Научная статья на тему 'Организация бюджетирования на предприятиях молочной отрасли'

Организация бюджетирования на предприятиях молочной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1601
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пухова Е. Ю.

Совершенствование методики и организации процесса бюджетирования на молокоперерабатывающих предприятиях в отрасли АПК, уточнено понятие бюджетирования, определен порядок построения системы бюджетирования на предприятиях молочной промышленности в разрезе следующих бюджетов: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет производственных запасов, бюджет прямых затрат на материалы, бюджет производственных накладных расходов, бюджет прямых затрат на оплату труда, бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов, прогнозный отчет о прибыли, инвестиционный бюджет, бюджет денежных средств, прогнозный баланс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация бюджетирования на предприятиях молочной отрасли»

Бюджетирование

ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МОЛОЧНОй ОТРАСЛИ

Е.Ю. ПУХОВА

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

Экономическая и юридическая самостоятельность отечественных предприятий молочной промышленности заставляет их проявлять сегодня особый интерес к выбору эффективной рыночной стратегии, обеспечивающей конкурентные преимущества на рынке. По данным Росстата РФ, на долю этой промышленности приходится более трети продовольственного товарооборота [1]. В результате приватизации молочной промышленности России 60 % крупных и средних предприятий были преобразованы в открытые акционерные общества, 6 % проданы на конкурсах и только около 100 предприятий являются государственными. На долю предприятий со смешанной и частной собственностью приходится 65 % производимой промышленностью продукции. Таким образом, неоднородная структура отрасли, состоящей как из старых предприятий, которым пришлось адаптироваться к рыночным условиям, так и из вновь образованных предприятий мелкого и среднего бизнеса, в основе деятельности которых лежит предпринимательская мотивация получения прибыли и завоевания рынка, порождает дискуссии о перспективах ее развития [2]. В связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) особенно актуально усиление управления в обеспечении повышения качества продукции агропромышленного комплекса. Успех реформирования молочной промышленности возможен только при условии совершенствования структуры ее управления. Специфика и особенность рыночных преобразований, а отсюда — и функции управленческих структур в отрасли молочной промышленности, заключаются в том, что и в советское время она тяготела к региональному уровню управления, а сейчас практически полностью перешла в ведение

регионов, из государственной собственности — в акционерную (частную), что, естественно, возлагает всю полноту ответственности за эффективное функционирование отрасли на правительство региона и сами предприятия [3].

Для того чтобы реально управлять предприятием в современных условиях, необходимо вести мониторинг производственного и обеспечивающих производство процессов; иметь оперативный доступ к архивам документов, проектной и технической документации, технологическим картам производственных процессов; получать информацию о загрузке рабочих мест, перемещении материалов по участкам производства, расходе рабочего времени; проводить непрерывную инвентаризацию, регистрировать изменение размеров запасов материалов, готовой продукции, незавершенного производства и т. п. [4].

Реализация научного подхода к решению вопросов, связанных непосредственно с учетом, анализом и управлением себестоимостью продукции на предприятиях молочной отрасли, приобретает актуальность в настоящий момент в связи с тем, что падение объемов производства молочной продукции в России за последнее десятилетие поставило большинство предприятий молочной промышленности в критическое положение ввиду действия множества негативных факторов — слабая сырьевая база, низкое качество молока-сырья, устаревшие технологии переработки молока, узкий ассортимент продукции и отсталая материально-техническая база большинства предприятий [5].

В настоящее время в Нижегородской области работают 54 молокоперерабатывающих предприятия, различных по форме собственности, техническому уровню и специализации. Суммарная мощ-

Закупка сырья и материалов

Текущие пассивы (краткосрочные кредиты, кредиторская задолженность)

