Научная статья на тему 'Бюджетирование в системе управления предприятием перерабатывающей промышленности'

Бюджетирование в системе управления предприятием перерабатывающей промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
695
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / BUDGETING / ADMINISTRATIVE TECHNOLOGY / ECONOMIC EFFICIENCY / FINANCIAL RESULT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кукушкина Е. Е.

Бюджетирование это управленческая технология, широко применяемая на практикев западных странах, сейчас широко распространяется во многих сферах экономической деятельности и в России. Деятельность российских организаций, использующих системы бюджетирования, характеризуется более высоким уровнем экономической эффективности по сравнению с другими организациями. В статье рассматриваются особенности бюджетирования в системе управления промышленнным предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGETING IN A MANAGEMENT SYSTEM OF THE ENTERPRISE OF A PROCESS INDUSTRY

Budgeting is the administrative technology widely put into practice in the western countries. Now it widely extends in many spheres of economic activities in Russia. Activity of the Russian organizations using systems of budgeting, is characterized by higher level of economic efficiency in comparison with other organizations. In the article are considered features of budgeting in a management system of the industrial enterprise

Текст научной работы на тему «Бюджетирование в системе управления предприятием перерабатывающей промышленности»

(эти виды потребления не имеют существенных отличительных особенностей по сравнению с потреблением в гражданской сфере), второй вид -потребление оружия и военной техники, которое представляет собой в мирное время боевую учебу, в ходе которой формируется воинское мастерство, достигается требуемый уровень боеготовности воинских формирований, обеспечивается обороноспособность и военная безопасность страны, а в военное время - вооруженную борьбу, в результате которой достигается победа. В результате военного потребления воспроизводится потребность в предметах военного потребления, а не сами эти предметы. Возникшая потребность является отправным пунктом для возникновения распределительных отношений, связанных с формированием фондов денежных средств для удовлетворения возникших потребностей. Таким образом, военно-экономический процесс хотя он постоянно возобновляется не является воспроизводством в обычном смысле, так как он осуществляется за счет поглощения части сил и средств общественного производства.

Таким образом, воспроизводственный процесс в военной сфере является весьма своеобразным. Это своеобразие определяется, во-первых, конечным предназначением военной продукции, а во-вторых, особой ролью распределительных отношений в военно-экономическом процессе, которые выполняют функцию связующего звена не только между производством и обменом этой продукции, но между другими фазами воспроизводственного процесса: обменом и потреблением, производством и потреблением.

Библиографический список

1. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. ; СПб. : «Большая Российская энциклопедия» ; «Норинт», 2002. - 1456 с.

2. Военная экономика: теория и актуальные проблемы / под ред. проф. А. И. Пожарова. - М. : Военное издательство, 1999. - 319 с.

3. Экономика : учебник для высших воен.-учебн. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Воениздат, 2008. - 392 с.

4. Экономический словарь. - URL: http:// www.slovarus.ru

УДК 65.01

Кукушкина Е. Е.

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Бюджетирование - это управленческая технология, широко применяемая на практикев западных странах, сейчас широко распространяется во многих сферах экономической деятельности и в России. Деятельность российских организаций, использующих системы бюджетирования, характеризуется более высоким уровнем экономической эффективности по сравнению с другими организациями. В статье рассматриваются особенности бюджетирования в системе управления промыш-леннным предприятием.

Ключевые слова: бюджетирование, управленческая технология, экономическая эффективность, финансовый результат.

Управлять предприятием, особенно крупным промышленным предприятием, в наше время -очень большая ответственность, необходимо воздействие на него со стороны администрации таким образом, чтобы оно достигало поставленных перед ним целей в изменчивых условиях внешней среды, причем без принципиальной потери устойчивости. В настоящее время, когда предприятия самостоятельно принимают решения, резко повышается их ресурсный потенциал и ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Уровень финансового состоя-

ния характеризует результаты хозяйственной деятельности предприятия, определяет его конкурентоспособность и положение на рынке [1].

