Научная статья на тему 'К вопросу о профессиональной коммуникации ученых: участие в научных конференциях, семинарах, круглых столах'

К вопросу о профессиональной коммуникации ученых: участие в научных конференциях, семинарах, круглых столах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
512
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СУБЪЕКТ РФ / ВУЗ / РЕГИОН / SCIENTIFIC EVENT / SCIENTIFIC CONFERENCE / PROFESSIONAL COMMUNICATION / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / UNIVERSITY / REGION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Собкин В.С., Андреева А.И.

Статья посвящена изучению динамики проведения научных мероприятий в области наук об образовании в 85 субъектах Российской Федерации в 2017 и 2018 гг. Основными целями работы являются: исследование интенсивности организации различных форм научной коммуникации в субъектах РФ; оценка активности вузов и научных организаций относительно проведения различных мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов, чтений и др.). Исследование основано на данных РИНЦ, сайтов вузов и научных организаций о проводимых научных мероприятиях. База данных настоящего исследования основана на материалах анализа 168 вузов и организаций. Содержательный анализ тематики научных мероприятий позволил выделить основные категории, определяющие направление дискуссии в научной среде. Проведен сравнительный анализ частоты и содержания научных мероприятий в 2017-м и 2018 гг. в регионах РФ, в вузах и научных организациях. Показано, что субъекты РФ существенно отличаются как по интенсивности проведения научных мероприятий, так и по их тематике. Установлено, что эти различия носят устойчивый характер. С помощью контент-анализа названий научных мероприятий выделены основные двенадцать категорий, определяющих содержание научной коммуникации. На основе их частотного анализа построены «профили» как для ряда регионов, так и для вузов; это позволило определить особенности их активности в поддержании научной коммуникации в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Собкин В.С., Андреева А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the dynamics of scientific events in the field of educational sciences in 85 subjects of the Russian Federation in 2017 and 2018. The main objectives of the work are: the intensive organization of various forms of scientific communication in the subjects of the Russian Federation; the evaluation of the activity of universities and scientific organizations regarding the conducting of various events (conferences, seminars, round tables, readings, etc.). The research based on the data from RSCI, websites of universities and research organizations about scientific events held. The database of this study is based on the analysis of 168 universities and organizations. The substantive analysis of research topics allowed us to identify the main categories that determine the direction of discussion in the scientific community. A comparative analysis of the frequency and content of scientific events in the regions of the Russian Federation, universities and research organizations was conducted. It is shown that the subjects of the Russian Federation differ significantly in both the intensity of scientific events and their topics. These differences have been found to be persistent. Using the content analysis of these scientific events, the main twelve categories that define the content of scientific communication are highlighted. Based on their frequency analysis, profiles have been built for a few regions and for universities; this will determine the features of their activity in the field of scientific communication in the field of education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессиональной коммуникации ученых: участие в научных конференциях, семинарах, круглых столах»

ТРИ «М»: МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ

В. С. Собкин

Академик Российской академии образования, профессор, руководитель Информационно-аналитического центра РАО, руководитель Центра социологии образования ФГБНУ ИУО РАО, г. Москва

E-mail: sobkin@mail.ru

Vladimir S. Sobkin

Academician of the Russian Academy of Education, Professor, Head of Information and Analysis Center, Russian Academy of Education, Head of the Center of Sociology of Education, Institute of Education Management of the Russian Academy of Education, Moscow

УДК 37.013.78 Б01: 10.24411/2071-6427-2018-10048

К вопросу о профессиональной коммуникации ученых: участие в научных конференциях, семинарах, круглых столах

Авторы благодарят Ф. Р. Рзаеву за участие в проведении исследования

Статья посвящена изучению динамики проведения научных мероприятий в области наук об образовании в 85 субъектах Российской Федерации в 2017 и 2018 гг. Основными целями работы являются: исследование интенсивности организации различных форм научной коммуникации в субъектах РФ; оценка активности вузов и научных организаций относительно проведения различных мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов, чтений и др.). Исследование основано на данных РИНЦ, сайтов вузов и научных организаций о проводимых научных мероприятиях. База данных настоящего исследования основана на материалах анализа 168 вузов и организаций. Содержательный анализ тематики научных мероприятий позволил выделить основные категории, определяющие направление дискуссии в научной среде. Проведен сравнительный анализ частоты и содержания научных мероприятий в 2017-м и 2018 гг. в регионах РФ, в вузах и научных организациях. Показано, что субъекты РФ существенно отличаются как по интенсивности проведения научных мероприятий, так и по их тематике. Установлено, что эти различия носят устойчивый характер. С помощью контент-анализа названий научных мероприятий выделены основные двенадцать категорий, определяющих содержание научной коммуникации. На

Как цитировать статью: Собкин В. С., Андреева А. И. К вопросу о профессиональной коммуникации ученых: участие в научных конференциях, семинарах, круглых столах // Ценности и смыслы. 2019. № 1 (59). С. 20-40.

основе их частотного анализа построены «профили» как для ряда регионов, так и для вузов; это позволило определить особенности их активности в поддержании научной коммуникации в сфере образования.

Ключевые слова: научное мероприятие, научная конференция, профессиональная коммуникация, субъект РФ, вуз, регион.

В эпоху развития информационных технологий произошла существенная трансформация сферы научной коммуникации. Сегодня печатные журналы конкурируют с электронными версиями, очное общение между учеными частично сменилось на общение в Интернете через форумы или социальные сети, часть конференций проводится в дистанционном режиме и формате интернет-дискуссии и т.п. Отметим наиболее часто используемые: www. researchgate.net, www.academia.edu, www.scipeople. ru, www.russian-scientists.ru [15; 19; 29; 31].

