Научная статья на тему 'Практические вопросы организации научных мероприятий в вузе'

Практические вопросы организации научных мероприятий в вузе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1440
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / UNIVERSITY / КОНФЕРЕНЦИЯ / НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / CONFERENCE / УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ / ТЕЛЕМОСТ / TELECONFERENCE / CONFERENCE PARTICIPANTS / CONFERENCE MATERIALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баринова Наталья Владимировна

Проведение научных мероприятий является одним из ключевых факторов развития науки в вузе. В данной статье рассматривается механизм организации научных мероприятий в вузе. Текст содержит практические рекомендации по вопросу организации мероприятий, а также типовые формы документов. В материале перечислены основные структурные подразделения Университета, обеспечивающие подготовку и проведение конференций. В статье приведено описание деятельности отдела организации научных мероприятий, осуществляющего координацию работ всех подразделений вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баринова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практические вопросы организации научных мероприятий в вузе»

статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам», в научных педагогических кругах обсуждается проект Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р), подготовлены методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций и т.д. Тем не менее еще достаточно много проблем не нашли своего решения, что требует дальнейшей работы в этом направлении.

Проблемы развития системы непрерывного образования негативно сказываются на экономической безопасности и приводят к дополнительным угрозам, таким как: снижения активности и способностей человеческого потенциала, отставания в объеме знаний от ведущих западных стран, изменение динамики национального рынка рабочей силы, снижение конкурентоспособности российского образования и пр.

Исходя из вышесказанного, считаем, что создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров должно быть ориентировано на Стратегию национальной безопасности РФ. А при разработке Концепции непрерывного образования должны быть учтены положения Стратегии национальной безопасности в части науки, технологии и образования, где четко сформулированы цели, задачи и пути их решения. В этом случае Концепция будет носить более целенаправленный характер.

Список литературы / References

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016- 2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012, вступил в силу с 01.09.2013 (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.04.2015).

4. Tipling C. Step-ladder to a job // UNESCO Sources, 1996. № 78. April. P. 14.

5. Круглова Е.Л. Образование взрослых: взгляд социолога // Дискуссия. № 7 (59), август 2015.

6. Чорная А.Д. Непрерывное образование как основоположное условие развития современного общества // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). Пермь: Меркурий, 2013. С. 36-38.

7. Ханбабаев К.М. Основные принципы и задачи непрерывного образования // Экстремизм.ги. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ekstremizm.ru/metodika/item/159-osnovnye-principy-i-zadachi/ (дата обращения: 21.04.2017).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ВУЗЕ Баринова Н.В. Email: Barinova1797@scientifictext.ru

Баринова Наталья Владимировна — кандидат экономических наук, заместитель начальника отдела, отдел инноваций и научных мероприятий, Государственное образовательное учреждение высшего образования Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: проведение научных мероприятий является одним из ключевых факторов развития науки в вузе. В данной статье рассматривается механизм организации научных мероприятий в вузе. Текст содержит практические рекомендации по вопросу организации мероприятий, а также типовые формы документов. В материале перечислены основные структурные подразделения Университета, обеспечивающие подготовку и проведение конференций. В статье приведено описание деятельности отдела организации научных мероприятий, осуществляющего координацию работ всех подразделений вуза. Ключевые слова: вуз, конференция, научная конференция, участники конференции, сборник материалов конференции, телемост.

PRACTICAL QUESTIONS OF THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC EVENTS AT THE UNIVERSITY Barinova N.V.

Barinova Natalya Vladimirovna — PhD in Economics, Deputy head,

DEPARTMENT OF INNOVATION AND SCIENTIFIC EVENTS PLEKHANOVRUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, MOSCOW

Abstract: carrying out research activities is one of the key factors in the development of science in the University. This article discusses the mechanism of the organization of scientific events at the University. The text contains practical recommendations on the organization of events, as well as standard document forms. In the material are the basic structural units of the University, providing training and holding conferences. The article describes the activities of the Department of organization of scientific events, which coordinates the work of all departments of the University. Keywords: university, conference, conference, conference participants, conference materials, teleconference.

УДК 378

Конференции в вузе являются неотъемлемой частью научной составляющей образовательного процесса, обеспечивают интеграцию науки и образования, способствуют развитию научного потенциала преподавателей и студентов.

