Научная статья на тему 'Подготовка студентов технических вузов к научной дискуссии на иностранном языке'

Подготовка студентов технических вузов к научной дискуссии на иностранном языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ДИСКУССИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / SCIENTIFIC CONFERENCE / DISCUSSION / EDUCATIONAL PROCESS / RESEARCH WORK / FOREIGN LANGUAGE / TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батунова Ирина Валерьевна, Лобынева Екатерина Ивановна, Николаева Альбина Юрьевна, Алексеенко Ирина Владимировна

Представлены организационный процесс и развитие научной конференции «Молодежь и наука», которая ежегодно проводится Институтом филологии и языковой коммуникации на базе Сибирского федерального университета. Рассматриваются проблемы подготовки студентов, магистров и аспирантов технического вуза к участию в конференции на иностранном языке, доказывается актуальность данной конференции как мероприятия, развивающего навыки и умения студентов принимать участие в научных дискуссиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батунова Ирина Валерьевна, Лобынева Екатерина Ивановна, Николаева Альбина Юрьевна, Алексеенко Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the organizational process and the development of scientific conference “Youth and Science” that is organized every year by the Institute of Philology and Language Communication on the basis of Siberian Federal University. There are considered the issues of preparation of students, masters and post graduate students of technical university for taking part in the conference in a foreign language. There is proved the topicality of the conference as a scientific event that develops students’ skills and abilities to take part in scientific discussions.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов технических вузов к научной дискуссии на иностранном языке»

педагогические науки

* * *

1. Bondarev M.G., Trach A.S. Principy smeshan-nogo obucheniya anglijskomu yazyku dlya special'nyh celej // Izv. Yuzhn. fed. un-ta. Tekhnicheskie nauki. 2013. № 10(147). S. 41-48.

2. Veledinskaya S.B., Dorofeeva M.Yu. Sme-shannoe obuchenie: sekrety effektivnosti // Vysshee obrazovanie segodnya. 2014. № 8. S. 8-13.

3. Evseeva A.M. Smeshannoe obuchenie kak forma organizacii uchebnogo processa po inostranno-mu yazyku v tekhnicheskom vuze // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 6. S. 955-956.

4. Informacionno-kommunikacionnye tekhnolo-gii v obrazovanii. Terminy i Opredeleniya: nac. standart Ros. Federacii: utv. i vveden v dejstvie prika-zom Federal'nogo agentstva po tekhnicheskomu regu-lirovaniyu i metrologii ot 27 dek. 2006 g. № 419-st. GOST R 52653-2006 [Elektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200053103 (data obra-shcheniya: 25.03.2019).

5. Kapustin Yu.I. Pedagogicheskie i organi-zacionnye usloviya effektivnogo sochetaniya ochnogo obucheniya i primeneniya tekhnologij distancionnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2007.

6. Kurkan N.V. Effektivnost' smeshannogo ob-ucheniya pri obuchenii inostrannomu yazyku v usloviyah sovremennogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Mol. uchenyj. 2015. № 5. URL: https:// moluch.ru/archive/85/16008/ (data obrashcheniya: 13.02.2019).

7. Shterenzon V.A., Hudyakova S.A. Primenenie tekhnologii Flipped Classroom v informacionno-ma-tematicheskoj podgotovke specialistov i bakalav-rov pozharnoj i tekhnosfernoj bezopasnosti // Vestn. Volzhsk. un-ta im. V.N. Tatishcheva. 2015. № 4(19). S. 189-196.

Use of the technology of "flipped classroom" while teaching a foreign language of students of nonlinguistic higher educational institutions

The article deals with the technologies of integrated learning and flipped classroom that give the development of a student as the subject of self-educational activity and prepare him to self-development in future. There are marked out the key characteristics of integrated learning. There is described the process of flipped classroom while teaching a foreign language of students of nonlinguistic higher educational institutions.

Key words: integrated learning, flipped classroom, information and communication technologies, independent work.

(Статья поступила в редакцию 04.04.2019)

И.В. БАТУНОВА, Е.И. ЛОБЫНЕВА, А.Ю. НИКОЛАЕВА, И.В. АЛЕКСЕЕНКО (Красноярск)

подготовка студентов технических вузов к научной дискуссии на иностранном языке

Представлены организационный процесс и развитие научной конференции «Молодежь и наука», которая ежегодно проводится Институтом филологии и языковой коммуникации на базе Сибирского федерального университета. Рассматриваются проблемы подготовки студентов, магистров и аспирантов технического вуза к участию в конференции на иностранном языке, доказывается актуальность данной конференции как мероприятия, развивающего навыки и умения студентов принимать участие в научных дискуссиях.

Ключевые слова: научная конференция, дискуссия, учебный процесс, исследовательская деятельность, иностранный язык, технический вуз.