По данным опроса представителей научного сообщества, проведенного в 2005 г. с целью анализа масштаба и характера использования информационно-коммуникационных технологий, 36% отечественных ученых в качестве одного из приоритетных источников литературы назвали онлайн-издания, среди зарубежных исследователей — 98% [17]. Заметим, что это материалы более чем десятилетней давности; к сожалению, подобный анализ современного состояния отношения ученых к использованию различных источников информации не проводился. Вместе с тем понятно, что сегодня ситуация кардинально изменилась: доля ученых, использующих электронные и информационные ресурсы, значительно возросла. Трудно представить себе научного сотрудника, который не пользовался бы информационными возможностями Интернета.

А. И. Андреева

Аналитик Информационно-аналитического центра Российской академии образования, аспирант НИУ «Высшая школа экономики», департамент психологии, г. Москва

E-mail: ann-94@bk.ru

Anna I. Andreeva

Analyst of Information and Analysis Center, Russian Academy of Education, Post-graduate student of Higher School of Economics, Department of Psychology, Moscow, Russia

Одним из примеров перехода научной коммуникации в электронный формат среди отечественных ученых может служить создание в 2006 г. Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) — крупнейшей российской библиографической базы данных научного цитирования, содержащей более 28 миллионов публикаций, а также информацию о цитировании этих публикаций из более чем 64 000 российских и зарубежных журналов (указаны данные на 11.12.2018 г.). Это существенно облегчает поиск научных публикаций по интересующим ученых темам. Благодаря Интернету научные публикации могут размещаться в он-лайн-доступе в базах РИНЦ, ИСТИНА и др. в России, Web of Science, Scopus и др. за рубежом.

Помимо этого важно отметить, что российские вузы и научно-исследовательские институты все более активно размещают информацию о своей научной деятельности и планах проведения научных мероприятий на своих сайтах.

Традиционно считается, что основным источником коммуникации ученых выступает научная статья, где исследователь излагает результаты своей работы. Например, К. Хайленд считает, что именно статья выступает значимым фактором научного дискурса, поскольку в значительном числе случаев она проходит этап независимого рецензирования; о ее значимости также свидетельствует и статус (престиж) того или иного научного журнала или издания [25]. Вместе с тем подготовка и публикация статьи в престижном журнале занимает порой значительный промежуток времени, что влияет на снижение эффективности данного типа коммуникации между учеными.

Помимо публикации результатов исследований традиционно одним из существенных источников научной коммуникации являются разнообразные организационные формы непосредственного профессионального общения — конференции, форумы, круглые столы, семинары и др. Они обладают важным потенциалом обмена информацией, поскольку предполагают возможность диалога между научными сотрудниками, установления межличностных содержательных контактов, что способствует созданию новых профессиональных связей для проведения совместных исследований.

Анализ специальной литературы показал, что сегодня имеется целый ряд отечественных исследований, которые посвящены изучению научной коммуникации [2; 3; 4; 16; 18]. Однако следует отметить, что

лишь небольшая часть из них уделяет специальное внимание различным формам общения между учеными. В основном они посвящены международным конференциям [5; 8]. В целом анализ литературы позволяет сделать вывод об актуальности самой темы: организационные формы коммуникации между научными сотрудниками.

Остановимся теперь на трех основных задачах настоящего исследования: 1) создание базы данных проводимых в России научных мероприятий в сфере образования, что позволит отследить как их интенсивность, так и содержание; 2) характеристика субъектов РФ относительно интенсивности организации научной коммуникации в сфере образования; 3) оценка степени активности вузов относительно организации и содержания различных научных мероприятий (конференции, круглые столы, чтения и др.).

Следует заметить, что сегодня в России не существует единой базы проводимых научных конференций, что затрудняет поиск того или иного научного мероприятия. Понятно, что в нашей стране существуют крупные (статусные) конференции в сфере образования, которые анонсируются на значительном числе интернет-площадок (конференция «Ломоносов», Ананьевские чтения, Апрельская международная научная конференция НИУ ВШЭ и др.). Поиск подавляющего большинства других является порой весьма затруднительным, поэтому при проведении настоящего исследования были использованы различные базы данных, которые касаются педагогики, психологии, социологии и управления образованием [1; 6; 7; 30]. Подчеркнем, что значительная часть конференций в этих базах имеет статус заочных.

Исследование ситуации за рубежом также показало отсутствие единой базы данных о научных конференциях в сфере образования. Однако существует значительное число сайтов, где возможен поиск конференции относительно той или иной тематики, которые по сравнению с отечественными отличаются как широтой охвата, так и специализацией [20; 21; 23; 24;28]. Важно подчеркнуть и то, что достаточно большое число конференций организуется не только университетами или институтами, но проводится и под эгидой профессионально-общественных ассоциаций [32]. Характерно, что часть конференций (в особенности по компьютерным наукам) имеет свой рейтинг [22; 26; 27; 33]. Например, одним из них является The CORE2017 Conference Rating, где статус мероприятия определяется с учетом предыдущего рейтинга и основан на использовании

набора библиометрических указателей и экспертной оценки специального комитета для классификации конференций по различным уровням.

В целом анализ интернет-ресурсов позволил выделить ряд сайтов, где содержится информация о проводимых конференциях. Однако следует заметить, что лишь часть отечественных исследователей рассматривает научную конференцию как важный способ установления контактов и поддержания диалога с зарубежными коллегами. Так, например, по данным опроса научных сотрудников в сфере образования, проведенного Информационно-аналитическим центром РАО в 2016 г., подавляющее большинство респондентов (74,8%) не принимали участия в зарубежных конференциях за последние 5 лет [11].