Прирост собственных оборотных средств

ность предприятий — более 1,2 млн т переработки молока в год. На молокозаводы поступает около 400 тыс. т молока в год (в том числе 10 % молока завозится из соседних областей). Поступившее молоко только на 45 % предприятий перерабатывается полностью. При этом 6 крупных молокопере-рабатывающих предприятий выпускают 70 % от общего объема производства молочной продукции. Наибольший удельный вес занимают: ОАО «Молочный комбинат «Нижегородский» — 30 %, ОАО «Молоко» (Шахунья) — 14 %, ОАО «Княгининское сухое молоко» — 9 %, ОАО «Молоко» (Городец) — 6 %. На нижегородском молочном рынке с его широким ассортиментом сотен сортов и наименований сыров и прочей молочной продукции сложилась жесточайшая конкуренция. Местные молокоперерабатывающие предприятия и сырозаводы занимают в своей торговой

нише чуть более 30 %, остальное заполняется продукцией, поступающей из-за пределов области и даже по импорту Таким образом, преодоление негативного действия факторов внешней и внутренней среды и достижение стабильного экономического роста возможны только на основе комплексных мер, направленных на преодоление указанных причин. Поэтому одним из вариантов механизма, применение которого как на региональном уровне, так и на уровне отдельных предприятий, позволит стабилизировать финансово-экономическое состояние, а в перспективе — и обеспечить их устойчивое экономическое развитие — построение системы управленческого учета и бюджетирования на предприятиях молочной промышленности [1].

Бюджетное управление — это система планирования, учета, контроля и анализа деятельности предприятия в финансовом выражении. Она ведется в формате бюджетов по центрам ответственности. Бюджет — это расчет всех ресурсов

Текущие активы (материальные оборотные средства)

Производство

Хранение (готовая продукция)

ФИНАНСОВЫЙ ЦИКЛ

Расчеты с

покупателями

(поступление

денежных

средств)

Реализация (дебиторская задолженность)

Расчеты с поставщиками сырья и материалов (уменьшение текущих активов)

Прирост

собственных

средств

Инвестиции

Долгосрочные кредиты

Возобновление

Рис. 1. Финансовый и инвестиционный циклы на предприятии молочной

промышленности

предприятия для достижения поставленных целей, мотивированный на их достижение персонал, оперативность и качество принимаемых управленческих решений [5].

Предприятия молочной промышленности должны предъявлять особые требования и условия к системе управленческого учета и бюджетирования. Приватизированные организации данной отрасли получили в наследство огромный опыт составления документов, ненужных предприятию в рыночной экономике. По сравнению с другими отраслями экономики кругооборот оборотного капитала (финансовый цикл) и основного капитала (инвестиционный цикл) на предприятиях молочной промышленности имеет свои особенности, которые определяют основы бюджетирования деятельности промышленной организации [6]. Финансовый и инвестиционный циклы предприятия молочной промышленности в упрощенной форме показаны на рис. 1.

Бюджет предприятия (генеральный бюджет)

Бюджет подразделения 1

Бюджет подразделения 2

Бюджет подразделения 3

Бюджет подразделения 4

Бюджет подразделения ...Ы

Диетцех

Маслоцех

Сырцех

Творожный цех

Прочие

Рис. 2. Бюджетная система предприятий молочной промышленности

Кроме того, при формировании системы бюджетирования на предприятиях молочной промышленности необходимо учитывать:

• большую номенклатуру выпуска готовой продукции;

• невысокий срок хранения как материалов, так и самой продукции;

• значение упаковки товара как маркетинговой составляющей успешного функционирования организации;

• наличие строгого контроля за качеством продукции, как со стороны государства, так и со стороны потребителей;

• строго нормированный технологический процесс;

• контролируемый и нормированный снабжен-ческо-сбытовой процесс;

• как следствие — сложность расчета себестоимости единицы продукции;

• как следствие — высокие накладные расходы, требующие грамотного распределения [7]. Также при формировании системы бюджетирования на предприятиях молочной промышленности необходимо рассматривать фактор сезонности: например, максимум потребления приходится на зиму — весну, минимум — на лето. Так, гораздо сильнее по сравнению с другими молочными продуктами сезонность проявляется при потреблении мороженого. Если зимой доля потребителей мороженого среди всего населения Нижегородской области в период 2006 — 2007 гг. составила 60 %, то летом этот показатель достиг 78 %. Таким образом, в данной ситуации определенную сложность при организации системы бюджетирования на предприятиях молочной промышленности представляет тот факт, что система показателей эффективности должна учитывать сезонные колебания. Поэтому принципиально важным является решение высшего руководства о внедрении бюджетирования в новом реальном мас-