Проведение конференций в вузе - продолжительный процесс, требующий координации деятельности всех структурных подразделений, что обеспечивает качественное проведение мероприятия. Организация мероприятий представляет собой достаточно трудоёмкий процесс, требующий точности и высоких организаторских качеств сотрудников. В РЭУ им. Г.В. Плеханова проведение мероприятий координирует отдел организации научных мероприятий Управления организации НИР.

В данной статье мы рассмотрим особенности проведения мероприятий с международным участием, с числом участников свыше 200 человек.

Даты проведения конференций определяются ректором вуза совместно с научным руководителем Университета. Ежегодные мероприятия чаще всего проводятся в определённые даты. На основании полученных данных составляется календарь научных мероприятий на год, размещаемый на сайте вуза в разделе «Конференции».

Подготовка к проведению крупных научных форумов начинается не менее, чем за 6 месяцев до начала мероприятия. Такой период необходим для приглашения иностранных участников Форума. Ключевым докладчикам направляется пригласительное письмо с указанием даты и темы Форума, подписанное ректором вуза. При получении подтверждения подразделение, ответственное за приём иностранных участников, начинает подготовку к приёму гостей, включающую в себя визовую поддержку, бронирование билетов и отеля. Как показывает практика, график выступлений важных спикеров составляется заблаговременно, поэтому крайне важно вовремя оповестить их.

Не менее чем за 2 месяца до проведения мероприятия, подразделение, осуществляющее организационную подготовку конференции, оформляет соответствующие распорядительные документы (приказ, распоряжение, смету, план-график подготовки мероприятия и т.п.). Ниже приводятся примерные формы этих документов [1].

(наименование организации) Приказ

о проведении конференции в организации

В связи с_

приказываю:

1. Провести в организации конференцию по_

2. Дата и время проведения конференции_.

3. Ответственными за проведение конференции назначить _

(указать должности и Ф.И.О.)

4. На время проведения конференции сотрудники организации, задействованные в подготовке и проведении конференции, освобождаются от выполнения служебных обязанностей с сохранением заработной платы.

Список сотрудников составляется ответственными за проведение конференции и представляется на подпись руководителю организации за _до начала конференции.

(наименование должности руководителя)

(Ф.И.О., подпись)

М.П.

Рис. 1. Приказ о проведении конференции

С М Е Т А

расходов на проведение научно-практической конференции

25 мая 2017 г.

№ п/п Наименование расходов Сумма расходов Ответственное лицо

1. Изготовление и размножение программы, бейджей, информационных материалов 30 000 Кравцов В.В.

2. Организация питания участников семинара 50 000 Крылов С.В.

3. Изготовление баннера 15 000 Петров В.П.

ИТОГО 95 000

(наименование должности руководителя)

(Ф.И.О., подпись) М.П.

Проректор по научной деятельности В.Г. Минашкин

Рис. 2. Смета на проведение конференции

№ п/п Наименование Сроки выполнения Ответственные

1. Подготовка издания распоряжения о проведении мероприятия 10.05.2016 г. Петров В.К.

2. Разработка оригинал-макета программы конференции 10.05.2016 г. Кленов В.А.

3. Тиражирование программы 10.05.2016 г. Маякова В.П.

4. Разработка структуры сайта конференции, открытие страницы семинара на сайте 12.05.2016 г. Назаров П.Г.

5. Составление проекта программы семинара 12.05.2016 г. Груздев С.Ю.

6. Подготовка помещений и территории к проведению конференции 24.05.2016 г. Маликов Е.Т.

7. Видео- и звуковое сопровождение мероприятия Постоянно до 25.05.2016 г. Тосумянский А.Б.

8. Обеспечение прохождения участников семинара в корпус. Въезд автомобилей приглашенных участников на территорию Университета (по списку). 25.05.2016 г. Крымова В.Т.

9. Сопровождение и регистрация участников. Вручение раздаточного материала 25.05.2016 г. Матвеева М.Н.

10. Организация кофе-брейков и обедов 25.05.2016 г. Орлов П.Г.

11. Обеспечение безопасности и порядка (в т.ч. на парковке) 25.05.2016 г. Веденев В.И.

(наименование должности руководителя) (Ф.И.О., подпись) М.П.

Рис. 3. План-график проведения конференции

В это же время формируется программа конференции, включающая в себя следующие разделы:

1. Время и место начала регистрации участников;

2. Время начала приветственного кофе;

3. Время начала Пленарного заседания конференции;

4. Состав Оргкомитета конференции;

5. Перечень ключевых докладчиков и тем их выступлений;

6. Наименование секций и аудиторий их проведения.