При изучении содержания и динамики проведения научных мероприятий по психологии и педагогике были проанализированы соответствующие показатели во всех субъектах Российской Федерации за 2017 и 2018 гг. Для реализации данной цели была создана единая база научных мероприятий, осуществлен сравнительный анализ динамики их проведения. Специальное внимание было уделено анализу тематики научных мероприятий. При разработке инструментария учитывался опыт наших предыдущих исследований в сфере социологии образования [9; 10; 12; 13; 14]

Отбор исходных материалов для составления базы данных о научных мероприятиях. Для создания единой базы научных мероприятий, проведенных в 85 субъектах РФ в 2017-м и 2018 гг., был составлен список всех российских вузов и организаций, проводящих обучение и исследования в области психологии и образования. Наиболее удобной для составления подобного списка является база РИНЦ, поскольку в ней размещен специальный фильтр, что, в частности, позволяет осуществить поиск интересующих нас в соответствии с темой исследования сайтов, вузов и организаций по каждому региону. Подобная возможность выхода непосредственно на сайты научных организаций позволила собрать необходимую информацию о проводимых в них научных мероприятий (конференций, круглых столов, чтений, семинаров и др.). Вместе с тем следует отметить ряд ограничений, влияющих на составление базы данных, которые связаны в первую очередь с тем, что часть вузов не имела доступного на момент запроса сайта, либо на сайте не была размещена информация о научных мероприятиях. Извлечение данных и подготовка единого списка конференций осуществлялись в течение 3-х месяцев и были завершены к 01.08.2018 г.

При создании базы данных была составлена единая таблица для внесения в нее необходимой информации (ее подготовка осуществлялась в программе Microsoft Office Excel 2010). Таблица включает в себя следующие девять индикаторов: «Название вуза», «Регион», «Город», «Тип мероприятия», «Название конференции», «Тип участия» (очное/ заочное), «Статус конференции» (международная, региональная, вузовская и т.п.), «Целевая аудитория», «Тематика докладов (ключевые слова)». В качестве примера приведем фрагмент таблицы (см. Табл. 1).

Таблица 1

Фрагмент таблицы списка научных мероприятий в российских вузах

и организациях

Название вуза Регион Город Тип мероприятия Название конференции Тип участия Статус конференции Целевая аудитория Ключевые слова

МГУ имени М. В. Ломоносова (факультет психологии) Москва Москва Конференция Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики Очная Международная Студенты, аспиранты, молодые ученые Инновации, социальная психология

МГППУ Москва Москва Конференция «Научное наследие Л. И. Божо-вич и современная психология образования» Очная Вузовская Студенты, аспиранты, молодые ученые Психология образования, Божо-вич Л. И.

С целью анализа полученных материалов сырые данные были занесены в программу IBM SPSS Statistics v.21 для дальнейшей статистической обработки. Особое внимание уделялось созданию тематического рубрикатора на основе названия того или иного научного мероприятия, что позволяет осуществить частотный анализ тематики конференции и мероприятия. В результате проведенный контент-анализ ключевых слов и их частотности позволил выделить двенадцать обобщенных категорий («педагогика», «психология», «уровни образования», «инклюзивное образование», «предметное образование», «образовательное пространство», «инновации и технологии в образовании», «стандартизация и управление образованием», «наука», «культура и общество», «социальная работа» и «прочее»). Подготовленная база данных позволяет проводить анализ собранного материала в автоматическом режиме.

Проведение научных мероприятий в сфере образования в вузах и организациях. Статистический анализ собранных материалов показывает, что в 2017 г. организаций, на базе которых были проведены научные мероприятия (конференции, круглые столы, семинары, чтения и т.д.), было 135, а в 2018 г. их численность увеличилась до 168. При этом общая численность мероприятий, касающихся сферы образования, увеличилась соответственно с 476 до 552 (т.е. возросла в 1,15 раза). Вместе с тем полученные материалы показывают, что в 2017 г. 59 организаций провели лишь одно научное мероприятие (т.е. практически каждая вторая). В 2018 г. число подобных организаций увеличилось до 81, однако тенденция осталась практически той же — практически каждая вторая организация проводит лишь одно научное мероприятие в год.

Специальный корреляционный анализ частотности проводимых вузами и организациями мероприятий выявил статистически значимую связь между показателями 2017 г. и 2018 г. (г = 0,53 р<.01). Это в свою очередь позволяет сделать вывод о своеобразной устойчивости деятельности вузов по организации научных мероприятий.

Особый интерес представляет анализ тех вузов, которые резко сократили свою активность, либо, напротив, существенно ее увеличили (см. Табл. 2 и Табл. 3).

Таблица 2

Вузы и организации, существенно снизившие свою активность по проведению научных мероприятий

Название организации Количество конференций в 2017 г. Количество конференций в 2018 г.

Московский государственный психолого-педагогический университет 20 14

Алтайский государственный педагогический университет 18 5

Кубанский государственный университет 17 8

Шадринский государственный педагогический университет 15 9

Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского 12 2

Институт образования НИУ ВШЭ 11 4

Смоленский областной институт развития образования 9 2

Таблица 3

Вузы и организации, существенно увеличившие свою активность по проведению научных мероприятий

Название организации Количество конференций в 2017 г. Количество конференций в 2018 г.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева 3 21

Общество науки и творчества 9 18

Российская академия образования 2 17

Омский государственный педагогический университет 9 15

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина 0 11

Томский государственный педагогический университет 7 11

Тверской государственный университет 1 8

Забайкальский государственный университет 4 8

Белгородский государственный национальный исследовательский университет 3 7

Заметим, что данные, приведенные в Таблицах 2 и 3, могут послужить основой для дальнейшего, более детального анализа факторов (организационных, финансовых, мотивационных и др.), определяющих позитивную и негативную динамику деятельности вузов по проведению научных мероприятий в сфере образования.