В современном мире наука бурно развивается, активно затрагивая научную жизнь университета. Для реализации своих научных и производственных проектов (например, портативные люминометры, полимеры широкого применения, универсальные сорбенты, дорожный принтер, биотестирование воды, динамическое обследование объектов), особое внимание уделяется обучению инженеров нового поколения [7, р. 1711]. Одним из требований, формирующих будущую профессиональную конкурентоспособность студента, является его языковая компетенция, позволяющая дискутировать на научные темы на иностранном языке.

Развитие данных навыков нельзя представить без такой деятельности, предоставляемой высшей школой, как проведение научных конференций, т. к. они неразрывно связаны с актуальными научными публикациями и навыками ведения научной дискуссии на иностранном языке. Научная дискуссия представляет собой современную эффективную технологию организации взаимодействия и обратной связи с целью интенсификации процесса решения актуальной проблемы и принятия решений.

Дискуссия дает возможность вовлечь студентов в исследовательскую деятельность, научить их выражать свою точку зрения, отно-

© Батунова И.В., Лобынева Е.И., Николаева А.Ю., Алексеенко И.В., 2019

ИЗВЕСТИЯ вгпу

шение к обсуждаемой проблеме и взаимодействовать со сторонниками и оппонентами. Выступление на конференции и последующую за этим научную дискуссию можно использовать в качестве метода интерактивного обучения, помогающего развивать интеллектуальную деятельность студентов в связи с их профессиональной направленностью [6].

Каждая конференция имеет собственную цель, но можно выделить общие цели, присущие научно-практическим конференциям в целом - это объединение учебного процесса в высшей школе с развитием современных промышленных отраслей, развитие интеллектуальной компетенции студентов, их мотивации и творческой деятельности в их предметно-профессиональной сфере. Таким образом, научно-практические конференции обогащают и координируют научную деятельность ученых и студентов, работающих под их руководством, помогают им установить новые научные связи, которые будут развивать дальнейшее сотрудничество и обмен опытом.

Участие в научно-практических конференциях последующих дискуссиях предоставляет студентам возможность осознать и проанализировать научные проблемы, привить коммуникативные навыки, а также умения представлять плоды своего труда, полученные в автономном научно-исследовательском поиске, все это обеспечивает дальнейшее развитие научной деятельности и актуализацию знаний на иностранном языке.

Научная дискуссия в качестве обучающей функции дает возможность студенту расширить свой кругозор, узнать разные точки зрения на представляемую им проблему. В качестве развивающей функции научная дискуссия стимулирует творчество студентов, развивает их аналитические способности, учит их аргументировано и логично доказывать свои идеи и взгляды, коммуницировать со своими коллегами и мотивирует их на творческий и осознанный учебный процесс [2].

научная дискуссия также влияет на развитие индивидуальности студента в целом, создавая необходимые условия для самосознания и самореализации, анализа и выбора своего научного пути. Представление докладов на иностранном языке, в свою очередь, дает возможность студентам получить информацию об инновационных проектах и исследованиях, поделиться результатами своих изысканий и апробировать их.

В связи с вышеперечисленным в Сибирском федеральном университете огромное внимание уделяется подготовке студентов к кон-

ференциям и развитию у них навыков участия в научных дискуссиях на иностранном языке. Конференция «Молодежь и наука», проводимая в университете, берет начало с 2010 г. и имеет высокий статус, ее рабочий язык - английский. Поэтому для конференции разработали критерии, определяющие уровень научного содержания докладов (Scientific content), навыки презентации (Presentation skills), речевую грамотность (Accuracy), навыки ведения научной дискуссии - взаимодействия с аудиторией (Interaction skill). Эти критерии отражают соответствующие навыки по пятибалльной шкале, где также определен каждый балл. В свою очередь, каждый критерий дает возможность оценить подготовку студента к научной дискуссии по содержанию доклада на 5 баллов - если выступающий имеет глубокие знания по теме, его научное исследование актуально и представляет интерес; на 4 - если студент обладает достаточно глубокими познаниями в теме, чтобы сделать адекватную презентацию; на 3 - если у участника достаточные знания по его теме, но он затрудняется с ответами на вопросы, объяснениями и приведением примеров; на 2 - если у участника недостаточно глубокие знания по раскрываемой теме; на 1 - если участник не может дать объяснения, привести примеры и ответить на вопросы.

