АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ
УДК 31/33
Нина Федоровна Кузовлева,
к.э.н., профессор кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России Эл. почта: [email protected]
В статье рассматриваются актуальные проблемы регулирования в связи с передачей функций по надзору сферы страхования Центральному банку РФ. Предлагается ужесточить надзор секторов страхового рынка, занимающихся долгосрочным страхованием и обязательными видами страхования, а также структуры страховых резервов, преданных в доверительное управление.
Ключевые слова: страхование, мегарегу-лятор, страховые резервы, инвестиционная деятельность.
Nina F. Kuzovleva,
PhD in Economics, Professor of the Department of Finance and economic analysis Moscow University Ministry of internal Affairs of Russia
E-mail: [email protected]
TOPICAL ISSUES OF REGULATION AND CONTROL IN THE SPHERE OF INSURANCE
The article deals with urgent problems of regulation in connection with the transfer of responsibility for supervision of the insurance industry to the Central Bank of the Russian Federation. It is proposed to tighten supervision sectors of the insurance market, engaged in long term insurance and obligatory types of insurance, as well as the structure of insurance reserves, transfered in trust management.
Keywords: insurance, mega regulator, insurance reserves, investment activity.
Государственное регулирование, надзор и контроль в сфере страхования осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), до недавнего времени являлась Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), находившаяся в ведении Министерства финансов РФ. В 2011 году данная служба вошла в состав Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), а с 1 сентября 2013 года полномочия Федеральной службы по финансовым ранкам по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков были переданы Центральному банку РФ. Таким образом, для сектора страхования Банк России становится третьим регулирующим органом за последние пять лет.
Основная причина принятия решения о создании мегарегулятора, отчасти, является следствием того, что государство не удовлетворено состоянием контроля, прежде всего внутреннего контроля, за деятельностью страховых организаций. До сих пор не определены роль и место внутреннего контроля и внутреннего аудита в общей системе управления рисками в страховых организациях. Кроме того, сохраняются возможности «обходить» требования нормативных актов и получать доходы за счет проведения мошеннических операций, операций по уходу от налогов, легализации (отмыванию) денежных средств, переводу капиталов за рубеж.
Создание финансового мегарегулятора на базе Центрального банка России имеет как положительные, так и отрицательные моменты.
Будем надеяться, что передача функций по регулированию и надзору за участниками всех сегментов финансового рынка, в том числе и страхового, одному регулирующему органу будет способствовать повышению стабильности на финансовом рынке, повышению качества и эффективности регулирования и надзора за субъектами рынка. Более конкретно это будет выражаться в следующем:
- служба Банка России по финансовым рынкам (СФР) сосредоточит усилия на контроле за качеством активов и резервов страховщиков. При этом орган страхового надзора будет уделять особое внимание «марже платежеспособности страховщика»;
- на страховом рынке будет выделена группа системообразующих компаний. Это значит, что риски лидирующих страховщиков будут анализироваться в обособленной группе;
- изменятся подходы к лицензированию страховой деятельности, они станут более современными;
- служба Банка России по финансовым рынкам примет решения о распределении полномочий и роли саморегулируемых организаций (СРО) на финансовом рынке;
- повысится качество методического обеспечения страхового сектора финансовых услуг в соответствии с международными принципами и стандартами;
- возникнут условия для приведения в соответствие различных сегментов сектора финансовых услуг. Будет осуществляться регулирование тех сегментов, в которых оно в настоящее время отсутствует (компании микрофинансирования, лизинговые компании и коллекторские агентства), или которые не входят в сферу ответственности ни одного из регулирующих органов (банковское страхование и факторинг);
- введение в действие новой системы регулирования в полном объеме обусловит создание более контролируемой среды на финансовом рынке за счет повышения уровня раскрытия информации, которая у банков намного выше, чем у небанковских финансовых организаций;
- реализация изменений в системе регулирования банковской и небанковской деятельности приведет к повышению уровня прозрачности страховой отрасли.
В целом, безусловно, создание финансового мегарегулятора будет способствовать повышению качества регулирования российского сектора финансовых услуг,
обусловит создание более контролируемой среды на финансовом рынке.
Вместе с тем, нельзя не согласиться с мнением, например, Генерального директора ЗАО СК «ТРАНСНЕФТЬ» Бровковича К.К., который отмечает, что «.. .в новой большой структуре возникнет желание унифицировать надзорные и регулятивные методы. Здесь и кроется потенциальная опасность: в результате самобытность страховой отрасли может быть потеряна. Из нашего рынка могут попытаться сделать «совсем финансовый» или «почти банковский» (Бровкович К. К. Стратегия развития страхования - направления движения - http://www.insur-info.ru).