Достижение цели возможно различными способами, а устойчивость предприятия предполагает умение маневрировать и гибко отвечать появляющимся тенденциям.

Управление предприятием невозможно без долгосрочного, стратегического и текущего планирования деятельности и контроля реализации планов, в свою очередь планирование и контроль результатов деятельности требует формирования

бюджета как основного инструмента гибкого управления, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией руководство предприятия [2].

Управление выполняет ряд функций: принятие решения; организация; регулирование, контроль, учет и другие.

Одним из важных инструментов управления предприятием в современных условиях является бюджетное планирование (бюджетирование). Бюджетирование - процесс составления и реализации бюджетов в практической деятельности предприятия. Грамотно и своевременно организованная система бюджетирования позволяет вывести на новый уровень качество управленческой работы, своевременно выявить недостатки, проанализировать и устранить причины отклонений различных показателей финансово-хозяйственной деятельности.

Бюджеты - это фундамент, на котором базируется надстройка в виде стратегических, оперативных и долгосрочных планов предприятия в целях реализации целей.

В зависимости от формы собственности и вида предпринимательской деятельности предприятия, бюджетирование может принимать ту или иную форму. Внутри организации руководство должно определиться с формой бюджета, периодом планирования. Для постоянного использования структура бюджета может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура зависит от того, что является предметом составления бюджета; размер организации; степени, в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации; квалификации и опыта разработчиков.

Различают два основных метода бюджетирования:

- «нулевой метод» актуален для новой коммерческой организации или при коренном изменении предмета деятельности организации;

- «планирование от достигнутого» - традиционный метод.

Суть первого метода заключается в том, что каждый из видов деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности (структурного подразделения), в начале текущего года должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. Это означает, что менеджеры должны

будут готовить план затрат для их сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем определить затраты и прибыль от дополнительного прироста деятельности, за которую они отвечают. В результате высшее руководство получит информацию, позволяющую лучше определить приоритеты: если окажется, что существующей сферы деятельности низкий рейтинг, может последовать перевод ресурсов из нее в новую деятельность, с более высоким рейтингом.

Метод расчета бюджета на нулевой базе также используется в случаях, когда на начальной стадии процесса бюджетирования некоторые подразделения (центры финансовой ответственности) в план включают запас в предчувствии последующего урезания. В этом случае необходимо сокращать расходы бюджета таких центров ответственности на стадии планирования. Подобная практика может закрепиться, если будет использована система, по которой бюджет составляется на основе фактических затрат предыдущего года. При таком подходе бюджет с запасом активно будет использоваться для обеспечения достаточно прочной базы на последующий период. В этой связи целесообразно использовать методы расчета плана с нулевой базой [2].

Бюджеты «от достигнутого» составляются на основе статистики прошлых лет, анализа и проработки сложившихся тенденций спроса, сезонности, изменения цен, условий деятельности предприятия.

Единой модели построения бюджета не существует - для каждого конкретного предприятия бюджет будет индивидуален. Сам процесс бюджетирования предусматривает творческий подход, готовых шаблонов нет.

С позиции количественных оценок планирование текущей деятельности предприятия заключается в построении так называемого генерального (сводного) бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Данная система бюджетов охватывает весь денежный оборот предприятия. Генеральный бюджет предприятия равен сумме всех бюджетов структурных подразделений. Дирекции предприятия целесообразно добиваться более активного участия всех структурных подразделений в подготовке бизнес-плана и консолидированного бюджета. Оптимальным считается такой бюджет, в котором доходный раздел равен расходной части. При дефиците сводного

Бюджет прямых Основные бюджеты

материальных

затрат Общие орагнизационные

расходы

Бюджет

продаж

т

Бюджет

(план)