Навыки представления презентации оцениваются на 5 баллов, если информация представлена в логическом порядке, презентация выполнена без ошибок, главная мысль четко сформулирована, прослеживается правильная коммуникация с аудиторией; на 4 - если информация представлена в логическом порядке, в презентации допущено несколько ошибок, достаточно полно сформулирована основная мысль, существуют некоторые проблемы во взаимодействии с аудиторией; на 3 - если допущены некоторые ошибки в логической последовательности, основная мысль сформулирована недостаточно четко, не полно сформированы навыки общения с аудиторией; на 2 - если нарушена логическая последовательность, основная идея сформулирована неясно, не полностью сформированы навыки общения с аудиторией; на 1 - если нарушена логическая последовательность, основная идея сформулирована неясно, не сформированы навыки общения с аудиторией.

Речевая грамотность оценивается по следующим параметрам: на 5 баллов - участник использует множество адекватных грамматических конструкций, не допускает ошибок, имеет обширный терминологический вокабу-ляр профессиональной направленности, обла-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

дает быстрым темпом речи, не имеет фонетических и интонационных ошибок; на 4 - если участник использует множество грамматических структур и совершает небольшое количество ошибок, пользуется достаточным количеством профессиональных терминов, у него умеренно быстрый темп речи, есть небольшие фонетические и интонационные ошибки; на 3 - если участник использует небольшое количество грамматических структур, в его речи присутствуют ошибки, он пользуется небольшим количеством терминов, у него медленный темп речи, он часто допускает фонетические и интонационные ошибки; на 2 - если участник использует мало грамматических структур, совершает множество ошибок, практически не использует терминологию, у него медленный темп речи и большое количество фонетических и интонационных ошибок; на 1 -если грамматические, фонетические и интонационные ошибки участника затрудняют понимание его речи, он совсем не использует терминологический вокабуляр.

Следующие критерии позволяют оценить навыки взаимодействия с аудиторией: студент подготовлен на 5 баллов, если он понимает обращенные к нему вопросы, дает логические и полные ответы, приводит примеры; на 4 - если он отвечает неполно и допускает незначительное количество ошибок; на 3 - если у него неполные ответы, он не приводит примеры и в его речи присутствует небольшое количество ошибок; на 2 - если он не полностью понимает вопросы, дает неполные ответы и допускает множество ошибок; на 1 - если он не понимает вопросы, его ответы нелогичны и кратки, содержат многочисленные ошибки.

Таким образом, данная система оценки позволяет в полной мере оценить уровень подготовленности студентов к научной дискуссии и полностью выявить полноту сформированно-сти необходимых для этого навыков. В процессе развития и трансформации с 2010 г. конференция менялась в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями высшей школы. Первоначально она подразделялась на отдельные подгруппы: студенты, магистранты и аспиранты. Поскольку у аспирантов подготовка была серьезная, то студенты, особенно первокурсники, не могли с ними конкурировать, в результате возникла проблема неравных условий для участников конференции, что вызвало падение заинтересованности студентов к данному мероприятию.

В связи с этим в 2013 г. при участии в конференции более чем 80 человек было решено поделить ее на несколько подсекций: English

for specific purposes (для бакалавров неязыковых специальностей) и English for scientists (для аспирантов и магистрантов). В последней секции в течение нескольких лет участвуют иностранные аспиранты, обучающиеся по программе PhD Сибирского федерального университета. Эта секция работает в формате круглого стола, максимально приближающего аспирантов инженерного профиля к реальным условиям их профессиональной деятельности; позволяет развивать навыки говорения, применять основы публичной речи: навыки подготовки научных сообщений, докладов, презентаций (с использованием профессионально ориентированного языка); помогает развить умения задавать и отвечать на вопросы при обсуждении тем, связанных со специальностью [1, с. 129].

Изменились также условия принятия докладов для участия в конференции. Если раньше печатали доклады всех ее участников, независимо от их уровня, то сейчас стали публиковать в электронном журнале сборника конференции только статьи студентов, занявших призовые места. Это связано с тем, что к уровню докладов, которые отражают результаты научной деятельности студентов и преподавателей - научных руководителей, многократно выросли требования. результаты, полученные в ходе самостоятельной научной работы, должны иметь практическую значимость в будущей деятельности специалистов в технических отраслях науки и производства.

Перед конференцией студенты самостоятельно ставят перед собой цели и задачи для изучения проблем, актуальных в настоящее время, пишут текст самой статьи. В осуществлении данной деятельности большую роль играет научный руководитель. Именно он должен оценить уровень доклада, степень подготовки студента к научной дискуссии, его коммуникативные навыки, направить студента по нужному пути в случае его трудностей или ошибок, скорректировать его выступление на конференции и дискуссии в целом, советует, как лучше представить тему, чтобы заинтересовать аудиторию.

научный руководитель должен понимать: чтобы успешно выступить на конференции и принять участие в дискуссии, студент должен быть глубоко в теме представляемого доклада, свободно владеть материалом, использовать многочисленные источники; владеть широким понятийным и терминологическим аппаратом, иметь артистические способности, чтобы привлечь аудиторию, строго следовать установленному регламенту выступления участников.

