Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА ПО УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА'

РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА ПО УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КАЧЕСТВА / МЕНЕДЖЕР / РАЗВИТИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / РЫНОК ТРУДА / АНАЛИЗ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / KEY QUALITIES / MANAGER / DEVELOPMENT / HUMAN RESOURCES / LABOR MARKET / ANALYSIS / PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Лаврентьева Лариса Викторовна, Лодягин Андрей Дмитриевич

В статье рассматриваются ключевые качества менеджера по управлению человеческими ресурсами. Показано, что в условиях формирования и развития рынка труда необходимо создание благоприятных условий труда. Определено значение знаний, умений и навыков современного менеджера, влияющих на эффективность работы организаций. Рассматриваются взгляды ученых и исследователей на совокупность качеств такого сотрудника. Приводится перечень функциональных обязанностей менеджера. Выявляется, что в условиях реформирования рынка труда усложняется функционал руководителя кадровой службы. Авторами проводится практическое исследование по выявлению ключевых качеств менеджера, проводится анализ полученных результатов. В качестве рекомендаций по развитию ведущих качеств менеджера по управлению человеческим ресурсами предлагается: саморазвитие, прохождение тренингов и курсов повышения квалификации по формированию управленческих качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Лаврентьева Лариса Викторовна, Лодягин Андрей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF KEY QUALITY MANAGER FOR HUMAN RESOURCES MANAGEMENT UNDER THE CONDITIONS OF LABOR MARKET REFORM

The article discusses the key qualities of a human resources manager. It is shown that in the conditions of formation and development of the labor market it is necessary to create favorable working conditions. The value of knowledge, skills and abilities of a modern manager is determined. Affecting the performance of organizations. The views of scientists and researchers on the totality of the qualities of such an employee are examined. The list of functional responsibilities of the manager is given. It is revealed that in the context of labor market reform, the functional of the head of the personnel service is becoming more complicated. The authors conduct a practical study to identify the key qualities of a manager, analyze the results. As recommendations for the development of the leading qualities of a human resources manager, it is proposed: self-development, the formation of organizational conditions and resources.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА ПО УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА»

10. Снитко Л.Т. Компонента «кадровый потенциал» в системе оценки рыночного потенциала организации / Л.Т. Снитко, Ю.А. Чужикова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 3 (51). - С. 64-70.

11. Тренды 2020: управление персоналом в объектах гостеприимства [Электронный ресурс]. — URL: https://welcometimes.ru/opinions/trendy-2020-upravlenie-personalom-v-obektah-gostepriimstva (дата обращения: 30.01.20).

12. Яшкова Е.В. Современные проблемы обучения и развития персонала в сфере туриндустрии В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации 2014. С. 136-141.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Яшкова Елена Вячеславовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Лодягин Андрей Дмитриевич

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА ПО УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые качества менеджера по управлению человеческими ресурсами. Показано, что в условиях формирования и развития рынка труда необходимо создание благоприятных условий труда. Определено значение знаний, умений и навыков современного менеджера, влияющих на эффективность работы организаций. Рассматриваются взгляды ученых и исследователей на совокупность качеств такого сотрудника. Приводится перечень функциональных обязанностей менеджера. Выявляется, что в условиях реформирования рынка труда усложняется функционал руководителя кадровой службы. Авторами проводится практическое исследование по выявлению ключевых качеств менеджера, проводится анализ полученных результатов. В качестве рекомендаций по развитию ведущих качеств менеджера по управлению человеческим ресурсами предлагается: саморазвитие, прохождение тренингов и курсов повышения квалификации по формированию управленческих качеств.

Ключевые слова: ключевые качества, менеджер, развитие, человеческие ресурсы, рынок труда, анализ, результативность.

Annotation. The article discusses the key qualities of a human resources manager. It is shown that in the conditions of formation and development of the labor market it is necessary to create favorable working conditions. The value of knowledge, skills and abilities of a modern manager is determined. Affecting the performance of organizations. The views of scientists and researchers on the totality of the qualities of such an employee are examined. The list of functional responsibilities of the manager is given. It is revealed that in the context of labor market reform, the functional of the head of the personnel service is becoming more complicated. The authors conduct a practical study to identify the key qualities of a manager, analyze the results. As recommendations for the development of the leading qualities of a human resources manager, it is proposed: self-development, the formation of organizational conditions and resources.

Keywords: key qualities, manager, development, human resources, labor market, analysis, performance.

