Научная статья на тему 'Практические рекомендации по увеличению государственной поддержки аграрного сектора на современном этапе'

Практические рекомендации по увеличению государственной поддержки аграрного сектора на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубина Ж. И.

В статье проведен анализ показателей параметров государственной под держки аграрного сектора на современном этапе. Выработаны практические рекомендации в части увеличения эффективности государственного вмешательства в финансовые условия функционирования агросектора. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article there is given the analysis indices of state support of agricultural sector on the modern stage. Practical recommendations in part of increasing of effectiveness of state interference into financial terms of agricultural functioning have been worked out.

Текст научной работы на тему «Практические рекомендации по увеличению государственной поддержки аграрного сектора на современном этапе»

в целях получения высокого дохода на основе повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности, создания оптимальных технологических и кооперационных связей, повышения экспортного потенциала, привлечения инвестиций. Все это, в конечном счете, должно повысить конкурентоспособность корпорации в целом и вошедших в объединение предприятий.

Можно выделить следующие экономические преимущества создания корпораций в России:

- усиление позиций отечественных производителей на мировом рынке;

- повышение инновационной активности компаний;

- концентрация капитала способствует увеличению стабильности экономических процессов;

- в условиях либерализации экономики укрепление корпораций снижает нагрузку на государство в плане решения социальных задач, поддержки социально ориентированных производств.

Поэтому необходимо разработать критерии эффективности деятельности корпораций, условия и механизмы их успешного функционирования.

Литература

1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст. М.: ЮРАЙТ, 2002. 462 с.

2. Астахова, Е.А. Эффективность инвестиций в региональной экономике Е.А. Астахова. Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. 158 с.

3. Гершман М. А. Инновационный менеджмент. — М.: Маркет ДС, 2008. — 200 с. — ISBN 5-7958-0150-6

4. Кирьяков А. Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (Теоретико-методологический аспект). — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.

5. Макарова О.А. Корпоративное право: Учебник. - Волтерс Клувер, 2005 г. Питер Друкер. Бизнес и инновации. — М.: Вильямс, 2007. — 432 с. — ISBN 0-88730618-7

6. Питер Друкер. Бизнес и инновации. — М.: Вильямс, 2007. — 432 с. — ISBN 0-88730-618-7

7. Тычинский А. В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. — Таганрог: ТРТУ, 2006.

8. Харгадон Эндрю. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний = How Breakthrouths Happen. The Surprising Truth About How Companies Innovate. — М.: Вильямс, 2007. — 304 с. — ISBN 1-57851-904-7

9. Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. — № 2(60). — С.162-164.

10. Орлов А. И., Орлова Л. А.Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями // Экономика XXI века. — 2002. — № 12. — С. 3—26.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНОГО СЕКТОРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Голубина Ж.И., канд. экон. наук, доцент Пятигорский филиал Российского Государственного торгово-экономического университета, г. Пятигорск, Россия

В статье проведен анализ показателей параметров государственной под-

держки аграрного сектора на современном этапе. Выработаны практические рекомендации в части увеличения эффективности государственного вмешательства в финансовые условия функционирования агросектора.

In the article there is given the analysis indices of state support of agricultural sector on the modern .stage. Practical recommendations in part of increasing of effectiveness of state interference into financial terms of agricultural functioning have been worked out.

Бюджетная политика оказывает существенное влияние на развитие сельского хозяйства, которое в силу производственно-экономических и природно-климатических условий не может обходиться без государственной поддержки. Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на ограничения объемов прямой государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, используемые Всемирной торговой организацией, бюджетное финансирование достаточно широко используется практически во всех странах мира, причем во многих странах - во все возрастающих объемах.

Для современной России, сельское хозяйство которой отличают крайняя степень изношенности основных фондов, высокий уровень издержек сельхозпроизводителей в сочетании с ценовым диспаритетом, недостаточная степень развития системы банковского кредитования на сезонные нужды, значительная потребность в проведении агроэкологических мероприятий, отказ от государственной поддержки сельхозпроизводителей либо существенное снижение ее уровня имели бы поистине губительные последствия и привели бы к значительному снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции, углублению социальных проблем на селе, ухудшению экологии и снижению уровня продовольственной безопасности страны.

Важно заметить, что по сравнению с развитыми странами уровень государственного субсидирования АПК относительно невысок. Он составляет около 8-9% (то есть даже ниже, чем в Австралии), при этом прослеживается тенденция к сокращению уровня господдержки за счет уменьшения бюджетных ассигнований на развитие агропромышленного комплекса. Так, доля расходов на сельское хозяйство и рыболовство в общем объеме бюджетных расходов всех уровней снизилась с 15% в 1990 г. до 1,8% в 2008 г.