произво

дства

\

Бюджет

накладных

расходов

Производс

твенная

себестоимо

сть

Бюджет \ Бюджет прямых

производствен затрат на оплату

ных запасов труда

Бюджет

коммерчес

ких

расходов

Бюджет

управлен-

ческих

расходов

БДДС

Расчетный

баланс

БДР

Инвестиционный бюджет (План капстроительства) продукции

Рис. 1. Структура сводного бюджета производственного предприятия

Таблица 1

Направления бюджетирования производственной деятельности

Операционные бюджеты Финансовые бюджеты Особенности составления бюджетов

Бюджет продаж Бюджет капитальных вложений Формирует отдел продаж из прогноза

Бюджет производства Бюджет денежных средств Исходя из бюджета продаж

Бюджет прямых материальных затрат Бюджетный баланс Для операционных бюджетов используются

Бюджет прямых затрат на оплату труда Стандарты и нормы затрат на производство

Бюджет производственных накладных затрат Отдельных изделий

Бюджет себестоимости готовой продукции Составляется с учетом остатков готовой продукции

Бюджет себестоимости реализованной продукции Бухгалтерия

Бюджет затрат на сбыт Отдел продаж

Бюджет административных затрат Администрация

Бюджетный отчет о прибыли Бухгалтерия

бюджета возникает необходимость его корректировки посредством увеличения доходов или снижения расходов. Общая схема сводного бюджета производственного предприятия представлена на рисунке 1.

Сводный бюджет состоит из блока так называемых операционных бюджетов, и (выделены цветом) группы финансовых бюджетов, которые затем консолидируются в единый общий бюджет предприятия.

Рассмотрим в общих чертах назначение и смысловое содержание каждого из бюджетов.

Бюджет продаж. Цель данного бюджета - рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции в натуральных единицах. Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении.

Бюджет производства. Цель данного бюджета -рассчитать прогноз объема производства товарной продукции исходя из результатов расчета

предыдущего бюджета и целевого остатка производственных запасов.

Бюджет прямых затрат сырья и материалов. На основе данных предыдущего бюджета об объемах производства, а также нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение.

Бюджет прямых затрат труда. Цель данного бюджета - рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Расчет зависит от многих факторов, в том числе от систем нормирования труда и оплаты работников.

Бюджет переменных накладных расходов. Расчет ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т.п.) в зависимости от принятого в компании базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.).

Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Исходными данными для расчета служат: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (бюджет производства и бюджет прямых затрат сырья и материалов), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.

Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании.

Бюджет себестоимости реализованной продукции. Расчет ведется на основании данных предыдущих бюджетов с использованием алгоритмов, определяемых принятой методикой исчисления себестоимости [3].

Формируемые в рамках каждого бюджета количественные оценки не только используются по своему предназначению как плановые и контрольные ориентиры, но и как исходные данные для построения финансового бюджета, под которым в данном случае понимается прогнозная финансовая отчетность в укрупненной номенклатуре статей.

Далее производится построение отчетных форм: прогнозный отчет о прибылях и убытках (бюджет доходов и расходов). Рассчитывают про-

гнозные значения: объема продаж, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов. Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по среднему проценту.

Инвестиционный бюджет на основе выбранного критерия эффективности инвестиций определяет, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить.

Бюджет движения денежных средств является важнейшим документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия. Он разрабатывается на предстоящий год с разбивкой по кварталам и месяцам. С помощью этого документа обеспечивается оперативное финансирование всех хозяйственных операций предприятия. На основе бюджета движения денежных средств предприятие прогнозирует выполнение своих расчетных обязательств перед государством, кредиторами и партнерами, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности. Данный документ позволяет планировать поступление собственных средств, а также оценивать потребность в привлечении заемного капитала, определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия.

Прогнозный баланс. Необходимо спрогнозировать остатки по основным статьям бухгалтерского баланса: внеоборотные активы, запасы и затраты, дебиторская задолженность, денежные средства, долгосрочные пассивы, кредиторская задолженность и др.