Введение. В современном мире менеджер по управлению человеческими ресурсами (далее менеджер по УЧР) - руководитель, разрабатывающий стратегию развития по формированию кадровой политики организации, системы развития персонала, созданию благоприятного психологического климата и т.д. [5, 9]. В условиях формирования и развития рынка труда необходимо создание благоприятных условий труда, что представляет собой фактор развития общества и неотъемлемой частью государственной социальной политики [11, 12]. Это связано с развитием общественной и экономической среды, цифровизации различных сфер деятельности, ... организация должна стремиться к созданию ... интеллектульных творческих коллективов, оказывая влияние на персонал; разрабатывать и реализовывать такие стратегии развития персонала, которые дадут организации в конечном итоге статус инновационной [6, 7, 10]. И здесь все знания, умения и навыки менеджера по УЧР являются факторами, влияющими на эффективность трудовой деятельности, поскольку именно их руководитель применяет ежеминутно в процессе воздействия на персонал.

Сегодня изменяются требования к работе менеджера по УЧР, определяются новые группы качеств, которые становятся актуальными для его эффективной профессиональной деятельности в условиях изменения рыночной среды [13]. Исследователями отмечается повышение влияния профессии менеджер, его когнитивному компоненту, развитию, культурному аспекту, творчеству и инновациям [13]. В соответствии с этим, основной целью авторского исследования является изучение развития ключевых качеств менеджера по управлению человеческими ресурсами в условиях изменений на рынке труда.

Изложение основного материала статьи. В теоретическом аспекте изучение качества личности менеджера занимались, как зарубежные, так и отечественные исследователи: Т.Ю. Базаров, О.С. Виханский, А.Я. Кибанов, Р.Л. Кричевский, А.В. Батаршев, А.А. Бодалев, И.Д. Ладанов, Р.А. Кричевский, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Ф.Тейлор, А.Файоль, М.Шоу, М. Вудкок, Д. Карнеги и другие.

По мнению классика научной организации труда Ф.Тейлора, идеальный менеджер должен обладать следующими качествами: образованность, сила, технические знания, рассудительность. А вот А. Файоль считал, что менеджеру присущи компетентность, развитый интеллект и высокий уровень культуры и нравственности. М. Шоу определил классификацию личностных качеств менеджера, включающую в себя основные компоненты группы: биографические характеристики; способности; черты личности.

Так же эта классификация была дополнена Р.Л. Кричевским, он добавил специфическую группу -менеджерские характеристики: социально-биографические характеристики, способности-определенные

качества личности, черты личности, темперамент как динамические особенности психики. Все эти качества-совокупность особенностей, полученных при рождении и развитых при жизни.

Сегодня качества менеджера по управлению человеческими ресурсами рассматривают как совокупность социально-психологических и индивидуально-личностных особенностей самого человека. Основополагающими качествами менеджера являются: профессиональная самостоятельность, человековедческая компетентность, коммуникационные качества, организаторские способности, ориентиры на саморазвитие и самообразование. Исходя из положения менеджера в бизнес-среде, специфики трудового функционала, ведущим качеством менеджера является способность к инновациям и творчеству [1, 2, 131. Соответственно, и каждая организация имеет свои требования не только к профессиональным качествам, но и личным и деловым. Именно такие качества обеспечивают эффективность работы в управленческой сфере.

В крупных организациях существуют отделы или департаменты по управлению персоналом, которые возглавляю НЯ-директор или Директор по персоналу [91.

Рассмотрим текущие функциональные обязанности менеджера по управлению человеческими ресурсами, среди основных:

- работа с кандидатами, проведение собеседования, принятие решения соответствия кандидата на должность или рабочее место;

- определение потребности в персонале;

- организация обучения персонала (проведение тренингов, обучающих семинаров, курсов повышения квалификации;

- составление и оформление трудовых договоров;

- наблюдение за рынком труда, информирование руководства о сложившейся ситуации с кадрами, средней заработной плате;

- создание резерва кадров, создание мотивационной системы для эффективной трудовой деятельности и др. [91.

С учетом реформирования рынка труда функционал менеджера кадровой службы усложняется с одной стороны и обогащается с другой. На изменения в кадровой работе во многом повлияет смена поколений. На рынок выходит «поколение Z», которые диктуют новые подходы к управлению командой, хотят мгновенной реакции на свои действия, постоянной обратной связи. Новое поколение стремится к открытому общению с руководством, обмену идеями и мнениями, равноправию и многообразию в коллективе, быстрой реакции на тренды. В зависимости от этого должны усложнятся позиции менеджеров по УЧР будущего.

Работодатели все больше задумываются о качестве жизни сотрудника как одном из главных факторов, влияющих на качество его работы. Появление новых профессий также повлияют на ключевые компетенции менеджера по УЧР, а именно связанные с психологической атмосферой в офисе, коучингом. Могут появиться профессии: тайм-менеджер, специалист по психологической безопасности, администратор микроклимата [81.

С учетом появления новых современных профессий, связанных с цифровизацией, технологизацией, развитием экономики, работодатели все больше обращают внимание на определенные навыки и умения менеджеров по управлению персоналом:

1. Умение организовать свою работу.