Выработка практических рекомендаций в части увеличения эффективности государственного вмешательства в финансовые условия функционирования агросектора требует наличия теоретических обоснований относительно предпочтительных форм государственной поддержки села и ее объемов, а также базовых принципов ее организации.

Формы государственной бюджетной поддержки могут быть различными. Помимо традиционных субсидий, ценовых и процентных компенсаций и дотаций, государственное участие в развитии агросектора может выступать в форме налоговых льгот, участия в целевых программах развития отдельных предприятий и регионов.

Экономическая практика вкупе с научными исследованиями позволяет выработать ряд принципов, на которых должна базироваться система государственной поддержки сельского хозяйства в целом и его структурных звеньев.

Во-первых, вся система государственного регулирования и поддержки исходит из того, что сельскохозяйственные товаропроизводители работают на самофинансировании и конкретные меры их поддержки являются дополнительными в обеспечении нормальных экономических условий хозяйствования.

Во-вторых, субсидии, дотации, льготы и другие регулирующие рычаги и инструменты должны ориентировать товаропроизводителей на более эффективное хозяйствование, и их надо применять строго дифференцированно.

В-третьих, в целом система государственного регулирования и поддержки

должна базироваться на целевом программном подходе.

Действенность сформулированных принципов государственной поддержки сельского хозяйства подтверждает практика ведущих мировых держав, в том числе США. В этой стране государство осуществляет широкомасштабную финансовую поддержку сельского хозяйства путем субсидирования.

Анализ количественных и качественных параметров господдержки аграрного сектора показывает, что в России на недостаточном уровне находятся как объемы государственного финансирования отрасли, так и эффективность использования ресурсов, направляемых из бюджетов на финансирование сельского хозяйства.

В 2007 г. общий объем средств, поступивших из федерального и региональных бюджетов в сельскохозяйственные предприятия, составил 18,4 млрд. руб. Однако в расчете на 1 руб. денежной выручки, полученной от реализации продукции, это составило лишь 6,2 коп. Такая поддержка экономически малозначима. Для сравнения, в начале 1990-х годов тот же показатель составлял не менее 24-25 коп. Уровень государственной поддержки резко снизился, что стало одной из причин кризиса в аграрном секторе экономики.

Государственная финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей основывается, главным образом, на предоставлении дотаций и компенсаций затрат на производство тех видов продукции, которые в момент распределения финансовых ресурсов оказались убыточными или низкорентабельными.

Тем не менее нельзя не отметить, что начиная с 2006 года осуществляется достаточно широкий комплекс мер по созданию условий для роста агропромышленного производства, формированию конкурентоспособного аграрного сектора экономики, обеспечивающего продовольственную безопасность и независимость Российской Федерации. Наиболее общая оценка достижений в области российской государственной аграрной политики за последние четыре года заключается в следующем.

Во-первых, произошли принципиальные изменения в бюджетной политике:

1. Упразднены неэффективные дотации и субсидии, за счет чего увеличены базовые субсидии на элитное семеноводство и племенное дело.

2. С целью финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителей проводится работа по реструктуризации просроченной задолженности хозяйств. Из 26,8 тыс. сельхозорганизаций, имеющих просроченную кредиторскую задолженность, возникшую по независящим от них причинам вследствие диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, участниками программы финансового оздоровления стали 11 тыс., или 41% от общего числа. За последние три года реструктурирована задолженность сельхозпредприятий на сумму 54 млрд. руб., кроме того, по состоянию на 1 апреля 2009 г. штрафы и пени списаны с 8564 селкхозорганизаций на сумму 27,5 млрд. руб. Это существенно улучшило их финансовую сбалансированность. К 1 августа 2009 г. по сравнению с началом года просроченная кредиторская задолженность сельхозтоваропроизводителей сократилась на25%.

3. В результате реформы налогообложения высвобождение финансовых ресурсов сельхозпредприятий вследствие снижения налоговой нагрузки составило 11 млрд. руб, что также способствует улучшению финансового состояния сельхозтоваропроизводителей и увеличению рентабельности сельхозпроизводства.

4. Усиливаются экологическая и социальная направленность бюджетной политики в сельском хозяйстве. Правительством утверждены федеральные целевые программы: «Повышение плодородия почв России на 2008-2012 годы» с общим объемом финансирования в сумме 163,6 млрд руб., в том числе из федерального бюджета -19,4 млрд руб.; «Социальное развитие села до 2012 года», на реализацию которой намечено направить 178,7 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета - 18,7 млрд. 142

руб. Эта программа второй год успешно реализуется в регионах.