Под самобытностью страховой отрасли следует понимать те особенности страхования, которые вытекают из самой сущности страховых отношений, носящих рисковый, вероятностный, случайный характер, отличающихся наличием значительного временного разрыва между моментом уплаты страховых премий и моментом исполнения страховщиком своих обязательств. Страхование также характеризуется сложностью финансовых отношений, наличием обособленных оборотов денежных средств, обеспечивающих страховую защиту и ведение страховой деятельности. Страхование обусловлено формированием средств страхового фонда в размере достаточном для выплат по договорам страхования. Страхование связано с расходованием средств страхового фонда для выполнения обязательств перед страхователями, а также с целью осуществления инвестиционной деятельности.
Однако, в последнее время проявляется более тесная связь страховой отрасли с финансовой и банковской сферами. Так, в соответствие с Приказами Минфина РФ № 100н и № 101н от 02.07.2012 г. внесены изменения в перечень активов, принимаемых в покрытие страховых резервов и собственных средств страховщиков, введены дополнительные требования и изменены лимиты инвестирования средств страховых организаций.
Прежде всего, изменились виды активов, принимаемых для покрытия страховых резервов. Теперь это простые векселя банков, банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами, а также вклады на обезличенных металлических счетах, ипотечные ценные
бумаги, включая облигации ипотечных агентств. Прежний механизм регулирования допускал приобретение простых и переводных векселей, как банков, так и иных юридических лиц. Сейчас простые векселя банков фактически оплачены в соответствии с договором купли-продажи и удовлетворяют хотя бы одному из следующих критериев:
• ценные бумаги векселедателя включены в ломбардный список ЦБ РФ;
• векселедатель имеет рейтинг не ниже категории (класса), соответствующей уровню удовлетворительной кредитоспособности (финансовой надежности), одного из аккредитованных рейтинговых агентств.
Кроме того, для покрытия средств страховых резервов принимаются не только активы (акции, облигации, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги), находящиеся на территории Российской Федерации, но и ценные бумаги, выпущенные международными финансовыми организациями, которые включены в ломбардный список ЦБ РФ. Ломбардный список -перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России. Указанные критерии применяются для размещения как страховых резервов, так и собственных средств страховщиков.
Применительно к активам, находящимся на территории Российской Федерации, можно говорить о смягчении требований, так как теперь становится возможным покрытие средств страховщиков за счет российских ценных бумаг, включенных в список «Б» российской фондовой биржи.
Для иностранных ценных бумаг впервые разработаны собственные требования. Для них по-прежнему необходимым является получение рейтинга, однако новое регулирование позволит размещать средства страховых резервов в иностранные ценные бумаги, не имеющие листинга на российских фондовых биржах. Условие о включении ценных бумаг международных финансовых организаций в Ломбардный список Банка России означает, что, помимо наличия у таких ценных бумаг или их эмитента соответствующего рейтинга, ценные бумаги должны быть допущены к обращению на ЗАО ММВБ или иной фондовой бирже, действующей на территории Российской Федерации,
на которой Банк России выступает участником торгов.
К банковским вкладам, принимаемым для покрытия страховых резервов, отнесены вклады на обезличенных металлических счетах, размещенные в банках, имеющих лицензию на осуществление банковских операций.
Для покрытия собственных средств страховщика активы принимаются в размере наибольшего из двух показателей:
- минимального размера уставного капитала;
- нормативного размера маржи платежеспособности, рассчитанного в следующем размере:
• для страховщиков, имеющих лицензию на осуществление страхования гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта, владельцев средств водного транспорта, владельцев средств железнодорожного транспорта, организаций, эксплуатирующих опасные объекты), - 1,3;
• для иных страховщиков - 1,1.
Перечень активов, применяемых
для покрытия собственных средств страховщиков, которые считаются находящимися на территории Российской Федерации, расширен за счет дебиторской задолженности отдельных видов, а также отложенных налоговых активов.
Существенно изменились и структурные соотношения активов, в которые инвестируются средства страховых организаций. Для всех видов страховых средств увеличен лимит инвестирования в акции с 15% до 20% и облигации с 20% до 45%. Также увеличены лимиты инвестирования в недвижимое имущество, и лимиты, связанные с расчетом дебиторской задолженности страхователей и перестрахователей (там, где ее использование допустимо), максимальной величиной в страховых резервах доли одного перестраховщика в зависимости от его характеристик.