Важным аспектом анализа является сравнение изменения статуса проводимых научных мероприятий (см. Рис. 1).

Из рисунка видно, что по сравнению с 2017 г. доля международных конференций увеличилось с 28,8% до 36,3% (в абсолютных числах — с 137 до 199, то есть увеличение произошло в 1,45 раза). Это позволяет сделать вывод о явном повышении статуса проводимых научных мероприятий в сфере образования в РФ.

И наконец, анализ полученных данных показал, что в 2017 г. 88,4% научных мероприятий по типу участия носили очный характер, заочный — лишь 6,9%. Проведение интернет-конференций анонсировали 2,9% организаций, а очно-заочных — 1,7%. Сравнение с данными 2018 г. позволяет сделать вывод о наметившейся тенденции сокращения очных

мероприятий (85,2%), об увеличении как заочных (10,0%), так и интернет-конференций (3,6%). В целом это указывает на рост влияния интернет-технологий при организации научной коммуникации российских ученых, занимающихся проблемами образования.

40 36,3

35

30,7

30 --^

Я

всероссийский международный вузовский статус региональный межрегиональный статус статус статус статус

■ 2017 ■ 2018

Рисунок 1. Процентное распределение проводимых в 2017-м и 2018 гг. научных мероприятий относительно их статуса (%)

Проведение научных мероприятий в сфере образования в субъектах

РФ. Помимо анализа интенсивности проведения научных мероприятий в сфере образования в вузах и научных организациях составленная база данных позволяет оценить и активность различных субъектов РФ. В Таблице 4 представлены данные о наиболее активных в этом отношении регионах.

Таблица 4

Численность проведенных научных мероприятий в 2017-м и 2018 гг. в различных субъектах РФ

Субъект РФ 2017 г. 2018 г.

Москва 89 109

Алтай 21 9

Краснодарский край 21 15

Татарстан 18 36

Свердловская область 17 20

Санкт-Петербург 16 16

Курганская область 15 9

Челябинская область 13 6

Башкортостан 12 19

Ярославская область 12 19

Московская область 11 24

Смоленская область 11 4

Томская область 11 14

Карачаево-Черкесия 10 9

Воронежская область 10 15

Иркутская область 10 12

Омская область 10 17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дагестан 8 5

Астраханская область 8 3

Забайкальский край 7 19

Мурманская область 7 3

Новосибирская область 7 19

Чувашия 6 21

Липецкая область 1 11

Тамбовская область 0 11

Хакасия 5 10

Тверская область 1 8

Владимирская область 4 7

Белгородская область 3 7

Следует подчеркнуть, что специальный корреляционный анализ частотности проведения конференций в 2017-м и 2018 гг. во всех 85 субъектах РФ выявил высокую корреляционную связь (г = 0,92; р<.01). Это свидетельствует о стабильности профессиональной коммуникации в сфере наук об образовании в субъектах РФ. При этом заметим, что коэффициент корреляции частотности мероприятий в регионах значительно выше, чем коэффициент корреляции частотности мероприятий в научных организациях, что косвенно свидетельствует об особой значимости регионального фактора в организации конференций и других мероприятий. Здесь играют роль как социоэкономические, культурные, так и географические факторы.

Обращаясь к приведенным в таблице данным, следует отметить, что относительно целого ряда субъектов РФ отмечается как явное увели-

чение интенсивности проведения научных мероприятий, так и ее снижение. Среди регионов, заметно увеличивших свою коммуникативную активность, выделяются: Москва, Московская, Ярославская, Омская, Новосибирская, Липецкая, Воронежская, Тверская и Тамбовская области, республики Татарстан, Башкортостан, Хакасия и Чувашия, а также Забайкальский край. Явно снизили свою активность Республика Алтай, Курганская, Челябинская, Смоленская области и Краснодарский край.

Достаточно интересны и результаты дополнительного анализа статусов проводимых научных мероприятий. Так, практически во всех регионах, где фиксируется увеличение коммуникативной активности в сфере образования, с 2017-го по 2018 г. заметно возросло число международных конференций. Например, в Москве — с 28-ми до 39-ти (в 1,4 раза), в Татарстане — с 11-ти до 30-ти (в 2,7 раза), в Новосибирской области — с нуля до 16-ти, в Московской области с нуля до 7-ми. Вместе с тем проявляется и региональная специфика. Так, например, если в Москве увеличилось число межвузовских научных мероприятий в сфере образования (с 6-ти до 13-ти), то в Московской области заметно повысилась интенсивность проведения внутривузовских конференций (с 4-х до 11-ти).

Что касается регионов, где явно проявляется снижение интенсивности проведения научных мероприятий в сфере наук об образовании, то здесь следует зафиксировать следующие характерные тенденции: снижение во всех регионах числа международных и всероссийских конференций. Наиболее очевидной причиной подобного снижения является отсутствие достаточных финансовых и материально-технических возможностей для проведения масштабных конференций. Помимо этого играет роль и недостаточный научный потенциал региона, что не позволяет ежегодно проводить крупные научные мероприятия в сфере образования. Вместе с тем следует подчеркнуть, что интенсивность проведения внутривузовских конференций в данных регионах оказывается устойчивой. По-видимому, здесь важную роль играют сложившиеся традиции в организации коммуникации между преподавателями и научными сотрудниками внутри высших учебных заведений.