Во-вторых, развивается институциональный и функциональный механизм предоставления кредитных ресурсов сельхозтоваропроизводителям:

1. Создан и успешно функционирует ОАО «Россельхозбанк», имеющий обширную (свыше 60) филиальную сеть в регионах и занимающий второе место после Сбербанка России по объемам предоставленных кредитов. Фактически на базе Рос-сельхозбанка формируется государственная национальная система финансово-кредитного обслуживания сельхозтоваропроизводителей. Он активно наращивает объемы средне- и долгосрочного кредитования (до 5 лет) инвестиционных проектов предприятий АПК, в том числе на приобретение техники и оборудования.

2. Существенные изменения претерпела государственная кредитная Политика. Введено субсидирование процентных ставок по кредитам, Примеченным предприятиями и организациями АПК в российских кредитных организациях, с погашением за счет средств федерального бюджета 2/3 учетной ставки Центробанка России.

Важно отметить, что в 2009 году объем субсидий из федерального бюджета для сезонного кредитования сельскохозяйственных предприятий и долгосрочного кредитования на закупку техники увеличивается в полтора раза. По оценкам Министерства финансов РФ, такой объем субсидирования позволит сельхозпредприятиям привлечь в текущем году банковские кредиты на 50-60 млрд. рублей. Кредитные ресурсы стали более доступными для сельхозпредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. Так, из общего объема привлеченных средств более половины получают непосредственно сельхозтоваропроизводители.

3. Возросли ассигнования из федерального бюджета на поддержку особой формы долгосрочного кредитования поставок сельскохозяйственной техники - лизинга. Для обеспечения села техникой в январе 2006 г. была образована специальная лизинговая компания ОАО «Росагролизинг». По состоянию на июль 2009 г. компанией заключено 1500 договоров лизинга сельскохозяйственной техники и племенного скота на общую сумму 22,2 млрд. руб. с лизингополучателями из 72 субъектов Российской Федерации. Предприятиям АПК было поставлено более 14 тыс. единиц техники. Необходимо расширять инвестиционные возможности данной организации..

В-третьих, введена система страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой. В 2009 г. в Российской Федерации число хозяйств, заключивших договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур, увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 35%. Страхованием с государственной поддержкой охвачено 7,3 тыс. сельхозорганизаций. На компенсацию страхового взноса из федерального бюджета в 2009 г. выделено 1,5 млрд. руб. - вдвое больше, чем в 2008 г.

В-четвертых, разработан и постоянно модифицируется механизм регулирования рынка зерна путем проведения закупочных и товарных интервенций. Однако его практическое внедрение пока не оказывает существенного влияния на состояние зернового рынка и уровень доходов товаропроизводителей, а лишь позволяет поддерживать на достаточном уровне объем государственных стабилизационных фондов зерна. Поэтому механизмы проведения зерновых интервенций нуждаются в доработке прежде всего с позиции своевременного и адресного воздействия на рыночные цены и доходы производителей зерна.

В-пятых, приняты базовые законы по земельным отношениям: Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Однако и здесь также имеется целый пласт нерешенных практических проблем, связанных с формированием полноценного экономического механизма рационального использования сельскохозяйственных угодий, основными состав-

ляющими которого являются арендная плата, земельный налог и цена земли.

В результате проводимой государственной аграрной политики положение дел в сельском хозяйстве по сравнению с кризисными 90-ми годами прошлого столетия постепенно улучшается. Начинает укрепляться экономика сельхозпредприятий. Сократилось число убыточных хозяйств. Существенно улучшились финансовые результаты работы сельхозорганизаций. В 2008 г. они завершили производственно-финансовую деятельность с прибылью в сумме 10,1 млрд. руб.

По предварительным данным, по итогам 2009 г. количество рентабельных сельскохозяйственных организаций в Российской Федерации увеличилось до 66,5% против 50% в 2008 г. Уровень рентабельности агропроизводства составил 15,2%.

В агропромышленном комплексе активизировались процессы кооперации и агропромышленной интеграции - создаются крупные агрофирмы, холдинги, финансово-промышленные группы и другие агропромышленные формирования.

За последние годы по сравнению с 1998 г. рост общего объема валовой продукции сельского хозяйства составил 24,1%, пищевой продукции-43,9%.

Тем не менее, несмотря на появившиеся в аграрном секторе положительные тенденции, в ближайшей перспективе достигнутые в 2000-2009 гг. относительно высокие темпы роста сельхозпроизводства будет сохранить весьма сложно в силу имеющихся в сельском хозяйстве финансовых, производственных, структурных проблем.