штабе ценностей с определением методологии управления финансами, проработанной и регламентированной структурой центров финансового учета компании, структурой бюджетов и других важных методологических областей. Бюджеты на предприятиях молочной промышленности рекомендуется составлять как для структурных подразделений (цехов), так и для предприятия в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия, называемый основным (генеральным) или балансом предприятия (рис. 2).

С точки зрения последовательности подготовки документов для составления основного бюджета выделяют две составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:

1) подготовка операционного бюджета;

2) подготовка финансового бюджета.

Перечень операционных и финансовых бюджетов, рекомендуемых к внедрению на предприятиях молочной промышленности, можно представить в виде рис. 3.

Традиционным считается разбиение года на 12 мес. и составление всех бюджетных таблиц для каждого месяца в отдельности. В дальнейшем последовательно дадим краткую характеристику некоторым из частных бюджетов в общей системе процесса бюджетирования на примере предприятия молочной промышленности ОАО «Воротынский маслосырзавод».

Процесс бюджетирования начинается с составления бюджета продаж.

Бюджет продаж — операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика для предприятий молочной промышленности в настоящее время, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т. д. [8].

Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу предприятия. При его формировании нужно отвечать на следующие вопросы:

Генеральный (сводный) бюджет

Операционный бюджет

Бюджет продаж

План

продаж

(структура

выручки и

физическо

го объема

продаж в

разрезе

видов

молочной

продукции

Бюджет сбытовых расходов

Бюджет прямых материаль ных затрат

Бюджет производ ства

Инвестиционный бюджет

Бюджет запасов готовой продукции

Производстве иная

программа (структура физического объема выпуска в разрезе видов молочной продукции)

Бюджет прямых затрат труда

Бюджет закупок

Бюджет производствен ных затрат

Бюджет постоянных

расходов +

Бюджет общехозяйственных расходов + ~

Бюджет общих коммерческих расходов

Бюджет общепроизводств енных расходов (затрат)

Рис. 3. Генеральный (сводный) бюджет предприятия молочной промышленности

Финансовый бюджет

Отчет об изменении финансового состояния

Бюджет движения денежных средств

— какую продукцию выпускать;

— в каких объемах она будет реализована (с разбивкой на определенные промежутки времени);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— какую установить цену продукции;

— какой процент продаж будет оплачен в текущем месяце, какой в следующем, стоит ли планировать безнадежную задолженность [2].

Данный бюджет составляется с использованием прогноза продаж, цен на готовую продукцию и т. п. Для рассматриваемого примера бюджет продаж представлен в табл. 1.

Первые две строки табл. 1 переписываются из исходных данных. Строка выручка получается перемножением объема реализации на цену. При составлении графика поступления денег на предприятиях молочной промышленности учитывается, что выручка от продаж текущего периода приходит в виде денег только на 70 %, оставшаяся часть поступает в следующем периоде. Во втором периоде предприятие ожидает получить 30 % от выручки первого квартала и 70 % от выручки второго периода. Аналогичным образом рассчитываются все остальные показатели бюджета.

Бюджет производства составляется исходя из бюджета продаж с учетом необходимой для предприятия динамики остатков готовой продукции на

Динамичный прогнозный баланс

Бюджет продаж с графиком поступления денежных средств от потребителя на ОАО «Воротынский маслосырзавод», тыс. руб.

Таблица 1

Показатель Квартал

1 2 3 4

Ожидаемый объем продаж, т. 1 200 1 350 1 650 1 750

Ожидаемая цена единицы продукции, руб. 20 20 20 20

Выручка за реализованную продукцию 24 000 27 000 33 000 35 000

График поступления денежных средств

Счета дебиторов на начало года 7 000

Приток денег от продаж за квартал 1 16 800 7 200

Приток денег от продаж за квартал 2 18 900 8 100

Приток денег от продаж за квартал 3 23 100 9 900

Приток денег от продаж за квартал 4 24 500

Итого поступление денег 23 800 26 100 31 200 34 400

складе. План производства помещен в табл. 2.