Анализ тематики научных мероприятий в сфере образования. Помимо оценки интенсивности и статуса проводимых научных мероприятий в сфере образования особый интерес представляет анализ их тематики. С этой целью был проведен специальный контент-анализ

названий научных мероприятий (конференций, круглых столов, чтений, семинаров и т.д.). На первом шаге анализа выделялись ключевые слова: в 2017 г. было определено 324 ключевых слова, в 2018 г.— 358. На втором шаге анализа ключевые слова с учетом синонимичности и частотности их использования были сведены, с известной долей условности, в следующие категориальные группы:

1) «образовательное пространство» (образовательное пространство, культурно-образовательное пространство, образовательная среда, образовательная деятельность и др.);

2) «предметное образование» (художественное образование, музыкальное, математическое и др.);

3) «инновации и технологии в образовании» (инновации, цифровые технологии в образовании, интернет-технологии, интегративные технологии и др.);

4) «инклюзивное образование» (инклюзия, учащиеся с ОВЗ, дети-инвалиды и др.);

5) «уровни образования» (дошкольное образование, начальное образование, общее образование, высшее образование и др.);

6) «стандартизация и управление образованием» (управление образованием, ФГОС, качество образования и др.);

7) «психология» (психология личности, психология семьи, психология образования, психологическое сопровождение и др.);

8) «педагогика» (педагогическая деятельность, педагогические компетенции, педагогические технологии и др.);

9) «наука» (научное знание, фундаментальные науки, гуманитарные науки, методология, научные исследования и др.);

10) «социальная работа» (здоровьесбережение, профилактика преступности, асоциальное поведение, волонтерская деятельность, специалист социальной сферы и др.);

11) «культура и общество» (культура, духовность, правовое просвещение, социальные изменения и др.);

12) «прочее» (слова, относящиеся к теме образования, но не вошедшие в основные категории в силу низкой частотности).

Распределение частотности категориальных групп в 2017-м и 2018 гг. представлено на Рисунке 2.

педагогика уровни образования

психология предметное образование

наука

стандартизация и управление образованием инновации и технологии в образовании

образовательное пространство культура и общество инклюзивное образование социальная работа

прочее

0,0 5,0 10,0 15,0 20,0 25,0

Рисунок 2. Распределение частотности категориальных групп в 2017-м и 2018 гг. (%)

Статистически значимые различия между 2017-м и 2018 гг. в частоте употребления ключевых слов были зафиксированы по четырем категориальным группам: «педагогика», «наука», «социальная работа» и «культура и общество». Подобное сравнение позволяет сделать вывод о том, что за прошедший год, с одной стороны, снизилась интенсивность обсуждения собственно педагогических проблем (педагогическая деятельность, педагогические компетенции, педагогические технологии и др.), а с другой, возросла потребность обсуждения междисциплинарных проблем в сфере образования (науки, культуры, социальной работы). На наш взгляд, это важный тренд, определяющий содержательный характер профессиональной научной коммуникации в сфере образования.

2017

I 2018

Наряду с общими тенденциями особый интерес представляет анализ доминирующих тем, обсуждаемых на научных конференциях и других мероприятиях в различных субъектах РФ. В Таблице 5 приведены данные по субъектам РФ, которые наиболее активны в проведении научных мероприятий в сфере образования.

Таблица 5

Частотность распределения выделенных категориальных групп в различных субъектах РФ (в % по суммарным данным за 2017-й и 2018 гг.)

Москва Татарстан Свердловская область Краснодарский край Московская область Санкт-Петербург Башкортостан Алтай

Образовательное пространство 6,6 3,8 5,4 2,8 8,6 9,4 9,7 6,7

Предметное образование 16,7 9,6 5,4 5,6 31,4 3,1 0,0 6,7

Инновации и техноло- 7,1 9,6 21,6 13,9 8,6 6,3 6,5 13,3

зовании

Инклюзивное образование 11,6 7,7 2,7 0,0 8,6 6,3 0,0 16,7

Уровни образования 24,2 9,6 51,4 44,4 42,9 6,3 22,6 50,0

Стандартизация и управление образованием 7,6 11,5 10,8 2,8 2,9 6,3 9,7 6,7

Психология 40,9 26,9 32,4 16,7 17,1 37,5 3,2 16,7

Педагогика 32,3 46,2 24,3 22,2 37,1 21,9 22,6 36,7

Наука 3,5 32,7 0,0 58,3 0,0 43,8 22,6 3,3

Социальная работа 4,5 1,9 5,4 11,1 0,0 9,4 35,5 0,0

Культура и общество 4,5 1,5 2,7 16,7 8,6 34,4 51,6 16,7

Прочее 6,1 13,5 29,7 8,3 2,9 9,4 9,7 30,0

Приведенные в таблице результаты, на наш взгляд, весьма показательны. Отметим лишь некоторые моменты.

Так, например, научные мероприятия, где содержательно доминирует категориальная группа «педагогика» (педагогическая деятельность, педагогические компетенции, педагогические технологии и др.), достаточно активно представлены во всех рассматриваемых субъектах РФ.

Относительно же других категорий различия весьма заметны. Если «психологическая» тематика наиболее часто обсуждается в Москве, Санкт-Петербурге, Свердловской области и Татарстане, то в других регионах она затрагивается существенно реже. Что касается «уровней образования», то чаще им уделяется внимание в Свердловской и Московской областях, Краснодарском крае и Республике Алтай. Явно выделаются в интенсивности обсуждения проблем «предметного образования» Московская область и Москва. Тематика, связанная с категориальной группой «социальная работа», наиболее характерна для Башкортостана.