Поэтому в целях закрепления положительных тенденций в развитии АПК и обеспечения дальнейшего увеличения производства валовой продукции сельского хозяйства не менее, чем на 3-3,5% в год, необходимо:

- активизировать работу по выполнению Федерального закона, Указа Президента Российской Федерации о финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- усилить стимулы перехода сельхозорганизаций на уплату единого сельскохозяйственного налога;

- создать эффективную систему страхования с государственным участием;

- разработать механизмы ускоренного развития производства мяса, молока и других продуктов животноводства;

- оптимизировать систему реализации сельхозпродукции и регулирования продовольственного рынка, прежде всего рынка зерна. Поскольку отдельные экономические приемы (зерновые интервенции и др.) пока не дали желаемых результатов, а также учитывая ключевую роль зерна в обеспечении продовольственной безопасности страны, зерновому хозяйству следует придать статус приоритетной отрасли в агропромышленном комплексе. Зерновой рынок должен стать главным объектом государственного регулирования среди продуктовых рынков. Важно сформировать стабильную нормативно-правовую базу, которая бы отражала национальную зерновую политику, определяла приоритеты развития отрасли, учитывала возможности как саморегулирования, так и активного государственного воздействия на рынок зерна, предусматривала меры поддержки его участников. Государство должно стимулировать как повышение спроса на зерно, в первую очередь фуражное, так и рост его предложения, обеспечить соответствие нормативному потреблению. Одновременно следует проводить гибкую внешнеторговую политику, направленную на развитие отечественного зернового рынка и экспорта зерна; - продолжить развитие лизинга сельскохозяйственной техники, системы краткосрочного и инвестиционного кредитования товаропроизводителей АПК. В ближайшие годы объем инвестиций в сельское хозяйство необходимо увеличить не менее, чем в 1,5-2 раза, и связать их не только с оборотным, но и с основным капиталом, дать возможность организациям отрасли покупать новую технику и оборудование;

- усилить антимонопольное законодательство в целях стабилизации уровня цен на горючее и смазочные материалы;

- для продвижения страны на мировой рынок необходимо разработать эффективные таможеннотарифные механизмы защиты отечественных сельхозтоваропроизводителей, стимулировать рост экспортного потенциала АПК, осуществить комплекс мер по адаптации агропромышленного комплекса к условиям присоединения России ко Всемирной торговой организации (ВТО);

- использовать опыт США и ЕС по формированию механизмов социального развития сельской местности, повышения жизненного уровня сельских жителей, сохранения культурного наследия в совокупности с усилением природоохранных, экологических программ.

В России до сих пор на законодательном уровне не определена агропродоволь-ственная политика как совокупность государственных мер. Поэтому настоятельной необходимостью является сведение воедино всех мероприятий агропродовольственной политики и придание им формы и силы специального закона, который определит условия функционирования агропродовольственного сектора, как это на протяжении многих десятилетий делается в США и ЕС.

Действие такого закона должно распространяться на срок 5-10 лет при условии сохранения всех принципиальных особенностей аграрной политики, сформулированной в законе. Сельхозтоваропроизводитель должен планировать свой бизнес в определенных экономических условиях и знать, что они будут сохраняться в среднесрочной перспективе.

Литература

1. Андрианов В. Проблемы и перспективы присоединения России к ВТО // Маркетинг.-2007.-№2 (75).-С.8-9.

2. Борхунов Н., Полянина М. Государственные финансы и сельское хозяйство // Экономика сельского хозяйства России.-2007.-№»6.-С20.

3. Смолянинов С.В. Взаимодействие бюджетной системы с сельским хозяйством В Российской Федерации: вопросы эволюции и проблемы эффективности. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ.-2008.-С.55.

4. Чирков Е. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства //АПК: экономика, управление.-2008.-№»7.-С.17.

5. Шпак А. Роль инвестиционной деятельности в развитии сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России.-2006.-№12.-С.37.

6. Экономика сельского хозяйства России.-2007.-№»12.-С.2

7. Экономика сельского хозяйства России.-2008.-№»2. С.20

8. Экономика сельского хозяйства России.-2009.-№»12. С.2.

ОБУЧЕНИЕ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Фёдорова Е.К., аспирант 2-го года обучения Воронежский государственный педагогический университет г. Воронеж, Россия

В статье рассмотрен процесс обучения человека с точки зрения синергетики, кибернетики и искусственного интеллекта.

In article education has been considered in the point of view of synergetics, cybernetics and artificial intelligence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.