Банковский сектор
5(47) - 2011
УДК 336.71
ПРАКТИЧЕСКИЙ опыт СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ БАНКОВ И ИХ КЛИЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
ю. м. карнаух,
заместитель начальника отдела кредитования дополнительного офиса «Отделение Варшавское»
КБ «ЛОКО-Банк» (ЗАО) E-mail: ykarnaukh@vrs. lockobank.ru
В статье рассматриваются особенности протекания финансового кризиса в банковском секторе в сфере кредитования малого и среднего бизнеса в период осень 2008 -апрель 2010 гг. Предложено выделение четырех этапов кризиса, подробно описано их своеобразие, принимаемые правительством и банками меры, особенности поведения банков и их заемщиков во время кризиса, перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: финансовый, кризис, банковский, сектор, проблемная задолженность, кредитование, малый и средний бизнес.
Финансовый кризис 2008 г. настиг Россию 16 сентября, когда отечественный фондовый рынок пережил «черный вторник»: по итогам дня индекс РТС снизился более чем на 11 %. В октябре был установлен рекорд падения этого индекса за всю его историю — 19,1 % [2]. Банки ощутили на себе влияние кризиса одними из первых.
В предлагаемой статье будут рассмотрены особенности протекания кризиса банковской системы в сфере кредитования малого и среднего бизнеса. Анализ будет производиться на примере КБ «ЛОКО-Банк» (ЗАО).
Этот московский коммерческий банк, специализирующийся на кредитовании малого и среднего бизнеса, создан в 1994 г. Кредитный портфель на 80 % состоит из ссуд, выданных корпоративным клиентам. По состоянию на 01.07.2010 занимал 13-е место по величине кредитного портфеля среди крупнейших банков России, кредитующих малый и средний бизнес.
По мнению автора, протекание кризиса в банковском бизнесе можно разделить на несколько этапов.
1. Поиск решений охватывает IV квартал 2008 г.
2. Борьба за выживание охватывает период с января по середину лета 2009 г.
3. Пробные шаги — середина июля — конец октяб -ря 2009 г.
4. Возврат позиций — конец октября 2009 г. — апрель 2010 г.
Первый этап характеризовался выбором путей выхода из сложившейся ситуации (ограниченная ликвидность, кризис неплатежей), а также работой над ошибками.
С точки зрения автора, одной из основных ошибок ряда российских банков стала погоня за долей рынка без оглядки на риски. Так, уже летом 2008 г. ряд кредитных организаций столкнулся с проблемами ликвидности из-за роста цены заимствований на рынке межбанковских кредитов, а также со снижением объема межбанковского кредитования на внутреннем и международном рынках. Эта ситуация должна была насторожить участников рынка, в том числе и обладающих избыточной ликвидностью по тем или иным причинам. Однако некоторые банки посчитали данную ситуацию шансом завоевать временно освободившуюся нишу, приняв решение о сохранении или увеличении объемов кредитования. За что вскоре и поплатились.
Что касается поиска решений, то в кредитных учреждениях основные усилия направили на две
финансовая аналитика
проблемы и решения
5(47) - 2011
Банковский сектор
основные болевые точки — рост просроченной задолженности и поддержание нужной ликвидности.
Решение первого вопроса заключалось в более активном мониторинге погашений, а также во внедрении процедуры отсрочки платежа. Заемщику предоставлялась возможность частичного погашения по графику, как правило, процентов и комиссий в течение достаточно короткого промежутка времени (2—3 мес.). На данном этапе инициаторами отсрочки выступали сами клиенты.
Этот период характеризовался значительной долей оптимизма участников рынка. Заемщики, ощутившие возможность задержки платежа и не желающие портить кредитную историю, охотно соглашались на такое предложение. О бодрости заемщиков говорит и тот факт, что ряд клиентов банка, пользуясь предоставленной отсрочкой, направляли сэкономленные денежные средства на развитие параллельных проектов.
