Научная статья на тему 'Организация и стимулирование научно-исследовательской деятельности студентов в вузе'

Организация и стимулирование научно-исследовательской деятельности студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / UNIVERSITY / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / SCIENTIFIC ACTIVITY OF STUDENTS / СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY / НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / SCIENTIFIC CONFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баринова Наталья Владимировна

В статье рассматриваются примеры организации и стимулирования научной деятельности студентов и молодых учёных в вузе, проведён анализ причин низкой заинтересованности студентов в научной деятельности, предложены меры по улучшению ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и стимулирование научно-исследовательской деятельности студентов в вузе»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Организация и стимулирование научно-исследовательской деятельности студентов в вузе Баринова Н. В.

Баринова Наталья Владимировна /Barinova Natalia Vladimirovna - кандидат экономических наук, заместитель начальника отдела, отдел инноваций и научных мероприятий, Государственное образовательное учреждение высшего образования Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются примеры организации и стимулирования научной деятельности студентов и молодых учёных в вузе, проведён анализ причин низкой заинтересованности студентов в научной деятельности, предложены меры по улучшению ситуации.

Abstract: the article discusses examples of the organization and stimulation of scientific activity of students and young scientists at the University, analyzed the reasons for low interest of students in research activities, proposed measures to improve the situation.

Ключевые слова: вуз, научная деятельность студентов, студенческое научное общество, научная конференция.

Keywords: the University, scientific activity of students, student scientific society, scientific conference.

На современном этапе развития экономики важное значение уделяется развитию инновационных идей и подходов. Ведущая роль в этом направлении принадлежит молодым учёным, на основе стратегических идей которых создаются новые продукты и технологии. В этой связи вопросам подготовки молодых специалистов придаётся особое значение, особенно в системе образования и науки.

Стоит отметить, что именно вуз является основной площадкой для создания и развития научного потенциала молодёжи. Большая часть молодёжи, начавшая научную карьеру в вузе, продолжает её за его пределами.

Именно поэтому, перед Университетами стоит задача активного вовлечения молодёжи и студентов в научную деятельность [2]. Однако, как показывают данные анкетирования, проведённого среди 250 студентов ФГБОУ ВО «Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма» только 5% студентов выражают активное желание заниматься научной деятельностью [3].

Каковы же основные причины относительно невысокой заинтересованности студентов в научной деятельности?

Проведённые в этой области исследования продемонстрировали целый комплекс проблем, по которым студенты не принимают участия в научной деятельности. К ним относят: отсутствие информации о конкурсах НИР (22%); неинтересная организация НИР в вузе (24%); отсутствие интереса (16%); материального стимула (13%); а также дефицит времени (25%)[3].

При этом большинство (90%) респондентов отметили, что занятие наукой не является престижным видом деятельности, в том числе из-за низкой оплаты труда в науке (78%) [3]. Таким образом, Кострикова А. В. делает вывод о том, что основным стимулом привлечения молодёжи к научной деятельности является материальный и с этим трудно не согласиться [3].

Для улучшения сложившейся ситуации в вузах предпринимаются активные действия с целью вовлечения студентов в научную деятельность и материального стимулирования.

Проанализируем положительный, на наш взгляд, опыт организации научной деятельности студентов на примере Московского института экономики статистики и информации (МЭСИ), который был присоединён в 2015 г. к Российскому экономическому Университету имени Г. В. Плеханова.

Процесс вовлечения студентов в научную деятельность начинался с первых дней обучения студентов в вузе. На факультетах проводилось анкетирование первокурсников с целью выявления студентов, имеющих склонность к научной работе, а также тех, кто уже принимал активное участие в конкурсах, проектах, конференциях до поступления. На основании данных опроса составлялись базы данных студентов по научным направлениям.

На уровне кафедр организовывались научные кружки, заседания которых проводились 2 раза в месяц. В них записывались студенты, продемонстрировавшие желание участвовать в научной деятельности по изучаемому направлению. В работе кружков принимали участие ведущие преподаватели кафедры, а также практики и преподаватели профильных кафедр из других вузов. На заседаниях проводилось ознакомление студентов с новыми тенденциями в изучаемой области («Юриспруденция», «Психология», «Лингвистика», «Педагогика», «Экономика», «Статистика» и т. д.), а также проводилось обсуждение новых научных работ в данной области.

