Научная статья на тему 'Практические рекомендации по применению бюджетного метода управления на предприятиях пищевой промышленности'

Практические рекомендации по применению бюджетного метода управления на предприятиях пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирсанов О.В.

Рассматривается бюджетный метод управления предприятиями пищевой промышленности как один из эффективных способов управления финансово-хозяйственной деятельностью. Приведены техника составления бюджета, достоинства и недостатки бюджетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практические рекомендации по применению бюджетного метода управления на предприятиях пищевой промышленности»

О.В. Кирсанов,

аспирант кафедры экономики и управления на предприятии, Далърыбвтуз

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ БЮДЖЕТНОГО МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Рассматривается бюджетный метод управления предприятиями пищевой промышленности как один из эффективных способов управления финансово-хозяйственной деятельностью. Приведены техника составления бюджета, достоинства и недостатки бюджетирования.

Одним из проверенных мировой практикой эффективных способов управления предприятием в рыночных условиях является бюджетный метод управления. Он основан на представлении о том, что вся деятельность предприятия состоит в балансировании дохода и расхода, места возникновения которых могут быть четко определены.

Исходя из состава основных функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль), бюджетирование соединяет в единое целое управленческий цикл планирования и контроля. Для выполнения этих функций необходимо иметь данные бюджета и исполнительских отчетов, которые, как правило, состоят из сравнения бюджетных и фактических результатов [4]. Отчет помогает управлять по отклонениям, что позволяет менеджерам на практике концентрировать усилия на процессах, заслуживающих внимания (рис. 1).

Оценка выполнения бюджета предполагает сравнение фактических результатов с бюджетными, а не с данными прошлых периодов, в которых могут быть скрыты недостатки.

В основном бюджете предусматриваются три обязательных финансовых документа: прогноз отчета прибылей и убытков; прогноз отчета о движении денежных средств; прогноз балансового отчета (рис.2).

Бюджеты по периодичности могут быть различными - от одного года до десяти лет, разбитыми по периодам (год, квартал, месяц, неделя). На предприятиях пищевой промышленности актуальным является создание непрерывных (скользящих) бюджетов. Их сущность заключается в том, что по мере того как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый.

Поскольку в системе бюджетирования раскрывается роль человеческого фактора в управлении и использовании бюджетов, руководство предприятия разрабатывает организационную структуру и определяет ответственность структурных подразделений и лиц, отвечающих за их

работу и установленные соответствующие бюджеты. Таким образом, управление осуществляется через центры ответственности.

Рис.1. Основные элементы управляющей системы в условиях бюджетирования [2]

Информационные потоки прослеживаются в месячных (декадных и др.) отчетах директору, подготовленных центрами ответственности.

Метод управления на основе бюджетирования представляет хорошо организованную систему управления планированием, координацией, оценкой установленных коммуникаций.

Формирование бюджета — это процесс формирования финансовых показателей деятельности предприятия, оформленных в основные операционные и бюджетные документы (рис. 3).

Для пищевой промышленности характерны особенности, которые заметно затрудняют работу по составлению бюджетов. Вот некоторые из них: высокая интенсивность операций, обусловленная большими объемами производства и невозможностью длительного хранения продукции; большое разнообразие размеров партий товаров; большое количество клиентов, по которым приходится оперативно отслеживать состояние взаиморасчетов; низкая платежная дисциплина многих покупателей.

Техника составления бюджета предусматривает 9-11 этапов. Применительно к практике предприятий пищевой промышленности следует придерживаться схемы формирования бюджетов из одиннадцати последовательных этапов (рис. 3):

1. Составление бюджета продаж с учетом: уровня спроса на продукцию предприятия, географии сбыта, категории покупателей, сезонных факторов и т.п. Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потока денежных средств.

2. Расчет коммерческих расходов должен быть сбалансирован с объемом продаж. Он производится по группам расходов, с учетом типов продукции, типов покупателей, географии сбыта, вида торговли (реализации).

Рис. 2. Схема основного бюджета [3]

Рис. 3. Схема формирования бюджета предприятия

3. Бюджет производства представляет собой план выпуска продукции в натуральных показателях, составляется исходя из бюджета продаж. При его подготовке необходимо учитывать производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, величину внешних закупок и др.

4. Бюджет производственных запасов включает информацию, необходимую для подготовки двух заключительных финансовых документов основного бюджета: прогноза отчета о прибылях и убытках - в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции; прогноза балансового отчета - в части подготовки данных по оборотным средствам на конец планируемого периода.

5. Бюджет прямых затрат на материалы формируется исходя из объема закупок сырья и материалов, из ожидаемого объема их использования и предполагаемого уровня запасов. Бюджет прямых затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка гашения кредиторской задолженности за материалы.