Чаще всего Форумы с таким количеством участников проводятся в течение нескольких дней. В первый день проводится Пленарное заседание конференции, на котором выступают ключевые докладчики, в последующие дни проводятся заседания секций. При однодневном проведении Пленарное заседание проводится до обеда, а секции после обеда.

Не менее чем за 1,5 - 2 месяца создаётся сайт конференции, на котором размещается актуальная информация о мероприятии. На сайте проводится электронная регистрация участников, проводится сбор тезисов докладов, размещается иная важная информация.

Если конференция проводится ежегодно, имеет смысл разработать логотип конференции. Данный логотип размещается на электронных ресурсах, баннере конференции, сборнике материалов и на папках и других материалах участников. Обычно портфель участника включает в себя пакет, блокнот и авторучку. Дополнительно вкладываются рекламно-информационные материалы спонсоров и информационных партнёров мероприятия.

Важным аспектом качественного проведения конференции является приглашение СМИ и информационных партнёров для освещения мероприятия. Данную работу проводят соответствующие структурные подразделения вуза (отдел по связям с общественностью, пресс-центр и т.п.). Размещение анонсов и интервьюирование ключевых докладчиков значительно повышает статус мероприятия. Большой интерес к участию в таких мероприятиях проявляют такие компании как «Консультант-плюс», «Гарант»,

«Экономическая газета», «Коммерсант» и т.д., которые не только обеспечивают информационную поддержку, но и предоставляют сувенирную продукцию участникам.

Чаще всего за участие в мероприятии предполагается внесение организационного взноса. В том случае, если участники оплачивают регистрационный взнос за участие по безналичному расчёту, на сайте размещаются необходимые реквизиты. В случае оплаты взноса в день мероприятия путём внесения наличных средств учреждение должно иметь возможность их приёма (наличие контрольно-кассовой техники, терминала и т.д.). Решение данных вопросов находятся в компетенции бухгалтерии, финансового отдела либо иной службы.

Не позднее, чем за 7 дней до начала мероприятия специальными службами изготавливается баннер конференции. Если в учреждении имеется собственная служба по подготовке макета баннера, то сотрудники этой службы подготавливают макет. При отсутствии такой возможности макет изготавливается в компании-изготовителе. В том случае если учреждение располагает собственным залом для проведения мероприятия, баннер размещается внутри или снаружи аудитории (в зависимости от планировки).

Обеспечение мультимедийного сопровождения мероприятия осуществляет информационное подразделение вуза. В том случае если предполагается организация телемоста, за 1 - 2 дня проводится тестовое включение с участниками включения с целью выявления возможных проблем и организации устойчивой связи. В режиме телемоста участники могут активно общаться, что вызывает дополнительный интерес к мероприятию и расширяет аудиторию мероприятия.

За 1 - 2 дня до начала конференции завершается корректировка программы мероприятия, производится её тиражирование и формирование портфеля участников. Также проводятся подготовительные работы по дополнительному оповещению участников посредством электронной рассылки (уточнённая программа, схема прохода и проезда автомобилей, расположение точек питания и т.п.)

По итогам проведения конференции издаётся сборник материалов. Обычно он выходит через 1 -2 месяца после завершения мероприятия. В последнее время большинство сборников загружается в РИНЦ, что также повышает статус проведения мероприятия и привлекает дополнительных участников. По окончании конференции подводятся итоги мероприятия, разрабатываются рекомендации для направления в различные органы исполнительной власти (Министерства, ведомства и т.п.). Таковы основные принципы организации мероприятий в вузе.

Список литературы

1. КонультантПлюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.04.2017).

ГОТОВНОСТЬ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА Бичева И.Б. Email: Bicheva1797@scientifictext.ru

Бичева Ирина Борисовна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье анализируются некоторые теоретические положения, раскрывающие готовность педагогов к участию в творческих преобразованиях как важную характеристику их личностно-профессионального становления, развития и совершенствования. Готовность педагога к творчеству рассматривается автором как система взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (мотивационных, компетентностных, процессуальных), отражающих направленность на познание и развитие педагогических инноваций; обеспечивающих творческое отношение к профессии, стремление к поиску эффективных и результативных способов деятельности.

Ключевые слова: педагогическое творчество, творческая направленность, готовность к творчеству, профессиональные способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.