Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СТУДЕНТАМИ МЕТОДА SWOT-АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СТУДЕНТАМИ МЕТОДА SWOT-АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
139
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / SWOT-МЕТОД / СТРАТЕГИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / STUDENTS / SWOT-METHOD / STRATEGY / EDUCATIONAL PROCESS / MANAGEMENT / ORGANIZATION / EFFICIENCY / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Синева Надежда Леонидовна, Исламова Гузаль Илгизовна

В статье рассматривается практическое применение студентами нижегородского вуза метода стратегического анализа в процессе изучения дисциплин управленческого направления. Определяется цель исследования с позиции теоретического и практического рассмотрения данной проблемы в условиях вуза. Теоретические исследования зарубежных и отечественных авторов позволяет определить, актуальность и значимость исследования данной проблемы. Практическое исследование проводилось авторами в форме социологического опроса у обучающихся по различным направления обучения. Авторами выявлена необходимость использования SWOT-метода при изучении дисциплин управленческого цикла студентами заочной формы. Определено, что приобретенный студентами опыт исследования внутриорганизационных и внеорганизационных факторов с дальнейшими рекомендациями по их эффективному развитию будет способствовать наиболее успешному освоению дисциплин управленческого характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Синева Надежда Леонидовна, Исламова Гузаль Илгизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL APPLICATION BY STUDENTS OF THE METHOD OF SWOT ANALYSIS IN THE PROCESS OF STUDYING MANAGEMENT DISCIPLINES

The article discusses the practical application by students of the Nizhny Novgorod University of the method of strategic analysis in the process of studying disciplines of management. The purpose of the study is determined from the perspective of theoretical and practical consideration of this problem in a university. Theoretical studies of foreign and domestic authors allows us to determine the relevance and significance of the study of this problem. Practical research was carried out by the authors in the form of a sociological survey of students in various fields of study. The authors revealed the need to use the SWOT-method in the study of disciplines of the managerial cycle by correspondence students. It is determined that the experience gained by students in studying intraorganizational and extraorganizational factors with further recommendations for their effective development will contribute to the most successful development of managerial disciplines.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СТУДЕНТАМИ МЕТОДА SWOT-АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

Литература:

1. Викулина М.А., Яшкова Е.В. Профессиональная подготовка менеджера образования в вузе (аксиологический аспект) / Нижний Новгород, 2005.

2. Волков И.В. Особенности коммуникативного потенциала современных менеджеров среднего звена // Вестник Мининского университета. 2019 - Том 7. №4. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1041/756 (дата обращения 20.01.20).

3. Идеальный эйчар [Электронный ресурс]. — URL: https://velereya.ru/kakimi-kachestvami-dolzhen-obladat-menedzher-po-personalu/ (дата обращения 03.02.20).

4. Качества менеджера по персоналу: профессиональные и личные [Электронный ресурс]. — URL: https://buhguru.com/forum/threads/kachestva-menedzhera-po-personalu-professionalnye-i-lichnye.346/ (дата обращения 03.02.20).

5. Кибанов, А.Я. Управление персоналом в России: история и современность: монография. / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 240 с.

6. Лаврентьева Л.В., Яшкова Е.В., Лаврентьев В.А. Предпосылки перехода на цифровую педагогику в российских условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 152-156.

7. Лаврентьева Л.В., Яшкова Е.В., Червякова Е.А., Анфимова Е.А., Маланова В.В. Формирование инновационной организационной культуры в новых экономических условиях // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7 - Том 2 (33). С. 6-11.

8. Новые профессии: чем займется HR через 10 лет [Электронный ресурс]. — URL: https://kazan.hh.ru/article/502514 (дата обращения: 05.02.20).

9. Официальный сайт Центра профориентации ПрофГид. Профессия «менеджер по персоналу (HR-менеджер)» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.profguide.io/professions/hr-manager.html (дата обращения: 30.01.20).

10. Павлова Ю.А., Танцынов А.А., Яшкова Е.В. Исследование проблем формирования имиджа современной организации в маркетинге персонала В сборнике: Инновационные технологии управления Всероссийская научно-практическая конференция. 2014. С. 27-29.

11. Пухова А.Г. Предпосылки и факторы, влияющие на формирование и функционирование регионального рынка труда // Вестник Мининского университета. 2014 - №2 - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/473/449 (дата обращения 11.01.20).

12. Рынок труда в 2020 году [Электронный ресурс]. — URL: https://2020-god.com/rynok-truda-v-2020-godu/ (дата обращения: 30.01.20).