2. Способность быстро переключаться с одной задачи на другую.

3. Ответственность.

4. Знание и соблюдение норм деловой этики.

5. Склонность к многостороннему анализу ситуаций.

6. Чувство справедливости.

7. Умение располагать к себе людей.

8. Желание развиваться в профессиональной сфере.

9. Навыки командной работы.

10. Способность просчитывать действия на перспективу [41.

Основываясь на теоретическом исследования и в целях практического исследования и подтверждения гипотезы о том, какие качества менеджера по УЧР являются основополагающими был проведен опрос среди студентов НГПУ им. К. Минина (направления «Менеджмент организации», «Финансы и кредит») заочной формы обучения - работников нижегородских организаций различных сфер деятельности: производства, социальной сферы, торговли, туризма.

На вопрос «Какими ключевыми качествами в условиях реформирования рынка труда, на Ваш взгляд, должен обладать современный менеджер по управлению человеческими ресурсами?» получены следующие ответы респондентов (таблица).

Таблица

Ответы респондентов о ключевых качествах менеджера по УЧР*

Перечень качеств менеджера по УЧР Сфера деятельности

Производство Социальная сфера Торговля Туризм

Коммуникабельность 32% 9% 15% 17%

Доброжелательность, вежливость 28% 13% 20% 22%

Стрессоустойчивость 17% 5% 6% 15%

Интеллект, ум 11% 15% 7% 19%

Компетентность 10% 11% 9% 13%

Дипломатичность, такт 10% 7% 7% 10%

Ответственность 10% 1% 5% 10%

Внимательность 10% 5% 5% 10%

Профессионализм 8% 4% 6% 15%

Умение грамотно выстраивать общение 8% 4% 4% 7%

Гуманизм, человеколюбие 6% 6% 3% 7%

Привлекательный внешний вид 5% 2% 3% 6%

Порядочность, честность 4% 3% 4% 5%

Умение слушать 4% 4% 3% 4%

Целеустремлённость 4% 4% 2% 7%

Опыт 2% 4% 3% 4%

Другое (адекватность, открытость, трудолюбие, лидерские качества, и т.д.) 50% 18% 46% 39%

Затрудняюсь / не хочу отвечать 9% 22% 20% 17%

*Составлено авторами по материалам [31

Исходя из результатов опроса можно сделать следующие выводы: не всегда менеджеры по УЧР проявляет инициативу и развивают свои управленческие качества, не умеют слушать сотрудников, не достаточно целеустремлены, имеют непривлекательный внешний вид и т.д. Для этого, необходимо, чтобы у него была хорошая внутренняя мотивация и способность к саморазвитию.

Стремление выполнять свою работу качественно и эффективно говорит о желании такого контингента развиваться. Поэтому можно сказать, что одним из признаков развивающегося менеджера по УЧР является его отношение с своим задачам и наличие в организациях организационно-методических условий.

В соответствии с этим, в качестве предложений по развитию ключевых качеств такого сотрудника необходимо:

- развиваться самостоятельно, благодаря разнообразным видам деятельности, а также взаимодействию с людьми. Способность к саморазвитию включает в себя следующие умения и возможности: менеджер должен видеть свой недостатки и ограничения; уметь провести анализ их причин; оценить результаты своей работы;

- участвовать в тренинга и курсах повышения квалификации по формированию управленческих качеств, цель которых - совершенствование знаний;

- активно выстраивать личную карьеру как комплекса личных мероприятий по продвижению. Планирование карьеры менеджера обеспечит: мотивацию к труду; индивидуальное развитие, профессиональный рост, соответствие квалификации менеджера по персоналу новым требованиям рынка труда.

Для всего вышеназванного в организации должны быть сформированы соответствующие условия и ресурсная система. Существуют две наиболее важные группы условий: культурная и личностная. Организационная культура организации может стимулировать и поддерживать инициативу персонала развиваться, но иногда она наоборот блокирует это желание.

Как можно видеть, меры развития ключевых качеств менеджера по управлению человеческими ресурсами требуют большого внимания и имеют важную роль в развитии самой организации. Развитие необходимо, поскольку знания постепенно устаревают, значит должны постоянно обновляться.

Выводы. В настоящее время персонал является основным ресурсом организации, в первую очередь сотрудники обеспечивает успех и развитие своей компании. Тем более наблюдается изменение подходов к работе с персоналом из-за влияния смены поколений. Но ни один трудовой коллектив не может справиться без эффективного менеджера по управлению персоналом. Именно поэтому для любой организации так важно найти такого менеджера по персоналу, который обладает всеми необходимыми качествами.

Система ключевых качеств менеджера по управлению человеческими ресурсами - это одна из самых важных составляющих его деятельности, поскольку для эффективного воздействия на свой персонал, такой руководитель обязан повышать знания, умения, навыки, трудовой потенциал, способствуя тем самым собственной конкурентоспособности, развитию персонала, так и самой организации в условиях реформирования рынка труда.