Предприятие планирует продать 1 200 т продукции. Для обеспечения бесперебойного снабжения готовой продукцией молокоперерабатывающие предприятия планируют остаток продукции на конец первого периода, допустим, в объеме 20 % от объема реализации второго периода, что составляет 270 т продукции. Таким образом, требуемый объем продукции составляет 1 470 т продукции, но на начало первого периода на складе имеется 200 т готовой продукции. Следовательно, объем производства первого периода должен составить 1 470 — 200 = 1 270 т. Аналогичным образом рассчитываются все остальные показатели бюджета затрат по основному производству на предприятиях молочной отрасли. Необходимо лишь подчеркнуть, что планируемые запасы на конец первого периода являются планируемыми запасами начала второго периода. Что касается суммы запасов на конец последнего периода (они же на конец года), то это число прогнозируется индивидуальным образом и обосновывается при составлении блока исходных данных всего процесса бюджетирования (табл. 2).

Таблица 2

Бюджет затрат по основному производству

на ОАО «Воротынский маслосырзавод»

Показатель Квартал

1 2 3 4

Ожидаемый объем продаж, т 1 200 1 350 1 650 1 750

Запасы на конец квартала, т 270 330 350 290

Требуемый объем продукции, т 1 470 1 680 2 000 2 040

Минус запасы на начало периода, т 200 270 330 350

Объем производства продукции, т 1 270 1 410 1 670 1 690

Одновременно с бюджетом производства следует составлять бюджет производственных запасов. Он должен отражать планируемые уровни запасов сырья, материалов и готовой продукции. Бюджет подготовливается в стоимостном выражении и призван в количественном выражении представить планы относительно прямых затрат предприятия молочной промышленности на использование и приобретение основных видов сырья и материалов. Информация бюджета производственных запасов используется также при составлении прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках. В дополнение к бюджету затрат на материалы составляют график оплаты приобретенных материалов [6]. Бюджет затрат на основные материалы с графиком выплат состоит из двух частей: расчета объемов необходимого для производства сырья (план при-

обретения сырья) и графика оплаты этих покупок. Данный бюджет представлен в табл. 3. и базируется на производственном плане. Используя норматив потребления сырья на единицу продукции (предположим, что это 2 кг), оценивается планируемый объем сырья для производства продукции данного периода. Для обеспечения бесперебойной поставки сырья на предприятиях молочной промышленности планируется запас сырья на конец периода в размере 10 % от потребности в сырье следующего периода. Для первого квартала это значение составляет 2 820 х 10 %=282. Зная неоходимый объем сырья для выполнения плана первого квартала — 2 540 т., оцениваем общий потребный объем сырья: 2 540 + 282 = 2 822 т. Но на начало первого квартала на складе имеется 254 т. сырья. Следовательно, закупить следует 2822 — 254 = 2 568 т сырья. Поскольку 1 кг сырья стоит 12 руб. (средняя цена на молоко за 2007 г., по данным Минсельхоза по Нижегородской области), общая сумма затрат, связанная с приобретением сырья, составляет 30 816 тыс. руб. Аналогичным образом рассчитываются плановые издержки на

Таблица 3

Бюджет затрат на основные материалы с графиком выплат ОАО «Воротынский маслосырзавод»