Стоит обратить внимание и на заметные различия регионов, близких по своему социально-экономическому потенциалу. В качестве примера сопоставим данные по Санкт-Петербургу и Москве. Так, в Санкт-Петербурге проблемы образования гораздо чаще обсуждаются в контексте сюжетов, связанных с «наукой» (43,8%, в Москве — 3,5%), «культурой и обществом» (соответственно 34,4% и 4,5%). В Москве же чаще обсуждаются проблемы «предметного содержания образования», «уровней образования» и «педагогики». Таким образом, в целом приведенные данные позволяют сделать вывод о своеобразии субъектов РФ в не только отношении интенсивности, но и содержания научной коммуникации по проблемам современного образования.

Помимо сравнительного анализа тематики научных мероприятий в субъектах РФ полученные данные позволяют оценить содержательные особенности организации научной коммуникации (конференций, семинаров, круглых столов и др.) отдельными вузами. В качестве иллюстрации приведем данные по трем московским вузам (см. Табл. 6).

Таблица 6

Основные содержательные категории в тематике научных мероприятий в сфере образования, проводимых московскими вузами (в %, по суммарным данным по 2017 и 2018 гг.)

Содержательные категории МПГУ МГППУ Институт образования ВШЭ

Образовательное пространство 8,8 5,7 13,3

Предметное образование 33,8 8,6 6,7

Инновации и технологии в образовании 10,3 0,0 0,0

Инклюзивное образование 8,8 40,0 0,0

Уровни образования 19,1 17,1 33,3

Стандартизация и управление образованием 4,4 8,6 13,3

Психология 22,1 42,9 13,3

Педагогика 36,8 31,4 73,3

Наука 1,5 5,7 6,7

Социальная работа 2,9 0,0 6,7

Культура и общество 4,4 2,9 0,0

Прочее 5,9 0,0 0,0

Из приведенных в таблице данных видно, что по сравнению с двумя другими вузами Институт образования ВШЭ, организуя научную коммуникацию в сфере образования, в большей степени ориентирован на обсуждение проблем, связанных с «педагогикой» (педагогическая деятельность, педагогические компетенции, педагогические технологии и др.), проблем, возникающих в связи с разными «уровнями образования». Крупнейший педагогический вуз страны — МПГУ, организуя научную коммуникацию в сфере образования, помимо значимости общих тем «педагогики», делает особый акцент на «предметном образовании», а также «инновациях и технологиях в образовании». И наконец, МГППУ по сравнению с двумя другими вузами, в большей степени ориентирован на коммуникацию, связанную с «психологическими» проблемами в образовании и «инклюзивном образовании». Таким образом, приведенные данные показывают, что каждый из трех рассмотренных вузов выстраивает особую стратегию относительно содержания профессиональной

научной коммуникации в сфере образования.

* * *

В целом проведенное исследование позволило охарактеризовать своеобразие динамики изменения частоты проведения научных мероприятий в сфере образования в субъектах РФ, вузах и организациях. При этом дополнительный корреляционный анализ свидетельствует о высокой стабильности субъектов РФ в деятельности по организации научной коммуникации в сфере образования. Подобную стабильность можно расценивать как результат сложившихся традиций. На наш взгляд, во многом они обусловлены научным, культурным и экономическим потенциалом регионов. Среди важных тенденций последнего времени

обращает на себя явное внимание увеличение числа мероприятий, имеющих международный статус, а также конференций с использованием интернет-технологий. Подобные тренды можно оценивать как проявление общей тенденции глобализации в отечественном образовании.

Помимо анализа интенсивности проведения научных мероприятий в сфере образования особый интерес представляет анализ их тематики. Явно проявилась тенденция дифференциации — как субъектов РФ, так и вузов. Подобный факт представляется крайне важным и требует особого анализа в логике социокультурного своеобразия регионов и сложившихся научных традиций («научных школ») в вузах.

В целом следует отметить, что представленный в статье материал строится на основании формальных показателей: частотности и тематики научных мероприятий. Вместе с тем остаются нерассмотренными вопросы, касающиеся не только интенсивности обсуждаемых тем, но и их значимости для самих ученых. Однако для этого нужны исследования другого типа, в которых авторы акцентируют внимание не столько на «значении», сколько на «личностном смысле». Исследование подобного рода мы и планируем провести в ближайшее время.

Литература

1. Архив мероприятий // Российская психология: информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.rospsy.ru/calendar/events/ archive (дата обращения: 01.12.2018).

2. Богданова И. Ф. Онлайновое пространство научных коммуникаций // Социология науки и технологий. 2010. № 1. С. 140-161.

3. Выдрин О. В. Научная коммуникация: кметодологии исследования // Вестник ЧелГУ. 2009. № 42. С. 112-117.

4. Елепов Б. С., Лаврик О. Л. Библиотека в системе научных коммуникаций // Библиосфера. 2005. № 1. С. 5-13.

5. Иванова В. И., Тивьяева И. В. Эволюция форм международной научной коммуникации: конференция в формате интернет-дискуссии // Известия ТулГУ Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 216-220.

6. Каталог научных мероприятий [Электронный ресурс] // Конференции.ги — открытый каталог научных конференций, выставок и семинаров: [сайт]. URL: http://konferencii.ru (дата обращения: 01.12.2018).

7. Научные конференции России [Электронный ресурс]. URL: http://www. kon-ferenc.ru (дата обращения: 01.12.2018).

8. Пакшина Н.А., Минеева И. В. К вопросу о коммуникативном пространстве международных научных конференций // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2016. № 3. С. 22-27.

9. Собкин В. С., АдамчукД. В. Современный учитель: жизненные и профессио-

нальные ориентации // Труды по социологии образования, Т. XVIII, Вып. XXX. М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2016. 216 с.

10. Собкин В. С., Андреева А. И., Рзаева Ф. Р. Исследователь в сфере образования: эскизы к социально-психологическому портрету // Труды по социологии образования. Т. XIX. Вып. XXXI. М.: Изд-во Московского университета, 2018. 248 с.