Увеличена суммарная стоимость активов, не находящихся на территории Российской Федерации и принимаемых для покрытия собственных средств и страховых резервов: с 20% до 35% от расчетного показателя для собственных средств страховщика и с 20% до 30% от суммарной величины для страховых резервов. При этом стоимость ценных бумаг, выпущенных международными финансовыми организациями, не может превышать 20%
Экономика, Статистика и Информатика
83
№1, 2014
от расчетного показателя величины страховых резервов.
Применительно к страховым резервам следует отметить значительное увеличение той их части, которая может быть передана в доверительное управление (50% от суммарной величины страховых резервов вместо 20%).
Отдельно регулируется величина заемных средств - она не должна превышать 60% суммы собственных средств страховщика (ранее действовало ограничение в размере 15%).
Таким образом, можно отметить, с одной стороны, ужесточение требований, предъявляемых к активам, принимаемым в покрытие как собственных средств, так и средств страховых резервов, имеющих место со стороны государства. С другой стороны, государство стремиться стимулировать более активное участие страховых организаций в инвестиционной деятельности.
Нельзя не отметить, что государство пытается придать новый импульс развитию банковской сферы за счет увеличения лимитов на привлечение заемных средств страховых организаций, финансовой системы путем значительного увеличения доли страховых резервов, которые могут быть переданы в доверительное управление. Безусловно, все это скажется на эффективности данного сегмента рынка за счет перелива капиталов в финансово-банковской сфере, которая пополнится активами страховщиков.
Однако, страховая отрасль становится, в большей мере, «привязанной» к финансовой и банковской сферам за счет «обслуживания» их «корпоративных» интересов.
Вместе с тем, международное рейтинговое агентство Standard&Poor's оценивает уровень перекрестной подверженности рискам в России (определяемой как подверженность банка рискам, связанным с небанковской организацией, и подверженность небанковской организации рискам банковской системы) как умеренно высокий. В тоже время, риски, связанные с зависимостью от банковского сектора, для страховых компаний значительно выше, поскольку банки являются их
основным объектом для размещения средств и инвестирования.
Поэтому представляется целесообразным, чтобы создание мегарегулято-ра не являлось следствием усиления государственного влияния на рынки и монополии Центрального банка России, а способствовало развитию отрасли страхования в направлении, развивающим, прежде всего, страхование жизни как долгосрочное страхование, способное привлечь «длинные» деньги в экономику, столь необходимые в инвестиционных целях. По мере накопления «длинных» денег Россия будет иметь источник собственных крупных инвестиций. Для этого представляется целесообразным создать льготные условия для как можно большего привлечения средств населения к страхованию жизни. В настоящее время по данным ФСФР за 2012 год доля страхования жизни в страховой премии составила 6,5%, а в страховых выплатах - 3,6%. Это без учета обязательного медицинского страхования, которое уже не учитывается при расчете величин совокупных страховых премий и страховых выплат.
Государство должно в большей мере сосредоточить внимание на выполнение регулирующих и контрольных функций, прежде всего, за такими секторами страхового рынка, которые занимаются долгосрочным страхованием и обязательными видами страхования, поскольку страхование жизни формирует долгосрочные страховые резервы, а обязательные виды страхования имеют обязательства перед гражданами.
Кроме того, необходимо осуществлять контроль структуры страховых резервов, преданных в доверительное управление. Если оставить этот вопрос без должного внимания, то увеличивается фондовый риск страховщиков, а также возникает возможность использования схемного страхования.
Таким образом, надзор в сфере страхования должен быть жестче, но должен осуществляться в целях создания современного страхового рынка России, способного оказывать мощное положительное влияние на всю экономику страны.
Литература
1. Стратегия развития рынка страхования на период до 2020 г.
2. Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков».
3. Законопроект «О саморегулировании на финансовом рынке».
4. Приказ Минфина РФ № 100н от 02.07.2012 г. «Об утверждении Порядка размещения страховщиками средств страховых резервов».
5. Приказ Минфина РФ № 101н от 02.07.2012 г. «Об утверждении Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика».
6. Указание Банка России от 27.11.2008 N 2134-У «О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России».
References
1. Strategy of development of the insurance market for the period to 2020
2. Federal law of 23.07.2013 №251-FZ "On amending certain legislative acts of the Russian Federation in connection with the transfer of the Central Bank of the Russian Federation of powers on regulation, control and supervision in the sphere of financial markets".
3. The bill «On self-regulation in the financial market.
4. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation № 100N from 02.07.2012 «On approval of the Procedure of placing of funds of insurance reserves by insurers».
5. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation № 101н from 02.07.2012 «On approval of the Requirements to the composition and structure of assets accepted to cover the own funds of the insurer».
6. The Bank of Russia on 27.11.2008 № 2134-u «On The list of securities, included in the Lombard list of the Bank of Russia».