13. Яшкова Е.В., Лаврентьева Л.В. Профессиональные умения и способности современного менеджера // Перспективы науки и образования. Международный электронный научный журнал. 2017 - №6 (30) -(Ноябрь/Декабрь). С. 37-41.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Яшкова Елена Вячеславовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Синева Надежда Леонидовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); ассистент кафедры экономики и менеджмента Исламова Гузаль Илгизовна

ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет) (г. Москва)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СТУДЕНТАМИ МЕТОДА SWOT-АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. В статье рассматривается практическое применение студентами нижегородского вуза метода стратегического анализа в процессе изучения дисциплин управленческого направления. Определяется цель исследования с позиции теоретического и практического рассмотрения данной проблемы в условиях вуза. Теоретические исследования зарубежных и отечественных авторов позволяет определить, актуальность и значимость исследования данной проблемы. Практическое исследование проводилось авторами в форме социологического опроса у обучающихся по различным направления обучения. Авторами выявлена необходимость использования SWOT-метода при изучении дисциплин управленческого цикла студентами заочной формы. Определено, что приобретенный студентами опыт исследования внутриорганизационных и внеорганизационных факторов с дальнейшими рекомендациями по их эффективному развитию будет способствовать наиболее успешному освоению дисциплин управленческого характера.

Ключевые слова: студенты, SWOT-метод, стратегия, учебный процесс, управление, организация, эффективность, развитие.

Annotation. The article discusses the practical application by students of the Nizhny Novgorod University of the method of strategic analysis in the process of studying disciplines of management. The purpose of the study is determined from the perspective of theoretical and practical consideration of this problem in a university. Theoretical studies of foreign and domestic authors allows us to determine the relevance and significance of the study of this problem. Practical research was carried out by the authors in the form of a sociological survey of students in various fields of study. The authors revealed the need to use the SWOT-method in the study of disciplines of the managerial cycle by correspondence students. It is determined that the experience gained by students in studying intraorganizational and extraorganizational factors with further recommendations for their effective development will contribute to the most successful development of managerial disciplines.

Keywords: students, SWOT-method, strategy, educational process, management, organization, efficiency, development.

Введение. В условиях перехода на цифровую педагогику, технологизацию, экономику знаний, экономическое развитие общества практическое применение различных методов в процессе изучения

управленческих дисциплин - ведущая компонента стратегического развития профессиональной подготовки потенциальных руководителей [7, 91.

В частности, благодаря разработке метода SWOT руководство осуществляет как анализ факторов внутренней и внешней среды компаний, так и разрабатывает стратегические направления для конкретной ситуации.

Реализация различных методик в ходе изучения дисциплин в учебном процессе и в соответствии с новыми требованиями ФГОС ВО происходит с учетом разработанных в вузе оценочных средств для проведения разнообразных форм оценивания, активизирующие совместную деятельность обучающихся [10, 11, 141.

Принимая во внимание все многообразие существующих методик, SWOT-анализ является одним из основных инструментов в изучении управленческих дисциплин, таких как «Стратегический менеджмент», «Основы менеджмента» и многих других.

В соответствии с вышеназванным, основной целью исследования является теоретическое рассмотрение проблемы и практический анализ применения данного метода студентами в условиях вуза.

Изложение основного материала статьи. Вопросам сущности, значения и использования SWOT-анализа в оценке деятельности организации занимались как отечественные, так и зарубежные авторы, в том числе: Глазов М.М., Корнеева И.В., Симкин Л., Фомин Я.А., Хруцкий В.Е., Боумэн К., Дибба С., Шумпетер Й., Коуз Р., Пенроуз Э., Чандлер А.Д. и др. [51.

Теоретические исследования позволили определить, что данная методика применялась при разработке стратегии организации и всегда предполагала анализ организационной среды с учетом внешних и внутренних факторов. Данный механизм одномоментно позволяет учитывать и выявлять необходимые подходы, технологии по формированию и сохранению ее преимуществ в конкурентной среде.

Анализ внутренней среды компании позволяет провести детальный срез процессов внутри организации и особенностей организационной структуры. В результате данного анализа необходимо определить силу и слабость организации относительно соответствующих факторов ведущих компаний-конкурентов.

Далее, анализ делового и фонового окружения и их факторов представляет собой исследование среды прямого воздействия и среды косвенного воздействия компании, целью которого является определение возможностей и угроз для анализируемой организации посредством выявления особенностей уже сформированной и реализуемой стратегии компании.

Другими словами, при проведении данного анализа устанавливается взаимосвязь между текущей стратегией и спецификой возможностей и угроз в деловом и фоновом окружении организации. Как мы можем видеть, стратегический анализ дает нам возможность расстановки определенных приоритетов для развития компании на долгосрочную перспективу.