Показатель Квартал

1 2 3 4

Объем производства продукции, т 1 270 1 410 1 670 1 690

Требуемый объем сырья на единицу продукции. т 0 2 0 2 0 2 0 2

Требуемый объем сырья за период, т 2 540 2 820 3 340 3 380

Запасы сырья на конец периода, т 282 334 338 315

Общая потребность в материалах, т 2 822 3 154 3 678 3 695

Запасы сырья на начало периода, т 254 282 334 338

Закупка материалов, т 2 568 2 862 3 344 3 357

Стоимость закупок материалов, тыс. руб. 30 816 34 344 40 128 40 284

График денежных выплат

Счета кредиторов на начало года, тыс. руб. 11 050

Оплата за материалы квартала 1, тыс. руб. 15 408 15 408

Оплата за материалы квартала 2, тыс. руб. 17 172 17 172

Оплата за материалы квартала 3, тыс. руб. 20 064 20 064

Оплата за материалы квартала 4, тыс. руб. 20 142

Платежи всего, тыс. руб. 26 458 32 580 37 236 40 206

сырье для всех остальных периодов. Отметим, что планируемый объем запасов сырья на конец последнего периода оценивается индивидуально, а не в составе общей процедуры. В нашем случае — это 315 т, приведенные в составе блока исходных данных.

Расчет графика выплат производится аналогично графику получения денег. В первом квартале предприятие планирует погасить кредиторскую задолженность, имевшую место на начало года (см. начальный баланс), которая составляет 11 050 тыс. руб. В соответствии с договоренностью с поставщиком сырья (см. блок исходных данных) предприятие должно оплатить за поставки сырья первого квартала 50 % стоимости закупок, что составляет 15 408 тыс. руб. Во втором квартале предприятие планирует погасить задолженность по закупке сырья в первом квартале и уплатить 50 % стоимости сырья, приобретенного во втором квартале и т. д. При планировании четвертого квартала мы предполагаем кредиторскую задолженность на конец года в объеме 50 % от стоимости сырья, планируемого к закупке в четвертом квартале. Эта сумма составляет 20 142тыс. руб. и помещается в итоговом балансе предприятия в статье кредиторская задолженность.

Бюджет прямых затрат на оплату труда — это количественное выражение планов относительно затрат компании на оплату труда основного производственного персонала. Бюджет затрат на оплату труда основного персонала на предприятиях молочной промышленности составляется исходя из принятой на предприятии системы оплаты. Как бы сложна ни была система оплаты, ее плановый расчет всегда можно формализовать в виде соответствующих таблиц. В настоящем примере рассмотрим сдельно-повременную систему оплаты. В соответствии с этой системой допустим, что имеется норматив затрат прямого труда на 1 т готовой продукции, который составляет 0.8 ч. Один час затрат прямого труда оплачивается исходя из норматива, предположим, что он равен 30 руб. за час. В итоге планируется бюджет времени и денежных затрат на оплату прямого труда, который представлен в табл. 4. В том случае, когда бюджетирование проводится на более детальном временном базисе, например каждый месяц, суммы денег, которые учтены как издержки (начислены), и суммы денег, которые будут уплачены, не обязательно совпадают. В частности, если оплата труда производится, например, 10-го числа каждого месяца, то сумма заработной платы, которая начисляется в феврале, будет запланирована к выплате в марте.

Если на предприятии накопилась задолженность по оплате труда или существует вероятность,

Таблица 4

Бюджет затрат прямого труда ОАО «Воротынский маслосырзавод»

Показатель Квартал

1 2 3 4

Объем производства продукции, т 1 270 1 410 1 670 1 690

Затраты труда основного персонала, ч/т 0,8 0,8 0,8 0,8

Итого затраты труда персонала, ч 1 016 1 128 1 336 1 352

Стоимость одного часа, руб. /ч 30 30 30 30

Оплата труда основного персонала, руб. /сотрудник 30 480 33 480 40 080 40 560

что предприятие не сможет выплачивать заработную плату в установленные сроки, то дополнительно к бюджету прямых затрат на оплату труда составляется график погашения задолженности по заработной плате. Этот график составляется по тому же принципу, что и график оплаты приобретенных сырья и материалов.

Бюджет общепроизводственных расходов (затрат) — это количественное выражение планов относительно всех затрат предприятия, связанных с производством молочной продукции, за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда. Производственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть (амортизация, текущий ремонт и т. д.) планируется в зависимости от реальных потребностей производства, а переменная часть использует подход, основанный на нормативах. Под нормативом понимается сумма затрат на единицу базового показателя. Для оценки нормативов затрат используют различные базовые показатели. Расчет нормативов производится на основе данных предшествующих периодов с возможными корректировками на инфляцию и некоторые конъюнктурные факторы.