Литература:

1. Викулина М.А., Яшкова Е.В. Профессиональная подготовка менеджера образования в вузе (аксиологический аспект) / Нижний Новгород, 2005.

2. Волков И.В. Особенности коммуникативного потенциала современных менеджеров среднего звена // Вестник Мининского университета. 2019 - Том 7. №4. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1041/756 (дата обращения 20.01.20).

3. Идеальный эйчар [Электронный ресурс]. — URL: https://velereya.ru/kakimi-kachestvami-dolzhen-obladat-menedzher-po-personalu/ (дата обращения 03.02.20).

4. Качества менеджера по персоналу: профессиональные и личные [Электронный ресурс]. — URL: https://buhguru.com/forum/threads/kachestva-menedzhera-po-personalu-professionalnye-i-lichnye.346/ (дата обращения 03.02.20).

5. Кибанов, А.Я. Управление персоналом в России: история и современность: монография. / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 240 с.

6. Лаврентьева Л.В., Яшкова Е.В., Лаврентьев В.А. Предпосылки перехода на цифровую педагогику в российских условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 152-156.

7. Лаврентьева Л.В., Яшкова Е.В., Червякова Е.А., Анфимова Е.А., Маланова В.В. Формирование инновационной организационной культуры в новых экономических условиях // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7 - Том 2 (33). С. 6-11.

8. Новые профессии: чем займется HR через 10 лет [Электронный ресурс]. — URL: https://kazan.hh.ru/article/502514 (дата обращения: 05.02.20).

9. Официальный сайт Центра профориентации ПрофГид. Профессия «менеджер по персоналу (HR-менеджер)» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.profguide.io/professions/hr-manager.html (дата обращения: 30.01.20).

10. Павлова Ю.А., Танцынов А.А., Яшкова Е.В. Исследование проблем формирования имиджа современной организации в маркетинге персонала В сборнике: Инновационные технологии управления Всероссийская научно-практическая конференция. 2014. С. 27-29.

11. Пухова А.Г. Предпосылки и факторы, влияющие на формирование и функционирование регионального рынка труда // Вестник Мининского университета. 2014 - №2 - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/473/449 (дата обращения 11.01.20).

12. Рынок труда в 2020 году [Электронный ресурс]. — URL: https://2020-god.com/rynok-truda-v-2020-godu/ (дата обращения: 30.01.20).

13. Яшкова Е.В., Лаврентьева Л.В. Профессиональные умения и способности современного менеджера // Перспективы науки и образования. Международный электронный научный журнал. 2017 - №6 (30) -(Ноябрь/Декабрь). С. 37-41.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Яшкова Елена Вячеславовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Синева Надежда Леонидовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); ассистент кафедры экономики и менеджмента Исламова Гузаль Илгизовна

ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет) (г. Москва)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СТУДЕНТАМИ МЕТОДА SWOT-АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. В статье рассматривается практическое применение студентами нижегородского вуза метода стратегического анализа в процессе изучения дисциплин управленческого направления. Определяется цель исследования с позиции теоретического и практического рассмотрения данной проблемы в условиях вуза. Теоретические исследования зарубежных и отечественных авторов позволяет определить, актуальность и значимость исследования данной проблемы. Практическое исследование проводилось авторами в форме социологического опроса у обучающихся по различным направления обучения. Авторами выявлена необходимость использования SWOT-метода при изучении дисциплин управленческого цикла студентами заочной формы. Определено, что приобретенный студентами опыт исследования внутриорганизационных и внеорганизационных факторов с дальнейшими рекомендациями по их эффективному развитию будет способствовать наиболее успешному освоению дисциплин управленческого характера.

Ключевые слова: студенты, SWOT-метод, стратегия, учебный процесс, управление, организация, эффективность, развитие.

Annotation. The article discusses the practical application by students of the Nizhny Novgorod University of the method of strategic analysis in the process of studying disciplines of management. The purpose of the study is determined from the perspective of theoretical and practical consideration of this problem in a university. Theoretical studies of foreign and domestic authors allows us to determine the relevance and significance of the study of this problem. Practical research was carried out by the authors in the form of a sociological survey of students in various fields of study. The authors revealed the need to use the SWOT-method in the study of disciplines of the managerial cycle by correspondence students. It is determined that the experience gained by students in studying intraorganizational and extraorganizational factors with further recommendations for their effective development will contribute to the most successful development of managerial disciplines.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: students, SWOT-method, strategy, educational process, management, organization, efficiency, development.

Введение. В условиях перехода на цифровую педагогику, технологизацию, экономику знаний, экономическое развитие общества практическое применение различных методов в процессе изучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.