На современном этапе интерес к применению данного метода у исследователей по различным научным направлениям и сферам применения не ослабевает.

Так, исследователи Курылева О.И. и другие [81 проводят SWOT-анализ условий осуществления проекта по привлечении сильных и мотивированных абитуриентов и условий достижения результатов, определенных в Стратегии развития образовательного учреждения.

Суслина И.В. и Шипилов Н.Ю. занимаются данной проблемой по развитию института экономики в техническом университете [131.

Соловьёва О.В. проводит SWOT-анализ в с целью выявления уровня методического сопровождения педагогического процесса [121.

Воробьева М.В. применяет методику при в изучении вопросов профессионального развития личности [41.

Александров Г. предлагает использовать методику для реализации проектов по разработке стратегий развития бизнеса [11.

Башко В.Н., Гавриловец М.С., Антонова М.С. проводят сравнение методик проведения финансового анализа; раскрывают поэтапный алгоритм реализации данной методики: в целях управления финансовым состоянием предприятия на основе данных выработке решений, способствующих его улучшению и укреплению [31.

Исследователи Изосимов С.В. и Шевченко А.Л. освещают проблему исследований в области маркетинга с использованием SWOT-анализа для дальнейшего принятия эффективного решения по развитию стратегии организации, определения значения, методов, технологий, использования [51.

Котов Е.С. предлагает с помощью данной методики оценивать результативность принятых руководством организаций решений в разнообразных областях и сферах трудовой деятельности, начиная от бизнес-процессов, в выработке стратегических направлений работы, определении политики в области маркетинга, в частной жизни [61.

Исходя из предпринятых теоретических исследований, авторам статьи необходимо было выяснить, каким образом применить данную методику в обучении студентами-заочниками дисциплин управления и каким образом рациональнее всего использовать его в анализе текущего состояния организации, в дальнейшей выработкой стратегии ее развития.

В соответствии с этим, в декабре-январе 2019 года в качестве практического исследования проводился социологический опрос обучающихся. Выборка составляла 96 человек - студентов заочной формы обучения, изучающих такие управленческие дисциплины как: «Основы менеджмента», «Стратегический менеджмент» и др. по направлениям: Менеджмент организации, Финансы и кредит, Профессиональное обучение и работающих в организациях различных сфер деятельности: банковская сфера, производство, торговля.

Обучающимся был предложен ряд заданий, способствующих применению метода SWOT с целью определения внутриорганизационных и внеорганизационных факторов, и их влияния на текущего функционирование организации, в которой они трудятся. Для этого для заполнения был предложен макет матрицы SWOT (таблица 1).

Таблица 1

Макет для составления матрицы SWOT для анализа внутренней и внешней среды организации

Возможности Сильные стороны

1. 1.

2. 2.

3. 3.

4. 4.

Угрозы Слабые стороны

1. 1.

2. 2.

3. 3.

4. 4.

Для более детального изучения текущего состояния организации студентами рассматривалась расширенная модель данной матрицы, содержащая необходимые для анализа вопросы (таблица 2).

Таблица 2

Расширенная матрица SWOT-анализа [1]

Как их усилить, и не Сильные стороны Возможности Как именно их

потерять? использовать?

Как от них избавиться и Стратегия Какие есть способы

/или как их перевести в сильные стороны? Слабые стороны Угрозы (риски) нивелирования угроз (рисков)?

В ходе практического исследования были получены результаты, рассмотрим их более детально (таблица 3).

Таблица 3

Ответы респондентов об определение факторов внешней и внутренней среды и их влияние на текущего функционирование организации

Сфера деятельности организации Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы

Банковская сфера Репутация банка на рынке Широкий спектр банковских услуг и продуктов Низкий уровень подготовки сотрудников, отсутствие программ повышения квалификации Доверие и хорошее отношение клиентов Эффективная работа сотрудников банка Расширение международных сетей филиалов Низкая кредитоспособнос ть населения Изменение предпочтений потребителей Широкая линейка продуктов конкурентов

Производство Современные технологии производства Спад темпов роста производства Модернизация и расширение производственных мощностей Высокий темп роста производства Усиление конкуренции со стороны крупных компаний Риски по увеличению цен на продукцию

Торговля Высокое качество продукции Ежегодное увеличение зарплаты, высокий уровень подготовки сотрудников Отсутствие стратегического развития организации Расширение ассортимента товара, объема продаж, ценообразование Снижение спроса на продукцию Выход на рынок инновационного продукта

Как показывают проведенные практические исследования, актуальность использование SWOT-метода при изучении дисциплин управленческого цикла студентами заочной формы обучения обоснована и характеризуется повышением подготовки будущего выпускника и его более успешной адаптации к рыночной среде, формированию и развитию компетенций в сфере управленческой деятельности, расширению научного фундамента дисциплин управленческого направления.