Одним из важнейших направлений развития студенческой науки в Московском институте экономики, статистики и информатики являлось проведение массовых студенческих конференций. Конференции проводились 2 раза в год - весной и осенью, за что и получили своё название «Студенческая осень» и «Студенческая весна».

Организация конференций была построена по следующему алгоритму. В процессе учебной деятельности преподаватели выявляли наиболее подготовленных студентов и предлагали им принять участие в кафедральной научной конференции. Для этого участнику под руководством педагога было необходимо выбрать тему и подготовить небольшой научный доклад с презентацией. С такими докладами на кафедральной конференции выступало около 20 человек. Оценка работ проводилась жюри, состоящим из преподавателей и заведующего кафедрой. Комиссия выбирала 3 победителей, которые направлялись для участия на конференцию на уровне факультета.

Факультетский уровень объединял всех участников кафедральных мероприятий. При этом в конференции могли принимать участие студенты с других факультетов, если их исследования носили междисциплинарный характер. На уровне факультета в конференции принимало участие около 50-70 человек. Лучшие работы, по оценке жюри, выдвигались для участия в университетской конференции. Кроме призовых мест, также присуждались поощрительные премии: «за дебют в научной деятельности», «за приверженность науке», «за оригинальность и нестандартный подход», «за актуальность проведённого исследования», «за практическую значимость исследования».

В итоговой Университетской конференции принимали участие победители и призёры факультетских мероприятий. Завершалось мероприятие процедурой награждения с вручением грамот и подарков. Стоит отметить, что данные мероприятия пользовались большой популярностью у студентов и магистрантов, так как предоставляли дополнительные баллы при получении научных стипендий.

Научные стипендии присуждались Управлением по научной работе 2 раза в год - в сентябре и феврале - студентам и магистрантам, имеющим высокие результаты в научной деятельности. Стипендии назначались по 3 уровням по определённым критериям, которые включали в себя выступления внутренних и внешних конференциях, публикации в журналах, участие в конкурсах. Для многих студентов назначение научных стипендий являлось достаточно сильным стимулом для занятия наукой.

Рассмотрим также опыт организации научной работы со студентами в Российском экономическом Университете имени Г. В. Плеханова.

На протяжении нескольких лет в Университете проводится конкурс научных работ студентов и молодых учёных «Шаг в науку», который предоставляет им возможность опробовать свои силы в науке.

Процедура конкурса состоит в следующем. Информация об объявлении конкурса, научных направлениях, формах заявок и требованиях к их заполнению размещается на сайте Университета.

В конкурсе могут принимать участие не только студенты головного вуза, но и филиалов. Для участия претенденты подают заявку по установленной форме в электронном и печатном виде. Подразделение, ответственное за сбор заявок, ведёт журнал их регистрации. В назначенный день происходит процедура вскрытия конвертов, в результате которой отклоняются заявки, не соответствующие условиям конкурса по формальным требованиям. Дальнейшая процедура состоит из экспертной оценки заявок по научным направлениям. Каждая заявка оценивается не менее чем 3 экспертами. После независимой экспертизы определяется перечень победителей, которые уведомляются надлежащим образом. Информация о победителях также размещается на сайте. В назначенный срок происходит процедура сбора отчётов победителей. Отчёт представляет собой документ на бумажном носителе, оформленный в соответствии с требованиями ГОСТа 7.32-2001. Дополнительно также предоставляется электронная версия отчёта, презентация с основными выводами о проделанной работе и рецензия с профильной кафедры. По окончании приёма отчётов проводится их экспертиза. Отчёты и конкурсанты, прошедшие все этапы конкурса, принимают участие в итоговой научной конференции, где представляют комиссии, состоящей из ведущих учёных Университета, итоги своей научной работы. По завершении официальной части проводится процедура награждения победителей. По итогам проведения конкурса издаётся сборник статей «Шаг в науку».