Решение проблемы поддержания ликвидности шло по трем основным направлениям: межбанковские займы, помощь государства, наращивание пассивов банка. Предложение по межбанковским займам было достаточно ограниченным. Помощь государства в целом не заставила себя долго ждать. Вскоре кредиты без обеспечения стали выдаваться напрямую финансовым институтам, став основным источником ликвидности для банков.
Однако кредиты Центрального банка РФ были краткосрочными и в первую очередь были направлены на такие же транши по овердрафтам (до 30 дней) и кредитным линиям (до 90 дней). Кроме того, стоимость заимствований неоднократно повышалась. 12 ноября 2008 г. Банк России принимает решение о повышении ставки рефинансирования до 12 %, 1 декабря — до 13 [3].
В связи с этим одновременно началось активное и масштабное наращивание пассивов банков. Финансовые институты боролись друг с другом за лучшие условия по расчетно-кассовому обслуживанию для клиентов — юридических лиц и по депозитам для населения. Росту доходов от депозитов способствовала активная реклама системы страхования вкладов (с 15 октября сумма выплаты по вкладу была увеличена до 700 тыс. руб.). Кроме того, клиентам, не оставляющим надежды воспользоваться кредитным продуктом, банк ставил обязательное условие — поддержание оборотов по расчетному счету, как правило, в сумме не менее размера лимита. Реально ощущая острую потребность ряда клиентов в кредитовании, банки по
решению кредитного комитета увеличивали сумму до 130-150 %.
Второй этап затронул достаточно продолжительный период с января по середину лета 2009 г. В январе Центральный банк РФ переходит к политике жесткой девальвации рубля путем расширения коридора стоимости бивалютной корзины. В результате с января по март рубль потерял 21 % своего «веса».
Тенденция изменилась на положительную лишь к концу марта, после чего Банк России перешел к политике постепенного снижения учетной ставки. 24 апреля она была понижена до 12,5 %, с 14 мая ставка рефинансирования составила 12 %, с 13 июля — 11 % годовых [3].
К тому времени в банковских структурах сформировался достаточно четкий подход к минимизации просроченной задолженности и поддержанию необходимой ликвидности. Кредитные организации активно реструктуризировали проблемную задолженность, клиентам предоставляли разнообразные индивидуальные графики, не требуя погашения просроченной задолженности — в данном случае она перераспределялась на оставшиеся платежи.
Кроме того, банки и заемщики поменялись местами — теперь не клиент просил отсрочку ввиду проблем с погашением, а его кредитный эксперт заблаговременно до погашения звонил и предлагал возможную реструктуризацию при малейшей неуверенности заемщика в своевременности платежа.
Причина такой гибкости проста — банки старались минимизировать долю проблемной задолженности в своей отчетности, желая сохранить достаточные рейтинги надежности. При сокращении кредитных программ (максимальный срок кредита в тот период составлял не более шести месяцев) продажи кредитных продуктов все же продолжались, сохраняя все жесткие требования предыдущего периода, а именно обязательства по поддержанию оборотов в размере не менее 100 % лимита.
В начале 2009 г. спрос на кредитование в значительной мере уменьшился. Основными потребителями кредитных продуктов ЛОКО-Банка как на первом, так и на втором этапе являлись предприятия пищевой промышленности. Кроме того, в I квартале активно подавали заявки на кредитование поставщики алкоголя (в основном дешевого ценового сегмента), обороты набирали производители и дистрибьюторы пивной и безалкогольной продукции.
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения
Банковский сектор
5(47) - 2011
Вообще на этом этапе рост показали компании, удовлетворяющие естественное в пору кризиса стремление граждан к бережному расходованию денежных средств. Например, поставщики автозапчастей. В тех условиях большая часть граждан приняла решение отложить замену собственного автотранспорта на новый. А чем старше машина, тем больше заботы она требует. Соответственно, спрос на запчасти вырос. В особенности это было присуще поставщикам запчастей для отечественных автомобилей.
В сфере торговли товарами народного потребления впереди оказались компании, связанные с реализацией обуви. В условиях кризиса можно сэкономить, отказавшись от дополнительного аксессуара верхней одежды, однако обувь — продукт, подверженный более быстрому износу. Обувные компании дешевого ценового сегмента в то время даже показали определенный рост. Например, известная сеть «ЦентрОбувь» в кризис открыла новое направление — сеть магазинов молодежной обуви Centro.