Метод SWOT-анализа применим там, где необходимо быстро обобщить и структурировать накопленные данные, создать наглядную реальную картину происходящего, рассмотреть всевозможные альтернативные варианты развития дальнейших событий.

Конечно необходимо отметить, что кроме положительных сторон использования данного метода, существуют и недостатки. В случае, когда необходимо провести глобальный анализ изменений такой метод использовать не рекомендуется, поскольку предлагаемая матрица и вопросы к ней просты для такого уровня Г61.

Выводы. В заключении отметим, что применение SWOT-метода как оценочного средства в процессе изучения обучающимися управленческих дисциплин в условиях реформирования рынка актуально.

Являясь одним из наиболее применяемых методов в решении управленческих задач, он позволит выпускникам - будущим менеджерам принимать сложные управленческие решения о дальнейшем развития организации в условиях постоянной конкуренции.

Литература:

1. Александров Г. Как использовать SWOT-анализ на практике [Электронный ресурс]. - URL: https://delovoymir.biz/kak-ispolzovat-swot-analiz-na-praktike.html (дата обращения: 05.02.20).

2. Антонова М.С. Сравнение методик проведения финансового анализа [Текст] // Инновационная экономика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). - Казань: Молодой ученый, 2019. - С. 20-24. - URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/335/15170/ (дата обращения: 05.02.2020).

3. Башко В.Н., Гавриловец М.С., Роль SWOT-анализа в диагностике финансового состояния организации Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 11: в 2-х т. Т. 2 / тост. С.В. Анцух; под общ. ред. В.Г. Шадурского. - Минск: Четыре четверти, 2014. - 198 с.

4. Воробьева М.В. Применение методики SWOT-анализа и построение дерева решений в исследовании проблемы профессионального развития личности // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). URL: http://sibac.info/archive/economy/4(19).pdf (дата обращения: 04.02.2020).

5. Изосимов С.В., Шевченко А.Л. Метод SWOT-анализа: его место в методах исследования, преимущества и недостатки // Экономикс. - № 2. - 2013. - С. 29-34.

6. Котов Е. Метод SWOT-анализа: применяем эффективно [Электронный ресурс]. — URL: https://practicum-group.com/blogs/metod-swot-analiza/ (дата обращения: 30.01.20).

7. Лаврентьева Л.В., Яшкова Е.В., Лаврентьев В.А. Предпосылки перехода на цифровую педагогику в российских условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 152-156.

8. Огородова М.В., Курылева О.И., Куль Т.Н. Об опыте реализации проекта «STEP TO PROFESSION» в Мининском университете // Вестник Мининского университета. 2014 - №4 - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/556/532 (дата обращения 23.01.20).

9. Плеханова А.А., Синева Н.Л. Экономика знаний как символ нового тысячелетия В сборнике: Инновационные технологии управления Сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 305-307.

10. Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Опыт формирования управленческих компетенций слушателей бизнес-тренинга методами ТРИЗ // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-4. С. 231-237.

11. Синева Н.Л., Вагин Д.Ю., Исламова Г.И. Новые подходы к организации обучения в эпоху цифрофизации // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 4. С. 1165-1182.

12. Соловьёва О.В. Проведение SWOT-анализа в учреждении дополнительного образования с целью выявления уровня методического сопровождения педагогического процесса // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 390-392. — URL https://moluch.ru/archive/261/60072/ (дата обращения: 23.01.2020).

13. Суслина И.В., Шипилов Н.Ю. SWOT-анализ развития института экономики в техническом университете // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4.1. — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/38/1032/ (дата обращения: 04.02.2020).

14. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Кейс-метод как элемент фонда оценочных средств в процессе подготовки универсальных бакалавров в вузе// Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч. 6. - С. 508-515.

Психология

УДК 159.922.7

учащаяся магистратуры Бабушкина Евгения Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и клинической психологии Семенова Лидия Эдуардовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (г. Нижний Новгород)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК МЕТОД ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье осуществляется анализ проблемы использования художественной литературы в процессе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста. Представлен краткий теоретический обзор относительно роли детской художественной литературы в развитии и воспитании дошкольников. Показаны некоторые варианты использования художественной литературы и основанных на ней библиотехнологий в практике психолого-педагогической работы; обозначены основные условия оказания эффективной психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста посредством художественной литературы. При этом особый акцент сделан на проблеме использования помогающих историй в развитии эмоционального интеллекта старших дошкольников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: художественная литература, библиотехнологии, помогающие истории, эмоциональный интеллект, дошкольники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.