Таким образом, в финансовой системе предприятия бюджеты выступают в качестве путеводителя, который позволяет ориентироваться в его финансовых возможностях и выбрать наиболее эффективные с точки зрения конечных результатов действия. Построение прогнозной отчетности в рамках бюджетного планирования текущей деятельности промышленного предприятия или на более длительную перспективу является неотъемлемой функцией финансово-плановой службы предприятия. Эта отчетность может использоваться для различных целей: как ориентир для контроля текущей деятельности, при прогнозировании степени удовлетворительности структуры баланса и т. п. При этом успешное выполнение

оптимальных финансовых планов обеспечивает устойчивое финансовое положение предприятия, которое является залогом его эффективного функционирования [4].

Библиографический список

1. Семенов В. М. Управление финансами промышленности : учеб. пособие. - М. :Финансы и статистика ; ИНФРА-М, 2010. - 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Хруцкиий В. Е. Внутрифирменное бюджетирование / В. Е. Хруцкиий, В. В. Гамаюнов. - М. : Финансы и Статистика, 2008. - 460 с.

3. Красова О. С. Бюджетирование и контроль затрат на предприятии : практическое пособие. - М. : ОмегаЛ. 2009. - 300 с.

4. Аньшин В. М. Бюджетирование в компании : учеб. пособие. - М. : Дело, 2005. - 300 с.

5. URL http: \\www.gaap.ru, www.consulting.ru; www.cfin.ru .

УДК 658.115

Лифшиц А. С. О СОГЛАСОВАНИИ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье рассмотрены возможности согласования внешнего и внутреннего механизмов развития промышленных предприятий с учетом взаимодействия разных уровней и подсистем национальной экономики

Ключевые слова: потенциал промышленного предприятия, внешние и внутренние условия и факторы развития промышленного предприятия (комплексные механизмы).

Развитие промышленных предприятий - сложный, долговременный, противоречивый, но необходимый процесс. Если промышленные предприятия не развиваются, то неминуемо понижаются конкурентоспособность и безопасность национальной экономики, не формируются рациональные объем, структура и качество ресурсов, не принимаются качественные и эффективные управленческие решения. В такой ситуации невозможно говорить о целостной системе стратегического управления, инструменты которого типа матриц БКГ, SWOT, «товары-рынки», «Мак-Кинси» теряют свою практическую полезность.

Развитие промышленного предприятия многогранно. Представляется возможным разграничить три уровня развития применительно к предприятию. Первый уровень - прогрессивное количественное, качественное и структурное изменение потенциала предприятия или сохранение его потенциала на достигнутом уровне в условиях неблагоприятных изменений внешней и внутренней среды. Второй уровень - прогрессивные количественные, качественные и структурные изменения в ресурсной базе предприятия. Третий уровень - устойчивое повышение степени использования сформированного потенциала предприятия на основе применения комплекса мер экономического, организационного и мотивационного характера. Уровни развития промыш-

ленного предприятия соотносятся между собой как цели и средства. Первый уровень напрямую отражает движение потенциала предприятия. Второй уровень свидетельствует о том, что развитие ресурсной базы (сбалансированный прирост капитала) выступает средством сохранения или увеличения общего потенциала предприятия. Третий уровень непосредственно не связан с сохранением и ростом потенциала предприятия. Наблюдается опосредованная связь - высокий уровень достижений (амбициозный, но не предельный) закрепляет позитивные изменения в ресурсной базе предприятия, повышает силу и устойчивость мотивации персонала к росту профессионализма и конечных результатов деятельности. В итоге постепенно возрастает и потенциал предприятия.

Управление развитием промышленного предприятия требует установления соотношения между понятиями «развитие» и «рост». Эти понятия не являются прямыми противоположностями. Развитие есть единство количественных и качественных изменений, которые нельзя отделять друг от друга. Рост некорректно рассматривать как сопутствующее явление по отношению к развитию. Правильнее говорить, что рост потенциала достижения количественных целевых показателей является формой развития предприятия (первый уровень развития), сбалансированный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.