Слабо ощутили влияние кризиса фирмы, реализующие товары для детей и животных. Эти группы объединены не случайно: на животных и детях люди экономят в последнюю очередь. В 2010 г. в ЛОКО-Банк обратилась компания, торгующая детскими колготками, причем не повседневного использования. Компания была зарегистрирована в августе 2008 г., т. е. прямо перед началом кризиса, однако, несмотря на рецессию, показала быстрый и уверенный старт.
Среди клиентов ЛОКО-Банка большие проблемы испытывали перевозчики (в особенности международные и междугородные). В 2010 г. к ним присоединились сравнительно мелкие строительные субподрядчики — в основном организации, сдающие в аренду спецтехнику и обеспечивающие стройки материалами. Такие компании сильный спад ощутили уже в 2009 г., так как в IV кв. 2008 г. необходимо было завершить проекты, находящиеся на последнем этапе капитального строительства. В 2009 г. старые стройки постепенно закрывались, а новые площадки были заморожены.
В этот период явно прослеживается самая крупная ошибка предпринимателей периода экономического подъема — уверенность в том, что рост, как локомотив, вытащит за собой всех, кто «зацепится». Так, до кризиса на рынке грузоперевозок и аренды спецтехники значительную роль играли посредники — диспетчеры, которые связывали заказчика с исполнителем, т. е., принимая
заказы от клиентов, передавали их на исполнение владельцам автотранспорта и спецтехники.
В итоге возникла цепочка неплатежей, когда заказчик задерживал платежи диспетчеру, а диспетчер — исполнителю. В такой ситуации всегда проще решить проблему взыскания задолженности, когда есть только два участника спора — заказчик и исполнитель. Кроме того, чем меньше посредников, тем проще получить новый заказ посредством неформальных вознаграждений.
С середины июля 2009 г. можно было говорить о начале третьего этапа кризиса — о пробных шагах. Росту оптимизма способствовали заявления властей. 24 августа высокопоставленные чиновники Андрей Клепач и Игорь Шувалов объявили об окончании рецессии в России, уточнив, однако, что рост неустойчивый, и в сентябре — октябре позитивная динамика может прерваться.
Банки начинают расширять предложения по кредитным продуктам. Кредиты на пополнение оборотных средств все еще превалируют в программах российских финансовых институтов, однако параллельно уже происходят позитивные изменения. Увеличиваются сроки кредитования, требования по оборотам становятся более лояльными. Прощупывается почва в долгосрочном кредитовании (более полутора лет) на приобретение основных средств. Правда, большая часть предложений касается приобретения имущества проблемных заемщиков. В свою очередь, Банк России продолжает тенденцию снижения учетной ставки.
Реструктуризация проблемной задолженности становится менее актуальной. Все меньше и меньше клиентов обращаются с просьбами о реструктуризации. При этом кредитные эксперты наконец-то увидели плоды своей борьбы с просрочкой — определенная часть заемщиков, ранее достигших соглашений с банком о реструктуризации кредита с применением льготного периода, по окончании последнего стали осуществлять платежи по графику.
Просроченная задолженность вмиг не исчезла, однако ее доля в кредитном портфеле стала уменьшаться. О значительном оживлении экономики в тот момент говорить было преждевременно. Автор связал бы улучшение качества обслуживания долга со следующим моментом.
Возвращаясь к истокам рецессии, можно вспомнить, что само наступление кризиса было достаточно неожиданным. Цепочка неплатежей разрасталась быстрыми темпами, и в первое время менеджмент ряда компаний не знал, как с ней
финансовая аналитика
проблемы и решения
5(47) - 2011
Банковский сектор
справляться. «Тучные годы» сыграли свою роль — к руководству предприятиями пришли управленцы, не имевшие опыта кризисного менеджмента. Некоторые наименее удачливые или наиболее сговорчивые владельцы отдали бизнес кредиторам. Последние, в свою очередь, проведя аудит деятельности вверенных компаний, постепенно начали расплачиваться с кредиторами, предлагая различные программы реструктуризации задолженности.