6. Бюджет прямых затрат на оплату труда (трудовой бюджет) зависит от вида продукции, трудоемкости изготовления и расценок на оплату труда за один час работы. Если к моменту составления бюджета накопилась кредиторская задоженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения.

7. Бюджет общепроизводственных накладных расходов включает все затраты, связанные с производством продукции, за исключением затрат на материалы, прямых затрат на оплату труда.

8. Управленческие расходы - это все расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия.

9. Отчет (прогноз) о прибылях и убытках - первый из итоговых документов основного бюджета, показывающий, какой доход предприятие должно заработать и какие затраты должно понести.

10. Для прогноза баланса используется величина нормативных оборотных средств и величина дебиторской задолженности. Пассивная часть баланса формируется исходя из предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов. Расхождение в прогнозах активной и пассивной частей баланса дает представление о недостатке (избытке) финансирования.

11. Основой для составления бюджета потока денежных средств служат составленные бюджеты и в первую очередь прогноз объема продаж.

Контроль и корректировка исполнения бюджетов осуществляется с использованием методики многоуровневого анализа отклонений. В практике предприятий пищевой промышленности применяются три уровня анализа.

В анализе первого уровня необходимо использовать основной бюджет, т.е. план, который не предусматривает изменение объема или других условий в плановый период. В практике используют гибкий бюджет ("переменный"), приспособленный к меняющемуся объему.

Гибкий бюджет является неотъемлемой частью анализа второго уровня. В отклонение прибыли входит две категории:

1. Отклонение, вызванное изменением объема продаж. Оно появляется при сопоставлении основного и гибкого бюджета, цены, при этом удельные переменные расходы постоянны.

2. Отклонение от гибкого бюджета появляется при сравнении фактических данных и гибкого бюджета, берется фактический объем продаж.

Сравнение данных первого и второго уровня анализа и данных гибкого бюджета может быть недостаточно для объективных выводов, и в этом случае проводят анализ отклонений третьего уровня.

Своевременный контроль и корректировка исполнения бюджета возможны лишь при эффективной организации системы управления бюджетированием.

Управление бюджетированием начинается с назначения директора по бюджету. Он отвечает за подготовительный процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и предоставление отчетов. Директором по бюджету обычно назначается финансовый директор.

Для управления бюджетированием создается постоянно действующая планово-бюджетная комиссия (рис. 4).

Отделы, отвечающие за подготовку бкджета

Отделы, отвечающие за подготовку данных для бюджета

Елоджетнье документы в порядке их подготовки

Отдел

Бюджет коммерческих расходов

Отдел труда и заработной

Отдел главного энергетика

Бюджет производства

Технический отдел

Бюджет затратна материалы

Бкджет затратна оплату труда

Планово-экономический отдел

Цеха

Бюджет общепроизводственных расходов

I

Бюджет управленческих расходов

Бюджет капитальных затрат

Финансовый отдел

Прогноз отчета о прибылях и убытках

Прогноз отчета о движении дс-нежных средств

г

Прогноз ба-

Рис. 4. Управление бюджетированием

Комиссия по бюджету - это составленная из руководителей верхнего звена консультативная группа, которая может включать и внешних консультантов; постоянно действующий орган, который занимается тщательной проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации, разрешает разногласия и оперативно вносит коррективы в деятельность компании.

Руководство по бюджету - это набор инструкций, отражающих политико-организационную структуру предприятия, разделение прав, обязанностей и ответственности исполнителей; оно выполняет роль свода правил и рекомендаций для составления бюджетных программ. В инструкциях должно излагаться - что, когда, как и в какой форме нужно делать.

В заключение хотелось бы отметить достоинства и недостатки бюджетирования.

К достоинствам относятся: положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива, координирующее работу предприятия в целом; анализ бюджетов, позволяющий своевременно вносить корректирующие изменения в процесс управления; усовершенствование процесса распределения ресурсов и формирования коммуникаций; помощь менеджерам низового звена в уяснении своей роли в организации управления. Бюджет служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

К недостаткам системы бюджетирования можно отнести ее сложность и дороговизну; бюджеты чаще всего не способны помочь в решении повседневных, текущих проблем; не всегда отражают причины отклонений фактических показателей от бюджетных и не всегда учитывают изменения условий.

Следует отметить, что если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания их ошибок.

Литература

1. Джай К. Шим, Джойл Г. Сигел. Основы коммерческого бюджетирования: Пер. с англ. СПб.: Пергамент, 1998. 496 с.

2. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Анань-кина, C.B. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др. / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. М.: Аудит, Юнити, 1998. 279 с.

3. Приказ Минэкономики РФ от 01.10.97 № 118 «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)».

4. Райан Б. Стратегический учет для руководителя: Пер. с англ. / Под ред. В.А. Микрюкова. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. 616 с.

5. Томпсон A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов: Пер. с англ. / Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.