известия вгпу

Поскольку на конференции студенты устно представляют свои доклады, показывая презентацию на современном медийном оборудовании, это стимулирует их более ответственно относиться к своему выступлению. После предоставления докладов проходит научная дискуссия. Если раньше вопросы задавали только преподаватели и в основном роль направляющих дискуссию принадлежала им, то сейчас в ее процесс вовлекается все большее количество студентов, растет их заинтересованность в выступлениях своих сокурсников, развиваются их способность грамматически и лексически правильно задавать и реагировать на вопросы и ответы, что помогает им стать полноправными участниками дискуссии на иностранном языке [3, с. 17].

Таким образом, конференция «Молодежь и наука» отвечает современным требованиям, предъявляемым программой высшей школы к данным мероприятиям. Подготовка к участию в ней дает возможность студентам успешно представлять доклады и принимать участие в конференциях высокого уровня, что ведет к развитию их интеллектуально-познавательных способностей, т. к. дает им возможность практиковать и повышать свои языковые навыки на различных уровнях: коммуникативном, аргументированном, проективном. В ходе подготовки к научной дискуссии студенты учатся выражать свои мысли научным стилем, приобретают навыки ведения дискуссии и публикации своих научных работ. все это даст им возможность будущего профессионально-научного роста.

Список литературы

1. Воног В.В. Контроль обученности иностранному языку в аспирантуре инженерного профиля // Казан. пед. вестн. 2018. № 6. С. 127-131.

2. Дмитриева Е.А., Тиняков O.A., Бурдас-тых Е.Н. Применение интерактивных методов в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Уч. зап.: электрон. науч. журн. Курск. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2014. №1(29). URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/034-029.pdf (дата обращения: 13.12.2018).

3. Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С., Вязов-кин В.С. Этика науки: учеб.-метод. пособие для аспирантов. Минск, 2002.

4. Яроцкая Л.В. Дисциплина «Иностранный язык» и профессиональное развитие личности // Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та. Образование и педагогические науки. 2015. Вып. 14(725). С. 48-55.

5. Яроцкая Л.В. Иностранный язык и становление профессиональной личности (неязыковой вуз): моногр. М.: Изд-во ТРИУМФ, 2016.

6. Ярунина С.А. Дискуссия как один из методов активизации процесса обучения в высшем профессиональном учебном заведении // Вестн. Майкоп. гос. технол. ун-та. 2017. № 1. С. 91-96.

7. Vonog V.V. European language portfolio as an effective tool of assessment used in teaching a foreign language. Siberian Federal University // Humanities

and Social Sciences. 2018. T. 11. № 10. P. 1711-1728. * * *

1. Vonog V.V. Kontrol' obuchennosti inostran-nomu yazyku v aspiranture inzhenernogo profilya // Kazan. ped. vestn. 2018. № 6. S. 127-131.

2. Dmitrieva E.A., Tinyakov O.A., Burdastyh E.N. Primenenie interaktivnyh metodov v obrazovatel'-nom processe [Elektronnyj resurs] // Uch. zap.: elektron. nauch. zhurn. Kursk. gos. un-ta. Ser.: Pedago-gicheskie nauki. 2014. №1(29). URL: http://www. scientific-notes.ru/pdf/034-029.pdf (data obrashche-niya: 13.12.2018).

3. Mishatkina T.V., Yaskevich Ya.S., Vyazov-kin V.S. Etika nauki: ucheb.-metod. posobie dlya aspirantov. Minsk, 2002.

4. Yarockaya L.V. Disciplina «Inostrannyj yazyk» i professional'noe razvitie lichnosti // Vestn. Mosk. gos. lingv. un-ta. Obrazovanie i pedagogicheskie na-uki. 2015. Vyp. 14(725). S. 48-55.

5. Yarockaya L.V. Inostrannyj yazyk i stanovle-nie professional'noj lichnosti (neyazykovoj vuz): mo-nogr. M.: Izd-vo TRIUMF, 2016.

6. Yarunina S.A. Diskussiya kak odin iz meto-dov aktivizacii processa obucheniya v vysshem pro-fessional'nom uchebnom zavedenii // Vestn. Majkop. gos. tekhnol. un-ta. 2017. № 1. S. 91-96.

Training of students of technical universities for scientific discussion in a foreign language

The article presents the organizational process and the development of scientific conference "Youth and Science" that is organized every year by the Institute of Philology and Language Communication on the basis of Siberian Federal University. There are considered the issues of preparation of students, masters and post graduate students of technical university for taking part in the conference in a foreign language. There is proved the topicality of the conference as a scientific event that develops students' skills and abilities to take part in scientific discussions.

Key words: scientific conference, discussion, educational process, research work, foreign language, technical university.

(Статья поступила в редакцию 09.04.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.