11. Собкин В. С., Андреева А. И., Рзаева Ф. Р. Научный сотрудник в профессиональном коллективе // Ценности и смыслы. 2018. № 3 (55). С. 43-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Собкин В. С., Андреева А. И., Рзаева Ф. Р. Отношение ученых к реформированию российской науки об образовании (по материалам социологического опроса) // Ценности и смыслы. 2017. № 4 (50). С. 34-43.

13. Собкин В. С., Ткаченко О. В. Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы. Труды по социологии образования. Т. XI-XII. Вып. XXI. 2007. 200 с.

14. Собкин В. С., Ткаченко О. В., Федюнина А. В. Студент педагогического вуза: отношение к образованию и профессиональные планы // Вопросы образования. 2005. № 1. С. 304-319.

15. Ученые России: социальная сеть [Электронный ресурс]. URL: http://www. russian-scientists.ru (дата обращения: 01.12.2018).

16. Хомутова Т. Н. Научная коммуникация: межкультурный аспект // Вестник ЧелГУ. 2008. № 23. С. 143-150.

17. Цапенко И. П. Электронная эпоха науки // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 8. С. 19-32.

18. Шубина Н.Л. Научная коммуникация: поиски разумного компромисса // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 104. С. 88-96.

19. Academia [Электронный ресурс] // [сайт]. URL: http://academia.edu (дата обращения: 01.12.2018).

20. Academic resources [Электронный ресурс] // [сайт]. URL: http://www.ourglo-cal.com (дата обращения: 01.12.2018).

21. Conference Listings [Электронный ресурс] // COMS. Conference Management Software: [сайт]. URL: https://www.conference-service.com/conferences/index.html (дата обращения: 01.12.2018).

22. Core: Computing research & Education [Электронный ресурс]. URL: http:// www.core.edu.au/conference-portal (дата обращения: 01.12.2018).

23. Directory of Science [Электронный ресурс]. URL: http://www. directoryofscience.com (дата обращения: 01.12.2018).

24. Global Conference Directory & Event Planning Solutions [Электронный ресурс] // AllConferences.com: Global Online Conference Directory [сайт]. URL: http:// www.allconferences.com (дата обращения: 01.12.2018).

25. Hyland K. Academic Discourse. English in a Global Context. Continuum International Publishing Group, 2009. 215 p.

26. LiveShine [Электронный ресурс]. URL: http://liveshine.icomp.ufam.edu.br (дата обращения: 01.12.2018).

27. Microsoft Academic [Электронный ресурс]. URL: https://academic.microsoft. com (дата обращения: 01.12.2018).

28. Open Access proceedings solution for scientific conferences [Электронный ресурс] // Web of conference: [сайт]. URL: http://www.webofconferences.org (дата обращения: 01.12.2018).

29. ResearchGate [Электронный ресурс] // Advance your research [сайт]. URL: https://www.researchgate.net (дата обращения: 01.12.2018).

30. Scientific Social Community: социальная научная сеть [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-community.org/ru (дата обращения: 01.12.2018).

31. SciPeople: научная сеть [Электронный ресурс]. URL: http://scipeople.ru (дата обращения: 01.12.2018).

32. Psychology Organizations and Conferences [Электронный ресурс] // Social Psychology Network: [сайт]. URL: https://www.socialpsychology.org/psych.htm (дата обращения: 01.12.2018).

33. System A [Электронный ресурс] // Valutazione [сайт]. URL: http://valutazione. unibas.it/cs-conference-rating/ratingSearch.jsf (дата обращения: 01.12.2018).

TO THE ISSUE OF PROFESSIONAL COMMUNICATION OF SCIENTISTS: PARTICIPATION IN SCIENTIFIC CONFERENCES, SEMINARS, ROUND TABLES

The article is devoted to the study of the dynamics of scientific events in the field of educational sciences in 85 subjects of the Russian Federation in 2017 and 2018. The main objectives of the work are: the intensive organization of various forms of scientific communication in the subjects of the Russian Federation; the evaluation of the activity of universities and scientific organizations regarding the conducting of various events (conferences, seminars, round tables, readings, etc.). The research based on the data from RSCI, websites of universities and research organizations about scientific events held. The database of this study is based on the analysis of 168 universities and organizations. The substantive analysis of research topics allowed us to identify the main categories that determine the direction of discussion in the scientific community. A comparative analysis of the frequency and content of scientific events in the regions of the Russian Federation, universities and research organizations was conducted. It is shown that the subjects of the Russian Federation differ significantly in both the intensity of scientific events and their topics. These differences have been found to be persistent. Using the content analysis of these scientific events, the main twelve categories that define the content of scientific communication are highlighted. Based on their frequency analysis, profiles have been built for a few regions and for universities; this will determine the features of their activity in the field of scientific communication in the field of education.

Keywords: scientific event, scientific conference, professional communication, subject of the Russian Federation, university, region.

References

• Academia [Elektronnyj resurs]. URL: http://academia.edu (data obrashcheniya: 01.12.2018).

• Academic resource [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.ourglocal.com (data ob-rashcheniya: 01.12.2018)

• Arhiv meropriyatij // Rossijskaya psihologiya. Informacionno-analiticheskij portal [Elektronnyj resurs] [sajt]. URL: http://www.rospsy.ru/calendar/events/archive (data obrashcheniya: 01.12.2018).[In Rus].

• Bogdanova I. F. Onlajnovoe prostranstvo nauchnyh kommunikacij // Sociologiya nau-ki i tekhnologij. 2010. № 1. S. 140-161. [In Rus].

• Capenko I. P. Elektronnaya ehpoha nauki // Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2005. № 8. S. 19-32. [In Rus].