Бюджет общехозяйственных расходов — это плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции. К управленческим расходам относят затраты на содержание отдела кадров, отдела АСУ, отопление и освещение помещений непроизводственного назначения, услуги связи, налоги, проценты по полученным кредитам и т. д. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер, переменная часть планируется с помощью норматива, в котором роль базового показателя, как правило, играет объем проданных товаров (в натуральном или денежном выражении) [5].

Составив описанные ранее предварительные бюджеты, можно приступать к формированию основного финансового бюджета, которое начинается с формирования прогнозного отчета о прибылях и убытках (отчета об изменении финансового состояния) предприятия. Прогнозный отчет о прибылях и убытках — это форма финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результаты планируемой деятельности. Он составляется на основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов, для того чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в бюджете денежных средств. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль. Наиболее ответственным и сложным этапом здесь является оценка себестоимости, так как на предприятиях молочной промышленности ассортимент продукции разнообразен по видам, технологии изготовления, срокам созревания и условиям хранения. Для того чтобы сделать процесс оценки себестоимости адекватным процессу оперативного финансового планирования, необходимо построить модель себестоимости, с помощью которой происходит автоматический пересчет себестоимости в зависимости от изменения факторов потребления ресурсов и цен по каждой группе молочной продукции. Вся совокупность потребляемых предприятием ресурсов представляется в виде стандартного набора, который может расширяться в зависимости от планов освоения предприятием новых видов продукции. Для каждого вида ресурса устанавливается расходный коэффициент ак, который определяет потребление /-го ресурса к-м продуктом. Помимо этого оценивается цена каждого /-го ресурсар/. Модель оценки себестоимости наглядно можно представить в виде двух следующих табл. 5, 6.

С помощью представленных в табл. 6 и 7 данных расчет себестоимости производится с помощью следующей формулы:

Себестоимость

единицы продукции = = СИ* р1 + СИ* р2 +... + СМ *pN к ' Плановый отчет о прибылях и убытках содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций предприятия и тем самым позволяет проследить влияние индивидуальных смет на годовую смету прибылей. Если сметная чистая прибыль необычно мала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, необходимы дополнительный

Таблица 5

Модель оценки себестоимости в виде расходных коэффициентов

Наименование Продукт 1 Продукт 2 Продукт 3 Продукт 4

Ресурс 1 С11 С12 С13 СШ

Ресурс 2 С21 С22 С23 С2N

Ресурс «,

Ресурс М СМ1 СМ2 СМ3 СМN

Таблица 6

Модель оценки себестоимости в виде цен ресурсов

Наименование Ресурс 1 Ресурс 2 Ресурс 3 Ресурс М

Цена ресурса р1 р2 р3 рN

анализ всех составляющих сметы и ее пересмотр.

Следующим шагом, одним из самых важных и сложных шагов в бюджетировании, является составление бюджета движения денежных средств. Он является итоговым и наиболее важным во всей схеме бюджетирования. В нем собираются вместе итоговые числовые финансовые показатели каждого частного бюджета. В табл. 7 приведен бюджет движения денежных средств для рассматриваемого примера. Как видно из анализа данных табл. 6, полученный бюджет является дефицитным. Таким образом, необходимо предусмотреть дополнительные источники финансирования, которые в рамках рассматриваемого примера сводятся к банковскому кредитованию. Технологически в таблицу бюджета вводится дополнительный блок «Финансирование», в котором предусматриваются получение кредита и его возврат, а также выплата банку процентного вознаграждения.

В 2007 г. предприятиям молочной промышленности Нижегородской области были выделены льготные кредиты на закупку сырья на сумму около 500 млн руб. с субсидированием 2/3-процентной ставки Центробанка из Федерального бюджета. Также предоставлялись льготные инвестиционные кредиты на приобретение оборудования на сумму 30 млн руб. с субсидированием 1/2-процентной ставки рефинансирования Центробанка из областного бюджета.