Важным аспектом данного конкурса является система материального вознаграждения победителей. Участники, одержавшие победу, получают денежные вознаграждения, что, безусловно, является достаточно мощным материальным стимулом молодёжи.

Интересен также опыт организации межвузовской студенческой конференции «Brainstorm».

Целью данного мероприятия является решение командами студентов кейсов [1]. Студенты объединяются в команды, состоящие из 5-6 участников. Команды регистрируются на сайте, где получают задание по решению кейса. Информация о начале регистрации команд размещается на сайте Университета и в официальной группе студенческого общества «ВКонтакте». Команды, прошедшие заочный этап, приглашаются к итоговой игре, в которой определяются победители с определением 1, 2, 3 мест соответственно. Решение о присуждении призовых мест выносит жюри, состав которого определяется организаторами заранее. По окончании мероприятия победители получают ценные подарки.

С целью стимулирования научной деятельности студентов в Российском экономическом Университете имени Г. В. Плеханова проводится студенческая конференция «Экономика и инновации». Информация о дате начала также как и конференции «Brainstorm», размещается на сайте Университета и в официальной группе студенческого общества «ВКонтакте». Организаторами определяются секции, на которые организуется сбор статей студентов и магистрантов. В 2016 году конференция проводилась по следующим секциям: «Общеэкономические вопросы. Управление инновациями и инновационная деятельность», «Менеджмент в XXI веке: проблемы и тенденции развития», «Финансы, банковская система и бюджетно-налоговая политика».

Статьи, присланные на конференцию, проходят проверку на антиплагиат и рецензирование. Материалы, успешно прошедшие оба этапа, включаются в сборник статей конференции. Лучшие авторы представляют доклады по итогам своей работы

62

на очном этапе конференции. Оценка работ на секциях проводится жюри, состоящим из экспертов-преподавателей. Жюри определяет победителей с присуждением 1, 2, 3 мест соответственно. Лауреаты получают дипломы и ценные призы.

Важным аспектом поддержки деятельности студенческих объединений Министерство образования и науки является выделение Университетам субсидии на проведение научных мероприятий.

В 2016 году в РЭУ им. Г. В. Плеханова поддержку ведомства получили сразу несколько научных проектов, среди которых: «Неделя круглых столов 4 Sectors», межвузовская научно-практическая конференция «Экономика и инновации», международная научно-практическая конференция «XXIX Плехановские чтения», международный форум «Financial centers: traveling around the world». Получение дополнительного финансирования способствует улучшению материального положения и активному развитию научной деятельности студентов и молодых учёных.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в вузе происходит формирование предпосылок для развития научного потенциала молодёжи. Проведение мероприятий по различным направлениям научной деятельности позволяет студентам и молодым учёным активно развивать свой научный потенциал, что в дальнейшем будет способствовать формированию профессионально-важных качеств.

Литература

1. Баринова Н. В. Использование кейс-метода при обучении студентов вуза как фактор повышения качества образования // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 22 (64). С. 70-72.

2. Гаврилюк В. В. Профессиональный потенциал преподавателей вузов / В. В. Гаврилюк // Актуальные проблемы социологии: сборник научных статей. Екатеринбург. УрФУ, 2013.

3. Кострикова А. Р. Система мотивации молодых учёных к активной научной деятельности // Наука, техника и образование, 2015. № 12 (18). С. 209-211.

4. Курдюкова Н. А. Экономическая активность молодёжи как социально-психологический феномен/ Н. А. Курдюкова, Т. В. Коростелёва // Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2015. № 2. С. 208-212.

Приемы и методы повышения мотивации учащихся при изучении предмета «Информатика» Потешкина Г. В.

Потешкина Галина Владимировна /Poteshkina Galina Vladimirovna - учитель информатики и математики, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области Средняя общеобразовательная школа им. полного кавалера ордена Славы Петра Васильевича Кравцова с. Старопохвистнево муниципального района Похвистневский, Самарская область

Аннотация: в статье анализируются приемы и методы повышения мотивации учащихся при изучении предмета «Информатика». Создание у учащихся мотивации является главным в методике преподавания любого предмета, в частности, информатики. Важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.