• COMS — Conference Management Software [Elektronnyj resurs] // Conference Listings [sajt]. URL: https://www.conference-service.com/conferences/index.html (data obrashcheniya: 01.12.2018)

• Computing research & Education [Elektronnyj resurs] // CORE Rankings Portal [sajt]. URL: http://www.core.edu.au/conference-portal (data obrashcheniya: 01.12.2018)

• Directory of Science [Elektronnyj resurs] // [sajt]. URL: http://www.directoryof-science.com (data obrashcheniya: 01.12.2018).

• Elepov B. S., Lavrik O. L. Biblioteka v sisteme nauchnyh kommunikacij // Bibliosfera. 2005. № 1. S. 5-13. [In Rus].

• Global Conference Directory & Event Planning Solutions [Elektronnyj resurs] // AllConferences.com — Global Online Conference Directory [sajt]. URL: http://www. allconferences.com (data obrashcheniya: 01.12.2018)

• Homutova T. N. Nauchnaya kommunikaciya: mezhkul'turnyj aspekt // Vestnik ChelGU. 2008. № 23. S. 143-150. [In Rus].

• Hyland K. Academic Discourse. English in a Global Context. Continuum International Publishing Group, 2009. 215 p.

• Ivanova V. I., Tiv'yaeva I. V. Evolyuciya form mezhdunarodnoj nauchnoj kommunika-cii: konferenciya v formate internet-diskussii // Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. 2014. № 2. S. 216-220. [In Rus].

• Konferencii.ru — otkrytyj katalog nauchnyh konferencij, vystavok i seminarov [Elektronnyj resurs] // Katalog nauchnyh meropriyatij. [sajt] URL: http://konferencii. ru (data obrashcheniya: 01.12.2018) [In Rus].

• LiveShine [Elektronnyj resurs] // [sajt]. URL: http://liveshine.icomp.ufam.edu.br (data obrashcheniya: 01.12.2018).

• Microsoft Academic [Elektronnyj resurs] //URL: https://academic.microsoft.com (data obrashcheniya: 01.12.2018).

• Nauchnye Konferencii Rossii [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.kon-ferenc.ru (data obrashcheniya: 01.12.2018). [In Rus].

• Open Access proceedings solution for scientific conferences // [Elektronnyj resurs] Web of conference: [sajt]. URL: http://www.webofconferences.org (data obrashcheni-ya: 01.12.2018).

• Pakshina N. A., Mineeva I. V. K voprosu o kommunikativnom prostranstve mezh-dunarodnyh nauchnyh konferencij // Vestnik NGTU im. R. E. Alekseeva. Seriya «Upravlenie v social'nyh sistemah. Kommunikativnye tekhnologii». 2016. № 3. S. 2227. [In Rus].

• ResearchGate [Elektronnyj resurs] // Advance your research [sajt]. URL: https://www.

researchgate.net (data obrashcheniya: 01.12.2018).

• Scientific Social Community: social'naya nauchnaya set' [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.science-community.org/ru (data obrashcheniya: 01.12.2018) [In Rus].

• SciPeople: nauchnaya set' [Elektronnyj resurs]. URL: http://scipeople.ru (data obrashcheniya: 01.12.2018) [In Rus].

• Shubina N. L. Nauchnaya kommunikaciya: poiski razumnogo kompromissa // Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. 2009. № 104. S. 88-96.

• Sobkin V. S., Adamchuk D. V. Sovremennyj uchitel': zhiznennye i professional'nye ori-entacii // Trudy po sociologii obrazovaniya, T. XVIII, Vyp. XXX. M.: FGBNU «IUO RAO», 2016. 216 s. [In Rus].

• Sobkin V. S., Andreeva A. I., Rzaeva F. R. Issledovatel' v sfere obrazovaniya: ehskizy k social'no-psihologicheskomu portretu. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2018.— 248 s. (Trudy po sociologii obrazovaniya. T.XIX. Vyp. XXXI). [In Rus].

• Sobkin V. S. Andreeva A. I. Rzaeva F. R. Nauchnyj sotrudnik v professional'nom kollektive // Cennosti i smysly. 2018. № 3 (55). S. 43-64. [In Rus].

• Sobkin V. S., Andreeva A. I., Rzaeva F. R. Otnoshenie uchenyh k reformirovaniyu ros-sijskoj nauki ob obrazovanii (po materialam sociologicheskogo oprosa) // Cennosti i smysly. 2017. № 4 (50). S. 34-43. [In Rus].

• Sobkin V. S., Tkachenko O. V. Student pedagogicheskogo vuza: zhiznennye i professional'nye perspektivy. Trudy po sociologii obrazovaniya. T. XI-XII. Vyp. XXI. 2007.— 200 s. [In Rus].

• Sobkin V. S., Tkachenko O. V., Fedyunina A. V. Student pedagogicheskogo vuza: otnosh-enie k obrazovaniyu i professional'nye plany // Voprosy obrazovaniya. 2005. № . 1. S. 304-319. [In Rus].

• Psychology Organizations and Conferences [Elektronnyj resurs] // Social Psychology Network: URL: https://www.socialpsychology.org/psych.htm (data obrashcheniya: 01.12.2018)

• System A [Elektronnyj resurs] Valutazione [sajt]. URL: http://valutazione.unibas.it/ cs-conference-rating/ratingSearch.jsf (data obrashcheniya: 01.12.2018)

• Uchenye Rossii. Social'naya set' [Elektronnyj resurs]URL: http://www.russian-scien-tists.ru (data obrashcheniya: 01.12.2018) [In Rus].

• Vydrin O. V. Nauchnaya kommunikaciya: k metodologii issledovaniya // Vestnik Chel-GU. 2009. № 42. S. 112-117. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.