Например, под контроль структур Сбербанка России перешла сеть гипермаркетов «Мосмарт», ряд подрядчиков которой уже в конце 2008 г. прекратил поставки вследствие неплатежей. Новым собственникам не было необходимости скрываться от кредиторов — они были заинтересованы в исправлении негативного реноме компании.
Новое руководство «Мосмарта», переименованного в ООО «Инвестиции и ресурсы», вышло к кредиторам с несколькими вариантами реструктуризации задолженности. Ряд кредиторов, достигших компромисса, возобновил отгрузки, впоследствии отметив, что обновленный «Мо-смарт» оказался примерным плательщиком.
Более эффективные или, возможно, более удачливые управленцы смогли за прошедшее с начала кризиса время, расставив приоритеты, освободиться от непрофильных активов и за счет их реализации решить проблемы с кредиторами. Кроме того, часть клиентов банка получали денежные средства в погашение задолженности своих контрагентов согласно исполнительным листам судов.
На данном этапе среди клиентов банков тяжело выделить лидеров и аутсайдеров. Скорее можно говорить о том, что оставшиеся на плаву стали активнее пользоваться кредитными продуктами; часть аутсайдеров, грамотно реструктуризировав действующие кредиты, заново делала пробные шаги, прочие продолжали увязать в долговых проблемах.
С конца октября 2009 г. основные финансово-кредитные организации переходят в контрнаступление. Начинается четвертый этап — возврат позиций. Немаловажную роль тут сыграла политика Банка России. 29 октября была снижена ставка рефинансирования до 9,5 % [3] — на тот момент максимально низкого значения за всю новейшую историю России.
Постепенно увеличиваются сроки кредитования, и уже в начале 2010 г. возобновляются долгосрочные кредиты на приобретение основных средств. Надо отметить, что ожидаемого бурного
роста кредитных заявок в связи с расширением предложения не произошло. Спрос на долгосрочные кредиты в основном наблюдался среди действующих клиентов с положительной кредитной историей.
Кризис для значительной части транспортных компаний на тот момент еще не закончился. В наименьшей степени рецессия затронула пассажирские перевозки. С одной стороны, клиентская база владельцев автобусов сократилась за счет уменьшения спроса на доставку сотрудников компаний к месту работы. Исключение составило обслуживание торгово-выставочных центров, находящихся вдали от метро. С другой стороны, ввиду упомянутой потребности в экономии средств и одновременного желания хоть как-то оторваться от давящей кризисной действительности возрос спрос на автобусные туры по России.
20 апреля, выступая в Госдуме с отчетом правительства о работе в 2009 г., премьер-министр России В. В. Путин заявил, что экономика России вышла из продолжительной рецессии и начала восстановление.
Касательно банковской отрасли можно сказать, что кредитование малого и среднего бизнеса по-прежнему остается привлекательным сегментом для российских банков. Как пишет журнал «Эксперт», по итогам шести месяцев 2010 г. объем кредитов, предоставленных банками малому и среднему бизнесу, оказался на 40 % больше, чем за аналогичный период 2009 г., а кредитование малого и среднего бизнеса продолжает опережать корпоративный сегмент (на 1,9 %) и розничное кредитование (на 2,8 %) [1, с. 92].
В настоящий момент можно говорить об устойчивом снижении ставок по кредитам. В то же время некоторые банки планируют устанавливать процентные ставки за пользование кредитами в корреляции с финансовым положением заемщика. Таким образом, будет учтена рисковая составляющая по каждому клиенту. Для страны, переживающей кризис раз в 10 лет, такая практика пойдет на пользу.
Список литературы
1. Доронкин М. С малых спрос больше // Эксперт. 2010. № 42.
2. Официальный сайт Фондовой биржи РТС: http://www.rts.ru.
3. Официальный сайт Центрального банка РФ: http://www.cbr.ru.
ФИНАНСОвАя АНАлИтИкА
проблемы и решения