович

Доцент кафедры теории государства и права Уральского государственного юридического университета

Кандидат юридических наук Academic supervisor: Eugene A. Belkanov Associate Professor of State and Law Theory Ural State Law University Candidate of Juridical Sciences

Социальная власть и властный потенциал Social Power and Power Potential

Для цитирования: Фомин В. И. Социальная власть и властный потенциал // Уральский журнал правовых исследований. 2020. № 6. С. 73-86. DOI 10.34076/2658-512X-2020-6-73-86.

For citation: V. I. Fomin, 'Social Power And Power Potential', Ural Journal of Legal Research, 2020, No. 6. pp. 73-86. DOI 10.34076/2658-512X-2020-6-73-86.

Аннотация: Целью исследования настоящей статьи является раскрытие особенностей у понятий социальная власть и властный потенциал как на теоретическом, так и на практическом уровне. Автором предложены практические способы измерения властного потенциала индивида. Выявлено в чем может измеряться властный потенциал, каким образом он применяется на практике и какие его виды могут существовать. Описаны социальные явления, связанные с человеком, которые тем или иным образом демонстрируют его властный потенциал. Автор приходит к выводу, что социальная власть, а также управленческие отношения реализуются посредством директивных действий, качество которых зависит от властного потенциала руководящего индивида.

Ключевые слова: власть, властный потенциал, социальная власть, человек, индивид, теория управления.

Abstract: The article is devoted to the discussion of social power and power potential in society. The author considered sciences touching on the topic of social power and power potential. Phenomena related to man, his activities and development are described. It is demonstrated in what power potential can be measured, how it is applied in practice and what types of it can exist. The author

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.