Завершает систему бюджетов плановый баланс предприятия. Он представляет собой описание состояния активов и пассивов компании на конец планового периода. Таблица 8 иллюстрирует плановый баланс предприятия.

Сумма активов и пассивов баланса должна совпадать, что является подтверждением правильности составления бюджета и является результатом использования системы двойной записи, принятой в бухгалтерском учете.

Таблица 7

Бюджет движения денежных средств (тыс. руб.) ОАО «Воротынский маслосырзавод»

Таблица 8

Баланс предприятия на начало и конец планового периода ОАО «Воротынский маслосырзавод», тыс. руб.

Показатель Квартал

1 2 3 4

Денежные средства на начало отчетного периода 4000 4500 5200 4400

Поступление денежных средств от потребителей 23800 26100 31200 34400

Денежные средства в распоряжении 27800 30600 36400 38800

Расходование денежных средств на:

основные материалы 26458 32580 37236 40206

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оплата труда основного персонала 1200 1300 1350 1300

производственные накладные расходы 1300 1100 900 1400

затраты на сбыт и управление 600 400 500 400

покупка оборудования 1000 - - 600

Всего денежных выплат 30558 35380 39986 43906

Избыток (дефицит) денег (2758) (4780) (3586) (5106)

Получение кредита 10000 10000 - -

Погашение кредита - - - 1500

Выплата процентов 370 740 740

Итого, денежный поток 10000 19630 18890 18150

Денежные средства на конец отчетного периода 7242 12092 7766 420

Активы 01.01... х 31.12... х

Оборотные активы

Денежные средства 4000 420

Счета дебиторов 7000 600

Запасы сырья 3048 3780

Запасы готовой продукции 1056 1120

Всего оборотных средств 15104 5920

Основные средства 12505 12306

Земля 5620 5620

Итого активы

Обязательства:

Текущие обязательства:

Счета к оплате 11050 20142

Банковский кредит - 18500

Итого обязательства и капитал

Проверка баланса

ятия в целом и по отдельным центрам финансовой ответственности; планировать движение денежных средств и движение товарно-материальных ценностей; планировать доходы и расходы организации; строить и оценивать внутренние показатели ликвидности и рентабельности предприятия и отдельных ее бизнесов. Организация получает возможность осмысленно двигаться к поставленным целям [6].

Выгоды качественного составления бюджетов и контроля за их исполнением окупают затраты на их внедрение и разработку. Безусловно, очень многое зависит от специфики деятельности предприятия, но даже небольшим молокоперерабатывающим предприятиям рекомендуется внедрять и применять бюджетирование (например, в сокращенном варианте).

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования предприятия. Финансовые потоки организации становятся для руководителя прозрачными. Появляется возможность определять приоритеты платежей; отслеживать и контролировать финансовые результаты деятельности предпри-Литература

Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. — М.: Финансы и статистика, 2002.

Коханова Т. А. Анализ перспектив развития отдельных отраслей промышленности в свете вступления России в ВТО // Управление компанией. — 2007. — №12. — 52.

Райн Б. Стратегический учет для руководителей. — М.: Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998. Савчук В. П. Финансовый менеджмент предприятий: практические вопросы с анализом деловых ситуаций. — Киев: Издательский дом «Максимум», 2001.

Дука. Б. Бюджетирование: где «спотыкаются» ваши финансы // Экономика и жизнь. — 2007. — № 12. — С. 46. Щиборщ К. В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России // Финансовый менеджмент. — 2004. - №2.

Коваленко Ю. С., Линник В. Г. Нормативный метод планирования, учета, контроля и анализа затрат в животноводстве. — М.: Агропромиздат, 1990. — С. 197.

Портер М. Конкуренция. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

Любушин Н. П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н. П. Любушина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях: Утверждено Министерством сельского хозяйства РФ от 06.06.2003 № 792.

1

2

3

4

5

6

7

8 9

10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.